В период раннего царства в египте жены пользовались имущественной самостоятельностью или нет

Обновлено: 28.05.2024

Додинастический период (конец $V$ тыс. – сер.$IV$ тыс до н. э.) - последний доисторический период на территории Египта, который характеризуется завершением распределения родоплеменных отношений и образованием социально дифференцированного общества и как следствие, возникновением первых древнеегипетских рабовладельческих государств (вторая пол. $IV$ тыс. до н. э.).

Первый додинастический период

В начале $4$ тыс. до н.э. оседлый земледельческий образ жизни становится господствующим у племен нильской долины, которые представлены амратской и негадской культурами, обнаруженными на территории Верхнего Египта. Появляются поселения, с укрепленными стенами, что свидетельствует об оседлости вследствие всё большего развития ирригационного земледелия. Растет количественный состав населения, о чем говорят могильники этой культуры – они крупнее бадарийских. Расширяется производство металлических изделий: кроме медных предметов обихода появляются первые золотые украшения. Черная и красная керамика украшается резными и расписными узорами, символические знаки на ней некоторые исследователи трактуют как обозначения частной собственности (сосуды с одного захоронения имеют обычно один и тот же знак). С этого времени до нас дошли также статуэтки пленников, со связанными сзади руками. Скорее всего, они выполняли функцию прислуги.

Имущественное расслоение было ещё незначительным: люди того времени мало отличались друг от друга по уровню своего богатства. Найденные погребения не позволяют выделить такие, что отличались бы особенной роскошью от остальных и поэтому могли бы принадлежать племенным вождям, которые хотя бы в некоторой степени приближались по своему положению к древнейшим царям. Таким образом, можно сказать, что общество сохраняло еще относительную социальную однородность.

Второй додинастический период

В середине $IV$ тысячелетия на смену амратской культуре приходит герзейская культура. Развитию орошения приводит к увелечению урожайности земледелия, и родовая земледельческая община трансформируется в соседскую. В ней происходит социальная дифференциация и разделение труда - ремесло отделяется от земледелия, скотоводство вытесняет охоту.

Готовые работы на аналогичную тему

Необходимость поддержания и расширения ирригационных систем требовала объединения общин в более крупные образования. Независимо от того, каким путем происходило объединение (мирным или насильственным), одна из общин так или иначе занимала господствующие позиции по отношению к остальным. Именно ее селение превращалось в административный, военный и религиозный центр объединенной общины, а ее элита захватывала политические, военные и жреческие функции. Со временем процесс объединения привел к появлению к концу $34$ в. до н.э. крупных территориальных образований – номов, которые сегодня считаются первыми протогосударствами Древнего Египта. Во главе нома стоял номарх, бывший родовой старейшина, а теперь, с появлением государства, местный царек, который был главным администратором, возглавлял номовое ополчения, выступал в роли верховного жреца номового культа, руководил ирригационным строительством. В $33$ в. до н.э. возросшая потребность в создании общеегипетской оросительной системы обусловила политическое объединение всей долины Нила. В результате борьбы номов за политическое господство возникло два государства – нижнеегипетское со столицей в Буто и верхнеегипетское со столицей в Нехене (Иераконполь).

Основным религиозным культом в Нижнем Египте стал культ Сета, а в Верхнем Египте – культ Гора.

Ранее царство

Однако в правление $II$ династии усилился сепаратизм в Нижнем Египте, который стремился выйти из-под власти Верхнего Египта и отвоевать свою независимость. Стремясь подавить эти движения, цари прибегали как к насилию, так и к политике примирения. Но, по-видимому, к концу царствования $II$ династии Нижний Египет был покорен.

Об особенностях государственного устройства Египта Раннего царства нам известно, прежде всего, по исследованиям царских гробниц в Абидосе и современной Саккаре к западу от Мемфиса (эти города служили в качестве царских резиденций), а также по захоронениям вельмож. В эпоху Раннего царства сформировался многочисленный государственный аппарат, который обеспечивался государственным землевладением - крупными хозяйствами, в которых трудились принадлежащие государству подневольные работники. Существовали сельские общины, обязаны государству налогами и повинностями. В больших масштабах проводились ирригационные работы. Кроме хорошо известных египтянам медных орудий также широко распространенными были и каменные орудия труда.

Египтом поддерживал активные контакты с внешним миром. Каменные сосуды египетского производства периода Раннего царства находят по всему Восточному Средиземноморью; египтяне доставляют из Финикии и Сирии дерево для строительства (дуб и ливанский кедр), ввозят с Синайского полуострова малахит, медь и бирюзу, изучают пути по Ливийской и Аравийской пустыням. Египет сохраняет контроль над Северной Нубией, установленный еще при Менесе. Цари $I$ династии воюют на азиатских рубежах, и захватывают там богатую добычу: пленников и скот.

Единство Египта восстановил последний царь $II$ династии Хасехемуи. Базой Хасехемуи был Верхний Египет; Нижний Египет он завоевал, подвергнув сокрушительному разгрому (надпись на его статуи говорит об истреблении или похищения почти тысяч человек). Так единство Египта было возобновлено, и он вступил в новый период – период Древнего царства.

Раннее царство - это время правления в Египте I и II манефоновских династий, охватывающих более чем двухсотлетний период истории динамического Египта (ок. 3000-2800 гг. до х.э.).

Манефон считает объединителем Египта царя по имени Менес (Мина), основателя I династии. Его, вероятно, можно отождествить с царем, носящим в древнейшей египетской летописи тронное имя Хор-Аха ("Хор Боец"). Однако он не был первым верхнеегипетским правителем, претендовавшим на власть во всем Египте. Так называемая палетка Нармера, одного из додинастических правителей Верхнего Египта, найденная при раскопках Иераконполя, повествует в символической форме о победе этого царя над жителями Нижнего Египта. Нармер представлен на этой рельефной табличке во время своего триумфа увенчанным объединенной короной Верхнего и Нижнего Египта. По-видимому, некоторые предшественники Нармера также претендовали на господство над всем Египтом, Менее же возглавил список египетских царей, дошедший до нас благодаря сочинению Манефона, вероятно, потому, что именно с него началась в Египте прочная летописная традиция. Но и при Менесе, так же как и при его предшественнииках, да и последователях, достигнутое единство страны не было еще окончательным. Покоренный Нижний Египет долго еще не желал призвать свое поражение, и там в течение почти всего Раннего царства происходили кровавые военные столкновения.

Цари первых двух династий были родом, по-видимому, из верхнеегипетского нома Тиниса, находившегося в средней части Верхнего Египта. В Тинисском же номе, в окрестностях г. Абидос, в будущем прославившегося как центр почитания бога мертвых Осириса, были обнаружены при раскопках гробницы царей Раннего царства - Джера, Семерхета, Каа и др. В составе имен этих царей, как и в составе имени царя Хор-Аха, упоминался бог в виде сокола - Хор, покровитель большинства царей Раннего царства.

Об уровне развития производительных сил тогдашнего общества можно судить по орудиям производства, в изобилии дошедшим до нас из раннединастических погребений. Это прежде всего изделия из меди - плоские рабочие топоры, ножи, тесла, гарпуны, рыболовные крючки, вилы, наконечники деревянных мотыг; кроме того, боевые топоры с закругленными лезвиями, кинжалы, чаши и сосуды различных форм. Но наряду с медными найдено много и каменных, особенно кремневых орудий и предметов обихода различного назначения. В погребениях найдены также деревянные орудия труда, изделия из слоновой кости, украшения из египетского фаянса, разнообразная керамическая посуда, изготовленная еще без применения гончарного круга. В строительстве применялись в основном необожженный кирпич, дерево; использование камня в строительстве было еще очень ограниченно и носило вспомогательный характер (притолоки и т.п.).

Итак, Египет периода Раннего царства жил в эпоху медно-каменного века. Но уже была создана и постоянно совершенствовалась и расширялась ирригационная система страны, что давало возможность использовать преимущества природных условий Нильской долины. Все это способствовало тому, что при низком еще техническом уровне был достигнут огромный рост производительности труда, прежде всего в земледелии, появился прибавочный продукт, следовательно, возникла и возможность его присвоения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Быстрому прогрессу страны способствовало также то, что почти все необходимое для себя египтяне находили или в самой долине, или же в непосредственной близости от нее. Повсюду встречались разнообразные породы камня, в том числе мягкого, легкого в обработке известняка. Рощи акаций, в это время еще обширные, давали строительный лес; некоторые сорта древесины доставлялись из Ливана морем, другие получали из Центральной Африки. Заросли папируса, который широко применялся египтянами как для производства своеобразной "бумаги", так и для плетения папирусных судов, использовавшихся при рыбной ловле и охоте на водоплавающую птицу в тихих заводях Дельты, также были неисчерпаемым источником сырья. Молодые побеги папируса шли в пищу. Нил славился изобилием рыбы, основного нерастительного продукта питания простых египтян.

Медь, как и в додинастические времена, египтяне добывали в копях Синайского полуострова, золото - к востоку от долины, в пустыне, а позже - на юге, в Нильской Эфиопии.

Из злаковых культур, выращивавшихся в Египте в период Раннего, а также Древнего царства, основной культурой был ячмень, который со временем стал отчасти вытесняться пшеницей-двузернянкой. Широко было развито скотоводство. Памятники свидетельствуют о существовании различных пород крупного рогатого скота, овец, коз, ослов, свиней. Развиваются (особенно интенсивно в Дельте) садоводство, огородничество, виноградарство. Дошедшие до нас из погребений того времени полотна свидетельствуют о развитии льноводства и ткачества. Египтяне занимались также рыболовством, разведением водоплавающей птицы, охотой.

Создание и упрочение единого государства - процесс сложный и длительный, растянувшийся практически на весь период Раннего царства. Объединение Египта не могло конечно, не внести существенных изменений в структуру управления страной, руководства огромной ирригационной системой Египта, забота о расширении, усовершенствовании, нормальном функционировании которой лежала на царской администрации.

Период Раннего царства - это время становления общеегипетского государственного аппарата. Надписи I и II династий изобилуют названиями многих ведомств и должностей, существовавших ранее или впервые возникавших в связи с усложнением хозяйственного и административного управления, как в центре, так и в номах, на протяжении всего Раннего царства: Эти изменения связаны, по-видимому, с поисками оптимальных форм управления, а также учета и распределения производимых материальных ценностей.

Очень скудны и фрагментарны наши знания об общественных отношениях египтян во времена Раннего царства. Известно, что существовало большое многоотраслевое царское хозяйство, включавшее в себя пашни и пастбища, виноградники и сады, пищевое ведомство, ремесленные мастерские и судостроительные верфи. Оттиски печатей царского хозяйства I и II династий дошли до нас не только из царских гробниц, но и из погребений тогдашних вельмож и многочисленных мелких чиновников, которые, по-видимому, получали довольствие из царского хозяйства. Естественно предположить, что кроме царского хозяйства - "дома царя" и "дома царицы" - должны были существовать и нецарские хозяйства. Однако сведения о них практически отсутствуют. Но если судить по роскошным для того времени погребениям знати, немногим отличающимся от царских погребений, знать эта, происходившая из номов и тесно с ними связанная, сохраняла большую экономическую самостоятельность и, вероятно, располагала еще значительными наследственными хозяйствами. О людях, работавших в царском хозяйстве и в хозяйствах знати, и методах эксплуатации людей, вовлеченных в эти хозяйства, мы сведений не имеем, они появятся в более поздний период, уже в эпоху Древнего царства. Анализ погребений периода I и II династий позволяет только сделать вывод о резком имущественном неравенстве в Египте уже в эту раннюю пору его общественного развития: наряду с богатыми погребениями знати известны более скромные погребения людей, занимавших, вероятно, определенное положение в египетском административном и хозяйственном аппарате, в хозяйствах царя и вельмож; обнаружены и совсем бедные погребения (просто неглубокие ямки на краю пустыни) низших слоев египетского общества.

Мало что мы знаем и об исторических событиях тех далеких веков. Цари первых двух династий вели постоянные войны с ливийскими скотоводческими племенами, захватывая много скота, приводя в Египет пленных. Появлялось египетское войско и в горах Синая, защищая медные копи от набегов переднеазиатских пастушеских племен; египтяне проникают также за первые нильские пороги, в Нубию. Но больше всего сведений дошло до нас о военных столкновениях в Нижнем Египте: борьба с непокорным и бунтующим Севером продолжается до конца II династии. Еще Менесу приписывается основание "Белых стен" (Мемфиса) - города, возникшего на левом берегу Нила в преддверии Нижнего Египта на стыке его с Верхним Египтом, - крепости и опорного пункта господства южан над Дельтой. Междоусобные войны на Севере завершились окончательной победой Юга при царе II династии Хасехемуи, который жестоко подавил последнее восстание в Дельте. Символически изображая свою победу над Нижним Египтом на подножиях двух своих статуй, он приводит на них в цифры павших в этой последней битве врагов - около 50 тыс. северян.

В период Раннего царства происходит и какая-то внутридинастийная борьба, внешним выражением которой стала замена в тронном имени царя бога Хора, божественного покровителя царей Раннего царства, богом Сетхом - вечным противником Хора. Затем был достигнут временный компромисс, и имена Хора и Сетха соседствуют в тронном имени одного из царей II династии; впоследствии же Хор одерживает полную победу над своим противником, и Сетх изгоняется из тронного царского имени.

Поражение Севера и прекращение династических распрей привели к концу II династии к окончательному объединению страны, открывшему новую эпоху в истории Египта - эпоху Древнего царства. Мемфис становится столицей единого государства. Согласно наиболее распространенному мнению, к одному из названий этого города - Хет-ка-Птах, что значит "Усадьба двойника Птаха" - главного бога столицы, - и восходит греческое Айпоптос и наше наименование страны - Египет.

1. В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе царства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

2. Государство становится более строго централизованным, так как прежние относительно самостоятельные правители номов теряют последнюю долю своей самостоятельности, полностью подчинившись единому правителю – фараону.

Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти сосредоточились в руках фараона. Все важные дела государства (мероприятия по орошению, военные походы, суд, наложение повинностей и освобождение от них) проводились под общим его руководством.

3. Институт власти фараона сложился в Египте еще в период объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью самого первого фараона Мина (Менеса) в IV тыс. до н. э.

После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник – везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

В период расцвета Среднего царства фараоны, стремясь к объединению государства и укреплению центральной власти, пытаются ограничить власть номархов, заменяя старых, независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. Главной опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее его.

4. Основной чертой государственного строя в период Нового царства являлось укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, которые, в свою очередь, делились на области (номы). Во главе каждого округа стоял особый наместник фараона, что еще более способствовало централизации управления. Вся власть в номах сосредоточивалась в руках царских чиновников.

5. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседских территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящихся на полном содержании фараона. Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев. В период Среднего царства возникает кадровое офицерство, начинают формироваться царская гвардия и личная охрана царя.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства – специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

6. Древние египтяне выводили свое законодательство из божественных установлений, и поэтому нормы древнеегипетского права были одновременно нормами религиозного происхождения и назначения. Различия между частным и публичным правом не проводились, но имелись общие законы в письменной форме.

7. Семейное право. Весьма характерным было равноправие мужчины и женщины в частных и публичных сферах жизни. Брак заключался на основе договора между мужем и женой. Приданое жены оставалось в ее собственности, что определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон.

В Египте долгое время существовал матриархат, но вскоре главой семьи становится муж. Женщина могла владеть собственностью и отчуждать ее, быть стороной в договоре, вести дело в суде, составлять завещание. При содействии отца или мужа она могла выступать свидетелем. Брак был моногамным, но делались исключения для царей и вельмож.

8. Наследственное право. Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. В отсутствие детей жена становилась единственной наследницей. На детей как наследников возлагались расходы по захоронению своих родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании.

9. Договорные отношения. Вначале собственность передавалась на основе устной договоренности и в присутствии официальных лиц, а затем оформлялась при помощи писца особой записью. Впоследствии передача собственности стала сопровождаться особым ритуалом: помимо составления договора и подтверждения его принесением клятвы необходимо было совершить обряд ввода покупателя во владение.

Движимое имущество могло находиться в частной и иной собственности и быть предметом различных сделок.

10. Характерной чертой уголовного права египтян было то, что оно отличалось сравнительной мягкостью и лишь в ограниченной степени устанавливало кровную месть.

Существовали следующие виды преступлений:

? посягательства на государственный и общественный строй;

? против чести и достоинства;

Главной целью судебного разбирательства и выносимых решений было пресечение возможности повторного преступления. Так, фальшивомонетчикам отрубали обе руки, виновных в выдаче государственной тайны лишали языка. Существовало стремление мотивировать правовые нормы в соответствии с этической нормой, в основу которой был положен принцип равноценности, выражавшийся в форме требования справедливости и законности.

11. Судебный процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. В качестве средств доказывания выступали свидетельские показания, клятвы. Делопроизводство велось в письменной форме.

Сообщество Империал: Правовая система в Древнем Египте - Сообщество Империал

Imperial

Уважаемый Гость, прими участие в Imperial Game Awards 2021

Правовая система в Древнем Египте

Imperial

Imperial

К древнейшим источникам египетского права принадлежат обычаи, тесно связанные с мифическими предписаниями и религиозными нормами. По легенде, начало прежнему законодательству Египта положил бог Тот, который передал египетским жрецам 42-е священные книги. В древнеегипетской мифологии можно встретить описание различных правовых процедур и символов. Именно египтяне стали использовать "рычаги" как символ правосудия. Магические предсказания и ритуалы осуществляли тоже жрецы. Большое значение, как источника права, имело законодательство фараонов. Оно было довольно подвижным, а сам фараон рассматривался как постоянно действующий живой источник своих же законов. Своеобразные своды древнеегипетского права были составлены при четырех фараонах: Менесе (конец IV тысячелетия до н.э), Сазихиси в эпоху Древнего царства (ок. 2707 — 2150 до н.э.), при Рамсесе II Великом и при фараоне Бокхорича (720-715 годы до н.э.).

Во многих случаях источником права становились судебные решения фараона и верховного жреца, административные распоряжения высших должностных лиц, а также международные договоры.

Ещё в древности египетские законы содержали подробные предписания о праве собственности, её формы (царская, храмовая, общественная, частнособственническая), владения и распоряжения недвижимостью. Сделки с землей и рабами совершались по ритуалу с участием свидетелей, в том числе жрецов.

Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и деталями, а затем скреплялись подписями многих свидетелей. Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму основного долга. Сначала собственность передавалась на основании устной договоренности и в присутствии официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась с помощью переписчика особой записью (это делалось за плату). Впоследствии, передача собственности стала сопровождаться особым ритуалом, в частности, составления договора и подтверждения его принесением клятвой, необходимо было выполнить обряд ввода покупки во владение. Некоторые новации были внесены фараоном Бохорисом, правителем из XXIV династии (720-715 годы до н.э.), который вошел в историю как крупный социальный реформатор. Он ввёл запрет на оборачивание подданных в рабов за долги, запретил взимать двукратную сумму за предоставление займа. Наконец, он установил правило, согласно которому в случае заключения договора без записи - доказательством могла служить клятва.

Интересным считается положение женщин в Древнем Египте, которое явно было более независимым по сравнению с положением женщин в других странах того времени. Женщина в социальной и хозяйственной жизни общества, как и в семье, занимала высокое положение. В Египте был распространён брак-партнерство с правом голоса свободной женщины, при заключении брачного контракта, и возможностью свободно инициировать развод. Если развод начинался по инициативе мужа, жене возвращались часть приданого и часть имущества, нажитого совместно. Жена имела право на часть приданого и в том случае, если она оставляла мужа по своей воле. Вдова могла пользоваться всем семейным имуществом, но продавать или дарить могла только своё приданное на свадьбу. Брак и строительство дома считались понятиями равнозначными. Родители и близкие принимали наиактивное участие в подборе жениха и согласия молодоженов не всегда спрашивали. Браки между кровными родственниками запрещались. Но фараоны могли жениться на сёстрах и даже своих дочерях. Вместе с тем, законы и обычаи фиксировали главу семьи - мужа или брата. Мужчина мог побить палкой жену, брат - сестру, однако в "разумных пределах". Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность жены не каралась смертью. Жена, "которая обманывала и объедала своего мужа", была сожжена - говорится в одной из надписей, или, что за неверность мужчина убил жену и бросил труп собакам на съедение.

Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. При отсутствии детей, жена становилась единственной наследницей. У древних египтян была также возможность обойти предписания закона путём составления особого завещания, которое официально подлежало регистрации в пользу тех или иных детей, в том числе и дочерей. На детей, как на наследников, накладывались расходы на погребение родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети традиционно были также обязаны ухаживать за могилами родителей. С этой целью кто-то из членов семьи назначался ответственным за уходом могил и наделялся постоянным или частичным материальным фондом, которым он пользовался только по назначению и не мог распределить между своими детьми.

Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений:
1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны;
2) религиозные - убийство священных животных, чародейство;
3) против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного;
4) против собственности - кража, обмер, обвес;
5) преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Основной целью наказания было устрашение.

Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести преступления. Участники восстания подлежали поголовному уничтожению. За совершение других тяжких преступлений могли сослать на рудники. Жестокие казни предусматривались за разграбление царских гробниц, а за хищение храмового имущества взимался штраф в 100-кратном размере. Обычная кража требовала компенсации в двух- или трехкратном размере. Пострадавший мог обратиться в городе к главарю воровской касты. По возвращении вещи владелец платил вору четверть её стоимости. Подделка документов наказывалось отсечением кисти руки.

Лишение чести считалось одним из тяжких и позорных наказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неповиновение начальнику. Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.

На начальном этапе Древнего царства преступления против родственников разбирал глава семьи, позже эта функция перешла к судье. Древние тексты содержат нелестные отзывы о представителях судейского сообщества за их плутовство и предвзятость.

Есть основания полагать, что уже в древности существовал свод правовых предписаний. На одном изображении видно, что в руках вельможа держит свиток, возможно, законник. Виновные в краже имущества фараона, кроме штрафа, подлежали наказанию в 200 ударов палками и нанесению пяти ран. Рамзес издал приказ о наказании взяточников - их ссылали на каторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий, сводились до положения ремесленников: "И твой сын не будет на твоём месте в городе".

Законы, особенно обычаи, защищали культовые сооружения: "Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа - того ожидает проклятие. Кто совершит подобное - пусть сожрёт его крокодил, пусть укусит его змея. Никто на нальёт им воды, не проведёт погребальных церемоний, дети не займут его место, будут голодать". Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверными, наивными, боялись божьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. Преступников ставили к столбу и били палками, пытали, отправляли на рудники, в каменоломни, хоронили заживо. В начале царствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были раскрыты и разграблены. Стражники вступили в сговор с грабителями, младшими жрецами и чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их изъяли и без украшений и золотых масок поместили в тайном месте.

Особое место в праве Древнего Египта занимает процесс. Главной целью судебного разбирательства и принимаемых решений, было предотвращение возможности повторного преступления. Цель суда в делах управления государством - умиротворение конфликтующих сторон и их примирение. Кроме того, египтяне установили еще одно важное правило - правосудие следует отправлять милостиво, и оно должно быть для бедных таким же, как и для богатых. Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил характер соревнования с устными выступлениями сторон, письменными и устными свидетельствами. В решении указывались его законные мотивы. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство практически отсутствовало. Фактически суд не был отделен от администрации. Главой судебной власти являлся фараон. На технику изготовления законов в Древнем Египте проливает свет указ фараона Хоремхеба (середина XIV века до н.э). В нём рассказывается о том, как "искать искать правду в деле, исследуя его", фараон "лично говорит в виде указа, а писец с прибором и свитком записывает" слово в слово тому, что сказало его величество. В этом же указе имеются критерии отбора на должность судей: "Небогатые, учтивые, которые умеют судить, слушать речь царя и законы судебной палаты". Высшая судебная власть принадлежала также визирю. Высшим судебным учреждением времён Древнего царства были, так называемые, "шесть палат", главой которых называют визиря. В исключительных случаях фараон назначал особые судебные коллегии. В период Нового царства судебная власть передаются особым коллегиям: центральной, состоящей из 30 человек, окружным и городским.

Читайте также: