В каком порядке возмещается ущерб имуществу граждан в связи с аварией на гидротехническом сооружении

Обновлено: 04.05.2024

(Слайд 2) Аварийная ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, создающих угрозу возникновения аварий и других происшествий, которые могут привести к взрыву, пожару, затоплению, отравлению, гибели или травмированию (заболеванию) людей, животных, потере материальных ценностей.

Последствиями коммунальных аварий могут являться затопление жилья, выход из строя бытовой техники, повреждение транспортных средств, необходимость ремонта в квартирах, потребность в приобретении вещей, поддерживающих комфортное проживание (теплообогревателей, генераторов и т.п.). Причиненный в результате коммунальной аварии вред подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме.

. В большинстве случаев причиной аварийных ситуаций в многоквартирных жилых домах является ненадлежащее обслуживание общего имущества организациями, ответственными за содержание дома.

В иных случаях необходимо установить лицо, ответственное за причинение ущерба. Это может быть:

  • собственник жилых/нежилых помещений в МКД, в случае возникновения аварии по причине неисправности сетей, оборудования, не входящих в состав общего имущества;
  • организация, которая обслуживает систему коммунальной инфраструктуры, в случае возникновения аварии за пределами многоквартирного дома.

В любом случае авария подлежит устранению исполнителем коммунальных услуг путем принятия заявки аварийно-диспетчерской службой и ее выполнения в установленные законом и договором сроки.

Управляющая организация должна обеспечить жильцов дома контактной информацией об аварийных службах жилищного хозяйства, на обязанности которых лежит ликвидация аварий в жилых домах.

(Слайд 4) Данную сферу регулирует множество законов и подзаконных нормативных актов. Основные из них:

(Слайд 5) Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Не менее важную роль играет государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль, регулируемый ст. 20 Жилищного кодекса РФ и иными нормативными актами.

Должностные лица управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору вправе привлекать управляющие организации к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. В случае выявления специалистами управления нарушений виновных обяжут их устранить и накажут штрафом.

Помимо проверок в плановом режиме, управлением может быть проведена проверка по письменному заявлению собственников помещений в многоквартирном доме.

(Слайд 6) Для управления и контроля за техническим состоянием жилищного фонда создаются объединенные диспетчерские службы (ОДС) или районные диспетчерские службы (РДС) на микрорайоны или группы домов. Для каждой ОДС устанавливается перечень объектов диспетчеризации и контролируемых параметров инженерного оборудования.

Средства автоматизации и диспетчеризации инженерного оборудования, средства связи, контрольно-измерительные приборы и счетчики должны устанавливаться в соответствии с инструкцией завода-изготовителя по проектам, выполненным специализированной организацией, и обеспечивать соответственно поддержание заданных режимов работы инженерного оборудования, своевременную подачу сигналов о нарушениях режимов работы или аварий, проводить измерение параметров работы оборудования для визуального или автоматического контроля его работы, надежную связь нанимателей, арендаторов и собственников приватизированных жилых помещений и диспетчерской, а также диспетчерской со службами по техническому обслуживанию и аварийными службами.

Объединенные диспетчерские службы (ОДС) должны вести в специальных журналах учет заявок на оперативное устранение неисправностей и повреждений инженерного оборудования в квартирах, строительных конструкциях и других элементах зданий, контролировать по срокам и качеству выполнения.

ОДС осуществляет контроль за работой следующего инженерного оборудования:

  • лифтов;
  • систем отопления и горячего водоснабжения (тепловых пунктов, бойлерных, котельных, элеваторных узлов);
  • систем холодного водоснабжения (насосных установок, водоподкачек), канализации;
  • систем газоснабжения;
  • электрощитовых жилых домов, дежурного освещения лестничных клеток, подъездов и дворовых территорий;
  • кодовых запирающих устройств в жилых домах.

Кроме того, система диспетчеризации обеспечивает:

  • контроль загазованности технических подполий и коллекторов;
  • громкоговорящую (двухстороннюю) связь с абонентами (пассажирами лифтов, жильцами, дворниками), служебными помещениями, организациями по обслуживанию жилищного фонда, объектами другого инженерного оборудования (противопожарный водопровод, противодымная защита, пожарная сигнализация и т.д.);
  • установок и средств автоматизированной противопожарной защиты зданий повышенной этажности;
  • сигнализацию при открывании дверей подвалов, чердаков, машинных помещений лифтов, щитовых.

Служба ОДС ведет непрерывный контроль за работой инженерного оборудования, регистрирует его работу в соответствующих журналах и немедленно устраняет мелкие неисправности и аварии; о всех авариях или перерывах в работе систем водоснабжения, канализации, тепло-, электроснабжения срочно сообщает в аварийную службу организации по обслуживанию жилищного фонда, а также в специализированные организации, обслуживающие лифты, газовое оборудование, водопроводно-канализационное и др.

(Слайд 7) Аварийная заявка – это обращение собственника или нанимателя жилья, связанное с возникновением аварийной ситуации в жилом здании (происшествия, представляющие угрозу жизни и здоровью людей либо приводящее к крупным повреждениям или отказам конструкций и систем инженерных систем жилого здания).

Принимая заявки об аварийных ситуациях или неисправностях, диспетчер аварийно диспетчерской службы выясняет их причины, характер и принимает оперативные решения о взаимодействии с аварийно-ремонтными службами (АРС), в том числе занося в журнал данные об авариях, неисправностях или перерывах в работе систем инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома. Организует в установленные сроки устранение аварий и неисправностей, направляя АРС к месту аварий.

Оказание услуг диспетчерского и (или) аварийно-ремонтного обслуживания должно быть организовано круглосуточно, службы укомплектованы средствами оперативной связи, квалифицированными специалистами, транспортом, техникой (спецтехникой) и другим необходимым оборудованием и приспособлениями.

При выполнении работ (услуг) должны быть обеспечены:

— максимально короткое время дозвона потребителя (заявителя) до диспетчерской службы;

— оперативность реагирования и устранения аварийных ситуаций или неисправностей.

Заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее, чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.

Предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования)

Неисправности конструктивных элементов и оборудования Предельный срок выполнения ремонта
1 2
КРОВЛЯ
Протечки в отдельных местах кровли 1 сут.
Повреждения системы организованного водоотвода (водосточных труб, воронок, колен, отметов и пр., расстройство их креплений) 5 сут.
СТЕНЫ
Утрата связи отдельных кирпичей с кладкой наружных стен, угрожающая их выпадением 1 сут. (с немедленным ограждением опасной зоны)
Неплотность в дымоходах и газоходах и сопряжения их с печами 1 сут.
ОКОННЫЕ И ДВЕРНЫЕ ЗАПОЛНЕНИЯ
Разбитые стекла и сорванные створки оконных переплетов, форточек, балконных дверных полотен в зимнее время в летнее время 1 сут. 3 сут.
Дверные заполнения (входные двери в подъездах) 1 сут.
ВНУТРЕННЯЯ И НАРУЖНАЯ ОТДЕЛКА
Отслоение штукатурки потолка или верхней части стены, угрожающее ее обрушению 5 сут. (с немедленным принятием мер безопасности)
Нарушение связи наружной облицовки, а также лепных изделий, установленных на фасадах со стенами Немедленное принятие мер безопасности
ПОЛЫ
Протечки в перекрытиях, вызванные нарушением водонепроницаемости гидроизоляции полов в санузлах 3 сут.
ПЕЧИ
Трещины и неисправности в печах, дымоходах и газоходах, могущие вызвать отравление жильцов дымовыми газами и угрожающие пожарной безопасности здания 1 сут. (с незамедлительным прекращением эксплуатации до исправления)
САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Течи в водопроводных кранах и в кранах сливных бачков при унитазах 1 сут.
Неисправности аварийного порядка трубопроводов и их сопряжений (с фитингами, арматурой и приборами водопровода, канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления, газооборудования) Немедленно
Неисправности мусоропроводов 1 сут.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Повреждение одного из кабелей, питающих жилой дом. Отключение системы питания жилых домов или силового электрооборудования При наличии переключателей кабелей на воде в дом — в течение времени, необходимого для прибытия персонала, обслуживающего дом, но не более 2 ч
Неисправности во вводно-распредительном устройстве, связанные с заменой предохранителей, автоматических выключателей, рубильников 3 ч
Неисправности автоматов защиты стояков и питающих линий 3 ч
Неисправности аварийного порядка (короткое замыкание в элементах внутридомовой электрической сети и т.п.) Немедленно
Неисправности в электроплите, с выходом из строя одной конфорки и жарочного шкафа 3 сут.
Неисправности в электроплите, с отключением всей электроплиты 3 ч
Неисправности в системе освещения общедомовых помещений (с заменой ламп накаливания, люминесцентных ламп, выключателей и конструктивных элементов светильников) 7 сут.
ЛИФТ
Неисправности лифта Не более 1 сут.

Примечание. Сроки устранения отдельных неисправностей указаны с момента их обнаружения или заявки жильцов.

Впрочем, некоторые эксперты считают, что многие временные рамки в постановлении не совсем корректны. Например, на устранение в кровле протечек дают сутки, хотя за это время могут всего лишь локализовать аварию, чтобы по потолкам не текла вода. А серьезный ремонт поврежденного участка займет куда больше времени.

Другой пример. На замену лампочки отводится неделя! Хотя это дело пяти минут. При аварии или неисправности жилец должен в первую очередь позвонить дежурному диспетчеру ТСЖ или управляющей компании. Заявку принимают, сообщают ее номер. А если опередили с жалобой, пояснить, что проблема известна, и рассказать, что конкретно делают. Также обязаны назвать номер заявки.

Если проблема серьезная, касается не одного дома — допустим, повреждение магистралей водопровода, канализации, теплоснабжения, телефонной сети, — районная аварийная служба передает информацию городским коллегам и следит за выполнением работ до полной ликвидации аварии и устранения последствий.

Техническое обслуживание инженерных сетей, несанкционированное вмешательство в работу которых запрещено

(Слайд 16) Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием осуществляется путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

Системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии.

Организации по обслуживанию жилищного фонда (УК, ТСЖ/ЖСК и т.д.) обязаны своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования.

Реконструкция, капитальный ремонт и наладка систем должна производиться, как правило, специализированными монтажными и наладочными организациями.

Внутридомовые системы газоснабжения

Собственники и наниматели жилья обязаны обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения. А также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета газа и об иных нарушениях, возникающих при пользовании газом в быту.

Монтаж и демонтаж газопроводов, установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединение их к газопроводам, системам поквартирного водоснабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями.

Самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускаются. Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией.

Ремонт дымоходов и вентиляционных каналов допускается производить лицам, имеющим соответствующую подготовку, под наблюдением инженерно-технического работника организации по обслуживанию жилищного фонда.

О всех случаях наличия запаха газа или повреждения сети необходимо срочно сообщить аварийной службе эксплуатационной организации газораспределительных систем по телефону.

Организация по обслуживанию жилищного фонда обязана обеспечить проветривание загазованного и ближайшего к нему помещения с предварительным предупреждением жильцов о немедленном прекращении пользования открытым огнем, газовыми и электрическими приборами, электрозвонками при обнаружении запаха газа в любом помещении дома.

При обнаружении запаха газа в техническом подполье, подвале, служебном помещении, колодце запрещается пользоваться открытым огнем, курить, включать и выключать электроосвещение; открытые входы или люки должны быть ограждены, вблизи загазованных мест запрещается производство огневых работ и пребывание машин с работающими двигателями.

Проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должна оформляться актами.

Самовольные ремонты, переделки и наращивание дымоходов и вентиляционных каналов не допускаются.

После каждого ремонта дымоходы и вентиляционные каналы подлежат проверке и прочистке независимо от предыдущей проверки и прочистки в сроки, установленные в актах.

Содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами следует осуществлять специализированной организацией.

Ликвидацию сбоев в работе лифтов в вечернее, ночное время и выходные дни должна осуществлять аварийная служба.

Управляющая организация привлекается к ответственности за возникновение коммунальной аварии в случае неисполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом. Чаще всего собственники жилых помещений вынуждены обращаться в суд. Помимо суммы убытков исполнителю, признанному виновным в причинении ущерба, приходится возмещать истцу также и судебные расходы. Для обращения в суд с требованием о возмещении ущерба, причиненного в результате коммунальной аварии, необходимо достоверно установить, а в дальнейшем доказать факт произошедшей коммунальной аварии и вину обслуживающей организации.

Поэтому, чтобы добиться возмещения причиненного ущерба следует придерживаться следующего алгоритма действий:

Для составления акта создается комиссия, которая фиксирует виды, размер (объем) повреждений и, самое главное, причину аварии.

Один экземпляр акта обязательно передается владельцу квартиры.

  1. Имея акт о причинении материального ущерба, необходимо определить и его размер.

Для этого можно провести независимую оценку с привлечением сторонней экспертной организации. Она составит смету средств, которые потребуются для проведения восстановительных работ.

Также можно произвести восстановительные работы (например, покрасить пол, наклеить новые обои, отремонтировать телевизор) за свой счет. Но при этом нужно сохранять документы, подтверждающие факт восстановления утраченного имущества (чеки, квитанции, договора выполнения работ и др.).

В случае, если исполнитель услуг на данное заявление не реагирует или отказал в удовлетворении требования, следует обращаться в суд с исковым заявлением.

Спасибо за внимание!

При работе с опасными производственными объектами и гидротехническими сооружениями возможен риск последствий в виде аварий и иных чрезвычайных ситуаций. На данный момент ни в законодательстве, ни в судебной практике не сформирован единый подход к определению источников финансирования ликвидации последствий аварий на производстве, а также перечень лиц, ответственных за ликвидацию таких последствий.

В качестве финансовых источников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве законодателем предусматривается обязательное формирование эксплуатирующими организациями финансовых резервов для локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве, а также возможность финансирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за счет резервного фонда в установленных законом случаях.

В рамках настоящей статьи нами будут рассмотрены способы и порядок создания финансовых резервов для ликвидации последствий аварий, иных чрезвычайный ситуаций на производстве, а также источники финансирования мероприятий по ликвидации таких последствий в случае банкротства предприятия.

I. Когда создаются финансовые резервы

Действующее законодательство предусматривает следующие случаи обязательного формирования финансовых резервов в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

1. При эксплуатации опасных производственных объектов.

Отсутствие документарного подтверждения наличия резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий является нарушением требований промышленной безопасности и, как следствие, основанием для привлечения эксплуатирующей организации к административной ответственности в порядке статьи 9.1 КоАП РФ.

2. При получении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, а также в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности.

Однако нужно учитывать, что аннулирование лицензии является крайней мерой в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, применяемой судом только после того, как лицензиат уже был привлечен к административной ответственности, уже понес наказание, но все же не устранил допущенные им нарушения.

3. С целью ликвидации чрезвычайных ситуаций.

По общему правилу, государство не несет ответственности по долгам (обязательствам) юридических лиц и граждан. Однако отсутствие денежных средств у организаций требует государственного финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, поскольку от этого зависит защита окружающей среды, жизни и здоровья граждан. Таким образом, в противоречие общему правилу государство фактически несет субсидиарную ответственность в случае недостаточности средств у причинителя вреда.

4. При эксплуатации гидротехнических сооружений.

Необходимо обратить особое внимание на обязанность по созданию финансовых ресурсов для ликвидации последствий на производстве, закрепленную в законе как за собственниками гидротехнического сооружения, так и за эксплуатирующими организациями.

Соответственно, несоблюдение обязанности по созданию финансовых ресурсов может повлечь административную ответственность в порядке ст. 9.2 КоАП РФ как собственников гидротехнических сооружений, так и эксплуатирующих организаций (7. Подобные выводы содержатся в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 № 17АП-4570/2015-АКу по делу № А60-122/2015).

Усиленные меры законодателя по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений продиктованы их длительным износом, а также тем, что большинство из них не подвергались ремонту с момента создания предприятия. Несоблюдение эксплуатирующими организациями, а также собственниками гидротехнических сооружений условий безопасности, в том числе непроведение текущего и капитального ремонта, порождает повышенные риски возникновения аварийных ситуаций на производстве.

II. Способы формирования финансовых резервов

Действующее законодательство не определяет порядок и способы формирования резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий. Ответы на указанные вопросы содержатся в отдельных разъяснениях органов государственной власти.

1) выделением на отдельном расчетном счету организации собственных денежных средств;

3) заключением договора банковской гарантии;

4) иными способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.

Нужно отметить, что суды придерживаются разъяснений Ростехнадзора при разрешении споров между производственными предприятиями (10. Речь идет о предприятиях, эксплуатирующих ОПО) и надзорными органами (11. например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 № 13АП-29714/2014).

Рассмотрим перечисленные способы подробнее.

1. Выделение денежных средств на отдельном расчетном счету организации

Данный способ формирования финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве встречается в практике чаще остальных. Документами, подтверждающими наличие сформированных финансовых резервов, являются: приказ руководителя эксплуатационной организации о создании резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, а также справка из банка о наличии соответствующей суммы на расчетном счету эксплуатирующей организации.

Так, в рамках Постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012
по делу № А66-6039/2012 суд признал неправомерным заключение надзорного органа об отсутствии у общества резервов финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий после того как в материалы дела был представлен приказ руководителя общества о создании такого резерва.

2. Заключение договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций

В письме указано, что формирование таких резервов может осуществляться через механизм страхования. При этом государственный орган считает данный способ формирования финансовых резервов наиболее эффективным для тех предприятий, которые испытывают нехватку финансовых средств.

3. Заключение договора банковской гарантии

Данный способ формирования финансовых резервов для ликвидации последствий аварий на производстве практически не регламентирован на законодательном уровне и не используется на практике.

приказ по организации о создании финансовых резервов;

справка-подтверждение банка о размещении финансового резерва, безотзывная банковская гарантия, страховой полис.

В заключении настоящего раздела отметим, что формирующие резервы финансовые средства должны находиться на счетах эксплуатирующей организации и могут быть использованы по назначению только в результате произошедшей аварии. Проверка наличия денежных средств на счетах компании для локализации и ликвидации аварий на производстве осуществляется регулирующими органами (Ростехнадзором) при проведении плановых проверок. Выявление факта отсутствия соответствующего резерва на расчетных счетах компании является основанием для привлечения эксплуатирующей организации к административной ответственности в порядке ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

III. Расчет суммы финансовых резервов

Действующее законодательство не определяет порядок расчета суммы финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве, которым могут руководствоваться организации, эксплуатирующие ОПО. Вопрос формирования резерва финансовых средств разъясняется государственными органами.

Полный ущерб формируется из суммы всех предполагаемых затрат на ликвидацию последствий стихийного бедствия или аварий, включая затраты на локализацию, ликвидацию и расследование аварий.

В свою очередь, затраты на локализацию и ликвидацию последствий аварий включают:

1. расходы, связанные с локализацией и ликвидацией последствий аварий, в том числе:

непредусмотренные выплаты заработной платы (премии) персоналу при локализации и ликвидации аварии;

стоимость электрической энергии, израсходованной при локализации и ликвидации аварий;

стоимость материалов, израсходованных при локализации и ликвидации аварий;

стоимость услуг специализированных организаций по ликвидации и локализации аварий.

2. расходы на расследование аварий, включая:

оплату труда членов комиссии по расследованию аварии;

затраты на научно-исследовательские работы и мероприятия, связанные с рассмотрением технических причин аварии;

стоимость услуг экспертов, привлекаемых для расследования технических причин аварии и оценку последствий аварии.

Суммы перечисленных расходов носят предположительный характер и должны соответствовать стоимости реальных затрат в случае их возникновения.

Таким образом, размер финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве определяется индивидуально для каждой организации с таким расчетом, что сумма сформированного резерва полностью компенсирует расходы от аварий и их последствий.

Что касается учета финансовых резервов в целях налогообложения прибыли, то гл. 25 НК РФ носит закрытый характер и не предусматривает создание в налоговом учете резерва финансовых средств (резерва предстоящих расходов) для целей локализации и ликвидации последствий аварий (для ликвидации чрезвычайных ситуаций).

При этом информация о сформированных финансовых резервах отражается в бухгалтерской отчетности организации.

IV. Финансирование в случае банкротства эксплуатирующей организации

Как нами указывалось ранее, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. Однако на практике может возникнуть ситуация, когда необходимость ликвидации последствий аварий возникает на стадии банкротства предприятия. В этом случае мероприятия по ликвидации последствий аварий на производстве будут осуществляться за счет так называемых текущих платежей.

При этом квалифицирующим признаком при разрешении вопроса об отнесении платежей к текущим является момент возникновения денежного обязательства. Текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. Денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в одной процедуре банкротства.

Соответственно, расходы на ликвидацию последствий аварий на производстве, возникшие до возбуждения банкротного дела, не относятся к текущим платежам и должны быть рассмотрены в рамках дела о банкротстве (18. Постановление ФАС Московского округа от 15.09.2010 № КГ-А40/10275-10 по делу № А40-150529/09-150-1021), расходы, возникшие после возбуждения дела о банкротстве, относятся к текущим платежам (19. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу № А33-10246/2016), в связи с чем не подлежат включению в реестр требований кредиторов и удовлетворяются вне очереди, за счет конкурсной массы.

В качестве примера, иллюстрирующего описанное выше, рассмотрим два судебных дела о взыскании убытков, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации.

Таким образом, затраты организации на ликвидацию последствий аварий на производстве в процессе процедуры банкротства признаются текущими платежами и возмещаются за счет конкурсной массы вне очереди.

В практике есть случаи, когда собрание кредиторов принимает решение о продлении процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление), чтобы организация могла производить текущие платежи на ликвидацию последствий аварий. Так, в рамках Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2007 № 15АП-516/2007 по делу № А53-6581/2007-С3-39 собранием кредиторов принято решение о продлении стадии наблюдения процедуры банкротства, чтобы организация могла производить текущие платежи и вести работы по ликвидации последствий аварии. Кроме того, за стадией наблюдения следует стадия финансового оздоровления, которая позволяет не только выплачивать текущие платежи, но и аккумулировать денежные средства для расчета с кредиторами, которые учтены или будут учтены в реестре кредиторов.

После завершения процедуры банкротства бремя ответственности за локализацию и ликвидацию последствий аварий на производстве возлагается на нового собственника ОПО. В случае отсутствия покупателя на имущественный комплекс или ОПО, требующие проведения мероприятий по ликвидации последствий аварий, нереализованное имущество переходит в собственность органов местного самоуправления или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти

Отказ органов местного самоуправления или органов исполнительной власти от принятия нереализованного имущества законом не предусмотрен. В случае уклонения органа местного самоуправления либо органа исполнительной власти от принятия имущества, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества.

Резюмируя сказанное, финансирование мероприятий по ликвидации последствий аварий на производстве осуществляется за счет сформированных финансовых резервов организации, эксплуатирующей ОПО или гидротехнические сооружения. В случае недостаточности финансовых резервов финансирование мероприятий осуществляется из средств резервного фонда. Таким образом, в конечном итоге основное бремя по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций приходится на государственный бюджет.

При этом, нужно отдельно отметить, что предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - это разные вещи. Так, предотвращение аварий на производстве осуществляется только за счет организаций - собственников ОПО, ликвидация последствий аварий на производстве осуществляется в первую очередь за счет средств собственника ОПО и только в случае нехватки средств, привлекаются денежные средства из резервного фонда. Нельзя, к примеру, осуществить ремонт оборудования на ОПО за счет государственного бюджета, основываясь лишь на том, что отсутствие ремонта может впоследствии привести к чрезвычайной ситуации. Фактически федеральные органы власти берут на себя только бремя по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве и только в субсидиарном порядке.

7. Подобные выводы содержатся в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 № 17АП-4570/2015-АКу по делу № А60-122/2015.

10. Речь идет о предприятиях, эксплуатирующих ОПО.

11. См., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 № 13АП-29714/2014.

12. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу
№ А62-2161/2013.

16. Консультация эксперта, 2016, С.В. Разгулин.

18. Постановление ФАС Московского округа от 15.09.2010 № КГ-А40/10275-10 по делу
№ А40-150529/09-150-1021.

19. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу
№ А33-10246/2016.

Последнее обновление: 25.04.2019

Главная / Страховой случай / ДТП с причинением вреда иному имуществу (кроме ТС) и/или жизни/здоровью участников ДТП

В случае если в результате произошедшего ДТП, помимо ТС вред был причинен иному имуществу и/или находящемуся в ТС грузу, элементам дорожной инфраструктуры и/или жизни/здоровью участников ДТП, Потерпевший предъявляет требование о возмещении такого вреда, Страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред.

ВАЖНО! Обращаем Ваше внимание на то, что в случае если в отношении Страховщика причинителя вреда арбитражным судом принято решение о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) или в случае отзыва у Страховщика потерпевшего лицензии на осуществление страховой деятельности, Потерпевший предъявляет требование о компенсационной выплате профессиональному объединению страховщиков (Российскому Союзу Автостраховщиков).

В случае если у причинителя вреда отсутствует действующих полис ОСАГО (его гражданская ответственность не застрахована), Потерпевший предъявляет требование о возмещении причиненного вреда имуществу к лицу, непосредственно ответственному за причиненный им вред.

В случае если у причинителя вреда отсутствует действующих полис ОСАГО (его гражданская ответственность не застрахована), Потерпевший предъявляет требование о компенсационной выплате причиненного вреда жизни/здоровью участников ДТП к профессиональному объединению страховщиков (Российскому Союзу Автостраховщиков).

Порядок действий:

При наступлении события, имеющего признаки страхового случая, в зависимости от обстоятельств произошедшего события и характера причиненного вреда, Страхователю или Потерпевшему необходимо совершить следующие действия:

1. Не покидайте место дорожно-транспортного происшествия, не перемещайте транспортное средство (далее – ТС) и не трогайте предметы, имеющие отношение к произошедшему событию. Включите аварийную сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки (не менее чем за 15 (пятнадцать) метров от ТС в населенном пункте и не менее чем за 30 (тридцать) метров от ТС вне населенного пункта).

2. Незамедлительно заявите о произошедшем ДТП сотрудникам полиции, уполномоченным законом расследовать произошедшее событие, и действуйте в соответствии с полученными указаниями (телефон 112, 102). При ожидании сотрудников полиции:

  • заполните совместно со другими Водителями участниками ДТП бланки Извещений о ДТП. Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с Правилами обязательного страхования, водители ТС, причастных к ДТП, обязаны заполнить бланки Извещений о ДТП, независимо от оформления документов прибывшими на место сотрудниками полиции.
  • зафиксируйте с помощью фото и видео по отношению к друг другу и объектам дорожной инфраструктуры ТС и их повреждения, следы и предметы, относящиеся к происшествию, документы других участников ДТП и данные их договоров (полисов) ОСАГО;
  • в случае если Ваше ТС создает препятствие для других участников движения, проинформируйте об этом сотрудников полиции, и при их согласии, освободите проезжую часть для движения.

4. Подайте письменное заявление о прямом возмещении убытков Страховщику по адресу местонахождения Головного центра урегулирования убытков Страховщика, либо по адресу местонахождения Центра урегулирования убытков Страховщика в соответствующем регионе РФ, или Представителю Страховщика. Форма Единого заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по полису ОСАГО приведена на сайте Страховщика.

Заявление о прямом возмещении убытков при оформлении документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции подается в письменном виде Потерпевшим или его представителем по доверенности.

5. Представьте при подаче письменного заявления оригиналы или заверенные надлежащим образом копии следующих документов:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя (выгодоприобретателя);
  • документ, подтверждающий полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;
  • документ, содержащий банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке;
  • согласие органов опеки и попечительства, в случае если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, оформленных уполномоченными сотрудниками полиции (если составление таких документов предусмотрено законодательством Российской Федерации). Обращаем Ваше внимание на то, что выданные сотрудниками полиции документы, должны содержать сведения о:
  • транспортных средствах, участвовавших в ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, а при их отсутствии – VIN) и ином поврежденном в ДТП имуществе;
  • водителях (фамилия, имя, отчество, место жительства);
  • страховых полисах ОСАГО (серия, номер, наименование страховой организации);
  • видимых повреждениях транспортных средств и иного поврежденного имущества;
  • лицах, жизни и здоровью которых был причинен вред в результате ДТП.

В случае, если по факту ДТП было возбуждено уголовное дело, Потерпевший также представляет Страховщику документы следственных и (или) судебных органов о возбуждении, приостановлении или об отказе в возбуждении уголовного дела либо вступившее в законную силу решение суда.

В случае если документы, удостоверяющие личность Потерпевшего или документы, подтверждающие право собственности выгодоприобретателя на поврежденное ТС либо право на страховое возмещение при повреждении ТС, находящегося в собственности другого лица, оформлены на иностранном языке, Потерпевший также предоставляет Страховщику перевод таких документов на русский язык, заверенный нотариально.

6. Для получения страховой выплаты в зависимости от характера причиненного вреда представьте при подаче письменного заявления оригиналы или заверенные надлежащим образом копии следующих документов:

6.1. При причинении вреда здоровью Потерпевшего :

  • документы, выданные и оформленные в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, медицинской организацией, в которую был доставлен или обратился самостоятельно Потерпевший, независимо от ее организационно-правовой формы с указанием характера полученных потерпевшим травм и увечий, диагноза и периода нетрудоспособности (выписку из истории болезни, выписной эпикриз и т.п.);
  • выданное в установленном законодательством Российской Федерации порядке заключение судебно-медицинской экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности – о степени утраты общей трудоспособности (в случае наличия такого заключения);
  • справка, подтверждающая факт установления Потерпевшему инвалидности или категории “ребенок-инвалид” (в случае наличия такой справки);
  • справка станции скорой медицинской помощи об оказанной медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия (в случае наличия такой справки);
  • иные документы, предусмотренные Правилами обязательного страхования, которые Потерпевший вправе представить в обоснование своего требования о возмещении дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья, в том числе утраченного заработка (дохода), расходов на лечение и приобретение лекарств, на дополнительное питание, протезирование, постороннего ухода, санаторно-курортного лечения, приобретение специальных транспортных средств и иных услуг.

6.2. При причинении вреда жизни Потерпевшего к Выгодоприобретателям относятся лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца). Для получения страховой выплаты, указанные лица должны представить Страховщику следующие документы:

  • заявление, содержащее сведения о членах семьи умершего Потерпевшего, с указанием лиц, находившихся на его иждивении и имеющих право на получение от него содержания;
  • копию свидетельства о смерти;
  • свидетельство о рождении ребенка (детей), если на момент наступления страхового случая на иждивении погибшего находились несовершеннолетние дети;
  • справку, подтверждающую установление инвалидности, если на дату наступления страхового случая на иждивении погибшего находились инвалиды;
  • справку образовательной организации о том, что член семьи погибшего, имеющий право на получение возмещения вреда, обучается в этом образовательном учреждении, если на момент наступления страхового случая на иждивении погибшего находились лица, обучающиеся в образовательном учреждении;
  • заключение (справка медицинской организации, органа социального обеспечения) о необходимости постороннего ухода, если на момент наступления страхового случая на иждивении погибшего находились лица, которые нуждались в постороннем уходе;
  • справку органа социального обеспечения (медицинской организации, органа местного самоуправления, службы занятости) о том, что один из родителей, супруг либо другой член семьи погибшего не работает и занят уходом за его родственниками, если на момент наступления страхового случая на иждивении погибшего находились неработающие члены семьи, занятые уходом за его родственниками.

При отсутствии лиц, имеющих право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти Потерпевшего (кормильца), право на возмещение вреда имеют супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода. Для получения страховой выплаты, указанные лица должны представить Страховщику следующие документы:

  • копию свидетельства о смерти;
  • свидетельство о заключении брака в случае, если за получением страхового возмещения обращается супруг потерпевшего;
  • свидетельство о рождении ребенка (детей) в случае, если за получением страхового возмещения обращаются родители или дети потерпевшего.
  • Лица, понесшие необходимые расходы на погребение погибшего, при предъявлении требования о возмещении вреда представляют:
  • копию свидетельства о смерти;
  • документы, подтверждающие произведенные расходы на погребение.

6.3. При повреждении имущества Потерпевшего (транспортных средств, зданий и сооружений, иного имущества):

  • документы, подтверждающие право собственности Потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховое возмещение при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица;
  • документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по эвакуации поврежденного имущества, если Потерпевший требует возмещения соответствующих расходов. Подлежат возмещению расходы по эвакуации ТС от места дорожно-транспортного происшествия до места его ремонта или хранения;
  • документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по хранению поврежденного имущества, если Потерпевший требует возмещения соответствующих расходов. Возмещаются расходы на хранение со дня дорожно-транспортного происшествия до дня проведения Страховщиком осмотра или независимой экспертизы (оценки) исходя из срока, указанного Страховщиком в направлении на проведение независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), в течение которого соответствующая экспертиза должна быть проведена;
  • иные документы, которые Потерпевший вправе представить в обоснование своего требования о возмещении причиненного ему вреда, в том числе сметы и счета, подтверждающие стоимость ремонта поврежденного имущества.

7. В течение 5 (пяти) рабочих дней со дня принятия Страховщиком к рассмотрению заявления о страховом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных Правилами обязательного страхования (если иной срок не был согласован со Страховщиком) представьте поврежденное имущество для его осмотра сотрудникам Страховщика или независимой экспертной организации по направлению Страховщика.

В течение 20 (двадцати) календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления о страховом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, Страховщик:

  • производит страховую выплату;
  • или, после осмотра и независимой технической экспертизы поврежденного ТС, выдает направление на ремонт ТС (с указанием станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с правилами обязательного страхования и с которой у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта (Возмещение причиненного вреда в натуре);
  • или направляет мотивированный отказ в страховом возмещении.

Величина вреда, подлежащего возмещению Страховщиком по договору обязательного страхования не может превышать страховую сумму, установленную договором обязательного страхования по виду причиненного вреда, и должна быть равна:

  • в случае причинения вреда жизни Потерпевшего, страховая выплата осуществляется в равных долях лицам, имеющим право на получение страховой выплаты в случае смерти Потерпевшего, исходя из общей страховой суммы, установленной по договору обязательного страхования. При этом лицо, понесшее расходы на погребение, имеет право на выплату ему части страхового возмещения, равной фактически понесенным и документально подтвержденным необходимым для погребения Потерпевшего расходам, но не более чем 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей;
  • в случае причинения вреда здоровью Потерпевшего, страховая выплата осуществляется исходя общей страховой суммы, установленной по договору обязательного страхования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с нормативами в зависимости от характера и степени повреждения здоровья Потерпевшего, пока не доказано, что вред причинен в большем размере.
  • В случае причинения вреда имуществу Потерпевшего, страховая выплата осуществляется в пределах страховой суммы в размере:
  • в случае полной гибели имущества Потерпевшего – действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков;
  • в случае повреждения имущества Потерпевшего – расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая;
  • иных расходов, произведенных Потерпевшим в связи с причиненным вредом (в том числе эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в медицинскую организацию).

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в натуре) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50% (пятидесяти процентов) их стоимости.

Размер расходов на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта ТС, расходов на оплату связанных с таким ремонтом работ и стоимость годных остатков определяются в порядке, установленном Банком России.

Как пояснил Суд, вред, причиненный вредоносными свойствами источника повышенной опасности, возмещается его владельцем независимо от наличия (отсутствия) вины, однако в рассматриваемом деле металлический предмет, нанесший ущерб истцу, не являлся деталью автомобиля ответчика


Одна из экспертов считает, что исковые требования следовало предъявить к уполномоченному органу, ответственному за состояние проезжей части. По мнению второго, вина ответчика как необходимый квалифицирующий признак наступления гражданско-правовой ответственности в рассматриваемой ситуации отсутствует. Третий обратил внимание, что в данном деле не был поставлен вопрос о назначении экспертизы с целью определить соответствие действий виновного водителя требованиям ПДД.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда вынесла Определение № 59-КГ21-2-К9, в котором посчитала ошибочными доводы судов о возложении на ответчика обязанности возместить истцу ущерб независимо от наличия (отсутствия) вины.

31 октября 2019 г. на шоссе из-под заднего колеса автомобиля, управляемого Иваном Комаровым, произошел выброс металлического предмета, находящегося на проезжей части, который повредил ударом в капот и лобовое стекло движущийся следом автомобиль, принадлежащий Павлу Бабаю.

В день происшествия по данному факту инспектором ДПС вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава нарушения. В декабре 2019 г. определение было отменено решением судьи Тамбовского районного суда Амурской области, а дело возвращено на новое рассмотрение. Однако определением начальника ОГИБДД ОМВД России по Тамбовскому району Амурской области от 24 января 2020 г. в возбуждении дела снова было отказано.

Впоследствии Павел Бабай обратился в суд с иском о взыскании ущерба в 93,8 тыс. руб., причиненного ДТП, с Ивана Комарова и его супруги – собственницы автомобиля, из-за которого, по мнению истца, произошло повреждение его ТС.

В судебном заседании ответчик пояснил, что скорость, с которой двигался его автомобиль, не превышала допустимую на данном участке дороги. В момент ДТП движение было интенсивным, впереди него и сзади ехали автомобили, а также непосредственно перед ДТП проехала встречная машина, из которой, по мнению ответчика, выпала деталь. Иван Комаров добавил, что выброшенный на трассу предмет не является деталью его автомобиля, при движении никаких видимых предметов на проезжей части он не видел и предотвратить наезд на указанный предмет не мог.

Решением Райчихинского городского суда Амурской области от 21 февраля 2020 г. в удовлетворении исковых требований было отказано. Ссылаясь на разъяснения в п. 12 Постановления Пленума ВС от 23 июня 2015 г. № 25, суд отметил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Суд первой инстанции не усмотрел наличие вины ответчиков в причинении истцу ущерба, поскольку Иван Комаров не нарушал ПДД и его вина в ДТП отсутствует. При этом суд отметил, что нахождение на проезжей части постороннего предмета, не относящегося к обустройству трассы, может являться нарушением норм ее содержания.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 3 июня того же года решение первой инстанции было отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований к Елене Комаровой, и принято новое решение о взыскании с нее в пользу истца возмещения ущерба в размере 93,8 тыс. руб., а также судебных расходов.

Также в апелляционном определении указывалось, что в соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК обязанность возмещения вреда в данном случае несет собственник автомобиля (из-под которого вылетел предмет) как владелец источника повышенной опасности. Кассационный суд поддержал данные выводы.

Супруги Комаровы обратились в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просили отменить постановления апелляционной и кассационной инстанций. Рассмотрев жалобу, ВС заключил, что суды допустили нарушения норм процессуального права при принятии обжалуемых решений.

Ссылаясь на п. 1 ст. 1079 ГК, ВС напомнил, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование ТС, механизмов, электроэнергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В соответствии с п. 3 той же статьи вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях. Согласно п. 1 и 2 ст. 1064 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юрлица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, пояснил Суд.

Он также обратил внимание, что причинитель вреда освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. ВС также указал, что в силу ст. 211 ГК риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Из приведенных положений закона следует, что вред, причиненный вредоносными свойствами источника повышенной опасности, возмещается его владельцем независимо от наличия (отсутствия) вины.

Как следует из судебных постановлений, повреждение ТС истца произошло при движении автомобилей в попутном направлении вследствие выброса из-под колеса автомобиля ответчика случайно оказавшегося на проезжей части металлического предмета. ВС подчеркнул, что указанный предмет не являлся деталью ТС ответчика.

Как пояснил Суд, нарушений Иваном Комаровым ПДД или правил эксплуатации ТС, небрежности или неосмотрительности с его стороны судами не установлено. В связи с этим ВС посчитал ошибочными выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о возложении на Елену Комарову обязанности возместить истцу ущерб независимо от вины и отменил оспариваемые судебные акты, направив дело на новое рассмотрение в апелляцию.

Эксперт полагает, что исковые требования могли быть предъявлены уполномоченному органу, ответственному за состояние проезжей части. В связи с этим она выразила согласие с позицией ВС о том, что выводы апелляционной и кассационной инстанций о возложении на Елену Комарову обязанности возместить истцу ущерб независимо от вины основаны на неправильном применении указанных норм права.

  • металлический предмет, который повредил автомобиль истца и не являлся деталью автомобиля ответчика;
  • ответчик, двигаясь в попутном с истцом направлении, не нарушал ПДД, что установлено органами ГИБДД.

В данной ситуации вина ответчика как необходимый квалифицирующий признак наступления гражданско-правовой ответственности отсутствует, полагает эксперт.

Эксперт подчеркнул, что установить автомобиль, из-под колеса которого вылетел камень, как правило, не представляется возможным, а ремонтировать ТС пострадавшему приходится за свой счет. В отдельных случаях риск таких повреждений может быть предварительно застрахован, в таком случае пострадавший может рассчитывать на получение компенсации.

Читайте также: