В какой организационно правовой форме создается детский дом семейного типа

Обновлено: 18.05.2024

1. Настоящие Правила определяют порядок организации детского дома семейного типа.

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи.

2. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия).

3. Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;

имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;

лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

4. Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей, с учетом положений пункта 2 настоящих Правил.

6. Супруги для получения заключения о возможности быть воспитателями и взять на воспитание детей подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление и представляют следующие документы:

а) заверенные в установленном порядке копии документа об образовании и свидетельства о браке;

б) медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

в) выписка из трудовой книжки;

г) паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заменяющий его документ.

Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

Заключение составляется органом опеки и попечительства на основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни супругов в течение одного месяца со дня подачи заявления.

Отрицательное заключение доводится до заявителей в 10-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителям возвращаются все документы. Заключение может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

7. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

8. На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.

Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10-летнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.




9. На ребенка, передаваемого в детский дом семейного типа, орган опеки и попечительства или администрация образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения представляет следующие документы:

а) решение соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о направлении ребенка в детский дом семейного типа;

б) направление в детский дом семейного типа, выданное органом опеки и попечительства;

в) свидетельство о рождении ребенка (подлинник), а при его отсутствии - заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;

г) выписка из истории развития ребенка;

д) страховой полис обязательного медицинского страхования;

е) документ об образовании (для детей школьного возраста);

ж) акт обследования условий жизни ребенка;

з) сведения о родителях (копия свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справка о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

и) справка о наличии и местонахождении братьев, сестер и других близких родственников;

к) опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

л) документы о закреплении за несовершеннолетним ранее занимаемой им жилой площади (о праве собственности на жилое помещение и (или) иное имущество);

м) копия решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионное удостоверение, документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении, и ценные бумаги (при их наличии);

н) заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для детей с ограниченными возможностями здоровья).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 617)

10. Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

11. При выходе из детского дома семейного типа или переводе в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа ребенку выдаются справка о пребывании в детском доме семейного типа и документы, указанные в подпунктах "в" - "м" пункта 9 настоящих Правил.

12. Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно-профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.

13. Дети обучаются в образовательных учреждениях на общих основаниях.

14. Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

15. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

а) средства учредителя (учредителей);

б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);

в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

17. На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

18. Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.




Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей не должно превышать 12 человек.

Организаторами детского дома семейного типа не могут быть следующие лица:

1. находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;

2. имеющие заболевание, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;

3. лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

4. признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

5. отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

6. являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление судом по их вине.

Особенностью данной формы является то, что детский дом семейного типа является юридическим лицом в виде воспитательного учреждения (некоммерческая организация), учредителями которого являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.

Передача ребенка на воспитание в что детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10 – летнего возраста с его согласия) и с согласия администрации образовательного или лечебно - профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого что детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.

Ребенок преданный детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца), другие социальные льготы.

На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Патронат

Патронат - воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната. Патронатное воспитание – форма устройства ребенка в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем.

Ребенок, достигший возраста десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.

Патронат над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет. Срок патроната устанавливается в плане по защите прав ребенка и договоре о патронатном воспитании индивидуально исходя из конкретных потребностей несовершеннолетнего. Патронат над ребенком может устанавливаться: краткосрочно – на срок от одного дня до шести месяцев; долгосрочно – от шести месяцев и более.

Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление.

Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации), патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) в соответствии с действующим законодательством, планом по защите прав ребенка.

СОГЛАШЕНИЕ ОБ УПЛАТЕ АЛИМЕНТОВ

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Этой обязанностью обременяются оба родителя, независимо от того, проживают они вместе или же нет. Практически нет обстоятельств, которые бы освобождали родителей от уплаты алиментов на своих детей. Родители обязаны содержать своего ребенка не зависимо от доходов, дееспособности и трудоспособности.

Даже при нахождении ребенка под опекой (попечительством), в приемной семье, родитель обязан содержать своего ребенка.

[6] Основанием для уплаты алиментов может быть соглашение об уплате алиментов или решение суда. Содержание соглашения об уплате алиментов содержит следующие условия:

1. Размер алиментов. Алименты могут быть установлены в денежной сумме, определяемой в виде процентов к доходу, либо в твердой денежной сумме. Алименты могут уплачиваться ежемесячно либо с иной периодичностью, либо единовременно. Кроме того, алименты могут быть взысканы в виде предоставления имущества и другими способами. Возможно также сочетание различных способов.

2. Порядок индексации алиментов. Стороны могут предусмотреть любой способ индексации, например, в зависимости от курса иностранной валюты. Если в соглашении способ индексации не предусмотрен, то будут действовать положения Семейного кодекса, и индексация будет производиться с ростом минимального размера оплаты труда.

3. В соглашении могут, предусмотрены и другие условия: порядок уплаты, срок действия соглашения, порядок изменения и расторжения соглашения, ответственность за нарушение соглашенья.

Соглашение об уплате алиментов может быть признано недействительным, если оно существенно нарушает интересы несовершеннолетнего ребенка или недееспособного члена семьи, например, связи с тем, что размер алиментов, установленный в соглашении, ниже размера, установленного законодательством.

Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. В противном случае оно признается недействительным.

В качестве специального основания для изменения или расторжения соглашения об уплате алиментов пункт 4 статьи 101 Семейного предусматривает существенное изменение материального или семейного положения сторон, например, рождения ребенка у алиментоплательщика, или его нетрудоспособность. Основанием для уменьшения размера алиментов может быть ситуация, когда мать, с которой проживал ребенок, устроилась на высокооплачиваемую работу, а отец – алиментоплательщик получает меньший по сравнению с ней доход. При этом суды должны исходить из интересов ребенка и снижать размер алиментов могут лишь в крайних случаях.

Суд вправе отказать во взыскании алиментов совершеннолетнему лицу, если установлено, что оно совершило в отношении лица, обязанного уплачивать алименты, умышленное преступление или в случае недостойного поведения совершеннолетнего дееспособного лица в семье.

В этой части своей работы, я хотела осветить основные проблемы суррогатного материнства и попытки решения этих проблем правительством нашего государства посредством правового регулирования.

В пункте 4 статьи 51 Семейного кодекса предусматривается специальный случай имплантации эмбрион суррогатной матери, тем самым впервые в России сделана попытка разрешить проблему, связанную с регулированием отношений, по поводу так называемого суррогатного материнства.

Поскольку семейное законодательство исходит из того, что матерью является та женщина, которая его родила, то супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, записывают в качестве родителей ребенка только при наличии ее согласия.

Между суррогатной матерью и потенциальными родителями, как правило, заключается договор в письменной форме, хотя специальных требований к этому договору законодательство не установлено. В качестве условий договора могут быть:

1.условия о компенсации расходов на медицинское обслуживание суррогатной матери,

2.медицинское учреждение, в котором будет проводиться искусственное оплодотворение, и где будут приниматься роды,

3.последствия рождения ребенка с физическими и психическими недостатками,

4. обязанности суррогатной матери, за исключение обязанности передать родившегося ребенка супруга, с которыми был заключен договор,

5. последствия того, что суррогатная мать после рождения ребенка не откажется от ребенка,

6. условия и порядок оплаты услуг суррогатной матери, если это возмездный договор. Договор с суррогатной матерью может быть безвозмездным, например, когда в качестве суррогатной матери выступает родственница супругов,

7. основания для расторжения договора.

Согласно статье 35 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан сведения о проведенных искусственным оплодотворении и имплантации эмбриона, а также личности донора составляют врачебную тайну.

При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть предоставлен документ, выданный медицинской организацией, подтверждающий факт получения согласия женщины родившей ребенка (суррогатной матери), на запись данных супругов родителями ребенка.[7]

В настоящее время далеко не все правовые вопросы, возникающие в данной сфере, урегулированы законодательством. Так, например не решен вопрос о правовых последствиях ошибки врачей при применении методов искусственного оплодотворения. Также существует такой результат, как то, что мать не желает по какой-то причине отдавать ребенка лицам, с которыми у нее был заключен соответствующий договор. Согласно статистике около 15% заменяющих матерей отказываются отдать ребенка после его рождения супругам – заказчикам.[8] В этом случае, для того чтобы не происходило подобных споров, вероятней всего следует выбирать в качестве суррогатной матери кого-то из родственников, близких людей.

Вывод

Новеллы Семейного кодекса, как мне кажется, наиболее ярко демонстрируют работу представителей власти, в разрешении проблем и недочетов в данной сфере, и я считаю одой из самых важных сфер, а именно семейного института права. Очень важно, что государство уделяет внимание регулированию отношения детей и родителей, а также детей оставшихся без попечения родителей. Получает развитие такая новая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а именно патронаж.

Безусловно, имеет положительный окрас, имеет постановление о судебном порядке усыновлении (удочерения), так как и это указано в комментариях к семейному кодексу, семейное воспитании является приоритетным.

Большое значение также имеет, возможность граждан, теперь и России, регулировать самим имущественные отношения в семье, так как существует возможность вносить условия (не противоречащие законодательству) необходимые, интересующие конкретную семью, а кто как, не сами члены этой семьи, а именно супруги имеют понятия о необходимых для этой семьи условиях.

В любом случае, даже при самом жестком регламентировании данного вопроса, всегда будут иметь место исключения и безусловно важно, чтобы эти исключения расставлялись в правильном, так сказать справедливом порядке.

1. Апель А.Л., Бабянская Н.С. Расторжение брака, правовые особенности отношений бывших супругов: СПб., 2003.

2. Пчелинцева Л.М. Комментарий к семейному кодексу РФ:М.,2007.

3. Рузакова О.А. Семейное право. М., 2007.

4. Семейный кодекс РФ, официальный текст: М., 2007.

[1] Семейный кодекс РФ, официальный текст: М., 2007, Ст. 27

[2] Семейный кодекс РФ, официальный текст: М., 2007, Ст. 42

[3] Семейный кодекс РФ, официальный текст: М., 2007, Ст. 1

[4] Семейный кодекс РФ, официальный текст: М., 2007. Ст. 127

[5] Семейный кодекс РФ, официальный текст: М., 2007. Ст. 144

[6] Пчелинцева Л.М. Комментарий к семейному кодексу РФ,:М.,2007. Гл. 16

[7] Пчелинцева Л.М. Комментарий к семейному кодексу РФ, М.,2007. ст. 51, п 4

[8] Григорович Е.В. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. М.,1999. С.17.


Мы продолжаем публиковать цикл материалов, где юристы поясняют особенности создания приемных семей. На этот раз они рассказали об особенностях функционирования детских домов семейного типа.

  • усыновление;
  • установление опеки или попечительства;
  • приемная семья;
  • детский дом семейного типа;
  • учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.

Приоритетными формами устройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, являются семейные формы, одна из которых – детский дом семейного типа.

По информации Министерства социальной политики Украины, по состоянию на 31.12.2017 в Украине функционировало 1020 детских домов семейного типа, в которых воспитывалось 6815 детей.

Что такое детский дом семейного типа

Детский дом семейного типа – это отдельная семья, которая создается по желанию супругов или одинокого лица, не состоящего в браке, с целью обеспечения семейным воспитанием и совместного проживания не менее пяти детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Общее количество детей, включая родных, в такой семье не может превышать десяти человек.

Лица, создавшие детский дом семейного типа, получают статус родителей-воспитателей, а дети – статус воспитанников.

На устройство ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительского попечения, в детский дом семейного типа требуется согласие ребенка, если он достиг такого возраста и уровня развития, что может его выразить.

Требования к родителям-воспитателям

В соответствии с Положением о детском доме семейного типа, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины № 564 от 26.04.2002, родителями-воспитателями могут быть совершеннолетние и трудоспособные лица, состоящие в браке или одинокое лицо, не состоящее в браке, соответствующие следующим условиям:

Возраст. Устройство детей в детский дом семейного типа проводится с учетом возраста родителей-воспитателей и детей таким образом, чтобы на время достижения обоими родителями-воспитателями пенсионного возраста все воспитанники достигли возраста выбытия из детского дома семейного типа. В случае достижения пенсионного возраста одним из родителей-воспитателей время пребывания детей определяется по возрасту младшего из родителей. В отдельных случаях детский дом семейного типа может работать и после достижения родителями-воспитателями пенсионного возраста, но не более чем в течение пяти лет.

Доход. Среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев, предшествовавших месяцу обращения с заявлением о создании детского дома семейного типа, не может быть меньше размера прожиточного минимума, установленного законом для соответствующих социальных и демографических групп населения.

Кто не может быть родителями-воспитателями

Законодательством установлен исчерпывающий перечень лиц, которые не могут быть родителями-воспитателями, а именно:

Создание детского дома семейного типа

Первый этап – включение потенциальных родителей-воспитателей в Банк данных о семьях потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей (далее – Банк данных).

  1. Прежде всего необходимо обратиться в Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи по месту жительства, где можно получить консультацию по всем вопросам, связанным с созданием детского дома семейного типа.
  2. Подать в Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи заявление о постановке на учет как кандидатов в родители-воспитатели.
  3. Получить в Центре социальных служб для семьи, детей и молодежи направление на прохождение специального обучения для кандидатов в родители-воспитатели. Обучение проходит в Региональном центре социальных служб для семьи, детей и молодежи. После прохождения курса кандидатам в родители-воспитатели выдается справка о его прохождении, а также рекомендация Центра социальных служб для семьи, детей и молодежи о включении лиц в Банк данных в качестве потенциальных родителей-воспитателей.
  4. Собрать пакет необходимых документов и вместе с заявлением о создании детского дома семейного типа подать в Службу по делам детей.
  5. На основании поданных документов, с учетом успешности прохождения курса обучения, Служба по делам детей дает заключение о целесообразности (нецелесообразности) создания детского дома семейного типа.
  6. Служба по делам детей вносит сведения о лицах в Банк данных как о потенциальных родителях-воспитателях.

Второй этап – получение решения о создании детского дома семейного типа

Кандидаты в родители-воспитатели подают заявление в районную государственную администрацию или исполнительный орган городского совета о создании детского дома семейного типа.

Глава районной государственной администрации или исполкома городского совета распоряжение о создании детского дома семейного типа, после чего между органом, принявшим решение, и родителями-воспитателями заключается договор об организации деятельности детского дома семейного типа.

Третий этап – поиск детей

Детский дом семейного типа комплектуется детьми в течение двенадцати месяцев со дня создания. Контроль за его комплектованием осуществляет местная служба по делам детей.

Необходимые документы

Кандидаты в родители-воспитатели должны собрать следующий пакет документов:

  • заявление кандидатов в родители-воспитатели о создании детского дома семейного типа с указанием информации о наличии или отсутствии кредитных обязательств;
  • копии паспортов кандидатов в родители-воспитатели;
  • справку о составе семьи (форма № 3);
  • копию свидетельства о браке (для супругов);
  • справку о состоянии здоровья кандидатов в родители-воспитатели и членов семьи, проживающих вместе с ними;
  • справку о доходах за последние шесть месяцев или справки о поданных декларациях об имущественном состоянии и доходах (об уплате налога на доходы физических лиц и об отсутствии налоговых обязательств по такому налогу);
  • справку о наличии/отсутствии исполнительного производства относительно долговых обязательств;
  • справку о прохождении курса подготовки и рекомендации Центра социальных служб для семьи, детей и молодежи о включении потенциальных родителей-воспитателей в Банк данных;
  • нотариально заверенное письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи, проживающих вместе с кандидатами в родители-воспитатели, на создание или организацию детского дома семейного типа.

Срок функционирования детского дома семейного типа

В случае уменьшения количества воспитанников в результате выбытия их по возрасту или по другим причинам решается вопрос о пополнении детского дома семейного типа воспитанниками или перевода его в статус приемной семьи.

Досрочное прекращение функционирования детского дома семейного типа

Функционирование детского дома семейного типа может быть прекращено досрочно, а воспитанники отобраны у родителей-воспитателей в таких случаях:

  • возникновение в детском доме семейного типа неблагоприятных условий для воспитания детей и совместного проживания (тяжелая болезнь родителей-воспитателей, отсутствие взаимопонимания родителей с детьми, конфликтные отношения детей);
  • невыполнение родителями-воспитателями обязанностей по надлежащему воспитанию, развитию и содержанию детей;
  • возвращение детей родным родителям;
  • усыновление детей;
  • выявление обстоятельств умышленного выведения ребенка из детского дома семейного типа с целью усыновления его иностранцами за исключением ситуаций, когда иностранец является родственником ребенка;
  • выявление обстоятельств, при наличии которых лицо не имеет право быть родителем-воспитателем;
  • в случае если у родителей-воспитателей или членов семьи, с которыми они проживают на совместной жилой площади, в том числе у малолетних и несовершеннолетних детей, диагностированы заболевания: глубокие органические поражения нервной системы, СПИД (кроме семей, принимающих на воспитание детей, пораженных ВИЧ-инфекцией), открытая форма туберкулеза, психотические расстройства, асоциальные проявления, склонность к насилию.

Права родителей-воспитателей

Кандидаты в родители-воспитатели имеют право в обязательном порядке быть проинформированными Службой по делам детей о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии детей, которых они желают взять на воспитание и совместное проживание.

Обязанности родителей-воспитателей

  • способствовать обеспечению приоритетного права воспитанников на усыновление;
  • сотрудничать с местными службами по делам детей и центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи в ходе осуществления социального сопровождения детских домов семейного типа;
  • в случае необходимости обращаться в центры социальных служб для семьи, детей и молодежи в связи с необходимостью привлечения специалистов для решения проблемных вопросов;
  • один раз в два года проходить курс соответствующей подготовки, проведение которой обеспечивают областные центры социальных служб для семьи, детей и молодежи по программе, утвержденной Минсоцполитики.

Родители-воспитатели несут все определенные законодательством для родителей обязанности по воспитанию и развитию детей, а именно:

  • уважать ребенка;
  • воспитывать ребенка в духе уважения к правам и свободам других людей, любви к своей семье, своему народу, своей Родине;
  • заботиться о здоровье ребенка, его физическом, духовном и нравственном развитии;
  • обеспечить получение ребенком полного общего среднего образования, готовить его к самостоятельной жизни;
  • запрещаются любые виды эксплуатации родителями своего ребенка;
  • запрещаются физические наказания ребенка родителями, а также применение ими других видов наказаний, унижающих человеческое достоинство ребенка.

Родители-воспитатели несут ответственность за жизнь, здоровье, физическое и психическое развитие воспитанников.

Права воспитанников

Воспитанники имеют право поддерживать личные контакты с родителями и другими родственниками за исключением случаев, когда это может нанести вред их жизни, здоровью и нравственному воспитанию.

За воспитанниками детского дома семейного типа сохраняется право на алименты, пенсию, другие социальные выплаты, а также на возмещение ущерба в связи с потерей кормильца, которые они имели до устройства в детский дом семейного типа.

Государственный комитет по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР

Центральный ордена Трудового Красного Знамени
научно-исследовательский и проектный институт типового
и экспериментального проектирования жилища (ЦНИИЭП жилища)

председателем Научно-технического совета, директором института С.В. Николаевым (протокол № 28 от 14 декабря 1990 г.)

Настоящие Рекомендации рассчитаны на специалистов, занятых проектированием нового типа жилища для опекунских семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рекомендации должны способствовать внедрению детского дома семейного типа, где детям создаются условия, максимально приближенные к домашним, и учитываются их индивидуальные особенности.

В Рекомендациях раскрыта архитектурно-типологическая модель детских домов семейного типа, которая позволяет учитывать различные возможности организации их объемно-пространственных решений, дается технико-экономическая оценка и предложения по их размещению на генеральных планах жилых районов.

Рекомендации разработаны сотрудниками ЦНИИЭП жилища канд. арх. Е.Ю. Пересветовым (руководитель темы), арх. Н.М. Середняк (ответственный исполнитель), канд. техн. наук М.С. Любимовой и канд. экон. наук Н.Н. Лазаревой (раздел ''Технико-экономическая оценка домов для семей с приемными детьми"), арх. Э.Л. Нечай (графическое оформление).

ЦНИИЭП жилища, 1991

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ

3. ЖИЛЫЕ КВАРТИРЫ

4. РАЗМЕЩЕНИЕ ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА

5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОМОВ ДЛЯ СЕМЕЙ С ПРИЕМНЫМИ ДЕТЬМИ

Одна из важнейших забот социальной политики - решение проблемы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Серьезным социально-психологическим недостатком воспитания в детских учреждениях и прежде всего в крупных домах-интернатах (на 320-340 мест) является отсутствие условий для становления индивидуальности ребенка, разобщенность детей, проживающих в интернатах, и детей, воспитывающихся в семьях, казарменный образ жизни в интернатах и детских домах.

Отсутствие условий для физического, эмоционального, эстетического развития детей, слабое развитие материальной базы детских домов, низкий уровень организации архитектурной среды в целом не обеспечивает социальную адаптацию детей.

Существующая форма воспитания в детских домах переживает глубокий кризис и практически изжила себя. Назрела необходимость создания детского дома нового типа, в котором организация жилой среды позволила бы обеспечить домашние условия каждому ребенку, создать атмосферу семейного очага, скрепленную взаимным уважением, вниманием, общим участием в ведении домашнего хозяйства, способствовала бы трудовому воспитанию и становлению личности ребенка. Этого можно достигнуть лишь воспитанием ребенка в семье, где его окружают братья и сестры, мать и отец, пусть даже не родные.

За рубежом проблема устройства жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, успешно решается. Семейные детские дома, в которых дети живут до достижения совершеннолетия, а иногда до тех пор, пока самостоятельно не смогут материально себя обеспечивать, начали создаваться с 1949 года, то есть после войны, когда было много детей-сирот и бездомных.

Австриец Герман Гмайнер стал инициатором создания детских деревень. Его идея заключалась в том, чтобы помочь детям-сиротам вернуться в семью - не в детский дом и не в интернат, а именно в семью, где они снова приобретут мать, братьев и сестер. Вначале был построен только дом для одной семьи, в которой названная мать - одинокая женщина воспитывала от шести до девяти приемных детей. Постепенно рядом с этим домом вырастали новые, и вскоре образовалась деревня, которую стали называть детской. Руководство этой деревней выполнял директор, который со своей семьей тоже жил в ней.

Принцип организации детского дома семейного типа состоит в том, что супруги (имеющие или не имеющие своих детей) берут на воспитание в свою семью не менее пяти приемных детей, которые будут жить и воспитываться в этой семье на равных условиях с родными детьми до совершеннолетия. В таких семьях могут жить от 7 до 15 человек и более. Дома подобного типа будут находиться в ведении местных советов народных депутатов.

В существующей отечественной практике массового государственного жилищного строительства домов с многокомнатными квартирами практически нет, а имеющиеся четырех - и пятикомнатные квартиры в домах-новостройках не приспособлены для обеспечения нормальных условий проживания больших многодетных семей. Необходимо разработать специализированные типы домов и квартир с учетом нового социально-демографического состава опекунских семей, вида их жизнедеятельности, а также места строительства.

Внедрение в практику проектирования новых типов жилых зданий и квартир для опекунских семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит гуманизировать воспитание таких детей.

Проведенные исследования позволили впервые обосновать требования к составу и площадям помещений, их функциональной связи в жилых домах и квартирах; разработка рекомендательных положений по проектированию рассматриваемых типов зданий явится основой для составления программ-заданий на проектирование конкретных индивидуальных и экспериментальных проектов детских домов семейного типа.

1.1. Строительство детских домов семейного типа следует осуществлять, как правило, по индивидуальным проектам.

1.2. В детском семейном доме должны быть созданы оптимальные комфортные жилищно-бытовые условия, а также возможности для учебных занятий, подвижных игр, занятий техническим творчеством, способствующие участию в ведении домашнего хозяйства, интеллектуальному и духовному развитию детей, развитию способностей, приобретению знаний и навыков.

1.3. Настоящие Рекомендации распространяются на проектирование зданий детских семейных домов, строящихся во втором климатическом районе с обычными геологическими условиями.

1.4. Дети, проживающие в детских домах семейного типа, преимущественно пользуются общегородскими (поселковыми) детскими дошкольными учреждениями (садами-яслями) и общеобразовательными школами.

1.5. При проектировании и строительстве детских семейных домов следует широко использовать возможности местной базы индустриального домостроения, в том числе монолитного, а также традиционные местные строительные материалы, которые также обеспечивали бы целесообразность привлечения сил и средств самого населения к осуществлению застройки.

1.6. Условия, не оговоренные настоящими Рекомендациями, принимаются в соответствии с действующим СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания. Нормы проектирования".

2.1. Наиболее рациональными являются одно-, двухэтажные одноквартирные или блокированные дома с квартирами как в одном, так и в двух уровнях, которые рекомендуется возводить в малых городских и сельских населенных пунктах, городах средней величины, а также в зеленых зонах и пригородах крупных и крупнейших городов страны. Они позволяют сохранить традиционную для этой категории населенных мест связь квартир с приусадебным участком (палисадником) и наиболее отвечают расселению многодетных семей в целом. Кроме того, малоэтажная застройка может способствовать созданию "человеческого" масштаба жилых улиц, лишенных напряженных транспортных и пешеходных потоков.

2.2. В крупных и крупнейших городах, в новых жилых районах или периферийных зонах крупнейших городов целесообразно использовать первые этажи многоэтажных жилых зданий, в которых рекомендуется предусматривать многокомнатные квартиры с возможностью организации индивидуального входа и приквартирного участка.

2.3. Во всех перечисленных городах и населенных пунктах рекомендуется использовать для размещения детских семейных домов малоэтажные жилые здания, являющиеся памятниками истории и культуры (если допустима внутренняя их перепланировка).

2.4. Для участков с уклоном более 28 % рекомендуется проектировать малоэтажные дома террасного типа.

2.5. Учитывая необходимость трудового воспитания, при детском доме семейного типа следует предусматривать приквартирный (приусадебный) участок.

В сельской местности для организации подсобного хозяйства на приусадебном участке рекомендуется выделить зону для огорода, хозяйственных построек для домашнего скота и птицы, хранения и переработки урожая, теплицы; гараж для сельскохозяйственной техники и другие хозяйственные постройки могут быть сблокированы с домом, образуя внутренний двор.

2.6. При организации специализированных детских городков (деревень ) планировочная структура может строиться как из отдельно стоящих одноквартирных семейных домов, так и из блокированных, состоящих из двух и более квартир. Для создания выразительного архитектурно-планировочного решения жилых групп рекомендуется проектировать разнообразные системы блокировки: линейную, уступами со сдвигом, крестообразную. С этой целью планировочные схемы блок-квартир должны иметь соответствующее размещение окон и входов. В отдельных случаях блокированные жилые дома могут быть объединены общей планировочной структурой с общественными зданиями различного назначения.

2.7. В детские городки (деревни) могут быть включены воспитательные, учебные, культурно-спортивные и др. здания (помещения) общественного обслуживания. Состав их определяется, в основном, вместимостью городков, а также наличием и местом расположения вблизи общегородских объектов культуры, спорта, быта и других. В отдельных случаях могут быть предусмотрены также небольшой культурный центр с самодеятельным театром, дискоклуб, магазин, производственные мастерские, а также квартиры воспитателей, вышедших на пенсию и изъявивших желание остаться жить в городке.

2.8. Все детские городки должны иметь четкое зонирование территории: жилая зона, зона общественно-административных зданий, учебно-спортивная, культурно-развлекательная и хозяйственная. Состав помещений каждой зоны может быть различен и зависит от численности проживающих в городке, педагогической концепции и местных условий.

3.1. Детские дома семейного типа должны включать многокомнатные благоустроенные квартиры, обеспечивающие удобное расселение детей и взрослых, а также способствующие установлению внутрисемейных контактов детей и родителей.

3.2. Планировочные решения квартир могут строиться в соответствии с функциональным зонированием внутриквартирных помещений в двух вариантах:

разделение на две традиционные основные зоны - дневного пребывания и сна;

разделение на три зоны: индивидуальная - групповая - общесемейная.

При этом все зоны должны быть взаимоувязаны посредством раздвижных перегородок между спальнями, позволяющих в дневное время превращать их в единое игровое помещение; в общесемейной зоне рекомендуется предусматривать место для групповых занятий или игр; групповая зона при этом может быть "буферной" между индивидуальными (спальнями) и общесемейными помещениями и располагаться непосредственно при входе в квартиру или дом; индивидуальная зона, в свою очередь, может быть разделена на комнаты для младших и старших детей, в особенности, если в семье более трех-четырех старшеклассников: тогда шумные игры малышей не будут мешать занятиям старших детей.

В отдельных случаях спальное место для ребенка в возрасте до трех-пяти лет может быть предусмотрено в спальне родителей.

3.4. Размещение детских комнат (спальня или индивидуальная зона) при расположении квартиры в одном уровне рекомендуется предусматривать в глубине квартиры, в более тихой и изолированной ее части; при двух уровнях - на втором этаже, при этом целесообразно использовать весь объем крыши для устройства мансарды.

3.5. Кухня или кухня-столовая - место не только для приготовления пищи, но и общения всей семьи. Площадь ее должна быть достаточной для организации двух процессов: приготовления и приема пищи. Обеденный стол рекомендуется предусматривать один для всех членов семьи. В случае, когда обеденная зона изолирована от кухни, последняя является чисто функциональным помещением, служащим только для приготовления пищи. Рекомендуемая площадь кухни-столовой на семью из восьми-десяти человек 18 м., рабочей кухни - не менее 10 м.

3.6. Количество кухонного оборудования по сравнению с квартирами обычного типа рекомендуется удваивать, устанавливая две плиты, две мойки, два или три холодильника, а также дополнительные шкафы для сушки и хранения посуды, кухонного инвентаря, продуктов.

3.7. Общая комната (гостиная) - главное помещение детского семейного дома. Спальные места в ней не предусматриваются. Площадь ее должна быть достаточной для проведения общесемейных вечеров, праздников, дней рождения детей, новогодних елок, просмотра телепередач и т.п. и зависит от количества детей и величины семьи в целом. Рекомендуемая площадь - не менее 30 м.

3.8. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется предусматривать специальную игровую комнату, свободную от мебели и оборудованную спортивно-игровым комплексом. В зависимости от возраста и увлечений детей вместо игровой комнаты может быть организована комната для любительской деятельности (поделок, вязания, фотодела, вышивания и т.п.), которую следует располагать недалеко от кухни, чтобы мать могла наблюдать за играми детей.

3.9. В квартире (доме) следует предусматривать комнату для выполнения домашних школьных занятий, здесь же устраивается небольшая домашняя библиотека. Часть площади комнаты должна быть рассчитана на детей в основном младшего школьного возраста, которые готовят школьные задания под руководством матери. Для детей старшего школьного возраста место для занятий рекомендуется организовывать непосредственно в спальнях, площадь которых 12-14 м 2 .

3.10. Вспомогательные хозяйственные помещения, а также мастерские рекомендуется устраивать недалеко от кухни (при расположении помещений на одном уровне) или в цокольном (подвальном) этаже. Для стирки белья обязательно следует проектировать постирочную (смежно с кухней или санитарным узлом при входе), оборудованную двумя бытовыми стиральными машинами и коробом для грязного белья.

3.11. В домах (квартирах) следует предусматривать, как минимум, два санитарных узла: один при входе (унитаз и умывальник), другой, раздельный, при спальной группе помещений (уборная и ванная комната). В ванной комнате рекомендуется установка двух умывальников. В отдельных случаях вместо ванной может быть установлен один или два душа с полибаном.

В квартирах (домах), где в семье более десяти детей, в спальной зоне возможны два санитарных узла, раздельно для девочек и мальчиков.

3.12. Изменения, которые возможны в семьях с приемными детьми, требуют гибкой планировки, обеспечиваемой за счет применения прогрессивных конструктивных планировочных элементов. В них можно выделить три основных конструктивно-планировочных приема, связанных с устройством трансформируемой перегородки:

между комнатами детей (позволяет изолировать индивидуальные зоны для сна и, наоборот, объединить их для игр);

между спальной родителей и комнатой ребенка, обеспечивающей разную степень их пространственной общности;

пространственное отделение части большого помещения (общей комнаты) для групповых занятий детей.

Для осуществления перечисленных приемов при проектировании жилых зданий рекомендуется применять широкий шаг строительных конструкций.

4.1. Детские дома семейного типа следует размещать дисперсно среди обычных жилых домов массовой застройки по расчету, заложенному в основу генерального плана района и вблизи от предприятий торговли, бытового обслуживания, здравоохранения, включая ясли-сад и общеобразовательные школы, а также общих досуговых и спортивных центров, предназначенных для детей данного микрорайона или жилой группы, обеспечивая повседневное общение детей, воспитывающихся в семьях и детских домах семейного типа. На пути к этим домам желательно не иметь улиц с интенсивным движением.

4.2. Размещение детских семейных домов может быть организовано в виде концентрированных и малоконцентрированных групп.

Первые представляют собой сосредоточение жилых домов (блок-квартир) в виде детских городков (деревень) или комплексов, располагаемых в специально отведенных участках. Такого рода жилые образования должны включать от 15 до 20 семей с приемными детьми и предусматривать централизованное обслуживание (учеба, оказание помощи в воспитании и организация летнего отдыха), работающее по открытой системе.

Малоконцентрированная группа, как правило, составлена из однотипных домов (блок-квартир) и включена в структуру жилого района (микрорайона) или поселка. В ней обычно не более пяти-семи индивидуальных или блокированных домов с общим универсальным залом для проведения праздников, вечеров или спортивных занятий.

4.3. Участки должны удовлетворять санитарно-гигиеническим требованиям, располагаться на селитебной территории вблизи крупных зеленых массивов и быть достаточно удаленными от магистральных улиц, дорог с интенсивным движением и от источников шума. Необходимо предусмотреть удобные подъездные пути к участкам и подходы к ним от остановок общественного транспорта.

5.1. Проектные предложения были разработаны в двух вариантах: заселение в домах блокированного типа с квартирами в двух уровнях и в квартирах для многодетных семей, расположенных в первых этажах девятиэтажных домов (серия 85).

В качестве аналогов для сравнения приняты проекты ЦНИИЭП учебных зданий: Дома ребенка на 150 человек (проект 214-03-23.88) и детского дома на 210 человек (проект 214-03-24-88) - см. табл. 1.

5.2. Для проведения оценки по рассматриваемым проектам были составлены сметно-финансовые расчеты по методу укрупненных расценок, изложенному в "Рекомендациях по экономической оценке объемно-планировочных решений крупнопанельных, крупноблочных и кирпичных жилых домов для городского строительства" (М., ЦНИИЭП жилища, 1985).


Ребёнок, не имеющий мамы и папы − это беда. Причём, беда в равной степени не только самого ребёнка, но общества и государства. Зрелая, самостоятельная, ответственная личность вырастает в атмосфере любви и заботы. Лишение одного из важнейших условий такого возрастания в детстве сказывается во всей последующей жизни человека. В настоящее время почти восемьдесят процентов детей, лишённых родительского попечения в России, − это дети, рождённые теми, кто сам был лишён семейного воспитания. Человек, не имеющий опыта жизни в семье, как правило, не в состоянии жить впоследствии в собственной семье. Кризис семьи является следствием нравственного кризиса.

Российская система опеки сирот и детей, оставленных без попечения родителей, сегодня строится по двум принципам: устройство детей в государственные интернаты и в замещающие семьи.

К государственным формам устройства относятся различные образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; а также учреждения социального обслуживания населения (детские дома - интернаты для детей - инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально - реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты), учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые законом в установленном порядке. Дети в возрасте от 0 до 3 лет помещаются в дома ребенка.

При постоянной смене среды (дом ребенка - дошкольный детский дом - детский дом для детей школьного возраста) происходит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Попадающие в такие учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же ребенок не умеет общаться, он нервозен, добивается внимания и в то же время его отторгает, переходит на агрессивность или отчуждение. Он не умеет быть внимательным к людям и любить. Ребенок относиться к окружающим недружелюбно. Вследствие отсутствия любви и заботы, родительского тепла у детей формируются такие качества, как жестокость, равнодушие, они часто конфликтуют со своими сверстниками, обижают малышей.

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи.

Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица: находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми; имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание; лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей; являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

Детский дом семейного типа создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Супруги для получения заключения о возможности быть воспитателями и взять на воспитание детей подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующие документы. Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, а также образовательных и медицинских организациях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

Заключение составляется органом опеки и попечительства на основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни супругов в течение одного месяца со дня подачи заявления.

Отрицательное заключение доводится до заявителей в 10-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителям возвращаются все документы. Заключение может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль над условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.

Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети обучаются в образовательных организациях на общих основаниях.

Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

Система государственной опеки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует реформирования. Альтернативные семейные формы устройства развиваются медленно. Между тем именно они способны сократить затраты государства на содержание детей и повысить эффективность воспитания и социальной адаптации.

В ДДСТ приемные дети растут в атмосфере любви, добра и взаимопонимания, максимально приближенной к домашней. Задача родителей - воспитать, дать образование или возможность получить профессию, подготовить детей к самостоятельной жизни и по мере сил поддерживать их и дальше, после выпуска.

Воспитанники семейных детских домов успешно учатся (в обычных среднеобразовательных школах), посещают кружки и секции, заводят друзей, ходят в гости и отмечают дни рождения – их детство и юность вполне можно назвать беззаботными и счастливыми. По достижении совершеннолетия (18 лет) часть воспитанников начинает самостоятельную жизнь, другие поступают в техникумы и ВУЗы и живут с воспитателями до их окончания. Однако начало новой жизни вовсе не означает, что дети перестают быть частью семьи – они по-прежнему любимы родителями и братьями-сестрами, просто финансовая поддержка от государства прекращается.

Есть еще один очень важный плюс семейных детских домов: они задумывались не в последнюю очередь для того, чтобы не разлучать сирот, находящихся в кровном родстве. За воспитанниками ДДСТ сохраняются все льготы и государственные гарантии, регламентированные законом. Детям разрешается поддерживать отношения с биологическими родителями и другими родственниками, если это не запрещено решением суда. За каждым ребенком, переданным на воспитание в семейный детский дом, остается право на имущество и принадлежащую ему жилплощадь. Пенсии, алименты и прочие выплаты перечисляются на именные счета детей, родителям-воспитателям платится заработная плата, а воспитанникам назначается пособие.

Список использованной литературы:

Лиханов А. Дети без родителей: М.; просвящение, 1987. - 271с.

Нечаева А.М. Охрана детей - сирот в России (История и современность). - М.: Дом, 1994. - (Проблемы детства: наука и практика). - 176 с.

Современная семья глазами психологов//Семейная психология и семейная терапия. Ежеквартальный научно-практический журнал М. №4//1999 - 19с.

Конисевич Л. В. Нас воспитал Макаренко. / под науч. ред. к.п.н. Опалихина В. М. — Челябинск: ИУУ, 1993.

Устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Росстат. Обновлено 21.03.2012 г.

Читайте также: