В какой форме собственности находится животный мир объекты животного мира

Обновлено: 01.05.2024

Животный мир Российской Федерации, по определению ФЗ РФ “О животном мире” – совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны России.

Животный мир является неотъемлемой частью окружающей природной среды. Он играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности природных биосистем.

Помимо этого животный мир служит источником пищевых, технических и иных материальных ценностей.

К объектам животного мира относятся организмы животного происхождения – млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые, ракообразные, моллюски и другие организмы, которых насчитывается свыше 10 000 видов.

Объектами животного мира являются только дикие животные, пребывающие в состоянии естественной свободы.

Эту особенность правового режима объектов животного мира подчеркивали еще древние юристы. В германском праве считалось, что “вольная птица и вольный зверь в вольном лесу, не вскормленный рукой человека есть дар Божий всякому человеку и не состоит ни в чьей собственности”.

Следовательно, исключаются из числа объектов животного мира домашние животные, а также животные, содержащиеся в неволе.

Отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются нормами гражданского, экологического и иных отраслей законодательства.

К отношениям в области использования животных, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира, в иных научных и воспитательных целях, применяются нормы как законодательства о животном мире, так и других отраслей российского законодательства.

Значительной спецификой обладает правовой режим живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Учитывая это, ФЗ РФ “О животном мире” устанавливает приоритет норм федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с использованием ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ над нормами ФЗ РФ “О животном мире”.

Многие живые организмы постоянно мигрируют, зачастую на большие расстояния, пребывая в разные периоды времени как на территории России ( одного или нескольких субъектов Федерации), так и в других государствах, в пределах Мирового океана.

Таким образом, отдельные объекты животного мира (птицы, далеко мигрирующие рыбы, некоторые животные) могут в отдельные периоды времени являться собственностью как Российской Федерации, так и иных государств, других субъектов права собственности.

В Российской Федерации установлена государственная собственность в отношении животного мира в пределах ее территории: государственная собственность Российской Федерации и государственная собственность субъектов РФ.

Пользование, владение и распоряжение животным миром на территории РФ находится в совместном ведении Федерации и субъектов РФ.

В соответствии со ст.4 ФЗ РФ “О животном мире” к федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:

  • редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;
  • обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  • населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;
  • подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;
  • отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
  • естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ.

Следует отметить, что в отношении перечисленных объектов животного мира Российская Федерация не обладает правом собственности, оно лишь может быть установлено в порядке, определяемом федеральным законодательством.

Приведенная норма внутренне противоречива. С одной стороны, признается, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом ФЗ РФ “О животном мире”, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормами международного права.

С другой стороны, указывается на возможность отнесения живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны к федеральной собственности.

Между тем, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами международного права прибрежное государство не может являться собственником любых природных ресурсов за пределами территориального моря.

Преамбула ФЗ РФ “О животном мире” устанавливает, что животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан России.

Сравнивая приведенное нормативное установление с существовавшим ранее, Т. Н. Малая отмечает, что законодатель отошел от формулировки “достояние народов, проживающих на соответствующих территориях”.

Тем самым, акцент делается на том, что народы, проживающие на отдельных территориях ( субъектов РФ и др.) не имеют особых прав на животный мир в пределах мест своего проживания.

Принципы фаунистического права во многом обусловлены тем, что объекты животного мира, в первую очередь, – это биологические объекты, требующие особо бережного отношения к ним в процессе использования.

Необходимо заметить, что Закон регулирует не только использование и охрану животного мира, но и вопросы сохранения и восстановления среды его обитания. Помимо этого, отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде, а также отношения в области сельскохозяйственных и других одомашненных животных, диких животных (содержащихся в неволе) регулируются и другими нормативными актами.

Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. В отношении объектов животного мира Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

К федеральной собственности относятся следующие объекты животного мира:

– редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

– обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

– населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

– подпадающие под действие международных договоров РФ;

– отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

– естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации. Необходимо заметить, что объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Законом РФ "О животном мире" предусматривается разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации. Этот же закон отмечает, что вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться во всех формах собственности, и отношения по их владению, пользованию и распоряжению регулируются гражданским законодательством.

72. Виды права пользования животным миром и его виды. Лицензирование пользования животным миром

Экологическое законодательство регулирует право пользования животным миром исходя при этом из права государственной собственности на него и устанавливает общие и приоритетные права.

Приоритетным правом пользования животным миром обладают коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения.

Право на приоритетное пользование животным миром включает в себя: предоставление первоочередного выбора промысловых угодий, льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности; исключительное право на добывание определенных объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности и иные виды пользования животным миром.

При соблюдении условий, установленных законом. юридические лица и граждане могут осуществлять следующие виды пользования животным миром:

– рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

– добычу объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

– использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира: почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.;

– изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

– извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира: почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.;

– получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира. Перечень этих видов пользования животным миром не является исчерпывающим, поскольку законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром.

Животный мир предоставляют в пользование:

– в отношении объектов животного мира, находящихся в федеральной собственности, – соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решения Правительства Российской Федерации;

– в отношении объектов животного мира, не находящихся в федеральной собственности, – соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации:

– ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории, акватории;

– собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами. Существует определенный перечень объектов животного

мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено. Перечень определяется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Таковым, например, является Минприроды РФ, который по представлению Минсельхозпрода РФ, Роскомрыболовства и Рослесхоза, согласованному с Российской Академией наук, утверждает перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено.

Пользование животным миром осуществляется юридическими лицами на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.

Для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо подает заявку, в которой указываются:

– сведения о заявителе;

– вид пользования животным миром;

– перечень объектов животного мира;

– границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира;

– предполагаемый срок пользования животным миром.

Заявка на долгосрочную лицензию подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно. Затем на основании согласования между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и пользователем животным миром заключается договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром.

Если имеется несколько равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию, животный мир предоставляется в пользование на основании конкурсов, которые организуют и проводят органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. Возможна выдача долгосрочной лицензии, которая выдается гражданам органами государственной власти, которые уполномочены осуществлять право собственности от имени РФ.

На одной территории или акватории могут осуществляться несколько видов пользования животным миром, если осуществление одного из них не препятствует осуществлению другого.

Законодательством о животном мире установлены определенные права и обязанности в отношении пользователей животным миром. Так, согласно Закону "О животном мире" пользователи животным миром имеют право:

– пользоваться объектами животного мира, предоставленными в пользование;

– пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретенными для расселения на закрепленной территории, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если эти объекты животного мира содержатся в полувольных условиях;

– собственности на добытые объекты животного мира и продукцию, полученную от них;

– выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов;

– заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий;

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

10.2. Понятие, содержание и формы права собственности на природные объекты и ресурсы

Основу правового регулирования отношений права собственности на природные ресурсы составляют положения Конституции РФ. Согласно ч.2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; ст. 71 и 72 устанавливают разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Непосредственно формы собственности на каждый природный ресурс, основания возникновения, прекращения и порядок осуществления права собственности конкретного субъекта устанавливаются отраслевыми природоресурсными законами – Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Законом о недрах РФ, Федеральным законом о животном мире и др.

Таким образом, право собственности на природные ресурсы в объективном смысле представляет собой институт экологического права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу возникновения, осуществления и прекращения права собственности различных субъектов на отдельные природные ресурсы и природные объекты.

Субъективная точка зрения определяет право собственности на природные ресурсы как содержание правомочия конкретного субъекта – собственника конкретного природного ресурса и механизм их реализации, устанавливает права и обязанности по владению, использованию, распоряжению данным природным ресурсом и его охране.

Особенностью правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы является то, что человек, являясь частью природы, не может существовать, не используя в той или иной степени различные природные ресурсы, поэтому вопросы установления права собственности на данные объекты в высшей степени значимы как для отдельного человека, так и для государства и общества.

Согласно положениям п. 1 ст. 209 части первой Гражданского кодекса от 30.11.1994 № 51-ФЗ содержание права собственности составляют правомочия владения, пользования и распоряжения. При этом в отношении природных ресурсов как объектов права собственности указанные правомочия реализуются особенным образом.

Так, правомочие владения природными ресурсами проявляется как основанная на законе возможность иметь у себя данный природный ресурс, содержать его в своем хозяйстве (например, фактически обладать земельным участком, числить на своем балансе и т. п.). Правомочие пользования природными ресурсами выступает как возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования природного ресурса путем извлечения из него полезных свойств, его потребления (например, использование земельных участков для нужд сельского хозяйства, лесных участков для заготовки древесины и т. п.).

Правомочия распоряжения природными ресурсами означает возможность определения их юридической судьбы путем изменения их принадлежности, состояния или назначения (отчуждение земельных участков и иных природных объектов по договору или иным сделкам, передача земельных участков по наследству и т. п.).

В качестве характерной особенности следует отметить, что право собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами дополняет возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды.

Так, согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Следует отметить, что не все природные объекты и природные ресурсы могут являться объектом права собственности. Установление права собственности возможно на землю (земельные участки и их части), недра (участи недр), леса (лесные участки и лесные насаждения), воды (водные объекты), животный мир и водные биологические ресурсы, а также на особо охраняемые природные территории. То есть, атмосферный воздух ввиду его физических свойств объектом права собственности являться не может.

Субъектами права собственности на природные ресурсы в соответствии со ст. 212 ГК РФ могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. При этом законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В силу специфики и публичного значения природных ресурсов нахождение их в частной собственности существенно ограничено.

В частной собственности могут находиться:

– добытые из недр собственниками земельных участков общераспространенные полезные ископаемые (песок, глина, торф, гравий ст. 1.2 Закона РФ «О недрах);

– древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на земельном участке, являющемся собственностью гражданина или юридического лица (ст. 20 Лесного кодекса РФ).

Муниципальной собственностью на природные ресурсы является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Органы местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, владеют, пользуются и распоряжаются такими участками. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст.84 ЛК РФ могут передаваться юридическим лицам в аренду, а гражданам в безвозмездное срочное пользование. Порядок и условия передачи устанавливаются в соответствии с лесным, земельным и гражданским законодательством.

Федеральное законодательство не устанавливает права собственности на недра муниципальных образований. В компетенцию органов местного самоуправления входит выдача разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Что касается права собственности на водные объекты, то Водный кодекс устанавливает, что муниципальная собственность допускается только на обособленные водные объекты согласно ст. 34 ВК РФ. В собственности муниципального образования могут находиться особо охраняемые природные территории местного значения. К ним относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.

Объектами права государственной собственности признается довольно широкий круг природных объектов и ресурсов природы. Это воды, недра, леса, особо ценные и охраняемые объекты и территории. Данные объекты Конституцией РФ и другими федеральными законами относятся к государственной собственности. В каждом случае характер природного объекта, его хозяйственное, экологическое и иное назначение играют существенное значение и в природоресурсном праве. В этом находит отношение закрепление особенностей регулирования в отношении каждого из них.

Право собственности на землю.

Наиболее важное значение среди объектов природы играет земля, что дало основание для установления особого правового режима этого природного объекта. Земельное законодательство установило разнообразные формы собственности на землю. Порядок распоряжения категориями земель различен и устанавливается в зависимости от того, разграничены ли эти земли или нет.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с земельным законодательством. Также следует отметить, что ст. 214 ГК РФ установлена презумпция государственной собственности на землю и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Право собственности на водные объекты.

Водный кодекс в ст. 8 указал, что водные объекты находятся преимущественно в федеральной собственности. Исключения составляют пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности соответственно субъекту Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

Законодатель установил неразрывную связь водного объекта с земельным участком, в границах которого находится этот объект. Так, в ч. 3 ст. 8 ВК РФ определено, что право собственности субъектов на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого они находятся. Не допускается отчуждение указанных водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которого они расположены.

Право собственности на леса.

В федеральной собственности согласно ст. 8 ЛК РФ находятся лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, которые не находятся в сфере гражданско-правового регулирования. Правовое положение лесных участков определено ЛК РФ, что они находятся в государственной и муниципальной собственности и могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в аренду. Лесной кодекс установил цели, для которых собственник может предоставлять лесные участки. Это прежде всего строительство и эксплуатация водных объектов, портов и прочее (ст. 44–46 ЛК РФ).

Право собственности на недра.

Субъектами права государственной собственности на недра и ресурсы недр признается РФ. От ее имени выступают соответствующие государственные органы. Пользователями недр признаются юридические лица и в незначительной части физические лица, как российские, так и иностранные, в равной мере в соответствии с законодательством о недрах.

Право собственности на животный мир.

К основным признакам животного мира относятся биологическое разнообразие и возобновляемость объекта, устойчивое существование (подобно водным и лесным ресурсам). Обладая суверенными правами, Российская Федерация в отношении объектов животного мира осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в соответствии с другими ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ и нормами международного права. Это означает, что никто не может использовать объекты животного мира, обитающие на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, без ее согласия. Животный мир, включая водные биологические ресурсы в пределах территории РФ, является государственной собственностью, разграниченной на федеральную и собственность субъектов РФ, в порядке, установленном федеральным законом.

Вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории РФ относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов.

К федеральной собственности относятся следующие объекты животного мира:

– редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;

– обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

– населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

– подпадающие под действие международных договоров РФ;

– отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

– естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Федерации.

Отношения по владению, пользованию, распоряжению объектов животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в которой они не урегулированы Федеральным законом.

Право собственности на особо охраняемые территории и объекты.

Особо охраняемые природные территории – это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

– государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения);

– национальные парки (федерального значения);

– природные парки (субъектов Российской Федерации);

– государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов Российской Федерации);

– памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов Российской Федерации);

– дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения);

– лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионального и местного значения).

Особо охраняемые территории и объекты относятся к объектам общенационального достояния.

Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.

Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:

редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

К объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти, указанные в настоящем Федеральном законе, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к федеральной собственности, утверждается Правительством Российской Федерации.

Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Федеральным законом.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 4

1. Конституция РФ (ст. 9) устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Между тем это вовсе не означает, что любые природные ресурсы могут находиться во всех формах собственности.

Конкретную форму собственности на отдельные виды природных ресурсов определяет законодательство. Комментируемый закон, признавая объектами животного мира организмы животного происхождения, закрепляет животный мир в пределах территории Российской Федерации в государственной собственности.

Государственная собственность, как известно, подразделяется на два вида:

· субъектов Российской Федерации.

Но, вместе с тем ФЗ, о животном мире непосредственно не разграничивает государственную собственность на животный мир на собственность Российской Федерации и собственность субъектов Российской Федерации.

Следует сказать, что вопрос о возможности нахождения объектов животного мира в собственности является достаточно спорным. Объектом права собственности, как указано в п. 1 ст. 209 ГК РФ, является имущество. Речь идет об имуществе, которое имеется в наличии на время существования права собственности и которое может быть индивидуализировано и присвоено собственником с исключением всех других лиц от обладания им. Поэтому, например, космическое пространство, Солнце, другие небесные тела, не освоенные человеком, атмосферный воздух не рассматриваются как имущество, могущее быть объектом права собственности. По этой же причине весьма сомнительно относить к объектам права государственной собственности животный мир как совокупность живых организмов всех видов, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы. Объекты права собственности не могут выходить из владения собственника помимо его воли, за исключением случаев, прямо указанных в законе. Это необходимое условие отсутствует в части многих диких животных, которые свободно могут мигрировать из одной страны в другую. Дикие животные могут быть объектом права собственности в случаях, когда они обитают в закрытых природных территориях, охраняемых государством (заповедниках и т.п.), или когда они изъяты из естественной среды обитания. По мере развития науки и техники круг объектов, могущих быть объектами права собственности, постоянно расширяется[16].

2. В соответствии с ч.2 комментируемой статьи, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира.

3. Устанавливается, что разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Таким образом, вопрос разграничения государственной собственности (на федеральную и субъектов Федерации) пока окончательно не решен. Законодательством о животном мире рассматривается единственный способ разграничения государственной собственности путем принятия соответствующего федерального закона, однако до сих пор такой закон пока не принят.

Соответственно, можно сделать вывод о необходимости заключения соглашений о разграничении собственности на объекты животного мира по видам между Российской Федерацией и ее субъектами. При этом таких соглашений должно быть 89. В каждом из них целесообразно решить вопрос о собственности не только на животный мир, но и на все виды природных ресурсов, включая землю. А лучше всего было бы вообще не делить природные ресурсы на собственность федеральную и субъектов Федерации, а придерживаться принципа единой государственной собственности. Этой же точки зрения придерживается Т.Н. Малая, отмечая, что государство следует рассматривать как единственного полноправного собственника животного мира, поскольку только оно как организация может быть выразителем интересов народа в целом[18].

Однако субъекты Российской Федерации на практике осуществляют правотворчество в данной области. По данным, приведенным В.В. Никишиным, за последние несколько лет каждым субъектом Российской Федерации было принято несколько законодательных актов, регулирующих охрану и использование объектов животного мира[19].

Следует сказать, что по данный вопрос поднимался в судебной практике.

5. В Законе приводится перечень объектов животного мира, которые могут находиться в федеральной собственности. В основу перечня заложены признаки состояния объектов животного мира:

населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации. Такими животными являются, в частности, лоси, олени, кабаны, которые нередко меняют места обитания, покрывая значительные расстояния в поисках кормовых угодий и переходя административные границы областей, краев, республик. Мигрирующими объектами животного мира являются также птицы, а также некоторые виды проходных и полупроходных рыб и ряд видов водных животных.

В отличие от других природных ресурсов, законодательство о животном мире не предусматривает частной собственности на объекты животного мира.

6. В отношении объектов животного мира допускается субсидиарное применение норм гражданского права, касающихся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Это связано с тем, что несмотря ни на что, комментируемый закон рассматривает животный мир как своеобразное, но все-таки имущество. Вместе с тем, следует сказать, что оборот объектов животного мира ограничен, в частности, законодательство прямо не предусматривает залог данного природного объекта. Гражданское законодательство субсидиарно применяется и к отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира. Однако приоритет в этой части также отдается специальному, т.е. фаунистическому законодательству.

7. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют уполномоченные органы государственной власти. Это связано с тем, что сами публичные образования не могут непосредственно участвовать в общественных отношениях. От их имени действуют уполномоченные органы, которые являются одновременно также и юридическими лицами.

8. В соответствии с комментируемым законом, перечень объектов животного мира, отнесенных к федеральной собственности, утверждается Правительством Российской Федерации. Однако до сих пор такой перечень еще не утвержден.

9. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, уже могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Это связано с тем, что при изъятии объектов животного мира они утрачивают связь с окружающей средой и на них не распространяется режим объектов правовой охраны экологического права. Такие объекты уже свободно могут быть предметом купли-продажи, залога и других сделок. Разумеется, в данном случае должно обеспечиваться гуманное обращение с животными.

Таким образом, по отношению к животным как объектам гражданского права применяются общие правила, касающиеся возникновения, изменения и прекращения права собственности и иных вещных прав, за исключением особенностей, установленных названным выше Федеральным законом и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Иными (кроме права собственности) вещными правами на животных (диких, домашних или сельскохозяйственных) являются права хозяйственного ведения и оперативного управления. Никто не запрещает собственнику - Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию - передать принадлежащих ему на праве собственности животных в хозяйственное ведение или оперативное управление государственному или муниципальному приюту, специально созданному для целей надлежащего содержания животных и их охраны. Соответственно, такие приюты могут быть созданы в виде государственного или муниципального унитарного предприятия или учреждения[20].

Животный мир Российской Федерации, по определению ФЗ РФ “О животном мире” – совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны России.

Животный мир является неотъемлемой частью окружающей природной среды. Он играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности природных биосистем.

Помимо этого животный мир служит источником пищевых, технических и иных материальных ценностей.

К объектам животного мира относятся организмы животного происхождения – млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые, ракообразные, моллюски и другие организмы, которых насчитывается свыше 10 000 видов.

Объектами животного мира являются только дикие животные, пребывающие в состоянии естественной свободы.

Эту особенность правового режима объектов животного мира подчеркивали еще древние юристы. В германском праве считалось, что “вольная птица и вольный зверь в вольном лесу, не вскормленный рукой человека есть дар Божий всякому человеку и не состоит ни в чьей собственности”.

Следовательно, исключаются из числа объектов животного мира домашние животные, а также животные, содержащиеся в неволе.

Отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются нормами гражданского, экологического и иных отраслей законодательства.

К отношениям в области использования животных, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира, в иных научных и воспитательных целях, применяются нормы как законодательства о животном мире, так и других отраслей российского законодательства.

Значительной спецификой обладает правовой режим живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Учитывая это, ФЗ РФ “О животном мире” устанавливает приоритет норм федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с использованием ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ над нормами ФЗ РФ “О животном мире”.

Многие живые организмы постоянно мигрируют, зачастую на большие расстояния, пребывая в разные периоды времени как на территории России ( одного или нескольких субъектов Федерации), так и в других государствах, в пределах Мирового океана.

Таким образом, отдельные объекты животного мира (птицы, далеко мигрирующие рыбы, некоторые животные) могут в отдельные периоды времени являться собственностью как Российской Федерации, так и иных государств, других субъектов права собственности.

В Российской Федерации установлена государственная собственность в отношении животного мира в пределах ее территории: государственная собственность Российской Федерации и государственная собственность субъектов РФ.

Пользование, владение и распоряжение животным миром на территории РФ находится в совместном ведении Федерации и субъектов РФ.

В соответствии со ст.4 ФЗ РФ “О животном мире” к федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:

  • редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;
  • обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  • населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;
  • подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;
  • отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
  • естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ.

Следует отметить, что в отношении перечисленных объектов животного мира Российская Федерация не обладает правом собственности, оно лишь может быть установлено в порядке, определяемом федеральным законодательством.

Приведенная норма внутренне противоречива. С одной стороны, признается, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом ФЗ РФ “О животном мире”, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормами международного права.

С другой стороны, указывается на возможность отнесения живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны к федеральной собственности.

Между тем, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами международного права прибрежное государство не может являться собственником любых природных ресурсов за пределами территориального моря.

Преамбула ФЗ РФ “О животном мире” устанавливает, что животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан России.

Сравнивая приведенное нормативное установление с существовавшим ранее, Т. Н. Малая отмечает, что законодатель отошел от формулировки “достояние народов, проживающих на соответствующих территориях”.

Тем самым, акцент делается на том, что народы, проживающие на отдельных территориях ( субъектов РФ и др.) не имеют особых прав на животный мир в пределах мест своего проживания.

Принципы фаунистического права во многом обусловлены тем, что объекты животного мира, в первую очередь, – это биологические объекты, требующие особо бережного отношения к ним в процессе использования.

Читайте также: