В каких случаях допускается предоставление земельных участков под гаражи на придомовых территориях

Обновлено: 19.05.2024

В России действует уже несколько так называемых амнистий, которые позволяют оформить в собственность дома и земельные участки без значительных затрат и сбора документов. Амнистией называют упрощенный порядок регистрации прав на такие объекты. И вот появилась еще одна — ее прозвали гаражной. Закон уже подписан, но заработает только 1 сентября 2021 года.

Вот какие отношения регулирует этот документ и кому он поможет получить государственную землю в собственность.

В чем суть гаражной амнистии 2021 года

Гаражная амнистия — это упрощенный порядок оформления права собственности на землю под гаражом. При этом собственник гаража получает эту землю бесплатно — он не выкупает ее у государства или муниципалитета, а просто оформляет на свое имя или становится арендатором.

Гаражная амнистия действует с 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2026 года.

Выгода владельцев. Они смогут узаконить свою недвижимость и потом распорядиться ею: продать, подарить, оставить в наследство и не бояться сноса. А если земля понадобится государству для строительства дороги или жилья, собственники получат компенсацию.

Выгода государства. Миллионы неузаконенных объектов будут стоять на учете — и на них можно будет начислить налоги на землю и имущество. Еще это важно для благоустройства: зачастую непонятно, кому принадлежат гаражи и кто несет ответственность за порядок на территории и безопасность сооружений.

Как победить выгорание

Кто может использовать гаражную амнистию

Гаражную амнистию смогут использовать владельцы гаражей, их наследники и последующие покупатели.

Но закон подойдет не всем владельцам гаражей с неоформленными правами на участки. Вот варианты, когда можно использовать гаражную амнистию:

  1. участок для гаража был предоставлен какой-то организацией, выделен еще каким-то способом или право возникло по другим основаниям;
  2. участок образован из общей территории гаражного кооператива для размещения гаражей и выделен владельцу гаража.

Основное условие — гараж на этом участке является объектом капитального строительства и построен до 30 декабря 2004 года. Если гараж построили позже, амнистия на такие объекты не распространяется.

Важна дата именно строительства, а не приобретения. Наследники могли получить гараж и после 2004 года, но наследодатель должен был получить участок и построить гараж до конца 2004. А наследникам придется это доказать.

Такое ограничение связано с тем, что потом вступил в силу градостроительный кодекс и с регистрацией права собственности все прояснилось: построили гараж — оформили на него право.

Гараж может быть отдельно стоящим или иметь общие стены, крышу и фундамент с другими гаражами.

Какие гаражи не попадут под амнистию

Упрощенный порядок приватизации земли и регистрации объекта не коснется:

  1. Ракушек. Такие разборные металлические гаражи обычно находятся не на территории кооперативов, и они точно не капитальные. При желании или по необходимости ракушку можно перевезти на другое место — например на дачу.
  2. Пристроек к другим объектам. Не получится узаконить землю под гаражом, который пристроен к дому, магазину или зданию автосервиса.
  3. Гаражей в многоквартирных домах и под землей.
  4. Самовольных построек под снос.

Если не соблюдаются другие условия амнистии — гараж построен после 2004 года или нет подтверждения права на объект, — узаконить участок не получится даже под капитальным строением.

Как оформить право на землю и гараж по амнистии

Для оформления достаточно заявления о предоставлении земельного участка. К нему нужно приложить:

  1. Документы, которые подтвердят выделение земли, законное строительство гаража или его добросовестное использование до 2004 года включительно.
  2. Документ о предоставлении земли гаражному кооперативу, решение общего собрания и выписку из ЕГРЮЛ об этой организации — при наличии. Документы о кооперативе может представить кто-то один из его членов.
  3. Схему расположения участка на кадастровом плане, если не было межевания.
  4. Технический план гаража.

У покупателей или наследников может не быть документа о выделении земли — особенно если это происходило 30 или даже 50 лет назад. Тогда подойдет какое-то подтверждение использования объекта: договор с электросетями, квитанции на оплату коммунальных услуг, документ о технической инвентаризации до 2013 года.

Документы можно подать в орган местного самоуправления, который занимается учетом объектов, или в МФЦ. В этом случае госпошлины не будет: власти сами передадут документы в Росреестр для регистрации прав. Если обращаться туда самостоятельно, нужно заплатить госпошлину — по 350 Р за участок и за гараж.

Постановка участка на кадастровый учет и регистрация права на землю и гараж произойдет одновременно. На все процедуры уйдет около 20 рабочих дней.

Например, в семье есть гараж. Когда-то , в 80-х годах , он достался отцу Ивану, а после смерти отца им пользуется сын Петр. Землю под гараж выделил кооператив, и все построили там одинаковые одноэтажные строения с общими стенами и крышей. Про документы никто не думал, гаражи переходили по наследству, проблем вроде бы не возникало. Но фактически земля под гаражом не была в собственности Ивана, да и Петр тоже не стал ее владельцем. Гараж есть, а документов нет. С 1 сентября 2021 года Петр сможет оформить право собственности на гараж и стать владельцем земли под ним. Такой объект иметь надежнее, а стоит он при продаже дороже неоформленного. Петру нужно только найти документ, по которому его отец Иван получил когда-то этот участок, и доказать, что он наследник отца.

Когда Петр получит документы, он сможет указать гараж в завещании, подарить его своему сыну или продать. И никто уже не снесет этот объект как самовольную постройку.

Что еще урегулировал новый закон

Кроме оформления права на участок и гараж есть еще и такие нормы:

  1. Если до 1 сентября 2021 года построенный и узаконенный гараж оформлен как гаражный бокс, он признается гаражом. Это важно в том числе для налогов. Ничего делать для этого не нужно.
  2. В схемах размещения гаражей власти должны предусматривать участки для стоянки и гаражи для людей с инвалидностью — им места возле дома выделят бесплатно и в первую очередь. Как и пострадавшим из-за аварии на ЧАЭС.
  3. Если участок по амнистии будет предоставлен в аренду, плата за него не может быть больше земельного налога.
  4. Одноэтажные гаражи с общими стенами и крышей признаются отдельными зданиями.

Остались и невыясненные вопросы. Например, как быть с двухэтажными гаражами, если у первого и второго этажа разные владельцы. Непонятно, кто будет владельцем подъездов к гаражам и что делать, если никаких документов не сохранилось.

Что можно сделать до 1 сентября

Пока подавать документы для оформления участков под гаражами рано: по новой процедуре их просто не примут.

Но вот о чем стоит подумать уже сейчас:

  • где документы о выделении участка и о гаражном кооперативе?
  • у кого квитанции на оплату коммуналки за гараж?
  • какие планы на гараж и землю у других наследников?
  • как смотрит на регистрацию прав супруг или супруга?
  • что думают об оформлении соседи по гаражному кооперативу?

Ближе к сентябрю станет известно, как местные власти помогут владельцам гаражей в вашем регионе или населенном пункте. И куда именно обращаться с документами.

В настоящий момент вопрос ограничения въезда на территорию многоквартирных домов поставлен на контроль прокуратуры в связи с участившимися случаями незаконного установления ограждений.

Многие устанавливают шлагбаумы, не получив официального разрешения службы государственного пожарного надзора, которая является главным ограничителем в этом вопросе.

В случае же наступления экстренной ситуации (например, пожара в доме) на незаконно огороженной шлагбаумом территории, пожарная спецтехника запросто снесет стрелку на пути движения по вызову, при этом компенсации потраченных на монтаж средств (порядка 50 тысяч рублей) жильцы не получат, так как действовали без разрешения. А если машина пожарных в результате тарана отметится повреждениями кузова, то на инициаторов установки шлагбаума может быть подан иск с целью возмещения материального ущерба.

В соответствии с п.1.5 Правил дорожного движения запрещается самовольно

устанавливать дорожные знаки, светофоры, другие средства организации дорожного движения (в том числе шлагбаумы), создающие

помехи для движения. Установка шлагбаума должна быть разрешена администрацией города по согласованию со службой государственного пожарного надзора, ОГИБДД, коммунальной службой.

В решении общего собрания указываются сведения о лице, уполномоченном на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, связанным с установкой ограждающих устройств.

В соответствии с постановлением правительства Москвы от 02.11.2012 №614-1111 вопросы об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе незаконно установленных заборов, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства. На основании решения окружной комиссии префектура административного округа принимает меры к сносу демонтажу некапитальных объектов (заборов, ограждений).

В силу п.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им. Согласно ч. 1 ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 — 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, поскольку установка шлагбаума во дворе дома относится к использованию земельного участка, включая ограничение пользования этим участком, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (собрание членов ТСЖ) вправе принять решение установить шлагбаум во дворе дома. Однако такое решение должно быть принято не простым большинством голосов, а за него должны проголосовать не менее двух третей от общего числа голосов собственников, то есть квалифицированное большинство.

В соответствии с ч.5 ст.46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Если решение принято по вопросу, отнесенному к компетенции общего собрания, то есть установить шлагбаум во дворе дома, и с соблюдением требований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, то оно распространяется и на собственника, который не принимал участия в голосовании, либо голосовал против принятия решения об установке шлагбаума. Следовательно, данный собственник обязан оплатить установку шлагбаума во дворе дома.

Если решение принято с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, то есть принято простым большинством голосов, а не квалифицированным (не менее двух третей голосов), собственник, который голосовал против принятия такого решения, вправе обжаловать его в суде.

В случае, когда впоследствии кто-либо из собственников помещений в этом многоквартирном доме продал квартиру, то на нового собственника не распространяется решение общего собрания собственников МКД (общего собрания членов ТСЖ) в части оплаты денежных средств, за счет которых была произведена установка шлагбаума во дворе дома. Эти расходы должен нести предыдущий собственник. На нового собственника может быть возложена обязанность только по оплате изготовления ключей от шлагбаума, если предыдущий собственник их ему не передал.

При отказе председателя совета дома (председателя ТСЖ) передать ключи от шлагбаума новому собственнику, новый собственник вправе требовать передачи ему ключей от шлагбаума в судебном порядке на основании ст.304 ГК РФ. В соответствии с данной статьей собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

1. Первым этапом идет обязательное собрание собственников квартир, на котором будет рассмотрен вопрос об ограничении въезда во двор с помощью установки шлагбаума. Если такое постановление принимается подавляющим большинством (лучше не менее 70%) голосов, то составляется протокол. Он подается в соответствующие органы.

В случае если придомовая территория пока является коммунальной собственностью, нужно принять решение о формировании участка и постановке его на кадастровый учет, а это уже требует согласия всех жителей. Зато решения полноправных собственников имеют большую силу.

2. В муниципальный совет депутатов подаются соответствующее заявление, протокол собрания жильцов-собственников и техническая документация, то есть проект ограждения. Совет принимает решение не дольше месяца (это отдельно законодательно оговорено) и о своем решении уведомляет того, кто подал заявление, не позже, чем через пять дней после вынесения вердикта.

3. Решение не обязательно будет положительным. Отказ, согласно постановлению правительства, можно получить в случае, если не обеспечиваются круглосуточный беспрепятственный проезд и свободное перемещение по двору транспорта пожарной, газовой, других аварийных служб и скорой помощи.

Стоит отдельно отметить, что шлагбаумы демонтируются в случае, если они препятствуют проведению работ по благоустройству территории, строительству (реконструкции) или капитальному ремонту, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы. О демонтаже будет сообщено заранее. В этом случае затраты собственников на приобретение и установку ограждающего устройства будут компенсированы. Сумма компенсации определяется на основании отчета независимой оценки.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях города Москвы (статья 6.5) за ограничение доступа на свободный участок предусмотрена ответственность. Максимальная санкция за это нарушение в отношении юридических лиц — 20 тысяч рублей.

Парковка машин во дворе МКД остаётся предметом споров между автовладельцами и жителями дома, которых не устраивает размещение стоянки на придомовой территории. Рассказываем о новом определении ВС РФ по вопросу организации во дворе жилого дома гостевой стоянки и её использования для постоянной парковки транспорта.

Собственник посчитал гостевые парковки нарушением законодательства

Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.

  • отводимый под строительство МКД земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории, в том числе с размещением гостевых стоянок автотранспорта;
  • на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, а также автостоянки, кроме гостевых.

Не согласный с таким подходом к организации придомовой территории МКД, собственник попытался через суд признать эти пункты Санитарных правил и норм частично недействующими.

Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.

Организованная гостевая парковка во дворе, по словам истца, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и на защиту от негативного воздействия окружающей среды (ст. 8 № 52-ФЗ, п. 1 ст. 11 № 7-ФЗ). Оставленные в непосредственной близости от жилого дома автомобили также нарушают требования к антитеррористической безопасности жилфонда и граждан, изложенные в № 35-ФЗ.

Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.

Суд установил, что СанПин 2.1.2.2645-10 разработан и утверждён согласно действующему законодательству, подписан Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках его компетенций.

ВС РФ отметил, что в Федеральных законах № 52-ФЗ, № 7-ФЗ, № 35-ФЗ, на которые ссылается истец, нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. Следовательно, оспариваемые пункты НПА не вступают с ними в противоречие.

Напротив, суд обратил внимание на то, что размещение стоянок автомобильного транспорта в жилых зонах допускается ч. 3 ст. 35 ГрК РФ и предусмотрено п. 5.1 Свода правил СП 42.13330.2016. При этом для гостевой автостоянки не устанавливаются разрывы от фасада дома или детских площадок (п. 11 примечаний к таблице 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.

Использование гостевых автостоянок для постоянного размещения машин незаконно

Собственник не согласился с таким выводом суда и подал жалобу в апелляционную коллегию ВС РФ. Он настаивал на том, что оспариваемые предписания СанПиН не обеспечивают соблюдения права на охрану жизни и здоровья человека, благоприятную среду обитания.

Также истец указал на то, что суд первой инстанции ошибочно сослался на ч. 3 ст. 35 ГрК РФ, в которой говорится о возможности размещения в жилых зонах стоянок автомобилей. Размещение таких стоянок допускается лишь за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Апелляционная коллегия ВС РФ согласилась с решением первой инстанции: оспариваемые пункты СанПиН 2.1.2.2645-10 не противоречат федеральным законам РФ, поскольку в них нет запрета на организацию автостоянок на придомовой территории многоквартирного дома.

При втором рассмотрении дела ВС РФ дал оценку и доводу истца о том, что гостевые парковки по факту используются жителями многоквартирных домов как постоянные автостоянки для личного транспорта.

Суд отметил, что это является нарушением положений Санитарных правил, но не свидетельствует о незаконности оспариваемых пунктов СанПиН. Апелляционная коллегия ВС РФ также отказала истцу в удовлетворении иска.

Как управляющей организации оборудовать парковку во дворе МКД

УО и жители дома могут организовать автостоянку по решению общего собрания

  1. На придомовой территории многоквартирного дома можно устраивать гостевые стоянки автотранспорта, то есть временные места для автомобилей посетителей жилфонда.
  2. Использование жителями дома гостевой парковки для стоянки автотранспорта незаконно и может повлечь привлечение собственников автомобилей и даже УО к административной ответственности по ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ.

Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ.

Проводить на придомовой территории какие-либо работы, в том числе по созданию автостоянки, можно лишь в том случае, если участок поставлен на кадастровый учёт и включён в общее имущество многоквартирного дома.

Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома в соответствии с табл. 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Являюсь собственником кварты в Доме 2015 года постройки, у которого имеется придомовая территория. Есть участок земли 115м на 21м неблагоустроенный (пустырь), при строительстве дома там должна была быть асфальтированная парковка, но в проект внесли изменения и Администрация города приняла благоустройство дома без 1 парковки (у нас их 3 на придомовой территории).

У всех собственников жилья указана придомовая территория, места общего пользования и непосредственно жил.площадь в Праве на собственность. Домом управляет УК и есть Председатель дома.

От инициативных собственников квартир поступило предложение о благоустройстве данного пустыря в стоянку крытого типа (построить гаражный ряд) по расчетам на 25 машиномест.

У меня такой вопрос:

Могут ли собственники жилья данного дома построить на месте запланированной парковки ряд гаражей и получить на гаражи право собственности? Есть ли необходимость получить разрешение на строительство гаражей у Администрации города, которая в свою очередь приняла благоустройство дома от Застройщика без парковки?

Какие процедуры необходимо выполнить для положительного результата и с чего начать?

Добрый вечер Андрей!

Так как дом вводился в эксплуатацию в 2015 году, ЗУ под МКД должен быть поставлен на кадастровый учет и определены его границы.

Если данный пустырь входит в границы участка под МКД, значит он находится в общей долевой собственности собственников МКД (часть 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса).

На основании пункта 2 статьи 36 ЖК "Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме".

Следовательно, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что для постройки гаражей сначала необходимо решить вопрос с собственниками МКД, а затем обращаться в ОМС для получения разрешительной документации для строительства гаражей.

Андрей, если у Вас есть решение общего собрания жильцов МКД, одобренное 2/3 собственников МКД (пункт 1 статьи 46 ЖК), тогда Вам необходимо обратиться в ОМС за получением разрешения на строительство гаражей.

Необходимость получения разрешения у Администрации указана в пункте 2 статьи 51 Градостроительного кодекса. Перечень документов, которые необходимо предоставить указан в пункте 7 статьи 51 ГрК (особое внимание на часть 6.2).

Добрый день, Андрей.

Нужно отталкиваться от вида разрешенного использования земли (ВРИ).

На таком участке допускается

Размещение многоквартирных домов этажностью девять этажей и выше;
благоустройство и озеленение придомовых территорий;

обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок и площадок для отдыха; размещение подземных гаражей и автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от общей площади дома

Таким образом, земля под высотным домом и включенная в придомовую территорию, может использоваться только для целей, указанных в Классификаторе.

Строительство индивидуальных наземных гаражей или автостоянок данный ВРИ не предусматривает.

Поэтому разрешение на строительство наземных гаражей Вам не выдадут.

1.Получать разрешение на строительство подземных гаражей.

Размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения автотранспорта, в том числе с разделением на машино-места.

С уважением, Роман.

Доброго времени суток!

Необходимо делить участок земли на котором стоит дом для получения разрешения строительства? При его делении как произойдет оформление и на кого?

Необходимо ли вообще получать разрешение на строительство т.к. на данном месте должна быть парковка, а по факту там пустырь?

Если у вас получится разделить, то это было бы хорошо. Одна бы часть тогда была под МКД, другая (пустырь) — под гаражное строительство. Но честно говоря, участок, выделенный под МКД, вряд получится так просто разделить, так как его границы формируются местной администрацией и они уже внесены в план застройки. Это придется менять план застройки и другие градостроительные документы. Наверное, проще будет добавить условно разрешенный вид разрешенного использования. Стоит начать процесс путем обращения в местную администрацию с разъяснением возможности разделения з/у и добавления нового ВРИ. После этого ситуация станет проясняться и станет понятно, что делать дальше. Возможно, придется идти через суд.

Добрый день! У нас в ГСК сложилась такая ситуация. Многие члены ГСК, имея право собственности на гаражный бокс, не платят членские взносы в течение многих лет. Решением общего собрания мы планируем их исключить из членства в гаражном кооперативе. Как , в законном порядке, нам поступить с гаражными боксами, принадлежащими им, которые находятся на территории ГСК. Ведь участок земли, на котором находятся гаражные боксы ГСК , находится в аренде и ежегодно оплачивается согласно условиям арендного договора.

Я собственник квартиры в многоквартирном жилом доме на 40 квартир. Мы с жильцами на 10 квартир решили построить капитальные гаражи с фундаментом на 10 боксов. Остальные 30 квартир не против этого. Провели собрание во главе председателя ТСЖ и зафиксировали это в протоколе общего собрания. Но дальше начались проблемы. Земельный участок на котором мы хотим строить и который одновременно принадлежит нашему дому (придомовая территория) имеет разрешенное использование: Для содержания и эксплуатации многоквартирного жилого дома. Менять разрешенное использование земельного участка (добавить строительство гаражей) мэрия не имеет полномочия, точно так же как и выдача разрешения на строительство, с их слов. Разделить участок на две части, одна которая уйдет под строительство гаражей мы не можем, т.к. квартиры некоторых собственников в ипотеке. Какие разрешительные документы все таки нам необходимы для строительства гаражей на придомовой территории для дальнейшей регистрации права на недвижимость только на 10 человек-застройщиков, а не на всех жильцов этого дома. И какая судьба земельного участка под гаражами?

Коммуникационная компания начинает строительство офиса на придомовой территории, практически в нескольких метрах от многоквартирного дома. Никакого уведомления и согласования с собственниками жилья произведено не было. Строящийся офис в стадии подвоза стройматериалов и порчи озелененной площадки возле дома. Имеет ли право Муниципальная власть осуществить строительство без согласия жильцов, и куда следует обратится чтобы защитить свои Конституционные права?

Читайте также: