Условия заключения брака по римскому праву и брачное имущественное право

Обновлено: 16.05.2024

• "Брак — это союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права" (Д.23.2.1). "Союз мужа и жены, основанный на совместной жизни" (Инст.

Римское право различало два вида брака:

• брак с властью мужа (cum manu mariti);

• брак без власти мужа (sine manu).

Брак "сине ману" следовало возобновлять ежегодно. Если жена в течение года прожила в доме мужа, то она автоматически попадала под власть мужа. Поэтому, чтобы избежать этого, она должна была не менее трех ночей в году проводить вне дома давность таким образом прерывалась. Виды брака различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. д.), так и по существу (разный объем правоспособности жены) От брака "сине ману" следует отличать конкубинат. Конкубинат в Древнем Риме — это дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, В отличие от конкубината, брак заключался с намерением создать семью и воспитать детей.

2. Римское право предусматривало определенные условия для вступления в брак. Одни из этих условий были обязательны для всех лиц, вступающих в брак, другие условия применялись только к определенным группам граждан

Условиями для вступления в брак были:

• согласие лиц, вступающих в брак, а также согласие домовладыки жениха и домовладыки невесты, если они были подвластными лицами. Если домовладыка безосновательно отказывал в браке, то его можно было принудить через магистрат;

• достижение брачного возраста: для мужчин— 14 лет, а для женщин — 12 лет;

• вступавшие в брак не должны состоять в другом непрекращенном браке;

• каждый из брачующихся должен иметь право вступать в законный брак (поэтому, например, римлянин не мог заключить брак с чужеземкой).

В дальнейшем, когда права римского гражданства были предоставлены и чужеземцам, данное условие отпало. Не допускались браки вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия;

• лица, вступавшие в брак, не должны были состоять между собой в родстве или свойстве. Препятствием было как агнатическое, так и когнатическое родство.

• запрещались также браки между опекуном и подопечной, между правителем провинции и жительницами той провинции, а также между виновным в прелюбодеянии и его соучастником.

3. Заключению брака часто предшествовало обручение. Сначала оно производилось домовладыками, затем в нем стали участвовать лично жених и невеста. В классическую эпоху для заключения брака не требовалось каких-либо формальностей — он заключался простым соглашением. По при лом. если присутствовала сословная разница, составлялся договор.

Существовало три способа заключения брака.

• торжественный религиозный ритуал при участии жрецов и К) свидетелей, сопровождаемый жертвоприношением (в древнейшее время). Такой способ заключения брака был привилегией патрициев и назывался "конферрацией":

• мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по правилам, установленным для приобретения ценных вещей ("манципация невесты"). Этот способ заключения брака считается плебейским. Данный способ называется "коемпция" и в I в. н.э. превращается в фикцию и затем исчезает;

• брак "сине ману", то есть без власти мужа, заключался без всяких формальностей. Данный вид брака развился из древней формы заключения брака под названием узус. Он состоял в применении к области брачных отношений давностных сроков.

4. Брак прекращался со смертью супруга, разводом или утратой свободы одним из супругов. В классическую эпоху развод был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению о расторжении брака. Судебных формальностей расторжение брака не требовало, однако объявление о разводе было необходимо. Это привело к тому, что браки очень часто стали распадаться. В связи с этим в эпоху Империи был принят ряд законов, направленных на предотвращение разводов и укрепление семьи. Так, одностороннее заявление о расторжении брака допускалось только в том случае, если оно было обоснованным (например неверность супруга, неспособность к семейной жизни, насилие супруга и т. д.). Кроме того, закон обязывал состоять в браке мужчин в возрасте от 25 до 60 лет, а женщин — с 20 до 50 лет. Те, кто не выполнял данные требования, лишались возможности быть наследниками по завещанию. Был введен особый налог на безбрачие и т. д.

2.2. Обстоятельства, прекращающие брак
Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.
Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался:
1. Обращением одного из супругов в рабство. Однако брак считался продолжавшимся все время, если оба супруга были вместе в плену.
2. Утратой права гражданства.
3. Изменением семейного состояния одного из супругов, которое устанавливало такую степень агнатического родства его с другим супругом, при которой вступление в брак было бы невозможно, например, paterfamilias усыновлял мужа свой дочери, не освободив ее предварительно от patria potestas.
4. По воле мужа или его paterfamilias в браке cum manu; по воле мужа или жены, либо по их соглашению в браке sine manu.
Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений.
Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). Свобода развода была одним из начал римского брачного права.

2.3. Различия правовых режимов брака в зависимости от вида брака
Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.
Личные и имущественные отношения между супругами были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.
В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, которая в принципе не отличается от patria potestas отца над своими детьми. Муж может истребовать покинувшую дом жену при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу, вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положение жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных отношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу.
Брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права. Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает в браке, принадлежит ей самой. То есть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены. Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального разрешения супруги (видимо, в случае, если она – persona sui iuris) или ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Жена вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как не обладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом в хозяйственном отношении. За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имущества по уголовным преступлениям. Заметим, что с течением времени эта полная юридическая разобщенность супругов в браке sine manu начинает смягчаться как в личных, так и имущественных отношениях.

Брак в Римском праве трактовался, по словам римского юриста Модестина как "общность человеческого и божественного права, объединение мужа и жены, слияние всей жизни ". Идеализированное представление о брачных отношениях совсем не соответствовало действительности. И даже во время наибольшего расцвета права в Риме женщина не признавалась полноценным партнером собственного супруга.Римляне выделяли matrimonium iustum (узаконенный брак между лицами, которые имеют право на брак) и matrimonium iuris gentium (брак между лицами не имеющими брачного права).

Виды брака в Римском праве

Римляне выделяли matrimonium iustum (узаконенный брак между лицами, которые имеют право на брак) и matrimonium iuris gentium (брак между лицами не имеющими брачного права). В империи также было распространено сожительство на постоянной основе свободных лиц, без заключения брачного договора (называвшееся конкубинатом). Однако это сожительство не было полноценной заменой узаконенному браку. На детей, которые рождались в таком союзе, власть отца не распространялась. В эпоху республиканства, вопреки моногамных обычаев семьи римлян, мужчинам разрешалось одновременно находиться в брачных отношениях с одной женщиной и сожительствовать в конкубинате. В противоположность этому, закон республиканцев давал супругу убить жену за выявленное сожительство или измену.

В доюстиниановое время обозначались два вида брака: cum manu mariti (брак с мужской властью) и брак sine manu (без мужской власти над женой). Оба считались правильными. В общем своем содержании, брак sine manu походил на сожительство(конкубинат), но осуществлялся брак для создания семьи и совместного воспитания детей. Требовалось согласие брачующихся, а также их домовладыки. Обычно согласие главы дома требовалось для вступления в брак девушки. Мужчины, к моменту свадебной церемонии считались самостоятельными. В случае необоснованного отказа главы дома, его положительного ответа добивались, подав жалобы в магистрат.

Условия вступления в брак в римском праве

1) Возраст, разрешенный к заключению брака, наступал в двенадцать лет для женщин, в четырнадцать лет - для мужчин.

2) Если кто-то из лиц, стремящиеся к браку, находился в действующих (длящихся)отношениях, то брак не разрешался.

3) Лица желающие вступить в брак должны были иметь на это брачное право.

В доюстиниановый период из - за отсутствия брачного права, не могли жениться некоторые категории иностранцев.Так, например, брак в Древнем Риме между римлянином и иноземкой не разрешался по политическим мотивам(чтобы помешать получению римского гражданства путем брака).По законам юстинианского периода, при наличии гражданства у практически всех жителей Римской империи, поводом для отказа в брачном праве служило родство близкой степени или своячество (отношения между близкими, но не кровными родственниками).Причем родство было как когнатическим, так и агнатическим.

4) Брак считался недействительным между родными по прямой ветви и боковой( при наличии хотя бы одного родственника, находящегося с предком в прямом родстве).Так запрещались браки между братьями и сестрами, тетками и племянниками;не разрешались брачные отношения между зятем и золовкой.

5) Кроме этих требований, выставлялись и специфические условия, такие как: состоящий в должности магистрата провинции не мог жениться на гражданке этой же провинции.(одной причиной запрета служило желание избежать давления на волю брачующихся, другой - пресечь усиление его политического влияния с помощью семьи).

Заключение брака в древнем Риме

Перед праздничной церемонией осуществлялось обручение.Вступающие в брак совершали процедуру с согласия глав семейств. Однако некоторые брачные церемонии совершались достаточно просто: если всех требования брачного права были соблюдены, от брачующихся требовалось лишь устное согласие. После этого невесту отводили к жениху. Такое заключение брачных уз приводило к браку в форме sine manu.При осуществлении брака с властью мужа, для утверждения власти супруга совершались чисто формальные действия.

Брак в Древнем Риме мог прекратиться:

а) с кончиной одного из супругов;

б) если кто-то из супругов потерял свободу;

в) с официальным объявлением развода при свидетелях.

В эпоху расцвета римской классики развод осуществлялся как по желанию обоих супругов, так и по заявлению сделанному одной из сторон.В период монархизма процедура развода была очень ограничена. Развод по совместному согласию был запрещен, а развод по заявлению одной стороны разрешен только в случае нарушения верности или при покушении на жизнь. Также был возможен развод и без вины с чьей-либо стороны, но по весомому поводу(невозможность интимных отношений, религиозные причины). Развод в одностороннем порядке, без веской на то причины, штрафовался(при этом брачные отношения считались прекращенными).

"Брак, или так называемый матримоний, представляет собой союз мужчины и женщины, предполагающий общность жизни". Данное определение закреплено в Институциях Юстиниана. Классический юрист Модестин характеризует брак как "союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божественном и человеческом".

Из приведенных определений видно, что римляне признавали моногамный брак.

Они различали настоящий, законный римский брак, в который могли вступать только лица, имевшие право вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства. Только от такого брака дети считались законными и подлежали отцовской власти, имели право наследования.

Союз между лицами, не имевшими права вступать в законный брак, являлся незаконным браком. Он не имел указанных выше правовых последствий, хотя и дозволялся законом.

Постоянный союз мужчины и женщины без обоюдного намерения вступить в брак назывался конкубинатом. Данное сожительство имело место в тех случаях, когда брак между определенными категориями лиц в силу норм цивильного права был невозможен.

Сожительница (конкубина) не разделяла социального состояния сожителя. С развитием права дети от конкубината получают некоторые права.

Сожительство между рабами, между рабами и свободными вообще не имело никакого значения.

Чтобы брак был признан действительным, имеющим юридическую силу, он должен был отвечать определенным условиям.

Римский юрист Ульпиан писал: "Брак является законным, если между теми, кто его заключил, существует право на законный брак, если и мужчина, и женщина достигли брачного возраста, если получено их согласие как лиц "своего права" или же если они являются подвластными лицами, то и согласие их родителей".

Право заключения законного брака первоначально принадлежало только римским гражданам и жителям Лациума.

В разные исторические периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака.

Так, до Закона Канулея 445 г. до н.э. были запрещены браки между патрициями и плебеями. До Закона Августа 18 г. до н.э. был запрет на браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными.

Препятствием к заключению брака являлось родство по прямой линии без ограничений и по боковой с различными ограничениями в зависимости от изменявшегося законодательства.

Запрещались браки между сенаторами и либертинами, сенаторами и актрисами; между опекуном и подопечной; между правителем провинции и жительницей этой провинции; между лицами, из которых хотя бы одно дало обет целомудрия.

Браки, заключенные в нарушение установленных запретов, подлежали аннулированию. Никаких правовых последствий такие браки не влекли.

В постклассическом праве термин право вступать в законный брак теряет свое значение и перестает употребляться.

Брачный возраст был установлен с 12 лет - для женщин, с 14 лет - для мужчин.

Согласие на брак в древнейшее время требовалось от домовладыки и жениха в том случае, если он являлся самостоятельным лицом. Позже стало требоваться согласие подвластных жениха и невесты, их домовладык, а со стороны жениха дополнительно согласие того лица, под отеческой властью которого он мог оказаться в случае смерти домовладыки.

Позже в ряде случаев детям было предоставлено право вступать в брак и без согласия домовладыки.

Заключению брака предшествовала помолвка, которая, по определению Флорентина, "есть предложение и обещание будущего брака". Совершалась она посредством двух стипуляций. Как писал Ульпиан: "Помолвка так называется от слова обещать; поскольку у древних был обычай стипулировать и через торжественное обещание приобретать себе жен".

Заключалась она между домовладыкой невесты и женихом или его домовладыкой. В случае нарушения соглашения виновный мог быть подвергнут наказанию за нанесенный ущерб.

В постклассический период при помолвке была введена практика внесения залога или свадебного задатка.

По Юстинианову праву расторжение помолвки без достаточного основания влекло за собой для виновного имущественную ответственность в виде потери данного задатка или обязанности возврата задатка в двойном размере.

ВИДЫ БРАКА. ФОРМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

Древнейшим браком, характерным для патриархального строя, был бра­к в обрядовой форме. Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи.

"Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio". Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами. Это религиозный акт. Применялся он в среде патрициев.

"Что касается "купли", то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи, в присутствии на менее пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит". Этот способ называется покупка жены у ее домовладыки или опекуна. Возник он в среде плебеев, впоследствии став общим.

Законы XII Таблиц указывают на существование другого брака - брака посредством брачного соглашения, при котором жена не находилась под властью мужа. Брак посредством брачного соглашения не менял юридического положения жены. Она сохраняла свое прежнее семейное положение, продолжая оставаться самостоятельным лицом, если была таковой до брака, или оставалась подвластной своему отцу и была юридически чужой своим детям и мужу. В браке посредством брачного соглашения она оставалась агнаткой своей прежней семьи. В имущественном отношении жена не зависела от мужа.

Возникнув позже брака в обрядовой форме, брак посредством брачного соглашения в течение 200-300 лет существует параллельно ему. Во 2-й половине республики брак посредством брачного соглашения становится преобладающим, а в эпоху классических юристов - единственным видом брака.

В позднейшее время он заключался путем простого соглашения вступающих в брак, после чего жена переселялась в дом мужа.

Отличие брака посредством брачного соглашения от конкубината состоит в том, что он заключался с намерением создать семью, воспитывать детей.

До того как было введено Львом Философом в новелле 89 церковное венчание, было иногда трудно доказать, что заключен брак. Законами Феодосия II и Валентиниана III было установлено, что если в сожительство вступают лица равного общественного положения, то в случае сомнения исходят из того, что они заключили брак.

ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА

Основаниями прекращения брака являлись как объективные причины, так и субъективные. К первым относились: смерть одного из супругов; лишение свободы одного из супругов (плен, рабство), причем только брак посредством брачного соглашения считался прекращенным; лишение гражданства одного из супругов; изменение семейного положения одного из супругов, при котором невозможно вступление в брак. К субъективным относился развод.

Свобода развода существовала в римском праве на всем протяжении его истории.

Расторжение брака в обрядовой форме было возможно только по инициативе мужа (в случаях измены, пьянства, бесплодия жены) в форме, обратной той, в которой он заключался.

Расторжение брака, заключенного посредством брачного соглашения, допускалось по соглашению сторон и по одностороннему волеизъявлению любого из супругов.

Никакой особой формы не существовало, но по законодательству Августа расторжение брака должно было быть объявлено в присутствии семи свидетелей в виде вручения разводного письма.

Со временем причины расторжения брака стали влиять на его последствия, что выразилось в имущественных потерях.

В постклассическом праве вводятся правила развода. Известны два вида развода: с неблагоприятными последствиями и без таковых. Первый вид делился на беспричинное одностороннее расторжение и расторжение по вине другого супруга (измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь супруга, сводничество, аморальный образ жизни). Второй вид делился на развод по взаимному согласию и развод по воле одного супруга при наличии оправдательных причин. Такими причинами были обет целомудрия, уход в монастырь, неспособность иметь детей.

Виновный в разводе утрачивал приданое, его могли подвергнуть ссылке, заключению в монастырь, ему могли запретить вступать в новый брак.

При одностороннем разводе на супруга, давшего развод, налагались тяжелые штрафы. Такие же последствия были установлены для супруга, вина которого послужила причиной одностороннего развода.

Вступление во второй брак в постклассический период требовало соблюдения некоторых правил: вдова могла повторно выйти замуж не ранее 10 месяцев, а впоследствии - 12 месяцев.

В случае нарушения этого правила она подвергалась штрафу и ограничивалась в наследовании.

Также были введены ограничения с целью ограждения интересов детей от первого брака.

Читайте также: