Уничтожение частной собственности это либерализм и консерватизм

Обновлено: 03.05.2024

Либерализм и консерватизм. От теории к практике

История российского либерализма. Сегодняшнюю часть цикла о российском либерализме нужно, я думаю, начать с определения то, что собой либеральная идея представляет вообще. Сделать это можно одним словом: это идеология. Одна из многих. Идеологии разные, как и сами люди. Хотя все хотят одного и того же: разумным образом устроенного общества, справедливого общества, ну и, разумеется, всех благ для всех и для каждого.

Интересно, что многие века, да что там века – тысячелетия, человечество никаких идеологических споров не знало. Люди появлялись на свет в устойчивом, абсолютно не меняющемся мире, жизнь в котором определяли их семейное и социальное положение, физическая сила и род занятий предков. Потребовалось очень много времени (лишнее доказательство того, что разумным человек может быть назван с большой натяжкой), прежде чем люди поняли: человек никогда не может быть свободен от общества, в котором живет, но он волен принимать решения. А раз так, то ни семья, ни родовая либо крестьянская община, ни власти предержащие не могут вместо самого человека решать его судьбу.

Основной принцип идеологии либерализма очень прост: ни один человек по своим правам не может быть выше другого, и общество должно этот принцип не только декларировать, но и выполнять. Если этот принцип декларируется, но при этом некая часть людей из этого общества одевается и питается в закрытых распределителях и магазинах, а деньги, кроме зарплаты, получает в конвертах, то это плохое общество, потому что налицо разрыв между словом и делом. Варианты устройства такого общества, естественно, могут быть различными, но есть главное условие: свобода каждого человека не может ограничиваться ни традициями, ни властью, ни мнением пресловутого большинства, то есть ничем, кроме свободы какого-то другого человека или людей, которых она не должна задевать. При этом фундаментом личной свободы человека является неприкосновенность принадлежащей ему частной собственности. Ну а политическая должна гарантироваться честными выборами и наличием правового государства, в котором законы страны выше существующей в нем выборной власти, а суд не может зависеть от государственных чиновников. Итог очевиден: в таком обществе выигрывает тот, кто при всех прочих равных стартовых возможностях оказался сильнее, умнее и энергичнее — вот такое понимание справедливости существует в либерализме. Понятно, что от реальной жизни оно дистанцируется весьма заметным образом. Лишний опять довод в пользу того, что люди лишь притворяются разумными существами, а на самом деле совсем не умны, вернее, неразумны!

Более того, люди, обратившиеся к идеологии либерализма, столкнулись с сермяжной правдой жизни: несмотря на реки пролитой крови, общественное устройство той же послереволюционной Франции от идеала оказалось очень даже далеким. Идеи равенства обернулись еще большим неравенством, гарантированная стабильность феодализма пропала (а нарушала ее разве что чума, но и то ведь после нее заработная плата только повышалась!), и теперь каждый должен был самостоятельно бороться за существование.

Либерализм и консерватизм. От теории к практике

Либерализм и консерватизм. От теории к практике

Либерализм и консерватизм. От теории к практике

Либерализм и консерватизм. От теории к практике

Либерализм и консерватизм. От теории к практике

Петр III. Коронационный портрет 1761 г. кисти Пфандцельта Лукаса Конрада (1716—1786). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Первой идеологией, исторически сформировавшейся и распространившейся в XVIII—XIX вв., стал либерализм. Его идейные истоки связаны с эпохой Просвещения. Ещё в XVII в. английские философы Томас Гоббс и Джон Локк сформулировали важнейшие принципы, разделяемые с тех пор практически всеми либералами. Это, прежде всего идея естественных прав, присущих человеку от природы и являющихся неотчуждаемыми. Любая попытка лишить человека таких прав, как право на жизнь или на собственность, является незаконной и противоречащей установлениям природы.

Дж. Тасси. Портрет Адама Смита. 1787 г.

Учение о естественных правах развивалось и дополнялось в течение последующих столетий.

В XVIII в. Вольтер придавал особое значение религиозной свободе, высмеивая в своих произведениях нетерпимость в вопросе веры.

Практическое воплощение концепция прав человека получила в важнейших документах XVIII в. — Декларации независимости и Конституции США (особенно в поправках к ней, получивших название Билля о правах), а также в Декларации прав человека и гражданина, принятой во время Великой французской революции.

Изображение Декларации прав человека и гражданина. 1789 г.

Либерализм XVIII — первой половины XIX в. концентрировался в основном на индивидуальных правах и защите отдельного человека от государства, В какой-то мере либеральная идеология даже противоречила в тот момент зарождавшимся демократическим идеям, так как большинство либералов жёстко увязывали гражданские и политические права с правом на собственность. Тогда, например, казалось вполне естественным и справедливым предоставление избирательных прав только гражданам, владеющим собственностью.

Однако либеральная концепция претерпела существенные изменения за последние полтора столетия, выработав представления о либеральной демократии и принципиально расширив свои взгляды на права человека. Одним из важнейших либеральных документов XX в. является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

По сути дела, либерализм без концепции о правах человека не существует, хотя надо признать, что в сегодняшнем мире этот вопрос толкуется многими либеральными мыслителями по-разному. Одни из них признают необходимость государственного вмешательства для защиты прав человека, другие отрицают. Одни сосредоточиваются на старинных, сформулированных ещё в XVIII в. так называемых негативных правах — свободе слова, собраний, союзов и т. д., для осуществления которых нужно только невмешательство государства. Другие же считают, что в современном демократическом мире невозможно говорить о правах человека без учёта позитивных прав, т. е. права всех людей на получение образования, на здравоохранение, защиту от вторжения извне. Эти права не могут быть осуществлены без государственной поддержки.

Другая важная проблема, по-разному решаемая современными либералами и особенно актуальная в последние десятилетия, — вопрос о защите прав человека и границах этой защиты. Арест чилийского диктатора Аугусто Пиночета, создание в Гааге Международного трибунала, который рассматривает преступления против человечности,— всё это возбудило дискуссии о том, насколько международное сообщество может вмешиваться в жизнь отдельных государств ради защиты прав отдельных людей. Военные операции США в Афганистане и Ираке, действия НАТО на Балканах ещё больше обострили споры, в I центре которых всё та же либеральная проблема прав человека.

В то же время за прошедшие века либерализм обогатился совершенно новыми идеями.

Один из ярчайших представителей утилитаризма Иеремия (Джереми) Бентам (1748—1832) чётко сформулировал задачу своей идеологии: достижение максимального счастья для наибольшего количества людей. Счастье для утилитаристов ассоциировалось, с одной стороны, с политическими свободами. Поэтому они выступали за реформу законодательства (кодексы законов, написанные Бентамом, использовались во многих странах), за избирательную реформу и поддержку идеи всеобщего избирательного права. С другой стороны, утилитаристы стремились к развитию здравоохранения, образования и социальной сферы в целом. Утилитаризм во многом повлиял на формирование социального либерализма, делающего упор на предоставление людям не только негативных, но и позитивных прав.

Эволюция либерализма в XX веке

Уже в XIX в. началось государственное вмешательство в экономику — в форме принятия всё более развитого рабочего законодательства, разрешения объединений как рабочих (профсоюзы), так и предпринимателей (синдикаты, тресты). Одновременно многие либеральные мыслители перенимали некоторые социалистические идеи, прежде всего касавшиеся сферы социальной политики.

Таким образом, за прошедшие три с лишним века либерализм сильно эволюционировал. Из учения, провозгласившего необходимость предоставления людям равных политических прав и соблюдения прав человека в целом, он превратился в развитую идеологию, представленную на сегодняшний день большим количеством разнообразных политических и экономических концепций.

Консерватизм

Консерватизм — идеология, возникшая во многом в борьбе с либерализмом. Распространение идей Просвещения, Великая французская революция. Наполеоновские войны и последовавшие за ними политические и экономические перемены в Европе — все эти бурные события второй половины XVIII — начала XIX в. вызывали неприятие у многих философов и политиков того времени. Их мысли постепенно сложились в последовательную систему консервативной идеологии.

Либерализму, исходящему из принципов естественных прав и общественного договора, консерваторы противопоставляют принципиально иной взгляд на человечество и государство. Прежде всего, они исходят из положения о несовершенстве человеческой личности, нуждающейся в многочисленных ограничениях — как религиозных, так и государственных. Кроме того, консерваторы отрицают саму возможность организации общества и государства исключительно на светской основе, в результате общественного договора. Для них огромное значение имеет традиция, которая ограничивает анархические и часто разрушительные стремления людей, преодолевает эгоистический индивидуализм, предлагая человеку освящённые веками способы действий. Именно поэтому консерваторы обычно с большим опасением относятся к реформам.

Жозеф де Местр -французский философ

Жозеф де Местр -французский философ, один из наиболее влиятельных идеологов консерватизма в конце XVIII -начале XIX в.

Впрочем, их не следует путать с реакционерами, отрицающими всякие перемены и стремящимися отказаться от любых свобод. Консерватизм исходит из необходимости осторожных реформ, которые должны осуществляться только в случае крайней необходимое™, при этом их проведение следует соотносить с существующей в государстве традицией.

Неоконсерватизм

В XX в. консервативная мысль претерпела кардинальные изменения. Некоторые основополагающие принципы, естественно, сохранились. Так, верность традициям, и даже в какой-то мере религиозность мышления, по-прежнему характерны для консервативной идеологии. Это особенно хорошо видно в последние десятилетия, когда консерваторы активно выступают в защиту западных, христианских, либеральных ценностей, часто девальвирующихся в поликультурном мире.

Но с другой стороны, консерваторы частично восприняли идеи либералов и стали выступать за резкое уменьшение и даже полное уничтожение государственного вмешательства в экономику. В XX в. государственное регулирование оказалось слишком тесно связано с социалистическими режимами, чтобы быть признанным консерваторами.

Президент США Рональд Рейган прогуливается с премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер в Кемп-Дэвиде. 1986 г.

Президент США Рональд Рейган прогуливается с премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер в Кемп-Дэвиде. 1986 г.

В частности, на таких неоконсервативных политиков, как британский премьер-министр Маргарет Тэтчер и американский президент Рональд Рейган, сильное влияние оказал монетаризм — экономическая теория, у основания которой стоит один из крупнейших экономистов конца XX в. Милтон Фридман (1912—2006). Теория Фридмана во многом сложилась в противостоянии с теорией Кейнса, считавшейся классической в течение всей середины XX столетия. Если Кейнс выступал за государственное регулирование, то Фридман вновь вернулся к взгляду на рынок как на саморегулирующуюся систему. Он пришёл к выводу о необходимости ограничить государственное вмешательство в экономику исключительно выпуском денежных знаков. Кроме того, Кейнс, в числе первых сформулировавший идею о безработице как обязательном явлении, характерном для рыночной экономики, был активнейшим пропагандистом развития разнообразных государственных социальных программ. Фридман же считал одним из главных экономических зол инфляцию и утверждал, что с ней надо бороться любой ценой, пусть даже за счёт резкого сокращения социальных программ.

Трудно определить, на чьей стороне правда. Идеи Кейнса, использованные в Америке в 1930-х гг., позволили США выйти из Великой депрессии. Идеи Фридмана, использованные в 1980-х гг. Тэтчер и Рейганом, обеспечили большой экономический подъём Великобритании и США. В то же время консерваторы XX в. неустанно заявляют о своей приверженности либеральным ценностям, политическим свободам и правам человека. Именно неоконсерваторы выдвинули идею защиты западных либеральных ценностей любой ценой, вплоть до военного вмешательства и смещения диктаторов.

Читайте также: