Учредитель и собственник имущества в чем разница

Обновлено: 17.05.2024


Бенефициарный владелец - это физлицо, которое может контролировать бизнес не только де-юре, но и де-факто. Бенефициарные владельцы - это предприниматели, статус которых определяется на основе положений закона № 115-ФЗ — рассмотрим их подробнее.

Бенефициар: определение термина

Таким образом, статус бенефициарного владельца - это юридическая категория, и ее характеристики прописаны на уровне общеотраслевых правовых норм. Однако какую позицию бенефициар может занимать в структуре управления бизнесом? Рассмотрим, каким образом ключевые позиции в фирме учредителя и генерального директора соотносятся со статусом бенефициарного владельца - это важно с точки зрения более детального понимания роли бенефициаров на различных уровнях правоотношений.

Бенефициар - учредитель или генеральный директор?

Принципиально не имеет значения, какую должность занимает человек в бизнесе — учредителя, директора или совладельца. Главное для установления статуса бенефициарного владельца - это соответствие роли человека в бизнесе критериям, определенным в ст. 3 закона № 115-ФЗ. Он может быть фактическим владельцем (не имея юридически закрепленной доли в бизнесе — особенности данного статуса мы рассмотрим далее в статье) и при этом генеральным директором или же де-факто принимать ключевые решения в управлении организацией, в то время как директором будет другой человек.

Конечно, в общем случае бенефициарный владелец - это учредитель фирмы (или один из них). Но не исключено, что он будет лицом, купившим необходимую долю уставного капитала впоследствии. Распространены случаи, когда бенефициарный владелец юридического лица - это учредитель той фирмы, которая владеет основной долей соответствующего юридического лица.

Бенефициар и фактический владелец (юрлица или физического лица) — одно и то же?

В принципе, это правомерно, и повод тому дает определение бенефициарного владельца, приведенное в законе № 115-ФЗ. В данном нормативном акте сказано, что бенефициар может соответствовать лицу, имеющему возможности влиять на решения, принимаемые юрлицом (даже несмотря на то, что ему, возможно, не принадлежат какие-либо доли в уставном капитале фирмы).

Какие фирмы должны вести учет бенефициаров?

Обязательства по учету бенефициаров возлагаются на юридических лиц, не являющихся:

  • государственными или муниципальными структурами;
  • международными организациями;
  • эмитентами акций в рамках организованных торгов (при раскрытии информации по ценным бумагам в установленном порядке);
  • иностранными эмитентами акций в рамках торгов на иностранной бирже (при включении биржи в перечень, определенный Банком РФ);
  • иностранными субъектами правоотношений, не имеющими статуса юрлица и не предусматривающими наличие бенефициаров и должности генерального директора.

Организации обязаны знать своих бенефициаров, принимать при необходимости меры по получению сведений о них, перечисленных в подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ, обновлять данные сведения ежегодно, хранить полученные данные не менее 5 лет.

Кроме того, сведения о бенефициарах фирмы могут раскрываться в ее отчетности — в порядке, установленном законодательством (п. 7 ст. 6.1 закона № 115-ФЗ). Порядок раскрытия информации определен в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах" и в рекомендациях аудиторам, содержащихся в Приложении к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01 (Письмо Росфинмониторинга от 29.07.2019 N 01-04-05/17015). В частности, информация о таких лицах раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Какие фирмы должны раскрывать своих бенефициаров?

Юрлица, а также ИП обязаны предоставлять сведения о бенефициарах по запросам (п. 6 ст. 6.1 закона № 115-ФЗ, п. 10 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 № 209):

Кроме того, при обращении в организацию или к ИП, которые осуществляют управление денежными средствами, юрлица и ИП предоставляют сведения о своих бенефициарных владельцах - это также их законная обязанность, предусмотренная п. 14 ст. 7 закона № 115-ФЗ. Объем данных сведений определен в абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ.

Как общества осуществляют учет и раскрытие информации о бенефициарах, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Законодательно форма сведений о бенефициарных владельцах не утверждена. Но она должна включать в себя:

  • ФИО бенефициарных владельцев;
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • паспортные данные (или сведения иного документа, удостоверяющего личность);
  • адрес места жительства;
  • ИНН.

Образец заполнения справки можно скачать ниже.

Непредоставление фирмой в указанные государственные органы сведений о бенефициарных владельцах - это повод для применения в отношении нее санкций, предусмотренных ст. 14.25.1 КоАП РФ. А именно — штрафа на должностных лиц в величине 30 000–40 000 руб., на юрлиц — 100 000–500 000 руб.

Итоги

Бенефициарный владелец - это учредитель или директор, один из собственников или же фактический владелец фирмы (даже если де-юре какие-либо доли в уставном капитале организации ему не принадлежат), который обладает возможностями как минимум контролировать деятельность соответствующего хозяйствующего субъекта. При этом организационно-правовой статус данного субъекта значения не имеет — это может быть как юрлицо, так и ИП.

Для юридического определения статуса бенефициарного владельца необходимо, чтобы физлицо владело не менее 25% уставного капитала организации. Фирмы и ИП обязаны информировать Росфинмониторинг, ФНС, организации, управляющие денежными средствами, о своих бенефициарах по запросу.

Узнать больше об особенностях работы органов финансового контроля (которые, в частности, имеют полномочия запрашивать у юрлиц и ИП сведения об их бенефициарах) вы можете в статьях:

  • закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ
  • КоАП

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Амира Каримова

Юрлицо — это как официальный брак: его нужно регистрировать, когда уже нельзя не регистрировать, шутят предприниматели. Их можно понять: многие предпочитают сначала получить первые деньги, а уже затем официально регистрировать компанию.

Но многие стоят перед выбором — регистрироваться как ООО или ИП?

Ключевые различия ИП и ООО

Основное отличие этих двух форм регистрации бизнеса заключается в том, что ИП отвечает по долгам и обязанностям перед кредиторами и контрагентами своим личным имуществом, а ООО — лишь уставным капиталом. Регистрировать ООО может несколько человек, выступающих партнерами в новом предприятии, в отличие от ИП, где собственником выступает только одно частное лицо. Доля в бизнесе распределяется между партнерами пропорционально доле участия в уставном капитале организации. Скажем, если эта сумма составляет 110 000 руб., и двое из партнеров внесли по 50 000, а третий — 10 000, соответственно, на долю первых двух придется по 45,45%, а третий получит остальные 9%.

Какую роль играет доля в уставном капитале? Во-первых, именно процентное соотношение участия в ООО играет решающую роль при регулировании взаимоотношений партнеров: например, при принятии решений на общем собрании учредителей ООО при голосовании учредитель обладает процентом от общего числа голосов, равным размеру его доли. Во-вторых, от размера доли зависит и распределение дивидендов, которое прописывается в уставе общества.

Простота регистрации

Подготовьте документы для регистрации ООО бесплатно за 10 минут с помощью пошагового мастера.

Помимо участия в уставном капитале потребуется внести госпошлину за регистрацию юрлица в размере 4000 руб., а также подготовить документы, содержащие полную информацию о месте нахождения нового предприятия (юридический адрес), количестве учредителей (паспортные данные всех участников), размере уставного капитала и его распределении по долям между учредителями. Заранее необходимо определиться с видами экономической деятельности ОКВЭД (чем будет заниматься ООО), выбрать систему налогообложения, а также позаботиться о наличии печати и открыть расчетный счет. Процесс может занять от нескольких дней до месяца: к подготовке документов нужно подходить со всей внимательностью и аккуратностью, поскольку налоговая и Пенсионный фонд могут вернуть документы при наличии ошибки. Впрочем, сегодня есть полуавтоматизированные сервисы, которые за разумные деньги помогут подготовить документы, соответствующие нормативам, при открытии юрлица.

Что выгоднее — ИП или ООО

Любой ИП, даже с нулевой отчетностью, платит фиксированную законодательством сумму в пенсионный фонд. Если еще в 2012-ом она составляла 17 208,25 руб., то в 2013 году сумма увеличилась до 35 664,66 руб. Для ООО обязательно ведение бухгалтерского учета, для чего, скорее всего, потребуется привлечение специалиста, что выльется в дополнительные расходы.

В случае налоговых или административных нарушений штраф для ООО будет в разы выше, чем для ИП. Нарушение кассовых операций, например, будет стоить ИП 5000 руб., в то время как ООО ошибка обойдется штрафом до 80 000 руб. Кстати, кроме взыскания с фирмы применяется и взыскание с руководителя.

Налоги ИП и ООО

Для ИП нет ограничений на доходы и стоимость основных средств при УСН. А вот для ООО форма УСН доступна только в случае, если доходы предприятия не превышают 60 млн руб. в год, численность сотрудников не более 100 человек, а остаточная стоимость основных средств менее 100 млн руб. Но эти цифры могут меняться каждый год.

ИП вполне может функционировать без наёмных работников. В этом случае он платит только налог на доходы от своей предпринимательской деятельности и фиксированные платежи в ПФР и ФФОМС. А вот деятельность ООО предполагает наличие сотрудников, что влечет за собой, помимо налогов на полученные доходы, страховые взносы во внебюджетные фонды (ПФР, ФФОМС, ФСС) от суммы начисленной заработной платы (в сумме порядка 34%).

Подготовьте документы для регистрации бизнеса и откройте расчетный счет в одном месте

Если вы работает по обычной системе налогообложения (ОСНО), то ООО может покрывать убытки прошлых лет прибылью текущего года и таким образом уменьшать налог на прибыль. ИП же убытки прошлых лет при расчете НДФЛ учесть не могут.

Ограничения

ИП не может заниматься некоторыми видами бизнеса: производить и продавать алкоголь, выступать в качестве страховщика, осуществлять деятельность ломбардов и быть туроператором. Если ваш бизнес касается одной из вышеперечисленных сфер, вам следует открывать ООО.

Престиж и репутация

Факт остается фактом: если ваши контрагенты — крупные компании, лучше выбрать ООО. К тому же ИП руководит бизнесом сам, а у ООО может быть директор.

Простота ликвидации

Закрывать ИП, как и открывать его, гораздо проще: предприниматель просто подает заявление на ликвидацию и квитанцию на оплату госпошлины (160 рублей) и через неделю получает решение об исключении из ЕГРИП. Правда, возможна проверка налоговых органов. А вот ликвидация ООО может затянуться больше, чем на полгода. Процесс, мало того, что долгий, так еще и затратный: необходимо подавать объявление в специальный журнал, рассчитываться с кредиторами, выплачивать выходное пособие работникам, сдавать промежуточный и ликвидационный баланс. Впрочем, размер госпошлины такой же, как и у ИП.

И еще об ООО

Распределение дивидендов в ООО возможно не реже одного раза в квартал. Эти выплаты облагаются налогом в размере 9%.

Кроме того, в ООО есть возможность продать свою долю. Так, учредитель, который участвовал в ООО с момента его создания, может принять решение о выходе из бизнеса. В таком случае он может продать свою долю другому лицу, которое будет иметь статус участника, но с правами, равными правам учредителей (соответственно доле).

Итого

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: