Учета значения земли как основы жизни и деятельности человека лежит в основе разграничения

Обновлено: 28.04.2024

Душа Федора Полиэктовича лежит к Перевозскому району.

- Основное значение земли заключается в ее природных неповторимых особенностях, связанных с присущим ей свойством плодородия.

- Земля – это незаменимое средство производства в сельском хозяйстве, это пространственный базис (поскольку все располагается на земле).

- С началом рыночных преобразований значение земли стало определяться легальным введением ее в оборот как объекта недвижимости.

В-2: Понятие и предмет земельного права.

В п.3 ст.3 ЗК от 25 октября 2001 г. законодатель закрепил за ЗП отношения по использованию и охране земель, передав регулирование имущественных отношений, объектом которых выступают земельные участки, гражданскому законодательству.

Предметом ЗП являются отношения по поводу земли как природного объекта, по поводу земельного участка (ЗУ) и его частей.

В-3: Основные институты и система земельного права.

Выделяют следующие институты:

- иные вещные права на землю

- земельный контроль и надзор

- юридическая ответственность за нарушение законодательства

- категории земель и их правовые режимы

- перевод земель из одной категории в другую

- цена и земельные платежи

Также есть несколько специальных законов, которые отражают особенности имущественных отношений, связанных с оборотом ЗУ отдельных категорий.

Земельное право формально (в отличие от классических отраслей права) подразделяется на:

- общую часть – в ней содержится понятийный аппарат.

- особенную часть – она закрепляет регламентацию правовых режимов отдельных категорий земель.

В-4: Принципы земельного права.

Ст.1 ЗК содержит 11 принципов.

Выделим новые принципы ЗП:

1. Принцип единства правовой судьбы ЗУ и расположенного на нем объекта недвижимости.

2. Приоритет значения и охраны земли как основы жизни перед использованием земли как объекта недвижимого имущества.

3. Платность землепользования – ст.31 НК предусматривает следующие виды платежей: земельный налог, кадастровая стоимость земли (используется при установлении размера земельного налога, а также при заключении договоров купли-продажи через земельные аукционы), нормативная цена земли.

В-5: Становление и развитие российского земельного законодательства.

Этап 1. Реформа генерального межевания земель российской империи.

19 сентября 1865 г. манифест о генеральном межевании земель.

Цель: получение достоверной информации о наличии свободных земель для включения в гражданский оборот и проведения переселенческой политики.

Составлялись межевые книги и планы с указанием землевладельцев, местоположения, общего количества земель, их распределение. Специалистов по проведению межевания не было. Если возникал спор по границам землепользования, участок выводился из пользования обеих сторон. Споры затягивались, а земли зарастали и выводились из целевого использования. Проблему разрешила Екатерина II путем проведения торгов (аукционов). Права на участок переходили претенденту, предложившему наибольшую выкупную цену. Цели данной реформы были достигнуты лишь в 19 губерниях.

Этап 2. Земельная реформа 1961 г.

19 февраля 1961 г. Манифест об отмене крепостного права. Освобождение крестьянина только через выкуп помещичьей земли. Период выкупа – 49 лет. Отсюда пошла долгосрочная аренда.

Меры, которые предприняло правительство для реализации манифеста:

Были созданы дворянские и крестьянские поземельные банки, которые выдавали крестьянам, желающим получить вольную кредиты. Банковская ставка – 5 %, что много. Массовых освобождений не было.

Этап 3. Столыпинская аграрная реформа.

Реформа под принуждением. После смерти Столыпина некому было продолжать реформу.

Столыпинские преобразования – это передача земли крестьянам.

Ограничения: лишь 6 наделов.

Этап 4. Советский период.

1917 г. Декрет о земле, подготовленный эсерами, согласно которому земля выводилась из оборота, частная собственность запрещалась (но единоличное пользование разрешено), наемный труд запрещался.

1918 г. Декрет о социализации земли: передача земли в более широкое, чем частная собственность пользование, предпочтительна гос поддержка землепользования.

1922 г. ЗК РСФСР: преимущественная форма – коллективное землепользование. Допускалось 3 формы:

- с/х артель (осталась только она – прообраз будущих колхозов)

1922 – 1928 гг. Период НЭП.

- возможность аренды до 6 лет

- запрет использования наемного труда

- земля выдавалась в таком количестве, которое могла обработать одна семья

- стала набирать обороты предпринимательская деятельность (разрешены частные лавки, предпринимательские организации – мелкая буржуазия)

1922 г. ГК РСФСР.

- все сделки с ЗУ запрещаются

1936 г. Завершение коллективизации. Довоенный период характеризуется усилением коллективной формы землепользования

1937 г. Запрещение аренды земли.

1941 – 1945 гг. Хорошо, что были колхозы.

- страна стала кормить себя хлебом

- до смерти Сталина в СССР хлеб продавался

Хрущевский период – кукурузная апогея:

- законодательно урезались ЗУ для ЛПХ

- увеличивался налог на землепользователей

- деревня стала пустеть

- поднятие целины: в первый год много урожая, но много пропало из-за невозможности надлежащего хранения

- 1968 г. основы земельного законодательства

1988 г. Союзный закон об аренде, в котором регламентировалось правовое положение о внутрихозяйственной аренде, т.е. колхозы, совхозы наделялись правомочиями передавать часть своих земель внутрихозяйственным кооперативам. Однако руководители хозяйств не были заинтересованы в развитии самостоятельности арендных отношений и своей административной властью преимущественно тормозили становление договорных отношений по использованию земли.

1990 г. Союзный закон о земле, который возрождает институт ограниченного вещного права на землю – право пожизненного наследуемого владения. Положительные стороны:

- не был ограничен срочностью

- размер возмездности был ничтожно мал по сравнению со стоимостью самой земли

- на этой земле дозволялось возводить объекты недвижимости, которые могли принадлежать землевладельцу на праве собственности (эмфитевзис, он же чиншевое право в Польше, т.к. чинш – земельный налог)

Этот закон не легализовал право частной собственности на землю. Не было этого и в конституции, в ст. 12 которой 12 декабря 1993 были внесены поправки. Эти поправки допускали частную собственность на недвижимость, за исключением земли.

20 июля 1990 г. закон РСФСР о земельной реформе:

- возродил право частной собственности в России

- предусматривал наделение Советами народных депутатов землей граждан на возмездной / безвозмездной основе

В условиях отсутствия нового ГК государство опасалось стихийного, неурегулированного земельного рынка и поэтому данный закон предусматривал мораторий на совершение сделок с этими земельными участками на 10 лет (по возмездным сделкам) или на 5 лет (по безвозмездным сделкам).

Однако в некоторых случаях закон разрешал куплю-продажу ЗУ:

1) При выходе гражданина на пенсию

2) При переселении гражданина в другое место жительства

3) В целях развития услуг по строительству, ремонту с/х техники … на средства, вырученные от продажи ЗУ

- за КФХ закреплялся статус ЮЛ

- земля предоставлялась не ЮЛ, а его владельцу – ФЛ

- распоряжаться землей даже в партнерском КФХ мог только глава без согласия остальных сособственников

А) семейное (общая совместная собственность), в регионах регулировался вопрос неоднозначно: в одних субъектах предоставлялась на хозяйство, в других – на каждого члена хозяйства, в третьих – только на работающих членов.

Б) партнерское (общая долевая собственность)

Член КФХ – только совершеннолетний член семьи.

- земля могла наследоваться только по закону: передавалась неделимым клином наследнику, остальным выплачивалась денежная конфискация

- городские жители наделялись землей для создания КФХ из районных фондов распределения, которые формировались по императивным предписаниям исполнительных органов власти субъектов РФ для каждого с/х предприятия в виде выделения указанной площади для пополнения фондов распределения.

Сельские жители могли создавать КФХ за счет выделения земельной доли при приватизации с/х угодий колхозов и совхозов.

1) П. 7 - перечень лиц, имеющих право на получение земельной доли, размер которой был одинаков для всех: действительные работники и пенсионеры, вышедшие на пенсию как работники колхозов и совхозов из числа ассоциированных работников. 27 сентября 1992 г. добавились работники социальной сферы, учителя и врачи, призванные на срочную службу из хозяйства.

2) Размер имущественного пая рассчитывался с учетом должности, стажа и иных показателей (трудовая дисциплина и другое).

3) Проблемы постановления:

- закрытый перечень правомочий по распоряжению земельными долями (ЗД): выделиться в КФХ, продать сособственнику без выделения, внести в уставной капитал; 24 сентября 1992 г. расширен перечень: + право аренды

Этап 5. Современный.

- разрешены все сделки с ЗД

- был снят мораторий, но сохранились требования по целевому назначению

- семенной переходящий фонд

Положительные моменты производственного кооператива:

+ все внесенные паи … в неделимый общий фонд, затем можно было забрать свою часть

+ по личным долгам взыскание на пай не допускается

Недостаток: иные категории лишались такого права.

25 октября 2001 г. ЗК РФ. После 10 лет обсуждений принят. С условием. Что он не будет регламентировать куплю-продажу с/х земель, этот вопрос будет разрешен принятием отдельного рамочного закона. Основные положения:

- определил однообразное решение вопросов ЗУ для строительства

- легализовал институт сервитута, установил гражданско-правовые основы его установления

- отменил возможность приобретения земли на праве ПНВ, а ЮЛ на праве ПБП

- установил только судебный порядок разрешения земельных споров, ст. 75 – неудачная, непродуманность юридической техники, буквально толковать: виновное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности только при условии предварительного привлечения организации к административной ответственности

- определен правовой режим отдельных категорий земель

- множество отсылочных норм, особенно по ответственности (ранее ст. 127 ЗК РСФСР включала перечень всех видов ЮО в одной статье).

- гражданин обращается в районное управление с/х за постановкой на учет как лица, ведущего ЛПХ.

- с выпиской из реестра обращается в районное отделение Россельхозбанка с приложением документов, подтверждающих право владения, пользования, собственности на ЗУ.

Проблема в обеспечении: обычно то, что покупается – идет в залог.

Первые 2 месяца до составления акта, подтверждающего ведение ЛПХ, заемщик выплачивает обычный банковский процент, а по факту подтверждения за эти месяцы будет произведен перерасчет на льготную ставку.

Закон предписывает в случае превышения установленных ОМСУ предельных размеров ЗУ зарегистрироваться в статусе ИП КФХ.

Современная наука земельного права под принципами земельного права понимает основополагающие начала, на которых базируется правовое регулирование земельных отношений.

В теории права принято деление правовых принципов по сфере (масштабу) действия на общеправовые, межотраслевые и отраслевые

Общеправовые принципы, действие которых в том числе распространяется и на земельные отношения, закреплены к Конституции РФ. Необходимо выделить следующие конституционные положения, которые являются основой для земельных правоотношений:

- конституционные положения, устанавливающие основы правового режима земли как природного объекта и природного ресурса (ч. ч. 1, 2 ст. 9 и ч. 2 ст. 8 Конституции РФ);

- конституционные положения, устанавливающие право граждан на землю (ч. ч. 1, 2 ст. 36, ч. ч. 1, 3, 4 ст. 35);

- конституционные положения, устанавливающие предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере регулирования земельных отношений (п. "д" ст. 71, п. п. "в", "д", "к" ч. 1 ст. 72, ч. ч. 2, 5 ст. 76, п. "г" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Межотраслевые принципы распространяют свое действие на две и более отрасли права, преимущественно смежные. Земельное право является комплексной отраслью права, сочетающей в себе публично-правовые и частноправовые начала и наиболее тесно соприкасающейся с гражданским и административным правом. В связи с этим следует выделить две наиболее существенные группы межотраслевых принципов:

- принципы, определяющие основы землепользования;

- принципы, определяющие основы управления и охраны земель.

Статья первая Земельного кодекса (далее - ЗК РФ) формулирует следующие основные принципы.(отраслевые принципы)

1) Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.

Согласно указанному принципу регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле:

- как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ;

- одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

2) Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

Провозглашая как принцип земельного законодательства приоритет охраны земли, законодатель имеет в виду необходимое ограничение хозяйственной свободы собственников земельных участков в целях охраны окружающей среды. Это означает, что каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране. Эти меры могут быть разными, так как они устанавливаются в соответствии с особенностями категорий земель и той или иной хозяйственной деятельности, находя отражение в соответствующих статьях ЗК РФ.

3) Приоритет охраны жизни и здоровья человека.

Принцип указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли. Данный правовой принцип отражает в земельном законодательстве конституционные принципы охраны и защиты жизни и здоровья людей (ст. ст. 7, 41, 42, 55, 74 Конституции РФ).

4) Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.

Согласно данному принципу граждане РФ, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, которые могут в дальнейшем оказать воздействие на состояние земель. В свою очередь, публичные органы обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

5) Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Согласно данному принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

6) Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

Реализация данного принципа заключается в том, что изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.

7) Платность использования земли.

Любое использование земли в России осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Более подробно данный принцип будет рассмотрен в главе, посвященной экономическому механизму регулирования земельных правоотношений.

8) Деление земель по целевому назначению на категории и дифференцированный подход к установлению правового режима земель.

Правовой режим земель в России определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Принадлежность земель к той или иной категории предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования (с учетом зонирования и разрешенного использования). При определении правового режима земель должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы. Более подробно данный принцип будет рассмотрен в главе, посвященной правовому режиму земельных участков.

9) Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

Несмотря на отмену с 1 июля 2006 г. Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", который специально регулировал процедуру отнесения земельных участков к федеральной, региональной и муниципальной собственности, необходимость разграничения сохранилась. Более подробно данная процедура рассмотрена в главе, посвященной праву собственности на землю.

10) Сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

Данный принцип предусматривает, что регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Рассматриваемый принцип является межотраслевым и обеспечивает баланс публичных и частных интересов, который реализуется в нормах земельного, экологического и иных отраслей права.

11) Разграничение действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

В пункте 3 ст. 3 ЗК РФ установлен приоритет земельного законодательства перед гражданским при регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними. Таким образом, суть разграничения состоит в том, что гражданское законодательство содержит общие нормы регулирования имущественных земельных отношений, а земельное - специальные. Поэтому если конкретное земельное правоотношение урегулировано специальной нормой, содержащейся в ЗК РФ или другом земельном правовом акте, то общая норма гражданского законодательства РФ не применяется.

Перечень принципов, содержащихся в ст. 1 ЗК РФ, не является исчерпывающим. Ряд иных принципов закреплен как в иных статьях ЗК РФ, так и в других федеральных законах, составляющих систему земельного законодательства РФ. В качестве примера иных принципов можно привести:

- принцип сохранения целевого использования земельных участков;

- принцип единства технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории РФ;

- принцип преимущественного права субъекта РФ на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже.

Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

Федеральным законом от 3 октября 2004 г. N 123-ФЗ подпункт 4 пункта 1 статьи 1 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ в подпункт 6 пункта 1 статьи 1 настоящего Кодекса внесены изменения

приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ в подпункт 8 пункта 1 статьи 1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Читайте также: