Учет и регистрация муниципальной собственности

Обновлено: 16.05.2024

Практически каждое бюджетное учреждение владеет движимым и недвижимым имуществом. Права собственности или иные права (оперативное управление, безвозмездное пользование, бессрочное (постоянное) пользование и др.) на имущество подлежат государственной регистрации и учету в установленном законодательством РФ порядке. В данной статье рассмотрены основные нарушения, выявляемые в ходе проверок и ревизий бюджетных учреждений, связанные с регистрацией и учетом движимого и недвижимого имущества.

Программа ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений включает правильность учета имущества учреждения, а также его сохранность и рациональное использование. В рамках данного вопроса проверяется имущество учреждения, документы, подтверждающие право владения и пользования им, и др.

В соответствии со ст. 120, 296 ГК РФ бюджетное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления. Имущество бюджетного учреждения может быть движимым и недвижимым.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся: земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Рассмотрим основные положения регистрации и учета имущества учреждения, а также наиболее часто встречающиеся нарушения, связанные с ними.

Проверка начинается с предъявленных учреждением документов, подтверждающих его права на находящееся на балансе имущество.

Напомним, согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. При этом регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного пользования, ипотека, а также иные права в случаях, предусмотренных законодательством.

Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество согласно ст. 219 ГК РФ возникает с момента его регистрации.

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

В основном государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

Таким образом, ревизор должен удостовериться в наличии государственной регистрации прав на все недвижимое имущество проверяемого учреждения.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе аренда.

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Кроме того, государственная регистрация прав, осуществленная в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, является юридически действительной.

Добавим, что государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации, возникших после введения в действие данного закона перехода такого права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие указанного закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Пример 1

В ходе проверки использования по назначению и сохранности государственного имущества Краснодарского края, закреплённого на праве оперативного управления за государственным учреждением, установлено следующее.

На балансе бюджетного учреждения числятся 10 объектов недвижимого имущества, подлежащего регистрации (здания, сооружения). В период проверки предъявлены свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на 5 объектов основных средств.

В нарушение ст. 131 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ учреждением не приняты меры по регистрации права оперативного управления на 5 объектов основных средств общей балансовой стоимостью 8 000 000 руб.

В случае если проверка проводится представителями Росфиннадзора и его территориальных органов, согласно п. 122 и 123 Административного регламента*(1) в проверяемое учреждение, допустившее нарушение, должно быть направлено предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ и представление о ненадлежащем исполнении бюджета с указанием срока для их рассмотрения и принятия соответствующих мер по устранению и недопущению в дальнейшем указанных в предписании и представлении нарушений требований бюджетного законодательства РФ.

На практике срок регистрации имущества довольно продолжительный - не менее шести месяцев, поэтому выполнить требования представления и предписания учреждению не удается. В силу п. 126 Административного регламента за неисполнение требований представления или предписания на учреждение или руководителя учреждения может быть возложена административная ответственность в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ, а именно: наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

В случае если учреждение не может выполнить требования в срок по причинам, не зависящим от него, рекомендуем в письме-ответе о выполнении представления или предписания выразить просьбу о продлении срока исполнения представления или предписания с указанием соответствующих причин. Руководство контролирующего органа может принять решение о продлении срока либо принять во внимание просьбу при вынесении решения о наказании учреждения.

Отметим, что в ходе проверки выявляется нарушение п. 2 ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ, а именно: уплата государственной пошлины при государственной регистрации перехода права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ, ил и сделки об отчуждении данного объекта недвижимого имущества.

В последнее время контролирующие органы интересует вопрос регистрации права на земельные участки проверяемых учреждений.

Напомним, в соответствии со ст. 20 ЗК РФ государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.

Добавим, что Департамент недвижимости Минэкономразвития рассмотрел обращение по вопросу применения положений ст. 22.2 Федерального закона № 122-ФЗ и в Письме от 20.01.2009 N Д23-100 "О применении положений ст. 22.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отметил следующее.

Пунктом 4 ст. 22.2 Федерального закона 3 122-ФЗ установлен порядок государственной регистрации прав в отношении образуемых земельных участков. При этом необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 11.4 и п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ, п. 18 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" измененный земельный участок не является образуемым земельным участком, а сохраняется с тем же кадастровым номером, но в измененных границах.

В то же время согласно п. 6 ст. 22.2 Федерального закона № 122-ФЗ отсутствие государственной регистрации права на измененный земельный участок не является препятствием для государственной регистрации прав на образуемые из него участки.

Пример 2

В декабре 2009 года в бюджетном учреждении проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год.

В ходе проверки установлено, что на балансе учреждения числятся 4 здания, которые закреплены за ним на праве оперативного управления. Документы, подтверждающие права на земельные участки, на которых находятся здания, в период проверки не предъявлены.

Повторим, что в соответствии со ст. 130 ГК РФ регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Законодательством РФ предусмотрена государственная регистрация транспортных средств.

В ходе ревизий и проверок в обязательном порядке изучаются документы, подтверждающие регистрацию транспортных средств.

Напомним, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют:

Порядок регистрации транспортных средств установлен Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств".

Пример 3

Как объясняет представитель учреждения, одно автотранспортное средство получено пять дней назад, на данный момент документы отправлены на регистрацию в ГИБДД письмом от 11 ноября 2009 года № 259. По остальным транспортным средствам объяснения отсутствуют, в связи с чем учреждению направлено предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ и представление о ненадлежащем исполнении бюджета с указанием срока для их рассмотрения и принятия соответствующих мер по устранению и недопущению в дальнейшем указанных в предписании и представлении нарушений требований бюджетного законодательства РФ.

Некоторые бюджетные учреждения сдают неиспользуемые площади в аренду. В этом случае в ходе ревизии необходимо проверить наличие регистрации договоров аренды.

В соответствии со ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. При этом согласно ст. 26 Федерального закона № 122-ФЗ, ст. 657 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из его сторон.

Если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или его часть, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием его части, сдаваемой в аренду.

Обратите внимание, что договоры аренды (субаренды) земельного участка, заключенные на срок менее года, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст. 26 ЗК РФ).

Если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещений с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или его части регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).

Пример 4

В ходе проверки образовательного учреждения выявлен факт сдачи имущества в аренду по договору.

Ответственность при государственной регистрации имущества

Статьей 31 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрена ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Зачастую нарушения допускаются вследствие того, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав и учет имущества, не выполняет свои обязанности в полном объеме.

Вред, причиненный юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, возложенных на них законодательством обязанностей, в том числе в результате внесения в Единый государственный реестр прав записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме.

Для учреждений предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 19.21 КоАП РФ, а именно: несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок (ст. 19.22 КоАП РФ), если такая регистрация обязательна, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 100 до 300 руб., на юридических лиц - от 1 000 до 3 000 руб.

*(1) Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утв. Приказом Минфина РФ от 04 сентября 2007 года № 75н.

*(3) Федеральный закон от 14 марта 2009 года № 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".



Деятельность


Государственные услуги и функции


Кадастровый учет и (или) регистрация прав


Необходимые документы

Необходимые документы

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ КАДАСТРОГО УЧЕТА И (ИЛИ) РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ

Форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (ссылка на форму) и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждены приказом Росреестра от 19.08.2020 № П/0310.

Порядок представления заявления и документов:

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном приказом Росреестра от 30.12.2020 № П/0509:

в форме документов на бумажном носителе:

- посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через МФЦ;

- посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;

- в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом:

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте .

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте.

В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления:

подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;

сделка с объектом недвижимости должна быть нотариально удостоверена;

доверенность, подтверждающая полномочия лица, совершившего сделку, должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение права и обременение объекта недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;

к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица - представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

Документы, прилагаемые к заявлению

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы:

документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

При представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица - также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. (В случае, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется.)

Представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе.

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав

    акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;

иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Требования к документам

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.

Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

Если представленные в форме документов на бумажном носителе заявление и документы имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, либо такие документы исполнены карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание, то орган регистрации прав обязан возвратить такие заявление и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения.

Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, а также иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество) представляются в экземпляре-подлиннике. Такие документы с отметкой об их переводе в форму электронного образа документа (за исключением случаев, установленных законом) возвращаются заявителю после завершения процедуры осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав вместе с иными подлежащими выдаче документами.

Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав исключительно в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

Копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре-подлиннике.

Если документы представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются:

Документы, представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Документы, представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.

Сформированный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ ОБЪЕКТА НЕЖИЛОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ЗАСТРОЙЩИКА НА ЖИЛОЕ (НЕЖИЛОЕ) ПОМЕЩЕНИЕ, НАХОДЯЩЕЕСЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, НЕ ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ПРЕДМЕТОМ ДОГОВОРА УЧАСТИЯ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Нам нужна система автоматизации учета, управления муниципальной собственностью и администрирования поступлений от управления собственностью, при этом система должна взаимодействовать с ГИС ГМП. Какой программный продукт 1С имеет следующие возможности – учет движимого и недвижимого имущества, аренды, земельного налога и налога на имущество, всего, что числится в муниципальной собственности города, всех финансовых и налоговых операций? Комитет по имуществу г. Верхняя Салда.

  • Формирование и хранение сведений об объектах имущества и лицах, обладающих правами на объекты имущества, включая формирование соответствующих карт учета.
  • Постановку на учет в реестр объектов имущества, а также лиц, обладающих правами на объекты имущества.
  • Снятие с учета в реестре объектов имущества и лиц, обладающих правами на объекты имущества.
  • Передачу объектов имущества от правообладателя в казну, из казны правообладателю, а также между правообладателями.
  • Регистрацию изменений сведений об объектах имущества и лицах, обладающих правами на объекты имущества.
  • Формирование арендного фонда из объектов имущества, для последующей сдачи объектов имущества в аренду.
  • Регистрацию обременений (ограничений) на объекты имущества.
  • Формирование договоров аренды на объект имущества с указанием условий заключения договоров аренды.
  • Формирование начислений платежей по договору аренды
  • Учет и распределение поступивших платежей по договорам аренды с автоматическим формированием и расчетом сумм пеней по просроченным начислениям платежей.
  • Формирование выписки из реестра государственного и муниципального имущества.
  • Формирование статистической отчетности по объектам имущества и лицам, обладающим правами на объекты имущества
  • и др. Подробнее см на сайте.

Согласно статьям 214, 215 и 217 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и не переданное в собственность граждан и организаций, составляет государственную казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 373 гл. 30 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Имущество казны не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций. Об этом сказано в письме Минфина России от 07.09.2015 № 03-05-05-01/51422.

Согласно п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

При этом от имени муниципального образования права собственника осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

В соответствии с ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (ст. ст. 294, 296 ГК РФ).

Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

Поэтому уполномоченный орган по учету имущества муниципальной казны, действующий в интересах собственности публично-правового образования, в отношении земельных участков, составляющих муниципальную казну, не является плательщиком земельного налога. Об этом сказано в письме Минфина России от 23.12.2013 № 02-06-010/56631.

Если речь идет об учете доходов муниципального бюджета от уплаты налога на имущество, налога на землю и других, то программа содержит все необходимое для отражения в учете прогнозных данных по доходам, начисления и уплаты доходов бюджета. Предусмотрено взаимодействие как с государственной информационной системой о Государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), так и с региональными информационными системами регистрации начислений и платежей - ИС РНИП, УНП.

1.2. В настоящем порядке под реестром понимается информационная система, содержания структурированный перечень муниципального имущества и сведения об этом имуществе.

1.3. Внесение объекта в реестр производится на основании решения уполномоченного органа либо должностного лица о принятии объекта в муниципальную собственность.

1.4. К объектам учета относятся:

1) в отношении муниципального предприятия, муниципального учреждения;

наименование (полное, сокращенное);

данные государственной регистрации организации;

местоположение, почтовый адрес;

индентификационные коды, коды признаков;

сведения о руководителях (фамилия, имя, отчество, номер телефона, данные трудового договора (контракта): когда, кем и на какой срок заключен);

2) движимое и недвижимое имущество (балансовая, остаточная стоимость и местонахождение имущества),переданного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

3) имущество, составляющее муниципальную казну.

1.5. Учет осуществляется путем ведения реестра.

2. Порядок учета муниципального имущества

2.1. Учет муниципального имущества включает в себя описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов.

2.2. Учет осуществляется путем ведения реестра.

2.3. Правообладатель для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской федерации, при изменении сведений об объекте учета, в 2-х недельный срок со дня приобретения имущества и изменения сведений о нем представляет в Отдел надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение, изменение или прекращение правообладателем соответствующего вещного права на объект или государственную регистрацию указанного права на него, если им является недвижимое имущество.

2.4. Отдел в месячный срок со дня получения копий документов, указанных в реестре, обязан зарегистрировать и￿ внести запись в журнал учета документов и присвоить реестровый номер. В случае, если установлены неполнота и недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений либо документы у правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям, Отдел обязан в течении 5 рабочих дней со дня принятия решения приостановить процедуру учета и известить об этом правообладателя в письменной форме. Извещение о продлении указанного срока направляется Отделом правообладателю в течении 3 рабочих дней со дня поступления заявления правообладателя.

2.5. В случае если правообладатель в течении месяца со дня получения извещения представит в письменной форме заявление о продления срока предоставления документов, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 3 месяца со дня приостановления процедуры учета. После представления правообладателем дополнительных документов и устранения замечаний Отдел обязан в течении месяца, внести запись в журнал учета документов, присвоить реестровый номер или внести соответствующие изменения в реестр.

2.6. После поступления имущества в собственность муниципального образования Большемуртинский район, Отдел в 3-недельный срок со дня получения на него правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов:

регистрирует поступившие документы, вносит соответствующую запись в журнал учета документов;

присваивает объекту учета реестровый номер муниципального имущества.

2.7. В случае ликвидации являющегося правообладателем юридического лица записи о прекращении права собственности муниципального образования на имущество формируется Отделом в 2-недельный срок после получения свидетельства о ликвидации.

3.Ведение реестра муниципального имущества

3.1. Ведение реестра означает внесение в него объектов учета, обновление данных об объектах учета и их исключение из реестра при изменении формы собственности или списании муниципального имущества в установленном порядке.

3.2. Данные об объектах учета, исключаемых из реестра переносятся в архив.

3.3. Ведение реестра осуществляется на бумажном и магнитном носителях информации. В случае несоответствия информации, содержащейся на бумажном и электронном носителя￿ приоритет имеет информация, содержащая на бумажном носителе. Реестр на бумажных носителях обновляется ежегодно на 1 января текущего года.

3.4.Реестр состоит из 3 разделов.

В разделе первом включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, во втором разделе о муниципальном движимом имуществе, в разделе третьем включаются сведения о лица￿ обладающих правами на муниципальное имущество и сведения о нем. Каждый из разделов состоит из подразделов, соответствующих видам недвижимого и движимого имущества и лицам, обладающим правами на объекты учета и сведения о них. Сведения о лица￿ обладающих правами на объекты учета, вносятся в карту реестра муниципальных организаций, каждой из которых присваивается реестровый номер.

Неотъемлемой частью реестра является:

журнал учета документов, поступивших для учета муниципального имущества в реестре ( далее- журнал учета документов);

журнал учета выписок из реестра (далее- журнал учета выписок);

дела, в которых помещаются документы, поступившие для учета муниципального имущества в реестре и предоставляемые из него, сформированные по признакам отнесения указанного имущества, или принадлежности правообладателю (далее-дела).

3.5. Реестр должен содержать следующие сведения об объекте учета:

характеристику индивидуальных особенностей объекта учета, позволяющих однозначно отличить его от других объектов;

данные о государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество, являющееся объектом учета;

данные об обремененных объекта учета;

данные об организация￿ во владении, пользовании и распоряжении которых находится объект учета.

данными об объектах учета являются так же любые иные сведения, характеризующие эти объекты (место нахождения, стоимость и т.п.).

Объекту учета, на основании распоряжения главы администрации о внесении объекта учета в реестр:

присваивается уникальный реестровый номер;

владельцу объекта учета не позднее пяти дней со дня присвоения реестрового номера направляется выписка из реестра муниципальной собственности по форме (согласно приложению 2).

3.6. Все муниципальные предприятия и муниципальные учреждения не позднее 1 апреля каждого года обязаны направлять в Отдел перечень движимого и недвижимого муниципального имущества (находящегося на балансе), карту учета (согласно приложению 1),копию годового отчета (баланс с приложениями и пояснительной запиской), по состоянию на 1 января текущего года.

3.7. В целях обеспечения достоверности сведений, включенных в Реестр, Отдел вправе назначить и проводить в порядке, документальные и фактические проверки (ревизии, инвентаризации) установленном законодательством Российской Федерации и данным Положением соответствующим договором об использовании объекта учета.

3.8. Документы реестра подлежат постоянному хранению. Уничтожение, а также изъятие из реестра каких-либо документов или их частей не допускается. Передача документов реестра на постоянное хранение в архив осуществляется в установленном порядке.

3.9. Документом,подтверждающим факт учета муниципального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера муниципального имущества, является документом, необходимым для осуществления полномочий собственника по совершению сделок с муниципальным имуществом.

3.10. Регистрацию выданных свидетельств осуществляет администрация

4. Предоставление сведений об объектах учета

4.1. Информация предоставляется по письменному запросу:

органов государственной власти;

органов прокуратуры, суда, полиции, иных правоохранительных органов по находящимся в их производстве делам;

органам местного самоуправления;

учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

организаций, в пользовании которых находятся объекты, информация о которых запрашивается;

организаций, осуществляющих учет объектов недвижимости.

4.2. Информация об объектах учета предоставляется по письменным заявлениям, лицам не перечисленным в пункте 4.2 настоящей главы при предъявлении физическим лицом документа, удостоверяющего личность, а уполномоченным представителем юридического лица – документов, подтверждающих регистрацию юридического лица и надлежащим образом оформленную доверенность. Владельцу объекта учета, по его запросу предоставляется информация о лица￿ получивших сведения об этом объекте.

4.3. Информация либо отказ в ее предоставлении выдается заявителю в письменной форме с указанием причин отказа или невозможности предоставления такой информации.

Отказ в предоставлении информации возможен только в случаях:

отнесения запрашиваемой информации в порядке с ограниченным доступом, установленным законодательством;

если запрашиваемые сведения не содержатся в Реестре;

если не представлены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей главы.

4.4. Информация об объектах учета (или мотивированное решение об отказе в её предоставлении) сообщается заявителю в месячный срок со дня подачи заявления.

5. Заключительные положения

5.1. Отдел несет ответственность за соответствие вносимых в реестр сведений об объектах учета информации, представляемой владельцами этих объектов, за организацию защиты информации, полноту и подлинность информации об объектах учета, предоставляемой заинтересованным лицом по письменным запросам или заявлениям. Ответственность за своевременность представления в администрацию и подлинность сведений об объектах учета несут владельцы объектов учета.

5.2. Отдел осуществляет учет сведений о муниципальной собственности, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации с ограниченным доступом.

5.3. Использование сведений об объектах учета, содержащихся в реестре, способами или в форме, наносящими ущерб интересам муниципального образования или владельцам этих объектов, умышленное или неосторожное искажение информации, либо утрата сведений об объектах учета, влекут ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственному бюджетному учреждению учредитель передал в оперативное управление помещение. При передаче объекта передающая сторона оформила извещение (ф. 0504805) и акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) в двух экземплярах.

Как отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции при следующих условиях:

помещение поступило в оперативное управление 01.12.2018 по акту приема-передачи, в котором указано, что балансовая стоимость объекта составляет 50 000 руб., начисленная амортизация – 10 000руб.;

получено свидетельство государственной регистрации права оперативного управления от 28.02.2019;

в конце января 2019 года получены данные о том, что кадастровая стоимость объекта исходя из сведений, указанных в выписке из ЕГРН, составляет 7 000 000 руб.;

здание, в котором находится помещение, является одноэтажным со стенами из каменных материалов, было введено в эксплуатацию в 1956 году, относится к десятой группе (со сроком более 30 лет)?

Как следует начислять амортизацию на объект?

Ответ:

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления согласно ГК РФ (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). Собственником имущества государственного бюджетного учреждения является субъект РФ.

На основании п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением названного имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Бухгалтерский учет.

Исходя из п. 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Следовательно, 01.12.2018 помещение ставится на забалансовый счет 01 по балансовой стоимости, указанной собственником в акте приема-передачи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено получение объекта недвижимости до даты государственной регистрации права оперативного управления

Передача (получение) объекта нефинансовых активов между органами государственной власти и государственными учреждениями осуществляется по балансовой стоимости с одновременной передачей (принятием к учету) суммы начисленной на объект нефинансовых активов амортизации (п. 29 Инструкции № 157н).

При получении объекта недвижимого имущества в соответствии с п. 116 Инструкции № 174н в бухгалтерском учете учреждения также отражаются операции по формированию расчетов с учредителем.

Исходя из разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ от 30.11.2017 № 02-07-07/79257,учреждение принимает к балансовому учету в феврале 2019 года объект недвижимости по кадастровой стоимости, при этом пересматривается и срок полезного использования данного объекта.

Амортизация.

Дальнейшее начисление амортизации по таким объектам недвижимости осуществляется исходя из пересмотренной балансовой стоимости.

1. Пересчет накопленной амортизации.

В этом случае накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости.

Данный способ предусматривает увеличение (умножение) балансовой стоимости и накопленной амортизации на одинаковый коэффициент так, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки.

Пример 1.

В этом случае нужно произвести расчет начисленной ранее амортизации в следующем порядке:

1. Исчисляется коэффициент увеличения амортизации. Он равен 140 (7 000 000 руб. / 50 000 руб.).

2. Пересчитывается сумма начисленной ранее амортизации с учетом коэффициента. Она составляет 1 400 000 руб. (10 000 руб. х 140).

2. Накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, вычитается из балансовой стоимости объекта основных средств, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива.

Такой способ пересчета накопленной амортизации предусматривает, что накопленная амортизация, исчисленная до проведения переоценки, относится на уменьшение балансовой стоимости объекта основных средств (по кредиту соответствующих балансовых счетов учета основных средств) с отражением увеличения остаточной стоимости объекта основных средств по дебету соответствующих балансовых счетов учета основных средств на суммы дооценки ее до справедливой стоимости.

С момента переоценки указанным способом по объекту основных средств начисляется амортизация на оставшийся срок полезного использования по той же расчетной норме амортизации, что и до момента переоценки.

Пример 2.

1. Из балансовой стоимости актива вычитается сумма ранее начисленной амортизации. Остаточная стоимость объекта – 40 000 руб. (50 000 – 10 000).

2. Пересчитывается остаточная стоимость. Получается коэффициент 175 (7 000 000 руб. / 40 000 руб.).

3. Сумма накопленной амортизации определяется в порядке пересчета на полученный коэффициент. В нашем случае сумма амортизации по объекту равна 1 750 000 руб. (10 000 руб. х 175).

В соответствии с п. 85 Инструкции № 157н при принятии к учету объекта основного средства по балансовой стоимости с ранее начисленной суммой амортизации и ранее начисленным убытком от обесценения расчет учреждением годовой суммы амортизации, производимый линейным способом, осуществляется исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету и нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату принятия к учету такого объекта, при этом:

под остаточной стоимостью амортизируемого объекта на соответствующую дату понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации и сумму убытка от обесценения;

оставшимся сроком полезного использования на соответствующую дату считается срок полезного использования амортизируемого объекта, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату.

Пример 3.

В этом случае срок полезного использования составит 83 года = 100% стоимости объекта / 1,2% в год.

Исходя из условий вопроса здание введено в эксплуатацию в 1956 году, поэтому оставшийся срок эксплуатации объекта составляет 20 лет (83 – (2019 – 1956)).

Пример 4.

Остаточная стоимость объекта – 5 250 000 руб. (7 000 000 – 1 750 000). Оставшийся срок полезного использования объекта – 20 лет. Определим амортизацию.

Амортизация при линейном способе будет ежемесячно начисляться в сумме 21 875 руб. (5 250 000 руб. / 12 мес. / 20 лет).

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Объект принят к забалансовому учету согласно распорядительному акту собственника и акту приема-передачи объекта по указанной в акте стоимости

Объект принят к балансовому учету после получения свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления:

по актуализированной кадастровой стоимости

в сумме начисленной ранее амортизации

в сумме амортизации, пересчитанной на дату переоценки стоимости помещения (1 750 000 – 10 000) руб.

Одновременно объект списан с забалансового учета по указанной в акте стоимости

Читайте также: