Порядок передачи имущества при реорганизации предприятия

Обновлено: 12.06.2024

Порядок реорганизации бюджетного учреждения

В связи с оптимизацией бюджетных расходов получила распространение практика реорганизации государственных и муниципальных учреждений. Это довольно сложная и длительная процедура, которая чревата осложнениями. Несмотря на то, что реорганизация учреждения проходит под контролем и в порядке, установленном учредителем, основная работа идет на уровне учреждения. О том, в каких формах осуществляется реорганизация учреждения, какими действиями сопровождается и какими документами подтверждается – далее в статье.

Формы реорганизации БУ.

Бюджетное учреждение как юридическое лицо по решению учредителя может быть подвергнуто реорганизации. Она проводится в порядке, установленном ГК РФ, Законом об НКО [1] и иными нормативными актами. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения (п. 8 Порядка № 539 [2] ).

Существуют два вида правопреемства при реорганизации: универсальное и сингулярное. При универсальном правопреемстве от реорганизуемого учреждения правопреемнику достаются все права и обязанности в совокупности. При сингулярном правопреемстве происходит переход только части прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом.

Формы реорганизации бюджетного учреждения.

Права и обязанности каждого из учреждений переходят к вновь возникшему учреждению

К учреждению переходят права и обязанности присоединенного учреждения

Права и обязанности разделяемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом

При выделении из состава учреждения одного или нескольких учреждений к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного учреждения в соответствии с передаточным актом

При преобразовании учреждения в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности учреждения в отношении других лиц не изменяются

* Хотя в п. 6 ст. 17 Закона об НКО указано, что при преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом, правопреемство, которое имеет место при преобразовании юридического лица, относится к числу универсальных (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Дополнительно см. Постановление ФАС ВВО от 23.11.2006 по делу № А43-2804/2006-2-55.

Судебная практика. Бюджетное учреждение было реорганизовано путем присоединения к нему нескольких других БУ. Одно из присоединяемых учреждений не указало в передаточном акте сумму долга по фактически принятым строительным работам на том основании, что договор являлся незаключенным. Как указал суд [13] , правопреемство при реорганизации юридического лица в форме присоединения всегда является универсальным и в силу этого имеет место перемена должника в спорном денежном обязательстве.

К бюджетному учреждению может присоединиться не только другое БУ, но и учреждение иного типа.

Государственное или муниципальное учреждение нельзя преобразовать в коммерческую организацию.

Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (п. 1 ст. 17.1 Закона об НКО). Поэтому если БУ становится казенным или автономным учреждением, это является не преобразованием, а изменением типа учреждения [5 .

Как принимается решение о реорганизации?

В соответствии со ст. 57 ГК РФ и п. 2.1 ст. 16 Закона об НКО принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных учреждений осуществляются в порядке, установленном:

1) Правительством РФ – в отношении федеральных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении учреждений субъекта РФ;

3) местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных учреждений.

Решение о реорганизации оформляется правовым актом. Решения учредителей о реорганизации, как правило, содержат следующие сведения:

  • наименования учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;
  • форму реорганизации;
  • наименование учреждения (учреждений) после завершения реорганизации;
  • основание для принятия решения о реорганизации БУ;
  • дату, на которую проводится реорганизация БУ;
  • срок проведения реорганизационных мероприятий;
  • сведения о создании органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации БУ;
  • источник финансирования расходов, связанных с проведением реорганизации;
  • перечень органов исполнительной власти или учреждений, которым передаются активы и обязательства реорганизуемого БУ.

Уведомление о реорганизации.

Решения учредителей также обычно дублируют нормы законодательства (но с детализацией) – указывается, какие действия и в какой срок надо произвести реорганизуемым учреждениям. В силу ст. 13.1 Закона о реорганизации [6] учреждениям следует:

  • в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации сообщить в письменной форме в регистрирующий орган [7] о начале процедуры реорганизации, в том числе о ее форме, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более учреждений такое уведомление [8] направляется учреждением, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным в решении о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что учреждение (учреждения) находится (находятся) в процессе реорганизации;
  • после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещать уведомление о реорганизации в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц [9] . В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации учреждении, ее форма, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом;
  • в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в письменной форме уведомить известных учреждению его кредиторов. Кредитор учреждения, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации учреждения, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым учреждением. Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации учреждения.

Какую отчетность подготовить и какие расчеты произвести при реорганизации?

Порядок формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации установлен разд. III Инструкции № 33н [10] . В случае реорганизации такая отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации в следующем составе:

  • разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения ( ф. 0503830 );
  • справка по консолидируемым расчетам учреждения ( ф. 0503725 );
  • справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года ( ф. 0503710 );
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности ( ф. 0503737 );
  • отчет об обязательствах учреждения ( ф. 0503738 );
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения ( ф. 0503721 );
  • отчет о движении денежных средств учреждения ( ф. 0503723 );
  • пояснительная записка к балансу учреждения ( ф. 0503760 ).

Данные, отраженные в отчетности реорганизуемого учреждения, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств.

В текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого субъекта отчетности за отчетный период.

Реорганизуемые учреждения обеспечивают выполнение приемопередаточных процедур, в том числе передачу показателей, отражаемых на лицевых счетах, открытых учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства по месту обслуживания, в соответствии с п. 113 Порядка № 21н [11] . При закрытии лицевого счета в связи с реорганизацией учреждения передача показателей, отраженных на закрываемом лицевом счете, осуществляется на основании акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого БУ (код формы по КФД 0531961) [12] .

Передаточный акт и разделительный баланс.

По завершении расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий составляется передаточный акт или разделительный баланс по реорганизуемому учреждению на установленную учредителем дату реорганизации.

Передаточный акт или разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого учреждения, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Судебная практика. При правовой оценке передаточного акта с недостоверными сведениями суд [13] указал следующее. Передаточный акт хотя и имеет важнейшее значение, поскольку по нему определяется состав прав и обязанностей, но не является правоустанавливающим документом в том смысле, что без этого документа (или при его неполноте) нет перехода соответствующего права или обязанности. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения влекут отказ в государственной регистрации учреждений, создаваемых в результате реорганизации.

Завершение реорганизации.

Момент, с которого учреждение считается реорганизованным, установлен п. 4 ст. 57 ГК РФ и п. 3 ст. 16 Закона об НКО и зависит от формы реорганизации:

Читайте также: