Требования к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости

Обновлено: 25.05.2024

По договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда.

Учет и очередность сохранили свое значение только применительно к жилым помещениям фонда социального использования.

В отличие от предшествующего жилищного законодательства ЖК РФ устанавливает разные основания предоставления жилых помещений в различных по форме собственности видах жилищных фондов.

Согласно статье 49 ЖК РФ право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда имеют малоимущие граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, из жилищного фонда РФ и субъектов РФ – определенные ФЗ, Указом Президента РФ, законом субъекта РФ категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях, кроме того, последним жилые помещения также могут предоставляться из муниципального жилищного фонда ОМСУ в случае наделения их государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Таким образом, для предоставления жилых помещений по договору социального найма требуется наличие следующих условий :

  • нуждаемость в жилых помещениях в любом случае;
  • признание малоимущим или специальное указание в ФЗ, законе субъекта РФ, Указе Президента РФ в качестве категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по такому договору;
  • постоянное проживание в данном населенном пункт.

Стоять на учете можно по любому или по всем основаниям – это важно, так как предоставление осуществляется из различных видов жилищных фондов.

Критерии нуждаемости закреплены в ст. 51 ЖК РФ, к нуждающимся в жилых помещениях относятся:

  • граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма, найма жилого помещения в фонде социального использования, собственниками жилых помещений или членами их семей;
  • граждане, являющиеся нанимателями по договору социального найма, найма жилого помещения в фонде социального использования, собственниками жилых помещений или членами их семей, и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

11 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах

13 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в квартирах коммунального заселения

  • граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилого помещения требованиям;
  • граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, найма жилого помещения в фонде социального использования, членами семьи нанимателя, собственниками жилых помещений и членами семьи собственника, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Перечень соответствующих заболеваний установлен Правительством РФ от 16.06.2006 № 378 (активные формы туберкулеза, хронические психические расстройства, эпилепсия и др.)

Существуют различные комментарии к данному положению в качестве одного из условий речь идет не обязательно о коммунальной квартире, возможно проживание отдельных семей по одному договору социального найма

Невозможность совестного проживания с такими больными должна подтверждаться заключением органов здравоохранения. Мед. заключение выдается врачебно-консультационными комиссиями по месту жительства и заверяется руководителем учреждения

Иные основания, для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях могут быть предусмотрены ФЗ, законами субъектов РФ, Указом Президента РФ для названных в них категорий граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст. 49 ЖК РФ Малоимущими являются граждане, признанные таковыми ОМСУ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Расчетный период –1год.

  • Стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя и подлежащего налогообложению, составляет менее стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях, стоимость рассчитывается по формуле:

СЖ – стоимость помещения

СМ – стоимость одного кв. метра по муниципальному образованию, уст. ОМСУ

МП – норма предоставления

ЧС – количество членов семьи

Постановление Администрации городского округа Самара от 14.08.2015 № 891 =33 342 рубля

При установлении стоимости имущества учитывается: инвентаризационная стоимость домов, дач, гаражей, кадастровая стоимость (или нормативная цена земли), отпускная цена ТС, с учетом поправочного коэффициента 1-0.1 из расчета 10 % за год

В методических рекомендациях система определения более сложная: учитывается возможность накопления денежных средств и возможность получения кредита

В ст.53 ЖК РФ предусмотрены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий с целью постановки на учет. Такие лица принимаются на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Намеренное ухудшение жилищных условий достаточно сложно доказать

Как правило учет ведется отдельно по каждой категории

До принятия ЖК РФ ФЗ от 29.12.2004 №199 РФ передала органом гос. власти субъектов полномочия по обеспечению жильем спец. категорий (инвалиды, ветераны, участники ВОВ и т..п. См.: ФЗ от 22.08.2004 № 122) граждан, вставших на учет до 1.01.05, с этой целью им переданы средства в виде субвенций.

ОМСУ проводят проверку полноты и достоверности сведений.

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет. Представленные документы рассматриваются в течение 30 рабочих дней и принимается решение о постановке или отказе в постановке на учет, которое направляется гражданину через 3 рабочих дня. Принятые на учет включаются в Книгу учета граждан и на каждого заявителя заводится учетное дело.

Заявление может быть подано через МФЦ

Из всех нуждающихся формируется единая очередь исходя из времени постановки на учет. ОМСУ ежегодно уточняют списки граждан.

Помимо общей очереди составляется список внеочередников на предоставление жилого помещения.

Согласно ст.57 ЖК РФ в него включаются

1) граждане, чьи жилые помещения непригодны, ремонту и реконструкции не подлежат. Причины не указываются, а, значит, это могут быть упущение и порча со стороны собственника, ранее это было возможно только по причине чрезвычайных обстоятельств, стихийных бедствий. (Определение КС от 05.03.2009 № 376 О-п)

2) граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.

Согласно ст. 6 Вводного закона граждане, вставшие на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма сохраняют право стоять на учете до получения им жилых помещений по договору социального найма. Сохраняется в том числе и право на первоочередное или внеочередное предоставление жилого помещения (См. Методические рекомендации) Что делать с первоочередниками – различное толкование положений Вводного закона. Ст.55 Конституции : не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека, с другой стороны может ли часть из них стать внеочередниками, представляется, что да.

Основания к снятию с учета указаны в ст.56 ЖК РФ, их перечень исчерпывающий. (Заявление, утрата оснований, выезд, получение бюджетных средств, предоставление земельного участка, выявление ложных сведений и неправомерных действий со стороны должностных лиц).

Решение ОМСУ м. быть оспорено в суде ст. 247 ГПК – заявление об оспаривании действий, нарушающих права гражданина – 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении

Решение о предоставлении жилого помещения гражданам, стоящим на учете, принимается также ОМСУ, оно является основанием заключения договора социального найма. Отсутствие ордера. Решение можно признать недействительным, но четкого перечня оснований и последствий как ранее для ордера ныне к сожалению не предусмотрено

Согласно п. 23 Постановления Пленума № 14. Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).

Вместе с тем Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.

В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (статья 151 ГПК РФ).

Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи 11 ЖК РФ, абзац пятый статьи 12 ГК РФ, пункт 2 статьи 166 ГК РФ), а также прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).

Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:

а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);

б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);

в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;

г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.

Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).

Требования к предоставляемому жилому помещению по договору социального найма закреплены в ст.57-58 ЖК РФ:

1) предоставляется как правило отдельная квартира, исключение предоставление комнат только при заселении коммунальных квартир (ч.4 ст. 59) . Однако если жилые помещения предоставляются с учетом имеющегося жилья, то скорее всего в соответствии с нормой предоставления речь будет идти о комнатах, кроме того согласно ст. 89 ЖК РФ в случае выселения и предоставления другого благоустроенного помещения ориентироваться необходимо на ранее занимаемое жилое помещение, а оно может быть не квартирой, а комнатой.

2) в границах данного населенного пункта;

  • по размеру общей площадью не менее нормы предоставления – это минимальный размер, установленный ОМСУ в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, (в г. Самаре 26,14).

ФЗ, законами субъектов РФ, Указами Президента РФ для названных в них категорий граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. См., например, Закон Самарской области от 11.07.2006 – ст. 4-5 (у/н12, 14, н/п 33,1на каждого 18)

Жилое помещение может быть предоставлено выше нормы предоставления, но не более чем в 2 раза, если эта комната или однокомнатная квартира, либо предназначена для гражданина, страдающего одной из форм тяжелых хронических заболеваний, указанных в перечне, утв. Правительством РФ. Вероятно таким образом трансформировался институт дополнительной жилой площади. Однако невозможность превышения нормы в два раза приведет к невозможности предоставить тяжело больному отдельную комнату, что не решит проблемы проживания такой семьи. Проблема дополнительной площади.

  • при предоставлении должны быть учтены законные интересы вселяющихся граждан: невозможность заселения одной комнаты лицами разного пола без их согласия, кроме супругов, и другие обстоятельства. благоустроенность применительно к условиям данного населенного пункта

Ст.59 ЖК содержит специальные правила о предоставлении освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире. Отметим, что в связи с наличием возможности приватизировать комнаты в коммунальных квартирах, такие случаи встречаются крайне редко

При решении вопроса о заселении освободившейся комнаты необходимо выяснить:

  1. Действительно ли помещение юридически и фактически свободно; речь в статье идет об освободившихся, а не освобожденных квартирах, в частности наймодатель мог выселить за неуплату и т.п.
  2. Кто проживает в соседних жилых помещениях и имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма:

В первую очередь это малоимущие и нуждающиеся собственники и наниматели; Следует учитывать, что таковыми могут являться все соседи, в этом случае необходимо определить кто из них больше нуждается посредством сравнения размера, состава семьи, состояния здоровья и т.п. , а теперь и малоимущности

Во вторую очередь это малоимущие собственники и наниматели, обеспеченные общей площадью менее нормы предоставления (необходимо заявление с их стороны)

  1. При отсутствии граждан, имеющих право занять жилое помещение по договору социального найма освободившееся помещение предоставляется по договору купли-продажи по заявлению граждан, проживающих в соседних комнатах и обеспеченных общей площадью менее нормы предоставления.
  2. При отсутствии заявлений жилое помещение предоставляется по договору социального найма в общем порядке.

Думается, что возможность выкупа комнаты не должна зависеть от размера жилого помещения, такая формулировка будет соответствовать политике жилищного законодательства, направленной на ликвидацию коммунальных квартир

Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5 плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. N 2723-р.

Для целей настоящих методических рекомендаций используются следующие термины:

- "дети целевой группы" - дети от 0 до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска;

- "дети группы риска" - дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении;

- "ранняя помощь" - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7 - 8 лет;

- "программа ранней помощи" - программа, направленная на обеспечение реализации в регионе комплекса услуг ранней помощи на основе межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации;

- "индивидуальная программа ранней помощи" - программа, в которую включены объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых конкретному ребенку и семье по программе ранней помощи. Индивидуальная программа ранней помощи формируется на бумажном носителе или в форме электронного документа междисциплинарной командой специалистов ранней помощи на основе межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации;

- "междисциплинарная команда специалистов" - группа специалистов, работающих в организации, предоставляющей услуги ранней помощи, и участвующих в разработке и реализации индивидуальной программы ранней помощи. Все решения принимаются ими совместно по итогам обсуждения, при этом каждый член команды несет ответственность за свою профессиональную работу. В междисциплинарную команду могут входить специалист в сфере ранней помощи, врачи различных специальностей, психолог, специалист по социальной работе и другие специалисты;

- "специалист в сфере ранней помощи" - специалист, имеющий высшее образование в области дошкольной или специальной педагогики или психологии детей раннего возраста, а также дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации "Ранняя помощь";

- естественные (для ребенка) жизненные ситуации - жизненные ситуации дома, вне дома и в обществе, характерные для типично развивающихся сверстников;

Междисциплинарная команда специалистов в процессе работы должна осуществить комплекс профессиональных действий, направленных на:

- оценку соответствия состояния ребенка критериям составления ИПРП;

- мониторинг развития ребенка группы риска;

- проведение оценочных процедур для составления ИПРП;

- разработку, реализацию ИПРП и оценку ее эффективности;

- консультирование специалистов организаций образования, здравоохранения и социального обслуживания по вопросам, связанным с поддержкой развития и адаптации ребенка.

Формирование перечня услуг ранней помощи в регионе предлагается строить исходя из необходимости обеспечения комплексных потребностей ребенка и семьи с учетом базовых (отраслевых) перечней государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в сфере здравоохранения, социальной защиты и образования, посредством выявления детей целевой группы на основе проведения скринингов, профилактических медицинских осмотров, включения ребенка и семьи в программу ранней помощи, предоставления информации о доступных услугах ранней помощи с учетом разработанных критериев включения в программу ранней помощи, координации и содействия в получении услуг ранней помощи, необходимых ребенку и семье, информирования об имеющихся в регионе соответствующих ресурсах, оценки развития ребенка и факторов, влияющих на его развитие в различных сферах.

Выявление детей целевой группы в возрасте до 3 лет осуществляется в следующих организациях и учреждениях:

- организациях здравоохранения (включая женские консультации, организациях родовспоможения [в соответствии с Методическими рекомендациями по профилактике отказов от новорожденных, разработанных Минздравом России, 2014], стационары, детские поликлиники [Приказ Минздравсоцразвития России от 18.01.2006 N 28 "Об организации деятельности врача-педиатра участкового"]);

- организациях системы социальной защиты (социальные службы, центры помощи ребенку и семье), органы опеки и попечительства;

- организациях системы образования (дошкольные образовательные организации, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогические комиссии);

- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 г. N 481]).

1.2. Родители (законные представители) детей в возрасте до 3 лет могут первично обратиться в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи самостоятельно в случае их обеспокоенности отставанием ребенка в развитии, наличием трудностей в поведении и/или адаптации.

2. Критерии для определения нуждаемости детей и их семей в получении услуг ранней помощи

2.1. Критерии для отнесения ребенка к целевой группе с целью направления в раннюю помощь.

2.1.1. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет имеет статус "ребенок-инвалид", подтвержденный действующей справкой об установлении категории "ребенок-инвалид", выданной учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) (Приложение п. 1.1).

2.1.2. У ребенка в возрасте от рождения до трех лет выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевание, приводящие к стойким нарушениям функций организма, задержка развития. Факт наличия нарушения функции(й), заболевания, задержки развития подтверждается справкой, выданной медицинской организацией на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений", (Приложение п. 1.2).

2.1.3. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет, воспитывается в государственном (муниципальном) учреждении, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.1.4. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет воспитывается в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, что выявляется организациями социального обслуживания, помощи семье и детям, органами опеки и попечительства.

2.1.5. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, что подтверждено заключением, выданным психолого-медико-педагогической комиссией.

(на основании Ст. 2, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Минобрнауки России N 1082 "Об утверждении положения о ПМПК" от 20.09.2013 (Приложение 1, п. 1.5).

2.1.6. Заявление родителей, поданное в службу ранней помощи в связи с обеспокоенностью его развитием, трудностями поведения и адаптации в возрасте до 3-х лет.

2.2. Критерии для включения ребенка и семьи в число получателей услуг ранней помощи

2.2.1. Наличие у ребенка в возрасте до 3 лет ограничения жизнедеятельности, подтвержденного документами, указанными в п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.5.

2.2.2. Наличие у ребенка в возрасте до 3 лет ограничения жизнедеятельности, подтвержденного заключением междисциплинарного консилиума организации, предоставляющей услуги ранней помощи на основании результатов первичного приема, проведенного по самостоятельному обращению родителей (законных представителей).

В состав междисциплинарного консилиума входят специалисты подразделения/организации, предоставляющей услуги ранней помощи. Основание: Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (Приложение п. 2.1).

2.2.3. Ребенку в возрасте после 3, но не старше 7 - 8 лет, предоставление услуг ранней помощи может быть продлено на период до 6 месяцев при начале посещения образовательной организации с целью обеспечения преемственности сопровождения ребенка и семьи.

Основанием для продолжения предоставления услуг ранней помощи является заключение психолого-медико-педагогической комиссии, выданное в соответствии со Ст. 2, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Минобрнауки России N 1082 "Об утверждении положения о ПМПК от 20.09.2013", Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (Приложение п. 2.3).

Основанием для продолжения предоставления услуг ранней помощи должно быть заключение психолого-медико-педагогического консилиума (междисциплинарного консилиума специалистов подразделения, предоставляющего услуги ранней помощи или заключение психолого-медико-педагогической комиссии).

КРИТЕРИЕВ НУЖДАЕМОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ СЕМЕЙ В ПОЛУЧЕНИИ УСЛУГ

1. Критерии для отнесения ребенка к целевой группе с целью направления в раннюю помощь

Критерии для отнесения ребенка к целевой группе/группе риска

Организации, учреждения, ответственные за выявление и направление в раннюю помощь

Документы, подтверждающие нуждаемость в услугах ранней помощи

Установленная категория "ребенок-инвалид"

Действующая справка об установлении категории "ребенок-инвалид", выданная учреждением медико-социальной экспертизы, индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)

Наличие задержки развития или нарушений функций организма (психических функций, сенсорных функций, функций голоса и речи, нейромышечных, скелетных и связанных с подвижностью функций), задержки развития (в сферах научения, контроля своего поведения, общения, подвижности, самообслуживания, социального взаимодействия), а также наличия заболевания, которое приводит к перечисленным выше нарушениям или задержке развития.

Справка, выданная медицинской организацией с рекомендацией обращения в организацию, предоставляющую услуг ранней помощи.

Ребенок отнесен к группе социального риска - категория "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей"

Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Заключение организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с рекомендацией обращения в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи.

Ребенок отнесен к группе социального риска по факту нахождения семьи и ребенка в трудной жизненной ситуации

Организации социального обслуживания, помощи семье и детям, органы опеки и попечительства

Заключение организации, выявившей социально-опасное положение ребенка и семьи с рекомендацией обращения в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи.

Наличие ограниченных возможностей здоровья

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией обращения в организацию, предоставляющую услуг ранней помощи.

Заявление родителей (законных представителей) поданное в службу ранней помощи в связи с обеспокоенностью его развитием, трудностями поведения и адаптации в возрасте до 3-х лет

Самостоятельное обращение родителей (законных представителей) в подразделение/организацию, предоставляющую услуги ранней помощи

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума (междисциплинарного консилиума специалистов подразделения, предоставляющего услуги ранней помощи или заключение психолого-медико-педагогической комиссии)

2. Детализация критериев для определения нуждаемости ребенка в получении услуг ранней помощи в рамках Индивидуальной программы ранней помощи

Критерии для определения нуждаемости ребенка в получении услуг ранней помощи в рамках ИПРП

Организации, учреждения, ответственные за выявление критерия нуждаемости

Документы, подтверждающие нуждаемость в услугах ранней помощи

Ребенок в возрасте от рождения до 3 лет имеющий ограничение жизнедеятельности

Организация, предоставляющая услуги ранней помощи

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума подразделения/организации, предоставляющей услуги ранней помощи составленное в рамках первичного приема на основании оценочных процедур и представленных документов (из п.п. 1.1, 1.2, 1.5 настоящего приложения)

Ребенок в возрасте после 3, но не старше 7 - 8 лет, предоставление услуг ранней помощи может быть продлено на период до 6 месяцев при начале посещения образовательной организации с целью обеспечения преемственности сопровождения ребенка и семьи.

Организация, предоставляющая услуги ранней помощи

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума (междисциплинарного консилиума специалистов подразделения, предоставляющего услуги ранней помощи или заключение психолого-медико-педагогической комиссии)

Ребенок, целевой группы в возрасте после 3 до 7 - 8 лет, который не может быть включен в полном объеме в систему получения образовательных услуг (в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии)

Организация, предоставляющая услуги ранней помощи

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума (междисциплинарного консилиума специалистов подразделения, предоставляющего услуги ранней помощи или заключение психолого-медико-педагогической комиссии)

Основные нормативные правовые акты для использования при организации ранней помощи:

1. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ст. 1), (Приложение п. 1.3);

2. Федеральный закон N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ" (Приложение п. 1.4).

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Минобрнауки России N 1082 "Об утверждении положения о ПМПК" от 20.09.2013, ст. 2 (Приложение 1, п. 1.5).

5. Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (Приложение п. 2.1).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 N 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года".

7. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2016 N 2723-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года".

По договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда.

Учет и очередность сохранили свое значение только применительно к жилым помещениям фонда социального использования.

В отличие от предшествующего жилищного законодательства ЖК РФ устанавливает разные основания предоставления жилых помещений в различных по форме собственности видах жилищных фондов.

Согласно статье 49 ЖК РФ право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда имеют малоимущие граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, из жилищного фонда РФ и субъектов РФ – определенные ФЗ, Указом Президента РФ, законом субъекта РФ категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях, кроме того, последним жилые помещения также могут предоставляться из муниципального жилищного фонда ОМСУ в случае наделения их государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Таким образом, для предоставления жилых помещений по договору социального найма требуется наличие следующих условий :

  • нуждаемость в жилых помещениях в любом случае;
  • признание малоимущим или специальное указание в ФЗ, законе субъекта РФ, Указе Президента РФ в качестве категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по такому договору;
  • постоянное проживание в данном населенном пункт.

Стоять на учете можно по любому или по всем основаниям – это важно, так как предоставление осуществляется из различных видов жилищных фондов.

Критерии нуждаемости закреплены в ст. 51 ЖК РФ, к нуждающимся в жилых помещениях относятся:

  • граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма, найма жилого помещения в фонде социального использования, собственниками жилых помещений или членами их семей;
  • граждане, являющиеся нанимателями по договору социального найма, найма жилого помещения в фонде социального использования, собственниками жилых помещений или членами их семей, и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

11 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах

13 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в квартирах коммунального заселения

  • граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилого помещения требованиям;
  • граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, найма жилого помещения в фонде социального использования, членами семьи нанимателя, собственниками жилых помещений и членами семьи собственника, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Перечень соответствующих заболеваний установлен Правительством РФ от 16.06.2006 № 378 (активные формы туберкулеза, хронические психические расстройства, эпилепсия и др.)

Существуют различные комментарии к данному положению в качестве одного из условий речь идет не обязательно о коммунальной квартире, возможно проживание отдельных семей по одному договору социального найма

Невозможность совестного проживания с такими больными должна подтверждаться заключением органов здравоохранения. Мед. заключение выдается врачебно-консультационными комиссиями по месту жительства и заверяется руководителем учреждения

Иные основания, для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях могут быть предусмотрены ФЗ, законами субъектов РФ, Указом Президента РФ для названных в них категорий граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст. 49 ЖК РФ Малоимущими являются граждане, признанные таковыми ОМСУ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Расчетный период –1год.

  • Стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя и подлежащего налогообложению, составляет менее стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях, стоимость рассчитывается по формуле:

СЖ – стоимость помещения

СМ – стоимость одного кв. метра по муниципальному образованию, уст. ОМСУ

МП – норма предоставления

ЧС – количество членов семьи

Постановление Администрации городского округа Самара от 14.08.2015 № 891 =33 342 рубля

При установлении стоимости имущества учитывается: инвентаризационная стоимость домов, дач, гаражей, кадастровая стоимость (или нормативная цена земли), отпускная цена ТС, с учетом поправочного коэффициента 1-0.1 из расчета 10 % за год

В методических рекомендациях система определения более сложная: учитывается возможность накопления денежных средств и возможность получения кредита

В ст.53 ЖК РФ предусмотрены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий с целью постановки на учет. Такие лица принимаются на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Намеренное ухудшение жилищных условий достаточно сложно доказать

Как правило учет ведется отдельно по каждой категории

До принятия ЖК РФ ФЗ от 29.12.2004 №199 РФ передала органом гос. власти субъектов полномочия по обеспечению жильем спец. категорий (инвалиды, ветераны, участники ВОВ и т..п. См.: ФЗ от 22.08.2004 № 122) граждан, вставших на учет до 1.01.05, с этой целью им переданы средства в виде субвенций.

ОМСУ проводят проверку полноты и достоверности сведений.

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет. Представленные документы рассматриваются в течение 30 рабочих дней и принимается решение о постановке или отказе в постановке на учет, которое направляется гражданину через 3 рабочих дня. Принятые на учет включаются в Книгу учета граждан и на каждого заявителя заводится учетное дело.

Заявление может быть подано через МФЦ

Из всех нуждающихся формируется единая очередь исходя из времени постановки на учет. ОМСУ ежегодно уточняют списки граждан.

Помимо общей очереди составляется список внеочередников на предоставление жилого помещения.

Согласно ст.57 ЖК РФ в него включаются

1) граждане, чьи жилые помещения непригодны, ремонту и реконструкции не подлежат. Причины не указываются, а, значит, это могут быть упущение и порча со стороны собственника, ранее это было возможно только по причине чрезвычайных обстоятельств, стихийных бедствий. (Определение КС от 05.03.2009 № 376 О-п)

2) граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.

Согласно ст. 6 Вводного закона граждане, вставшие на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма сохраняют право стоять на учете до получения им жилых помещений по договору социального найма. Сохраняется в том числе и право на первоочередное или внеочередное предоставление жилого помещения (См. Методические рекомендации) Что делать с первоочередниками – различное толкование положений Вводного закона. Ст.55 Конституции : не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека, с другой стороны может ли часть из них стать внеочередниками, представляется, что да.

Основания к снятию с учета указаны в ст.56 ЖК РФ, их перечень исчерпывающий. (Заявление, утрата оснований, выезд, получение бюджетных средств, предоставление земельного участка, выявление ложных сведений и неправомерных действий со стороны должностных лиц).

Решение ОМСУ м. быть оспорено в суде ст. 247 ГПК – заявление об оспаривании действий, нарушающих права гражданина – 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении

Решение о предоставлении жилого помещения гражданам, стоящим на учете, принимается также ОМСУ, оно является основанием заключения договора социального найма. Отсутствие ордера. Решение можно признать недействительным, но четкого перечня оснований и последствий как ранее для ордера ныне к сожалению не предусмотрено

Согласно п. 23 Постановления Пленума № 14. Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).

Вместе с тем Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.

В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (статья 151 ГПК РФ).

Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи 11 ЖК РФ, абзац пятый статьи 12 ГК РФ, пункт 2 статьи 166 ГК РФ), а также прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).

Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:

а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);

б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);

в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;

г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.

Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).

Требования к предоставляемому жилому помещению по договору социального найма закреплены в ст.57-58 ЖК РФ:

1) предоставляется как правило отдельная квартира, исключение предоставление комнат только при заселении коммунальных квартир (ч.4 ст. 59) . Однако если жилые помещения предоставляются с учетом имеющегося жилья, то скорее всего в соответствии с нормой предоставления речь будет идти о комнатах, кроме того согласно ст. 89 ЖК РФ в случае выселения и предоставления другого благоустроенного помещения ориентироваться необходимо на ранее занимаемое жилое помещение, а оно может быть не квартирой, а комнатой.

2) в границах данного населенного пункта;

  • по размеру общей площадью не менее нормы предоставления – это минимальный размер, установленный ОМСУ в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, (в г. Самаре 26,14).

ФЗ, законами субъектов РФ, Указами Президента РФ для названных в них категорий граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. См., например, Закон Самарской области от 11.07.2006 – ст. 4-5 (у/н12, 14, н/п 33,1на каждого 18)

Жилое помещение может быть предоставлено выше нормы предоставления, но не более чем в 2 раза, если эта комната или однокомнатная квартира, либо предназначена для гражданина, страдающего одной из форм тяжелых хронических заболеваний, указанных в перечне, утв. Правительством РФ. Вероятно таким образом трансформировался институт дополнительной жилой площади. Однако невозможность превышения нормы в два раза приведет к невозможности предоставить тяжело больному отдельную комнату, что не решит проблемы проживания такой семьи. Проблема дополнительной площади.

  • при предоставлении должны быть учтены законные интересы вселяющихся граждан: невозможность заселения одной комнаты лицами разного пола без их согласия, кроме супругов, и другие обстоятельства. благоустроенность применительно к условиям данного населенного пункта

Ст.59 ЖК содержит специальные правила о предоставлении освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире. Отметим, что в связи с наличием возможности приватизировать комнаты в коммунальных квартирах, такие случаи встречаются крайне редко

При решении вопроса о заселении освободившейся комнаты необходимо выяснить:

  1. Действительно ли помещение юридически и фактически свободно; речь в статье идет об освободившихся, а не освобожденных квартирах, в частности наймодатель мог выселить за неуплату и т.п.
  2. Кто проживает в соседних жилых помещениях и имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма:

В первую очередь это малоимущие и нуждающиеся собственники и наниматели; Следует учитывать, что таковыми могут являться все соседи, в этом случае необходимо определить кто из них больше нуждается посредством сравнения размера, состава семьи, состояния здоровья и т.п. , а теперь и малоимущности

Во вторую очередь это малоимущие собственники и наниматели, обеспеченные общей площадью менее нормы предоставления (необходимо заявление с их стороны)

  1. При отсутствии граждан, имеющих право занять жилое помещение по договору социального найма освободившееся помещение предоставляется по договору купли-продажи по заявлению граждан, проживающих в соседних комнатах и обеспеченных общей площадью менее нормы предоставления.
  2. При отсутствии заявлений жилое помещение предоставляется по договору социального найма в общем порядке.

Думается, что возможность выкупа комнаты не должна зависеть от размера жилого помещения, такая формулировка будет соответствовать политике жилищного законодательства, направленной на ликвидацию коммунальных квартир

Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся

Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.

В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.


А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать. А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района. Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.

Позиция трех судов

Но с этим Елена Горина не согласилась, она решила оспорить постановление администрации об исключении ее семьи из перечня нуждающихся. Для того, чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд.

Горина указала, что к брату они не переезжали. То, что он стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая все так же ютилась в маленькой квартире.

Администрация в суде уверяла, что Гориных вообще не нужно было включать в список нуждающихся. В 2012 году (когда семье дали добро на включение) специалисты не знали, что у ее родного брата есть другое имущество. Чиновники настаивали на том, что раз Горина проживает вместе с братом, то они являются членами одной семьи.

Родственник, но не член семьи

Сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем, указал ВС.

ВС отметил, что Горину исключили из списка только потому, что у нее якобы было другое жилое помещение (доля в доме, которая принадлежала брату). Следовательно, у нижестоящих инстанций не было оснований отказывать Гориной в иске. Акты трех инстанций ВС отменил и принял по делу новое решение: административный иск Гориной он удовлетворил, признав незаконным решение об исключении семьи из списков нуждающихся в жилье.

Проблема в формальном подходе

По формальным признакам чиновники отказывают не только тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, но и другим льготникам, говорит Нетреба. Например, отказывают в признании граждан малоимущими или, как по делу № 33-33785/2020, не выдают удостоверение многодетной семьи. Органы исполнительной власти решили, что муж с женой проживают в разных регионах, так как у них разная прописка – в Москве и Московской области. Только через суд им удалось отстоять право на льготный статус многодетной семьи, который положен несмотря на регистрацию по разным адресам.

Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Перечень оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержится в ст. 51 ЖК:

  • площадь жилья, приходящаяся на каждого члена семьи, меньше учетной нормы;
  • жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;
  • в одной квартире живет несколько семей и кто-то из ее членов страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
  • нет жилья.
  • граждане России;
  • проживают в Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
  • не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
  • признаны малоимущими (ст. 7 закона).

Но попасть в реестр – это не вся проблема. По данным Общественной палаты, на 2020 год в стране было 2,5 млн семей, которые ждут в очередях на обеспечение жильем по разным программам. При этом среднее время ожидания в списке на улучшение жилищных условий составляет около 20 лет. Не исключено, что и Гориным придется очень долго ждать помощи от государства.

Читайте также: