Транспортные услуги какую форму собственности

Обновлено: 27.04.2024

Формы собственности делятся на 3 типа: индивидуальный, коллективный и смешанный. Индивидуальный тип предполагает наличие у автомобиля одного субъекта собственности, коллективный – нескольких. Пользуются транспортным средством все, распоряжаются – выборные органы (коллективная, семейная, государственная формы). Смешанный сочетает в себе 2 формы: частную и общую.

Каждый совладелец может распоряжаться своей долей с некоторыми ограничениями, но не имеет права это делать с общим имуществом.

Что является объектом и субъектом собственности в отношении транспортных средств?

  • Субъект – это владеющее, пользующееся и распоряжающееся автомобилем физическое или юридическое лицо. Им может быть человек, группа людей, трудовой коллектив, социальная группа.
  • Объект – транспортное средство, принадлежащее субъекту по праву собственности. В соответствии с ГК РФ автомобиль определяется как движимая вещь и является объектом гражданских правоотношений.

Определение по типу объектов

Справка. Согласно статье 130 ГК РФ все вещи можно отнести к двум категориям: движимые (пункт 1) и недвижимые (пункт 2).

  • Недвижимым имуществом считаются те из них, которые нельзя переместить, не изменяя при этом существенно их назначение (объекты, неразрывно связанные с землёй, суда, подлежащие госрегистрации).
  • Движимым имуществом считаются все объекты, которые не отнесены к недвижимости. Следовательно, автомобиль является движимым имуществом.

Категории по типу субъектов

По субъекту собственность на автомобиль можно отнести к следующим видам:

    Частная – собственник поступает с транспортным средством по своему усмотрению, не согласуя свои действия с кем-либо. Право на автомобиль в этом случае может принадлежать физическому лицу, юридическому, а также группе как единому субъекту.

Виды в зависимости от количества собственников

Важно! Формы собственности можно классифицировать и в зависимости от числа субъектов – собственников автомобиля.

Обычно рассматривают частную и общую формы.

Частная

Эта разновидность предполагает, что у транспортного средства только один собственник. Он имеет право распоряжаться своим автомобилем, владеть, пользоваться.

Общая

Право общей собственности на автомобиль появляется в случае, когда машина принадлежит двум или нескольким лицам (статья 244 ГК РФ). Причём право владеть транспортным средством имеют все субъекты вместе, но можно выделить теоретически долю каждого в нём.

Ограничения в праве, вытекающие из наличия нескольких собственников, связаны, в основном, с необходимостью предоставлять возможность преимущественной покупки совладельцам автомобиля.

Имущество, которое принадлежит одновременно нескольким субъектам, называют общей собственностью в том случае, если оно не может быть разделено так, чтобы сохранить его первоначальное назначение, или его запрещено делить законом.

Обладание правом собственности на неделимую вещь может быть как совместным, так и с определением соотношения прав всех субъектов на распоряжение ею. Следовательно, собственность на автомобиль как вещь, не подлежащую разделу, может быть следующих видов:

  1. Долевая. Этот вид предполагает определение долей каждого из субъектов. Например, если автомобиль получен в наследство тремя наследниками, то доля каждого из них будет составлять 1/3 от права на транспортное средство.
  2. Совместная. Такой вид собственности возможен, если закон не предполагает выделение долей. Например, имущество супругов, нажитое в браке.

Частые вопросы и ответы

Что писать в анкете на Госуслугах при оформлении ТС?

Подтвердить право на приобретённый автомобиль может:

  • дарственная;
  • договоры мены и купли-продажи;
  • документ о выдаче транспорта инвалиду органом соцзащиты;
  • выписка из передаточного акта при совмещении юридических лиц;
  • постановление суда;
  • свидетельство о наследовании и другие подобные бумаги.

Чтобы оформить транспортное средство на юридическое лицо на основании хозяйственного ведения, нужно получить распорядительный документ субъекта федерации или муниципальной структуры, закрепляющий машину за предприятием.

Можно ли оформить машину на двоих владельцев и как это сделать?

Договор купли-продажи оформляется на двух покупателей одновременно. В ПТС заносится одно имя. Автомобиль используется по договорённости. Если у второго собственника возникают проблемы с возможностью пользоваться транспортным средством, вопрос решается через суд.

Что должно быть проверено перед покупкой авто у организации?

Прежде чем подписать договор купли-продажи, необходимо:

  1. убедиться в наличии документа о полномочии лица, которое участвует в сделке;
  2. проверить, согласны ли собственники организации на отчуждение данного имущества;
  3. убедиться в отсутствии у учреждения арбитражных судебных споров;
  4. проверить техническое состояние машины.

Если автомобиль не состоит в залоге, ограничений по регистрации нет и долги перед судебными приставами отсутствуют, транспортное средство можно покупать.

Может ли бывший хозяин не присутствовать при постановке на учёт?

Чтобы без проблем приобрести и оформить подержанный автомобиль, необходимо не только проверить его техническую исправность, но и убедиться в том, что продавец полномочен совершить сделку, в результате которой автомобиль поменяет хозяина.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Термины и определения

Transport services. Terms and definitions

ОКС 01.040.03
ОКСТУ 0131

Дата введения 1997-01-01

1 РАЗРАБОТАН Научным центром по комплексным транспортным проблемам (НЦКТП) Министерства транспорта России и Министерства по сотрудничеству России с государствами СНГ

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 372 "Транспортные услуги"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 1996 г. № 703

3 Термины 3, 27, 28, 29, 30 настоящего стандарта представляют собой аутентичный текст ИСО 8402-94 "Управление качеством и обеспечение качества. Словарь" и ИСО 9004-2-94 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 2. Руководящие указания по услугам"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов - синонимов стандартизованного термина не рекомендуется.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Приведенные определения можно при необходимости изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области транспортных услуг.

Настоящий стандарт распространяется на перевозки пассажиров и грузов транспортом общего пользования.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по транспортным услугам при проведении работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

2 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1 транспорт общего пользования: Железнодорожный, воздушный, морской, автомобильный, речной транспорт, обеспечивающий перевозки пассажиров и грузов и предоставление услуг транспортной экспедиции на основе уставов и кодексов соответствующих видов транспорта и иных федеральных законов и правовых актов Российской Федерации.

2 транспортная услуга: Результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями.

3 предоставление услуги: Деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги.

4 исполнитель транспортной услуги: Физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое предоставляет услуги.

5 потребитель транспортной услуги: Физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое использует услугу.

6 пассажир: Физическое лицо, имеющее договор (билет) перевозки.

7 грузоотправитель: Потребитель транспортных услуг, сдавший груз к перевозке и указанный в качестве отправителя в договоре перевозки.

8 грузополучатель: Потребитель транспортных услуг, принимающий груз после перевозки и указанный в качестве получателя в договоре перевозки.

9 договор перевозки: Документ (соглашение) между исполнителем и потребителем транспортных услуг, в котором регламентируются обязательства и взаимная ответственность сторон при перевозке.

10 пассажирские перевозки: Транспортные услуги по перемещению пассажиров, связанные с безопасностью, своевременностью и комфортностью перевозки пассажиров, а также с сохранностью багажа.

11 грузовые перевозки: Транспортные услуги по перемещению материальных ценностей, связанные с их сохранностью и своевременностью доставки.

12 транспортная экспедиция: Транспортные услуги, связанные с организацией процесса отправки и получения груза, а также других работ, имеющих отношение к перевозке, в соответствии с договором.

13 экспедитор: Сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортные услуги при грузовых перевозках.

14 вид транспортной услуги: Совокупность однородных транспортных услуг, характеризующихся общими технологическими признаками.

15 транспортное обслуживание: Процесс предоставления транспортных услуг потребителям, в соответствии с установленными нормами и требованиями.

16 транспортный сервис: Набор транспортных услуг, предоставляемых при перевозке грузов и пассажиров.

17 сопутствующая услуга: Услуга, предоставляемая пассажиру, грузоотправителю или грузополучателю организациями транспортного комплекса или гражданами-предпринимателями, непосредственно не связанная с перевозкой.

3 ХАРАКТЕРИСТИКИ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

18 показатель качества транспортной услуги (обслуживания): Количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств услуги (обслуживания), составляющих ее качество.

19 безопасность услуг по перевозкам пассажиров: Безопасность услуг для жизни, здоровья, имущества пассажиров и окружающей среды.

20 качество транспортных услуг: Совокупность характеристик пассажирских, грузовых перевозок или транспортной экспедиции, определяющих их пригодность удовлетворять потребности пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей в соответствующих перевозках и работах.

21 надежность транспортного обслуживания: Совокупность характеристик исполнителя транспортных услуг, обусловливающая предоставление их потребителям в заданных объемах и качестве в течение установленного времени.

22 своевременность перевозки пассажира: Характеристика транспортной услуги, обусловливающая перевозку пассажиров в соответствии с объявленным расписанием, договором или другими установленными требованиями по времени движения транспортных средств.

23 своевременность доставки грузов (багажа): Характеристика транспортной услуги, обусловливающая прибытие грузов (багажа) в конечный пункт в соответствии с установленными договором сроками или объявленным расписанием.

24 сохранность перевозки грузов (багажа): Характеристика транспортной услуги, обусловливающая перевозку грузов (багажа) без потерь, повреждений, пропаж и загрязнений.

25 комфортность перевозки пассажиров: Совокупность характеристик транспортных услуг, обусловливающих создание необходимых условий обслуживания и удобства пребывания пассажиров на транспортном средстве, в начальных, транзитных и конечных пунктах в соответствии с установленными нормами и требованиями.

26 нормативный срок доставки груза: Показатель своевременности доставки груза, измеряемый продолжительностью перевозки, в течение которой исполнитель транспортной услуги гарантирует доставку груза потребителю.

27 уровень качества транспортных услуг: Относительная характеристика качества предоставляемых транспортных услуг, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой услуги с базовыми значениями соответствующих показателей.

28 система качества транспортных услуг: Совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.

29 управление качеством транспортных услуг: Методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству.

30 проверка качества транспортных услуг: Систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность их внедрения и соответствие поставленным целям.

31 класс: Показатель категории или разряда, относящийся к свойствам или характеристикам, учитывающим различные совокупности потребностей по услугам, предусмотренным для аналогичного использования.

Елена Мехоношина

На услуги доставки грузов и переезды заключают договор перевозки.

Грузы перевозят по правилам из законов, большинство из которых в договоре нельзя менять в свою пользу. Правила сделали строгими, чтобы перевозчики не уходили от ответственности за потерю груза и небрежную работу водителей.

Мы собрали условия перевозки, которые можно менять в договоре с клиентом. В статье найдёте шаблон договора и сможете переписать пункты под свои интересы — мы поможем.

А вот те самые законы, по которым возят грузы:

Какой договор правильный: перевозки или транспортной экспедиции?

Перевозка груза и транспортная экспедиция — две похожие, но разные услуги.

Перевозка — это перемещение груза из пункта А в пункт Б. Задача перевозчика — загрузить машину и бережно довезти груз до адреса заказчика.

Транспортная экспедиция — это организация перевозки груза. Экспедитор всё берёт на себя: подбирает транспорт и маршрут, оформляет провозные документы, контролирует груз в дороге.

Перевозчик всегда отвечает за груз. Экспедитор — только когда везёт груз на своей машине или поручился за перевозчика. В этом разница услуг.

Договор зависит от услуги, которую предприниматель реально оказывает клиентам: перевозит груз или организует перевозку. В этой статье мы даём советы по договору перевозки.

Предпринимателю не уйти от ответственности, назвав договор перевозки экспедицией. Если от тряски грузовика развалится антикварный стол, перевозчик заплатит. Суд будет смотреть условия договора, а не название.

Что полезного записать в договор перевозки

Предмет договора

Перевозчик за плату перевозит груз заказчика — это предмет договора по ст. 785 ГК РФ.

Подробности перевозки пишут здесь же, в предмете. Но можно согласовать время, транспорт, груз и маршрут в отдельном документе — заявке заказчика. Заявку делают письменно или устно — как принято в вашей организации.

Наименование груза и его характеристики, количество мест, вес груза, адрес подачи транспорта под погрузку и разгрузку, грузополучатель, дата и время начала погрузки, а также все дополнительные сведения, необходимые для организации и осуществления перевозки, указываются Заказчиком в устной или письменной заявке диспетчеру Перевозчика.

Транспортная накладная

При приёмке груза перевозчик заполняет транспортную накладную. Так нужно по ст. 8 Устава автомобильного транспорта.

Транспортную накладную делают в двух экземплярах, если отправитель и получатель одно лицо. Если груз посылают кому-то, экземпляра делают три: водителю, отправителю и получателю.

Принять груз по расписке или накладной свободной формы — нормально. Главное, чтобы читались условия перевозки.

Кто грузит и разгружает

Погрузку и разгрузку делает тот, кому поручили договором. Запишите это условие.

Перевозчик обязан своими силами организовать погрузку и выгрузку груза.

Транспортное средство

Машина перевозчика должна подходить для груза заказчика. К примеру, для тонны молока понадобится грузовик с рефрижератором.

Отсюда правило — ориентироваться на груз заказчика из заявки.

Если транспорт не подходит, заказчик вправе отказаться. А перевозчик заплатит штраф. Так следует из ст. 791 ГК РФ.

Упаковка груза

Отправитель пакует груз, чтобы он не повредился в пути и не испортил грузовик. Это требование из ст. 10 Устава автомобильного транспорта.

За плохо упакованный и совсем без упаковки груз перевозчик не отвечает.

Если упаковка — дополнительная услуга перевозчика, это записывают в договор. Тогда перевозчик отвечает за целостность груза.

Перевозчик оказывает Заказчику дополнительные к перевозке услуги по упаковке груза стоимостью 100 рублей за одну коробку.

Когда при погрузке видно, что мебель поломана или фрукты помяты, это записывают в накладную. Без такой записи считается, что груз приняли в полном порядке.

Срок доставки

Время приезда машины и срок перевозки пишут в заявке и транспортной накладной.

Без срока действует общее правило из ст. 14 Устава автомобильного транспорта:

  • 10 дней для перевозки по городу и в область,
  • 30 дней для доставки в другую страну.

Груз считается потерянным, если прошли сроки из закона или заявки. За потерю перевозчик платит заказчику компенсацию.

Цена и срок оплаты

Цену за перевозку и срок оплаты записывают в договор. Допуслуги наподобие упаковки и подъёма мебели на этаж считают отдельно.

Перевозчик обязан иметь прейскурант и показать его по просьбе заказчика. Это требование п. 8 Правил перевозки груза.

Объявленная ценность груза

По желанию сторон в накладную записывают объявленную ценность груза. Эту сумму перевозчик оплатит при утере груза. Цену перевозки можно установить в зависимости от объявленной ценности.

Объявленная ценность не должна быть выше реальной стоимости. Так сказано в п. 12 Правил перевозки.

Ответственность перевозчика

Перевозчик отвечает за сохранность груза и своевременность доставки. Отменить в договоре ответственность перевозчика нельзя. Такие пункты не сработают в суде — ст. 37 Устава автомобильного транспорта.

За сорванную перевозку перевозчик платит 20 % от оплаты, за опоздание — 5 %. Эти штрафы из ст. 34 Устава автомобильного транспорта. Но в договоре можно посчитать штраф по-другому.

Ответственность заказчика

Заказчик платит 20 % от оплаты, если передумал ехать и 5 %, если опоздал к погрузке. Штрафы из ст. 35 Устава автомобильного транспорта. В договоре можно написать другие.

За простой ТС под погрузкой или разгрузкой по вине Заказчика, Заказчик платит Перевозчику 100 рублей за каждый час простоя.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Подсудность споров

Перевозчик и клиент могут оказаться в разных городах за тысячи километров. В этом случае принципиально где судиться, если что-то пойдёт не по плану.

По общему правилу судятся по месту жительства ответчика.

Если стороны перевозки предприниматели, подсудность можно поменять. Обязательно запишите в договор, что иск подаётся в арбитражный суд своего региона.

С клиентами-физлицами подсудность поменять не получится. На услугу перевозки действует защита потребителей. Это значит, клиент пойдёт в районный суд по месту жительства. Пункты договора об изменении подсудности не работают.

Статья актуальна на 28.01.2021

ВОПРОС: К какому налогообложению относится услуга грузчиков или разгрузочно-погрузочные работы? К ЕНВД, как часть транспортных услуг, или УСНО или ОСНО? Или можно отнести к УСН на основе патента?

ОТВЕТ:

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется, в частности, в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Погрузочно-разгрузочные работы прямо не упомянуты в перечне видов деятельности, предусмотренном п. 2 ст. 346 НК РФ.

Понятие "автотранспортные услуги" в НК РФ не раскрывается, поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ оно применяется в том значении, в каком оно используется в других отраслях законодательства.

Договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг регулируются гл. 40 "Перевозка" Гражданского кодекса РФ. Согласно ст. ст. 784 и 785 ГК РФ перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Таким образом, предпринимательская деятельность перевозчика грузов заключается в доставке вверенного ему отправителем груза в пункт назначения, выдаче его управомоченному на получение груза лицу (получателю). Используемые для перевозки грузов транспортные средства должны быть предназначены для перевозки такого груза, вверенного перевозчику отправителем.

При этом п. 2 ст. 791 ГК РФ предусмотрено, что погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 07.11.2006 N 03-11-04/3/485, к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН), по кодам с 021520 по 021553 и коду подгруппы 022500.

Услуги же по выполнению погрузочных и разгрузочных работ (коды ОКУН 023301 и 023302) относятся к подразделу "Услуги транспортной экспедиции", а не к подразделу "Услуги грузового автомобильного транспорта" (код ОКУН 022500).

В то же время согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минфина России от 10.06.2011 N 03-11-11/148, если стоимость погрузо-разгрузочных работ включается в стоимость услуг по перевозке груза и не выделяется в счетах, выставляемых потребителям таких услуг, отдельной строкой, то такую деятельность следует рассматривать как неотъемлемую часть предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке грузов. Если же стоимость работ по погрузке-разгрузке выделяется в счетах, выставляемых потребителям данных услуг, отдельной строкой, то деятельность по осуществлению таких работ следует признавать самостоятельным видом предпринимательской деятельности, не подпадающим под обложение ЕНВД.

По мнению арбитражных судов, сами по себе работы по погрузке-выгрузке не подпадают под действие системы налогообложения в виде ЕНВД. Такие работы относятся к деятельности по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, в отношении которой применяется общая система налогообложения (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2008 N А05-8236/2007).

Вместе с тем услуги грузчиков, оказанные в рамках договора транспортных услуг, подпадают под указанный специальный налоговый режим. Судьи ссылаются на то, что согласно ОКУН погрузочные и разгрузочные работы, соответствующие кодам 023301 и 023302, включаются в раздел "Транспортные услуги" (Постановление ФАС Поволжского округа от 12.07.2011 N А65-13311/2010).

Таким образом, исходя из позиции Минфина России, стоимость работ по погрузке-разгрузке, предусмотренных договором перевозки и осуществляемых перевозчиком, учитывается в общей сумме доходов, полученных последним в связи с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов, облагаемых ЕНВД, только в том случае, если она включается в общую стоимость услуг по перевозке груза и не выделяется в счетах, выставляемых потребителям таких услуг, отдельной строкой. В ином случае деятельность по осуществлению таких работ следует признавать самостоятельным видом предпринимательской деятельности, в отношении которой не применяется ЕНВД. По мнению арбитражных судов, услуги грузчиков, оказанные в рамках договора транспортных услуг, подпадают под специальный налоговый режим в виде ЕНВД.

При подготовке ответа использованы СПС КонсультантПлюс

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий.

Читайте также: