Студия звукозаписи в квартире законно ли

Обновлено: 15.05.2024

Если кратко: я владелец студии звукозаписи/репбазы в коммерческом здании, я такой не один а нас трое на этаже, принадлежащем полностью одному владельцу, этаж над нами принадлежит другому человеку и его арендовали под хостел и пошло-поехало. Разгорается скандал и мы даже получаем угрозы от местного депутата=)) Более подробно ниже)

Около двух недель назад, как и обычно в 21-00 пришли ко мне постоянные клиенты в лице рок группы, с желанием записать гитары для их новой песни. Стеки стоят ламповые, довольно громкие и мощные, звук мы с них записываем микрофонами. В общем, подключили гитариста, сидит парень, разыгрывается, покручивает ручки на педальках и усилителе, я готовлю оборудование к записи. На пороге студии появляется пузатый мужичек в в трениках и футболке типа "дома пофиг что носить". Далее М - мужичек, Я - я.

М: - ребята, уже вечер, пора заканчивать.
Я: - добрый вечер, мы находимся в коммерческом здании и здесь нет ограничений по шуму, тем более в нерабочее время. Помещения числятся как помещения СВОБОДНОГО назначения.
М: - Дело в том, что мы открываем над вами хостел, я пока один ночую, но скоро мы откроемся и с 21-00 люди будут приходить отдыхать, вы им будете мешать, давайте вы будете играть тише по вечерам.
Я: - Я работаю так, как пожелает клиент. Люди приходят ко мне и платят деньги за то, что бы играть с такой громкостью, с какой им нравится.
М: - ну вы поймите, вас слышно и там будет некомфортно или невозможно спать. Давайте полюбовно с вами договоримся как-то.
Я: - Что вы можете предложить?
М: - Хотелось бы, чтоб вас не было слышно после 21-00. Давайте вы как-то будете раньше начинать и раньше заканчивать.
Я: - Мы работаем по предварительной записи в то время, когда удобно нашим клиентам. Большинству музыкантов удобно репетировать и записываться в вечернее время, после работы.
М: - ну ведь можно и до 9 закончить.
Я: - Это неудобно для моих клиентов и получается, что я должен их в чем-то ущемить в угоду вашим клиентам.

М: - То есть вы не хотите полюбовно договариваться?
Я: - Хочу, но пока нет никаких конструктивных ВЗАИМОВЫГОДНЫХ предложений.
М: - Ну давайте сделаем так, чтоб я вас не слышал, хотя бы сегодня!
Я: - Это невозможно.
М: - ТО ЕСТЬ ПОЛЮБОВНО ВЫ НЕ ХОТИТЕ?!
Я: - я уже озвучил свою позицию и жду от вас предложения, которое будет выгодно обоим, а не только вам.
М: ТО ЕСТЬ ВЫ ПОЛЮБОВНО НЕ ХОТИТЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ.
Я: - Если вы так считаете, то да, выходит что не хочу. Вы можете сделать звукоизоляцию и тогда нас вообще никогда не будет слышно, не только вечером.
М: - ТАК СДЕЛАЙТЕ.
Я: - Это вам нужно, тем более, я тут не единственный с шумом такой специфики.
М: - РАЗ ПОЛЮБОВНО НЕ ХОТИТЕ, БУДЕМ РАЗБИРАТЬСЯ ЧЕРЕЗ АРЕНДОДАТЕЛЕЙ.
(начинает уходить)
Я: - Ваше право! Но по закону мы ничего не нарушаем.

Проходит где-то недели полторы и вернувшись из полудневной поездки по делам в Москву, я решаю заскочить на студию днем, немножко поиграть на барабанах (не умею, но нравится)).

Проходит буквально минут 5, на пороге студии появляется местный депутат, владелец этажа над нами. Д - депутат, Я - я.

я: - добрый день!
Д: Добрый день, это надо все прекращать.
Я: Что именно?
Д: Весь этот шум.
Я: вы мне предлагаете не работать?)
Д: Если по другому никак, то да. Или покупай у меня этаж и шуми там сколько влезет!
Я: Во первых, если бы обладал средствами, купил бы этот этаж, он тоже продается, во вторых - не надо ставить мне условие. В третьих - я так же как и ваш арендатор, плачу деньги владельцу этого этажа, официально, по договору, в котором указано даже назначение, с которым я помещение арендую. В четвертых - мне владелец (далее - В) не запрещал тут шуметь, более того тут три студии в общей сложности.
Д: - сколько вы платите?
Я: столько, сколько напишут в счете, вас это не касается никоим образом.
Д: Прекращай это все или съезжай отсюда, мне без разницы. От меня съедет арендатор и я потеряю деньги.
Я: отношения вас с вашими арендаторами меня нисколько не интересуют. И вообще вам стоит обращаться к В с этими вопросами. Если я съеду и другие ребята - В тоже потеряет деньги.
Д: (начинает орать) Ты что скандала хочешь? Я же все равно сделаю так, что ты съедешь, я не дам тебе работать - твою музыку слышно на улице!!
Я: (перебиваю): не в жилой зоне и довольно тихо, не громче проезжающих машин.
Д: (орет): . мне без разницы! Приезжать будет участковый, полиция, начальник УВД и замерять шум, будут штрафы, раз хочешь скандала! Роспотребнадзор, все!
Я: (повышаю голос в ответ) пожалуйста, звоните прямо сейчас, действуйте, посмотрим как они замерят шум. И прекратите ходить исключительно ко мне, к соседям-байкерам тоже зайдите, когда играть будут, попробуйте так же поорать, посмотрим как они вас слушать будут.
Д: (орет) я зайду, ко всем зайду, и к тебе буду постоянно ходить и не давать работать.
Я: (ору) Если есть желание постоять у запертой двери - на здоровье. У меня больше нет времени с вами перекрикиваться, звоните В, решайте вопросы с ним, а мы поступим так, как он скажет.
Д: и я буду звонить и проверки к вам приедут!! (далее орет что-то сумбурное)

В коридоре появляется мой друг Н., тусящий в помещениях студии и иногда принимающий по дружбе моих клиентов, когда я сам не могу. Парень-добряк, хоть и довольно брутально выглядит - крупный размерами, высокий и широкий (не груда мышц, конечно, но и они там есть)), борода и некоторая патлатость, подходит к Д:
Н: - да тут же коммерческая зона, что вы все ходите то.

Д, кстати говоря, довольно низкий мужичок, при моих 180 см он ниже меня на голову точно. А Н. как раз выше меня довольно существенно.
Д смотрит на Н снизу вверх, бросает:
Д: - да ну вас всех тут, упертые, не хотите по добру решать, будет скандал! и спешно сваливает.

Буквально через час на этаж приехал представитель В., которому мы передали всю информацию о сложившейся ситуации. В тот же день он позвонил и сказал, что с у В. и Д. давняя вражда, и мы с хостелом находимся в равных правах и мы можем работать как и ранее, а хостел должен сам решать свои проблемы с шумностью, так как в законе ограничений нет.

Дня через три пришла непосредственная владелица хостела, первый человек из их тусовки, который разговаривал корректно и вежливо. Мы с ней пообщались, периодически отпуская шуточки, но суть их предложений не изменилась и мы вежливо договорились о том, что она будет звонить В. (информацию о наших с ним договоренностях я не передавал). Она попыталась пригрозить тем, что Д. просто так борьбу с нами не оставит и у него есть некая инстанция, которая заставит нас съехать. Я ей ответил - что Д. волен сам решать свои вопросы теми путями, которые ему нравятся, но если это методы незаконного толка, то это существенно развяжет руки и нам. На том и порешили, посмотрим как будет развиваться ситуация дальше.

Получилось длинно, но без картинки было бы скучно, потому прикрепляю старое фото репетиционной комнаты.

Студия звукозаписи — бизнес, который подойдет человеку, связанному с музыкой. Ее можно открыть как в отдельном помещении, так и у себя дома. При грамотном подходе даже с небольшого стартового капитала можно выйти на хороший стабильный доход. О плане проекта звукозаписывающей студии, рентабельности бизнеса и порядке открытия вы узнаете в нашей статье.

Студия звукозаписи

С чего начать — главные факторы

Первым делом, необходимо определиться с типом студии звукозаписи. Это может быть:

  • Профессиональная звукозаписывающая студия
  • Домашняя студия звукозаписи

Востребованными являются оба варианта. Первый ориентирован на:

  • Профессиональных музыкантов, записывающих треки и альбомы
  • Компании, записывающие рекламные тексты
  • Людей, занимающихся переводами фильмов, сериалов, песен

Второй вариант актуален для любителей. В домашней студии звукозаписи можно записать любительскую песню или поздравление на праздник.

Надо понимать, что профессиональная студия потребует более серьезных затрат, чем домашняя. Однако, и в том и в другом случае придется потратиться на техническое оснащение. Ведь ни один музыкант, даже любитель, не сможет реализовать свои идеи на плохом оборудовании.

Кроме того, необходимо заранее оценить рентабельность бизнес-плана в своей ситуации по нескольким параметрам:

  • Место проживания. Студия звукозаписи будет актуальна как в городах-миллионниках, так и в городах с несколькими десятками тысяч человек. Вопрос в том, насколько высок шанс, что студия и затраты на ее открытие и содержание окупятся, и как быстро она приносить прибыль.
  • Наличие подходящего помещения. Для создания звукозаписывающей студии потребуется специальное помещение со звукоизоляцией и другими требованиями. Не в каждом городе такое помещение есть, а отстраивать его собственноручно не всегда можно.
  • Опыт в музыкальной сфере. Человеку, который вхож в круг музыкантов и имеет понимание профессиональных нюансов, будет проще подготовиться и привлечь клиентов. В отличие от него, людям, никак не связанным с музыкой, потребуется большее времени и трат на организацию процессов и продвижение своего проекта.

Таким образом, перед началом реализации бизнес-плана оцените его рентабельность и масштабы, в которых вы сможете осилить открытие бизнеса, будь то профессиональная или домашняя студия.

Помещение и звукоизоляция

Наилучшим вариантом для открытия студии звукозаписи будет специально арендованное для этой цели помещение. Расскажем об основных характеристиках, которые стоит учитывать при выборе места для студии.

Не стоит арендовать помещение в центре города, поскольку там намного больше посторонних шумов, чем в спальном районе. При этом и совсем окраинные места выбирать не нужно: не каждый музыкант согласится ехать несколько часов до вашей студии. Подберите тихий район недалеко от центра. Аренда будет дороже, но и добраться будет не сложно.

При выборе помещения для студии звукозаписи нужно придерживаться следующих критериев:

  • Площадь помещения — 60 квадратных метров и больше
  • Желательно, чтобы в нем было 3 комнаты: для гостей или зона отдыха, аппаратная и зал для музыки, которые разделены окном
  • Высокие потолки будут большим преимуществом, потому что хорошая акустика — важный критерий для музыкантов при выборе студии звукозаписи

Чем больше помещение вам удастся найти, тем лучше. Со временем в студии будет прибавляться оборудование, которое нужно куда-то ставить. Часто музыканты приходят не одни, а с гостями, поэтому зону отдыха тоже следует учитывать.

Чтобы при работе не мешали посторонние шумы, а соседи не жаловались на постоянные громкие звуки, в помещении нужно установить звукоизоляцию. Минимальный уровень шумоизоляции — 80 дБ. Его можно достичь при помощи покрытия стен, пола и потолков специальными материалами. Подойдет минеральная вата, которую можно приобрести в строительном магазине.

Звуковое оборудование

Самые серьезные затраты при оборудовании помещения уходят именно на звуковую аппаратуру и технику. Для основного набора техники достаточно 200-300 тысяч рублей. Чтобы приобрести качественное оборудование в полном комплекте понадобится 2 миллиона рублей и выше.

Даже самое идеальное помещение потеряет смысл, если в нем не будет хорошего оборудования. В студии звукозаписи обязательно должны быть:

  • Компьютер — 60 тысяч рублей
  • Звуковая карта — от 20 тысяч рублей
  • Студийные микрофоны — 3 штуки по 10 тысяч рублей
  • Стойки — 3 шт. по 5 тысяч рублей
  • Студийные мониторы — 50 тысяч рублей
  • Программное обеспечение — 30 тысяч рублей
  • Пульт — 30 тысяч рублей, но лучше покупать от 100 тысяч
  • Наушники — 4 шт. по 5 тысяч рублей
  • Прочие устройства — 50 тысяч рублей

Определенные средства уйдут и на установку оборудования, хотя некоторые компании делают ее в подарок.

Не стоит экономить на качестве покупаемой техники. Хорошая аппаратура прослужит ни один год, а вот некачественная сможет быстро испортить репутацию студии.

Персонал

Предприниматель, если он профессионально занимается музыкой, может работать в студии самостоятельно. Но при расчете на большое количество заказов и клиентов лучше нанять профессионалов.

Главный человек в студии звукозаписи — это режиссер. Он выполняет основную работу и полностью руководит процессом записи.

В компании с режиссером также могут работать аранжировщик, композитор и музыканты. Наличие сессионных музыкантов будет большим преимуществом, если на студию обратится не профессионал, а любитель, который захочет записать трек и которому потребуется аккомпанемент.

В целом для начала работы студии достаточно нанять грамотного режиссера с почасовой оплатой. Но если студия планирует развиваться, необходимо продумать состав команды без взаимозаменяемых должностей.

Для работы с серьезными клиентами и для того, чтобы вести деятельность законно, иметь возможность принимать оплату, нужно определиться с формой деятельности. Предлагается два варианта — ИП или ООО.

Формы регистрации

Если изначально вы не планируете масштабный проект с крупными заказчиками, то можно остановиться на варианте оформления ИП. В этом случае система налогообложения будет проще, а также не будут требоваться сложные бухгалтерские отчеты.

Чтобы оформить ИП, нужно подать в налоговую по месту жительства заявление о регистрации по форме № Р21001 и приложить копию паспорта вместе с оригиналом для сверки. Уставные и учредительные документы в данном случае не понадобятся. Подробнее о порядке регистрации в качестве ИП можно прочитать на сайте Госуслуг.

Для оформления ООО потребуется также заявление учредителя или протокол общего собрания учредителей, если их несколько, подтверждение юридического адреса и копия устава создаваемого ООО. Оплатить госпошлину о регистрации бизнеса можно в любом отделении банка. Расходы на открытие ООО составят приблизительно 20 тысяч рублей.

Коды ОКВЭД

Для открытия ИП или ООО достаточно выбрать код ОКВЭД 59.20. Также нельзя забывать о том, что для данного вида деятельности требуется справка об отсутствии судимости, которую можно запросить в МВД. Предоставят ее в течение 30 суток.

При выборе формы налогообложения лучше остановиться на упрощенной системе (УСН). При ней в государственный бюджет отходит 6% от доходов или 15% от суммы чистой ежемесячной прибыли. Более того, при этой форме налогообложения не нужно регулярно составлять сложные налоговые декларации и финансовые отчеты. Это позволит сэкономить на дорогостоящих услугах дипломированного бухгалтера.

Список общих затрат

Первое время для раскрутки студии придется использовать все возможные каналы привлечения клиентов. Первое время можно использовать их комплексно, а затем оставить наиболее эффективные.

  • Создайте сайт с подробным описанием услуг, ценами, отзывами клиентов
  • Зарегистрируйтесь в социальных сетях. Делитесь моментами открытия, сложностями, жизнью студии. Рассказывайте о реализуемых проектах и планах. У клиентов должно сложиться впечатление, что студия растет и развивается
  • Дайте объявление в СМИ. Это могут быть не только печатные издания, но и тематические группы в соцсетях, форумы и блоги в интернете
  • Настройте таргетированную рекламу в социальных сетях для потенциальных клиентов
  • Обратитесь к блогерам, купите у них рекламу. Главное - выбирайте человека с живой аудиторией вашей тематики

Отличный вариант — связываться с музыкантами напрямую и приглашать их в свою студию. В честь открытия можно устроить скидки и акции, например, каждый второй час в подарок при первом посещении.

Не менее важно правильно выстроить позиционирование. Если вы оформляете бренд под стиль рок и металл, то вряд ли к вам обратятся люди с запросом на классическую музыку. Все музыкальные инструменты сразу закупить не получится, поэтому перед открытием студии стоит определиться с ее тематическим направлением.

Реклама и список услуг

Для открытия студии потребуется арендовать и отремонтировать помещение, закупить оборудование, нанять сотрудников и учесть ежемесячные дополнительные расходы. В среднем открытие студии обойдется в следующую сумму:

Итого для открытия студии первоначальные вложения составят около 1 миллиона рублей.

Важно также учитывать обязательные ежемесячные расходы:

  • На аренду и обслуживание помещения
  • На заработную плату персоналу
  • Отчисление налогов
  • На рекламу
  • Прочие расходы

Ежемесячные расходы студии звукозаписи формируются из расходов на аренду помещения, налоговых отчисления и заработной платы персоналу и составляют 100 тысяч рублей.

При загруженности студии хотя бы на 50% ежемесячный доход на начальном этапе будет составлять 100-120 тысяч рублей. На то, чтобы бизнес окупился, потребуется около года. Через год-полтора получится выйти в плюс и начать получать хорошую прибыль.

Главное, стараться максимально оптимизировать расходы и просчитывать все моменты заранее, чтобы избежать непредвиденных трат.

Бюджетный вариант — домашняя студия

Если открыть бизнес очень хочется, но расходы на аренду помещения в перспективе не будут окупаться, можно прибегнуть к варианту организации студии звукозаписи на дому. Для этого главным вопросом станет подготовка помещения (обычно необходимо 1-2 комнаты), и его звукоизоляция.

На первых этапах для домашней студии звукозаписи на приобретение оборудования можно выделить 100-150 тысяч рублей. При создании студии на дому исключаются расходы на помещение и его обслуживание. Также, если вы сами являетесь музыкантом, можно не нанимать работников, а выполнять заказы самостоятельно.

Если вы сможете зарекомендовать себя как хороший специалист, клиенты будут возвращаться и приводить с собой новых музыкантов и всех желающих воспользоваться услугами студии звукозаписи.

Преимущества и недостатки бизнес-идеи

К преимуществам данного проекта можно отнести:

  • Доходный бизнес на любимом деле
  • Можно совмещать творческий процесс с получением от него прибыли
  • В процессе работы можно приобрести множество интересных и полезных знакомств, что актуально для людей, связанных с музыкой
  • Нестандартная идея, которая подойдет только для тех, кто связан с творчеством или конкретно с музыкой
  • Проект достаточно сложен в раскрутке, потребуется уделить много времени маркетингу и рекламе
  • Если не проводить тщательные расчеты и не заниматься планированием, есть риск не выйти на стабильный доход и прогореть

Заключение

Собственная студия звукозаписи — достаточно специфический бизнес, который подойдет не каждому. Лучше всего он подойдет для людей, чья жизнь связана с музыкой и творчеством. Профессионал может открыть студию в отдельном помещении, но можно начинать бюджетно и использовать свою квартиру.

При открытии проекта важно просчитывать все плюсы и минусы и детально вести все расчеты. Потребуются серьезные затраты на рекламу, чтобы студия окупилась и бизнес начал приносить прибыль.

Собственная студия звукозаписи – достаточно специфичный вид бизнеса: преуспевает в нём только тот, кто имеет связь с музыкальным миром. Если правильно организовать процесс, даже небольшой стартовый капитал может обеспечить получение определённого и регулярного дохода в будущем. Об основных моментах открытия студии звукозаписи рассказывается в этой статье.

Прибыльно ли иметь студию звукозаписи в России в наше время?

В нашей стране сегодня выигрывают студии, которые демпингуют в кризисе. Базу для этого имеют те, кто организовал свой бизнес на дому.

Большие звукозаписывающие студии с солидными площадями, дорогостоящей аппаратурой и неподъёмными ценами на услуги (зачастую действительно высококачественными) терпят убытки и обречены на простаивание. Связано это с отсутствием у наших меломанов высоких требований к качественному звуку. Большинству из них просто неведомо, что это такое и для чего нужно его добиваться. Поэтому переплачивать при данных обстоятельствах они не видят смысла.

Ещё один момент является важным в этом плане. В настоящее время музыканты, зная, что избежать пиратства не удастся, сами штурмуют Интернет в попытке опередить пиратов. А, как известно, глобальная сеть и качество звукозаписи абсолютно несовместимы.

На какие моменты обратить внимание перед тем, как открыть студию звукозаписи?

Студия должна иметь свои отличительные признаки, чтобы выделяться в серьёзной конкурентной среде.

Одним из таких моментов является жанровая специализация. Перед открытием нужно точно знать жанр музыки, которая будет записываться:

  • джаз;
  • рэп;
  • электронная композиция;
  • рок;
  • живой инструмент;
  • шансон.

Под выбранный жанр нужно будет настроить аппаратуру. Производить параллельно запись всех стилей практически нереально, если, конечно, совсем забыть о каком-либо качестве.

Открывая студию, нужно ориентироваться на то, что затраты на продукцию должны быть минимальными. Объясняется это тем, что компакт-диски служат в большинстве своём рекламными глянцевыми флаерами, которые вручают случайным прохожим подростки на шумных проспектах. Делается это с целью привлечения слушателей на свои концерты или внимания организаторов корпоративов. Прибыли продажа дисков не приносит. В такой ситуации думать о качестве звука, что называется, себе в убыток.

Помещение

Более приемлемый вариант для тех, кто только начинает бизнес – это минимум площади. В идеале – 2 комнаты (одна – для певцов и музыкантов, вторая – для звукооператора), а ещё лучше – 3 (последнюю оформить как гостиную, куда музыканты смогут приглашать своих почитателей и друзей). Общая площадь должна составлять не менее 60 кв. м. Аппаратная и зал для музыки должны быть разделены окном.

Организовать лучше всего студию на дому. Современные цифровые технологии позволяют осуществить идею создания домашней студии звукозаписи без особых проблем. Среди преимуществ – не надо будет платить за аренду помещения.

Если же по каким-то причинам нет возможности организовать бизнес у себя в квартире, то выходом может быть либо покупка помещения, либо его аренда. Не обязательно для этого вида деятельности выбирать центр или оживлённый участок города. Вполне подойдёт помещение, которое находится в спальном районе. Цена аренды здесь будет намного меньше, чем в центральной части. Главное, чтобы помещение отвечало всем требованиям.

Обязательно необходимо позаботиться об устройстве звукоизоляции, что особенно актуально при организации студии на дому. В противном случае соседи будут обречены постоянно страдать от шума, а значит, жалобы на вас обеспечены. Создать изоляцию по минимальному уровню (звук в 80дБ, что соответствует средним оборотам байка с глушителем) можно, например, с помощью минеральной ваты.

Какое оборудование потребуется?

Вряд ли будет выгодной закупка специального музыкального оборудования. Вначале нужно приобрести самую необходимую аппаратуру. Следует составить список, в который должны входить следующие устройства:

  • компьютер с современными мощностями, который имеет звуковую карту;
  • мониторы для студии;
  • миди-клавиатура;
  • наушники (закрытый тип);
  • микрофоны;
  • стойки для микрофонов.

Закупка музыкального оборудования обойдётся в среднем в 200 тысяч рублей.

Следующим этапом будет подготовка студии. Для этого нужно обзавестись специальными программами, которые обеспечат запись высококачественного звука. В качестве образца может служить Pro Tools. Эти программы не бесплатны и требуют вложения средств. Вместе с тем они имеет широкий набор функций, позволяют создать конкурентоспособный продукт и помогут завоевать доверие самых придирчивых заказчиков.

Владельцы студий, которые не могут себе позволить приобрести лицензионный продукт или не очень требовательны к потенциалу программного обеспечения, могут сделать выбор в пользу бесплатного софта. Можно попытаться найти абсолютно бесплатные, но легальные программы.

Строго не рекомендуется использовать пиратские версии программного обеспечения.

Персонал

На начальном этапе, как правило, в студию звукозаписи привлекаются следующие специалисты:

  • аранжировщик;
  • композитор;
  • звукорежиссер.

Если на старте финансовые возможности ограничены и крупных заказов нет, то при минимуме затрат в подборе персонала можно внести определённые корректировки в штат. Так, обязанности аранжировщика и композитора достаточно будет заменить профессиональным звукорежиссёром с почасовой оплатой. В общем плане это позволит сократить статью расходов на одну заработную плату.

Расценки за 1 час работы сотрудника в этой сфере деятельности составляют приблизительно 1000 рублей. На таких же условиях (почасовая оплата) можно привлекать актёров, которые будут заниматься озвучкой роликов.

Если студия строит большие планы по развитию, вложения могут быть значительно выше: от полумиллиона до миллиона рублей. В этом случае в штате будет работать полный состав специалистов без взаимозаменяемых должностей.

Раскрутка: подбор бренда, реклама, поиск клиентов

Обеспечить приток клиентов на начальном этапе может хороший бренд и правильно организованный маркетинг, который не потребует большого количества средств. Вариантов множество – и лучше использовать их в комплексе:

  • создайте сайт с перечнем услуг;
  • создайте группы в соцсетях, регулярно наполняйте и продвигайте их;
  • поместите объявления в местных СМИ, в том числе телевидение (бегущая строка);
  • закажите плакаты и рекламу на ситилайтах;
  • закажите статью в популярном журнале с рекламой студии.

Одним из действенных способов поиска клиентов для начинающей звукозаписывающей студии является сдача в аренду зала для репетиций одновременно со студией звукозаписи. В стране музыкальной молодежи много, а подобных баз практически нет, и для студии звукозаписи это может открыть хорошие перспективы. Репетиции и звукозапись – хорошо дополняющие друг друга занятия. При совмещении их в одном помещении появляется возможность не только сэкономить средства, но и получить прибыль.

Владельцу студии, который сам является музыкантом, легче привлечь постоянную клиентуру. А вот тому, кто не имел до этого прямого отношения к музыке, раскрутиться будет сложнее.

Сколько стоит открыть студию звукозаписи?

Для оборудования студии нужно заложить в бюджет не менее 300 тысяч рублей. Это сумма без учета затрат на помещение, персонал, раскрутку.

Например, стоимость самого необходимого оборудования составит:

  • компьютер – 50 тысяч рублей;
  • звуковая карта – 15 тысяч рублей;
  • студийные микрофоны (3 шт.) – 30 тысяч рублей;
  • стойки (3 шт.) – 15 тысяч рублей;
  • студийные мониторы – 50 тысяч рублей;
  • программное обеспечение – 30 тысяч рублей;
  • пульт – 30 тысяч рублей;
  • наушники (4 шт.) – 20 тысяч рублей;
  • прочие устройства – 20 тысяч рублей.

Затраты на персонал, если в планах сотрудничество с профессиональными аранжировщиками или звукорежиссёрами, также потребуют значительного вложения средств (расценки на услуги персонала указаны выше).

Как быстро окупится такой бизнес?

Произвести расчёты окупаемости сравнительно небольшой студии звукозаписи довольно непросто: всё будет зависеть от наличия предпринимательской жилки, умения правильно организовать рекламу и качества обработки музыкальных композиций. Опыт других предприятий аналогичного направления показывает, что в среднем можно выручить около 2000 рублей за 1 час работы.

Необходимо не сбрасывать со счетов тот факт, что рентабельность студии находится в прямой зависимости как от производительности и затраченных на оказание услуг часов, так и от числа потенциальных заказчиков. При должной организации на то, чтобы студия полностью окупилась, может хватить и года.

Юридическое оформление деятельности

Чтобы заниматься звукозаписывающим бизнесом на законных основаниях, иметь возможность открыть счёт в банке, составлять договоры и работать с серьёзной клиентурой, студию необходимо легализовать. Иными словами – официально оформить деятельность студии, зарегистрировав ИП или ООО в налоговой службе.

ИП или ООО?

Если студия имеет маленькие объёмы производства, не планируются большие затраты на аренду и персонал, получение высокого дохода, то лучше всего подойдёт ИП. В этом случае не понадобятся сложные бухгалтерские отчёты. Для продуманного бизнеса с солидным капиталом и перспективой расширения деятельности нужно регистрировать ООО.

Подробнее о том, что же лучше выбрать – ИП или ООО, расскажет эта статья.

Налогообложение

ИП может работать по упрощённой схеме обложения налогом. При отсутствии постоянных сотрудников и аренды помещения, как правило, не возникнет сложностей с контролирующими органами. Отчитываться по 6% УСН можно без привлечения бухгалтера. С помощью онлайн-сервисов это будет удобно и просто.

При образовании ООО уже понадобится профессиональный аудитор.

Лицензирование

Как правило, для осуществления деятельности звукозаписывающих студий приобретать лицензию не нужно (ОКВЭД 92.32). Однако потребуется справка из полиции – новшество последних лет – о наличии или отсутствии в вашей биографии криминальной составляющей. Дело в том, что данный вид деятельности подпадает под действие ФЗ от 23.12.2010 № 387-ФЗ, согласно последним поправкам. На её запрос и получение уходит не более 30 дней.

Чтобы не возникло проблем с солидными контрагентами, также необходимо позаботиться о том, чтобы приобретаемый софт, программы, компьютеры, музыкальные библиотеки имели лицензии.

В настоящее время в выигрыше находятся небольшие домашние звукозаписывающие студии. В массе своей музыканты не очень требовательны к качеству звука, а основная часть музыкальных произведений выкладывается непосредственно в Интернет. При должном подходе и знании темы даже с минимальными затратами можно добиться успеха в звукозаписывающем бизнесе.

Такая история может случиться с любым магазином, баром, кафе, рестораном или торговым центром, где фоном играют музыкальные композиции. Вместе с Марком Войцеховским — юристом компании БУБУКА — мы выяснили, как включать песни в публичных заведениях, чтобы не заработать штраф за нарушение авторских прав.

У любой музыкальной композиции есть автор, который обладает на неё авторским правом.

Авторское право — это право собственности на произведение искусства. Оно принадлежит отдельно автору слов и отдельно автору музыки.

Но недостаточно просто написать музыку и слова. Песню должен кто-то исполнить и кто-то записать. Соответственно, рядом с авторскими всегда стоят смежные права.

Смежное право — это право того, кто непосредственно не сочинял музыку или текст, но помог воплотить замысел авторов в реальность. Смежные права принадлежат отдельно исполнителю песни и отдельно изготовителю фонограммы.

Иногда четыре права принадлежат разным людям, как в нашем примере. Бывает, что один человек написал слова и музыку, сам спел, и записал в домашней студии. Тогда 200% прав принадлежит ему одному.

У автора есть право на публичное исполнение песни. Публичное исполнение — это любое исполнение вне обычного круга семьи или друзей. Семья или компания друзей используют песни в частных (некоммерческих) целях, поэтому не платят за такое использование.

А любое заведение, в котором на фоне играет музыка, использует её в коммерческих целях. За коммерческое использование нужно платить правообладателю.

Пример. Роман — владелец кафе. Вместе с женой он любит слушать Стинга. Если Роман включает его песни у себя в квартире — это некоммерческое использование. Если слушать в машине, пока едешь на работу — это некоммерческое использование. Роман приезжает на работу и включает Стинга в своём кафе — это коммерческое использование композиции.

Сейчас есть куча сервисов, которые позволяют слушать музыку: YouTube, Яндекс Музыка, Спотифай, Эпл Мьюзик, ВК. Но все эти стриминговые сервисы предоставляют право использовать музыку только в личных некоммерческих целях. Включать их в заведениях нельзя. Это даже написано в условиях использования этих сервисов, но их обычно никто не читает.

Важно. Спотифай, Эпл Мьюзик, Яндекс Музыка и т.д. не предназначены для коммерческого использования. Музыка с флешки, диска, радио, клипы по ТВ также не годятся для публичного заведения.

Защитой авторских прав занимается Российское авторское общество (РАО), а защитой смежных прав — Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Марк Войцеховский, юрист БУБУКИ

Есть одна вещь про РАО/ВОИС, которую нужно знать каждому заведению. Они могут подавать иски в суд от имени любого автора. Как это обычно выглядит в реальности: у вас в заведении играет музыка, туда приходит агент РАО и ВОИС (обычно это один человек), снимает видео, на котором слышна музыка, и после этого вы получаете от них претензию о выплате штрафа. Штраф — это 40 000 рублей за одно проигрывание одного трека. Обычно они фиксируют 5-10 треков, т.е. штраф будет от 200 000 до 400 000 рублей. Формально они правы, потому что исполнение музыки в заведении без договора с автором — нарушение закона, а у РАО/ВОИС есть право защищать всех авторов по умолчанию. При этом вы никогда не отличите агента РАО от обычного посетителя. Он не представляется, делает обычный заказ и спокойно сидит, записывает видео на телефон. Телефон при этом может быть просто все время направлен в потолок.

РАО и ВОИС защищают песни абсолютно всех исполнителей. Разумеется, Стинг понятия не имеет, что какой-то Роман из России включает его песни в своем кафе. А РАО и ВОИС всё равно готовы неустанно защищать авторские права Стинга. Из под их опеки выпадают только те исполнители, которые подписали отказ от защиты. Например, так поступил рэпер Оксимирон ещё в 2016.

Кстати, исполнять чужие песни в коммерческом заведении вживую — тоже нарушение. Должен быть либо договор с автором, либо договор с РАО. Закон не говорит, кто конкретно должен платить: музыкант или ресторан, в котором он поёт. Но Верховный суд разъяснил, что должен платить ответственный за музыку — организатор, т.е. ресторан, кафе, бар. Большинство кавер-групп работают без договоров с правообладателями. И если какая-то местная дива исполнит песню Zivert пятничным вечером в уютном ресторанчике с живой музыкой, рискует не она, а ресторан. Но иски по живой музыке предъявляются крайне редко. Причина проста: правообладатели просто не добираются до этих ресторанчиков.

Чтобы не заработать штраф от РАО/ВОИС, используйте легальные способы. Есть платные, есть бесплатные. Платные эффективнее и без головной боли.

Способ 1. Заключить договор с РАО и ВОИС. РАО и ВОИС — это государственные посредники между авторами песен и коммерческими организациями. Автор может выбрать любую организацию-посредника. Если он не выбрал никакую, считается, что он по умолчанию работает с РАО/ВОИС. Но автор может изъять свои права из управления РАО/ВОИС и работать с любым другим посредником. Многие авторы так и делают.

Если вы заключите договор с РАО и ВОИС, то сможете легально включать треки большинства российских и зарубежных исполнителей.

Для заключения договора нужно обратиться к региональному представителю РАО и ВОИС. Представитель посчитает сумму ежемесячных отчислений и подготовит договор.

Размеры отчислений (авторское вознаграждение) зависят от типа заведения и количества посадочных мест.

Еще придётся ежемесячно отчитываться обо всех треках, которые бизнесмен включал в заведении. Этот отчёт позволяет посреднику определить размер вознаграждения авторам композиций.

Способ 2. Заключить договор с компанией-посредником. РАО и ВОИС — не единственные посредники на рынке легальной музыки для бизнеса. Можно прибегнуть к услугам частных посредников, таких как Бубука, Музкафе, РадиоСпаркс.

Частные посредники заключают договор либо с авторами, либо с лейблами звукозаписи, либо с авторским обществом.

Если заключить договор с частным посредником, не придется ежемесячно отчитываться об используемых треках. Да и платить меньше. К примеру, РадиоСпаркс берёт 900 руб. / месяц, если площадь заведения до 100 кв. м. Платить сразу за год выгоднее.

Часто РАО и ВОИС остаются недовольны, узнав, что бар или ресторан заключили договор с частным дистрибьютором. Доходит и до суда.

Марк Войцеховский, юрист БУБУКИ

Бывает, что РАО/ВОИС предъявляет претензии нашим клиентам. Но тогда мы сами готовим ответ в РАО, предоставляем все необходимые документы. В 99% претензии к нашим клиентам после этого снимаются. Иногда РАО все же подает в суд против наших клиентов. За 8 лет было не больше 10 таких дел, и мы выиграли все.

Важно. Если выбираете частного дистрибьютора, внимательно читайте договор. Там должно быть прописано, что посредник обязуется представлять интересы пользователя в суде и компенсирует убытки в случае претензий и исков.

Способ 1. Включать песни с открытой лицензией. Есть такая музыка, которую авторы изначально выкладывают в свободный доступ, т.е. отказываются от права на вознаграждения. Это так называемая лицензия creative commons или СС.

Найти такую музыку для кафе или ресторана можно, например на Netlabels или на FMA.

Но загвоздка в том, что не каждый трек можно включать в баре или кафе. Подходят песни с типом лицензии CC BY, CC BY-SA или CC BY-ND.

Если вы собираетесь использовать музыку по лицензии CC, то внимательно читайте условия лицензии по каждому треку.

Композиции с пометкой Non commercial запрещено включать в заведениях.

Напрямую со знаменитостями не договориться, а вот с местными исполнителями вполне. Главное, обсудите условия, цену, список разрешенных песен и закрепите это в договоре.

Иногда правообладателем является не музыкант, а лейбл звукозаписи. Как правило, у лейбла есть права на песни нескольких исполнителей. Тогда достаточно одного договора с звукозаписывающей компанией.

Способ 3. Включать старую музыку. Музыки без авторских и смежных прав не существует. Но у авторских и смежных прав есть срок действия. Когда он истекает, произведение переходит в общественное достояние. Для авторских прав этот срок — 70 лет со смерти автора, для смежных — 50 лет с момента создания записи.

И вот здесь начинаются нюансы. Допустим, 70 лет с момента смерти Чайковского прошло. Авторские права не действуют. Но есть смежные права исполнителя и изготовителя фонограммы. Запись произведения Чайковского в исполнении Лондонского королевского оркестра сделана в 2010 году. Смежные права на неё перестанут действовать только в 2060 году. А до этого времени заведение должно платить обладателям смежных прав: оркестру и лейблу. Не платит — нарушение. ВОИС может взыскать штраф: 20 000 за каждое исполнение трека. То же самое с народной музыкой: авторского права нет, но есть смежные права ансамбля, который поет Калинку-Малинку.

Поэтому единственный 100% способ не платить за старую музыку — взять пластинку, изданную 50 лет назад, и чтобы автор музыки тоже умер 70 лет назад.

Можно ли в самой обычной квартире обустроить студию? Очень популярный вопрос, на который мы постараемся развернуто ответить в нашей статье.

Вы начинающий музыкант, у вас есть оборудование и вы хотите в своей комнате устроить небольшую студию для записи/сведения своих шедевров. Само собой, вы не хотите перестраивать комнату, ведь вы в ней живёте. Но и текущее звучание вас не устраивает. Если это вам знакомо, то эта статья для вас.


Мы не будем говорить об отличиях звукоизоляции и звукопоглощения, о строительстве специализированных помещений, спектрах излучения, отражения и тому подобном. Сегодня поговорим о том, как в самой обычной квартире и без серьезных вложений получить приемлемое качество звучания.

Для начала определим несколько моментов:


1. Наши советы НЕ для профессионалов — у них совсем другие реалии.
2. Вы НИКОГДА не получите дома звук, который можно получить в специализированных, акустически-подготовленных помещениях.
3. Без минимальных вложений обойтись вряд ли получится.

Итак. Есть два варианта решения нашей задачи:


• Нет отражений? Значит, их нужно/можно сделать! А сделать их можно любыми! Читайте о формировании отражений ниже в статье.
• Вы не мешаете соседям, и самих соседей вы тоже не услышите.

Прежде всего нужно понять, что человеческое ухо привыкло слышать звучание не сухим/прямым, а с характерными ему отражениями. Для эксперимента можете просто поговорить в ладонь. Звучание голоса будет бубнящим, резковатым, непривычным. Отражения могут быть полезными и красивыми, создающими мягкое, воздушное звучание, а могут быть и неприятными, от которых хочется избавиться. Маленькая комната в квартире создает некрасивые отражения/переотражения, с которыми мы и будем бороться.

Для начала нужно определиться с расположением акустических систем. И в этом нам помогут несколько несложных правил:

Разберемся с некоторыми моментами относительно установки акустических систем.

Во-первых, желательно поднять акустические системы до уровня ушей. Говоря правильно, нужно добиться такого расположения АС, чтобы ось излучения совпадала с уровнем/положением уха. На практике поступают проще. Определяется место, где вы будете сидеть, и измеряется высота до уровня уха — это несложно сделать обычной рулеткой.


Далее АС располагается на необходимой высоте, а твитер (высокочастотный излучатель) направляется в ухо с соответствующей стороны. В итоге звук направляется в определенную точку.


Во-вторых, стены на уровне головы/плеч необходимо, как ранее уже говорилось, закрыть ковром или поролоном, дабы избежать отражения и переотражения на верхних частотах. С низкими частотами без серьезных вложений ничего сделать, к сожалению, не получится.


Лайфхак от POP-MUSIC: эксперименты с расположением акустических систем и панелей удобнее проводить при наличии лазерной указки.

А теперь давайте обсудим особенности отделки акустическим поролоном.



Вариант акустической отделки помещения


Вариант акустического оформления потолка

Нельзя не отметить акустические экраны для микрофонов, прочно вошедшие в домашние и project-студии. Устанавливая их на стойку вместе с микрофоном, можно получить отличный результат в акустически неподготовленных помещениях. Среди преимуществ таких экранов в первую очередь хотелось бы отметить мобильность. Некоторые модели довольно компактны и их смело можно брать с собой.


При выборе акустического экрана нужно отдавать предпочтение многослойным конструкциям на жесткой раме. В этом случае можно надеяться на равномерную АЧХ при записи. Простейшие акустические экраны можно изготовить самому — достаточно взять лист поролона и закрепить его на импровизированной раме полукругом за микрофоном. Однако хотелось бы напомнить, что в таком варианте мы получим довольно сильную неравномерность АЧХ.



Вариант самодельного акустического экрана


Правильная расстановка мебели дает неплохой результат по низким частотам. Дополнив акустическое оформление панелями из поролона либо каркасными конструкциями из минеральной ваты с обрешеткой, можно минимизировать резонансы и получить вполне приемлемое звучание в обычной квартире. Акустический экран для микрофона поможет решить проблему более локально.


Таким образом, можно без глобальной перестройки комнаты обеспечить вполне приемлемое рабочее пространство, позволяющее не отвлекаться на бьющие в уши резонансы.

Читайте также: