Статья 42 особенности государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество

Обновлено: 01.05.2024

Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости. Данный закон с комментариями представлен в системе консультант.

Он содержит в себе основные сведения, касающиеся перечня имущества, подлежащего закреплению в реестре, порядок производства регистрационных действий, а также порядок ведения самого реестра. Положения последней действующей редакции данного законодательства устанавливают, что все необходимые действия граждане могут совершать не только в регистрационных центрах и отделениях, но и путем обращения в многофункциональные центры по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

Этот документ не распространяется на правила регистрации особых объектов недвижимого имущества, например:

  1. Недра.
  2. Воздушные суда.
  3. Объекты внутреннего плаванья и др.

Порядок регистрации вышеуказанных объектов регламентируется иными правовыми актами.


Краткое описание закона

ФЗ 218 был разработан и принят 13 июля 2020 года. Государственный закон посвящается собственникам, когда возникают, меняются и прекращаются права владения гражданином недвижимым имуществом.

Часть содержания закона посвящена ограничениям и обременениям, налагаемым на имущество.

Таким образом, до 1 января этого года процедура госрегистрации собственников и последующий расценочный учет регулировались ФЗ 122 (принятым 21.07.1997) и ФЗ 221 (принятым позднее, 24.07.2007). Результатом изменений в законодательстве стало принятие в 2020 году ФЗ 218, задачей которого было объединение госрегистрации прав с общим кадастровым учетом.

Главная идея: создать единую универсальную систему, где будет вся необходимая информация, касающаяся объектов недвижимости.

Дата редакции была назначена сначала на 1 января 2020 года. За исключением некоторых положений, которые внесли позднее, 2 января 2017 года. Другие видоизменения перенесены на будущее, они вступят в свою силу лишь к 2020 году.

Подробности разработки и принятия нового закона отражены в тексте статьи 72.

Проект изменений ФЗ 218 о регистрации

Данный федеральный закон в скором времени претерпит множество изменений. Так, например, теперь разрешается использовать при обращении в регистрационный орган электронный формат документаций. Еще одной новеллой является переименование процесса создания нового объекта недвижимого имущества.

Более детально в новой редакции рассмотрено создание и введение в действия объектов атомной и иной специальной сферы, например, корпорации Роскосмос.

Также установлены правила, согласно которым для того, чтобы зарегистрировать право на вновь созданный объект, предполагаемому собственнику достаточно иметь при себе только технический план.

Эти правила будут действовать только до 2020 года. Пока не известно, какие правила будут действовать после 2020 года. Проекта нового законодательства по данному вопросу пока что не разработано.

Ст. 14

Таковыми основаниями являются:

  1. Свидетельства о вступлении в наследство.
  2. Решения органов судебной власти.
  3. Решения органов государственной власти и ОМС.
  4. Межевые и технические планы и др.

Новеллой с 2035 года станет то, что теперь публичные кадастровые карты основаниями для регистрации считаться не будут.

Ст. 15

В данной статье рассматривается круг субъектов, которые имею право на осуществление действий, описанных выше. Это, например, собственники, наследники, кадастровые инженеры, должностные лица органов государственной власти и др.

Ст. 18

Это очень важная статья, закрепляющая форму документальных актов, на основании которых и происходит учет: кадастровые и земельные акты, акты подтверждающие наличие права собственности, акты о наличии имущества и др. С января текущего года были внесены изменения, согласно которым допускается подача данных актов в форме электронных носителей, например, на диске. Ранее же допускался исключительно бумажный документальный носитель.

Статья 22

Здесь предъявляются требования непосредственно к межевому плану. При оформлении объектов при вступлении в право собственности нужно предоставить межевую документацию.

Там обязательно должно быть указано:

  1. Данные о земле.
  2. Новые сведения для реестра.
  3. Проект регистрации права.
  4. Данные о плане расположения земли.

Межевая документация включает в себя не только текстовой фрагмент так и зарисовку, выполняемую специально уполномоченными лицами – кадастровыми инженерами, которые имеют на то соответствующую лицензию.

Статья 26

В данном разделе закона о регистрации прав на недвижимое имущество рассматривается основание приостановления законодательно установленных учетных действий.

К таковым относятся отсутствие фактического права, наличие другого подобного заявления, ложные сведения в предоставленной документации и др.

Статья 27

Эта правовая норма федерального закона №218 предусматривает возможность регистрационного органа полностью отказать в производстве необходимых юридически значимых действий.

Как правило, такой отказ имеет место в тех ситуациях, когда после приостановления не было осуществлено действий по устранению допущенных нарушений.

Статья 29

Статья под номером 29 предусматривает по пунктам саму процедуру проведения учетных действий:

  1. Прием заявления.
  2. Его рассмотрение и изучение.
  3. Дача ответа гражданину о согласии или несогласии в осуществлении регистрационных действий.

За осуществление юридически значимых действий гражданину придется уплатить государственную пошлину.

Статья 34 ФЗ о государственной регистрации недвижимости

Эта правовая норма предусматривает порядок действий в едином государственном реестре по получению и регистрации сведений которые были получены по каналам межведомственного взаимодействия.

Все необходимые действия должны быть осуществлены не позднее пяти рабочих дней.

Статья 41

В статье регламентируется порядок регистрации после осуществления раздела недвижимого объекта на два и более.

В этом случае происходит удаление ранее созданной записи в реестре и вносятся несколько новых, уже на разных правообладателей.

Статья 42

Здесь регламентируется процесс производства регистрационных действий в той ситуации, когда имеет место общая собственность. Особенностью является то, что в этом случае в ЕГРН вносятся сведения о каждом из общих собственников и делается отметка о том, что это именно общая собственность.

Статья 49

В этой статье более подробно рассматривается и регламентируется порядок производства юридически значимых действий именно с земельными участками. В данном случае процедура полностью схожа с той, что уже описывалась выше для иных объектов недвижимого имущества.

Статья 61

В данной статье регламентируется порядок исправления так называемой технической ошибки. Этом может происходить в виду ошибки компьютера или самого регистратора.

При обнаружении такой ошибки гражданин имеет право обратиться непосредственно в регистрирующий орган или МФЦ для бесплатного ее устранения.

Статья 62

Статья номер 62 также является очень важной. Здесь идет речь о так называемых выписках из ЕГРН. Там содержится информация о том, кто является собственником и информация про сам объект недвижимого имущества. Правом на получение такой выписки обладает любое лицо, а не только собственник.

За предоставление выписки нужно уплатить государственную пошлину, размер которой равен 400 рублей. Заказать ее можно не только в регистрирующем органе, но и в многофункциональном центре.

О компенсационном фонде

Это отдельный федеральный закон, который регулирует порядок образования и деятельности компенсационного фонда. Краткое и основное содержание с последними изменениями состоит в том, что каждый застройщик обязан вносить в данный фонд определенную денежную сумму, которая в последующем пойдет на удовлетворение требований дольщиков. Денежные средства также направлены и на защиту покупателей в случае признания застройщиков банкротом.

Судебная практика

Обновление закона произошло недавно, но сам проект существует уже как несколько лет. Насколько он удобен для применения в разрешении многочисленных споров, касающихся недвижимости?

Законодательство, разрабатывая нормативные акты, старается учитывать права собственников и подчеркнуть, что у них также имеются обязательства. ФЗ 218 содержит еще требования, относящиеся к Росреестру и системе госрегистрации.

Зачастую споры, возникающие между гражданами, касаются факта принадлежности недвижимости или определения ее границ. Например, когда два землевладельца разбираются, кто именно перешел незримую (порой весьма осязаемую) границу и устроился на чужой территории.

Осуществление регистрации приобретенного земельного участка обязует нового землевладельца проводить межевание. Таким образом, надел приобретает индивидуальный кадастровый номер, межевой план. и там устанавливаются специальные межевые знаки. Права нового землевладельца отражаются в системе Росреестра, это упрочняет его позицию в споре с ближайшими соседями.

Семья проводит вместе время в своей квартире

Важно: руководствуясь статьями обновленного ФЗ 218, собственник сможет грамотно отстаивать свои права, а проведение регистрации даст ему свободу распоряжаться имуществом.

Сроки регистрации

Сроки регистрации в соответствии с 218 Федеральным Законом напрямую зависят от того, где именно гражданин принял решение осуществлять свое право на регистрацию. В силу содержания закона если гражданин обратился непосредственно в росреестр, то сроки регистрации составят неделю.

В той ситуации когда был избран иной способ подачи документов, например, через многофункциональный центр, то сроки регистрации увеличиваются. Связано это с тем, что необходимо дополнительное время на отправку и доставку документов. Так, в данном случае сроки регистрации могут составить до десяти дней.

Федеральный закон о регистрации прав на недвижимое имущество: комментарии

Данный закон направлен на регулирование деятельности таких государственных органов, как Росреестр.

На сегодняшний день положениями из закона регулируется деятельность не только реестра, но и многофункционального центра, так как теперь именно он наделен правом на сбор и передачу документов на регистрацию, получение сведений и др.

Особое внимание стоит уделить и тому, что ранее подтверждением того, что гражданин является собственником, являлось свидетельство о праве собственности. Теперь (а именно с 2020 года), такой документ как свидетельство не выдается.

Однако ране выданные документы продолжают действовать.

Похожие законы

Наиболее похожими по смыслу и направленности законами являются ФЗ 122, касающийся государственной регистрации прав граждан на недвижимое имущество и осуществление сделок с ним.

Как видно, принятый 21 июля 1997 года проект касается недвижимости, прав собственников, а также необходимости регистрации всех сделок, проводимых с недвижимостью.

Именно его заменой стал ФЗ 218. Кстати, в 2020 году ФЗ 122 официально утратит силу. Уже сейчас процедура регистрации должна проводится согласно обновленному ФЗ 218.

Таким образом, для того чтобы получить гражданину законное право на имущество в регистрирующий орган нужно представить необходимые доказательства, а в заявлении указать и предусмотреть правдивую информацию. Последствием регистрации становится внесение соответствующей реестровой записи.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) к сделкам по отчуждению недвижимого имущества относятся договор купли-продажи, договор мены и договор дарения недвижимого имущества. Согласно установленным законом требованиям такие договоры заключаются в письменной форме (п. 3 ст. 574, п. 2 ст. 567, ст. 550 ГК РФ). Договор дарения недвижимого имущества, равно как и переход права собственности на недвижимое имущество по договорам мены и купли-продажи, подлежат обязательной государственной регистрации (п. 3 ст. 574 ГК РФ, ст. 551 ГК РФ).

Нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, а также в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась. Так, при отчуждении недвижимого имущества обязательному нотариальному удостоверению подлежат:

  • сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество. Исключение составляют:

— сделки при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке;

— сделки, связанные с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда;

— сделки по отчуждению земельных долей;


Нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате.

При нотариальном удостоверении сделки, нотариус руководствуется правилами, предусмотренными Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы), в частности, выясняет дееспособность обратившихся к нему за удостоверением сделки лиц, разъясняет сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки, проверяет, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона (ст. 43, 54, 55, 56 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, далее — Основы).

При удостоверении договоров, направленных на отчуждение имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, нотариус проверяет принадлежность имущества лицу, его отчуждающему, за исключением случаев, если в соответствии с договором на момент его совершения данное имущество еще не принадлежит этому лицу (ст. 55 Основ). Кроме этого, нотариус проверяет отсутствие ограничений прав, обременений имущества или иных обстоятельств, препятствующих совершению договоров, направленных на отчуждение недвижимого имущества. При этом необходимые для удостоверения сделки сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, или сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, нотариусы запрашивают самостоятельно.

Удостоверение договоров об отчуждении объектов недвижимого имущества производится нотариусом по месту нахождения указанного имущества. Если отчуждаемые объекты недвижимости находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то удостоверение договора производится нотариусом по месту нахождения любого из объектов (ст. 56 Основ).

Нотариус удостоверяет сделку только в том случае, если сделка, равно как и документы, представленные для ее совершения, соответствуют требованиям законодательства. Если сделка не отвечает установленным законом требованиям, нотариус отказывает в совершении данного нотариального действия (ст. 48 Основ).

После удостоверения договора об отчуждении или залоге имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом (ст. 55 Основ).

Следует также учитывать, что если на совершение сделки в силу закона требуется согласие третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, о своем согласии или об отказе в нем третье лицо или соответствующий орган сообщает лицу, запросившему согласие, либо иному заинтересованному лицу в разумный срок после получения обращения лица, запросившего согласие (п. 2 ст. 157.1 ГК РФ). В предварительном согласии на совершение сделки должен быть определен предмет сделки, на совершение которой дается согласие. При последующем согласии должна быть указана та сделка, на совершение которой дано согласие. При этом молчание не считается согласием на совершение сделки, за исключением случаев, установленных законом (п. 4 ст. 157.1 ГК РФ).

При отчуждении недвижимого имущества, являющегося общим имуществом супругов, для заключения одним из супругов сделки необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга (п. 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации).

При удостоверении сделок по отчуждению недвижимости нотариусом взимается нотариальный тариф, установленный в ст. 22.1 Основ, а также плата за оказание услуг правового и технического характера.

соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. определенные действия (или бездействие), в результате которых изменяется собственник имущества. С переходом права собственности у нового собственника возникают законные основания для владения, распоряжения и использования имущества. Как правило, основанием для перехода права собственности является совершение сделки. земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также части зданий, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места). К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. проверка законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение. Осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, определенном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате и гражданским законодательством. правовая ситуация, в силу которой одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (например, передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п.), либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц). действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. юридические и физические лица, заключающие или заключившие между собой договор. Стороной договора может быть государство (Российская Федерация, ее субъекты), которые выступают на равных началах с иными участниками гражданско-правовых отношений. документ, предоставляющий лицу право на совершение определенного действия лицом, чье согласие требуется для совершения той или иной сделки в соответствии с законом. К числу нотариально удостоверенных согласий относятся: согласие супруга на совершение сделки (как для приобретения, так и для отчуждения имущества), согласие на отказ от приватизации, согласие на выезд за границу несовершеннолетнего ребенка, согласие собственников (нанимателей) жилья на временную регистрацию. принадлежащая собственнику часть имущества, находящегося в собственности двух или более лиц (общей собственности).

В соответствии со статьей 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав. В качестве одного из оснований для регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (подпункт 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ, пункт 5 части 2 статьи 14 Закона о регистрации).

Таким образом, представленный на государственную регистрацию судебный акт должен иметь отметку о вступлении его в законную силу.

Копии актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Особое внимание заслуживает момент возникновения права собственности на основании судебного решения у заинтересованного лица. Право, установленное решением суда, возникаете с момента, определенного решением. Если момент возникновения права не указан в решении, то права на недвижимость возникают по общему правилу, с момента государственной регистрации.

Принятие судом решения в пользу заинтересованного лица не избавляет его от дальнейшей необходимости обратиться в регистрирующий орган и предоставить для регистрации необходимые документы.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны отражать информацию, необходимую для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Эти документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.

Очевидно, что к таким сведениям относятся сведения об объекте, о субъекте-правообладателе и о праве на объект. Так, описание недвижимого имущества (площадь, кадастровый номер, местоположение) должно соответствовать описанию в технических документах, чтобы государственный регистратор мог однозначно идентифицировать объект недвижимости.

Судебный акт может являться основанием как для государственной регистрации права на недвижимое имущество, так и для погашения имеющихся записей в ЕГРН.

В случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица, и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, то государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право, которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом (ч. 3 ст. 58 Закона о регистрации).

Исключение составляют судебные акты, которыми непосредственно на орган регистрации прав возложена обязанность произвести те или иные регистрационные действия, например, о признании решения, о приостановлении или об отказе в проведении учетно-регистрационных действий незаконными и об обязании регистрирующего органа осуществить указанные действия. Такие акты имеют для регистрирующего органа исполнительный характер и подлежат немедленному исполнению (статья 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; статья 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

По результатам разрешения спора о праве на недвижимость, судами выносятся акты в рамках искового производства по гражданскому делу, без возложения на орган по регистрации прав каких-либо обязанностей.

В этом случае заинтересованное лицо должно обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации прав (форма заявления утверждена Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920), представив вступивший в законную силу судебный акт, а также иные документы, в случае необходимости, в соответствии с требованиями
ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации (в форме документов на бумажном носителе, либо в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо почтовым отправлением).

gosudarstvennaya-registratsiya-prav-na-nedvizhimoe-imushhestvo-i-sdelok-s-nim

Иметь государственный регистрационный документ, подтверждающий ваше право на владение объектом недвижимости – значит защитить себя от незаконного присвоения и иного посягательства со стороны недобросовестных лиц. Чтобы осуществить подобную процедуру, надо более досконально разобраться во всех нюансах ее проведения. Далее рассмотрим, что такое государственная регистрация прав на недвижимое имущество, и как выполняется процедура.

Термины и понятия

Под понятие недвижимого имущества, подлежащего регистрации, подпадают:

  • земельные участки;
  • недра;
  • объекты, относящиеся к земле, перемещение которых без нанесения им вреда невозможно (такие, как капитальные строения – жилой дом, хозяйственные постройки).

Ограничения или обременение – это создание условий, ущемляющих права лиц на действия с тем или иным объектом. К ним относятся и часто применяются: сервитут, аренда, доверительное управление, арест, кредитное обязательство, концессионное соглашение и ряд других.

Основанием для регистрации служит статья 131 ГК РФ, Конституция РФ, а весь порядок изложен в Федеральном законе о регистрации прав на недвижимое имущество от 21 июля 1997г №122 –ФЗ.

Осуществляя регистрацию прав для физического или юридического лица на недвижимость и сделки с ней – государство подтверждает и признает возникновение прав или условий на это имущество, предусмотренных ГК РФ. Это могут быть ограничение в правах, утрата прав или их переход другим лицам.


Обратите внимание! Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – единственное доказательство права и может быть оспорено только в суде.

Все органы власти, юридические и физические лица должны понимать и с уважением относиться к правам лиц на объект либо долю в нем.

Принципы государственной регистрации прав на недвижимость

Основной свод правил – база деятельности в регистрации прав, прописан в первой главе ФЗ -№122, и предусмотрен ст.131 ГК РФ.

Наиболее важными из них являются:

Цели и задачи


Прежде всего, это обеспечение безопасности собственников и лиц, имеющих обременения, защита их прав. Все, кто участвуют в правоотношениях, равно получают услуги регистратора по изменению статуса собственника на объекты владения, долевого участия, его готовность выполнить другие действия, по предоставлению подтверждающих документов. В случае если участники возникших отношений нарушают условия сделки, то им отказывают в регистрации.

Прозрачность отношений дает возможность гражданам получать необходимую информацию, предохраняет их от риска быть обманутыми. Любая из сторон, самостоятельно изучив документы, и усомнившись в их правдивости, может отказаться и прекратить дальнейшие действия по регистрации прав собственности на недвижимое имущество.

Прозрачной становится и доходность, получаемая участниками отношений. О чем уведомляется налоговая служба, целью которой является получения налогов с прибыли участников. Обязанность Росреестра, предоставлять им такие сведения.

Одна из последних целей — это проведение разъяснительной работы с собственниками по предотвращению незаконных действий с их стороны при работе с недвижимостью.

Возможность зарегистрировать собственные права на недвижимый объект позволили в разы снизить количество мошеннических схем по приобретению прав на недвижимое имущество.

Права и сделки, подлежащие регистрации

Весь основной перечень прав опубликован в ст.4ФЗ № 122 и включает:

  1. Все вещные права, собственность, возможность производить сделки. Подразумеваются земельные участки, капитальные строения, временные постройки. Предприятие регистрируется как одно целое. Именуется имущественным или недвижимым комплексом, помещением или долями в правах собственности.
  2. Перечень ограничений и обременений подразумевает наличие кредита, доверительное управление, аренду, сервитут, безвозмездное пользование. При аренде и найме недвижимости на срок от одного года и более – регистрируется договор.

Процесс регистрации

Для того, чтобы осуществить регистрацию права, либо его передачу, нужно подготовить подтверждающие документы о возникновении на то оснований. Если нет такого опыта, то лучше воспользоваться юридическими услугами специалистов практиков по этому вопросу. Этим вы сэкономите время, здоровье и деньги. Походы по различным ведомствам с целью добыть нужную справку, составить правильно запрос – затянутся на длительное время.

Подготовьте основные документы, необходимые для регистрации прав на недвижимость. Сроки предоставления документов строгих рамок не имеют. Предполагается, что лицо — владелец, заинтересовано в скорейшей передаче своей собственности, а лицо приобретатель – в оформлении всех документов. То есть, сами участники имеют непосредственный интерес в краткости и быстроте процедуры оформления.

Росреестр – это федеральный орган уполномоченный осуществлять государственную регистрацию. Оформить сделку можно в любом его представительстве. Альтернативой ему служит многофункциональный центр по приему документов.

Для проведения сделок нужны такие документы:

  1. Личные паспорта участников процесса.
  2. Договор купли – продажи, либо иное соглашение (в 3-х экземплярах)
  3. Чек, подтверждающий, что госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество уплачена.
  4. Кадастровый паспорт.
  5. Расписки или иные документы, доказывающие проведение денежных расчетов между участниками.


Могут возникнуть и дополнительные требования. Это зависит от того, кем являются собственники, их дееспособность и статус. Если недвижимость принадлежит несовершеннолетнему, то необходимо участие органов опеки, либо согласие одного из родителей, заверенное нотариально, – если собственность общая. Так же необходимо письменное согласие, заверенное у нотариуса, со стороны лиц которым принадлежат доли в недвижимости. Заявление на проведение государственной регистрация прав на недвижимое имущество оформляется через МФЦ или в Росреестре.

Результаты процедуры регистрации права недвижимости

Срок регистрации определен 10-ю днями с момента подачи бумаг в Росреестр или через МФЦ.

Предусмотрено установленным порядком наличие двух результатов:

В 2016 году вступили в силу изменения относительно подтверждающих документов, в частности свидетельств. Их заменили справки, именуемые выпиской из ЕГРП. Для надежности лучше запросить подтверждение сведений свежей выпиской, так как старая бумага уже не актуальна.

Если вам отказали в регистрации, нужно изучить мотивы отказа. Они должны соответствовать основаниям ст.20 ФЗ № 122, где предусмотрены причины, являющиеся нарушением нормативных требований.

Отказ может быть обжалован заявителем в суде, где по нему будет принято соответствующее решение, вплоть до отмены отказа. Выдача документов проводится в Росреестре и в МФЦ.

Государственная регистрация недвижимого имущества — это необходимая процедура, которая защищает права собственника от посягательств, делает сделку с недвижимостью безопасной для всех сторон участников. Учитывает и соблюдает интересы всех заинтересованных лиц.

Читайте также: