Способы защиты собственности россии и российских субъектов права за границей

Обновлено: 04.05.2024

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Комментарий к ст. 214 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет понятие государственной собственности в Российской Федерации. Согласно Конституции и комментируемой статье под государственной собственностью в нашей стране подразумевается два уровня государственной собственности: федеральный и субъектов РФ - республик в ее составе, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Таким образом, законодательные нормы, в которых используется термин "государственная собственность", в равной степени должны применяться как к федеральной собственности, так и к собственности субъектов РФ, если не указано иное.

2. Перечень объектов федеральной собственности не является исчерпывающим: в ней может находиться практически любое имущество. В то же время круг объектов собственности субъектов РФ сужен: в него по определению не могут входить объекты исключительной федеральной собственности. Основные виды объектов, относящихся к исключительной собственности Российской Федерации, определены в приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (с изм. и доп.) (Ведомости СССР. 1992. N 3. Ст. 89).

3. В ст. 9 Конституции закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В п. 2 комментируемой статьи сформулирован порядок определения собственника земли и других природных ресурсов по остаточному принципу: если указанные объекты не принадлежат на праве собственности гражданам, юридическим лицам либо муниципальным образованиям, они признаются государственной собственностью. Этот порядок получил развитие в специальном законодательстве, в том числе в ЗК, ЛК и Водном кодексе, Законе о недрах, Законе о соглашениях о разделе продукции.

Несмотря на то что земельные участки в силу п. 2 комментируемой статьи практически не могут быть признаны бесхозяйным имуществом, применение данного правила не исключает возможности приобретения права собственности на них в силу приобретательной давности (см. коммент. к ст. 234 ГК). Согласно ст. ст. 225 и 234 ГК право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено как на бесхозяйное имущество, так и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу (п. 17 Постановления ВАС N 8).

4. Пункт 3 комментируемой статьи определяет круг органов и лиц, осуществляющих права собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ, путем отсылки к ст. 125 ГК (см. коммент. к данной статье).

5. В п. 4 комментируемой статьи определены два типа имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (см. ст. ст. 113 - 115, 120, 294 - 300 ГК, Закон об унитарных предприятиях, Закон об автономных учреждениях, Закон об образовании); 2) иное имущество (имущество, составляющее казну Российской Федерации и казну субъектов РФ, в том числе бюджетные средства).

Российская Федерация и ее субъекты отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет соответствующую государственную казну. При недостаточности бюджетных средств взыскание может быть обращено на иное имущество казны (п. 12 Постановления ВС и ВАС N 6/8). Обращение же взыскания на имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями, по долгам Российской Федерации и субъектов РФ не допускается (см. коммент. к ст. 126 ГК).

6. Пункт 5 комментируемой статьи уточняет процедурные особенности разграничения права собственности на государственное имущество. Для отнесения его к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ необходимо принятие специального закона. Впредь до принятия данного закона разграничение осуществляется на основании уже упоминавшегося Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1.

Судебная практика по статье 214 ГК РФ

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2016 по делу N А72-3935/2016, а также представленные ответчиком договоры аренды водозаправочной станции, заключенные между МУП "Ульяновскдорремстрой" и МБУ "Дорремстрой", руководствуясь статьями 195, 196, 199, 200, 214, 215, 299, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащиеся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", обоснованно пришли к выводу о том, что после 13.02.2014 водозаправочной станцией владело и фактически пользовалось земельным участком с кадастровым номером 73:24:041414:42 без установленных законом оснований МБУ "Дорремстрой", в связи с чем у него возникло неосновательное обогащение, подлежащее взысканию за период с 18.10.2014 по 10.11.2016 в сумме 106 583,94 руб.

Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь положениями статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 39.1, 39.2, пункта 1 статьи 39.3, пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 125 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пунктов 4 и 4.1.20, 4.2.27 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, исследовав и оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что управление, будучи уполномоченным органом по рассмотрению заявлений общества о предоставлении в собственность земельных участков, не приняло мотивированного решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельных участков, в связи с чем нарушило права и законные интересы общества на их приобретение, пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований общества.

Отменяя решение суда первой инстанции в части и принимая обжалуемый судебный акт, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 212, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", абзацев 5, 9 - 11 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 4 статьи 8 устава, принятого решением Совета Вознесенского сельского поселения Лабинского района от 03.05.2017 N 136/39, разъяснениями, изложенными в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установив, что спорные объекты относятся к инженерной инфраструктуре, при помощи которой осуществляется снабжение коммунальными ресурсами поселения, являются объектами общего пользования и представляют собой составную часть комплекса муниципального водоснабжения (водоотведения) в поселении, обеспечивающего решение задач, не входящих в компетенцию ГБПОУ КК ВТПП, пришел к выводу о том, что спорные объекты должны быть переданы в муниципальную собственность в силу закона и процедура получения от администрации сельского поселения согласия на такое принятие законом не предусмотрена.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 58, 166, 168, 214, 301, 302, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 18 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Положением о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 N 959, разъяснениями, приведенными в пунктах 2, 32, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришли к выводу об обоснованности иска в части.

Рассматривая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив факт оплаты обществом имущества, приобретенного по договору купли-продажи нежилого помещения, руководствуясь положениями статей 158, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 125, 166, 167, 214, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Типовым положением о территориальном органе Росимущества, утвержденным приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения искового требования и взыскал с Российской Федерации в лице управления за счет казны Российской Федерации в пользу общества задолженность и проценты за пользование чужими денежными средствами в заявленном размере.

При новом рассмотрении дела суд первой инстанции, сославшись на статьи 212, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 19, 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статью 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), статьи 4 и 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон N 1541-I), постановление N 3020-1, пришел к выводу об обоснованности иска Департамента.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 125, 210, 214, 249, 308, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом 26.06.2015, пришли к выводу об обоснованности требований общества.

Возлагая обязанность по оплате потребленной тепловой энергии на ФГКУ "ДВТУИО", за которым спорное имущество закреплено на праве оперативного управления, а при недостаточности у него денежных средств - на собственника - Минобороны России, суды руководствовались положениями статей 210, 214, 296, 308, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходили из отсутствия между истцом и обществом самостоятельного договора теплоснабжения.

При рассмотрении настоящего дела суды, руководствуясь статьями 11, 12, 166, 167, 168, 200, 209, 214, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 20, 27 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период), статьей 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", разъяснениями, приведенными в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", пункте 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришли к выводу об обоснованности требований Управления Росимущества, в том числе в части обязания Общества освободить спорный участок, находящийся в федеральной собственности.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьей 52 АПК РФ, статьями 125, 168, 209, 214, 296, 298, 422, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", статьей 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон N 124-ФЗ), статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2007 N 662 "Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения", подпунктом 5.5.1 пункта 5 Положения о Министерстве образования науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 466, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственном имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пришли к выводу о наличии оснований для признания заключенного ответчиками договора аренды недействительным, поскольку учреждение заключило данный договор в отношении недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, без согласия собственника и с нарушением требований статьи 13 Закона N 124-ФЗ и статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ.

Люди с российским гражданством, которые находятся за пределами своей страны, продолжают обладать правами и свободами, прописанными в Конституции РФ, и одновременно обязаны выполнять законодательство страны, в которой пребывают.

Граждане России за рубежом находятся под покровительством своей страны и в то же время несут ответственность на административном и уголовном уровне. Исключения могут составлять международные акты и договоренности между РФ и страной нахождения россиянина.

Права за границей

При выезде за границу россияне не теряют своих гражданских прав

Чего стоит опасаться

Незнание законов иностранного государства не освобождает от ответственности. Если кто-то из граждан РФ нарушит национальное законодательство, его могут доставить для дальнейшего выяснения обстоятельств в полицейский участок или даже арестовать и заключить в эмиграционную тюрьму.

Именно поэтому важно перед выездом в иное государство, хотя бы на минимальном базовом уровне, ознакомиться с законами и правилами поведения.

Это особенно важно при посещении экзотических стран, в которых нравы и культура сильно отличаются от российских, и даже безобидный жест или непристойный, по меркам той страны, внешний вид может быть расценён как административное нарушение или оскорбление стражей порядка.

Памятка туриста

Правила поведения туриста в Турции

Основные права россиян арестованных за границей

В международном праве существует ряд общих прав человека, которые гарантированно должны выполняться, к ним относятся:

  • арестованный обладатель иностранного гражданства имеет право получить разъяснение о причинах задержания и какое ему обвинение предъявлено на понятном для него языке;
  • право воспользоваться услугой переводчика, в случае, когда не понимает языка, на котором ведётся суд над ним;
  • время, достаточное для того, чтобы организовать свою защиту;
  • право защищать себя самостоятельно или же воспользоваться услугой адвоката, при неимении средств, воспользоваться услугами адвоката, предоставленного государством;
  • право вызывать и допрашивать свидетелей для обеспечения своей защиты;
  • содержание под стражей законодательно обоснованное, а также выдвижение обвинения исключительно исходя из действующего законодательства;
  • право на требование справедливого разбирательства по факту подозрения о совершении правонарушения;
  • право обжаловать решение суда в других инстанциях;
  • иностранец имеет право не быть судимым дважды.

Пара туристов из России решила вывезти из турецкого отеля всё, что только уместилось в чемоданах. Им повезло, что сотрудники гостиницы не обратились в местные правоохранительные органы. Подробнее в следующем видеосюжете.

Каждый должен знать

Стоит помнить, что международная защита прав исключает пытки в отношении подозреваемого лица, а также лишение свободы за задолженности.

В случае ареста граждан России за рубежом, страна будет предпринимать попытки разобраться исходя из заключённых международных договоров с этой страной, а сам гражданин России пользуется теми же правами и несет ответственность, аналогичную той, что на территории своей страны.

В случае задержания в известность должно быть поставлено консульство, а консул получает право, в свою очередь, посещать задержанного, консультировать и представлять его интересы.

Посольство

Здание посольства РФ в Испании

Трудовые права российских граждан за границей

Граждане Российской Федерации могут осуществлять трудовую деятельность на территории другого государства, выполняя законодательные нормы страны, в которой работают, а также пользуясь международным разрешением и актами, заключёнными между государствами. Глава 53 ТК РФ призвана регулировать деятельность своих граждан за пределами страны.

Что говорит закон

Трудовые права российских граждан за рубежом защищаются законом и в случае направления их в другое государство для осуществления трудовой деятельности в федеральных учреждениях, консульских, на дипломатическую службу и т. д. Этот закон регулирует и гарантирует права гражданина РФ за границей, обеспечивает ему компенсацию и гарантию безопасности.

С российским работником, направленным в иностранное российское учреждение, заключается договор сроком на 3 года, после чего возможно его продление.

Выдержка из трудового кодекса РФ

Защита труда

Что касается гарантий труда, предусмотренных трудовым российским кодексом, они следующие:

Существуют и другие гарантии, компенсации.

Где хотят работать россияне

США, Австралия и Канада – страны, в которые больше всего стремятся попасть на работу граждане РФ

Права на наследство российских подданных за пределами России

Наследственные права российских граждан за границей регулируются законодательством обеих стран. В целом процедура не существенно отличается от обычной, с рядом незначительных особенностей.

Всё зависит от того, по нормативам какой из стран будет происходить процедура перехода движимого или недвижимого имущества за границей лицам с правами наследования. Чтобы это установить, нужно понимать следующее:

  • какое гражданство у претендента на наследство;
  • местонахождение наследства;
  • по законам какой из двух стран было составлено завещание.

Всё это нужно заранее учесть. В нотариальной конторе должны проконсультировать, так как оформление может происходить с учётом разных положений и правил.

Как правильно вступить в права наследования за границей. Советы юриста.

Некоторые нюансы

Допустим, доставить движимое имущество по наследству в Российскую Федерацию можно по законам этой страны. При этом квартиры, дома и прочая недвижимость наследуется в соответствии с законодательством страны, на чьей территории всё это находится, но могут быть и нюансы. О законах США можно почитать на нашем сайте.

Если между РФ и страной, в которой расположено имущество, заключены определённые соглашения и есть регулирующие данный вопрос договорённости.

Российское законодательство гласит, что право собственности российских граждан за рубежом проводится исходя из последней регистрации гражданина, оставившего наследство.

Принятие наследства

Алгоритм принятия наследства в России

Важно знать

Всегда стоит помнить, что знание законодательства обеих стран упростит задачу и избавит от напрасно потраченного времени. Лучше всего нанять юриста.

Нужно точно знать свою степень родства, так как, допустим, в России этих степеней 8, а в Германии только 5, тем самым дальним родственникам на зарубежное наследство сложнее претендовать за границей. К тому же зарубежный суд будет определять, достоин ли претендент на получение имущества.

Нужно понимать, что придётся погасить все задолженности перед иностранным государством по коммунальным услугам, удостовериться, что все пошлины и другие комиссионные сборы уплачены и у суда не будет причин отказать.

Свидетельство на собственность

Украинское свидетельство о собственности

Процедура поиска наследников

Зарубежные законы, регулирующие МЧП, при отсутствии составления завещания после смерти владельца имущества, ищет родственников начиная с самых ближних по родству. Они в первую очередь могут претендовать на наследственные права российских граждан за рубежом.

Но если таковых не удается отыскать, тогда претендентами могут стать те, чья степень родства не столь близкая, но эта норма в каждой отдельной стране может существенно отличаться.

После смерти гражданина РФ, который завещал своё частное имущество за рубежом, оно переходит под охрану российского консульства. Там принимают меры по защите и оповещении возможных претендентов на него. Дальнейшие действия консула определяются специальными положениями и соглашениями между РФ и страной расположения наследства.

Текст завещания, составленного на другом языке, должен быть переведён на русский и заверен нотариусом

Работа консульства

Основные задачи консула следующие:

  • охрана имущества;
  • оповещение наследников;
  • выдача свидетельств о праве наследства;
  • приём наследства для дальнейшей его передачи.

Наследование денежных средств

Если наследство состоит в передаче банковских вкладов умершего, то такое завещание делается в банке, а документ должен указывать наследников. Что касается сумм наследования, российские законы не ограничивают в размерах наследования и не требуют выполнения каких-либо дополнительных условий.

Всё, что нужно знать о преступлениях, совершаемых россиянами за рубежом, и наоборот, когда в отношении граждан РФ было совершено преступление за границей. Как защитить свои права. Рекомендуем посмотреть.



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


О судебной защите в сфере имущественных прав и интересов

О судебной защите в сфере имущественных прав и интересов

В последнее время наблюдается увеличение случаев обращения физических и юридических лиц за судебной защитой в сфере имущественных прав и интересов.

Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ) в качестве самостоятельного основания возникновения, изменения, прекращения гражданских прав и обязанностей называет судебное решение (пп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ).

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).

Согласно ч. 5 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Процедуры учета объектов недвижимости и регистрация прав на них осуществляются одним органом – Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальными органами.

Закон о регистрации относит вступившие в законную силу судебные акты к основаниям для государственной регистрации права (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации).

Судебный акт является особым правоустанавливающим документом, отличающимся от иных документов признаком обязательности и исполнимости.

К числу судебных актов относится, в том числе, и определение об утверждении мирового соглашения, предусматривающее возникновение или прекращение права (обременения или ограничения права) на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации.

Но для целей государственной регистрации могут быть также представлены и иные судебные решения, которые, по сути, не устанавливают права на недвижимость, но без таковых документов оформить права на недвижимость невозможно. Это, например, решения судов об установлении юридических фактов принадлежности правоустанавливающих документов гражданину или юридическому лицу в том случае, если, например, в правоустанавливающих документах имеются неточности в написании фамилии, имени, отчества гражданина, наименования юридического лица, а также решения судов об идентичности описания объектов недвижимости в случае разночтения их описания в правоустанавливающем документе и полученном техническом документе.

Между тем, решение суда об установлении юридического факта приобретательной давности в отношении недвижимого имущества может являться основанием для проведения государственной регистрации права собственности.

Особого внимания заслуживает момент возникновения права собственности на основании судебного решения у заинтересованного лица. Право, установленное решением суда, возникаете с момента, определенного решением. Если момент возникновения права не указан в решении, то права на недвижимость возникают по общему правилу, с момента государственной регистрации.

Принятие судом решения в пользу заинтересованного лица не избавляет его от дальнейшей необходимости обратиться в регистрирующий орган и предоставить для регистрации необходимые документы.

Копии актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Представленный на государственную регистрацию судебный акт должен иметь отметку о вступлении его в законную силу. Требования к содержанию решений судов и порядку их вступления в законную силу установлены статьями 198, 209, 329, 335, 367, 375, 391 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьями 170, 180, 195, 271, 307 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Учитывая, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан судебный акт.

Вместе с тем государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании судебного акта осуществляется при наличии ряда условий:

– вступление судебного акта в законную силу (по общему правилу судебное решение вступает в силу по истечении срока, отведенного законом на кассационное или апелляционное обжалование. При этом, если представленная заявителем копия решения суда не содержит отметки о дате вступления решения в законную силу, считается, что вступление этого судебного акта в законную силу документально не подтверждено, что свидетельствует об отсутствии надлежащим образом подтвержденных сведений о вступлении судебного решения в законную силу, а, следовательно, и о непредставлении документа, необходимого для государственной регистрации прав, что является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации прав);

– наличие в судебном акте описания объекта, указания правообладателя и вида подлежащего государственной регистрации права.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны отражать информацию, необходимую для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Эти документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.

Очевидно, что к таким сведениям относятся сведения об объекте, о субъекте-правообладателе и о праве на объект. Так, описание недвижимого имущества (площадь, кадастровый номер, местоположение) должно соответствовать описанию в технических документах, чтобы государственный регистратор мог однозначно идентифицировать объект недвижимости.

Судебный акт является самостоятельным основанием как для государственной регистрации права на недвижимое имущество, так и для погашения регистратором имеющихся записей в ЕГРН.

В случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица, и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, то государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом (ч. 3 ст. 58 Закона о регистрации).

Наиболее часто в регистрационной практике встречаются решения судов двух видов: о признании договоров недействительными и о признании права собственности.

В последнее время нередко возникают проблемы с исполнением судебных актов, что обусловлено, прежде всего, затруднениями, возникающими у участников гражданского процесса при определении способа защиты нарушенных прав и формулировке требований, направленных на восстановление данных прав в судебном порядке.

На практике встречаются ситуации, когда в регистрирующий орган поступают документы, содержание которых не соответствует решению суда. Наиболее часто такие расхождения возникают именно в характеристиках объекта недвижимости. При этом может быть две причины расхождений в характеристиках объектов:

1) представление в суд документов, не отражающих действительное состояние объекта;

2) изменение объекта после вынесения решения суда, вызванное, например, проведенной после решения суда перепланировкой с сохранением внешних границ объекта либо реконструкцией объекта, повлекшей изменение его границ.

Кроме того, встречаются случаи, когда судебный акт содержит какие-либо ошибки либо неточности (например, в наименовании правообладателя, либо в описании объекта недвижимости, либо его адресе (месте нахождения).

В отдельных решениях встречается признание права без указания вида такого права. Например, решением суда признается право на долю в квартире, что соответствует комнате. Опираясь на такое решение, затруднительно определить вид права, подлежащий государственной регистрации: право общей долевой собственности на квартиру, либо право собственности на комнату.

И в том и в другом случае, имеющиеся противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН (государственного кадастра недвижимости) о таком объекте недвижимости, являются основанием для приостановления государственной регистрации (п. 49 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации).

Как правило, в случае обращения истца с требованиями о признании сделки недействительной, суды при удовлетворении таковых требований признают сделку таковой. Но, зачастую, применение последствий недействительности сделки не заявляется истцами в качестве исковых требований, а суд в силу положений ст. 166 ГК РФ также не применяет последствия недействительности ничтожной сделки, поскольку это право суда, а не обязанность. Между тем, как уже указывалось, решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРН.

Подытоживая изложенное, хотелось бы отметить, что с целью исполнимости решения суда заинтересованным лицам при формулировании требований по спорам о правах необходимо учитывать требования Закона о регистрации, предъявляемые к правоустанавливающим документам.

Получив патент, владелец объекта интеллектуальной собственности приобретает законодательную защиту от неправомерных действий третьих лиц. Однако охрана интеллектуальной собственности будет осуществляться только в пределах страны, аналогичные защитные меры за границей будут установлены только при регистрации прав на международном уровне.

Елена Купцова

Руководитель управления патентования, патентный поверенный № 1264, евразийский патентный поверенный № 406

Правовая основа международной охраны

Национальное законодательство в сфере авторского и патентного права распространяется только на правоотношения в пределах страны. В РФ базовым законодательным актом является часть четвертая ГК РФ. Получив авторское свидетельство или патент, правообладатель может требовать устранения нарушений своих интересов, взыскать компенсацию убытков и т.д.

При осуществлении деятельности на территории одного или нескольких иностранных государств, наличие национального патента не поможет защитить свою интеллектуальную собственность. Однако на международном уровне уже более века существует система договоров и конвенций, позволяющих регистрировать и защищать интеллектуальные права.

Выделим наиболее важные международные акты, которые направлены на охрану интеллектуальной собственности:

    (1891 г.), а также Мадридский протокол к указанному документу;
  • Конвенция по охране промышленной собственности (1883 г.);
  • Договор о патентной кооперации (1970 г.);
  • Всемирная конвенция об авторском праве (1952 г.);
  • Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (1886 г.).

Выделим общие принципы охраны интеллектуальных прав на международном уровне:

  • большинство международных актов в сфере интеллектуальной собственности позволяют оформить патент для охраны на территории одного или нескольких государств, указанных в заявке, однако Евразийская конвенция распространяет режим защиты патентных прав сразу на все страны (если такое условие было включено в заявку);
  • лицо, обладающее действующим патентом на территории своего государства, получает приоритет заявки при обращении за охраной в страну-участницу Конвенций (срок приоритета составляет 12 месяцев);
  • охрана предоставляет на определенный срок (например, на 10 лет), после чего необходимо обратиться за продлением патента.

Таким образом, международное патентное право признает приоритет авторов и правообладателей, при условии подачи ими заявки на установление охраны за пределами своего государства.

Рассмотрим, как происходит установление охраны интеллектуального права на территории одного или нескольких иностранных государств.

Международная охрана промышленной собственности

Необходимость установления охраны объекта за пределами страны определяет сам правообладатель. Как правило, это связано с предстоящим выходом бизнеса на новые рынки, а наличие патента позволит устранить любые попытки конкурентов воспользоваться чужими разработками и идеями. Алгоритм действий, которые предстоит выполнить правообладателю для получения международной охраны своего объекта, выглядит следующим образом:

  • подается заявка в национальное патентное ведомство, т.е. в службу Роспатента, при этом подтверждается легальность прав на объект в пределах страны (процедура получения международной охраны может быть начата сразу после подачи заявки по внутреннему законодательству);
  • в заявке указывается перечень иностранных государств, для территории которых испрашивается охрана (Евразийской конвенций установлен иной порядок регистрации прав);
  • проводится поиск по международным реестрам интеллектуальной собственности, публикуется заявка, осуществляется предварительная экспертиза патентоспособности для каждого из выбранных государств;
  • после получения информации соискатель должен еще раз подтвердить перечень стран, в которых будет установлена охрана;
  • через национальное патентное ведомство заявки направляются в аналогичные органы выбранных государств.

Приоритет, устанавливаемый для защиты интересов правообладателя, позволяет устранить регистрацию аналогичных объектов интеллектуальной собственности со стороны конкурентов.

Читайте также: