Сопровождение сделок купли продажи земельного участка это

Обновлено: 18.05.2024

ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ могут выступать объектами комплексных сделок и отчуждаться с расположенными на них сооружениями либо выступать самостоятельным объектом договора купли-продажи. Не во всех случаях вместе со строениями переходит право собственности на участок, зачастую владелец получает его на правах аренды. Такое пользование является долгосрочным (может составлять 40-45 лет) и договор так же подлежит обязательной государственной регистрации.

Разобраться в нюансах приобретения земельного участка помогут юристы нашего Правого центра. В рамках договора на услуги по сопровождению сделки мы проверим продавца и покупателя (арендодателя или арендатора), а так же земельный участок наиболее полным образом, гарантирующем безопасность сделки.

В подтверждение наших слов мы предоставляем гарантию на сделку в течение 10 (десяти) лет с момента ее совершения и бесплатно представим интересы при возникновении попыток лишить Клиента права владения через суд или в ином порядке.

Стоимость наших услуг

Стоит обращать внимание на кадастровую стоимость и назначение (разрешенное использование) земельного участка, изменить которые или оспорить будет крайне проблематично и которые могут повлечь существенные затраты на содержание в первом случае или вовсе сделать невозможным использование в намеченных целях во втором.

Приобретение или продажа земли

Во всех случаях сделка совершается по договору, подлежащему обязательной государственной регистрации. Если вдаваться в юридическую терминологию, с 2013 года подлежит гос. регистрации не сам договор, а переход права собственности по нему, что для простого гражданина практически одно и то же. Из плюсов — упростились требования к содержанию такого документа.

При этом мы не устаем повторять о необходимости прописывать в контракте расширенные гарантии для покупателя (продавца). Например, Вы можете обязать продавца предоставить равноценный участок в случае потери права после покупки, возложить на покупателя дополнительные санкции в случае просрочки оплаты отчуждаемого имущества, прописав соответствующие положения в договоре, либо заказав услугу юридического сопровождения сделки купли-продажи земельного участка, когда наши юристы внесут все необходимые пункты в документ.

Дарение участков

Во-первых, в случае возникновения спора будет практически невозможно доказать факт передачи денежных средств и взаимосвязь таких денег именно с переходом права собственности на участок, во-вторых, притворную сделку можно расторгнуть, в том числе, по требованию Федеральной налоговой службы или правоохранительных органов. При этом, ФНС всегда сможет доначислить налог исходя из рыночной стоимости земельного участка. Иными словами, существует реальная перспектива потери денежных средств и совершения серьезного правонарушения.

Аренда земельных участков

Сделки достаточно простые, и как в случае с помещениями, основные нюансы заключаются в объеме прав и обязанностей сторон по содержанию и использованию имущества, внесению арендных платежей, компенсации коммунальных услуг арендатором.

Аренда, оформляемая на срок до одного года, в соответствии с действующим законодательством не подлежит государственной регистрации. Все сделки продолжительностью более указанного срока необходимо регистрировать в Росреестре.

Залог земли

Как правило, такие договоры составляются в обеспечение иных обязательств, например займа, ипотеки или лизинга. Сделка по залогу земельного участка подлежит обязательной государственной регистрации наряду с куплей-продажей, поэтому сопровождение юриста в данном случае является как никогда актуальным.

В случае с залогом особое внимание следует уделять обязательствам сторон — как их четкому отражению в договоре, так и безукоризненному соблюдению. Ведь цена халатности — потеря земли.

Наследование земельных участков

Процедура законная и хорошо описанная в гражданском кодексе, но так же сопровождается визитами в Росреестр или МФЦ. Нередко возникают споры между наследниками или с третьими лицами, которым, например, указанные участки были переданы в залог или обещаны наследодателем на иных условиях.

Часто сама ситуация препятствует регистрации недвижимости на наследника. Посмотрите удивительный, и в то же время грустный, пример наследства квартиры на Дмитровке из нашей практики, наглядно демонстрирующий непредсказуемость процесса открытия и принятия наследства.

Мена земельных участков

Внесение земельного участка в учредительный каптал (уставной фонд)

Так же широко практикуется предпринимателями наряду с оплатой капитала денежными средствами. Из нюансов здесь разве что необходимость проведения оценки стоимости участка и получения на это официального отчета независимого эксперта.

При регистрации предприятия (увеличении размера уставного капитала) такой отчет принимается в качестве финансового документа и отражается в ЕГРЮЛ и учредительных документах.

Рента и пожизненное содержание

Такая форма распоряжения недвижимостью привычнее нам в виде ренты с пожизненным содержанием, которая оформляется на квартиру одинокого пенсионера или больного человека людьми, берущими на себя обязанность ухаживать за ним до наступления смерти. Владелец квартиры, в свою очередь, обязуется передать в собственность недвижимость человеку, согласившемуся ухаживать за ним.

Вместе с тем, законодательством под рентой подразумевается несколько более широкое понятие. Так, предметом ренты могут выступать любые объекты недвижимого имущества — земельные участки, здания, сооружения, помещения и др. Договор ренты всегда многостраничный и содержательный, много места отводится обязанностям получателя ренты, не меньше — плательщику. Для сопровождения сделки ренты земельного участка или иной недвижимости мы настоятельно рекомендуем привлекать квалифицированных юристов, которые проверят земельный участок, стороны сделки и документы.

В судебной практике полно случаев, когда недобросовестные получатели ренты (в том числе, благовидные бабушки и дедушки) обманным путем через обещание кварты, которой распоряжаться они не вправе, незаконно получали с доверчивых граждан ренту годами и даже десятилетиями.

Последовательность проведения сделки купли-продажи земельного участка

Как говорилось ранее, землю, наряду с постройками, необходимо регистрировать в установленном порядке Для совершения купли-продажи оформляется следующий пакет документов:

  • кадастровый паспорт – содержит полные сведения о продаваемом объекте;
  • документ, подтверждающий право собственности (договор купли-продажи, дарения и т.д.);
  • выписка из единого государственного реестра прав на владение недвижимостью;
  • оценка земельного участка – может проводиться как коммерческими, так и некоммерческими организациями в случаях, предусмотренных законом;

Учитывайте, что в зависимости от региона и месторасположения земли ее оценка может быть различной, даже при идентичной квадратуре.

После этого можно приступать к составлению договора купли-продажи. В нем необходимо отразить важные аспекты, в противном случае документ будет считаться недействительным (статья под номером 555 ГК РФ):

Земельное законодательство – это довольно обширная отрасль, потому не удивительно, что требуется профессиональное сопровождение сделок с земельными участками. Если нанять специалиста, человеку уже не придется ломать голову над каждым пунктом договора, искать подвохи и тратить свое время на составление документов, практически ничего в этом не понимая. Именно потому для юриста, который будет сопровождать процедуру не должно быть жалко никаких денег.

Кроме того, у клиентов останется уверенность, что сделка пройдет успешно, поскольку документация составлена правильно. Но процедура гарантировано пройдет безопасно, если соблюдать осторожность и обратиться к хорошему юристу. Конечно, его услуги стоят недешево, но лучше не экономить.

Классификация работ по сопровождению сделок

juridicheskoe-soprovozhdenie-sdelok-s-nedvizhimostju

Юрист, который выполняет юридическое сопровождение сделок с землей, должен контролировать работу на всех этапах, начиная с появления первых договоренностей, заканчивая получением нового свидетельства на право собственности. Рассмотрим несколько видов юридических услуг по сопровождению, классификация которых приведена ниже:

  • Сопровождение купли/продажи земли, предусматривающее работу со всеми участниками сделки, чтобы максимально сократить сроки подписания договора;
  • Работа, связанная с оформлением арендных прав на земельный участок и покупки дома, построенного на нем;
  • Наблюдение и помощь при заключении сделок дарения, то есть безвозмездной передачи земли и недвижимого имущества от одного человека, другому;
  • Сопровождение сделок наследования земли или доли участка;
  • При передаче территории в пожизненное пользование и т.п.

А вот список услуг, которые может оказывать юрист перед заключением сделки:

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Конечно, юристы могут предоставить и другие услуги, ведь каждая компания пытается максимально выгодно представить себя. Потому если человека интересует выгодное сотрудничество, то лучше выбрать крупную компанию с обширным списком услуг и большим количеством положительных рекомендаций. Вот только один нюанс – стоимость её работы, скорее всего, будет выше среднестатистической.

Алгоритм работы

Каждая юридическая компания имеет свой алгоритм работы, но самый распространённый вариант сотрудничества с современным юристом, который привык ценить свое время и время клиентов, предусматривает минимум пунктов. Вот приблизительный список того как именно происходит процедура сотрудничества:

Учитывая все вышесказанное, при сопровождении сделки купли продажи земельного участка юристом практически к нулю уменьшаются всевозможные риски и неприятности, связанные с возможностью оспаривания права владения.

Как правильно составить договор

Особенности договора купли/продажи земли:

Сделка будет считаться заключенной, если стороны пришли к соглашению со всеми пунктами документа, и согласны исполнять его условия. Если нет никаких возражений, то в присутствии юриста договор будет подписан.

Какие же факты являются ключевыми, когда заключается правовая сделка? Как правило, это информация, связанная с землей и деньгами, которыми покупатель и продавец должны обменяться. Кроме того, в договоре нужно давать правдивую информацию о:

  • Обременениях на землю, если такие есть;
  • Есть ли разрешение на застройку территории;
  • Как используются соседние земельные участки, и будет ли это влиять на стоимость рассматриваемого имущества;
  • Качества почвы (не является ли покупаемый участок болотом) и т.д.

Стоимость услуг

Сопровождение сделок не самая дешевая процедура хотя бы потому, что она является комплексной, так что включает множество мероприятий.

Для каждого человека цена комплексного сопровождения получается индивидуальной, потому что учитывается множество факторов. В частности, не проблемный ли продаваемый участок, какая его площадь и другие важные нюансы. В среднем для физических лиц стоимость комплексного сопровождения не меньше 30 тысяч рублей, хотя ценовая политика многих юристов предусматривает ещё и процент от цены продаваемой земли. Как правило, он небольшой – от 0,1% до 0,5%. Учитывая этот нюанс, можно смело говорить, что комплексное сопровождение сделки обойдётся где-то в 50 тысяч рублей.

Последние изменения в законодательстве могли быть не отображены в данной статье, в связи с этим статья могла утратить юридическую актуальность. В случае возникновения вопросов обязательно обратитесь за бесплатной консультацией к нашему юристу через форму ниже.


Данные об объекте недвижимости содержатся в государственном Кадастре. При смене собственника право перехода необходимо зарегистрировать.

Обсудим в статье основные моменты процедуры купли-продажи — какими законами регулируется процедура нужен ли предварительный договор.

Разберем особенности заключения основного соглашения и регистрации сделки, а также когда требуется ли нотариальное заверение.

Нормативное регулирование сделки


Купля – продажа земельных участков регулируется Гражданским кодексом РФ.

В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса участниками сделки могут выступать физические и юридические лица, субъекты РФ и муниципальные организации.

Согласно статье 37 ЗК объектом купли – продажи могут выступать участки, прошедшие государственный учет в Кадастровой службе. 554 статья ГК содержит требования, согласно которым в договоре купли – продажи ЗУ должна отображаться информация, позволяющая установить недвижимое имущество.

На основании ст. 554 Гражданского кодекса к существенному относится условие о предмете сделки. При его отсутствии соглашение считается незаключенным. Статья 555 ГК гласит, что в ДКП должна предусматриваться цена продаваемого имущества.

Порядок действий при оформлении покупки земельного участка

Процедура купли – продажи осуществляется согласно установленным правилам.

Чтобы оформить сделку по покупке земли нужно следовать следующим этапам:

Внимание! Деньги за приобретенный надел передаются при подписании договора либо после регистрации прав собственности. Процедура длится до 9 суток.

Подготовка первичных документов

Перед началом сделки необходимо проверить документы у продавца. Главным выступает документ о праве собственности (свидетельство или выписка ЕГРН). Также следует предоставить кадастровые бумаги на землю и справки об отсутствии обременений на землю. Покупатель подготавливает: паспорт, справки о платежеспособности (по требованию собственника надела).

Определение стоимости

Указание в договоре цены продаваемого участка – одно из обязательных условий. Стоимость предмета соглашения регулируется статьей 555 Гражданского кодекса. Цена ЗУ определяется соглашением участников контракта, оценщиком или по результатам торгов, учитывая спрос и предложение (рыночные условия).

Если в договоре будут отсутствовать сведения о стоимости, он считается незаключенным. При подсчете рыночной стоимости в учет берут наличие коммуникаций, отдаленность от населенного пункта и пр.

Для справки! Цена вправе устанавливаться за единицу площади. Итоговая определяется, исходя из фактической площади.

Кадастровая стоимость определяется государством. Она бывает выше, чем рыночная. При ее определении учитываются отдельные параметры:

  • новые постройки,
  • инженерные коммуникации и т.д.

Заключение предварительного договора

Предварительное соглашение заключать не обязательно, но оно является гарантией серьезности намерений для обоих участников правоотношений.

Кроме того, документ служит подтверждением внесения и получения предварительной суммы к оплате.


Основными причинами заключения преддоговора являются:

  • внесение аванса или задатка;
  • подготовка документов длится более 1 месяца;
  • у покупателя нет всей суммы для выкупа земли;
  • участники хотят принять меры по снижению возможных рисков.

Заключается соглашение по аналогичному с основным договором принципу. Начинает действие с даты подписания. В него включают те же условия, что и в основной договор.

В документе должны отображаться:

  1. дата заключения и наименование,
  2. данные об участниках сделки,
  3. о предмете и его стоимости,
  4. внесенной сумме аванса или задатка.

Важно! В основном при заключении преддоговора вносится задаток, поскольку понятие аванса не регулируется законодательно, и ответственности за отмену сделки не несет ни одна сторона.

О правилах оформления предварительного договора читайте здесь.

Получение аванса, задатка

Размер задатка (аванса) стороны определяют самостоятельно в договоре – в твердой сумме или в доле стоимости надела. Обычно сумма не превышает 10% от стоимости недвижимости. Действующее законодательство не устанавливает ограничений касательно его размера. Условия задатка перечислены в статье 380 Гражданского кодекса.

Аванс и задаток – понятия разные. Первый термин подразумевает предоплату, вносимую за приобретаемую недвижимость. Аванс не воспринимается как гарантия исполнения обязательство одним из участников сделки.


Цель задатка – обеспечить обязательства, исполнение договоренности. Если покупатель откажется от сделки, задаток продавец не возвращает. Если же от сделки откажется продавец, сумма возвращается в двойном размере. Добровольно задаток возвращается в том случае, если стороны об этом договорятся.

Если же сделка не состоится, и при этом был внесен аванс, то он возвращается покупателю независимо от обстоятельств случившегося.

Справка! Если продавец не предъявил документы о праве собственности, вносить задаток не стоит.

Перечень необходимой документации

Чтобы покупка надела не противоречила нормам закона, у продавца должны быть в наличии определенные бумаги.


В их список входят:

  • свидетельство о регистрации прав собственности; ;
  • выписка из ЕГРН;
  • справка об отсутствии задолженности;
  • бумага об отсутствии ареста и обременений.

Физические лица дополнительно подготавливают:

  1. заверенное согласие на сделку от супруги (супруга),
  2. разрешение от органов опеки.

Дополнительная информация о документах для сделки в видео:

Заключение договора

Форма договора – типовая письменная. По желанию стороны могут заверить его у нотариуса. Особенности заключения соглашения предусмотрены Земельным кодексом ст.37.

Чтобы оформить договор, понадобятся:

  • паспорта участников сделки;
  • свидетельство о праве собственности;
  • технический паспорт земли;
  • основание появления прав собственности (свидетельство о наследовании, договор купли-продажи и пр.).

Соглашение составляется продавцом и покупателем самостоятельно или с помощью юриста.

В договоре необходимо указать:


  • ФИО участников, адрес проживания, паспортные данные;
  • что является предметом сделки;
  • месторасположение участка, площадь;
  • наличие на участке построек;
  • процесс перехода прав собственности к покупателю;
  • стоимость надела;
  • сведения о предоплате;
  • способ расчета с продавцом (наличный, безналичный)
  • график платежей (если сумма выплачивается частями);
  • способы решения спорных моментов;
  • информацию об отсутствии ограничений, обременений;
  • порядок внесения поправок в документ;
  • количество экземпляров соглашения.

Составляется ДКП в трех экземплярах: для продавца, покупателя и Росреестра. Договор начинает действовать после государственной регистрации.

Обратите внимание! Если у продавца или покупателя нет возможности лично присутствовать при заключении или подписании договора, закон допускает прибегнуть к помощи посредника, оформив на него доверенность.

Как провести регистрацию земли?

Право собственности на приобретенный надел возникает только после регистрации его в Росреестре. Без оформленных прав собственности распоряжаться имуществом нельзя.

При обращении в органы регистрации заявитель подает:


  • паспорт (или иной удостоверяющий документ);
  • доверенность (для доверителя);
  • учредительные бумаги (для юридических лиц);
  • решение органов государственной власти о возникновении прав на участок;
  • договор купли – продажи;
  • свидетельство о праве собственности/выписку ЕГРН;
  • технический паспорт; ;
  • квитанцию об уплате пошлины.

По итогам регистрационных действий в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество вносятся данные о новом владельце.

Регистрируется документ в Росреестре, документы допустимо подать через МФЦ. Процедура длится в течение 1 недели с даты подачи заявления (при подаче бумаг через МФЦ сроки увеличиваются до 9 дней).

Подробнее о регистрации договора купли-продажи земельного участка читайте статье.

Порядок расчета

В обязанности покупателя входит передача денег за приобретаемый надел.

Варианты расчета:

  • из рук в руки, в момент подписания ДКП;
  • после оформления свидетельства о регистрации;
  • через ячейку в банке;
  • перечисление средств безналичным переводом.

Участники договора выбирают способ расчета самостоятельно, имеют право привлекать нотариуса.

Для справки! Безналичный способ расчета выгоден, если у сторон сделки открыт счет в одном банке.

Стоимость оформления

Стоимость регистрации прав собственности обойдется физическим лицам в 2 тысячи рублей, юридическим – в 22 тысячи рублей. Уплачивается она покупателем.

Могут потребоваться дополнительные траты:


  • При заверении у нотариуса стороны вносят дополнительную плату. Размер ее устанавливается нотариусами индивидуально. Но сумма не может быть выше 50 тысяч рублей.
  • При заказе свежей выписки ЕГРН потребуется доплатить 750 руб. обойдется в сумму не менее 4000 руб., в зависимости от региона и объема работы цена может увеличиваться.

Приобретение земли с домом

Если покупается надел с домом, имеются свои особенности:

Подробная информация о приобретении земли с домом в этой статье.

Приобретение доли надела

Если приобретается часть участка, необходимо получить отказ от права первоочередной покупки от всех владельцев. Долевым собственникам направляется письменное оповещение с указанием цены за долю. В дальнейшем изменять стоимость нельзя – сделку признают недействительной. При получении отказов или отсутствии ответа в течение месяца с момента получения извещения можно приступать к оформлению сделки.

Согласно ст. 42 ФЗ № 218 от 13.07.2015 г., сделки по отчуждению долей в праве общей собственности подлежат нотариальному удостоверению, это правило касается и купли-продажи участков. Не требуется участие нотариуса, если все собственники отчуждают свои доли по одной сделке.

Нюансы составления договора на долю участка здесь.

Соглашение между физическими и юридическими лицами

Есть нюансы при заключении сделок с участием физ. лиц и юр. лиц:


  • Между физическими – используется стандартный пакет документов, присутствуют продавец и покупатель или их представители по доверенности, в шапке договора указываются паспортные данные.
  • Между юридическими — к стандартному пакету документов добавляются учредительные, на сделке могут присутствовать представители организаций по генеральной доверенности, в шапке договора указываются реквизиты организаций и основания деятельности.
  • Между физическим и юридическим – для каждой стороны применяются свои вышеуказанные требования.

С использованием доверенности

Законом допускается оформление сделки через доверителя. Прежде чем подписывать договор, необходимо внимательно изучить доверенность, а именно – то, какими полномочиями наделено доверенное лицо.

Подробную статью о заключении договора по покупке земли по доверенности читайте здесь.

Требуется ли заверение?

По закону договор купли – продажи участка заверять у нотариуса не обязательно. Рекомендуется это сделать, чтобы при возникновении спорных ситуаций оспорить документ было сложнее. Услуга платная. Обязательному нотариальному заверению подлежат соглашения с участием несовершеннолетних, недееспособных и долей.

О нотариальном заверении сделок можно узнать из нашей статьи.

Признание контракта недействительным

Имеются ситуации, при которых сделка купли – продажи признается недействительной.


Законодательная власть определяет несколько причин для отмены соглашения:

  • условия противоречат нормам законодательства;
  • сделка признана мнимой;
  • не соблюдена форма соглашения;
  • при заключении сделки были нарушены права третьих лиц;
  • один из участников является недееспособным;
  • договор заключался под угрозами.

С этой целью пострадавший вправе обратиться в суд с иском, приложив доказательства.

При признании судом факта нарушения будет иметь место одно из последствий:

  1. прекращение правоотношений,
  2. возврат имущества собственнику.

Обратите внимание! Купленный объект возвращается продавцу, если у сторон не было умысла по извлечению выгоды. Если возврат земли невозможен, производится денежная компенсация.

Если суд выявит умысел одной из сторон, имущество будет конфисковано, а пострадавшему – возмещен ущерб. Если оба участника имели противозаконные намерения, имущество конфискуют в пользу государства. При признании договора недействительной право собственности на землю аннулируется.

Юридическое сопровождение

Кроме нотариальных контор сопровождением сделок купли – продажи занимаются агентства, фирмы. За свои услуги они взимают плату в размере 3 – 10% от стоимости участка.

Цена зависит от целевого назначения ЗУ, отдаленности участка, наличия требуемых документов для заключения сделки. Сопровождением занимаются агентства Москвы, СПБ, Екатеринбурга, Новосибирска и других городов РФ.

Риски

С юридической стороны купля – продажа недвижимости – сделка сложная.


При подписании соглашения возможны подводные камни:

  • завышенная стоимость земли;
  • наличие обременений;
  • возможность изъятия земли государством.

Риски возникают и при неправильном оформлении документов:

  • при расхождении информации о ЗУ (неточное описание, ошибки в размерах и пр.),
  • при отсутствии документального согласия от супруги (для состоящих в браке) или согласия от органов опеки (если надел принадлежит малолетнему лицу).

Заключение

Таким образом, оформить сделку купли – продажи ЗУ несложно. Главное – соблюдать условия, установленные законодательством.


Когда проводится купля-продажа земельного участка, необходимо, чтобы все требования законодательства к таким сделкам неукоснительно выполнялись. При неправильном оформлении может оказаться так, что сделка окажется недействительной. Чтобы этого не произошло, нужно, чтобы имелись все нужные документы для подписания договора и после окончания его оформления обязательно должна быть сделана регистрация в Едином реестре недвижимости.

Общие правила при проведении сделок с земельными участками

Нужно знать и соблюдать требования, которые законодательство устанавливает для таких сделок. Без их соблюдения сделка станет недействительной.

Нужно учитывать следующее:

  1. Законодательство считает, что право собственности на любую недвижимость и, в частности, на участки земли существует только тогда, когда соответствующая запись о владении внесена в Единый реестр прав собственности на объекты недвижимость. Если этого нет, то такую землю нельзя продавать и покупать.
  2. Распоряжаться участком имеет право только владелец земли, у которого имеются все необходимые подтверждающие документы. Другие лица, например, арендатор не могут осуществлять продажу используемой земли.
  3. При передаче права собственности другому лицу категория и вид разрешённого использования участка не меняются. Если покупатель намеревается их изменить, он должен обращаться в соответствующие государственные органы.
  4. Покупатель после подписания договора и оплаты полной стоимости участка не становится полноценным владельцем до тех пор, пока не зарегистрирует получение права собственности, обратившись в территориальное отделение Росреестра.
  5. Если продавец единолично владеет земельной недвижимостью, он может осуществить продажу, не обращаясь к нотариусу. Однако, если собственность является долевой, то он обязан заверить её нотариально.

Соблюдение приведённых правил позволит провести оформление сделки без возражений о стороны контролирующих органов.

Какие должны быть документы на участок

При проведении сделки важно убедиться, что у продавца есть в наличии необходимые документы для продажи участка, дающая ему право продавать участок. При этом необходимо не только наличие документов, которые дали ему право собственности на участок, но и проведение регистрации в Едином реестре прав собственности на объекты недвижимости.

Документы для договора купли продажи земельного участка включают в себя:

  1. Правоустанавливающие документы, которые обосновывают наличия права на собственность на земельный участок. В зависимости от конкретной ситуации это может быть договор купли-продажи, договор, по которому земля была подарена, завещание или другие.
  2. Выписка из Единого государственного реестра, которая является основным документом, подтверждающим право собственности. В нём, в частности, будет содержаться информация о том, есть ли обременения на эту недвижимость.
  3. Кадастровый паспорт на участок.
  4. Если на участке имеются строения, на них должна быть предоставлена техническая документация.
  5. Необходимо предоставить межевой план на продаваемый участок земли.
  6. Акт, в котором зафиксированы границы продаваемой земли.

Если отсутствуют какие-либо из перечисленных документов, то перед совершением сделки они должны быть оформлены. При проведении сделки иногда подписывают вспомогательное соглашение, в котором фиксируются сроки, до наступление которых продавец обязан оформить недостающие документы.

Кроме перечисленных документов могут, в зависимости от конкретной ситуации, потребоваться дополнительные. Например, если участок продаёт один из супругов, то может потребоваться разрешение на сделку от второго.

Как происходит сделка

Для того, чтобы сделать сделку более безопасной, принято дополнительно к основному заключать предварительный договор. В нём рекомендуется учесть следующее:

  1. Нужно указать дату, когда будет происходить заключение сделки.
  2. Определяется, будет ли вноситься гарантийное обеспечение от покупателя и какова должна быть его величина. В большинстве случаев принято устанавливать размер платежа размере 5% от суммы сделки.
  3. Как правило, если покупатель отказался вносить остальные средства, гарантийная сумма остаётся у продавца. Это гарантирует серьёзность намерений участников сделки. С другой стороны, если в срыве сделки имеется вина продавца, то уплаченные аванс должен быть возвращён покупателю и, кроме этого должна быть дополнительно уплачена такая же сумма.

Такое соглашение необходимо заверить у нотариуса.

Частные лица имеют право производить расчёты как в наличной, так и в безналичной форме. Удобным вариантом их проведения является такой, когда уплата аванса происходит в присутствии нотариуса, а перечисление остальной суммы делается на банковский счёт продавца.

Передача денег от покупателя к продавцу может происходить такими способами:

  1. Средства перечисляются с одного банковского счёта на другой.
  2. На текущий счёт продавца вносятся наличные средства покупателя.
  3. Происходит передача наличных средств в присутствии нотариуса.

Иногда наличный расчёт производят следующим образом. Помещают деньги в банковскую ячейку и подписывают договор с банком о том, при выполнении каких условий и при предоставлении каких документов продавец получит к ней доступ.


Как происходит оформление сделки купли продажи земли

Вот как происходит купля продажа дома и земельного участка. Можно выделить три этапа оформления:

  1. Оформление договора и оплата.
  2. Проведение регистрации в территориальном отделении Росреестра.
  3. Получение справки на основании записи из Единого реестра недвижимости, сделанной о переходе права собственности на участок земли.

Далее рассматривается каждая стадия работы более подробно.

Видео описание

О документах, которые необходимы для заключения сделки купли-продажи земельного участка в видео:

Договор

Его можно заключать только с таким продавцом, который является владельцем участка и имеет комплект всех необходимых подтверждающих документов.

В соглашении должны быть рассмотрены существенные условия, относящиеся к цене сделки и к предмету продажи.

Цену продавец может определить, изучив аналогичные предложения на рынке. Другой способ – обратиться к профессиональным оценщикам. Они это сделают, взяв соответствующую плату.

В договоре важно не только указать существенные обстоятельства продажи, но и предусмотреть конкретные детали процедуры оформления.

Например:

  1. Сроки и порядок уплаты средств.
  2. Должен ли использоваться задаток.
  3. Если у продавца недостаёт всех нужных документов, можно прописать срок, до наступления которого он должен их предоставить.

Также надо определить, нужно ли заверять сделку у нотариуса. Если собственность продавца на землю долевая, то это является обязательным требованием. Иначе такое заверение может быть сделано по желанию участников.

Если продавцом является несовершеннолетний, потребуется согласие органов опеки и родителей.


В подготовленном тексте соглашения должны быть указаны следующие данные:

  • точный адрес участка, который является предметом сделки;
  • нужно написать, какая у него площадь;
  • потребуется указать кадастровый номер;
  • указывают соответствующую категорию земель и вид разрешённого использования;
  • нужно сослаться на документы, на основании которых продавец получил право собственности на эту землю.

После подписания договора производится расчёт. Однако до тех пор, пока не будет осуществлена регистрация в Едином реестре недвижимости, покупатель не получит права собственности на земельную недвижимость.

Документ нужно составить в трёх экземплярах. Кроме участников один экземпляр необходимо будет предоставить в Росреестр.

Проведение регистрации права собственности

При оформлении необходимо заплатить государственную пошлину. Она составит:

  1. Сумма составляет 350 рублей для тех кто занимается оформлением участков для личного подсобного хозяйства, дач, садоводства и огородничества, строительства жилого дома или оформляет землю, которая предназначена для сельскохозяйственного использования.
  2. Для других участков земли нужно будет уплатить 2000 рублей.

Видео описание

О регистрации прав собственности на земельный участок в видео:

Квитанцию при оформлении представлять не обязательно, так как об оплате хранится информация в соответствующей базе данных. Однако если её предъявить, это поможет избегнуть возможных недоразумений.

Вот какие документы нужны для оформления купли продажи земельного участка :

  1. Заявление о прохождении регистрации.
  2. Подготовленный в трёх экземплярах договор.
  3. Документы, удостоверяющие личность участников соглашения. Если среди них есть представители, они предоставляют доверенности, подтверждающие их полномочия.
  4. Если продавец состоит в браке, требуется нотариально заверенное разрешение от жены или мужа.
  5. Правоустанавливающие документы, дающие право продавцу распоряжаться участком.
  6. Акт, который удостоверяет передачу участка.


Вот где оформить договор купли продажи земельного участка :

  • территориальное отделение Росреестра;
  • обратиться в Многофункциональный центр;
  • послать по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описанием вложением;
  • провести оформление через Госуслуги.

Срок рассмотрения 7-9 дней с момента подачи пакета документов.

Справка

Чтобы получить документ нужно посетить офис Росреестра или обратиться в МФЦ.

Покупка участка вместе с домом

Если происходит купля продажа дома с земельным участком, то в этом случае продавец должен предоставить документы на землю и на дом, который на ней находится. Вся продаваемая недвижимость должна пройти регистрацию в Росреестре.

При определении стоимости сделки можно воспользоваться работой оценщиков, которые смогут правильно учесть особенности расположения участка и дома.

Дополнительно к документам на участок при регистрации нужно предоставить те, которые относятся к дому:

Предоставив перечисленные документы в Росреестр, справку можно будет получить не позже, чем через 10 дней.

Видео описание

Какие ошибке могут быть допущены при купле-продаже земельного участка в этом видео:


Заключение

Оформление сделки с недвижимостью требует внимательного отношения. Разумным вариантом является обратиться к профессиональному юристу, который обеспечит выполнение всех предъявляемых законодательством требований.

Еще немного внимания!

Напишите в комментариях, как думаете – бюрократия при купле-продаже земли призвана упростить жизнь среднестатистического гражданина или это замаскированный способ собрать побольше налогов?


Когда проводится купля-продажа земельного участка, необходимо, чтобы все требования законодательства к таким сделкам неукоснительно выполнялись. При неправильном оформлении может оказаться так, что сделка окажется недействительной. Чтобы этого не произошло, нужно, чтобы имелись все нужные документы для подписания договора и после окончания его оформления обязательно должна быть сделана регистрация в Едином реестре недвижимости.

Общие правила при проведении сделок с земельными участками

Нужно знать и соблюдать требования, которые законодательство устанавливает для таких сделок. Без их соблюдения сделка станет недействительной.

Нужно учитывать следующее:

  1. Законодательство считает, что право собственности на любую недвижимость и, в частности, на участки земли существует только тогда, когда соответствующая запись о владении внесена в Единый реестр прав собственности на объекты недвижимость. Если этого нет, то такую землю нельзя продавать и покупать.
  2. Распоряжаться участком имеет право только владелец земли, у которого имеются все необходимые подтверждающие документы. Другие лица, например, арендатор не могут осуществлять продажу используемой земли.
  3. При передаче права собственности другому лицу категория и вид разрешённого использования участка не меняются. Если покупатель намеревается их изменить, он должен обращаться в соответствующие государственные органы.
  4. Покупатель после подписания договора и оплаты полной стоимости участка не становится полноценным владельцем до тех пор, пока не зарегистрирует получение права собственности, обратившись в территориальное отделение Росреестра.
  5. Если продавец единолично владеет земельной недвижимостью, он может осуществить продажу, не обращаясь к нотариусу. Однако, если собственность является долевой, то он обязан заверить её нотариально.

Соблюдение приведённых правил позволит провести оформление сделки без возражений о стороны контролирующих органов.

Какие должны быть документы на участок

При проведении сделки важно убедиться, что у продавца есть в наличии необходимые документы для продажи участка, дающая ему право продавать участок. При этом необходимо не только наличие документов, которые дали ему право собственности на участок, но и проведение регистрации в Едином реестре прав собственности на объекты недвижимости.

Документы для договора купли продажи земельного участка включают в себя:

  1. Правоустанавливающие документы, которые обосновывают наличия права на собственность на земельный участок. В зависимости от конкретной ситуации это может быть договор купли-продажи, договор, по которому земля была подарена, завещание или другие.
  2. Выписка из Единого государственного реестра, которая является основным документом, подтверждающим право собственности. В нём, в частности, будет содержаться информация о том, есть ли обременения на эту недвижимость.
  3. Кадастровый паспорт на участок.
  4. Если на участке имеются строения, на них должна быть предоставлена техническая документация.
  5. Необходимо предоставить межевой план на продаваемый участок земли.
  6. Акт, в котором зафиксированы границы продаваемой земли.

Если отсутствуют какие-либо из перечисленных документов, то перед совершением сделки они должны быть оформлены. При проведении сделки иногда подписывают вспомогательное соглашение, в котором фиксируются сроки, до наступление которых продавец обязан оформить недостающие документы.

Кроме перечисленных документов могут, в зависимости от конкретной ситуации, потребоваться дополнительные. Например, если участок продаёт один из супругов, то может потребоваться разрешение на сделку от второго.

Как происходит сделка

Для того, чтобы сделать сделку более безопасной, принято дополнительно к основному заключать предварительный договор. В нём рекомендуется учесть следующее:

  1. Нужно указать дату, когда будет происходить заключение сделки.
  2. Определяется, будет ли вноситься гарантийное обеспечение от покупателя и какова должна быть его величина. В большинстве случаев принято устанавливать размер платежа размере 5% от суммы сделки.
  3. Как правило, если покупатель отказался вносить остальные средства, гарантийная сумма остаётся у продавца. Это гарантирует серьёзность намерений участников сделки. С другой стороны, если в срыве сделки имеется вина продавца, то уплаченные аванс должен быть возвращён покупателю и, кроме этого должна быть дополнительно уплачена такая же сумма.

Такое соглашение необходимо заверить у нотариуса.

Частные лица имеют право производить расчёты как в наличной, так и в безналичной форме. Удобным вариантом их проведения является такой, когда уплата аванса происходит в присутствии нотариуса, а перечисление остальной суммы делается на банковский счёт продавца.

Передача денег от покупателя к продавцу может происходить такими способами:

  1. Средства перечисляются с одного банковского счёта на другой.
  2. На текущий счёт продавца вносятся наличные средства покупателя.
  3. Происходит передача наличных средств в присутствии нотариуса.

Иногда наличный расчёт производят следующим образом. Помещают деньги в банковскую ячейку и подписывают договор с банком о том, при выполнении каких условий и при предоставлении каких документов продавец получит к ней доступ.


Как происходит оформление сделки купли продажи земли

Вот как происходит купля продажа дома и земельного участка. Можно выделить три этапа оформления:

  1. Оформление договора и оплата.
  2. Проведение регистрации в территориальном отделении Росреестра.
  3. Получение справки на основании записи из Единого реестра недвижимости, сделанной о переходе права собственности на участок земли.

Далее рассматривается каждая стадия работы более подробно.

Видео описание

О документах, которые необходимы для заключения сделки купли-продажи земельного участка в видео:

Договор

Его можно заключать только с таким продавцом, который является владельцем участка и имеет комплект всех необходимых подтверждающих документов.

В соглашении должны быть рассмотрены существенные условия, относящиеся к цене сделки и к предмету продажи.

Цену продавец может определить, изучив аналогичные предложения на рынке. Другой способ – обратиться к профессиональным оценщикам. Они это сделают, взяв соответствующую плату.

В договоре важно не только указать существенные обстоятельства продажи, но и предусмотреть конкретные детали процедуры оформления.

Например:

  1. Сроки и порядок уплаты средств.
  2. Должен ли использоваться задаток.
  3. Если у продавца недостаёт всех нужных документов, можно прописать срок, до наступления которого он должен их предоставить.

Также надо определить, нужно ли заверять сделку у нотариуса. Если собственность продавца на землю долевая, то это является обязательным требованием. Иначе такое заверение может быть сделано по желанию участников.

Если продавцом является несовершеннолетний, потребуется согласие органов опеки и родителей.


В подготовленном тексте соглашения должны быть указаны следующие данные:

  • точный адрес участка, который является предметом сделки;
  • нужно написать, какая у него площадь;
  • потребуется указать кадастровый номер;
  • указывают соответствующую категорию земель и вид разрешённого использования;
  • нужно сослаться на документы, на основании которых продавец получил право собственности на эту землю.

После подписания договора производится расчёт. Однако до тех пор, пока не будет осуществлена регистрация в Едином реестре недвижимости, покупатель не получит права собственности на земельную недвижимость.

Документ нужно составить в трёх экземплярах. Кроме участников один экземпляр необходимо будет предоставить в Росреестр.

Проведение регистрации права собственности

При оформлении необходимо заплатить государственную пошлину. Она составит:

  1. Сумма составляет 350 рублей для тех кто занимается оформлением участков для личного подсобного хозяйства, дач, садоводства и огородничества, строительства жилого дома или оформляет землю, которая предназначена для сельскохозяйственного использования.
  2. Для других участков земли нужно будет уплатить 2000 рублей.

Видео описание

О регистрации прав собственности на земельный участок в видео:

Квитанцию при оформлении представлять не обязательно, так как об оплате хранится информация в соответствующей базе данных. Однако если её предъявить, это поможет избегнуть возможных недоразумений.

Вот какие документы нужны для оформления купли продажи земельного участка :

  1. Заявление о прохождении регистрации.
  2. Подготовленный в трёх экземплярах договор.
  3. Документы, удостоверяющие личность участников соглашения. Если среди них есть представители, они предоставляют доверенности, подтверждающие их полномочия.
  4. Если продавец состоит в браке, требуется нотариально заверенное разрешение от жены или мужа.
  5. Правоустанавливающие документы, дающие право продавцу распоряжаться участком.
  6. Акт, который удостоверяет передачу участка.


Вот где оформить договор купли продажи земельного участка :

  • территориальное отделение Росреестра;
  • обратиться в Многофункциональный центр;
  • послать по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описанием вложением;
  • провести оформление через Госуслуги.

Срок рассмотрения 7-9 дней с момента подачи пакета документов.

Справка

Чтобы получить документ нужно посетить офис Росреестра или обратиться в МФЦ.

Покупка участка вместе с домом

Если происходит купля продажа дома с земельным участком, то в этом случае продавец должен предоставить документы на землю и на дом, который на ней находится. Вся продаваемая недвижимость должна пройти регистрацию в Росреестре.

При определении стоимости сделки можно воспользоваться работой оценщиков, которые смогут правильно учесть особенности расположения участка и дома.

Дополнительно к документам на участок при регистрации нужно предоставить те, которые относятся к дому:

Предоставив перечисленные документы в Росреестр, справку можно будет получить не позже, чем через 10 дней.

Видео описание

Какие ошибке могут быть допущены при купле-продаже земельного участка в этом видео:


Заключение

Оформление сделки с недвижимостью требует внимательного отношения. Разумным вариантом является обратиться к профессиональному юристу, который обеспечит выполнение всех предъявляемых законодательством требований.

Еще немного внимания!

Напишите в комментариях, как думаете – бюрократия при купле-продаже земли призвана упростить жизнь среднестатистического гражданина или это замаскированный способ собрать побольше налогов?

Читайте также: