Сохранение восстановление и повышение плодородия земель как меры правовой охраны земель

Обновлено: 13.05.2024

Земля и верхний слой почвы, являясь неотъемлемой составной частью всей экологической системы нашей планеты, неразрывно связаны с другими ее частями: водами, лесами, животным и растительным миром, полезными ископаемыми и иными ценностями недр земли. Без земли и почвы практически невозможно использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или в недалеком будущем будет наносить вред всей окружающей природной среде, приводить не только к разрушению поверхностного слоя земли — почвы, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому и радиоактивному загрязнению, но и сопровождаться экологическим ухудшением всего природного комплекса.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3
Понятие, цели и содержание охраны земель………………………….….4
Формы и меры охраны земель…………………………………………. 7
Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению……………………………………………………. ………..11
Задача…………………………………………………………………………16
Заключение………………. …………………………………………………18
Список источников и литературы………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

  1. Понятие, цели и содержание охраны земель………………………….….4
  2. Формы и меры охраны земель…………………………………………. 7
  3. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению………………………………………………… …. ………..11

Список источников и литературы…………………………………………..19

Земля и верхний слой почвы, являясь неотъемлемой составной частью всей экологической системы нашей планеты, неразрывно связаны с другими ее частями: водами, лесами, животным и растительным миром, полезными ископаемыми и иными ценностями недр земли. Без земли и почвы практически невозможно использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или в недалеком будущем будет наносить вред всей окружающей природной среде, приводить не только к разрушению поверхностного слоя земли — почвы, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому и радиоактивному загрязнению, но и сопровождаться экологическим ухудшением всего природного комплекса.

Именно поэтому, в частности, охрана земель рассматривается как обеспечение (сохранение) основы жизни и деятельности населения и создание условий для устойчивого развития общества (ст. 9 Конституции РФ, ст. 12 Земельного кодекса РФ). Следовательно, охране подлежат все категории земель, как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного использования. Приоритета в этом плане заслуживают земли сельскохозяйственного назначения и земли особо охраняемых территорий (заповедников, национальных парков, заказников и др.).

1. Понятие, цели и содержание охраны земель

В содержание правовой охраны земель включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращения их истощения, загрязнения и разрушения и т.д., т.е. охраны земель как средства производства, а также охраны земель, используемых в качестве пространственно- территориального базиса.

Таким образом, в содержание правовой охраны земель можно включить мероприятия, предусмотренные:

- земельным законодательством и правовыми актами субъектов РФ;

- бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах (экономическое стимулирование охраны и использования земель);

- федеральными, региональными и местными программами охраны земель;

- законодательством о санитарно-гигиенических и иных нормах и требованиях.

Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, в ЗК РФ (ст. 31), в земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 13 ЗК РФ содержание охраны земель составляют мероприятия по:

- сохранению почв и их плодородия;

- защите земель от водной и ветровой эрозии, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, и других негативных (вредных) воздействий;

- защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов);

- ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

- сохранению достигнутого уровня мелиорации;

- рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

- сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.1

Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия требованиям, предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Формы и меры охраны земель

Меры охраны земель включают:

- определение необходимых прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов по охране и рациональному и использованию земель;

- установление полномочий государственных и муниципальных органов по обеспечению охраны земель;

- установление необходимых правовых режимов для различных категорий земель, введение запретов и дозволений;

- поощрение благоприятной с точки зрения охраны земель деятельности;

- установление мер юридической ответственности за земельные правонарушения, а также порядка изъятия земель за их ненадлежащее использование.2

Как правило, работы по охране земель и почв должны проводить ее правообладатели: собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы за свой счет. В случаях причинения вреда земле и почвам другими субъектами он возмещается за счет виновников. В необходимых случаях на помощь пользователям земли приходит государство, выделяя средства из бюджета, ибо не всегда возможно осуществить правоохранные меры только за счет субъектов права на землю, особенно когда требуются крупные затраты средств и труда.

Помимо разных федеральных программ за счет местного бюджета разрабатываются региональные программы охраны земель. Субъекты Российской Федерации и местные администрации принимают экологические программы, в которых предусматривается комплекс мероприятий по охране земель и почв, специальные программы по их охране. В этих программах намечаются конкретные работы по освоению новых земель, улучшению сельскохозяйственных угодий, повышению плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда, проведению работ по улучшению деградированных земель и земель, подлежащих консервации, и др. Такой широкий круг вопросов определяется с учетом местных, региональных условий. На местах могут предусматриваться и другие мероприятия, проводимые за счет бюджета.

Конкретные требования охраны земель (почв) сформулированы в ст. 13 ЗК РФ, они представляют собой сложный комплекс мероприятий, которые обязаны выполнять в процессе хозяйственного использования земель все их правообладатели: собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы. В составе этих мероприятий ст. 13 ЗК РФ называет:

- сохранение почв и их плодородия;

- защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

- защита сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально- паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

- ликвидация последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

- сохранение достигнутого уровня мелиорации;

- рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечение земель в оборот;

- сохранение плодородия почв и их использование при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Для обеспечения эффективной охраны земель разрабатываются, как уже было сказано и еще раз упоминается в ст. 13 ЗК РФ, федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Статья 13 ЗК РФ предусматривает также, чтобы внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещались в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Консервация земель - временное изъятие земель из оборота с целью предотвратить развитие и прекратить процессы деградации почв, а также восстановить их плодородие.

В целях охраны земель разрабатываются и реализуются специальные меры, которые включают мелиорацию и рекультивацию земель, консервацию деградированных земель.

Рекультивация - это комплекс мероприятий по восстановлению плодородия почвы, возвращению народному хозяйству участков земли, нарушенных горными, строительными работами и т.д.

Мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель.

3. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

Загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами является наиболее тяжелым видом нанесения вреда почве и земле. Восстановление земель, как правило, занимает длительный период времени. При этом земли в обязательном порядке приходится изымать из хозяйственного оборота, т.е. земли должны быть подвергнуты консервации.

В целях предотвращения загрязнения земель радиоактивными и химическими веществами необходимо выполнять требования, установленные не только законодательством об охране земель, но и нормативными актами, регулирующими порядок обращения с такими веществами.

Одним из основных законодательных актов в данном случае является Федеральный закон от 21.11.95 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в ред. от 28.03.02). Так, ст.47 указанного Закона устанавливается, что при хранении и переработке ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов должна обеспечиваться надежная защита работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения. Хранение радиоактивных отходов должно рассматриваться в качестве этапа их подготовки к переработке или к захоронению. Временное технологическое хранение облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов в целях повышения безопасности и снижения затрат при последующем обращении с ними и их переработке для извлечения из них ценных компонентов осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Переработка отработавшего ядерного топлива в целях извлечения из него ценных компонентов должна осуществляться также в соответствии с законодательством РФ. Соблюдение этих и иных требований по транспортировке, переработке и хранению радиоактивных веществ должно способствовать предотвращению случаев загрязнения земель. Кроме того, лица, допустившие подобное загрязнение, привлекаются к ответственности не только за нарушение требований по охране земель, но и за несоблюдение законодательства об использовании атомной энергии.3

Невыполнение требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель

Часть 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ (особенности использования сельскохозяйственных угодий) определяет, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии со ст. 77 ЗК РФ (понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно ст. 12 ЗК РФ (цели охраны земель) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Статья 42 ЗК РФ (обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков) определяет, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

осуществлять мероприятия по охране земель;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

При сжигании соломы и стерни в атмосферный воздух происходит выброс такого вредного вещества как окиси углерода, в связи с чем возможна порча земель, уничтожение мест обитания животных, птиц и насекомых.

Лица, совершившие указанные действия, могут быть привлечены к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель) в виде штрафа в размере от 1 тысячи до 1 тысячи 500 рублей – для граждан; от 2 тысяч до 3 тысяч рублей – для должностных лиц; от 40 тысяч до 50 тысяч рублей – для юридических лиц.

Прокуратура
Орловской области

Прокуратура Орловской области

25 августа 2010, 12:34

Невыполнение требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель

Часть 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ (особенности использования сельскохозяйственных угодий) определяет, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии со ст. 77 ЗК РФ (понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно ст. 12 ЗК РФ (цели охраны земель) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Статья 42 ЗК РФ (обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков) определяет, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

осуществлять мероприятия по охране земель;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

При сжигании соломы и стерни в атмосферный воздух происходит выброс такого вредного вещества как окиси углерода, в связи с чем возможна порча земель, уничтожение мест обитания животных, птиц и насекомых.

Лица, совершившие указанные действия, могут быть привлечены к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель) в виде штрафа в размере от 1 тысячи до 1 тысячи 500 рублей – для граждан; от 2 тысяч до 3 тысяч рублей – для должностных лиц; от 40 тысяч до 50 тысяч рублей – для юридических лиц.

ГАЛИНОВСКАЯ Елена Анатольевна, ведущий научный сотрудник отдела экологического и аграрного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

ХОМЯКОВ Дмитрий Михайлович, заведующий кафедрой агроинформатики факультета почвоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

МИСНИК Галина Анатольевна, профессор кафедры земельного и экологического права Российского государственного университета правосудия

СИЗОВ Александр Павлович, заведующий кафедрой кадастра и основ земельного права Московского государственного университета геодезии и картографии

ЛИПСКИ Станислав Анджеевич, заведующий кафедрой земельного права Государственного университета по землеустройству

Рекомендации

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России в 2018 году составляла 382,5 млн га, в том числе самая ценная часть -сельскохозяйственные угодья – 197,7 млн га [1] , из них 116, 2 млн га – пахотные почвы. В 2019 году посевы занимали 79,8 млн га, пары – 12,0 млн га.

Для сельского хозяйства должна производиться классификация и группировка почв, именно они обладают плодородием. Следовательно, нужны принципиально новые методологические основы и наборы методик исследования, основанные на получении, накоплении, проверке и алгоритмах использования массивов цифровых геопространственных данных о состоянии почвенного покрова.

По экспертным оценкам, уже 25 лет наблюдается ежегодный отрицательный баланс основных элементов минерального питания растений. В 1990 году внесение органических удобрений в расчете на 1 условную голову скота в хозяйствах всех категорий составляло 6,5 т, сейчас – менее 2,0 т. Торф не используется вовсе. В крайне незначительных количествах проводятся работы по известкованию почв. Необходимо пополнение запасов органического вещества за счет внесения в почву навоза и обязательной заделки пожнивных остатков для предотвращения потерь гумуса и восстановления агрономически ценной структуры почвы.

Стратегический национальный ресурс – почвы с их плодородием остаются недооценены и используются ненадлежащим образом, объемы используемых удобрений и мелиорантов недостаточны даже для простого воспроизводства плодородия.

Проводимый в настоящее время мониторинг не обеспечивает наблюдение за земельными участками и полями севооборота как производственным ресурсом. Он не осуществляется по ряду параметров, характеризующих плодородие почв, имеющих существенное значение для сельскохозяйственного производства.

Следует ввести в действующее законодательство полноценное, научно-обоснованное, однозначное, неконтекстное определение почвы и ее плодородия как фундаментального уникального свойства.

Необходимо отметить особую роль землеустройства как комплекса мероприятий по изучению состояния почв, планированию, организации их рационального использования и охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального по утвержденному проекту использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

Почвы, их характеристики и плодородие должны быть в числе обязательных критериев эффективности осуществления всех мероприятий по землеустройству. Неоднородность природных условий, почвенного покрова, климата, агрометеорологических характеристик обуславливают невозможность введение универсальных сельскохозяйственных регламентов. Между тем существует большой опыт в создании зональных и региональных адаптивно-ландшафтных систем земледелия с контурно-мелиоративной организацией территории (внутрихозяйственным землеустройством), что позволяет эффективно и бережно использовать имеющиеся природные ресурсы (почву, влагу и др.).

В приоритетном порядке следует реализовать меры, направленные на восстановление системы профессиональной и научной подготовки кадров в области агрохимии, мелиорации и почвоведения, а также земельных отношений, землеустройства и кадастра.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

2.1 ускорить доработку и внесение в Государственную Думу:

проекта федерального закона, направленного на установление порядка проведения государственного мониторинга земель и почв в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий;

проекта федерального закона, предусматривающего усиление административной ответственности за порчу земли и почвы;

2.2 рассмотреть возможность утверждения государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации;

2.4 рассмотреть целесообразность разработки нормативного правового акта по утверждению правил обращения, перемещения, хранения, переработки, утилизации, обеззараживания, использования органических отходов и органических удобрений;

2.5 усилить межведомственное взаимодействие в части устранения расхождений и несоответствия сведений о землях сельскохозяйственного назначения, аккумулирующихся в различных государственных информационных системах;

2.6 продолжить наращивать уровень государственной поддержки в целях обеспечения воспроизводства плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, развития мелиорации земель и почв, разработки альтернативных инновационных подходов к использованию удобрений.

3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть возможность:

3.1 разработки мер организационного, структурного и финансово-экономического характера, направленных на проведение комплексных мелиоративных мероприятий на невостребованных, необрабатываемых земельных участках сельскохозяйственного назначения, покрытых травостоем, кустарником, мелколесьем и лесом малоценных пород, с целью вовлечения таких земель в сельскохозяйственное производство;

3.2 разработки системы мер, направленных на воспроизводство почвенного плодородия: восполнение запасов макро- и микроэлементов питания растений; внедрение зональных и региональных адаптивно-ландшафтных систем земледелия с контурно-мелиоративной организацией территории (внутрихозяйственным землеустройством), восстановление функционирования осушительных мелиоративных систем; внедрение высокотехнологичных методов переработки навоза и помета с регламентацией мер безопасного обращения — с момента постановки их на производство до реализации и применения агрохимических средств конечным потребителем; внедрение инновационных высокотехнологичных гуминовых и органо-минеральных препаратов и удобрений; разработка и внедрение микробных препаратов для восстановления плодородия почв;

3.3 установления обязательной процедуры паспортизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, отражающей фактическое состояние земельного участка, в том числе показатели, характеризующие плодородия почв;

3.4 законодательного закрепления обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий и почв, использование которых для других целей не допускается;

3.5 разработки механизма экономического стимулирования добросовестных землепользователей в зависимости от изменения основных показателей плодородия почв;

3.6 разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации, регулирующего организацию и порядок ведения почвенно-агрохимического мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий;

3.7 создания научно-методического совета по обеспечению плодородия почв и восстановления системы регулярных почвенных обследований;

3.8 завершения подготовительных работ по организации государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения с полным охватом им всех земель и почв, используемых для ведения сельского хозяйства;

4. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

4.1 активизировать работу по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, в том числе в части ведения Красной книги почв Российской Федерации и ее региональных составляющих;

4.2 рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство об использовании и охране недр в части закрепления обязательного проведения работ по рекультивации нарушенных земельных участков сельскохозяйственного назначения, ликвидации или консервации отработанных горных выработок после завершения добычи полезных ископаемых (карьеры, шахты, скважины), а также введения прямого запрета на осуществление деятельности по добыче полезных ископаемых на участках недр, расположенных в границах земель сельскохозяйственного назначения до их перевода в иную категорию.

5. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации информировать высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку бакалавров и магистров по направлениям подготовки агрохимия и почвоведение (35.03.03, 35.04.03, 06.03.02), землеустройство и кадастры (21.03.02, 21.04.02), о своевременном уточнении учебно-методических материалов и усилении земельно-правовых аспектов при подготовке бакалавров и магистров с учетом вступивших в силу федеральных законов и находящихся на рассмотрении проектов федеральных законов по вопросам землеустройства и сохранения почвенного плодородия.

6. Рекомендовать Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии рассмотреть возможность:

6.1. сосредоточения в едином государственном информационном ресурсе всех сведений о земле, в том числе сведений о сельскохозяйственных угодьях, и о состоянии почв;

6.2 разработки единой упрощенной схемы передачи мелиоративных систем в собственность пользователей земельных участков и внесения в правоустанавливающий документ на земельный участок сельскохозяйственного назначения сведений о видах сельскохозяйственных угодий, мелиоративных систем и (или) отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

6.3 совершенствования работы по ведению государственного мониторинга земель и почв, включающего в себя своевременное выявление изменений их состояния, оценку этих изменений, прогноз и выработку рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.

7. Рекомендовать Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службе по надзору в сфере природопользования обеспечить своевременный и полный государственный надзор за целевым и рациональным использованием земель и проведением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия почв.

8. Рекомендовать законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

8.1 активизировать разработку и утверждение нормативных правовых актов агроэкологического районирования земель сельскохозяйственного назначения сельских поселений с использование адаптивно-ландшафтного подхода, которые включают перечень требований и обязательных мероприятий по улучшению и охране почв от ветровой, водной эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, а также по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, по сохранению достигнутого уровня плодородия почв и мелиорации;

8.2 завершить работы по утверждению перечней особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, с установлением границ таких угодий;

8.3 изучить опыт субъектов Российской Федерации по внедрению зональных противоэрозионных, адаптивно-ландшафтных систем земледелия, направленных на обеспечение воспроизводства плодородия, охрану почв и агроландшафтов, а так же эффективному и рациональному использованию природных ресурсов в сельском хозяйстве;

8.4 повысить эффективность использования мелиорированных земель и почв;

8.5 активизировать деятельность по нормативному обеспечению и ведению красных книг почв субъектов Российской Федерации.

9. Рекомендовать Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ:

9.1 скоординировать работу по подготовке и имплементации законодательной базы по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения с учетом региональных особенностей и плодородия почв;

9.2 изучить возможности разработки модельного законодательства для совершенствования комплекса мер по обеспечению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.

[1] По данным Доклада о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2018 году,

В содержание правовой охраны земель включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращения их истощения, загрязнения и разрушения и т.д., т.е. охраны земель как средства производства, а также охраны земель, используемых в качестве пространственно-территориального базиса.

Таким образом, в содержание правовой охраны земель можно включить мероприятия, предусмотренные :

    1. земельным законодательством и правовыми актами субъектов РФ;
    2. экологическим законодательством;
    3. бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах ( экономическое стимулирование охраны и использования земель);
    4. федеральными, региональными и местными программами охраны земель;
    5. законодательством о санитарно-гигиенических и иных нормах и требованиях.

    Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, в ЗК РФ (ст. 31), в земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ.

    В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

    Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

    В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

    Согласно ст. 13 ЗК РФ содержание охраны земель составляют мероприятия по:

      1. сохранению почв и их плодородия;
      2. защите земель от водной и ветровой эрозии, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, и других негативных (вредных) воздействий;
      3. защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов);
      4. ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
      5. сохранению достигнутого уровня мелиорации;
      6. рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
      7. сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

      В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий:

        • Оценка состояния земель и эффективности мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.
        • Внедрение новых технологий , осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия требованиям , предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным.
        • При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель .
        • Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
        • Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

        В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

        Лекция 3.1. Охрана и рациональное использование земель

        1. ОХРАНА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ

        Российское земельное законодательство, в том числе в области охраны земельных ресурсов, основывается на следующих принципах (статья 1 ЗК РФ):

        1) учет значения земли как основы жизни ииспользованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

        2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

        3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

        4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

        5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

        6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

        7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, становленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

        8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель пределяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

        9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

        10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

        11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

        Охрана земель– это совокупность предусмотренных нормами права организационных, экологических, экономических и иных мер, направленных на сохранение, восстановление и улучшение качества земель всех категорий как составной и неотъемлемой части окружающей среды в интересах обеспечения ее благоприятного состояния.

        Согласно статьи 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

        Статья 13 ЗК РФ гласит, что:

        1. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

        2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

        1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

        2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

        3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

        Рациональное использование земли – это ее использование, отвечающее совокупным интересам общества, собственников и пользователей земли, обеспечивающее наиболее целесообразное и экономически выгодное использование полезных свойств земли в процессе производства, оптимальное взаимодействие с окружающей средой, охрану и воспроизводство земельных ресурсов.

        Рациональным может считаться использование земли, при котором:

        • осуществляются охрана и воспроизводство продуктивных и иных полезных свойств земли;
        • наиболее полно учитываются природные и экономические условия и свойства конкретных земельных участков;
        • достигается высокая эффективность производственной и иной деятельности;
        • обеспечивается оптимальное сочетание общественных, коллективных и личных интересов в использовании земли.

        Таким образом, рациональное использование земли – это ее использование, отвечающее совокупным интересам общества, собственников и пользователей земли, обеспечивающее наиболее целесообразное и экономически выгодное использование полезных свойств земли в процессе производства, оптимальное взаимодействие с окружающей средой, охрану и воспроизводство земельных ресурсов.

        При нерациональном использовании земли в зависимости от природных условий и характера хозяйственной деятельности пользователей возникают разнообразные формы ее деградации:

        • водная, ветровая, ирригационная эрозия и другие ее виды;
        • вторичное засоление орошаемых земель;
        • загрязнение сельскохозяйственных и лесных угодий отходами промышленного и аграрного производства, минеральными удобрениями и пестицидами;
        • иссушение территории при мелиорации и добыче минерального сырья и топлива;
        • подтопление земель при гидроэнергетическом строительстве и орошении;
        • нарушение земель при тофрных работах и строительстве;
        • переуплотнение почв ходовыми частями машин и механизмов.

        Список литературы

        Государственное управление и охрана земельных ресурсов России на современном этапе: курс лекций. Часть 1. Управление в области охраны земель. Деградация почв и земель. / Г.Р. Сафина, В.А. Федорова.– Казань: Казан. ун-т, 2020. – 106 с.

        Тема 9. Стр. 82-97.

        Государственное управление и охрана земельных ресурсов России на современном этапе: курс лекций. Часть 2. Деградация почв и земель: эрозия, уплотнение, переувлажнение. / Г.Р. Сафина, Федорова В.А.– Казань: Казан. ун-т, 2020. – 114 с.

        Темы 1-3. Стр. 4 – 113.

        Государственное управление и охрана земельных ресурсов России на современном этапе: курс лекций. Часть 3. Деградация почв и земель. Мелиорация / Г.Р. Сафина, В.А. Федорова.– Казань: Казан. ун-т, 2020. – 135 с.

        Читайте также: