Какой вид собственности на землю становится определяющим афинах

Обновлено: 04.05.2024

Отличия древнегреческой юстиции от римской. Стилистические особенности афинской юстиции, базировавшейся на элементах устной культуры, традиции и архаического сознания. Характеристика источников права Древних Афин. Брак, семья и наследование в Афинах.

Рубрика Государство и право
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 13.10.2015
Размер файла 20,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Право и суд в Древних Афинах

Стилистической особенностью афинской юстиции, базировавшейся на элементах устной культуры, традиции и архаического сознания, являлось систематическое использование пропаганды в политической и правовой жизни. Основным стремлением афинских политиков при этом было создание "образа врага", что способствовало выработке нескольких моделей подобного обвинения, зафиксированных в нарративной традиции и надписях на остраках. Вообще историческая мозаика древнегреческого права соткана из знаковых судебных процессов и громких обвинений, существенно воздействовавших на формирование общественного мнения.

Кратко охарактеризуйте источники права Древних Афин: закон (номос), псефисма, правовые обычаи, международные договоры, судебные решения.

Закон (номос):

В целом уже к V-IV вв. до н.э. в древнегреческой общественной мысли весьма актуальной становится проблема соотношения между законом ("номос") как неким трансцендентным метафизическим принципом, воплощающим в себе самые общие закономерности мира, и конкретными законами отдельных государств, которые появились в результате своего рода "общественного договора". По утверждению Платона, над всеми общественными группами стоит идея "власти закона", способствует преодолению внутренних конфликтов и установлению гармонии в полисе.

Псефисма:

В период, когда афинская демократия уже достаточно укрепилась, основным противоречием в этой сфере, порождавшим наиболее жаркие дискуссии, было противоречие между конституционным законом ("номос") и конкретным постановлением Экклесии, декретом ("псефисмой"). Сторонники неограниченного суверенитета народного собрания готовы были объявить каждую псефисму законом, а сторонники определенного ограничения роли этого учреждения стремились доказать примат закона над псефисмой. Иногда специально выделялась группа законов относительно отдельных лиц как особая категория государственных постановлений. По традиции подобные псефисмы носили имена граждан, внесших соответствующее предложение на рассмотрение Экклесии, например псефисма Исотимида 415 г. до н.э. о судебном преследовании Адокида по обвинению в религиозном нечестии.

Правовые обычаи:

Особенностью правовой системы Афин являлось то, что обычай долгое время считался основным источником права. Письменная фиксация существующих обычаев должна была обеспечить стабильность в полисном обществе, переживавшем гражданскую смуту, которая в сознании древних греков отождествлялась с массовыми эпидемиями и осквернением всего полиса. Кроме того, в архаическом обществе обычное право существовало в условиях поливариантности толкования в зависимости от состава судей-жрецов. Именно против такой неопределенности действующих нормативных правил была направлена традиция редактирования и обнародования норм обычного права. Важным свидетельством осуществлявшейся во многих греческих полисах "первоначальной законодательной реформы" стало законодательство Драконта в архаических Афинах. Исследователи располагают уникальным эпиграфическим памятником - копией одного из законов Драконта о непредумышленном убийстве. Он представлял собою письменное изложение норм обычного права и религиозных установлений, на что указывает прежде всего их наименование - " (обычаи).

Международные договоры:

Отдельные уголовно-правовые нормы содержались в таких специфических источниках, как политические соглашения и клятвы должностных лиц. В частности, в 403 г. до н.э. были заключены договоры между демократической (Пирейской) партией, боровшейся против Тридцати тиранов, и олигархической (Городской) партией; при этом была объявлена всеобщая амнистия. В этих договорах запрещалось под предлогом общественного бедствия совершать в отношении граждан личную месть.

Судебные решения:

Обращает на себя внимание также практика судебного толкования закона, тесно связанная с особенностями правовой культуры и правосознания Афин. Как отмечает И.Е. Суриков, в афинском уголовном процессе ораторы очень часто приводили текст того или иного закона наряду с другими категориями свидетельств, как бы в качестве особого разряда свидетелей, порой даже призывая судей обратится к судебным прецедентам. Некоторые современные антиковеды считают, что в IV в. до н.э. произошла смена парадигмы "власти народа" на парадигму "власти закона", и верховным органом власти в Афинах являлась уже не Экклесия, а народные суды ("дикастерии"). Это было связано с тем, что именно народные суды определяли, является ли законным то или иное конкретное законодательное предложение или декрет. Кроме этого, при Эфиальте произошла замена старого единого суда Гелиэи рядом дикастерий из-за передачи народному суду части юрисдикции, ранее принадлежавшей Ареопагу и магистратам.

Вопрос 2. Брак, семья и наследование в Афинах

Определите условия заключения брака в Афинах, роль мужа и жены в семье, характер отцовской власти и обязанности детей. Возможен ли был развод в Афинах?

Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, но безбрачие не влекло наказаний.

Брачный договор заключался главой семьи. Для мужчин развод был свободен, для женщин, занимавших подчиненное положение, это было сложно. Первоначально обширная родительская власть с течением времени ослабляется. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умершего. Внебрачные дети наследниками не являлись.

При отсутствии наследников наследовали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается с реформы Солона. Завещание считалось действительным, если в момент его составления завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому воздействию. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Уголовное право. По сравнению с гражданским, уголовное право было менее развито. Были известны следующие виды преступлений: против семьи, против личности, против собственности, государственные.

Различались умышленные и неосторожные преступления. Было известно понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления. Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались государственная измена, покушение на демократический строй правления и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертью. Очень разнообразны применяемые судами наказания: смертная казнь, продажа в рабство, штраф, конфискация.

Из наиболее жестоких наказаний применялись четвертование, разрывание деревьями, осуждение на голодную смерть. Самым гуманным считалось отравление. Широко применялись бесчестящие наказания, лишение прав гражданства. В области уголовного права законы Драконта отличались особой жестокостью.

Судебный процесс. Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия были речи сторон. Свои показания стороны давали под присягой.

Начинать судебное дело в суде могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека - его простат, за раба - его господин. Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый и ответчик могли представить письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. Присяжные могли принять любое решение по делу. Вначале решался вопрос о виновности лица, затем приступали к определению меры наказания.

Решение принималось тайным голосованием. При равном счете голос председательствующего давал перевес. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.

По речам Демосфена установите, существовало ли в Афинах наследование по завещанию, и каков был круг наследников по закону. Кто считался в Афинах незаконорожденным и имел ли он право наследования?

Назовите деяний, которые считались в Афинах преступлениями. Какие из них можно отнести к религиозным и политическим преступлениям? В чём заключается их общественная опасность с точки зрения афинян?

По статье Никитюк:

Гиеросилия - преступление против богов, состоящее в краже принадлежащих им вещей, например, даров, культовых предметов или приношений, положенных по обету. По-видимому, гиеросилия была самым распространенным видом асебии.

Оскорбление святости места - убийство или какой-либо нечестивый поступок у алтаря или в периболе храма (Her. V, 71). Нарушение традиционных установлений или местных ритуалов также рассматривалось как осквернение культа.

Нанесение ущерба маслине - символу и атрибуту покровительницы города Афины. Ареопаг осуществлял строжайший контроль за всеми деревьями на частных и государственных землях и ежегодно посылал специальную комиссию для их осмотра (Lys. VII, 25, 29). Афинскими законами запрещалось даже использовать для посадок землю вокруг них или вырубать поврежденные пожаром. В V в. за такое преступление полагалась смертная казнь (Arist. Ath. pol.60,2), которая впоследствии была заменена штрафом (Dem. XLIII, 71).

Всевозможные злоупотребления и нарушения законов или обычаев при исполнении жреческих должностей. В этом случае возможны были три варианта: а) различные незначительные проступки, заключавшиеся в нарушении установленного традициями ритуала (например, Керики за изменение очередности при посвящении в мисты в культе Элевсинских богинь, наказывались штрафом в 1000 драхм - IG I2 6 col. III); б) преступление против богов как таковое (Lyc. Frg.79 Muller; Dem. LIX, 116); в) исполнение функций жреца лицом, не имевшим на это права (Dem. LIX, 72-84).

Введение новых, не санкционированных государством культов

Одна надпись, найденная в Пирее (IG II2 1177), свидетельствует также о запрете на организацию фиасов, т.е. религиозных союзов, при храмах, на возведение небольших частных храмов внутри святилищ, на совершение очищений и посещение алтарей без разрешения жрецов в периоды между праздниками и т.д.

Равносильным совершению нечестия считалось также нарушение запрета на участие в отеческих афинских культах чужеземцев.

право суд древнегреческий

По определению Аристотеля и Полибия преступления против родителей также считалось асебией. Возможно, в данном случае, речь все же идет о моральной оценке таких действий, так как по афинскому законодательству причинение вреда или убийство кого-то из родителей, прежде всего, отца, обвинялось по другой статье - kavkwsi" gonevwn.

Назовите наказания, назначавшиеся преступникам в Афинах.

Преступления по законам или приговору суда были наказываемы:

При государственных процессах приговор приводило в исполнение государство посредством своих органов, а в частных делах об этом должен был заботиться сам истец.

Смертная казнь полагалась за:

стремление к уничтожению демократии,

отрицание государственной религии,

умышленное убийство и проч.

Приговоренных к смерти передавали людям, которые приводили приговор в исполнение через посредство служителей или палача в тюрьме или в доме палача, который жил за городом и в городе не мог бывать Употребительнейшим родом казни было отравление ядом цикуты. Такой казни подвергся, между прочим, Сократ. Кроме того, осужденному были предлагаемы на выбор меч и веревка и назначаем трехдневный срок, в течение которого он должен был убить себя. Во время господства 30 тиранов был в ходу весьма тяжкий род казни - забивание до смерти дубинами. Казни иногда предшествовали истязания, а после совершения ее труп казненного бросался в пропасть, имущество же его подвергалось конфискации.

Что такое атимия и почему она считалась тяжким наказанием?

Лишение гражданских прав (атимия), которое являлось непременным следствием большинства преступлений, было различных степеней.

Сущность полного лишения прав состояла в том, что atimoV не мог занимать никакой общественной должности в пределах афинского государства или вне их, не мог участвовать в народном собрании, входить на площадь далее известного пункта, вступать в храмы и участвовать в празднествах, жаловаться в суд, одним словом, был лишен покровительства законов и чести быть членом государства. Полное лишение прав служило наказанием за следующие преступления: нечестие, лжесвидетельство, подкуп, лихоимство, ограбление опекуном опекаемого, оскорбление родителей, трусость, уклонение от военной службы и тому подобные деяния,-которые и по нынешним понятиям имеют бесчестный характер. Иногда полное лишение прав соединялось с вечным изгнанием, которое прерывало даже физическую связь преступника с родным городом и потому, подобно смертной казни, влекло за собой конфискацию имущества. В редких случаях изгнанник продолжал пользоваться имуществом в Аттике

Низшею степенью атимии было лишение некоторых отдельных гражданских прав (atimia kata prostaxeiV), например, права жречества, права подавать жалобы в суд, говорить в народном собрании, быть членом совета и т. п

Различали ли в Афинах отягчающие и смягчающие обстоятельства преступления?

Принимались во внимание смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Равным образом причинение увечий неумышленно (в драке, в раздражении, из-за любовницы и т.д.) существенно смягчало ответственность. К ряду смягчающих обстоятельств отнесено было и опьянение. Прочие насильственные действия (безразлично, в отношении ли мужчины, женщины, ребенка или раба) наказывались денежными штрафами. Равно же причинение насилия в ответ на насилие освобождало от ответственности.

Если преступник сознавался, раскаивался, если преступление не было слишком злонамеренным, то позиция судей, считалось, должна быть смягчена.

Вопрос 4. Суд и судебный процесс

Какие органы в Афинах VI-IV вв. до н.э. выполняли судебную функцию? Когда появилась гэлиэя? Опишите порядок формирования и работы этого органа, определите его юрисдикцию.

В VII-VI вв. до н.э. в греческих городах-государствах еще сохранилась древнейшая форма суда - суд в народном собрании. В Афинах народные суды (дикастерии) сохранили до V в. древнее название - "гелиэя фесмофетов". Гелиэя - старинное название народного собрания в греческих городах-государствах. Происходит оно от слова гелиос - солнце, так как народные собрания происходили только днем и заканчивались с заходом солнца. Будучи собрано архонтом под его председательством, оно называлось "гелиэей архонта" и занималось политическими делами; созванное басилеем под его председательством, оно называлось "гелиэей басилея" и занималось религиозными делами; созванное под председательством полемарха, оно называлось "гелиэей полемарха" и занималось военными делами, наконец, "гелиэея фесмофетов" под председательством фесмофетов занималась судебными делами. Гелиэя ко времени Солона потеряла какое бы то ни было реальное значение; ее вытеснила "экклесия" - собрание вызванных архонтами лиц из числа знати и более зажиточных людей. Солон, описывая положение, бывшее до него, противопоставляет "демосу" - горожанам, участвовавшим в народном собрании, "бедняков". Очевидно во времена Солона фактически созывался для обсуждения государственных вопросов только один вид народного собрания - экклесия, в котором беднейшая часть граждан не могла участвовать.

Назовите формы процесса, характерные для Афин.

1. Государственные - такие, в которых были затронуты интересы государства, непосредственно или посредственно, в лице отдельного члена его, пострадавшего от нарушения государственных законов.

2. Частные - возникавшие вследствие нарушения чьих-либо личных интересов.

Опишите ход судебного разбирательства в Афинах. Кто и как возбуждал разбирательство?

Афинское государство в V - IV вв. до н. э К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя. В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе. В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу.

Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия.

Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.

Государственное устройство Афин

1. Общие положения По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмезднос-ти, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

2. Народное собрание Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.

Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

3. Совет пятисот Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или прита-нию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

4. Органы исполнительной власти К ним относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.

Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

5. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегий архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Общественный строй Афин

1. Характеристика положения афинских граждан Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились:

· право на свободу и личную независимость от другого человека;

· право на земельный участок на полисной территории;

· право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;

· право на ношение оружия и службу в ополчении;

· право на участие в делах государства;

· право на почитание и защиту отеческих богов;

· право на защиту и покровительство афинских законов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

· беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

· приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

· защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);

· повиноваться законам и избранным властям;

· принимать активное участие в общественной жизни;

· почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

2. Положение метэков Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

· права приобретать недвижимость;

· права заключать браки с афинскими гражданами.

К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.

У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности.

Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.

3. Рабство в Афинах Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.

Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.

Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству.

Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.

Основные этапы развития Афинской демократии:

Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершения греко-персидских войн) послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла.

Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.

Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон).

Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

Читайте также: