Порядок возмещения потерь лесного хозяйства при изъятии земель лесного фонда утверждается

Обновлено: 17.05.2024

1. Установить, что возмещение потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлением лесопользования, и при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, в том числе при изъятии земель лесного фонда, осуществляется путем взимания платы за указанные переводы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.11.2006 N 698)

2. Утвердить прилагаемые:

Правила расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлением лесопользования, и за перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.11.2006 N 698)

базовые размеры платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлением лесопользования, и за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, а также коэффициенты, учитывающие экологическую составляющую оценки земель лесного фонда в зависимости от группы и категории защитности лесов I группы и срок перевода лесных земель в нелесные земли.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.11.2006 N 698)

3. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 278 "О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1765);

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. N 887 "Об утверждении Правил возмещения потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 51, ст. 5084);

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 119 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 278" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 9, ст. 861);

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2003 г. N 419 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 278" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 29, ст. 2997).

4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2005 г.

от 17 ноября 2004 г. N 647

РАСЧЕТА И ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ПЕРЕВОД

ЛЕСНЫХ ЗЕМЕЛЬ В НЕЛЕСНЫЕ ЗЕМЛИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИХ В ЦЕЛЯХ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ВЕДЕНИЕМ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА,

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ, И ЗА ПЕРЕВОД ЗЕМЕЛЬ

ЛЕСНОГО ФОНДА В ЗЕМЛИ ИНЫХ (ДРУГИХ) КАТЕГОРИЙ

1. Настоящие Правила определяют порядок расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлением лесопользования, а также за перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий (далее - перевод земель).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.11.2006 N 698)

2. Размер платы за перевод земель определяется на основе соответствующих базовых размеров платы. Базовые размеры платы установлены для резервных лесов III группы, дифференцированных по группам древесных пород и по классам бонитета (показателя продуктивности леса).

3. При расчете размера платы за перевод земель применяются коэффициенты, учитывающие экологическую составляющую оценки земель лесного фонда в зависимости от группы лесов и категории защитности лесов I группы, а также социально-экономических условий в отдельных муниципальных районах субъекта Российской Федерации.

4. При расчете размера платы за перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлением лесопользования, применяются коэффициенты, учитывающие срок перевода.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.11.2006 N 698)

При продлении срока указанного перевода расчет размера платы производится исходя из первоначальных базовых размеров платы с учетом общего срока перевода за вычетом ранее внесенной платы.

5. Размер платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлением лесопользования, определяется путем умножения базового размера платы за указанный перевод на коэффициенты, предусмотренные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.11.2006 N 698)

6. Размер платы за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных (других) категорий определяется путем умножения базового размера платы за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных (других) категорий на коэффициенты, предусмотренные в пункте 3 настоящих Правил.

6.1. Размер платы за перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения (государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов), в целях организации историко-культурных заповедников федерального значения, а также в случаях отнесения земель лесного фонда к территориям исторических поселений федерального значения определяется равным нулю.

(п. 6.1 введен Постановлением Правительства РФ от 13.01.2006 N 9)

7. Размер платы за перевод земель, занятых питомниками, лесосеменными плантациями и лесными культурами, определяется равным максимальному размеру платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлением лесопользования, или за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных (других) категорий в муниципальном районе субъекта Российской Федерации, где происходит указанный перевод.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.11.2006 N 698)

8. При расчете размера платы за перевод земель, не покрытых лесной растительностью, но предназначенных для ее восстановления (гари, вырубки, прогалины, пустыри, погибшие древостои и иные), базовый размер платы определяется исходя из породного состава, обеспечивающего наибольшую продуктивность леса и устойчивость насаждений на данном участке, с применением коэффициента 0,9.

9. Размер платы за перевод земель, на которых в силу естественно-географических причин не могут произрастать древесные породы или которые заняты рединами, определяется равным 0,75 минимального размера платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлением лесопользования, или за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных (других) категорий в муниципальном районе субъекта Российской Федерации, где происходит указанный перевод.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.11.2006 N 698)

10. Размер платы за перевод нелесных земель лесного фонда в земли иных (других) категорий определяется равным 0,5 минимального размера платы за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных (других) категорий в муниципальном районе субъекта Российской Федерации, где происходит указанный перевод.

11. Расчет размера платы за перевод земель осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства в соответствующем субъекте Российской Федерации.

12. Плата за перевод земель перечисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

13. Плата за перевод земель перечисляется не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу соответствующего решения о переводе земель.

14. При переводе лесных земель площадью более 100 гектаров (или независимо от площади при сроке перевода более 15 лет) в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлением лесопользования, допускается перечисление платы частями.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.11.2006 N 698)

При этом не менее 50 процентов указанной платы вносится в сроки, установленные пунктом 13 настоящих Правил, а оставшаяся сумма - в последующие 6 месяцев.

15. Начисление и учет платы за перевод земель, а также принятие решений о возврате излишне уплаченной суммы осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства и его территориальными органами на основании данных органов Федерального казначейства.

16. Расчет размера платы за перевод земель в лесах, находящихся в федеральной собственности, не входящих в лесной фонд, осуществляется ведущими в них лесное хозяйство организациями соответствующих федеральных органов исполнительной власти согласно настоящим Правилам.

от 17 ноября 2004 г. N 647

ПЛАТЫ ЗА ПЕРЕВОД ЛЕСНЫХ ЗЕМЕЛЬ

В НЕЛЕСНЫЕ ЗЕМЛИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ В ЦЕЛЯХ,

НЕ СВЯЗАННЫХ С ВЕДЕНИЕМ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ, И ЗА ПЕРЕВОД ЛЕСНЫХ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА

В ЗЕМЛИ ИНЫХ (ДРУГИХ) КАТЕГОРИЙ, А ТАКЖЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ,

УЧИТЫВАЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ

ЛЕСНОГО ФОНДА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГРУППЫ И КАТЕГОРИИ

ЗАЩИТНОСТИ ЛЕСОВ I ГРУППЫ И СРОК ПЕРЕВОДА

ЛЕСНЫХ ЗЕМЕЛЬ В НЕЛЕСНЫЕ ЗЕМЛИ

(тыс. рублей за гектар)

Коэффициенты, учитывающие экологическую составляющую оценки земель лесного фонда в зависимости от группы и категории защитности лесов I группы:

1. Если для одного и того же участка лесного фонда может быть установлено несколько поправочных коэффициентов, то в расчетах используется наибольший из них.

2. Для участков лесных земель с крутизной склона свыше 20 градусов коэффициент экологической составляющей оценки земель лесного фонда удваивается.

Коэффициенты, учитывающие срок перевода лесных земель в нелесные земли:

Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 17.11.2004 N 647 (ред. от 18.11.2006) "О расчете и возмещении потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлением лесопользования, и при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий"

5) расчет размера потерь лесного хозяйства при переводе, составленный в установленном порядке;

6) схема (проект) размещаемого на участке лесного фонда объекта, составленная с учетом территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития соответствующих территорий или их частей и согласованная с органами архитектуры и градостроительства;

С принятием Правил расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом и за перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. N 647, многократно возрос размер платы за возмещение потерь при изъятии земель лесного фонда для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального и регионального значения. На возмещение потерь лесного хозяйства при строительстве и реконструкции автомобильных дорог федерального и регионального значения было направлено только в 2004 году 1,2 млрд. рублей из средств федерального бюджета и 1,9 млрд. рублей - из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Лица, в интересах которых осуществляется перевод, возмещают в установленном порядке потери лесного хозяйства и убытки лесопользователей, связанные с переводом.

5. Лицо, заинтересованное в переводе (далее - заявитель), обращается с заявлением о выборе участка лесного фонда в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте Российской Федерации. В заявлении указываются цель использования, предполагаемое место расположения, обоснование примерного размера участка лесного фонда и срок перевода.

Срок перевода должен включать в себя срок проведения работ и период эксплуатации объекта (п. 2 Положения) и исчисляться в годах, месяцах (Правила расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и за перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2004 N 647). В случаях, когда срок эксплуатации объекта превышает 20 лет и не может быть точно определен, рекомендуется в ходатайствах и других документах о переводе указывать его записью: "на период эксплуатации".

При изъятии для государственных и иных нужд земель лесного фонда лесопользователю возмещаются в полном объеме убытки, связанные с этим изъятием, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 84
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданское законодательство предусматривает порядок судебной защиты гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Возмещение убытков в соответствии со ст. 12 ГК РФ является одним из предусмотренных способов защиты гражданских прав. Порядку возмещения убытков посвящена ст. 15 ГК РФ. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, ст. 84 ЛК РФ закрепляет право в рамках общих положений гражданского законодательства лесопользователям возмещать в судебном порядке убытки в связи с нарушением их прав. Статья не перечисляет случаи, при которых осуществляется нарушение прав лесопользователей, но подчеркивает принцип полного возмещения убытков в случае изъятия для государственных и иных нужд земель лесного фонда. Общие положения по изъятию земель для государственных и муниципальных нужд предусмотрены в ст. ст. 279 - 283 ГК РФ, ст. ст. 49, 55 Земельного кодекса РФ.
Следует различать понятия "возмещение убытков" и "возмещение потерь".
Возмещение убытков. В соответствии со ст. 57 Земельного кодекса РФ возмещению в полном объеме подлежат убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд; ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц; временным занятием земельных участков; ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Порядок возмещения убытков, понесенных, в частности, в результате изъятия земельных участков для государственных и иных нужд, должен быть установлен Правительством РФ. Первоначально Правительством РФ было принято Постановление от 28 января 1993 г. N 77 "Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства" (с изм. от 7 мая 2003 г.). Данное Положение распространялось на земли всех категорий основного целевого назначения, за исключением тех земель, для которых действующим законодательством установлен иной порядок возмещения потерь. Никаких специальных указаний в нем о землях лесного фонда не содержалось. Положение содержало отдельно раздел по возмещению убытков и отдельно по возмещению потерь земельных участков.
В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262 "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц" Положение 1993 г. было признано утратившим силу, но не полностью, а только в части возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам; т.е. в части возмещения потерь Положение 1993 г. продолжает действовать. Размер убытков согласно Правилам 2003 г. должен определяться по соглашению сторон и рассчитываться в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми соответствующими государственными органами. Правила 2003 г. также не содержат специальной оговорки о землях лесного фонда и применяют терминологию исключительно Земельного кодекса РФ (ст. 5 ЗК РФ) относительно обладателей прав на земельные участки, а не на участки лесного фонда. Поэтому возникает вопрос: применимы ли Правила 2003 г. в части возмещения убытков к ст. 84 Лесного кодекса РФ? Сама редакция ст. 84 ЛК РФ говорит о том, что должен применяться порядок, установленный законодательством. Методические рекомендации, о которых шла речь в Правилах 2003 г., пока не разработаны. На наш взгляд, требуется принятие специального постановления Правительства РФ по данному вопросу именно в отношении участков лесного фонда.
Возмещение потерь. О потерях лесного хозяйства законодатель говорит именно в отношении возмещения их самому государству в связи с переводом лесных земель в нелесные или переводе земель лесного фонда в другую категорию в интересах граждан и юридических лиц (ст. 58 ЗК РФ, ст. 63 ЛК РФ). Порядок расчета и возмещения потерь лесного хозяйства должен устанавливаться Правительством РФ. Правительство РФ приняло Постановление от 11 декабря 2002 г. N 887 "Об утверждении Правил возмещения потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда". Потери лесного хозяйства согласно данным Правилам выражаются в уменьшении площади лесных земель, лесного фонда в целом, ухудшении качества земель лесного фонда в результате деятельности лиц, использующих эти земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. Возмещение потерь лесного хозяйства осуществляется путем взимания платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда лицами, в интересах которых производится перевод лесных земель в нелесные земли или перевод в другую категорию земель из категории земель лесного фонда. Вышеуказанная плата рассчитывается согласно Постановлению Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. N 278 "О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда" (с изм. от 11 июля 2003 г.). В настоящее время вышеуказанные Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 887 и от 29 апреля 2002 г. N 278 утратили силу с 1 января 2005 г. в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 17 ноября 2004 г. N 647 "О расчете и возмещении потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий".
Таким образом, Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 1993 г. N 77 "Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства" (с изм. от 7 мая 2003 г.), оставшееся действовать только в отношении возмещения потерь, к участкам лесного фонда не применяется.

Статья 57. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков

1. Возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:

1) изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;

3) временным занятием земельных участков;

4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

2. Убытки возмещаются:

1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи;

2) собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.

3. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно - защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.

4. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

5. Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 58. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства

1. Потери сельскохозяйственного производства подлежат возмещению в трехмесячный срок после принятия решения об:

1) изъятии сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства;

2) изменении целевого назначения сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, находящихся в собственности граждан или юридических лиц.

2. Потери сельскохозяйственного производства возмещаются:

1) лицами, которым предоставляются земли сельскохозяйственного назначения, оленьи пастбища для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства;

2) лицами, для которых устанавливаются охранные, санитарно - защитные зоны.

3. Потери сельскохозяйственного производства возмещаются в случаях, если земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или передаются в собственность бесплатно. В случаях продажи земельных участков или передачи их в аренду потери сельскохозяйственного производства включаются в стоимость земельных участков или учитываются при установлении арендной платы.

4. При расчете потерь сельскохозяйственного производства используются нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий, а также в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий иные установленные Правительством Российской Федерации методики.

5. Средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, зачисляются в соответствующий местный бюджет и могут направляться на финансирование мероприятий по охране земель, в том числе мероприятий по повышению плодородия почв, а при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта освоения новых земель на их освоение в соответствии с бюджетным законодательством.




6. При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда возмещаются потери лесного хозяйства.

Потери лесного хозяйства возмещаются лицами, которым предоставляются земли лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии у них земель лесного фонда.

Порядок возмещения потерь лесного хозяйства утверждается Правительством Российской Федерации.

Главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Доктор юридических наук, профессор. Заслуженный юрист РФ. Специалист по земельному праву и охране природы.

Родился 10 декабря 1925 г. в д. Заболотье Людиновского р-на Калужской обл. В 1951 г. окончил Московский государственный юридический институт. В 1951 - 1960 гг. работал в различных учреждениях, в том числе в Государственном юридическом издательстве г. Москвы. С 1960 г. работает в ИЗиСП.

Участвовал в работе над Земельным кодексом Российской Федерации и другими земельно-правовыми актами, законами об охране природы.

Автор свыше 300 научных публикаций, в том числе книг: "Право сельскохозяйственного землепользования" (1969); "Охрана права землепользования" (1974); "Имущественные споры землепользователей" (1980); "Закон на страже землепользования" (1985); "Недвижимое имущество: правовое регулирование" (в соавт., 1997).

После принятия нового Земельного кодекса РФ в решении вопросов возмещения убытков и потерь сельского и лесного хозяйства произошли существенные изменения.

Согласно ст. 57 ЗК РФ убытки в полном объеме, в том числе упущенная выгода, возмещаются землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в следующих случаях:

  1. при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  2. если они вызваны ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;
  3. при временном занятии земельных участков;
  4. при ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Собственникам земельных участков убытки возмещаются во всех названных случаях, кроме случаев изъятия у них земельных участков, при котором убытки покрываются стоимостью изымаемого земельного участка, выплачиваемой данному собственнику.

Возмещение убытков производится за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон, что повлекло за собой ограничение прав или ухудшение качества земель.

Порядок возмещения убытков определен в "Правилах возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262.

В названных Правилах установлено, что основаниями для возмещения убытков собственникам земельных участков являются:

соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

Основаниями для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков являются:

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством имущественных отношений РФ. При этом споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

Определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.

Определение размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, производится с учетом убытков, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды. Учитываются также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

Определение размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, производится с учетом убытков, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды, а также затрат на проведение работ по восстановлению качества земель.

При расчетах размеров возмещения убытки определяются с учетом стоимости имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, о временном занятии участка или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства

Потери сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства убытками не являются. Для их возмещения установлен иной порядок. Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденное Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г. N 77, признано утратившим силу лишь в части возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам вышеназванным Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262.

Потери сельскохозяйственного производства образуются при изъятии сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Они выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижения плодородия почв) под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций и возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.

Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке). При определении затрат на эти цели под освоением новых земель (включая их окультуривание и повышение плодородия почв) понимается комплекс мероприятий по организации новых хозяйств и вовлечению в сельскохозяйственное использование земель, занятых кустарниками, малоценными лесами, вырубками и другими несельскохозяйственными угодьями, путем проведения мелиоративных работ (осушение, орошение, культуртехнические и другие мероприятия).

Размер стоимости освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд определяется исходя из нормативов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее получаемого до снижения их качества. Названные нормативы периодически обновляются (в связи с изменениями курса рубля). Так, в 2003 г. они составляли для Республик Карелия, Коми, Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого автономного округа 127 млн. руб. за гектар (в среднем, ибо на лучших землях они повышаются до 183 млн. за га, а на худших по качеству землях потери снижаются до 53 млн. руб.). В Республике Адыгея и Краснодарском крае потери колеблются от 270 до 71 млн. руб. за га. Аналогичным образом, т.е. с учетом качества изымаемых угодий, потери установлены и для других субъектов РФ.

Потери, вызванные ограничением использования или ухудшением качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности предприятий, учреждений, организаций, определяются в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель).

Для определения размера потерь используются планово-картографические материалы, данные почвенных обследований, земельного кадастра и мониторинга земель.

Размеры потерь, связанные с изъятием земель, определяются на стадии предварительного согласования места размещения объекта с уточнением при предоставлении земель. Если потери дополнительно выявились в период строительства или после введения в действие объекта, то они определяются на основании фактического отрицательного воздействия объекта на качество прилегающих сельскохозяйственных угодий.

Потери сельскохозяйственного производства возмещаются: 1) лицами, которым предоставляются земельные участки сельскохозяйственного назначения, оленьи пастбища для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства; 2) лицами, для которых устанавливаются охранные, санитарно-защитные зоны.

Средства, поступающие в порядке возмещения потерь, перечисляются не бывшим пользователям угодий, а в соответствующие местные бюджеты и могут направляться на финансирование мероприятий по охране земель, в том числе на повышение плодородия почв, а при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта освоения новых земель - на их освоение в соответствии с бюджетным законодательством.

Потери подлежат возмещению в трехмесячный срок после принятия решения об: 1) изъятии участков сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства; 2) изменении целевого назначения сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, находящихся в собственности граждан или юридических лиц.

В случаях продажи земельных участков или передачи их в аренду (для целей, не связанных с сельским хозяйством) потери сельскохозяйственного производства включаются в стоимость продаваемых участков, а при аренде учитываются в суммах арендной платы. Потери подлежат возмещению, если земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или передаются в собственность бесплатно (также для несельскохозяйственных целей).

Сельскохозяйственные потери могут произойти (и часто происходят) от соседства вредных производств и других отрицательных влияний на деятельность сельскохозяйственных пользователей угодий. Поэтому Постановление N 77 Правительства РФ (с изм. и доп.) предусматривает, что потери, вызванные ограничением использования или ухудшением качества угодий под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций, определяются в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель).

Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются:

при предоставлении земельных участков для строительства мелиоративных систем на землях сельскохозяйственного назначения;

при предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств и рыбоводных предприятий;

при отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в границах населенных пунктов;

при изъятии земель или ограничении использования земель в случаях отнесения земельных участков в установленном законодательством порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также при отводе земель под кладбища из состава государственных и муниципальных земель (в ред. Постановления Правительства РФ от 15 мая 1999 г. N 534);

при консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, в случаях, если виновные в деградации угодий и загрязнении земель юридические лица не установлены, а также в случаях, если виновные лица своевременно выполнили необходимые мероприятия по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий и реабилитации загрязненных земель.

Потери возмещаются в полном объеме при предоставлении сельскохозяйственных угодий во временное пользование с условием рекультивации нарушенных земель под несельскохозяйственные угодья. В размере 50% от норматива - при нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья за счет средств предприятий, организаций и учреждений, которым предоставляется земельный участок.

Порядок возмещения потерь лесного хозяйства помимо Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 77, регулируется Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388 "Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации". При этом порядок возмещения потерь лесного хозяйства в основном предусмотрен для случаев неправомерных действий, но именно его нормы берутся за основу при определении размера возмещения ущерба, вызванного переводом лесных земель в нелесные или при изъятии земель лесного фонда в иных случаях.

Размер ущерба, причиненного гражданами и юридическими лицами, исчисляется по таксам, установленным названным Постановлением N 388. Помимо этого данным Постановлением определены размеры неустоек, взимаемых при причинении ущерба лесному фонду, которые устанавливаются в зависимости от категории леса, где совершено нарушение, и характера нарушения. Взимание неустоек не освобождает лесопользователей от административной и других видов ответственности, установленных законодательством Российской Федерации.

Порядок использования средств, перечисляемых в счет возмещения потерь

Постановлением Правительства РФ N 77 (в ред. от 2003 г.) утвержден Перечень видов работ, на которые могут использоваться средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, их временным занятием или ухудшением качества.

В этот Перечень включены следующие работы:

освоение новых земель под сельскохозяйственные угодья за счет земель, не используемых в сельскохозяйственном производстве, проведение работ по окультуриванию осваиваемых земель и повышению их плодородия;

засыпка и выполаживание оврагов, освоение крутых склонов со строительством комплекса гидротехнических сооружений по защите земель от эрозии, оползней и селей;

строительство дорог к осваиваемым земельным участкам;

коренное улучшение сельскохозяйственных угодий, известкование и гипсование почв;

восстановление плодородия почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами свыше допустимой концентрации, а также земель, зараженных карантинными вредителями и болезнями растений;

обводнение сельскохозяйственных угодий, строительство и реконструкция оросительных и осушительных систем, защита земель от подтопления, заболачивания, засоления и иссушения;

создание на землях сельскохозяйственного назначения защитных лесных насаждений;

работы по заготовке и использованию торфа на удобрение, включая строительство площадок для приготовления компостов;

выявление деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель, разработка мероприятий, а также оформление документов и материалов по консервации земель;

проведение топографо-геодезических, почвенных, геоботанических и других проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, связанных с изучением земельных ресурсов, освоением новых земель и повышением их плодородия, улучшением используемых сельскохозяйственных угодий.

Другие виды работ, связанные с освоением новых земель и улучшением сельскохозяйственных угодий, не указанные в настоящем Перечне, могут выполняться за счет средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, по решению соответствующего органа исполнительной власти.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: