Собственность рождает стремление к порядку значение

Обновлено: 18.05.2024

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Определения понятия "право собственности"
  • Признаки права собственности в Гражданском кодексе РФ
  • Признаки права собственности в теории гражданского права

Право собственности - традиционный правовой институт в любой правовой системе.

Право собственности занимает главенствующее место среди вещных прав. Наряду с правом собственности вещными правами, в частности, являются сервитуты, право хозяйственного ведения, право оперативного управления и др. (см. ст. 216 ГК РФ).

Право собственности наряду с другими вещными правами характеризуется как исключительное и абсолютное, при этом по своему содержанию оно является наиболее полным.

Объектом права собственности, как указано в п. 1 ст. 209 ГК РФ, является имущество. Речь идет об имуществе, которое имеется в наличии на время существования права собственности и которое может быть индивидуализировано и присвоено собственником, с исключением всех других лиц от обладания им.

По своему составу имущество, являющееся объектом права собственности, состоит из вещей и отдельных имущественных прав, указанных в законе.

Определения понятия "право собственности"

Определения понятия "право собственности" Гражданский кодекс РФ не содержит.

В теории принято разделять собственность как экономическую категорию и право собственности как юридическую категорию. Если экономические отношения собственности называют материальной основой общества, то право собственности - юридической формой закрепления экономических отношений собственности.

Принято рассматривать право собственности в объективном и субъективном смыслах.

Право собственности в объективном смысле - это совокупность юридических норм, регулирующих владение, пользование и распоряжение вещью. Указанные юридические нормы закрепляют принадлежность имущества определенным лицам, определяют объем правомочий по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом, а также гарантируют охрану и защиту прав и интересов собственников.

В субъективном смысле право собственности - это наиболее полная юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться индивидуально-определенной вещью по своему усмотрению, независимо от других лиц и без ограничения по сроку. В отличие от объективного право собственности в субъективном смысле реализуется в конкретном правоотношении, всегда принадлежит определенному лицу (или группе лиц) и относится к конкретному имуществу.

В юридической литературе предлагаются следующие варианты определения понятия права собственности:

  • Право собственности - закрепленная законом возможность лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, одновременно принимая на себя бремя и риск его содержания (Гражданское право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2003. Т. 1.).
  • Право собственности - закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства (Гражданское право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Статут, 2001. Т. 1. С. 347.).
  • Право собственности - это наиболее полное право на индивидуально-определенную вещь, оформляющее его свободное и самостоятельное отношение к этой вещи как к своей (Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенные части: Учебник. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2003. С. 265.).
  • Право собственности - это правомочие владеть, пользоваться вещью по своему усмотрению, которому корреспондирует обязанность всех других лиц не совершать никаких посягательств на вещь (Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / Под ред. В.А. Белова. М.: Юрайт, 2009. С. 488.).

Признаки права собственности в Гражданском кодексе РФ

Системное толкование статей 209 - 211 ГК РФ позволяет рассматривать право собственности как права владения, пользования и распоряжения собственником своим имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению, неся, как правило, бремя содержания и риск случайной гибели или случайного повреждения имущества.

Таким образом, у права собственности - четыре признака:

1) совокупность прав владения, пользования и распоряжения вещью. Владение и пользование - совокупность фактических действий собственника со своей вещью, распоряжение - определение юридической судьбы вещи, сопровождающееся заключением контрактов с другими лицами;

2) совершение собственником в отношении принадлежащего ему имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, т.е. ограничение права собственности, которое означает, что у собственника появляются обязанности, связанные с фактом использования своего имущества. Так, земельные участки и жилые помещения должны использоваться их собственниками строго по целевому назначению под страхом их возможного изъятия (ст. 284 - 286 и ст. 293 ГК РФ);

3) объект права собственности – индивидуально-определенная вещь как объект материального мира, в отношении которой собственник и совершает действия. Интеллектуальная собственность, имеющая в качестве объекта нематериальные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, не является вещью, а нормы главы 13 ГК РФ о праве собственности к интеллектуальной собственности не применяются, что нашло подтверждение в ст. 1227 ГК РФ;

4) собственник несет бремя содержания принадлежащих ему вещей и риск случайной гибели или случайного их повреждения (ст. ст. 210, 211 ГК РФ).

Признаки права собственности в теории гражданского права

Комплексная характеристика права собственности позволяет некоторым авторам выделять приведенные ниже признаки права собственности. Обращаем внимание, что некоторые признаки права собственности одни авторы относят к признакам вещных прав, другие считают те же признаки присущими лишь праву собственности (например, право владения, бессрочность и т.д.). В этой связи некоторые признаки, характерные лишь для права собственности, мы приводим и как признаки вещного права, но с оговорками.

1. Право собственности – вещное право (ст. 216 ГК РФ). Поскольку право собственности является вещным правом, на него распространяются все признаки вещного права, к которым некоторые авторы относят следующие:

- объектом вещного права выступает вещь, определенная индивидуальными признаками, позволяющими отграничить ее в пространстве от прочих вещей того же рода. Например, 10 тонн пшеницы не являются индивидуально-определенной вещью, тогда как, например, определенная скульптура, картина или объект недвижимости обладают признаками индивидуальной определенности. С гибелью вещи прекращается и вещное право на нее. Нематериальные объекты не являются объектами вещного права;

- вещные права оформляют принадлежность вещей определенным субъектам. Этим они отличаются от обязательственных прав, возникающих на основании договора и оформляющих переход вещей и иных объектов от одних субъектов к другим. То есть, закрепление принадлежности вещей субъектам гражданского права представляет собой статику имущественных отношений, а не динамику; обладатель вещного права имеет хозяйское властное господство над вещью. Это самый главный признак вещного права;

- абсолютность вещного права определяется как возможность его осуществления исключительно и независимо от других лиц. Субъект вещного права вправе рассчитывать на их воздержание от произвольного вмешательства в его сферу пользования вещью, исключать всех из реализации своего права. Удовлетворение интереса субъекта вещного права зависит лишь от его действий; он не нуждается в чьей-либо помощи, чьем-либо посредничестве;

- специфический субъектный состав: собственник и обладатель вещи на ограниченном вещном праве. Причем фигура собственника существует в любом вещном праве, а вот фигура иного титульного владельца при праве собственности может и не быть;

- правомочие пользования. Пользование - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств, плодов и иных доходов в процессе ее эксплуатации. В некоторых случаях нарушение целевого назначения при использовании вещи является противоправным. Например, использование земельных участков или жилых помещений в нарушение их целевого назначения может привести к прекращению права собственности на них (ст. 285, 293 ГК РФ);

- правомочие владения. Владение - юридически обеспеченная возможность волевого, фактического и непосредственного господства лица над вещью. Следует сказать, что далеко не все ученые поддерживают точку зрения на возможность отнесения права владения к вещному праву, поскольку сервитут, прямо названный в законе вещным правом (п. 1 ст. 216 ГК РФ) лишен правомочия владения (п. 1 ст. 274 ГК РФ), а представляет собой лишь право ограниченного пользования;

- вещно-правовая защита: возможность предъявления виндикационного иска (об истребовании вещи из чужого незаконного владения - ст. 301 ГК РФ) и негаторного иска (об устранении всяких нарушений права собственности, хотя бы эти нарушения и не были соединены с нарушением владения - ст. 304 ГК РФ). Следует отметить, что другие ученые отмечают, что вещно-правовая защита не является признаком вещного права, а выступает как проявление его режима, т.е. как последствия.

- бессрочность: изначально точно не известно, когда вещное право прекратится, и прекратится ли вообще. Однако есть и исключения. Так, срок сервитута определяется в соответствии с п. 7 ст. 23 ЗК РФ), а право пользования жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу (п. 1 ст. 33 ЖК РФ), также имеет срок своего существования. Таким образом, бессрочность по мнению многих ученых не может быть всеобщим признаком вещного права;

- наличие "права следования". Суть его состоит в том, что у кого бы ни оказалась вещь, право на нее сохраняет субъект этого (вещного) права, пока он не выразил волю на его отчуждение. Даже если вещь переходит к очередному обладателю в результате сделки, вещное право на нее продолжает следовать за нею. Так, переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество. Вещное право как бы прикреплено к вещи, следует за ней при смене собственника независимо от воли последнего. Однако ряд специалистов право следования не относят к признакам вещного права, поскольку рассматривают его как проявление последствия существования вещного права.

- публичность: принцип публичности вытекает из абсолютного характера вещных прав, а точнее из их действия в отношении всех третьих лиц. В силу этого принципа необходима регистрация (фиксация) вещных прав, делающая их наличие и содержание доступными для всех остальных третьих лиц - участников гражданских правоотношений. При этом следует иметь в виду, что все вещные права, кроме права собственности и права залога, касаются исключительно недвижимых вещей, права на которые в любом случае подвергаются обязательной государственной регистрации в специальных реестрах (п. 1 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ).

2. Право собственности является наиболее полным вещным правом. Ограниченные вещные права всегда зависят от права собственности. Заметим, что и право собственности может быть условно ограничено - когда собственник передает вещь другому лицу на каком-либо ограниченном вещном праве. Тем самым право собственности ограничивается другим вещным правом. При этом оно не перестает оставаться наиболее полным вещным правом.

3. Право собственности является наиболее широким вещным правом. Право собственности, в отличие от ограниченных вещных прав, предоставляет соответствующему субъекту максимальные возможности хозяйского властного господства над вещью. В свою очередь, обладатель ограниченного вещного права всегда зависим от собственника. Эта зависимость намного сильнее, нежели зависимость собственника от обладателя ограниченного вещного права.

4. Бессрочность. Данный признак права собственности состоит в том, что оно является бессрочным, так как не ограничено по закону или договору каким-либо сроком. Выше отмечалось, что бессрочность некоторые юристы относят к признаку вещного права, вместе с тем, как было указано выше, данный признак характерен не для всех вещных прав.

4. Право собственности является наиболее устойчивым вещным правом. Собственнику предоставляется максимальное постоянство, стабильность, непрерывность права на вещь. Проявляется, по сути, бессрочный характер права собственности.

5. Право собственности является наиболее эластичным вещным правом. Это означает, что как только отпадают любые ограничения права, установленные собственником в пользу других лиц, получивших право на ту же вещь, право собственности сразу же восстанавливается в полном объеме без всяких дополнительных юридических актов. Например, собственник передал вещь на праве оперативного управления другому лицу. В большинстве случаев это сопряжено с лишением фактической возможности собственнику владеть вещью. При этом юридическое правомочие владения за собственником сохраняется. Как только право оперативного управления прекратится, вещь вернется собственнику. Фактическое владение вновь станет доступно для него. Тем самым право собственности восстановится в первоначальное состояние.

6. Специфический субъект - собственник. Главная фигура в праве собственности - собственник. Если в ограниченном вещном праве основная роль приходится на обладателя ограниченного вещного права при второстепенном значении фигуры собственника, то в праве собственности нас никто, кроме собственника, по сути, интересовать не должен. Собственником может быть любой субъект гражданского права, кроме случаев, предусмотренных законом. Например, некоторые виды юридических лиц (государственные и муниципальные предприятия, учреждения) ни при каких обстоятельствах не будут собственниками закрепленного за ними имущества.

7. Специфический объект - собственность. Классические объекты собственности (права собственности) - индивидуально-определенные, непотребляемые вещи, которые в процессе эксплуатации не утрачивают своих полезных свойств; а также родовые вещи, подвергнутые индивидуализации (идентификации). Это могут быть как движимые, так и недвижимые вещи, включая деньги и ценные бумаги.

8. Правомочия владения, пользования и распоряжения - триада правомочий собственника. Владение понимается как фактическая или юридическая возможность собственнику иметь имущество в своем хозяйственном властном господстве, чувствовать себя законным хозяином вещи. Это хозяйское властное господство лица над вещью, обладание ею. Пользование - возможность эксплуатировать вещь, извлекать из нее полезные свойства. Распоряжение - возможность определять юридическую судьбу имущества (уничтожать, продавать, дарить и т.п.). Как указывалось выше, правомочие пользования является всеобщим признаком вещного права, тогда как право владения и пользования характерно лишь для права собственности.

9. Собственное усмотрение в реализации правомочий можно определить как правомерную деятельность по выбору наиболее оптимального варианта реализации предоставленных правомочий. Данный признак означает, что собственник сам вправе определить для себя - воспользоваться реализацией правомочий собственника или нет; и если да, то в какой степени, каким образом. Если собственник реализует свои правомочия, можно говорить об активной позиции собственника. Если же собственник не реализует свои правомочия собственника, это не означает, что он перестает обладать имуществом на праве собственности. Просто в данном случае проявляется пассивная позиция собственника. Некоторые ученые отдельно выделяют такой признак как свобода и самостоятельность при реализации правомочий. При реализации своих правомочий собственник свободен в выборе способов, средств, допустимых пределов осуществления права собственности. В этом он отличается от обладателя какого-либо ограниченного вещного права, т.к. тот зависим от собственника.

10. Собственный интерес в реализации правомочий. Правомочия владения, пользования и распоряжения вещью, составляющие триаду правомочий собственника, присущи, например, обязательственному праву доверительного управления (ст. 1012 ГК РФ) или ограниченному вещному праву хозяйственного ведения. Реализация правомочий собственника предопределена конкретной целью, ради которой собственник вступает в правоотношения по поводу собственности. Эта цель, подкрепленная желанием ее достижения, определяется самим собственником. В свою очередь, собственный интерес не встречается в обязательственных правах, а в некоторых ограниченных вещных правах желание обладателя такого права в реализации соответствующего вещного права иногда уходит далеко на второй план. Оно уступает место желаниям собственника.

Естественно, напрашивается следующий ответ на этот вопрос: как бы беден ни был человек, он все-таки чем-нибудь владеет и дорожит этой малостью так же, как владелец капитала — своим богатством. И точно так же, как крупных собственников, бедняков обуревает стремление сохранить то немногое, что у них есть, и приумножить пусть даже на ничтожно малую величину (к примеру, сэкономив на чем-либо жалкие гроши).

Кроме того, наивысшее наслаждение состоит, возможно, не столько в обладании материальными вещами, сколько в обладании живыми существами. В патриархальном обществе даже самые обездоленные представители мужского населения из беднейших классов могут быть собственниками: по отношению к жене, детям, домашним животным или скоту они могут чувствовать себя полновластными хозяевами. Для мужчины в патриархальном обществе большое число детей есть единственный путь к владению людьми без необходимости зарабатывать право на эту собственность, к тому же не требующий больших капиталовложений. Учитывая, что все бремя рождения ребенка ложится на женщину, вряд ли можно отрицать, что произведение на свет детей в патриархальном обществе является результатом грубой эксплуатации женщин. Однако у матерей в свою очередь есть свой вид собственности — малолетние дети. Итак, круг бесконечен и порочен: муж эксплуатирует жену, жена — маленьких детей, а мальчики, став юношами, вскоре присоединяются к старшим и тоже начинают эксплуатировать женщин, и так далее.

Идеи, убеждения и даже привычки также могут стать собственностью. Так, человек, имеющий привычку каждое утро в одно и то же время съедать один и тот же завтрак, вполне может быть выбит из колеи даже незначительным отклонением от привычного ритуала, поскольку эта привычка стала его собственностью и потеря ее угрожает его безопасности.

По моей оценке, число молодых людей (и людей более старшего возраста), действительно стремящихся к изменению своего образа жизни и замене установки на обладание установкой на бытие, отнюдь не сводится к немногим отдельным индивидам. Я полагаю, что множество индивидов и групп стремятся к тому, чтобы быть, выражая тем самым новую тенденцию к преодолению свойственной большинству ориентации на обладание, и именно они являют собой пример исторического значения. Уже не впервые в истории меньшинство указывает путь, по которому пойдет дальнейшее развитие человечества. Тот факт, что такое меньшинство существует, вселяет надежду на общее изменение установки на обладание в пользу бытия. Эта надежда становится все более реальной, поскольку факторами, обусловившими возможность возникновения этих новых установок, являются те исторические перемены, которые едва ли могут быть обратимы: крах патриархального господства над женщиной и родительской власти над детьми.

ПРИРОДА ОБЛАДАНИЯ.

Оно подразумевает, что субъект постоянен, так же как и объект. Однако присуще ли это постоянство субъекту? Или объекту? Ведь я когда-то умру; я могу утратить свое положение в обществе, которое гарантирует мне обладание чем-то. Столь же непостоянным является и объект: он может сломаться, потеряться или утратить свою ценность. Разговоры о неизменном обладании чем-либо связаны с иллюзией постоянства и неразрушимости материи. И хотя мне кажется, что я обладаю всем, на самом деле я не обладаю ничем, так как мое обладание, владение объектом и власть над ним — всего лишь преходящий миг в процессе жизни.

При ориентации на обладание нет живой связи между мной и тем, чем я владею. И объект моего обладания, и я превратились в вещи, и я обладаю объектом, поскольку у меня есть сила, чтобы сделать его моим. Но здесь имеет место и обратная связь: объект обладает мной, потому что мое чувство идентичности, то есть психическое здоровье основывается на моем обладании объектом (и как можно большим числом вещей). Такой способ существования устанавливается не посредством живого, продуктивного процесса между субъектом и объектом; он превращает в вещи и субъект, и объект. Связь между ними смертоносна, а не животворна.

Обладание — Сила — Бунт.

Стремление расти в соответствии со своей собственной природой присуще всем живым существам. Поэтому мы и сопротивляемся любой попытке помешать нам развиваться так, как того требует наше внутреннее строение. Для того чтобы сломить это сопротивление — осознаем мы его или нет, — необходимо физическое или умственное усилие. Неодушевленные предметы способны в разной степени оказывать сопротивление воздействию на их физическое строение благодаря связующей энергии атомной и молекулярной структур, но они не могут воспротивиться тому, чтобы их использовали. Применение гетерономной силы (то есть силы, воздействующей в направлении, противоположном нашей структуре, и пагубной для нормального развития) по отношению к живым существам вызывает у них сопротивление, которое может принимать любые формы — от открытого, действенного, прямого, активного до непрямого, бесполезного и очень часто бессознательного сопротивления.

Свободное, спонтанное выражение желаний младенца, ребенка, подростка и, наконец, взрослого человека, их жажда знаний и истины, их потребность в любви — все это подвергается различным ограничениям.

Взрослеющий человек вынужден отказаться от большинства своих подлинных сокровенных желаний и интересов, от своей воли и принять волю и желания, и даже чувства, которые не присущи ему самому, а навязаны принятыми в обществе стандартами мыслей и чувств. Обществу и семье как его психосоциальному посреднику приходится решать трудную задачу: как сломить волю человека, оставив его при этом в неведении? В результате сложного процесса внушения определенных идей и доктрин, с помощью всякого рода вознаграждений и наказаний и соответствующей идеологии общество решает эту задачу в целом столь успешно, что большинство людей верят в то, что они действуют по своей воле, не сознавая того, что сама эта воля им навязана и что общество умело ею манипулирует.

Наибольшую трудность в подавлении воли представляет сексуальная сфера, поскольку здесь мы имеем дело с сильными влечениями естественного порядка, манипулировать которыми не так легко, как многими другими человеческими желаниями. По этой причине общество более упорно борется с сексуальными влечениями, чем с любыми другими человеческими желаниями. Нет нужды перечислять различные формы осуждения секса, будь то по соображениям морали (его греховность) или здоровья (мастурбация наносит вред здоровью). Церковь запрещает регулирование рождаемости, но вовсе не потому, что она считает жизнь священной (ведь в таком случае эти соображения привели бы к осуждению смертной казни и войн), а лишь с целью осуждения секса, если он не служит продолжению рода.

Столь ревностное подавление секса трудно было бы понять, если бы оно касалось лишь секса как такового. Однако не секс, а подавление воли человека является причиной подобного осуждения. Во многих так называемых примитивных обществах не существует вообще никаких табу на секс. Поскольку в этих обществах нет эксплуатации и отношений господства, им нет нужды подавлять волю индивида. Они могут позволить себе не осуждать секс и получать наслаждение от сексуальных отношений, не испытывая при этом чувства вины. Самое поразительное, что подобная сексуальная свобода не приводит в этих обществах к сексуальным излишествам, что после периода относительно кратковременных половых связей люди находят друг друга, и после этого у них не возникает желания менять партнеров, хотя они могут расстаться друг с другом, если любовь прошла. Для этих групп, свободных от собственнической ориентации, сексуальное наслаждение является одной из форм выражения бытия, а не результатом сексуального обладания. Это не значит, что следовало бы вернуться к образу жизни этих примитивных обществ, — да мы и не могли бы при всем желании этого сделать по той простой причине, что порожденный цивилизацией процесс индивидуализации и индивидуальной дифференциации сделал любовь иной, чем она была в примитивном обществе. Мы не можем вернуться назад; мы можем двигаться лишь вперед. Важно то, что новые формы свободы от собственности положат конец сексуальным излишествам, характерным для всех обществ, ориентированных на обладание.

Сексуальное влечение — это одно из выражений независимости, проявляемое уже в очень раннем возрасте (мастурбация). Всеобщее осуждение помогает сломить волю ребенка и заставить его испытывать чувство вины, сделав его, таким образом, более покорным. В большинстве случаев стремление нарушить сексуальные запреты по сути своей есть не что иное, как попытка мятежа с целью вернуть себе прежнюю свободу. Но простое нарушение сексуальных запретов не делает человека свободным; мятеж, так сказать, растворяется, гасится в сексуальном удовлетворении… и возникающем затем чувстве вины. Лишь достижение внутренней независимости помогает обрести свободу и сводит на нет необходимость бесплодного бунта. Это справедливо и для любых других видов поведения человека, когда он стремится к чему-либо запретному, пытаясь вернуть себе таким образом свободу. Фактически всякого рода табу порождают сексуальную озабоченность и извращения, а сексуальная озабоченность и извращения не создают свободы.

Принцип обладания, то есть установка на собственность и прибыль, неизбежно порождает стремление к власти — фактически потребность в ней. Чтобы управлять людьми, мы нуждаемся во власти для преодоления их сопротивления. Чтобы установить контроль над частной собственностью, нам необходима власть, ведь нужно защищать эту собственность от тех, кто стремится отнять ее у нас, ибо они, как и мы сами, никогда не могут довольствоваться тем, что имеют; стремление обладать частной собственностью порождает стремление применять насилие для того, чтобы тайно или явно грабить других. При установке на обладание счастье заключается в превосходстве над другими, во власти над ними и в конечном счете в способности захватывать, грабить, убивать. При установке на бытие счастье состоит в любви, заботе о других, самопожертвовании.

ДРУГИЕ ФАКТОРЫ, НА КОТОРЫЕ ОПИРАЕТСЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ОБЛАДАНИЕ.

ПРИНЦИП ОБЛАДАНИЯ И АНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

В данном контексте не имеет столь большого значения то, что Фрейд считал первичной особую стадию развития либидо, а вторичной — формирование характера (хотя, по моему мнению, характер — это продукт межличностного общения в раннем детстве, и прежде всего продукт социальных условий, способствующих его формированию). Важно то, что Фрейд считал, что превалирующая ориентация на собственность возникает в период, предшествующий достижению полной зрелости, и является патологической в том случае, если она остается постоянной. Иными словами, для Фрейда личность, ориентированная в своих интересах исключительно на обладание и владение, — это невротическая, больная личность; следовательно, из этого можно сделать вывод, что общество, в котором большинство его членов обладают анальным характером, является больным обществом.

АСКЕТИЗМ И РАВЕНСТВО.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ОБЛАДАНИЕ.

Чтобы полнее охарактеризовать принцип обладания, который мы здесь рассматриваем, необходимо сделать еще одно уточнение и показать функцию экзистенциального обладания; само человеческое существование в целях выживания требует, чтобы мы имели и сохраняли определенные вещи, заботились о них и пользовались ими. Это относится к нашему телу, пище, жилищу, одежде, а также к орудиям производства, необходимым для удовлетворения наших потребностей. Такую форму обладания можно назвать экзистенциальным обладанием, потому что оно коренится в самих условиях человеческого существования. Оно представляет собой рационально обусловленное стремление к самосохранению — в отличие от характерологического обладания, страстного желания удержать и сохранить, о котором шла речь до сих пор и которое не является врожденным, а возникло в результате воздействия социальных условий на биологически данный человеческий вид.

Только если окончательно расстанешься с человеком, начинаешь по–настоящему интересоваться тем, что его касается.

- Изабелла, — говорю я. – Милая, любимая, жизнь моя! Мне кажется, я наконец почувствовал, что такое любовь! Это жизнь, только жизнь, высочайший взлет волны, тянущейся к вечернему небу, к бледнеющим звездам и к самому себе, — взлет всегда напрасный, ибо он – порыв смертного начала к бессмертному; но иногда небо склоняется навстречу такой волне, они на миг встречаются, и тогда это уже не закат с одной стороны и отречение – с другой, тогда уже нет и речи о недостатке и избытке, о подмене, совершаемой поэтами, тогда…

- Я несу какой-то вздор, — продолжаю я, — слова льются непрерывным потоком, может быть в этом есть и ложь, но ложь только потому, что сами слова лживы, они словно чашки, которыми хочешь вычерпать родник, — но ты поймешь меня и без слов, все это так ново для меня, что я еще не умею его выразить; я ведь не знал, что даже мое дыханье способно любить, и мои ногти, и даже моя смерть, поэтому – к черту вопрос о том, сколько такая любовь продлиться, и смогу ли я ее удержать, и смогу ли ее выразить…

Чего не можешь заполучить, всегда кажется лучше того, что имеешь. В этом и состоит романтика и идиотизм человеческой жизни. Ваше здоровье, Ризенфельд.

Странное дело: если бы близкие при жизни иного покойника хоть наполовину так заботились о нем, как тогда, когда им от этого уже нет никакой пользы, трупы наверняка охотно отказались бы от самых дорогих мавзолеев; но уж таков человек: по-настоящему он дорожит только тем, что у него отняли.

Но, видно, всегда так бывает: смерть одного человека – это смерть, а смерть двух миллионов – только статистика?

То, чего не можешь заполучить, всегда кажется лучше того, что имеешь. В этом и состоит романтика и идиотизм человеческой жизни.

– Конечно. Где ложь и где правда, знает только Бог. Но если он бог, то не может существовать ни лжи, ни правды. Тогда все – бог. Лживым было бы только то, что вне его. Если же существовало бы что-нибудь вне его или противоположное ему, он был бы только ограниченным богом. А ограниченный бог – не бог. Значит, или все правда, или Бога нет. Видишь, как просто.

Если от чего-нибудь отказываешься, то не надо это терять совсем, – говорит Георг. – Так поступают только идиоты.

Гробовщик Вильке выходит из своей мастерской. В бороде у него застряли опилки. В руках он держит банку с аппетитными кильскими шпротами и, причмокивая, поглощает их. – Каково ваше мнение о жизни? – спрашиваю я. Он задумывается: – Утром другое, чем вечером, зимой другое, чем летом, перед едой другое, чем после, и в молодости, вероятно, другое, чем в старости. – Правильно. Наконец-то я слышу разумный ответ. – Ну и хорошо, только, если вы сами знаете, зачем тогда спрашивать? – Спрашивать полезно для самообразования. Кроме того, я утром ставлю вопрос иначе, чем вечером, зимой иначе, чем летом, и до спанья с женщиной иначе, чем после. – После спанья с женщиной? – говорит Вильке. – Верно, тогда все кажется другим! А насчет спанья я и позабыл! Я склоняюсь перед ним, словно он аббат: – Поздравляю с аскетизмом. Значит, вы уже победили жало плоти? Кто может этим похвастаться! – Глупости, вовсе я не импотент. Но если ты гробовщик, женщины ведут себя очень чудно. Жмутся. Боятся войти в мастерскую, когда там стоит гроб. Даже если угощаешь их портвейном и берлинскими оладьями. – А на чем подаете-то? – спрашиваю я. – На недоделанном гробу? На отполированном – наверное, нет; ведь от портвейна остаются круги. – На подоконнике. На гробу сидеть нельзя. И потом – это же еще совсем не гроб. Он становится гробом, когда в нем уже лежит покойник. А так – просто столярная поделка. – Верно. Но трудно все время помнить об этой разнице. – Смотря по тому, с кем имеешь дело. В Гамбурге я встретился с одной дамой, которой было совершенно наплевать. Ее это даже забавляло. Подавай ей гроб, и все. Я набил его до половины мягкими еловыми опилками, они так романтично пахнут лесом. И все шло отлично. Налюбились мы вволю, и она захотела вылезти. Но на дне гроба в одном месте еще не высох проклятый клей, планки разошлись, волосы дамы попали в клей и прилипли. Она подергала-подергала да как начнет кричать! Думала, мертвецы ее за волосы держат. Кричит и кричит; ну, тут собрались люди, пришел хозяин, ее вытащили, а меня с места погнали. А жаль, могла бы получиться интересная связь; да, жизнь – нелегкая штука для нашего брата. Вильке бросает мне вызывающий взгляд, по лицу пробегает усмешка, и он с наслаждением начинает выскребать содержимое консервной банки, однако мне не предлагает.

Пройдет немало времени, прежде чем перестанешь вздрагивать, хотя бы механически, как лягушечья лапа от гальванического тока. Только если окончательно расстанешься с человеком, начинаешь по-настоящему интересоваться всем, что его касается. Таков один из парадоксов любви.

Передо мной иногда словно открывается расселина, кажется, она идет до центра земли. Чем она заполнена? Тоской? Отчаяньем? Или счастьем? Но каким? Усталостью? Смирением? Смертью? Для чего я живу? Да, для чего я живу?

Не пренебрегайте великой мудростью церкви. Это единственная диктатура, которая устояла в течение двух тысячелетий.

Странно, думаю я, сколько убитых видели мы во время войны – всем известно, что два миллиона пали без смысла и пользы, – так почему же сейчас мы так взволнованы одной смертью, а о тех двух миллионах почти забыли? Но, видно, всегда так бывает: смерть одного человека – это смерть, а смерть двух миллионов – только статистика?

государство, этот неуязвимый обманщик, который растрачивает биллионы, но сажает за решетку каждого, кто недодал ему пять марок, всегда найдет уловку, чтобы своего обязательства не выполнить.

И почему вы не ощущаете этой ночи, а лишь свой незрелый ум? Почему рассуждаете о жизни вместо того, чтобы ощущать ее?

Человек живет, на семьдесят пять процентов исходя из своих фантазий и только на двадцать пять – исходя из фактов; в этом его сила и его слабость

– На хороших манерах нынче далеко не уедешь. – Нет? А на чем же? – спрашиваю я, чтобы заставить его высказаться. – Нужно иметь чугунные локти и резиновую совесть.

– Ничего не имею против конфискации сигары, – заявляю я. – Хотя это грубое насилие, но ты, как бывший унтер-офицер, ничего другого в жизни не знаешь. Все же зачем тебе мундштук? Я не сифилитик. – А я не гомосексуалист.

Осень и весна – самый выгодный сезон для торговцев похоронными принадлежностями: людей умирает больше, чем летом и зимой; осенью – потому, что силы человека иссякают, весною – потому, что они пробуждаются и пожирают ослабевший организм, как слишком толстый фитиль тощую свечу.

– Все мы прожили больше. – Да, и мы должны были бы эти годы использовать. – А разве мы этого не делаем? Георг смеется. – Используем в те минуты, когда не хотим ничего другого, кроме того, что делаем.

– Каждый приличный человек в моем возрасте непременно страдает мировой скорбью, – решительно отвечаю я. – Это право молодости! – А я думал, что у тебя молодость украли, когда ты был в армии. – Верно. С тех пор я ищу ее и не могу найти. Поэтому у меня двойная мировая скорбь. Так же как ампутированная нога, она болит вдвое сильнее.

никогда не предпринимай никаких сложных ходов, если того же можно достичь гораздо более простыми способами.


Для начала давайте разберёмся что такое собственность.

Собственность это имущество нажитое и приобретённое человеком или семьей.

Так почему же собственность это мать раздоров?

Да потому что со временем человек не хочет делить с семьей или другими родственниками то что он нажил непосильным трудом.

И из за этого происходят разводыразрушаются семьи а иногда дпже и жизни.

Ведь в наще время люди потеряли моральные ценности и сейчас у людей в приорете только деньги имущество.


5. Общее долевое присвоение образуется : А?

5. Общее долевое присвоение образуется : А.

За счёт имущества, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям.

Б. Путём объединения вкладов, которые вносят все участники предприятия в общее имущество.

В. За счёт федеральной собственности.

Г. Путём личной материальной заинтересованности собственника в обогащении – за счёт имущества.


Чисто рыночная экономика отличается от других экономических систем тем, что 1) Опирается на личные интересы 2)Гос - во решает, что, как и для кого производить 3)Преобладает государственная собственнос?

Чисто рыночная экономика отличается от других экономических систем тем, что 1) Опирается на личные интересы 2)Гос - во решает, что, как и для кого производить 3)Преобладает государственная собственность 4)Ресурсы являются частной собственностью Укажите не менее 2 - х вариантов ответа.


Мир налогов глазами детей сочинение?

Мир налогов глазами детей сочинение!

Очень срочно, помогите пожалуйста!


Напишите сочинение на тему : "Хорошо или плохо, что мир поделен по праву собственности(богатые и бедные)"?

Напишите сочинение на тему : "Хорошо или плохо, что мир поделен по праву собственности(богатые и бедные)".


6. Основу рыночной экономики составляет _______________ собственность на средства производства : а) личная ; б) частная ; в) коллективная ; г) государственная?

6. Основу рыночной экономики составляет _______________ собственность на средства производства : а) личная ; б) частная ; в) коллективная ; г) государственная.


Напишите значения слов : Хозяин , собственность , богатство , фирма , предприниматель ?

Напишите значения слов : Хозяин , собственность , богатство , фирма , предприниматель .


Приведите пример фирмы на тему совместная собственность?

Приведите пример фирмы на тему совместная собственность!


Марксистская критика частной собственности среди прочих аргументов выдвигает и такой : частная собственность разъединяет людей, каждый думает и заботится лишь о своем благе и безразличен к нуждам обще?

Марксистская критика частной собственности среди прочих аргументов выдвигает и такой : частная собственность разъединяет людей, каждый думает и заботится лишь о своем благе и безразличен к нуждам общества.

Напротив, общественная собственность объединяет людей, корыстный, частный интерес заменяется стремлением к общему благу, всеобщему процветанию.

Могли бы Вы привести контраргументы.


Собственность в системе экономических отношений как юридическое и экономическое понятие?

Собственность в системе экономических отношений как юридическое и экономическое понятие.


3Движимая собственность -4?

3 Движимая собственность -

На этой странице находится вопрос 1) Собственность - это мать раздоров?, относящийся к категории Экономика. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 - 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Экономика. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.


2000 * (600 - 330 - 240) = 60000 рублей прибыль при реализации 2000 единиц изделий 500 * (450 - 330 - 240) = - 60000 рублей затрат на производство 500 единиц изделий с реализацией по 450 р за изделие В зависимости от того, от кого поступил заказ на и..


Задача 1. На предприятии работало 10 рабочих, которые в прошлом году произвели 2000 единиц продукции. В текущем году количество продукции уменьшилось до 1800 единиц при уменьшении рабочих на 2 человека. Как изменилась производительность труда на п..


Есть простое правило: твоё — это то, что появилось вместе с тобой на свет и умрёт тоже вместе с тобой. Например, твоя рука. Она ведь не может жить отдельно от тебя, и её не было, пока не было тебя, и её не будет, когда не будет тебя… Твоя голова, твой мозг и мысли, которые в нём появляются, — они тоже твои. Радость, печаль, удивление, то есть чувства, которые ты испытываешь, — они тоже твои, пока ты ещё не родился — их не было, и когда тебя не будет, их не будет тоже… У всего остального есть собственная жизнь, собственная дорога, и очень часто эта дорога идёт совсем не так, как тебе хотелось бы.

Собственность — обман. Никто ничем не владеет. Когда Вы умрете, все останется здесь.

Не чужая небось — общественная.

Я всегда знала, что не буду чьей-то и твоей тоже, но порой я об этом забываю…

Собственность обязывает и крепко привязывает.

— Что ты ненавидишь в жизни?
— Ложь.
— А я собственность. Не хочу принадлежать кому-то. Когда я уйду, забудь про меня.

Ты хочешь, чтобы я была твоей собственностью, чтобы я не критиковала тебя или не имела собственного мнения. Ты хочешь, чтобы я просто была твоей вещью! Нет уж, благодарю покорно! Если тебе нужно именно это, то полно женщин, которые с радостью дадут тебе это. Есть множество женщин, которые лягут на землю, чтобы ты прошел по ним – вот и иди к ним, если это то, что тебе нужно, иди к ним.

Если ты думаешь, что я у тебя реально есть, то меня у тебя реально нет!

Нельзя получить человека в собственность…

Легче всего распоряжаться тем, что тебе не принадлежит…

Я-то думал, что вы — большой учёный, а вы — элементарный собственник! Тьфу!

Мы близнецы, мы все делим пополам. То что его — мое, а то что мое — тоже мое.

Мое лучше, чем наше.

На прошлом заседании трибунал постановил, что не только земля, но и воздух в деревне является собственностью графинь Вишен, и поэтому все, кто дышит, должны платить деньги за аренду воздуха. Раз в месяц кавалер Помидор обходил деревенские дома и заставлял крестьян глубоко дышать в их присутствии. По очереди он измерял у них объём груди после вдоха и выдоха, затем производил подсчет и устанавливал, какая сумма причитается с каждого потребителя воздуха.

Мой замок — мои правила!

Здесь не то, что в океане. Здесь все чужое, все поделено, все разгорожено, все охраняется. Одни только вольные птицы ничьи, летают, кричат вдоль дороги. Но их не поймать. Да можно ли ещё ловить этих птиц? Быть может, и они кому-нибудь принадлежат. Здесь легко умереть от голода и жажды среди водоемов, садов и стад.


— Дико, что у Натали появляется собственность. Самая дорогая собственность у меня — это вот эти вот ботинки.
— Прости, но это мои ботинки.
— Какая разница, дело в том…
(Мимо пробегает симпатичный парень в трусах, Дилан заглядывается ему в след.)
— Я забыла в чём дело.
— Ты нища, развратна и носишь мои ботинки.

Наша недвижимость подвижна. То, что мы полагали незыблемым, зыбко. То, что мы воображали твердым, текуче. Башни не стоят на месте, а небоскребы скребут главным образом землю.

— Пока будет собственность, будет и нищета. Пока существует брак, не умрет и проституция.

Если владелец не может расстаться со своей собственностью — это значит, что он только ее прислужник.

Я уже давным-давно понял, что в этом мире мне действительно принадлежит очень немногое: мои мысли, мои чувства, мои поступки, моя жизнь. Всё остальное в любой момент может от меня уйти, и это совершенно нормально. Костюм может прийти в негодность, и я больше не смогу его носить, машина может развалиться, и на ней нельзя будет ездить, квартира может сгореть… Только мои мысли и чувства никуда не денутся, они со мной, пока я жив, и уйдут одновременно со мной.

Собственность рождает стремление к порядку!

Всякий хочет иметь клочок земли, хоть небольшой, да собственный. И кров над головою, чтоб никто не мог его выгнать, как собаку.

Люди больны любовью. Они пишут о ней, поют ее, читают, ищут, находят, теряют и ищут вновь, смеются и плачут над нею, видят про нее сны и рисуют на поверхности бумаги и души, пробуют, вдыхают, растирают на пальцах, пожирают, отрыгивают и возносят к небесам. Но болея любовью, никогда, слышишь, никогда не пытайся забрать ее себе. Всю. Само понятие любви не делай своей собственностью. Потому что у каждого она — своя.

Никакая любовь не даёт права считать другого человека своей собственностью.

Человек всегда стремится быть собственником. Людям необходимо иметь дома, оформленные на их имя, машины с правом владельца, собственные компании и супругов, прикованных невидимыми наручниками – штампом в паспорте.

— Ортофобия — боязнь личной собственности.
— Нет у меня страха владения вещами. Запусти меня в обувной магазин, и я это докажу. Я боюсь только недвижимости весом в 300 тонн.

Эй! Кто взял мой кубик Рубика? Вообще-то он не мой… Я просто нашел его… Но я все равно хочу получить его обратно!


— Если какой-нибудь человек остановит меня на улице и станет требовать, чтобы я отдал ему свои часы, то я ему их ни за что не отдам. Если он захочет отнять их у меня силой, то я, хоть и не люблю драться, но все-таки употреблю все усилия, чтобы защитить мою собственность. Если же он заявит мне, что имеет намерение подать на меня в какой-нибудь суд с тем, чтобы оттяпать у меня эти часы, то я сейчас же выну их из кармана моего жилета и вручу ему, да и то буду думать, что дешево от него отделался.

Возможно, чувство собственности должно приходить прежде, чем потребность делиться.

Что ни говори, а частная собственность отражается на психологии человека.

Собственность — порождение неравенства среди людей. Но мы по этому поводу не скорбим.

Мой мальчик, поверхностными людьми я считаю как раз тех, кто любит только раз в жизни. Их так называемая верность, постоянство – лишь летаргия привычки или отсутствие воображения. Верность в любви, как и последовательность и неизменность мыслей, – это попросту доказательство бессилия… Верность! Когда-нибудь я займусь анализом этого чувства. В нем – жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберет…

У меня было всегда странное отношение к собственности. Я не только не считал собственность священной, но и никогда не мог освободиться от чувства греховности собственности.

Идеи мы воспринимаем как собственность, а с собственностью всегда тяжело расставаться.

При частной собственности на средства производства заведомо невозможно собрать все сведения, необходимые для правильного планирования: каждый субъект рынка надеется выгадать, скрыв доступные ему данные, хотя оправдывается эта надежда крайне редко.

Графиня Старшая и графиня Младшая из почтенного рода Вишен, утверждают, что будучи владелицами воздуха в своём имении, они должны быть признаны также и владелицами всех осадков, выпадающих в течение года. Посему они просят суд подтвердить, что каждый житель деревни повинен уплачивать им арендную плату в сумме ста лир за простой дождь, двухсот лир за ливень с громом и молнией, трехсот лир за снег и четырехсот лир за град. Суд постановил: признать, что графини имеют право взимать арендную плату за дождь, снег, град, а также за всякую погоду и непогоду, посылаемую небом. Посему суд устанавливает нижеследующее: каждый житель деревни, принадлежащей графиням Вишням, повинен вносить за погоду плату, вдвое превышающую сумму, требуемую графинями.

Ребёнок привязывается к кукле, щеглу, цветку в горшке, потому что пока ещё у него ничего больше нет; узник или старик привязывается к тому же самому, потому что у них уже ничего нет.


Вещи, которыми ты владеешь, в конце концов овладевают тобой.

Суть плохих и хороших поступков одинакова. Все они являются способом избавится от собственных изъянов.

— Я не понимаю, как можно продавать то, что тебе не принадлежит. Как Луна может кому-то принадлежать?
— Земля тоже никому не принадлежит, а участки продаются. Я, знаешь, что тебе скажу — то, что никому не принадлежит, можно забрать себе.

… В один прекрасный день Хайнц заполучит собственность, а Бригитта в собственность перейдёт. Бригитте предпочтительней перейти в собственность собственного мужа с собственной собственностью, которая будет, собственно, немножко и её собственной.

Есть вещи, которые просто не могут принадлежать никому, кроме тебя. А когда вытаскиваешь их на поверхность, они тут же теряют ценность – как моллюски импур, извлеченные из своей мягкой раковины на дневной свет.

Тогда же я никак не мог понять, что такое значило, то, что меня называли собственностью человека. Слова: моя лошадь, относимые ко мне, живой лошади, казались мне так же странны, как слова: моя земля, мой воздух, моя вода.
Но слова эти имели на меня огромное влияние. Я не переставая думал об этом долго после самых разнообразных отношений с людьми понял, наконец, значение, которое приписывается людьми этим странным словам. Значение их такое: люди руководятся в жизни не делами, а словами. Они любят не столько возможность делать или не делать что-нибудь, сколько возможность говорить о разных предметах условленные между ними слова. Таковые слова, считающиеся очень важными между ними, суть слова: мой, моя, мое, которые они говорят про различные вещи, существа и предметы, даже про землю, про людей и про лошадей. Про одну и ту же вещь они условливаются, чтобы только один говорил — мое. И тот, кто про наибольшее число вещей по этой условленной между ними игре говорит мое, тот считается у них счастливейшим. Для чего это так, я не знаю; но это так, Я долго прежде старался объяснить себе это какою-нибудь прямою выгодою, но это оказалось несправедливым.

Собственность — это не вещи, а мысли. Можно иметь вещи и при этом не быть собственником.

Есть несколько вещей, которые я считаю неприкосновенными! Заднее сиденье лимузина в их числе.

Собственнический инстинкт выражается по-разному. Это может быть любовь к собственному добру. А может быть и ненависть к чужому.

Вор почитает собственность. Он просто хочет ее присвоить, чтобы еще сильнее почитать.

Чем ты не обзаведись… Всё оказывается лишь очередной вещью, которую придётся потерять.

Три предмета являются самыми интересными в мире… Секс, собственность и религия. При помощи первого мы можем создавать жизнь, при помощи второго мы поддерживаем ее, а при помощи третьего мы надеемся продолжить ее в другом мире.

Читайте также: