Сколько земли положено кфх

Обновлено: 13.05.2024

  • 15 июня 2021 года единогласно принят депутатами Государственной думы, рассмотревшими законопроект сразу в 2 и 3 чтениях
  • 23 июня одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ
  • 2 июля подписан Президентом РФ

Принятый закон имеет высокую социальную значимость – он позволит фермерам построить жилые дома для своих семей на земельных участках, расположенных за пределами населённых пунктов и используемых в сельскохозяйственных целях.

Ранее такая деятельность была запрещена, и фермеры не могли проживать в непосредственной близости к хозяйствам, на которых занимались с/х производством. Столь жёсткая позиция государства обосновывалась объективными задачами:

  • законодательное регулирование вопросов использования и застройки земель с/х назначения
  • сбережение невосполнимого природного ресурса нашей страны
  • обеспечение правовой защиты сельхозземель от распространившихся случаев их эксплуатации не по функциональному назначению

Старый закон предусматривал возможность строить и иметь в имуществе хозяйства жилые и хозяйственные постройки. В период его актуальности появились фермерские дома, сохранившие свой статус и по сей день.

Следствием отмены старого закона стало лишение права рачительных фермеров, планировавших полноценное обустройство своих хозяйств, обзавестись жилыми домами на земельных участках, на которых они занимаются с/х деятельностью. Эта проблема становилась всё более злободневной.

В итоге, уже современный законодатель сумел найти удачный компромисс между интересами государства и фермеров. Изданный федеральный закон №299-ФЗ от 02.07.2021 сочетает одновременно:

  1. обеспечение возможности строительства жилья на фермерской земле
  2. выполнение новых установленных требований, предъявляемых как к региональным властям и муниципалитетам, так и непосредственно к фермерам, направленных на обеспечение сохранности земель с/х назначения от непрофильной застройки

Суть нововведений

1. Условия строительства жилого дома на участках с/х назначения

Одно из главных условий строительства жилого дома на с/х землях – ведение собственником ЗУ фермерского хозяйствования.

Возведение жилых домов на сельхозземлях допускается только в случае, если их владелец в действительности занимается фермерством в выбранной форме (статья 1 ФЗ №74 от 11.06.2003):

  • объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество КФХ
  • единолично

В случае предпринимательской деятельности фермерское хозяйствование ведётся без образования юридического лица.

Перечень ВРИ земельных участков с/х назначения, на которых разрешается возвести фермерский дом (при условии осуществления деятельности КФХ), стал всеобъемлющим. Он включает как старые ВРИ, наименование которых не соответствует тем, что установлены Классификатором видов использования ЗУ, так и ВРИ с наименованиями, установленными по этому классификационному нормативу:

  • для с/х производства
  • для ведения сельского хозяйства
  • для ведения крестьянского хозяйства
  • фермерское хозяйство
  • животноводство
  • свиноводство
  • скотоводство
  • растениеводство
  • пчеловодство
  • т.д.

Вывод

Фермерский дом разрешено строить:

  1. на участках с любым видом разрешённого использования с/х надела
  2. на сельскохозяйственных угодьях, расположенных на участках из состава земель с/х назначения
  3. без изменения старых наименований ВРИ земельных участков и приведения их в соответствии с наименованиями по Классификатору ВРИ ЗУ
  4. при условии реального ведения фермерства

2. Запрет в отношении массовой застройки с/х земель коттеджными посёлками

Новым законом сформированы жёсткие ограничительные меры в отношении массовой застройки с/х земель коттеджными посёлками, не имеющими никакого отношения ни к сельскому хозяйству, ни к фермерам:

  • для участков земель с/х назначения, на которых уже расположены фермерские дома, сохраняется действие закона о фермерских хозяйствах (№74-ФЗ от 11.06.2003):
    • использование земли допускается только в целях осуществления деятельности КФХ
    • фермерский дом, ранее возведённый на участке, предназначенном для ведения КФХ, остаётся частью имущества такого хозяйства

    3. Регламент застройки ЗУ и параметры фермерского дома

    Определены ограничения в застройке фермерских участков и установлены нормы для жилого дома:

    • на участке можно построить только 1 жилой дом
    • параметры для нового строительства фермерского жилого дома или реконструкции уже существующего:
      • общая площадь дома – не более 500 м 2
      • площадь застройки под домом – не выше 0.25% от площади ЗУ
      • количество этажей – не более 3

      В соответствии с положениями ГрК РФ (пункт 39 статьи 1) установлена равнозначность понятий:

      Соответственно, параметры жилого дома, который можно возести на фермерской земле, должны также соответствовать требованиям, указанным в той же статье 11:

      • количество надземных этажей – не более чем 3
      • высота – не более 20 м
      • здание:
        • должно состоять из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании
        • не предназначаться для раздела на самостоятельные объекты недвижимости

        Правовая основа по возведению и регистрации фермерского дома:

        1. для начала действий – положительный ответ местного органа власти на уведомление о планируемых строительстве или реконструкции, направленное владельцем ЗУ в администрацию
        2. по завершении строительства – уведомление об этом, с приложенным к нему техническим планом, направленное в администрацию застройщиком объекта недвижимости для получения ответного уведомления о соответствии ОКС (фермерского дома) установленным параметрам разрешённого строительства/реконструкции:
          • ответ администрации о соответствии фермерского дома установленным параметрам служит правовой основой для его дальнейшей регистрации в ЕГРН
        1. технический план
        2. правоустанавливающий документ на ЗУ

        В этом случае сведения об объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на участке, указываются в техническом плане на основании:

        • или проектной документации (при её наличии)
        • или декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости (часть 11 статьи 24 ФЗ № 218)
          • декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью

          При этом не требуется наличие уведомления:

          • о планируемых строительстве или реконструкции жилого дома
          • об окончании строительства или реконструкции жилого дома

          3. Правовая связь жилого дома с земельным участком с/х назначения

          • нецелевое использование ЗУ признаётся земельным правонарушением
          • ответственность за использование с/х надела не по целевому назначению
            • установлена КоАП РФ (статья 8.8)
            • усилена требованиями нового ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021

            4. Запрет на раздел участка с возведённым фермерским домом

            В соответствии с новым законом ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021 не допускается образование земельного участка (земельных участков) из ЗУ, на котором расположен фермерский дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка. Исключение составляют случаи, связанные с изъятием ЗУ для государственных и муниципальных нужд.

              :
              • ЗУ является частью имущества хозяйства
              • имущество хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное
              • доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество устанавливаются соглашением между членами КФХ
              • надел, на котором расположен фермерский дом, можно раздробить только в порядке выдела земельных участков в счёт земельных долей – то есть без выдела участков в натуре и их регистрации в качестве самостоятельных объектов недвижимости
              • при образовании земельных участков в счёт земельных долей сохраняется целостность исходного ЗУ, а в ЕГРН можно зарегистрировать только земельные доли в составе этого ЗУ

              Министерство сельского хозяйства РФ также оценило установленный запрет на раздел земельного участка, на котором уже построен фермерский дом.

              5. Дополнительные права региональных властей

              Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются. В запретный перечень попадут, к примеру, земельные участки с расположенными на них особо ценными с/х угодьями.

              Наделяя власти регионов дополнительными полномочиями, законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем:

              1. прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов
              2. резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю

              По информации парламентария Николаева Н.П., Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющегося одним из инициаторов разработки закона ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021, в России на данный момент:

              С учётом того, фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на сельхозземлях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли:

              • не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ
              • будут застроиваться фермерскими домами

              Время действия нового закона

              Уточнение, вносимое в статью 70 ФЗ № 218 от 13.07.2015 в соответствии с новым законом, означает, что срок, отведённый на государственную регистрацию жилых домов, построенных на с/х земле, ограничен 4 годами:

              • ФЗ № 299-ФЗ от 02.07.2021 вступит в силу 01.03.2022
              • новое строительство фермерских домов на с/х землях можно начинать в марте 2022 года
              • возведённые фермерские дома нужно будет поставить на учёт и зарегистрировать:
                • начиная с 1 марта 2022 года и до 1 марта 2026 года

                Возможно, что по истечении срока 01.03.2026 года время регистрации жилых домов на с/х земле будет продлено, или будет установлена новая, отдалённая в будущее дата для их строительства. В настоящий период (2021 год) это только предположение.

                В современной трактовке ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021 и содержания предстоящего дополнения в статью 70 ФЗ №218, которое будет внесено после вступления закона в силу, время, предоставленное государством:

                • для строительства жилого
                • для постановки на учёт и регистрации

                жилых домов на фермерской земле, ни большое, ни малое. Его вполне достаточно для того, чтобы успеть решить столь насущную проблему.


                23 декабря 2020 г. Президиум Верховного Суда утвердил Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, который включает в себя 12 разъяснений.

                По его мнению, такие анализ и обобщение правоприменительной практики позволят субъектам сельскохозяйственного производства при разрешении вопросов, связанных с заключением договора аренды земельных участков для своей производственной деятельности, избежать необоснованных исков о признании его недействительным и о применении последствий недействительности сделки.

                Содержание документа

                В преамбуле, в частности, отмечено, что действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении государственного или муниципального участка земли в собственность или аренду на торгах. При этом упомянуты нормы закона, согласно которым возможно заключение договоров о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду без проведения торгов.

                Как следует из п. 1 Обзора, предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допустимо лишь в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других КФХ или сельскохозяйственных организаций. В целях установления таких лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 39.18 ЗК РФ.

                В п. 2 документа отмечено, что арендатор земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов. В этом случае опубликования извещения о предоставлении земельного участка, предусмотренного ст. 39.18 ЗК РФ, не требуется.

                Согласно п. 3, если арендатор продолжает использование земельного участка, предоставленного в установленном порядке без торгов для ведения сельскохозяйственного производства до 1 марта 2015 г., после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае арендатор вправе обратиться с заявлением о заключении нового арендного договора.

                В п. 4 разъяснен порядок решения вопроса о продаже без проведения торгов в случае, указанном в подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, лицам, арендующим эти участки более трех лет. Для исчисления трехлетнего срока аренды может учитываться не только последний действующий договор аренды, но и предыдущие, последовательно заключенные договоры аренды земельного участка с одним арендатором.

                В п. 5 Обзора отмечено, что трехлетний срок аренды земельного участка, предоставленного для ведения сельскохозяйственного производства, установленный вышеуказанной нормой, в случае продажи участка его арендатору без торгов исчисляется с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных и не устраненных в этот период нарушениях законодательства РФ при использовании участка земли.

                Исходя из п. 6 документа, площадь земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который может быть выкуплен арендатором в порядке подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, определяется с учетом законодательных требований к образованию земельных участков и не ограничена площадью, необходимой для использования недвижимости, правомерно размещенной на таком участке.

                В п. 7 разъясняется, что арендатор, переоформивший право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения, вправе приобрести его в собственность независимо от срока использования участка по договору аренды на условиях, предусмотренных п. 3.2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.

                В следующем пункте отмечается, что земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства в составе земель населенных пунктов, нельзя выкупить на основании подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ после изменения его вида разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки.

                Как следует из п. 9, наличие условий для предоставления муниципального земельного участка, сформированного в счет невостребованных земельных долей, сельскохозяйственной организации или КФХ в собственность или аренду без проведения торгов на основании п. 5.1 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения может подтверждаться любыми относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами

                В п. 10 отмечено, что на торги может быть выставлен только участок земли, сформированный в счет невостребованных земельных долей, право собственности на которые признано за муниципалитетом, а не сами земельные доли (земельная доля).

                Согласно п. 11 документа, выдел земельного участка в счет невостребованных земельных долей и регистрация на него права муниципальной собственности не прекращают договор аренды участка сельскохозяйственного назначения, заключенный участниками долевой собственности до признания права собственности на невостребованные доли за муниципальным образованием.

                В последнем пункте Обзора отмечено, что земельный участок для осуществления сельскохозяйственного производства предоставляется казачьему обществу в аренду без торгов в пределах территорий, установленных законом субъекта РФ, исключительно в целях сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования с учетом потребности такого общества в участке земли.



                Важные ссылки

                Сайт полномочного представителя Президента РФ в ЦФО

                Высший исполнительный орган государственной власти

                Министерства Рязанской области

                • Министерство финансов Рязанской области
                • Министерство промышленности и экономического развития Рязанской области
                • Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области
                • Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области
                • Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области
                • Министерство строительного комплекса Рязанской области
                • Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области
                • Министерство природопользования Рязанской области
                • Министерство по делам территорий и информационной политике Рязанской области
                • Министерство здравоохранения Рязанской области
                • Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
                • Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области
                • Министерство культуры и туризма Рязанской области
                • Министерство физической культуры и спорта Рязанской области
                • Министерство цифрового развития, информационных технологий и связи Рязанской области

                Представительства Рязанской области

                Главные управления Рязанской области

                Государственные инспекции Рязанской области

                Уполномоченный по правам человека в Рязанской области

                Уполномоченный по правам ребенка в Рязанской области

                Уполномоченный по защите правам предпринимателей

                ГСПИ

                Правовой портал Минюст



                Солотча

                Российский инвестиционный форум

                Старосты

                Линия прямой связи для предпринимателей и инвесторов

                Оказание бесплатной юридической помощи

                Прием сведений о запрещенном контенте на Интернет-резурсах

                Формирование комфортной городской среды

                Год добровольца

                Управленческие кадры Рязанской области

                производительность.рф

                ФАДН России

                Фонд РЖС

                ФГБУ ФКП Росреестра

                Единый портал государственных услуг

                Прокуратура разъясняет

                Финансовая культура

                Региональный портал госуслуг

                ТОС

                Инвестиционный портал

                Портал малого и среднего предпринимательства

                Бизнес-портал Рязанской области

                Центр государственной кадастровой оценки Рязанской области

                Бизнес-навигатор МСП

                Корпорация МСП

                Жилье для российской семьи

                Персональные данные.дети

                Работа в России

                ЛПХ ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

                Согласно пункту 13 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат налогообложению доходы физических лиц, получаемые от продажи выращенной в ЛПХ, находящихся на территории Российской Федерации, продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде).

                Указанные доходы освобождаются от налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий:

                - если общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 112-ФЗ;

                - если ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на указанных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.

                Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 112-ФЗ установлено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ, устанавливается в размере 0,5 га.

                Таким образом, в случае превышения физическими лицами, ведущими ЛПХ порогов, установленных Кодексом, доходы от такого вида деятельности подлежат налогообложению в одном из следующих порядков:

                - уплаты налога на доходы физических лиц в установленном порядке;

                В связи с вышеизложенным, обращаем внимание владельцев ЛПХ о необходимости постановки на налоговый учет либо своевременной подачи декларации по налогу на доходы физических лиц.

                Это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке продукции, произведенной своими силами, для удовлетворения своих нужд. Продать яйца, мясо или сало владелец ЛПХ может на рынке, но не в промышленных масштабах. ЛПХ не нужно регистрировать как индивидуальное предпринимательство. Все, что нужно владельцу ЛПХ – вести учет ЛПХ в похозяйственных книгах. ЛПХ ведется гражданами, а также членами их семей. Нельзя привлекать к ведению такого хозяйства третьих лиц.

                Какой минимальный размер земельного участка для ведения ЛПХ?

                Предельный минимальный размер земельного участка, который предоставляется гражданину в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления.

                Что касается максимального размера земельного участка, то его размер не должен превышать 0,5 га. В некоторых случаях максимальный размер участка может быть увеличен.

                — производство с/х продукции осуществляется на участке площадью не более 0,5 га;

                — собственник земельного участка ведет деятельность ЛПХ без наемных работников (самостоятельно, с родственниками либо с совместно проживающими лицами);

                — у гражданина имеются документы, подтверждающие, что реализуемая продукция выращена (переработана) не территории ЛПХ.

                В случае, если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не выполнено, деятельность ЛПХ признается предпринимательской и подлежит регистрации и налогообложению.

                Переход на налоговый режим НПД является одним из возможных вариантов налогообложения ЛПХ, если деятельность подсобного хозяйства признана предпринимательской.

                Сельхозпроизводителю целесообразно использовать НПД в качестве системы налогообложения, по следующим причинам:

                — НПД предусматривает минимальную налоговую ставку (2% или 4% от полученного дохода);

                — самозанятый на НПД освобождается от уплаты страховых взносов за себя;

                — специальный режим НПД не требует подачу в ФНС обязательной отчетности.

                Сельхоз производитель может перейти на уплату НПД и зарегистрироваться в качестве самозанятого лица в случае, если у него нет наемных работников. Если деятельность ЛПХ признана предпринимательской в связи с наличием наемных работников, то применять специальный режим в виде уплаты НПД ЛПХ не может.

                В случае, если деятельность ЛПХ признана предпринимательской (площадь участка – более 0,5 га), при этом собственник ЛПХ удовлетворяет требованиям специального режима НПД, то он может получить статус самозанятого лица.

                После регистрации в качестве плательщика НПД, деятельность ЛПХ облагается налогом по ставке:

                — 4% – если ЛПХ реализует продукцию исключительно физлицам;

                — 6% – если реализация с/х продукции осуществляется как населению, так и организациям и ИП.

                Базой для расчета налога является доход ЛПХ, полученный от реализации сельхоз продукции. Расходы, понесенные в процессе производства (переработки) продукции, в расчете налога не учитываются. Доход от реализации сельхоз продукции включается в налогооблагаемую базу по факту поступления оплаты. Плательщики НПД (в том числе сельхоз производители), имеют право на уменьшение суммы налога, рассчитанной нарастающим итогом, на налоговый вычет в размере 10,00 тыс. рублей на весь период самозанятой деятельности.

                Сумма вычета определяется:

                — 1% — процентная доля налоговой базы при ставке налога 4%;

                — 2% — процентная доля налоговой базы при ставке налога 6%;

                или путем снижения налоговой ставки: с 6% до 4% и с 4% до 3%.

                По итогам календарного месяца ФНС рассчитывает сумму налога к оплате, после чего направляет с/х производителю электронное уведомление (срок – до 12-го числа месяца, следующего за отчетными).

                Срок оплаты НПД для с/х производителей установлен в общем порядке – до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

                Налоговая отчетность для плательщиков НПД законом не предусмотрена.

                Личные подсобные хозяйства – бизнес или нет?

                Если при ведении личного подсобного хозяйства регулярно заключаются сделки купли-продажи с юридическими лицами и физлицами, налоговые органы признают деятельность предпринимательской. В этом случае владелец ЛПХ может зарегистрироваться как самозанятый гражданин.

                Организация личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и реализация произведенной в нем продукции выгодна для граждан, проживающих в сельской местности. Продажа продукции, которая была произведена или переработана при ведении личного подсобного хозяйства, не признается предпринимательской деятельностью. На основании статьи 217 пункта 13 Налогового Кодекса РФ, доходы от реализации продукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах, не облагаются налогами.

                При этом должны соблюдаться условия:

                • максимальная площадь участка не должна превышать 0,5 га в соответствии с пунктом 5 статьи 4 ФЗ №112;

                • владелец ЛПХ должен предоставить в налоговый орган документацию из местного органа самоуправления, которая подтверждает, что продукция выращена или переработана на его ЛПХ;

                • ведение ЛПХ осуществляется без наемных работников.

                п.13 ст. 217 НК РФ. «13) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде).

                Доходы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, освобождаются от налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий:

                — если ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на указанных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.

                Таким образом, в случае превышения физическими лицами, ведущими ЛПХ порогов, установленных пунктом 13 статьи 217 НК РФ, доходы от такого вида деятельности подлежат налогообложению в одном из следующих порядков:

                Рассмотрим пример. Хабибулин Э.Д. ведет с/х деятельность на территории ЛПХ. Деятельность ЛПХ признана предпринимательской (площадь участка – более 0,5 га), в связи с чем с 01.01.2021 года Хабибулин зарегистрировался в качестве плательщика НПД.

                Хабибулин реализует с/х продукцию только физлицам, в связи с чем базовая ставка для расчета налога составляет 4%. Кроме того, Хабибулин имеет право на вычет 10.000 руб. путем уменьшения налоговой ставки до 3%.

                Ниже в таблице отражен расчет НПД, уплаченный Хабибулиным в 2021 году:

                Отчетный периодДоход от реализации с/х продукцииРасчет налога (базовая ставка (4%))Расчет налога (Ставка с учетом вычета (3%))Размер вычета
                янв.2129 800,001 192,00894298
                фев.2125 300,001 012,00759253
                мар.2133 000,001 320,00990330
                апр.2115 000,00600450150
                май.2118 000,00720540180
                июн.2117 500,00700525175
                июл.2116 320,00652,8489,6163,2
                авг.2114 550,00582436,5145,5
                сен.2129 800,001 192,00894298
                окт.2131 500,001 260,00945315
                ноя.2132 300,001 292,00969323
                дек.2115 700,00628471157
                ИТОГО278 770,0011 150,808 363,102 787,70

                В 2021 году Хабибулин использовал 2.787,70 руб. из 10.000 руб. В случае, если в 2021 году Хабибулин сохранит статус плательщика НПД, он может использовать остаток вычета 7.212,30 руб. (в 2021 году и в последующие годы).

                Срок уплаты НПД для собственников ЛПХ

                По итогам календарного месяца ФНС рассчитывает сумму налога к оплате, после чего направляет с/х производителю электронное уведомление (срок – до 12-го числа месяца, следующего за отчетными).

                Срок оплаты НПД для с/х производителей установлен в общем порядке – до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

                Фермерское хозяйство или КФХ – это вид бизнеса, который связан с ведением сельского хозяйства. Он предполагает объединение граждан на добровольной основе, совместно владеющих имуществом и осуществляющих производство сельхозпродукции или ведение смежной деятельности.

                В российском законодательстве допускается возможность получения земель для организации КФХ.

                Что для этого нужно и каковы особенности этой процедуры в России?

                Законодательство


                Деятельность фермерских хозяйств в России регулируется нормами Гражданского кодекса и ФЗ-74 (о КФХ).

                земельный кодекс РФ

                Здесь указывается на возможность владения КФХ индивидуальными предпринимателями и юрлицами, т.е. земля хозяйства может быть в собственности как физических, так и юридических лиц.

                В качестве основных направлений деятельности фермерских хозяйств приводятся: производство и переработка с/х продукции и продуктов животноводства, ее транспортировка, хранение и продажа.

                Участки КФХ могут использоваться для следующих нужд:

                • Растениеводство: выращивание свеклы, картофеля, зерновых, технических, масличных, кормовых культур, табака и пр.
                • Овощеводство, сбор и выращивание грибов, фруктов, винограда, ягод, орехов.
                • Животноводство: разведение овец, КРС, лошадей, мулов, ослов, коз, свиней, птицы, кроликов, оленей, шелкопряда, верблюдов, оленей, пчеловодство, разведение домашних и лабораторных животных, лягушек и червей.
                • Смешанное сельское хозяйство.

                Землей в КФХ могут пользоваться ее члены для выращивания продукции исключительно для внутреннего потребления. Законом это не возбраняется.


                В такой ситуации не требуется регистрация ИП или ООО.

                кадастровые документы на участок

                К имуществу от КФХ могут относится:

                  ;
                • здания и сооружения;
                • хозпостройки (сарай, амбар и пр.);
                • мелиоративные и иные сооружения;
                • рабочий скот и птица;
                • с/х техника и оборудование;
                • инвентарь;
                • машины;
                • иное имущество.


                При этом для некоторых видов деятельности КФХ не требуется выделение участка. Например, если фермеры занимаются переработкой овощей, то они могут делать это в арендованном помещении.

                Кто имеет право на получение

                Право на получение участков под КФХ в России имеют физические или юридические лица. На момент обращения за землей не обязательно регистрировать ООО и ИП (или другую форму собственности).


                Но, если планируется продажа сельхозпродукции, то официальная регистрация бизнеса неизбежно потребуется.

                нежилое помещение на участке

                Организовать КФХ вправе как граждане России, так и лица, у которых нет российского гражданства (иностранцы).

                Участок может быть выделен как в собственность, так и аренду на основании заявления.

                Землю можно арендовать у государства или частного собственника в статусе физлица или компании. В некоторых случаях этот вариант поможет сэкономить немало времени на прохождении всех бюрократических процедур.

                Требования к участку. Виды участков

                покупка земли с домом

                Участки, которые выделяются под крестьянские и фермерские хозяйства, относятся к землям сельхозназначения.

                Они обязательно должны располагаться за пределами населенных пунктов.

                В их состав могут входить различные участки, занятые водоемами, лесами, дорогами, коммуникациями, зданиями и сооружениями.

                Особую государственную защиту в рамках с/х земель приобретают особо ценные сельскохозяйственные угодья.


                Это земли, кадастровая стоимость которых на 10% выше среднемуниципального уровня; угодья ОПП и НИИ, искусственно орошаемые или осушаемые земли.

                Участок земли в КФХ является неделимым: собственники имеют право на долю в нем без выдела ее в натуре. Разделить землю можно в случае прекращения работы КФХ.

                Выделенный под КФХ участок должен использоваться по своему целевому назначению.

                использование земельного участок

                К видам сельхозземель по их возможному использованию можно отнести:

                • птицеводческие,
                • овощеводческие,
                • садоводческие,
                • цветоводческие,
                • пчеловодческие,
                • рыбоводческие,
                • виноградарские, охотничьи угодья,
                • для создания форелевого хозяйства,
                • сенокошения и выпаса скота,
                • создания защитных лесных насаждений.


                Каждый субъект вправе самостоятельно определять предельное значение размера передаваемых земель.

                Процедура получения

                документы для получения участка

                Для граждан предусмотрены несколько способов получения земли под КФХ. Среди них:

                • проведение аукциона по инициативе муниципальных властей или федеральных, если земли в госсобственности;
                • проведение торгов по инициативе граждан с правом выкупа участка в собственность;
                • выделение земли в аренду без торгов для льготников;
                • аренда без торгов на не состоящие на кадастровом учете участки (упрощенная схема).

                При получении земли необходимо пройти несколько этапов.

                Подбор подходящего участка

                земля сельхозназначения

                Для получения земли под КФХ для начала нужно подобрать оптимальный участок. Это можно сделать 3-мя способами:

                • Путем обращения в муниципалитет и уточнения информации о свободных землях.
                • Администрация должна предложить арендатору несколько вариантов на выбор.
                • Через участие в открытых торгах, информацию о которых можно найти на специализированных электронных ресурсах или в местных СМИ.
                • Самостоятельно найти землю через официальный сайт Росреестра (если на Дальнем
                • Востоке это будет сделать весьма просто, то в Московской области -практически невозможно).

                После выбора участка можно обращаться в администрацию за одобрением.

                Подача заявление на выделение участка

                Для выделения участка гражданам нужно подать заявление в местную администрацию или уполномоченные органы власти.

                земля сельскохозяйственного назначения

                В нем указывается следующая информация:

                • для каких целей планируется использовать целей;
                • полномочия лица, который подает заявление (например, глава КФХ);
                • условия передачи земель в собственность (платно или бесплатно);
                • факты, которые подтверждают необходимость выделения запрашиваемой площади земли (численность КФХ, объемы производства);
                • заключенное соглашение об организации КФХ.


                Если участок планируется арендовать на какой-либо небольшой срок, то в заявлении указываются конкретные временные рамки.

                На рассмотрение поступившей заявки у администрации есть ограничения по времени. Если речь идет о получении земли в собственность или аренду, то это 14 дней. Для рассмотрения проекта по установке границ этот срок не более месяца.

                Если планируется заключение договора купли-продажи или аренды, на его подготовку будет не более недели.

                Проведение торгов по выбранному участку


                В большинстве случаев другие желающие все же находятся, и стоимость аренды может существенно возрасти.

                Постановка участка на кадастровый учет

                документы для получения участка

                В случае получения предварительного одобрения от администрации заявителю необходимо из собственных средств произвести работы по межеванию территории и постановке участка на кадастровый учет. В некоторых регионах расходы возьмет на себя администрация.

                Кадастровый инженер проведет границы участка, топографическую съемку и оформит документацию. С полученными бумагами необходимо обратиться в Росреестр для оформления кадастрового паспорта.

                Стоит отметить, что если в предоставлении земель в конечном итоге откажут, это не будет являться основанием для возврата затрат на оформление участка.

                Заключение договора

                После вынесения решения в пользу заявителя КФХ, администрация заключает договор купли-продажи или аренды. При оформлении аренды на срок более года документ подлежит обязательной регистрации в Росреестре.


                В договоре прописываются все нюансы использования участка: размер аренды, возможность последующего выкупа земли, права и обязанности сторон.

                По завершении действия договора у сторон есть несколько вариантов: расторгнуть его, пролонгировать или выкупить в собственность (если есть такая возможность).

                Переоформление земли в собственность КФХ

                оформление документов

                Указанный этап не является обязательным.

                Но Земельный кодекс предусматривает возможность выделения земли под КФХ в безвозмездную аренду с последующим переоформлением ее в частную собственность при условии использования по целевому назначению в течение 5 лет.

                Возможно также выкупить землю у государства практически за бесценок после окончания аренды (если договор это позволяет).

                Возможные причины для отказа

                Государственные структуры могут отказать заявителю в предоставлении земли. Как правило, в числе причин для отказа значатся:

                • запрашиваемая площадь участка превышает границы, установленные государством;
                • неполная комплектность представленной документации;
                • в документах были выявлены неточности и несоответствия;
                • участок обременен правами третьих лиц.

                Стоит учитывать, что на уровне субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные требования к заявителям и документации. Все нюансы стоит уточнять у местных властей.


                Необоснованный отказ всегда можно обжаловать в судебном порядке.

                отказ от приватизации последствия

                Узнайте все про признание недействительным договора купли продажи земельного участка в нашем материале.

                Какие последствия у вас будут в случае вашего отказа от приватизации? Наша статья как раз об этом!

                Как правильно оформить расторжение договора дарения вы прочтете по ссылке.

                Возможности застройки

                На территории земель КФХ допускается возможность застройки. В частности, здесь можно построить различные здания несельскохозяйственного предназначения: жилые, рекреационные и промышленные постройки. При этом площадь всех строений не должна занимать более 30%.

                Процент застройки регламентируется сложившейся местной практикой и проектом застройки, утвержденным муниципалитетом.

                расторжение предварительного договора

                Жилые дома высотой не более 3 этажей допускается не только официально зарегистрировать, но и прописаться здесь. Для этого нужно указать причины, которые требуют постоянного нахождения фермера на территории КФХ. Это, например, кролиководство и птицеводство (кролики и птицы требуют постоянного ухода).

                Возможность застройки земель КФХ опирается на нормы Гражданского кодекса, в котором указывается на необходимость соблюдения градостроительных, санитарных, пожарных и строительных нормативов при возведении постройки.

                В Земельном кодексе также прописано право на возведение жилых и иных строений собственниками участков.


                В законе о КФХ подчеркивается, что на землях сельхозназначения допускается строительство различных сооружений по желанию собственника.

                При возведении капитальных строений обязательно предварительно получить разрешение на строительство. Порядок его оформления содержится в Градостроительном кодексе.

                расторжение ипотечного договора

                Тогда как некапитальные строения можно построить без получения дополнительных разрешений. Это, например, бытовка, навес, сарай и пр. Их оформление в Росреестре не обязательно.

                Таким образом, россияне могут рассчитывать на получение в аренду или собственность земли для развития фермерско-крестьянского хозяйства. Под эти цели выделяются земли сельхозназначения, предназначенные для животноводства, растениеводства, овощеводства или смешанных форм деятельности.

                Максимальный размер участка зависит от количества членов КФХ и региональных нормативов. Землю может получить любой россиянин или нерезидент РФ в статусе физического или юридического лица. Для получения участка нужно обратиться в местный уполномоченный орган с заявлением. Земля будет предоставлена на общих основаниях по результатам торгов. При немотивированном отказе в выделении надела земли его можно опротестовать.

                Читайте также: