Сделка купли продажи квартиры через нотариуса как происходит

Обновлено: 15.05.2024

Содержание

Сделка купли-продажи квартиры — что это?

Это процесс перехода жилья от одного собственника к другому. В оформлении участвуют продавец квартиры, покупатель и их представители — агенты по недвижимости. Задача агента — не просто подготовить договор и уладить вопрос с документами, но и проверить их, чтобы потом у нового владельца не возникло проблем с правом собственности.

Сделка по недвижимости не совершается в один день. Это длительный процесс, который состоит из 8 этапов и занимает от 10 рабочих дней до нескольких месяцев. Риелтор Мария Нефедова рассказала нам, из каких этапов состоит сделка купли-продажи недвижимости и что должен делать агент на каждом этапе.


Читать по теме
Как написать объявление о продаже недвижимости

Алгоритм сделки купли-продажи квартиры

Порядок действий при купле-продаже квартиры начинается с определения юридического статуса объекта и заканчивается передачей ключей новому владельцу.

Определяем юридический статус квартиры

Юридических статуса жилья всего два:

К вторичному жилью относятся все квартиры и дома, на которые хоть раз устанавливалось право собственности.

Определить юридический статус жилья риелтору нужно, чтобы оценить для себя объем работы и понять, что делать дальше: с каким продавцом заключать договор купли-продажи, какие документы готовить и как проверять сделку на чистоту.

Проверяем юридическую чистоту квартиры

Перед заключением договора купли-продажи необходимо проверить собственника и юридическую чистоту объекта.

1. Проверяем собственника квартиры. Это важный пункт, так как на рынке недвижимости все еще остается немало мошенников.

Что необходимо проверить:


— При проверке документов обращайте внимание на срок владения жильем. Лучше, чтобы он превышал 3 года. Так как 3 года — срок исковой давности по оспариванию наследства. Бывают такие ситуации, что мошенник, узнав о смерти одинокого гражданина, подделывает свидетельство о рождении и выдает себя за ребенка умершего. С этими поддельными документами он идет к нотариусу и вступает в наследство. Вместе с тем он понимает, что в любой момент могут возникнуть реальные наследники, и старается поскорее избавиться от недвижимости.

  • Наличие несовершеннолетних собственников квартиры. Чтобы проверить законность прав на продажу жилья в этом случае, нужно подать запрос в органы опеки и попечительства. Именно они выдают разрешения на сделку.

Что можно узнать из выписки или справки:

  • подробную информацию о квартире: адрес, площадь, этаж, когда и кем был построен дом;
  • количество собственников квартиры;
  • историю перехода прав собственности;
  • наличие обременений.

Справку нужно заказывать непосредственно в БТИ и ждать около 10 дней. А выписку можно получить двумя способами: по заявлению через МФЦ или через онлайн-заявку. В первом случае придется ждать 3-5 рабочих дней, а электронную справку можно получить за несколько часов.

  • правоподтверждающие — подтверждают право собственности на квартиру;
  • правоустанавливающие — в них указано, на основании чего квартира находится в собственности продавца.

К правоподтверждающим документам относятся:

  • Свидетельство на право собственности — выдавалось при оформлении жилья в собственность с 1998 по 2016 год;
  • Регистрационное удостоверение из БТИ — выдавалось до 31 января 1998 года;
  • Свидетельство о собственности на жилище — выдавалось московским правительством в 90-е годы во время приватизации.

К правоустанавливающим документам относятся:

  • договор купли-продажи;
  • договор передачи жилья в собственность;
  • свидетельство о праве на наследство;
  • договор дарения;
  • договор мены;
  • договор ренты;
  • справка ЖСК о выплате пая;
  • договор долевого участия;
  • решение суда.

Что еще нужно проверить перед покупкой квартиры? Юрист по недвижимости Алексей Малаев советует также смотреть на следующие документы:

  • Справка об отсутствии задолженности. Из нее вы поймете, висят ли на квартире задолженности по коммунальным платежам. Справку можно получить в ЖЭКе. Обратите внимание на платежи по взносам на капитальный ремонт — как правило, именно их не оплачивают чаще всего.
  • Выписка из лицевого счета. Из этой выписки вы узнаете, кто на данный момент прописан в квартире, а также есть ли долги по квартире. Документ можно получить в МФЦ.

Риелтор Елена Моштакова советует проверять в документах соответствие паспортных данных владельца из правоустанавливающих документов с фактическим адресом, который прописан в паспорте собственника.


— Если в документах найдены несовпадения, то их нужно менять. Как-то при подготовке к сделке я увидела несоответствие фактического адреса и адреса в свидетельстве о праве собственности. Оказывается, несколько лет назад улицы были переименованы, но жильцы об этом не знали. Чтобы привести документы в порядок, им пришлось менять гражданские паспорта, и только после этого вносить изменения в свидетельство о праве собственности.

Заключаем предварительный договор купли-продажи

Заключать его нужно в том случае, если покупатель пока не готов заключить основной договор, но уже точно определился с квартирой. Если у него нет всей суммы в наличии или не готовы документы, то по предварительному договору он забронирует квартиру и выкупит ее позже — в срок, предусмотренный договором.


— Риелтор должен разъяснить обеим сторонам условия договора и ответственность за их несоблюдение, которая предусмотрена статьей 429 ГК РФ. Когда агент убедился, что покупатель и продавец согласны с условиями договора, только после этого он может давать документы на подпись.

Во время заключения договора покупатель должен внести задаток за квартиру в сумме 5-10% от общей стоимости жилья. Она закрепляет квартиру за покупателем, а собственнику гарантирует продажу.

На получение задатка риелтор составляет дополнительное соглашение, в котором указывает стоимость квартиры и сумму внесенного задатка. Если после заключения предварительного договора купли-продажи клиент передумает покупать квартиру, то задаток ему не возвращается.


Читать по теме
Работа с конфликтными клиентами: 7 правил и 30 стоп-слов

Запрашиваем у продавца документы для регистрации сделки

  • паспорт собственника;
  • кадастровый паспорт и техпаспорт объекта;
  • правоустанавливающие документы;
  • справка о составе семьи;
  • документ, подтверждающий отсутствие налоговой задолженности;
  • справка об отсутствии долга за услуги ЖКХ;
  • согласие всех собственников на продажу квартиры;
  • согласие второго супруга;
  • разрешение отдела опеки, если собственник несовершеннолетний.

Отсутствие хотя бы одного из этих документов приведет к отказу в регистрации.

Чтобы не потерять этот список, его лучше хранить не в записной книжке, а в специальной программе вместе с данными клиента и копиями документов. Для этого подойдет CRM-система, где список можно закрепить в виде чек-листа и открывать его в один клик. Посмотрим, как это выглядит на примере облачного сервиса S2 CRM.

При настройке достаточно один раз прописать весь список документов и закрепить его за соответствующим этапом сделки. Тогда он автоматически будет появляться внутри карточки сделки при ее переводе на этот этап.

Незаполненный чек-лист в карточке сделки в S2 CRM.

Чек-лист в карточке сделки в S2 CRM.

Чтобы не запутаться и видеть, какие документы клиент предоставил, а какие нет, достаточно просто поставить галочку в чек-боксах напротив соответствующих пунктов. Они тут же будут перечеркнуты, и риелтор сразу увидит, сколько еще документов осталось запросить у клиента.

Частично заполненный чек-лист в карточке сделки в S2 CRM

В S2 CRM удобно отмечать имеющиеся документы в один клик.

Вы риэлтор, и вам надоело тратить время на рутину?

Автоматическая выгрузка объявлений, парсинг объектов, создание документов по шаблону, запись звонков и отправка sms.

Подписываем договор купли-продажи

Отсутствие хотя бы одного из пунктов влечет за собой недействительность сделки. Кроме того, Ольга советует включить в договор дополнительные два пункта, которые не являются обязательными, но помогают найти решение в спорных ситуациях:

  • семейное положение продавца и покупателя на момент заключения сделки. Это поможет избежать претензий супругов на квартиру после заключения договора. Если на продавец укажет, что женат, тогда он обязан предоставить согласие супруги на продажу недвижимости, или сделка не состоится;
  • обязательства продавца вернуть деньги в случае претензий третьих лиц на объект.

Есть еще несколько организационных моментов при составлении договора, о которых должен знать каждый риелтор.


— К важным моментам оформления договора купли-продажи можно отнести следующие:

  • название договора купли-продажи должно соответствовать его сути;
  • подписывать договор нужно только синей шариковой ручкой, так как черная похожа на копию, а гелевая быстро выцветает;
  • нумерация пунктов должна быть строго последовательной;
  • в тексте не должно быть помарок и пятен;
  • листы договора необходимо сшить или пронумеровать, а также подписать каждую страницу обеими сторонами сделки.

Оплачиваем госпошлину и регистрируем право собственности

  • квартира или частный дом для физического лица — 2000 рублей;
  • дом вместе с участком для физлица — 2350 рублей;
  • дом или квартира для юридических лиц — 22000 рублей.

Главное условие при оплате госпошлины — платить должен участник сделки. Если в квитанции будет указано третье лицо, то ее придется оплачивать повторно.

Документы на регистрацию подают все участники сделки. Для перехода права собственности потребуется:

  • весь пакет документов продавца, собранный после подписания предварительного договора купли-продажи;
  • договор купли-продажи;
  • передаточный акт;
  • документы, удостоверяющие личность покупателя.

Задача агента — проконтролировать, чтобы все документы были заполнены правильно и убедиться, что специалист отдела регистрации их принял.

По данным портала Consultator, подать пакет документов на регистрацию можно через МФЦ или сразу в Росреестр. Разница в сроках ожидания: через МФЦ готовые документы придется ждать на 2 дня дольше.


Читать по теме
Новые технологии в недвижимости: топ-5 сервисов

Получаем свидетельство о регистрации нового владельца

Через 10 дней после подачи документов покупатель сам получает в Росреестре выписку из ЕГРН с новыми данными. Задача агента — проконтролировать, чтобы в выписке не было допущено ошибок. Агент может и самостоятельно получить выписку, но только с генеральной доверенностью от покупателя.

После получения документов на право собственности агент контролирует передачу ключей новому владельцу. Как только ключи получены, покупатель выплачивает агенту комиссионные, сумма которых указана в договоре на оказание риелторских услуг. На этом сделка считается завершенной.

Перед тем, как приступить к покупке или продаже недвижимости, риелтор должен изучить порядок сделки купли-продажи квартиры и выяснить все тонкости, которые касаются документов. Не зная правил и порядка проведения купли-продажи квартиры, агент рискует затянуть сделку на несколько месяцев или вовсе оставить клиента без квартиры. Чтобы лучше разобраться в тонкостях проведения сделки, научиться находить клиентов и получать высокие комиссионные, читайте советы экспертов в нашем блоге .

Автор: Дарья Милакова

Пользуйтесь S2 CRM семь дней бесплатно

За это время вы поймете, подойдет ли CRM для вашей компании: как работает IP‑телефония, e-mail и sms-рассылки, удобно ли ей пользоватся сотрудникам.

В большинстве случаев для сделок с недвижимостью нотариус не нужен. Закон определяет только несколько ситуаций, когда без его подписи и печати никуда. Задачи нотариуса – сделать сделку безопасной и обеспечить правовую чистоту. В каких случаях стоит обязательно обращаться к нотариусу, чтобы избежать проблем и не лишиться прав на купленную квартиру, читайте в материале.

kogda-pri-sdelkakh-s-nedvizhimostyu-nuzhen-notarius

Объект недвижимости в общей долевой собственности

Для продавца: Свою долю в квартире или все жилье целиком невозможно продать без удостоверения сделки нотариусом. Владельцы остальных долей должны как-то отреагировать: отказаться от приоритетной покупки или дать согласие на продажу. На подписание согласия должны явиться к нотариусу все дольщики. Правило касается также дарения долей. Исключение – если в квартире продаются все доли одновременно через один договор купли-продажи. В этом случае нотариус не понадобится.

Для покупателя: Иметь дело с нотариусом придется покупателям, которые состоят в браке. Супруги автоматически по закону становятся владельцами совместной собственности. Документ купли-продажи будет частично иметь элементы брачного договора, а он требует нотариального заверения.

когда нотариус нужен при сделке

Квартира в собственности у разведенных супругов

Довольно типичная ситуация: супруги давно развелись, кто-то один остался жить в общей квартире и вдруг решил ее продать. Договор купли-продажи в такой ситуации заверять у нотариуса не нужно, а вот согласие супруга продавца – обязательно.

Супруги делят общее имущество

Чтобы разделить общее имущество, нажитое в браке, необходимо составить специальное соглашение. Его-то и удостоверит нотариус, как того требует семейное законодательство.

когда нужен нотариус на сделках

Владелец доли или квартиры – несовершеннолетний

Поход к нотариусу неизбежен, если вся квартира либо часть ее принадлежит ребенку. И тут не важно, подарили ему эти квадратные метры, отдали в наследство или же он получил долю при покупке жилья по материнскому капиталу. Нотариус обязан проверить, будут ли соблюдены права ребенка при продаже. А заодно закон требует, чтобы продавец получил еще и разрешение органов опеки и попечительства.

когда нужен нотариус

В сделке присутствует недееспособный человек

Эта ситуация перекликается с предыдущей. Опекун не может просто так взять и продать квартиру человека, который признан недееспособным. Оформление таких сделок с недвижимость у нотариуса – необходимость. Согласие органов опеки и попечительства тоже предстоит получить, иначе сделку могут признать недействительной.

Купля-продажа жилья проходит по доверенности

Бывает, что продавец или покупатель не могут лично участвовать в купле-продаже квадратных метров. Тогда на кого-нибудь из круга знакомых оформляют доверенность. И этот документ обязательно должен иметь нотариальную форму. Без удостоверения нотариуса регистрация сделок с недвижимостью по доверенности запрещена – Росреестр не примет пакет документов.

kogda-pri-sdelkakh-s-nedvizhimostyu-nuzhen-notarius

Квартира продается или передается по договору ренты

Договор ренты представляет собой соглашение, по которому хозяин отдает жилье за единовременную небольшую сумму, ежемесячные выплаты, пожизненное иждивение или просто уход за собой. На такой шаг обычно идут пожилые люди. Они подписывают соглашение, что квартира достанется после их смерти тому, кто будет платить им деньги или ухаживать. Раньше забрать себе жилье не получится, на него накладывается обременение.

Договор ренты регистрируют у нотариуса. Причем, в нотариальную контору хозяин квартиры должен явиться сам, чтобы подтвердить, что он добровольно готов подписать бумаги.

Нужно вступить в наследство

Если кто-то оставляет вам наследство, факт должен подтвердить нотариус. И не просто подтвердить, ему нужно завести наследственное дело, определить наследника, затем выдать свидетельство о праве на квартиру.

kogda-pri-sdelkakh-s-nedvizhimostyu-nuzhen-notarius

В сделку привлекают ипотечные средства

Нотариус необходим при следках с участием ипотеки, только если фигурирует долевая собственность. Это может произойти в нескольких случаях:

    , и для этого нужно составить отдельный договор на ипотеку. Его придется завизировать у нотариуса, если квартира в долевой собственности (например, поделена между членами семьи).
  • Вы хотите взять ипотечный кредит, но требуют залог. Можно заложить имеющееся жилье. И если у этого жилья несколько владельцев, то ипотечный договор отправляется к нотариусу.
  • Вы собираетесь выкупить последнюю долю в своей квартире и стать единственным ее владельцем. Свободных денег нет, придется брать ипотеку. При этом в залог нужно будет отдать всю квартиру. Предметом купли-продажи является доля, поэтому ипотечный договор требует нотариального удостоверения.

nuzhen-notarius

Мало времени и нужна безопасность

Да, удостоверяются далеко не все сделки с недвижимостью у нотариуса. Но его помощь не помешает, если хочется сэкономить время и обезопасить себя от мошенников. Процедура пройдет быстрее и легче.

Например, нотариус при сделке купли-продажи недвижимости сам проверит юридическую чистоту: выяснит, соблюдены ли права всех собственников жилья, действительно ли доверенность выдана продавцом, а не кем-то еще, есть ли несовершеннолетние владельцы долей и т.д.

Важно! Если вы хотите дополнительно подстраховаться и проверить юридическую чистоту, можете заказать выписку из ЕГРН. Быстро и не выходя из дома это позволяет сделать ресурс ЕГРН.Реестр.

nuzhen-notarius

Специалист нотариальной конторы сэкономит время на получение права собственности на квадратные метры. Если он отправляет пакет документов в Росреестр, то процедура передачи прав занимает всего до 3 дней, тогда как обычно она растягивается на 5 суток.

Еще один плюс – можно воспользоваться депозитом нотариуса при сделках с недвижимостью. Для продавца это самый безопасный способ получить деньги за проданную квартиру. Средства от покупателя поступают на депозит и хранятся там до тех пор, пока Росреестр не зарегистрирует право собственности. Только тогда нотариус отдаст деньги.

По вашему запросу ничего не найдено

Найдено объектов


Подписаться


Если вы хотите внести задаток, то нужно заключить предварительный договор купли-продажи, между покупателем и продавцом, на основании чего стороны обязуются в будущем заключить договор купли-продажи квартиры. Как правильно оформить и какие есть подводные камни мы вам расскажем в этой статье.

Сегодня имеется несколько способов проведения сделки. У каждого есть свои плюсы и минусы, поэтому настоятельно рекомендуем ознакомиться с ними внимательно!

Процесс заключения договора купли-продажи квартиры достаточно сложный и требует особого внимания. Продавец должен продумать последовательность действий, рассмотреть все возможные риски и тонкости, также заранее подготовить все необходимые документы.

Документы, необходимые для купли-продажи квартиры в 2021 году

    (подтверждает право собственности).
  1. Согласие на продажу квартиры от супруга (если вы состоите в браке).
  2. Доверенность (если нет собственника на сделке).
  3. Разрешение органов опеки и попечительства (если собственник квартиры (или ее доли) несовершеннолетние дети)
  4. Справка об отсутствии задолженности за квартиру.
  5. Паспорт (двух сторон)

Если за владельцем числятся долги, прилагается справка, выданная Федеральной Налоговой Службой.

Примите во внимание, что во время подготовки основного пакета документации, могут потребоваться дополнительные бумаги. Это увеличивает время сбора справок.

Важно! Сегодня единственным документом подтверждающим право собственности на жилье, является выписка из ЕГРН, вы можете заказать выписку из ЕГРН у нас на сайте, в электронном виде (от 10 минут до 24 часов), что ускорит процесс заключения сделки, если заказывать справку в МФЦ то потребуется 5 рабочих дней.

Самостоятельно

Самостоятельное оформление требует знаний, пункты должны быть оформлены правильно, чтобы сделку не аннулировали. Наш сервис с помощью юристов подготовили шаблон договора купли-продажи квартиры, которые наиболее полно описывают все нюансы заключения сделок. Документы универсальны и защищают права всех участников сделки.

Нотариус

Обратившись к нотариусу, клиенты могут не принимать активное участие в процессе, всю работу сделает представитель.

Куда подаются документы?

Чтобы оформить договор купли-продажи квартиры через МФЦ помимо стандартной процедуры (составление и подписание соглашения), стороны сделки (продавец-покупатель) берут талоны и ждут своей очереди в МФЦ (процедура платная и не в каждом городе РФ предоставляется).

После этого, одна сторона – старый владелец – пишет заявление на отчуждение прав, а новый владелец – на приобретение прав собственности на квадратные метры.

Порядок оформления договора

Для того чтобы сделка была признана действительной и не подлежали аннулированию, рекомендуется придерживаться такого порядка оформления договора:

1. Сбор документации. Это первый этап, с которого рекомендуется начать. Помните, у вас должны быть готовы как основные, так и дополнительные документы.

2. Обращение в Росреестр или МФЦ. Здесь нужно получить свидетельство о праве собственности (сегодня это выписка из ЕГРН, вместо свидетельства).

3. Подписание договора. Первоначально подойдет предварительный договор купли-продажи квартиры, который означает, что в будущем обе стороны согласны на заключение сделки.

4. Оформление акта приема-передачи квартиры по договору купли-продажи. Это означает, что продавец предъявил все справки, документально сделка была оформлена верно, а покупатель согласен со всеми условиями.

5. Расчет. Покупатель передает продавцу ранее оговоренную и прописанную в соглашении сумму за недвижимое имущество.

Для того чтобы сделка была признана законной, документация должна пройти юридическую экспертизу. Завершающими этапами порядка оформления договора являются прохождение гос. регистрации и передача новому владельцу доступа к недвижимости.

Вы можете заказать комплексную проверку недвижимости с юридическим заключением + проверка собственника.

Проверка собственников

Чтобы проверка прошла законно и успешно, нужно обратиться в ЕГРН, где будет выдана выписка. Как правило, справка предоставляется продавцом.

Выписка нужна для понимания, сколько владельцев у предлагаемой недвижимости. Если их два и больше, покупатель может скрыть этот факт, а после завершения сделки у нового владельца возникнет множество проблем.

Обратившись в Единый Реестр можно получить два вида документов:

1. Упрощенный вариант, где будут прописаны основные характеристики квартиры, кто является владельцем.
2. Расширенный вариант, где прописано, кто раньше был владельцем жилья, кто является нынешним хозяином (Выписка из ЕГРН о переходе прав)

Для чего проверяется жилой объект?

1. Недвижимость, взятая в ипотечный кредит. Если жилые метры были взяты в ипотеку и последний платеж прошел недавно, лучше не торопиться со сделкой, по кредиту может остаться задолженность, а информация в Единый Реестр еще не поступила.
2. Дарственная или наследство. Если с момента получения дарственной или вступления в наследство прошло меньше полутора лет, не торопитесь со сделкой.
3. Перепланировка.

Все жильцы добровольно должны быть выписаны, без добровольного согласия выписать можно только по решению суда.

Основные условия договора

Соглашение оформляется на простом и понятном для сторон языке, все нюансы прописываются отдельным пунктом. Если есть сомнения, проконсультируйтесь с юристом.

В соглашении нужно прописать паспортные данные сторон, информацию о жилом объекте, сумме , и как будут передаваться денежные средства

Кем регистрируется договор?

Первоначально регистрируется договор купли-продажи квартиры в Росреестре/МФЦ

Кем регистрируется договор и как это выглядит на практике:

1. Обращение в банк для резервирования депозитных ячеек.

3. Обращение в Росреестр/МФЦ.

Сколько стоит оформить договор купли-продажи квартиры?

Это актуальный вопрос для обеих сторон. Расходы делятся на основные и дополнительные. Сколько стоит оформление? Основные расходы – уплата денежного сбора, установленного государством. Второстепенные – если оформляется договор купли-продажи у нотариуса, в процессе принимает участие юридический эксперт, риелтор.

Специалисты рекомендуют обращаться к юристам, которые подскажут, как правильно оформить договор купли-продажи квартиры, какие справки потребуются.

Примите во внимание, нотариус оформляет договор купли-продажи квартиры в том случае, если сделка с долями или с особами, расторгнувшими брак, несовершеннолетними.

Вы можете бесплатно, самостоятельно оформить любой договор на недвижимость, мы подготовили на всею случаи образцы документов для сделок с недвижимостью.

Что если оформить сделку без участия риелтора/нотариуса?

Первое правило самостоятельной продажи – внимательность. Не нужно делать поспешных выводов и поступков. Если продавец просит оставить задаток, сумма не должна превышать 100 тыс. руб. Такой процесс передачи денег сопровождается распиской. Проверяйте документацию, особенно, если покупка у застройщика.

При покупке жилого объекта в ипотечный кредит, сначала нужно обговорить нюансы с представителем банка. Если продавец не вызывает доверия, можно проверить информацию о недвижимости, сделках, проводимых до этого, сделать запросы в соответствующие органы. Можно договориться о составлении предварительного соглашения, в таком договоре рекомендуется указать обязанности сторон, способ передачи документов, денег и все основные нюансы сделки.

Внимание! Мы настоятельно рекомендуем проверить недвижимость перед заключением договора. Первое и самое главное, это справка из ЕГРН, потом уже можно комплексно проверить недвижимость с помощью нашего сервиса, c заключением опытных юристов и полной проверкой собственника.

Купля-продажа с участием родственников

Нет разницы, кто выступает продавцом – брат, сын, муж или стороннее лицо. Процедура оформления для всех одинаковая. Если оформление происходит с участием родственником, то процедура считается формальной, ведь при передаче стороннему лицу от него продавец потребует деньги, а при передаче родственнику – нет.

Купля-продажа с участием родственников – сделка, заменяющая завещание, дарение. Образец договора купли-продажи квартиры можно посмотреть на сайте.

Новые правила продажи квартиры

Перед тем, как начать оформлять документацию, собирать справки, делать запросы, рекомендуется ознакомиться с основными требованиями, регламентирующими законом. Ознакомиться с нововведениями нужно не только продавцу, но и покупателю. Это поможет контролировать процесс сделки, сделает ее законной и прозрачной.

При владении квадратными метрами на протяжении 5 лет, продавец оплачивает налог в сумме 13% от общей стоимость недвижимого имущества. Раньше этот срок составлял 3 года.

Если квартира – это собственность, нажитая в браке, документы оформляет лицо, имеющее право удостоверять юридические документы. Если продается доля, сделка проводится через нотариуса.

Здравствуйте. Для оформления всей сделки купли-продажи квартиры нотариус составит и удостоверит договор, затем подаст его на регистрацию в МФЦ или Рег.палату. Дополнительные услуги — оформление нотариального согласия супруга(и) на продажу и расчет через депозит нотариуса. По каждой услуге я подробно расписала сколько она стоит.

(чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)

Инфографика о стоимости услуг нотариуса в сделке купли-продажи недвижимости

Услуга №1 — Составление и удостоверение договора купли-продажи

ВАЖНО: Размер тарифа зависит от того, обратились ли участники сделки к нотариусу в обязательном порядке или по собственному желанию. Поэтому сначала внимательно прочтите — в каких случаях обязательно заверяется договор купли-продажи квартиры, а в каких нет. Данная услуга зависит от ситуации.

Если договор купли-продажи заверяется в обязательном порядке

  • А) Составление договора – от 3 000 до 9 000 рублей . Это называется услуги технического и правового характера. В каждом регионе цена за составление различается, потому что она не определена законом. Ее устанавливает местная нотариальная палата на общем собрании. К тому же цена меняется каждый год. Например, на момент написания статьи в Москве – 6 000 рублей, в Санкт-Петербурге – 4 800 рублей, в Архангельске — 8 800 рублей.
  • Б) Нотариальное удостоверение (заверение) договора — 0,5% от суммы сделки (пп. 5 п. 1 ст. 333.24 НК РФ). Сумма сделки — это цена квартиры, о которой продавцы и покупатели договорились между собой и укажут в договоре. Иногда нотариусы считают с кадастровой стоимости — подробнее.

Стоимость удостоверения также имеет рамки — она должна быть не менее 300 и не более 20 000 рублей.

Пример №1 : Семья Ивановых имеет квартиру в Москве. Когда купили ее с использованием мат.капитала, поэтому в квартире есть доли их двух несовершеннолетних детей — по 1/7. Они решили продать квартиру и нашил покупателей. Стоимость квартиры — 5,3 млн руб. В их случае нотариус обязателен. За составление договора нотариус взял с них 5 400 руб., а за его удостоверение — хоть 0,5% * 5,3 млн = 26 500 руб., нотариус взял только максимальные по закону 20 000 руб. Всего 25 400 руб.

Пример №2 . Наталья, Кристина и Артем имеют по 1/3 доли квартиры в Самаре. Артем является недееспособным. Они решили продают квартиру за 2,7 млн руб. и нашли покупателей. За составление договора заплатили нотариусу 5 000 руб. За его удостоверение — 0,5% * 2,7 млн = 13 500 руб. Всего 18 500 руб.

Если договор заверяется по собственному желанию

(не предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение)

  • А) Составление договора – от 4 000 до 11 000 рублей. Это называется услуги правового и технического характера. В каждом регионе цена за составление различается, потому что она не определена законом. Ее устанавливает местная нотариальная палата на общем собрании. К тому же цена меняется каждый год. Например, на момент написания статьи в Москве – от 8 000 рублей, в Санкт-Петербурге от 6 000 рублей.
  • Б) Нотариальное удостоверение (заверение) договора — определенный % от суммы сделки или кадастровой стоимости квартиры (п. 1 ст. 22.1 Основ о нотариате). Во-первых, НОТАРИУС ВОЗЬМЕТ % С ТОЙ СТОИМОСТИ, КОТОРАЯ ВЫШЕ. Сумма сделки — это стоимость, о которой покупатели и продавцы договорились между собой и указывают в договоре. Кадастровую стоимость легко узнать по ссылке — инструкция.

Во-вторых, размер % зависит от суммы сделки/кадастровой стоимости квартиры + являются ли продавцы и покупатели друг другу близкими родственниками. В каждом разделе ниже я вставлю примеры для лучшего понимания.

    Когда покупатели и продавцы являются друг другу близкими родственниками

То есть собственники продают квартиру своим родителям, детям, внукам, супругу.

  • — Если сумма сделки/кадастровая стоимость квартиры до 10 млн руб., заверение договора стоит 3 000 руб. + (0.2% * сумма сделки/кадастровая стоимость).
  • — Если сумма сделки/кадастровая стоимость квартиры больше 10 млн руб., то 23 000 руб. + (0.1% * (сумма сделки/кадастровая стоимость — 10 млн)). Максимальная стоимость удостоверения здесь — 50 000 рублей.

Пример №1 : У супругов Оксаны и Артема имеется квартира в Санкт-Петербурге, оформленная ими в совместную собственность на двоих. Они решили продать квартиру своим внукам — Ивану и Ольге, т.е. близким родственникам. Они обратились к нотариусу, хоть он и необязателен в их случае. Договорились о цене квартиры в 4,9 млн рублей, которую и укажут в договоре. Кадастровая стоимость квартиры на момент сделки составляет 3,5 млн рублей, поэтому нотариус возьмет считает тариф с суммы сделки, ведь она выше. За составление договора они заплатили 6 000 рублей. За его удостоверение — 3 000 руб. + (0,2% * 4,9 млн) = 12 800 рублей. Всего 18 800 рублей.

Пример №2 . У Василия имеется квартира в Москве, он единственный собственник. Квартиру у него хотят купить его родители, т.е. близкие родственники. Хоть и необязательно, но они решили обратиться к нотариусу. Договорились о цене в 10,5 млн рублей. Кадастровая стоимость квартиры выше и составляет 11,7 млн рублей, поэтому нотариус будет считает тариф с нее. За составление договора нотариус взял с них 8 000 рублей, а за его удостоверение — 23 000 + (0,1% *(11,7 млн — 10 млн)) = 24 700 рублей. Всего 32 700 рублей.

Пример №1 : У супругов Андрея и Марины имеется квартира в Москве, которую теперь решили продать. Кадастровая стоимость квартиры 4 млн рублей. Нашли покупателей и договорились о цене в 5,8 млн рублей, которую и укажут в договоре. Участники друг другу никем не являются. Хоть и необязательно, но они решили обратиться к нотариусу. Нотариус посчитает тариф с суммы сделки, потому что она выше кадастровой. За составление договора нотариус взял 8 000 руб., а за его удостоверение — 7 000 + (0,2% * (5,8 млн — 1 млн) = 16 600 рублей. Всего 26 100 рублей.

Пример №2 . У супругов Оксаны и Василия имеется квартира в Санкт-Петербурге, которая оформлена ими в совместную собственность. Они решили продать ее. Нашли покупателя — Дмитрия, т.е. незнакомого человека (не родственника). Они обратились к нотариусу, хоть он и необязателен в их случае. Договорились о цене в 11,2 млн рублей, а кадастровая стоимость квартиры составляет 12,8 млн руб., с которой нотариус и посчитает тариф. За составление договора они заплатили 6 000 рублей. За его удостоверение — 25 000 + (0,1% *(12,8 млн — 10 млн)) = 27 800 рублей. Всего 33 800 рублей.

Пример №3 . Владимир имеет маленькую квартиру в Самаре. Он решил ее продать и нашел покупателей — своих племянников Андрея и Светлану. Они не считаются ему близкими родственниками. Они обратились к нотариусу, хоть он и необязателен в их случае. Цена продажи — 930 тысяч рублей, а кадастровая стоимость — 850 тысяч рублей. Значит нотариус будет считать тариф с цены продажи, потому что она больше. За составление договора они заплатили 4 000 рублей. За его удостоверение — 3 000 + (0,4% * 930 т.) = 6 700 рублей. Всего 10 700 рублей.

Услуга №2 — подача договора на регистрацию сделки

Покупатели должны оплатить нотариусу только госпошлину за регистрацию сделки — 2 000 рублей (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Если нотариус подаст документы электронно, Росреестр установил скидку в 30% — нужно оплатить уже только 1400 рублей.

После того как сделку зарегистрируют в Росреестре, покупатели станут новыми собственниками квартиры. Документы можно будет забрать у нотариуса. Некоторые нотариусы оповещают об этом по телефону, некоторым придется звонить самому.

Кто платит нотариусу за оформление сделки

В законе не указано кто при купли-продаже недвижимости должен платить нотариусу за его услуги. Поэтому продавцы и покупатели должны заранее договориться между собой об этом. Обычно 50 на 50.

Есть льготы

Инвалиды I и II группы имеют право на скидку в 50% при оплате нотариальных услуг, но только за удостоверение договора — п. 1 ст. 333.38 НК РФ и п. 1 ст. 35 Основ законодательства о нотариате. На составление договора скидка не распространяется.

Можно ли уменьшить сумму сделки, чтобы меньше заплатить нотариусу

НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО, потому что: 1) Покупатели имеют право на возврат 13% налога от стоимости квартиры, которая указана в договоре (до 260 000 рублей каждый) — все об имущественном вычете налога. 2) Если продавец или его наследники попробуют оспорить сделку в суде и у них получится это сделать, покупателям будут возвращать сумму, указанную в договоре. Это редкость, но случается. 3) Нотариусы знают примерные рыночные цены и не будут удостоверять договор с сильно заниженной суммой. Ведь они получат меньше денег за свои услуги.

Получается, что из-за какой-то мизерной экономии в оплате услуг нотариусу покупатель берет на себя больше рисков.

Полный список документов от собственников для продажи своей квартиры + инструкции как их получить — узнать

Можно ли принести свой договор

В этом будет мало смысла. Да, по закону продавцы и попупатели имеют право принести свой договор, только нотариус все равно обязан провести его правовую экспертизу. В итоге нотариус имеет право взять за проверку договора ту же сумму, сколько если бы сам его составил — Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2020 № 815-О. Естественно, нотариусы это знают и пользуются этим.

Иногда нотариусы считают тариф с кадастровой стоимости

Иногда собственники продают квартиру по цене, ниже ее кадастровой стоимости. В законе нет запрета на это. Если им при сделке обязателен нотариальный договор, некоторые нотариусы требуют заплатить тариф с кадастровой стоимости, потому что она выше. Здесь нужно сначала все правильно посчитать.

В п. 5 ст. 333.25 НК РФ написано, что не нотариус, а участники сделки имеют право выбрать какую стоимость указывать в договоре — рыночную или кадастровую. Только есть проблема — участникам придется предоставить справки по каждой стоимости. Кадастровую стоимость нотариус узнает сам, но рыночную стоимость участники сделки должны документально доказать. Для этого им придется заказать оценку в специализирующей компании с лицензией — п. 8 ст. 333.25 НК РФ. Цены везде разные – от 2 000 рублей.

Важно понять есть ли смысл тратить деньги на оценку или проще заплатить нотариусу с кадастровой стоимости. Например, стороны договорились о цене в 2 млн рублей за квартиру, а ее кадастровая стоимость — 3 млн руб. Нотариус настаивает о тарифе с кадастровой, т.е. 0.5% * 3 млн = 15 000 рублей. Стороны нашли компанию, которая сделает им оценку за 2 000 рублей, где недвижимость оценили в 2,1 млн рублей. При оценочной вышло 0.5% * 2,1 млн = 10 500 рублей + 2 000 рублей за документ. В итоге стороны сэкономили 2 500 руб на услугах нотариуса.

Дополнительные услуги и их стоимость

Покупатели и продавцы по желанию могут рассчитаться между собой с помощью депозита нотариуса. Это происходит так: 1) Покупатель до подачи договора купли-продажи в МФЦ на регистрацию перечисляет деньги за квартиру на банковский счет нотариуса → 2) Договор купли-продажи регистрируют и покупатели становятся собственниками → 3) Нотариус передает продавцу чек на снятие денег с депозитного счета.

Стоимость услуги — 1 500 руб. (пп. 8.1 п. 1 ст. 22.1 Основ о нотариате РФ). Не все нотариусы оказывают данную услугу.

Сначала прочтите в каких случаях обязательно согласие супруга на продажу квартиры, а в каких нет. Составить и заверить согласие стоит примерно 1 500 руб.

Если вы покупаете квартиру, всегда проверяйте ее на юридическую чистоту, на долги и продавцов

Понравилась статья? Вы знаете, что надо сделать ;)

Есть вопросы? Можете бесплатно проконсультироваться. Воспользуйтесь окошком онлайн-консультанта, формой внизу или телефонами (круглосуточно и без выходных):

Читайте также: