Рисковать своим личным имуществом если зарегистрируют совместное юридическое лицо

Обновлено: 01.05.2024

Содержание статьи

Если один из супругов или оба вместе имеют предприятие или владеют его частью, то при разводе им разрешено его поделить. Причем неважно, на кого изначально этот бизнес оформлялся. Возможно, что супруга и вовсе не имела никакого отношения к коммерции, а занималась лишь воспитанием детей. Российское законодательство все равно устанавливает принцип равенства долей в совместном имуществе. Это значит, что если собственник предприятия – муж, то супруга должна все равно получить половину.

Однако разделить бизнес при разводе очень сложно хотя бы потому, что равенство долей в данном случае может привести к полной остановке предприятия. Еще сложнее происходит процедура деления, если муж основал или приобрел бизнес до брака, но прожил в семье достаточное количество лет. Здесь для раздела потребуются серьезные расчеты.

Как разделить бизнес между супругами при разводе?

СК РФ предоставляет супругам право осуществить раздел имущества как на договорной основе, так и через суд.

1. Договорной раздел

Если между мужем и женой имеется взаимопонимание по вопросу собственности, то раздел общего имущества супругов можно осуществить с помощью соглашения о разделе. Заключается оно как в период существования брака, так и после развода. Супруги могут оговорить все нюансы, главное, чтобы пункты документа не противоречили российским законам.

До свадьбы или в браке муж и жена также могут подписать брачный контракт и установить в нем любой вариант раздела в любых долях. Оба документа должны быть нотариально заверены.

2. Раздел в судебном порядке

Если при разделе бизнеса договориться не удалось, то выход остается один – обращаться с исковым заявлением в суд. Каждый из супругов имеет право подать иск. Скорее всего, когда речь идет о разделе бизнеса, стоимость претензии оценивается более чем в 50 тыс. руб. Поэтому мировой суд не подходит, и заявление надо подавать в суд общей юрисдикции. Выбирать следует тот, что располагается по месту проживания ответчика. Если это невозможно, то по месту нахождения предприятия, которое должно быть подвергнуто разделу.

Судья при вынесении решения будет отталкиваться от того, кто из супругов реально занимается бизнесом, какую правовую форму имеет делимое предприятие.

раздел-фирмы-при-разводе

Варианты раздела фирмы при разводе

Каким образом между супругами будет поделен бизнес, предсказать довольно сложно. Все будет зависеть от формы собственности, количества участников предприятия. Если проанализировать судебную практику, то можно выделить основные варианты, которых придерживаются судьи при разделе.

– Передача прав на предприятие и денежная компенсация

Самый распространенный способ раздела такой: бизнес становится собственностью одного из супругов, а второму выплачивается денежная компенсация. Размер ее устанавливается судом. Обычно это половина стоимости всего бизнеса. Собственником же становится тот из супругов, кто больше вкладывал в предприятие времени и средств и ведет его текущие дела, а также рассматривает как основной источник дохода.

– Раздел одной фирмы на несколько новых

Реорганизация бизнеса чаще используется, если в паре оба супруга занимаются предпринимательской деятельностью. В ином случае идея может обернуться крушением всего бизнеса. Существует несколько форм реорганизации юрлица. Если такой вариант используется при разводе, то, как правило, в виде разделения на две компании. Реже – в виде присоединения или выделения.

В любом случае при реорганизации необходима консультация хорошего юриста на протяжении всего процесса. Такая форма раздела возможна только при условии, что весь бизнес полностью принадлежит супругам.

– Продажа бизнеса и раздел вырученных денег

Продажа долей бизнеса – еще одна из распространенных форм раздела между супругами. И, пожалуй, самая простая. Просто супруги распродают заинтересованным лицам свои активы, а вырученные денежные средства делят между собой пополам или в иных пропорциях, установленных судом.

– Ликвидация фирмы

Закрытие фирмы – процедура долгая и многоступенчатая. Прибегают к ней в крайнем случае, когда супруги решают полностью отойти от предпринимательской деятельности. По крайней мере в рамках данной структуры.

Решаясь на такой шаг, супругам необходимо помнить, что в первую очередь им придется ликвидировать все долги предприятия перед кредиторами.

Консультация юриста в Москве

Юридическое сопровождение раздела бизнеса супругов после развода

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Особенности раздела бизнеса разных организационно-правовых форм

Разделить бизнес бывает очень трудно. Различные организационно-правовые формы предприятий диктуют свои способы раздела.

Индивидуальный предприниматель

Если один из супругов имеет статус ИП, то имущество, используемое для ведения предпринимательской деятельности, приравнивается к общему или личному имуществу. Это значит, что все объекты, купленные в период брака для ведения бизнеса, будут считаться общими. Поэтому суд разделит их на две равные части между супругами.

Раздел доли в ООО

Общество с ограниченной ответственностью в своей деятельности подчиняется ФЗ об ООО, а также Уставу организации.

При разводе возможно лишь разделение долей в уставном капитале, принадлежащих супругам. Имущество ООО при разводе поделить нельзя.

Обязательно перед разделом следует изучить уставные документы фирмы. Часто для подстраховки своих активов в Обществе с ограниченной ответственностью имеются серьезные ограничения на принятие новых членов. Это значит, что даже если супруг получает долю в уставном капитале, войти в бизнес в качестве партнера он все равно не сможет. В этих случаях, супругу, не являвшемуся членом ООО, целесообразнее требовать денежную компенсацию за свою долю, а не саму долю.

Раздел доли в Акционерном Обществе

При разделе серьезного пакета акций супругам однозначно понадобится специалист по ценным бумагам. Основная сложность здесь заключается не в определении долей, а в подсчете стоимости акций: биржевой, рыночной и номинальной. Опять же следует изучать уставные документы, т.к. в АО тоже практикуется наложение ограничений на принятие новых членов. А это значит, что или акции продаются и вырученные средства делят в долях между супругами, или акции достаются одному из них, а второй получает компенсацию.

Фермерское хозяйство

Особенность раздела коллективного фермерского хозяйства заключается в том, что оно делится не на основе СК РФ, а на основе закона о КФХ (при условии, что оба супруга являются его членами). Здесь предусмотрено два варианта:

  1. Хозяйство прекращает деятельность. Землю между супругами делят, исходя из Земельного кодекса РФ. Прочее имущество делят в равных долях или распродают и делят денежные средства.
  2. Хозяйство продолжает работать, но из него выбывает один член, который получает денежную компенсацию.

Какой бизнес нельзя разделить?

Не будет разделен бизнес, который перешел по наследству только одному в семейной паре или стал собственностью по договору дарения. Также родители не имеют права делить части бизнеса, которые принадлежат их несовершеннолетним детям.

Раздел долгов фирмы при разводе

Раздел долгов, которые появились у фирмы, может проходить по двум вариантам:

  1. Ответственным по долгам будет признан тот супруг, который оформлял заем. Он возможен при условии, что полученные деньги супруг тратил на личные нужды, на собственное имущество и т.п.
  2. Долги признают общими, и ответственность по ним супруги в дальнейшем будут нести оба. Такой вариант осуществляется, если средства тратились на развитие бизнеса или приобретение общего имущества супругов.

Как не делить бизнес-активы при разводе?

Разделить между супругами нельзя только то, что не является их совместной собственностью. С этой целью тот супруг, который непосредственно занимается ведением бизнеса, оформляет всю новую собственность на третьих лиц. В такой ситуации очень трудно доказать, что наличествует мошенническая схема.

Но имеется риск и для того, кто использует подставных лиц. Ибо всегда имеется вероятность, что бизнес и прибыль попросту не вернут.

Выводы

Анализ судебной практики показывает, что через суд в России обычно делят предприятия мелкого и реже – среднего бизнеса. Если речь идет о разделе крупных корпораций, то их владельцы стараются заранее оговорить все вопросы в брачных контрактах или решить вопрос за закрытыми дверями с привлечением своих юристов и без вмешательства общественности. Чтобы не подорвать доверие к предприятию.

Супруги не обязаны заниматься распределением между собой совместно нажитого имущества. Никто не запрещает им после официального расставания пользоваться объектами совместно. Такой режим разрешено сохранять сколь угодно долго. Но если после развода перед бывшими супругами появится необходимость обращения в судебные органы с просьбой о разграничении имущественных права, им нужно учитывать, что срок исковой давности в отношении дел данной группы – это трехгодичный период. Данная норма, в частности, закреплена в ст. 38 СК РФ.

Рекомендуем к прочтению:

Защита личных активов собственников бизнеса и гендиректоров

Предпринимательская деятельность почти всегда сопряжена с рисками. Финансовые потери могут быть связаны как с внешними факторами, так и с внутренними и нередко приводят к банкротству организации. Потерять бизнес неприятно, но если при этом его собственнику еще и личные активы не удается сохранить, то это уже катастрофа.

Сохранить личные активы: почему об этом нужно подумать заранее?

Вопрос защиты личных активов бенефициаров и директоров компаний требует своевременной и тщательной проработки. До сих пор многие владельцы бизнеса действуют, исходя из следующей парадигмы: для сохранения личных активов достаточно лишь формально отказаться от управления организацией. А чтобы скрыть реального собственника, назначаются номинальные генеральные директора, право подписи передается менеджерам и т.д. Однако не всегда это помогает в случае банкротства организации.

Когда организация не способна отвечать по своим долговым обязательствам, к субсидиарной ответственности могут быть привлечены контролирующие должника лица – участники, гендиректор, топ-менеджеры и иные лица, которые могли повлиять на хозяйственную деятельность организации. Причем санкции нередко распространяются не только на лиц, официально поименованных в составе участников и топ-менеджмента должника, но и на скрытых бенефициаров, т.е. истинных владельцев бизнеса. Действующее законодательство предоставляет возможность привлечения к субсидиарной ответственности, даже если лицо не было документально связано с организацией-должником, но совокупностью косвенных доказательств установлена его причастность к руководству хозяйственной деятельностью. Более того, такое случается и при прекращении процедуры банкротства в связи с отсутствием возможности ее финансирования.

При привлечении руководителя к субсидиарной ответственности по обязательствам организации и его невозможности исполнить обязательства запускается механизм банкротства физлица. В этом случае будет наложено взыскание на его движимое и недвижимое имущество, а также будут оспариваться сделки, если активы выводились.

Обычно собственники бизнеса и топ-менеджеры начинают задумываться о защите личных активов только после того, как подано заявление о банкротстве компании, а иногда уже после удовлетворения требования о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. Но это, безусловно, слишком поздно.

В каких случаях возможна потеря личных активов?

Как выбрать правильную стратегию защиты личных активов?

Под защитой активов подразумевается совокупность правовых и организационных действий, направленных на уменьшение вероятности посягательства на личное имущество со стороны третьих лиц. Сразу отметим, что идеальной стратегии защиты не существует. Полностью исключить возможность утраты части активов в результате грамотной атаки не получится. Но если владелец бизнеса вовсе не предпринимал никаких действий по защите своих активов, то оппонент с вероятностью 99% сможет добиться своей цели.

При разработке стратегии защиты необходимо учитывать несколько факторов:

  • личность и жизненная ситуация собственника бизнеса (особенно важно принимать во внимание причины возникновения и характер задолженности);
  • юридическая составляющая претензий (этот пункт коррелирует с первым: надо учитывать те требования, которые предъявляются бенефициару);
  • тип и природа активов, которые нужно защищать (имущественные права, движимое и недвижимое имущество собственника бизнеса).

Помните: нельзя слепо копировать линию защиты другого владельца бизнеса даже при схожих обстоятельствах, ведь это может привести к большему вреду. Чтобы снизить риск потери личных активов, следует придерживаться нескольких правил.

  • Уклонение от взаимодействия с подозрительными контрагентами и участия в сомнительных финансовых операциях.
  • Отказ от создания организации, которая будет являться субъектом с неограниченной материальной ответственностью.
  • Страхование ответственности. Даже если вина бенефициара будет доказана в суде, то расходы полностью или частично покроет страховая компания.
  • Добросовестное исполнение требований законодательства.

Какие ошибки допускают при выборе стратегии защиты активов?

Часто из-за цейтнота, недостаточно хорошего знания законов и судебной практики бенефициары совершают сделки, которые свидетельствуют об их недобросовестности.

Типичная ситуация: желая сохранить недвижимость, бенефициар передает ее ближайшему родственнику по договору дарения или по договору купли-продажи, в котором указана минимальная стоимость объекта, в разы ниже рыночной. Такая сделка, совершенная при наличии признаков банкротства, с высокой долей вероятности будет оспорена. Нередко в процессе оспаривания подобных сделок номинальный покупатель не в состоянии подтвердить источник дохода, т.е. не может доказать суду, что у него были деньги на приобретение объекта недвижимости.

Часто бенефициар не утрачивает контроль над объектом недвижимости, а новый собственник не может доказать факт владения и пользования этим имуществом. К примеру, бенефициар продает номинальному собственнику земельный участок. Вроде и цена рыночная, и покупатель может обосновать источник происхождения средств и их наличие. Но бенефициар продолжает проживать в доме, построенном на этом участке, платит коммунальные платежи и налоги, в то время как новый собственник не использует приобретенный объект недвижимости.

Еще одна распространенная ситуация – передача активов бенефициара в отзывной траст. При определенных обстоятельствах такая стратегия может помочь избежать потери имущества. И все же ее следует избегать. Часто позднее в суде траст признается фиктивным, а все имущество – собственностью учредителя траста.

Перечисленные ситуации взяты из судебной практики 1 . В подобных случаях суд, вероятнее всего, придет к выводу, что сделки были совершены с целью не допустить обращения взыскания на имущество со стороны кредиторов должника, и признает их недействительными.

1 Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56-113983/2017, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делам № А45-17647/2016 и № А03-7118/2016, Арбитражного суда Московского округа по делу № А40-199418/16, Определение Верховного Суда от 17 января 2018 г. по делу № А09-2730/2016.

Два закадычных друга решили вместе делать бизнес — ведь они столько всего прошли в жизни. Но бизнес пройти не смогли, и в итоге потеряли и дружбу, и деньги. В статье — как такого не допустить.

Роман Норман

Роман Норман

Начать бизнес с партнером стоит с юридически грамотного оформления отношений. Чаще всего это открытие совместного ООО, где нужно составить устав общества и корпоративный договор. Они помогут обезопасить от потерь в случае конфликтов и упростят раздел бизнеса, если партнеры захотят разойтись.

Зачем делать бизнес с партнером

Бизнес с партнером может стать драйвером быстрого роста компании, а может — источником головной боли и конфликтов. Поэтому перед открытием общего дела надо взвесить все за и против и проговорить возможные сценарии развития событий.

Плюсы бизнеса с партнерами:

  • дополнительные ресурсы партнера: деньги, время, профессиональные качества;
  • распределение ответственности: отвечаю не один;
  • обратная связь: можно обсудить идеи, планы, стратегии, найти неочевидное решение совместно;
  • поддержка: с партнером можно поговорить, обсудить проблемы.

Минусы бизнеса с партнерами:

  • репутационные риски: если партнер нарушил закон, попал в тюрьму или на его долю наложен арест, это усложнит ведение бизнеса;
  • согласование решений: важные решения о деятельности компании придется принимать сообща;
  • разделение прибыли: прибыль нужно делить на всех партнеров.

Самый распространенный способ оформления бизнеса с партнером ーэто регистрация ООО, где партнеры выступают учредителями. Ни ИП, ни самозанятость вести с партнером не получится.

По закону учредителями в ООО может быть не больше 50 человек. Когда ООО регистрируют два и больше учредителей, им надо провести общее собрание, оформить решение о создании сообщества и составить несколько документов:

Учредительный договор — он нужен, чтобы определить, на каких условиях партнеры будут начинать бизнес. В большинстве случаев после открытия ООО учредительный договор действовать перестанет и главным документом компании будет устав.

Устав — обязательный документ, без него ООО не зарегистрируют. В уставе прописаны правила жизнедеятельности компании, права и обязанности партнеров.

Корпоративный договор — это дополнительный документ, но он пригодится, чтобы упростить принятие решений по спорным вопросам. Его составляют по аналогии с брачным договором и прописывают все слабые места, где могут возникнуть конфликты между партнерами, и как именно они собираются решать возможные конфликты в будущем.

Дальше подробнее о том, как составить каждый из них.

Как составить учредительный договор

В учредительном договоре обычно партнеры прописывают все, о чем они договорились на общем собрании до создания ООО:

  • на каких условиях открывают ООО;
  • размер уставного капитала общества;
  • размер и номинальную стоимость доли каждого учредителя;
  • размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале.

Мы не будем подробно описывать все пункты учредительного договора, но коснемся того, что относится к регулированию отношений между партнерами.

Распределение долей в уставном капитале. Оно может быть каким угодно, все зависит от договоренностей партнеров и степени их участия в бизнесе.

Андрей и Анатолий решили открыть сервис по ремонту телефонов. Оба партнера внесли одинаковую сумму в старт бизнеса. Они договариваются распределять доли в уставном капитале поровну — 50/50.

Другая ситуация. Иван и Алексей вместе начинают дело, но позиции у них разные. Иван внес 90% в уставной капитал и старт бизнеса, но не собирается заниматься операционной деятельностью в компании. Алексей же наоборот, готов заниматься операционкой: он умеет чинить телефоны, хорошо общается с людьми и хочет заниматься привлечением клиентов. Но при этом не готов активно вкладываться деньгами. Тогда партнеры договариваются о неравном распределении долей — 90/10.

Какие должны быть доли у партнеров ー решать им самим. Но сразу предупредим, что при распределении долей 50/50 возникает риск возникновения тупиковых ситуаций и корпоративного конфликта в компании.

Чтобы выбрать генерального директора, нужно простое большинство голосов — больше 50%. То же простое большинство голосов нужно, чтобы одобрить крупную сделку. Если у двоих партнеров доли равные, но у них разные мнения насчет сделки или генерального директора и они не могут договориться, возникнет тупиковая ситуация. Такие ситуации проще решить с корпоративным договором, как его оформить — расскажем дальше.

Размер уставного капитала и порядок оплаты долей. Для открытия ООО нужно сделать взнос в уставный капитал — минимум 10 000 ₽, но можно и больше. Верхней планки по размеру капитала нет. Эти деньги учредители должны зачислить на расчетный счет компании.

Партнеры могут вносить в уставной капитал как деньги, так и имущество. Если хочется внести в уставный капитал имущество дороже 20 000 ₽, допустим компьютеры, то независимый оценщик должен оценить их стоимость и составить акт оценки имущества. Это дополнительные расходы, которые ложатся на учредителей.

Имуществом можно внести только часть уставного капитала, минимальный лимит — 10 000 ₽ — в любом случае должен быть внесен деньгами.

Распределение прибыли. Базово по закону распределение пропорционально долям. Но можно договориться о том, чтобы прибыль распределялась непропорционально, если все учредители с этим согласны.

После того как ООО зарегистрируют и если все участники выполнят все свои обязательства по учредительному договору — например, один партнер внесет свои 50% уставного капитала деньгами на счет, а второй поставит компьютеры и мебель в офис, — учредительный договор действовать перестает.

Дальше работа компании будет регулироваться уставом.

Что прописать в уставе, если регистрируете ООО с партнером

Устав общества ー обязательный документ, без него налоговая не зарегистрирует ООО.

В уставе указывают:

  • размер уставного капитала;
  • подразделения и филиалы компании;
  • права и обязанности участников сообщества;
  • порядок перехода и передачи долей;
  • полномочия директора.

Партнеры могут выбрать типовой устав или попросить корпоративного юриста составить устав именно под их требования.

Типовые уставы можно посмотреть на сайте налоговой. Там 36 типовых уставов и есть конструктор. Можно выбрать разные варианты в зависимости от того:

  • может ли участник выйти из общества или нет;
  • нужно ли согласие участников для перехода доли или нет;
  • каков порядок перехода доли третьим лицам;
  • кто будет управлять обществом: только гендиректор или совет директоров;
  • как участники общества будут принимать общие решения.

В самом начале бизнеса можно пользоваться типовым уставом, а потом вносить в него изменения.

Обычно типовые уставы не любят инвесторы и инвестиционные фонды — в таких проектах устав составляют исходя из задачи и пожеланий партнеров.

Пример типового устава ООО для бизнес-партнерства

Пример типового устава

Устав — официальный документ, который составляется по порядку, прописанному в законе. Поэтому некоторые договоренности в устав внести нельзя, их можно зафиксировать в корпоративном договоре. Например, нельзя прописать способы разрешения тупиковых ситуаций, нельзя внести положение о запрете конкуренции, когда учредители договариваются о том, что они не открывают параллельные бизнесы. Все это можно и нужно прописать в корпоративном договоре.

Что прописать в корпоративном договоре

Корпоративный договор упростит решение конфликтов между партнерами и поможет в зале суда. По закону вы не обязаны его составлять, но юристы рекомендуют это делать — по аналогии с брачным договором.

Корпоративный договор незаменим, когда партнеры не могут прийти к общему решению по важным вопросам бизнеса. Вот главные слабые места, по которым чаще всего возникают конфликты между партнерами:

  • куда двигаться бизнесу;
  • назначение нового гендиректора и ключевых сотрудников;
  • заключение ключевых сделок, которые сильно влияют на работу бизнеса;
  • выплата дивидендов.

Когда партнеры не могут найти общего решения больше двух раз, юристы называют это тупиковой ситуацией, или дедлоком.

4 друга открыли компанию, доли поделили ровно — по 25% каждому. Прошло время, и один из партнеров предлагает привлечь банковский кредит, чтобы дальше развивать компанию. Второй партнер — за, остальные — против. Привлечение кредита ー это крупная сделка, чтобы ее совершить, нужно провести голосование на общем собрании участников и получить большинство голосов. Если партнеры не смогут договориться, они не смогут развивать бизнес — это называют дедлоком.

Если у ООО есть только устав, решить тупик практически невозможно: суд не будет разбирать конфликтную ситуацию, нужно искать медиатора или пытаться прийти к единому решению мирно. На практике это может затягиваться на годы.

Если партнеры заранее позаботились о корпоративном договоре и прописали, как они будут действовать в той или иной ситуации и как именно они будут решать конфликты, любую сложность во взаимоотношениях партнеров можно будет решить в зале суда.

Партнеры сами решают, что должно быть прописано в корпоративном договоре. Для каждого партнерства он уникальный, и чаще всего к его составлению привлекают профессиональных юристов.

Все варианты развития будущего предугадать невозможно: партнеры могут поссориться по любому поводу. Но для упрощения можно посоветовать прописать в корпоративном договоре вот такие пункты:

  1. Как партнеры будут привлекать финансирование в будущем.
  2. Можно ли входить в общество третьим лицам.
  3. Какие сделки партнеры станут совершать в будущем.
  4. Как развивать бизнес.
  5. Какие полномочия у гендиректора, а какие — у совета директоров.
  6. Порядок созыва общих собраний.
  7. Как будут распределяться дивиденды.
  8. Механизм решения тупиковых ситуаций.

Механизм решения тупиковых ситуаций — самый важный момент в корпоративном договоре, о нем расскажем подробнее.

Какие бывают механизмы разрешения тупиковых ситуаций

Механизм описывает, как партнеры могут цивилизованно выйти из острого конфликта. В этой ситуации могут быть разные варианты, ниже — самые распространенные:

1. Опционы сторон — различные способы обязательной купли-продажи долей, когда участники имеют право выкупа или продажи долей по рыночной или заранее согласованной цене при возникновении тупиковой ситуации.

Алексей и Анатолий с долями 50/50 не могут принять решение на общем собрании больше двух раз. Тогда Алексей имеет право выкупить долю Анатолия по заранее определенной цене или по рыночной цене на конкретную дату.

3. Техасская рулетка. Схожий с русской рулеткой механизм, когда стороны направляют друг другу предложения. Отличие в том, что при техасской рулетке разрешение спора о выкупе долей производится с участием эксперта. Каждый партнер отправляет предложение цены эксперту и ставки вскрываются одновременно — побеждает тот, кто предложил большую цену. Победитель обязан выкупить у партнёра долю в той цене, которую предложил.

4. Ликвидация общества. Закрытие ООО — тоже один из способов разрешения тупиковых ситуаций, но он редко применяется на практике.

В корпоративном договоре можно предусмотреть срок, в течение которого стороны не имеют права применять вышеуказанные механизмы, например в течение двух лет после создания компании.

Что еще можно прописать в корпоративном договоре:

  1. Объявить мораторий на продажу долей — это значит, что в течение определенного срока участники не могут продавать доли.
  2. Ограничить цену продажи — например, указать, что при любом сценарии развития бизнеса никто из партнеров не может продать долю дороже, чем за 100 000 $.
  3. Ограничить распределение прибыли на определенный срок — например, первый год прибыль не распределяется между участниками, а направляется на развитие бизнеса.

Все эти ограничения направлены на то, чтобы избежать конфликтных ситуаций между партнерами в будущем.

По закону за нарушение корпоративного договора партнера можно привлечь к ответственности: заставить выплатить неустойку, принудить к исполнению прописанных условий, заставить продать свою долю по определенной цене или признать недействительным его решение, которое противоречит корпоративному договору.

Корпоративный договор — страховка для партеров, которая позволит в будущем не рисковать деньгами и взаимоотношениям друг с другом. Его можно составить в любой момент: как на этапе создания общества, так и в процессе работы.

Нет единого шаблона, который подойдет любому бизнесу — каждое партнерство требует индивидуального подхода к документу. Главное — заранее продумать возможные пути выхода из тупика и обратиться к грамотному корпоративному юристу.

Фото: Schluesseldienst/Pixabay

Кто и в каких ситуациях рискует потерять право собственности на недвижимость против своей воли? Подлежит ли отчуждению право собственности, если владелец недвижимости несовершеннолетний? Какие обстоятельства накладывают запрет на отчуждение права собственности? Отвечаем на эти и другие вопросы вместе с экспертом.

Что такое отчуждение имущества

Фото: Gerd Altmann/Pixabay

Что не является отчуждением имущества

К отчуждению имущества не относятся:

  • предоставление его во временное пользование;
  • прекращение права собственности по решению суда;
  • отказ от прав (например, наследования);
  • утрата имущества, в том числе недвижимости, по объективным причинам (например, вследствие пожара или разрушения здания).

Отчуждение имущества физическим лицом

Физические лица имеют право отчуждать имущество по собственной воле — но с рядом ограничений. Например, гражданин может передать недвижимость юридическому лицу в уставный капитал компаний — но не через дарение. Договор дарения коммерческому объединению со стороны физлица невозможен в силу п. 1 ст. 575 ГК РФ [6].

Есть и другие нюансы. Общее имущество, нажитое в браке, отчуждать можно только по нотариально заверенному соглашению супругов. Если владелец хочет продать свою долю в квартире, которая находится в совместном имуществе с другими членами семьи, он обязан предложить им выкупить свою долю, прежде чем искать других покупателей. И только если в течение месяца никто из родственников — совладельцев жилья не согласится на сделку, можно подключать третьих лиц.

Отчуждение имущества несовершеннолетнего

Фото:RODNAE Productions/Pexels

Любая сделка с имуществом, принадлежащим лицу младше 18 лет, должна быть согласована с органами опеки и попечительства (ст. 37 ГК РФ [8]). Это делается для защиты прав несовершеннолетних и касается как недвижимости, так и любых других объектов, будь то полученные по наследству машина, деньги или ценные бумаги. Органы опеки дадут предварительное согласие на отчуждение прав собственности на недвижимость, только если на имя ребенка приобретается равноценная либо большая жилплощадь. Несовершеннолетний, достигший 14 лет, может обращаться в органы опеки самостоятельно, но с согласия родителей [9].

Для регистрации отчуждения имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, в органы опеки и попечительства необходимо предоставить:

  • заявление законного представителя ребенка, если последнему еще нет 14 лет;
  • если владельцу недвижимости от 14 до 18 лет, понадобятся два заявления: от него самого и от законного представителя (родителя или опекуна).

Принудительное отчуждение имущества

Фото:Ekaterina Bolovtsova/Pexels

Закон защищает право частной собственности и не позволяет отчуждать имущество без соответствующего решения суда (ст. 35 Конституции РФ [10]). Совершить отчуждение на принудительной основе можно только при условии равноценного возмещения.

Как проходит сделка по отчуждению недвижимого имущества

При заключении сделки нотариус должен:

  • проверить личность и дееспособность физического лица;
  • разъяснить участникам смысл сделки, их права и обязанности;
  • убедиться, что договор не противоречит закону.

Необходимые документы для регистрации сделки:

  • паспорта участников договора;
  • правоустанавливающие документы, то есть подтверждающие право собственности (договор купли-продажи, дарения, свидетельство о наследстве);
  • праворегистрирующие документы (договор, свидетельство о регистрации, выписка из ЕГРН);
  • справка из Департамента городского имущества;
  • единый жилищный документ;
  • согласие супруга, если собственник состоит в браке;
  • отказы остальных участников долевой собственности от преимущественного права покупки, когда отчуждается право собственности на долю в квартире.

Причины запрета на отчуждение имущества

Фото:Andrea Piacquadio/Pexels

В некоторых случаях может быть наложен запрет на совершение сделок с имуществом, в том числе с недвижимостью. Это происходит по разным причинам, в том числе из-за:

  • задолженности по коммунальным платежам;
  • просрочки по кредитам в банках;
  • незаконченных судебных процессов по разделу имущества в результате расторжения брака;
  • штрафов от ГИБДД;
  • долгов по возмещению ущерба, который нанес собственник недвижимости.

Читайте также: