Разрешение на использование лесного участка без предоставления

Обновлено: 18.05.2024

Федеральное агентство лесного хозяйства, учитывая многочисленные обращения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений по вопросам образования и предоставления лесных участков и (или) их частей для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса объектом земельных правоотношений являются в том числе части земельных участков.

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусматривающие предоставление юридическим лицам в пользование частей лесного участка в составе земель лесного фонда в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, в порядке, установленном для предоставления лесных участков.

Вопросы предоставления лесных участков в целях использования лесов для указанных целей урегулированы статьями 9, 21, 25, 43, 46 Лесного кодекса.

Частью 2 статьи 43 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 указанной статьи. Предоставление лесных участков в аренду для указанных целей осуществляется без проведения торгов (пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса).

Частью 2 статьи 45 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 данного Кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3 статьи 45 Лесного кодекса).

С учетом положений Лесного кодекса и Земельного кодекса предоставление юридическим лицам лесных участков из состава земель лесного фонда для размещения линейных объектов может осуществляться в постоянное (бессрочное) пользование (статьи 9 и 45 Лесного кодекса, подпункты 2 - 4 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса); в аренду без проведения торгов (статьи 9 и 45, пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса); в безвозмездное пользование (статьи 9 и 45 Лесного кодекса, подпункты 1 и 5 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса).

В соответствии с земельным законодательством образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, для предоставления в пользование осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения. При этом согласно части 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда.

Таким образом, образование части лесного участка для предоставления в пользование в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, для постановки на государственный кадастровый учет осуществляется на основании как проектной документации лесных участков, так и утвержденного проекта межевания территории для линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Следует учитывать, что образование части лесного участка влечет ограничение права (например, права аренды лесного участка при многоцелевом использовании лесов) или обременение такого лесного участка и не является образованием нового объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, необходимо также отметить, что требования, предусмотренные статьей 11.2 Земельного кодекса, в части согласования образования земельных участков землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков при образовании частей лесного участка не применяются.

Допускается осуществление государственного кадастрового учета части лесного участка в составе земель лесного фонда в целях предоставления ее в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их составной частью, без одновременной государственной регистрации обременения лесного участка. Государственная регистрация обременения лесного участка в указанных случаях осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о регистрации.

Следует учитывать, что положениями Федерального закона N 280-ФЗ установлено основание предоставления частей лесных участков в аренду сроком до одного года без осуществления их государственного кадастрового учета. В указанном случае определение местоположения части лесного участка осуществляется в соответствии с прилагаемой к договору аренды схемой расположения части лесного участка, составленной на основании проектной документации лесного участка либо проекта межевания территории. Сведения о таких частях лесных участков следует учитывать в форме N 7-ГЛР, утвержденной приказом Минприроды России от 6 октября 2016 г., с указанием местоположения и списка координат их границ, определяемых на основании документов об образовании частей лесного участка.

Юридические лица, которым части лесных участков предоставляются в пользование, осуществляют самостоятельно деятельность, связанную с использованием лесов, с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации при использовании лесных участков, включая подготовку проекта освоения лесов, подачу декларации об использовании лесов, подготовку отчета об использовании лесов и рубку лесных насаждений применительно к принадлежащим им частям лесных участков.

Учитывая изложенное и принимая во внимание необходимость обеспечения многоцелевого, рационального использования лесов, Рослесхоз рекомендует для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, предоставление юридическим лицам лесных участков из состава земель лесного фонда осуществлять с учетом изменений законодательства, в том числе на основании договора аренды части лесного участка.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2014 г. N 1244

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЯ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНОГО

УЧАСТКА, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2015 г.

от 27 ноября 2014 г. N 1244

ПРАВИЛА

ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЯ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНОГО

УЧАСТКА, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - разрешение), в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.

2. Заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) подается физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).

3. В заявлении должны быть указаны:

а) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается физическим лицом;

б) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом;

в) фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подается представителем заявителя;

г) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;

д) предполагаемые цели использования земель или земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации;

е) кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части;

ж) срок использования земель или земельного участка (в пределах сроков, установленных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации);

з) информация о необходимости осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель населенных пунктов, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (за исключением земель, указанных в пункте 3 части 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации), в отношении которых подано заявление, - в случае такой необходимости.

4. К заявлению прилагаются:

а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя;

б) схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости).

5. К заявлению могут быть приложены:

а) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости;

б) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 14.12.2018 N 1560;

в) копия лицензии, удостоверяющей право проведения работ по геологическому изучению недр;

г) иные документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.

6. В случае если указанные в пункте 5 настоящих Правил документы не представлены заявителем, такие документы запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

7. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.

8. Решение о выдаче разрешения должно содержать:

а) указание об обязанности лиц, получивших разрешение, выполнить предусмотренные статьей 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации требования в случае, если использование земель или земельных участков привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков;

б) указание о предусмотренной статьей 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации возможности досрочного прекращения действия разрешения со дня предоставления земельного участка физическому или юридическому лицу и сроки направления уполномоченным органом заявителю уведомления о предоставлении земельного участка таким лицам;

в) согласование осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель населенных пунктов, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (за исключением земель, указанных в пункте 3 части 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации), в отношении которых выдается разрешение, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (при условии представления заявителем информации, указанной в подпункте "з" пункта 3 настоящих Правил).

9. Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:

а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил;

б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации;

в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

10. В решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 настоящих Правил.

В случае если заявление подано с нарушением требований, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано, в чем состоит такое нарушение.

11. В течение 10 рабочих дней со дня выдачи разрешения уполномоченный орган направляет копию этого разрешения с приложением схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора.

Последнее обновление: 16:00, 30.12.2021


Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование

Исполнение государственной функции по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование

3.Регулирующий нормативный правовой акт (ссылка)

Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование (далее - Административный регламент)

5.Категории заявителей, которым предоставляется услуга

Заявителями являются заинтересованные в предоставлении государственной услуги юридические лица (государственные, бюджетные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий) (далее - заявители).

6.Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги

Для получения государственной услуги заявитель представляет в уполномоченный орган:

- заявление о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование по форме согласно приложению 2 к Административному регламенту и содержащее следующие сведения:

- полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма заявителя, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет в налоговых органах (КПП), местонахождение и почтовый адрес, реквизиты банковского счета;

- кадастровый номер, местоположение (лесничество, участковое лесничество, квартал, выдел) и площадь лесного участка, который предполагается взять в постоянное (бессрочное) пользование;

- обоснование цели, вида и срока использования лесного участка, который предполагается взять в постоянное (бессрочное) пользование;

- реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления лесного участка в случае, если испрашиваемый лесной участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения.

2) копию документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя.

Заявление заполняется в машинописном виде или от руки разборчиво (печатными буквами) чернилами синего или черного цвета.

Для предоставления государственной услуги заявитель вправе представить:

1) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;

2) копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

3) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на испрашиваемый лесной участок;

4) кадастровый паспорт испрашиваемого лесного участка.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 № 138 "О размере платы за предоставление выписок из государственного лесного реестра и порядке ее взимания" размер платы за предоставление выписок из государственного лесного реестра (далее - плата) составляет 50 рублей за 1 лист формата A 4 (при двухсторонней печати стоимость удваивается).

Документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, в соответствии с пунктом 1.7. Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и представления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра от 31 октября 2007 г. № 282, предоставляется на безвозмездной основе органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Результатом предоставления государственной услуги является принятие уполномоченными органами решений о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование (далее - решение) и подписание актов приема-передачи лесных участков уполномоченными органами и заявителями либо отказ в предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование и возврат заявителям представленных документов.

Срок предоставления государственной услуги при получении заявления по почте, электронной почте, через Портал или непосредственно от заявителя, не должен превышать тридцати дней со дня регистрации заявления о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.

10. Способы подачи заявки для предоставления государственной услуги

Заявитель имеет право представить документы:

11. Способы получения результата

Лично, путем почтовых направлений с уведомлением о вручении

Основания для приостановления предоставления государственной услуги не предусмотрено.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

- непредставление документов, указанных в пункте 2.7 Административного регламента;

- несоответствие содержания заявления о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование требованиям, установленным пунктом 2.7 Административного регламента;

- наличие запрета на использование лесов для заявленных целей в соответствии с действующим законодательством;

- наличие ограничений или несоответствие цели использования испрашиваемого в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

- предоставление заявления лицом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации лесной участок не может быть предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;

- указанный в заявлении лесной участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении лесного участка обратился обладатель данных прав;

- на лесном участке, указанном в заявлении, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на лесном участке на условиях сервитута или на лесном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и это не препятствует использованию лесного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением обратился собственник этих здания, строения, сооружения, помещения в них, этого объекта незавершенного строительства;

- на лесном участке, указанном в заявлении, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на лесном участке на условиях сервитута или с заявлением обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

- указанный в заявлении лесной участок является изъятым из оборота и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении;

- указанный в заявлении лесной участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;

- указанный в заявлении лесной участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с частью 3 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации;

- указанный в заявлении лесной участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

- указанный в заявлении лесной участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;

- в отношении лесного участка, указанного в заявлении, не установлен вид разрешенного использования;

- указанный в заявлении лесной участок не отнесен к определенной категории земель;

- указанный в заявлении лесной участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого лесного участка не соответствует целям, для которых такой лесной участок был изъят;

- площадь лесного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, в соответствии с которой он образован, более чем на десять процентов.

Заинтересованное лицо имеет право подать жалобу на действия (бездействие) и принятые решения сотрудников уполномоченных органов государственной власти руководителю уполномоченного органа государственной власти, в досудебном (внесудебном) и судебном порядке (см. пункт IV Административного регламента)

Телефоны для справок отдела ведения государственного лесного реестра, охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов:

  • (8652)94-40-93- тел./факс
  • (8652)94-40-63- телефон

16. График работы

понедельник - пятница с 9.00 до 18.00,
перерыв с 13.00 до 14.00;
суббота, воскресенье - выходные дни.

Суд указал, что запрет на переуступку прав и обязанностей договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вступил в силу после заключения соглашения о переуступке


Эксперты отметили, что положения п. 7 ст. 448 ГК оказались слишком жесткими и не вполне отвечающими реалиям экономической деятельности в стране – на основании данной статьи суды зачастую признавали недопустимой уступку прав и перевод долга по договору, заключенному на торгах.

В Определении № 306-ЭС20-21765 Верховный Суд отказал в удовлетворении иска Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, требовавшего признать недействительным соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, на которое ранее дало согласие.

В соответствии с положениями ч. 9 и 18 ст. 83 Лесного кодекса Федеральным агентством лесного хозяйства в период с 16 июля по 2 августа 2019 г. была проведена плановая выездная проверка исполнения министерством переданных полномочий РФ в области лесных отношений и расходования средств субвенций, по результатам которой выявлены нарушения законодательства.

В акте от 2 августа 2019 г. агентство указало, что на момент уступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка действовал п. 7 ст. 448 ГК в редакции Закона № 42-ФЗ, которым были внесены изменения в часть первую ГК. Согласно ей, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом. Таким образом, по мнению агентства, соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка имеет признаки недействительной сделки и подлежит отмене.

Министерство обратилось в арбитражный суд. Оно сослалось на необходимость выполнения до 1 мая 2020 г. предписания агентства, учитывая ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса и п. 7 ст. 448 ГК. Министерство попросило признать соглашение о переуступке недействительным в соответствии со ст. 166 ГК.

Более того, заметил ВС, ч. 6 ст. 71 Лесного кодекса предусматривала запрет на уступку прав по договорам аренды, заключенным по конкурсу, тогда как право на заключение договора аренды лесного участка по настоящему делу было реализовано министерством посредством такого вида конкурентной процедуры, как аукцион.

Таким образом, Верховный Суд отказал в удовлетворении иска.

Адвокат АП Московской области Валентина Ященко отметила, что cложившаяся практика применения п. 7 ст. 448 ГК все это время ограничивала победителя торгов на переуступку его прав и обязанностей по договору аренды, заключенному по результатам аукциона, императивно возлагая на него обязанность исполнить обязательство лично. На основании данной статьи суды зачастую признавали недопустимыми уступку прав и перевод долга по договору, заключенному на торгах.

Вместе с тем, указала она, существует и иная позиция, которую подтвердил ВС в определении относительно возможности уступки права с согласия арендодателя. Эта позиция также имеет свое правовое обоснование. Так, из содержания п. 2 ст. 607 ГК, п. 3 ст. 3 ЗК РФ и из положений п. 5 ст. 22 ЗК РФ прямо следует возможность арендатора передавать свои права и обязанности по договору аренды, а значит, требования п. 7 ст. 448 ГК не подлежат применению в случае согласования арендодателем, отметила Валентина Ященко.

Валентина Ященко обратила внимание, что в указанных случаях ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор. Следовательно, уступка этого права другому лицу не посягает на публичные интересы, а также не противоречит принципу конкуренции при проведении торгов и недопущения предоставления лицу, не участвующему в проведении торгов, необоснованных преимуществ, не посягает на исключение возможности для лица, не участвующего в торгах.

По мнению адвоката, такой подход будет применим только к правоотношениям, возникшим из соглашений об уступке прав, заключенных до 4 февраля, то есть до внесения изменений в ст. 71 ЛК РФ, запретившую передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка независимо от формы торгов, а значит, определение существенно не изменит дальнейшую сложившуюся судебную практику.

Управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров отметил, что в определении ВС прослеживается начало тенденции, по которой в связи со значимостью объекта договора аренды ради публичного интереса не были проигнорированы существенные обстоятельства.

Адвокат указал, что ранее в судебной практике возникали споры, где оспаривалась возможность переуступки прав в данной сфере. Как правило, государственные органы и прокуроры ссылались на нарушение законодательства о защите конкуренции, что повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц. Также, отметил он, были ссылки на п. 7 ст. 448 ГК. Данные доводы отклонялись с указанием на приоритет норм лесного законодательства перед нормами гражданского законодательства, так как на тот момент в п. 6 ст. 71 ЛК был установлен запрет на уступку права и перевод долга по обязательствам, возникшим из договора аренды, а также на передачу предоставленного лесного участка в субаренду только для победителя конкурса или единственного участника конкурса, с которым заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Читайте также: