Расскажите о правах султанов чингизидов зависели ли права султана от его имущественного положения

Обновлено: 14.05.2024

Своеобразие исторического пути ста­новления турецкой государственности: от военно-кочевой империи к центра­лизованному государству, влияние византийской и арабской госу­дарственных традиций, религиозно-политический дух мусульманст­ва – отразилось на той форме, которую она приняла в сложившем­ся виде. Практически с момента своего государственного определе­ния ( XV в.) Османская империя приняла вид абсолютной монархии. Особые черты турецкого абсолютизма определялись особенностями военной системы, а также традиционной восточной организацией государственной администрации.

Важной частью высшей администрации был двор султана (уже в XV в. он насчитывал до 5 тыс. слуг и управителей). Двор подразде­лялся на внешнюю (султанскую) и внутреннюю части (женские по­кои). Внешнюю возглавлял управитель (глава белых евну­хов ), который был практически министром двора и распоряжался имуществами султана. Внутреннюю – глава чёрных евну­хов , который был особо приближенным к султану.

Центральная администрация империи сложилась в основном в сер. XVI в. Её главной фигурой был великий визирь , пост которого был учреждён с самого начала династии (1327). Великий визирь считался как бы государственным заместителем султана (к религиозным вопросам он касательства не имел). Он всегда имел до­ступ к султану, в его распоряжении была государственная печать. Великий визирь практически располагал самостоятельными государ­ственными полномочиями (кроме законодательных); ему подчиня­лись местные правители, воинские начальники и судьи.

Кроме великого, высший круг сановников составляли простые визири (число их не превышало семи), обязанности и назначе­ние которых определял султан. К XVIII в. визири (считавшиеся как бы заместителями великого визиря) обрели устойчивые специализи­рованные полномочия: визирь-кийяши был делопроизводи­телем великого визиря и уполномоченным по внутренним делам, реис-эфенди ведал иностранными делами, чауш-баши начальствовал низшим административным и полицейским аппара­том, капудан – флотом и т. д.

Великий визирь и его помощники составляли великий имперский совет – Диван. Это был совещательный орган при великом визире. С начала XVIII в. Диван стал и непосредственно исполнительным органом, своего рода правительством. В него также входили двое кадиаскеров (верховных судей войска, ведавших вообще юс­тицией и просвещением, хотя и подведомственных духовной вла­сти), дефтердар (правитель финансового ведомства; позднее их также стало несколько), нишанджи (правитель канцелярии великого визиря, первое время ведавший и иностранными делами), командующий военной гвардией – корпусом янычар, высшие воен­ные начальники. Вместе с канцелярией великого визиря, управлениями дел кадиаскеров, дефтердаров, все это составляло как бы еди­ную администрацию – Высокие врата (Баб-и али)*.

* По французскому эквиваленту (врата – la porte), администрация получила назва­ние Порта , позднее перенесенное на всю империю (Оттоманская Порта).

При султане существовал и совещательный Высочайший Совет из членов дивана, министров дворца, высших военачальников и, обязательно, наместников отдельных областей. Собирался он от слу­чая к случаю и никаких определенных полномочий не имел, а был как бы выразителем мнения правительственной и военной знати. С начала XVIII в. он перестал существовать, но в конце века возро­дился в виде меджлиса .

Духовно-религиозную часть государственных дел возглавлял шейх-уль-ислам (пост учрежден в 1424 г.). Он возглавлял все сосло­вие улемов (мусульманских священнослужителей, куда также относились судьи – кади , богословы и правоведы – муф­тии , преподаватели духовных училищ и др.) Шейх-уль-ислам располагал не только административной властью, но и влиянием на законодательство и правосудие, поскольку многие законы и реше­ния султана и правительства предполагали его правовое одобрение в виде фетвы . Однако в турецком государстве (в отличие от хали­фата) мусульманское духовенство стояло под верховной властью султана, и шейх-уль-ислам назначался султаном. Его большее или меньшее влияние на ход государственных дел зависело от общепо­литических взаимоотношений светских властей с правом шариата, менявшихся на протяжении веков.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема занятия: Политическая и социальная структура казахского государства

Создать условия для развития и систематизации знаний о политической и социальной структуре казахского государства, о системе правления, административно-правовом регулировании Казахского ханства в XV-XVIII вв, ознакомить с улусной системой, охарактеризовать судебную систему, виды налогов и повинности.

Развивать умение выражать свои мысли, делать выводы, основываясь на текст учебного материала.

Развивать навыки исследования и поиска.

Воспитывать чувство уважения и любви к своей Родине, к выдающимся личностям в истории Казахстана.

Тип урока: лекция

Методы обучения: работа учащихся с текстом учебника, с технологической картой, вопросы-ответы, работа с картой

Ход занятия

II. Проверка домашнего задания

Ответьте на вопросы

В период правления какого хана население ханства составило 1 млн. человек?

Какие ханы Казахского ханства оставили потомкам свои своды законов?

При каком хане город Ташкент на 200 лет переходит к Казахскому ханству?

В период правления какого казахского хана Иван Грозный предоставляет братьям Строгоновым право беспошлинной торговли с казахами?

III. Изучение нового материала

Казахская государственность в XV-XVII

Казахская государственность в XVIII

Институт биев. Курултай

Формы собственности. Налоги и обязательства

Работа с технологической картой урока /индивидуальная работа учащихся/

IV. Закрепление материала

Работа с конспектом, повторение узловых вопросов

V. Домашнее задание

Работа с конспектом

1.Заполните кластер:

Система казахской государственности, которая начала формироваться в ……….. веке, к периоду правления хана Тауке стала одной из сильнейших.

В структуре Казахского ханства были все признаки государственности:

В казахском государстве существовало 2 формы хозяйствования:

Права ханов:

Осуществлять власть на территории государства

Объявлять войну, заключать мир

Проводить переговоры с иностранными государствами

Выносить смертную казнь своим подданным

Издавать законы и указы

Социальная структура:

БИИ –предводители родов и племен

Султан в своем улусе имел….

Мог претендовать на ….

СУЛТАНЫ - удельные правители улусов.

Обязанности ханов:

Защищать народ от внешних врагов

Сохранять внутренне спокойствие в ханстве

Определять основные направления внешней политики

Выдвигались на должность

Старший жуз?

Средний жуз?

Младший жуз?

3.Ответьте на вопросы:

Совет биев решал вопросы:

4.Заполните схему:

5. Заполните кластер:

Форма собственности на землю -

Форма собственности на скот -


ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ

НАЛОГИ и ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Лекция к занятию .

Социально-экономическое развитие Казахского ханства в XVI-начале XVIII веков

Каково же было экономическое и социальное развитие Казахского ханства в XVI - начале XVIII веков? Наиболее важный вопрос – вопрос собственности на землю. Формально она принадлежала роду, скот находился в индивидуальном владении. Налоговая система различалась в кочевой и земледельческой зонах. Шаруа-скотоводы платили зякет (1/20 части скота), земледельцы – харадж (от 1/10 до 1/5 урожая) и бадж (пошлина). Общими были повинности по содержанию администрации, войска (коналга), работы по рытью канлов, ремонту дорог и т.д. Скрытой формой налога можно считать согум и сыбагу, суть которых заключалась в регулярных подношениях владетелю скота и продуктов. Мусульманское духовенство сохраняло налоговый иммунитет.

Рассмотрим теперь социальное устройство общества. На вершине социальной пирамиды находился хан – верховный избираемый правитель.

Хан мог быть избран только из числа султанов. Султаны – не правящие потомки чингизидов.

Переход между категориями ак суйек и кара суйек был невозможен, а вот переход между категориями внутри группы кара суйек часто зависел от личных качеств человека и открывал дорогу наиболее талантливым организаторам, хозяйственникам, ораторам.

Таким образом, мы видим, что казахское общество XVI-начала XVIII веков представляло собой строго организованную иерархическую структуру сословных групп, находившихся между собой в регулируемых обычным правом и традицией отношениях.

Перейдем теперь к рассмотрению экономической структуры Казахского ханства. Главной отраслью хозяйства оставалось скотоводство.

Вдоль крупных рек (Сырдарья, Чу, Талас, Арысь), в предгорьях Улытау и Атбасарской степи население занималось выращиванием зерновых культур, в основном проса – самого неприхотливого злака, ячменя, пшеницы. На юге земледелие было поливным. Но следует отметить, что в основном земледелием занимались обедневшие, потерявшие скот кочевники. Сохраняло свое значение охота и рыболовство, становившиеся дополнительным источником пищи, меха, шкур.

На юге и юго-востоке продолжали свое существование города, выполнявшие функции связи между оседлыми оазисами и кочевой степью. Здесь шла транзитная и местная торговля. Крупнейшим городским центром был Туркестан, который еще Есим-хан сделал своей столицей. Сохраняли свое значение Сайрам, Сауран, Сузак, Отрар. Средняя численность населения в это время – 4-8 тысяч человек. Города были также ремесленными центрами. Но все-таки активная политическая жизнь переместилась в кочевую зону.


Больше авторитета – больше полномочий

— Что входило в круг властных полномочий хана? Какие вопросы он мог решать самостоятельно, без оглядки на кого бы то ни было?

— Хан обладал всей полнотой верховной власти в государстве, включая внутреннюю и внешнюю политику. Можно выделить пять его основных полномочий.

Первое – только он имел право управлять всей территорией страны, всеми землями и пастбищными угодьями, кочевками, определять места летовок и зимовок, границ подвластных родов и племен.

Второе – ему как главнокомандующему армией принадлежало право объявлять войну и заключать мир.

Третье – именно он определял внешнеполитический курс государства и вел переговоры с правителями других стран.

Четвертое – ему принадлежала роль верховного судьи: он разбирал жалобы и имел право вынесения смертного приговора или помилования виновного.

Пятое – только он мог издавать законы и иные правовые акты, обязательные для исполнения всеми членами общества.

— То есть власть хана была, по сути, неограниченной?

— Он делил власть с главами улусов, султанами, биями, крупными родоправителями и наместниками в городах. Хотя в форс-мажорных обстоятельствах ханы нередко поступали по своему усмотрению, ни с кем не советуясь. Так, хан Абулхаир в 1730 году самолично решил, что Младший жуз примет российское подданство, не поставив в известность родоправителей. Тем самым он превысил свои полномочия, в чем его позже упрекали старшины, но пошел на этот шаг ради спасения народа и в сложившейся на тот момент ситуации был прав.

То, какой властью обладал тот или иной хан, зависело и от его личных качеств, авторитета. Например, Чокан Валиханов писал о своем прадеде Абылае, что казахи считали его воплотившимся духом (аруақ), ниспосланным для свершения великих дел, что уважение к нему среди народа имело буквально мистический характер, что ни один другой хан не имел такой неограниченной власти, как он. В частности, Абылай первым наделил себя правом назначать смертную казнь, хотя раньше такой приговор выносило только народное собрание. Такой же харизмой обладал и его внук Кенесары Касымов. Кстати, у Абылая был 71 сын от многих жен и наложниц, в основном калмычек, и это обстоятельство еще больше поднимало его авторитет в глазах подданных.

— Но даже самому великому монарху иногда нужно с кем-то посоветоваться…

— При верховном правителе Казахского государства существовал ханский совет — высший совещательный орган, в состав которого входили близкие родственники хана. На этом совете обсуждались наиболее важные вопросы государственной жизни, а выполнение принятых решений и указаний поручалось специальным жасаулам (есаулам) из числа ханских туленгутов. В период войн создавался военный совет во главе с самим правителем. Его членами становились известные военачальники, батыры, дипломаты, другие авторитетные лица.

Кто мог возразить монарху?

— То есть наш предок, живший, скажем, четыре-пять веков назад, был более свободным человеком, чем его современник-европеец?

— Специфика кочевого политогенеза заключается в том, что жесткая централизованная власть в обществе возникает лишь в экстремальных случаях – таких, как война, отражение агрессии врага, массовая эпидемия, перекочевка на огромные расстояния и т.п. В мирное время кочевник не нуждается в сильной власти монарха, он выполняет лишь предписанные ему правила повседневной жизни и быта. У него больше свободы передвижения, участия в собраниях и дискуссиях, выражения своего мнения, невзирая на лица. Со своей жалобой рядовой кочевник мог дойти до самого хана, который поручал туленгутам разобраться в сути его претензий. В этом смысле у номадов было больше демократии, чем в оседлых обществах земледельцев, ремесленников и торговцев.

Также стоит сказать об огромной роли в жизни кочевого социума родовых и племенных вождей: биев, батыров, тарханов и других. Они служили опорой ханов и султанов-чингизидов, возглавляли крупные родоплеменные объединения, и вся повседневная жизнь кочевников проходила под их контролем. Одновременно они в какой-то мере ограничивали всевластие и произвол ханско-султанской верхушки, поскольку опирались на народ. Из их среды вышло немало ярких народных вождей – например, батыры Сырым Датов, Жоламан Тленшин, Исатай Тайманов, Жанхожа Нурмухаммедов и другие. Будучи представителями среднего класса кочевников, они являлись выразителями и защитниками интересов основной массы общинников. Если ханами и султанами становились по самому факту рождения (передача титулов по наследству), то статус народных вождей приобретался в силу личных заслуг, военных способностей и человеческих качеств. Иначе говоря, последние воплощали в себе не наследственный, а харизматический тип правления.

— Кто конкретно в казахской степи был, так сказать, субъектом права?

Кстати, женщины в казахской степи тоже обладали достаточной свободой – возможно, даже большей, чем их европейские современницы, жившие в городах (имеются в виду ХVI – ХVIII века). Они никогда не носили паранджу или хиджаб , не закрывали лицо, но при этом, разумеется, соблюдали правила приличия. Что касается обычая левирата, когда вдова становилась женой одного из братьев погибшего мужа, то он позволял спасти ее семью от голодной смерти – в те жестокие времена это было проявлением гуманности.

В целом можно сказать, что многие демократические традиции казахов были заложены еще в эпоху ранних номадов Евразии: саков, сарматов, алан, гуннов, усуней, канглы, затем тюрков, кыпчаков, кимаков, огузов и других жителей степи.

Опыт предков и современное общество

— Можно ли говорить о том, что у рядовых казахов в ту эпоху были достаточно широкие права и свободы?

— У казахов-кочевников, в отличие от представителей оседлых народов, никогда не было рабства в классическом его понимании. Каждый из них являлся свободным общинником, членом какого-либо рода, племени, поколения, общины и находился под коллективной защитой сородичей. Даже самый бедный аульный байгуш оставался свободным человеком и имел больше прав, чем крепостной русский крестьянин или городской житель Европы. Другое дело, что родственными узами он был тесно связан с соплеменниками — оставить их и уйти означало для него если не голодную смерть и унижения, то разные невзгоды.

У казахов были домашние рабы – пленные или купленные на рынках Бухары, Хивы, Ташкента и других среднеазиатских городов. Их труд использовался лишь в домашнем хозяйстве. С течением времени они забывали свое прошлое, принимали ислам, получали свободу, могли завести семьи и становились такими же равноправными сородичами. Например, после похода Абылая в северную Киргизию оттуда вывезли немало кыргызов. Они обосновались среди казахов-аргынов, со временем образовали поколения бай-кыргыз и жана-кыргыз, которые благополучно существуют по сей день, давно став полноценными казахами. Были среди казахов и ассимилированные туркмены, башкиры, татары, каракалпаки, ногаи, сибирские татары. То есть кочевое общество было открыто всему миру, вбирало в себя всех желающих, в том числе и беглых солдат и прочих мигрантов из соседних государств. Бескрайняя степь давала укрытие всем желающим.

— Сложно сказать, ведь сегодня мы живем в совершенно иных условиях. Могу только отметить два-три момента.

Нормы нашей Конституции в свое время были разработаны на основе мирового опыта развития демократии, они соответствуют принципам Всемирной декларации прав человека от 1948 года. Однако позже был принят ряд законодательных решений, которые создали искусственные ограничения для граждан в реализации их прав. Например, почему президентом страны может быть лишь человек, имеющий пятилетний стаж работы в госаппарате? Тем более что авторитет чиновников в нашем обществе очень низок. А как же тогда быть бизнесменам, ученым, да и вообще людям, заслужившим уважение народа, но не имеющим такого стажа? Ведь Конституция гарантирует всем гражданам равные права, не допускает сословного превосходства, а здесь, получается, госчиновники по статусу поставлены выше всех остальных. Со временем это может привести к тому, что пост главы государства будет приватизирован узкой группой правящей элиты, каким-то одним кланом, а, возможно, даже будет передаваться по наследству, как в средние века. Что в современном обществе недопустимо.

Кроме того, было бы правильно, если бы все важные решения, касающиеся жизни государства, принимались после совета с народом. Значит, нужно не бояться проводить референдумы. Руководителям страны стоило бы регулярно отчитываться перед населением, чаще посещать самые отдаленные аулы, вникать в насущные проблемы людей. А то некоторые высокопоставленные чиновники возомнили себя чуть ли не наследственными султанами-чингизидами (хотя сами родом из аульных пастухов).

Единственным источником государственной власти является народ. Об этом крепко помнили ханы и султаны в ту далекую историческую эпоху. А если забывали, то им об этом напоминали народ и его храбрые батыры…

Чингиз-хан и Чингизиды. Закон и насилие в практике престолонаследия

Наблюдения показывают, что нередко престол занимали в порядке прямого наследования, т. е. власть переходила непосредственно от отца к сыну (а при смерти или болезни сына — к внукам). Переход ханского достоинства по прямой восходящей линии не вызывал особого сопротивления, и потому в политической жизни чингизидских улусов и образованных на их развалинах государствах этот порядок престолонаследия соблюдался на протяжении многих десятилетий кряду.

Каждый из перечисленных выше порядков престолонаследия признавался традицией правильным, и вопрос о предпочтении того или иного из них решался всякий раз с учетом конкретных обстоятельств. Поэтому, по замечанию В. В. Бартольда, обсуждение вопроса о том, какой из Чингизидов в том или другом случае имел больше прав на престол и было ли избрание того или другого хана закон­ным, не является корректным51.

Политическое завещание делалось устно, в присутствии представителей царствующего дома и знати, или письмен­но, и те давали письменное заверение-клятву исполнить духовную. Выше уже было рассмотрено завещательное распоряжение Чингиз-хана. (Напомню, Чингиз-хан еще при жизни назначил своим преемником своего третьего сына Угедея и незадолго перед смертью подтвердил свое политическое завещание.) Чтобы полнее охватить эту те­му, приведу еще два примера из более позднего периода.

Тимур еще при жизни назначил наследником престола своего внука Пир-Мухаммада. Но после смерти Тимура никто не признал этого наследника по завещанию госуда­рем.. Пир-Мухаммада не поддержали даже военачальники, давшие Тимуру клятвенный обет, что свято исполнят его последнюю волю. Назначенного волею Тимура наследника престола опередил другой внук Тимура, Халил-Султан, сын Мираншаха и Севин-бек, внучки золотоордынского хана Узбека (правил в 1313-1341 гг.), и захватил Самарканд. Вот что рассказывает о том, что произошло дальше, Ибн Арабшах, очевидец событий тех лет.

Но Халил отверг притязания Пир-Мухаммада, заявив: «Это не столько вопрос о царской власти между нами сейчас, о ты, кто бы ты ни был, а о том — получена ли она по праву наследия или по праву овладения. Если первое, то, конечно, существуют еще некоторые другие, которым оно принадлежит по большему праву, чем мне или тебе, а именно: мой отец Мираншах и мой дядя Шахрух, его брат, и в этом случае доля обоих будет равной, и тебе будет нечего им сказать. . Но если речь идет об овладении, твои слова бесполезны, поскольку царская власть бесплодна, и еще до моего и твоего време­ни было сказано:

Снаряжай своих самых породистых коней и точи оружие,

Препоясывай чресла, поскольку от этого зависит победа.

Иногда государи уступали престол своим наследникам или соперникам при жизни под давлением. Чтобы придать делу благородный вид, в одних случаях отказ государя от престола объясняли подданным его заветным желанием совершить паломничество в Мекку, так как хаджж царст­вующего государя рассматривался в некоторых частях му­сульманского мира, в частности в Средней Азии, как доб­ровольный отказ от престола; такой взгляд сохранялся в Средней Азии до начала двадцатого века59.

В истории чингизидских улусов случалось и такое. По­рою самого кандидата на престол, которого царевичи и знать признавали за благо, на месте не было; тогда изби­рался (или назначался) временный правитель. Вот два примера. Осенью 1301 г. умер глава среднеазиатских владений Чингизидов Хайду. По словам историка XIV в. Вассафа, Хайду завещал власть Туве, сыну Барака, правнуку Чагатая. Но Тува поступил иначе; собрав царевичей вокруг гроба Хайду, он уговорил их признать своим государем отсутствовавшего тогда Чапара, старшего сына Хайду. Однако обстоятельства сложились таким образом, что вступление Чапара на престол произошло лишь весной 1303 г.60

Зато в последующей истории чингизидских улусов бы­ло немало лиц, которые насильно захватывали власть. Ча­ще всего в оправдание низложения и убийства царствую­щего хана приводилось то, что он лишился своих прав: вследствие своего развратного, недостойного престола об­раза жизни и многократных нарушений Ясы Чингиз-хана. Насильственной смене государя свойственна одна любо­пытная особенность: приход узурпатора к власти путем убийства хана не считался преступным деянием, не пре­следовался законом. Иными словами, судьбу правителя определяли не столько степень законности его прав на престол и способ прихода к власти, сколько его текущая политика и образ жизни.

При ослаблении ханской власти и пресечении династии власть обычно переходила к главарям кочевых родов и племен. В частности, такое событие имело место в сере­дине XIV в. в Чагатайском улусе. А произошло вот что. Против Чагатаида Казан-хана, который отличался край­не жестоким характером, взбунтовалась часть тюркских эмиров, и в 747/1346-1347 г. он пал в битве с эмиром Казаганом.

Казан был последним полновластным ханом Чагатай­ского ханства. После его гибели Чагатайская держава рас­палась на два отдельных государства — западное и восточ­ное. В западных владениях — Мавераннахре (Среднеази­атское междуречье) род Чагатая потерял свое господство, и фактически власть находилась в руках тюрко-монголь-ских эмиров (беков), среди которых затем выделился эмир Тимур (1336-1405).

В ту эпоху в Средней Азии сохранялся принцип, согласно которому право на престол и титул хана имеют только прямые потомки Чингиз-хана. Поэтому эмиры, захватившие власть, начиная с эмира Казагана и кончая эмиром Тимуром, возводили на престол подставных ханов из потомков Чингиз-хана. Так что Тимур, хотя и был полновластным правителем своего государства, никогда не носил ханкого титула61.

Обычай возводить на престол подставных ханов из по­томков Чингиз-хана имеет давнюю традицию и восходит к XIV в. В государстве Хулагуидов после смерти в 1335 г. монгольского хана Абу Сайда фактическая власть в стране перешла в руки главы племени джалаир Шейх Хасана Бузурга (ум. 1356). Но он, соблюдая традиции, возвел на престол, в качестве подставных ханов, сначала Мухаммада (потомка Чингиз-хана), потом Туга-Тимура (потомка бра­та Чингиз-хана, Хасара), Джахан-Тимура (потомка Чин­гиз-хана) и лишь после этого промежуточного периода присвоил себе права государя.

В государстве, основанном монголами в Средней Азии, в 30-40-х гг. XIV -в. происходили смуты, которые в Мавераннахре привели к переходу власти после убийства Казан-хана в 747/1346-1347 г. от потомков Чингиз-хана к тюркской кочевой знати — эмирам (бекам). Первым из этих эмиров был эмир Казаган (ум. 1358) из караунасов63. Впоследствии выделился эмир Тимур из монгольского племени барлас, который объединил под своей властью Среднюю Азию и Иран. Поскольку понятие о наследственных правах Чингизидов на власть сохранялось строго, то и здесь, в Средней Азии, возник институт подставных ханов: для придания законности своим действиям эмир Казаган и его преемники провозглашали кого-либо из потомков Чингиз-хана ханом, управляя формаль­но от его имени, фактически же единовластно. Вот список подставных ханов тюркских властителей Мавераннахра ХIV-XV вв.

4. Вместо Кабул-шаха эмир Хусайн провозгласил ханом другое лицо — некоего Хуббе, который вскоре также был казнен; о его происхождении ничего не говорится (Мунтахаб ат-таварих, изд., с. 114).

9. Об имени, происхождении и судьбе преемника Сатук-хана в источниках ничего не говорится.

Подставные ханы Чагатайского улуса Х1У-ХУ вв. яв­лялись марионеточными государями и одновременно хра­нителями политических традиций. Не обладая никакой фактической властью, подставные ханы из потомков Чин­гиз-хана оставались формально источником власти. В ча­стности, ярлыки Тимура и Улугбека издавались от имени ханов; за ханом были сохранены важные внешние атрибу­ты власти — обычай чеканить имя хана на монетах и упоминать его имя в хутбе, правда, не всегда соблюдав­шихся столь уж строго. Зато, как отметил В. В. Бартольд, нет никаких известий о том, чтобы эмир Тимур когда-нибудь в присутствии войска, при торжественной обста­новке, воздавал почести подставным ханам; почести, воз­даваемые, по монгольским обычаям, государю, всегда при­нимались самим Тимуром. По материалам источников, на пирах и праздниках хан предоставлял первенство эмиру Тимуру, сам же был почти незаметен; когда приходили послы иностранных держав, хан предоставлял их прием эмиру Тимуру, а сам занимал скромное положение; смотр войска также производил Тимур, и он же сам принимал воинские почести. Похороны ни одного подставного хана не становились народным зрелищем; ханы отходили в мир иной без народного плача, без траурно-торжественных церемоний и пышного погребального обряда; даже захоронения большинства подставных ханов Средней Азии Х1У-ХУ вв. неизвестны.

И наконец, пример из истории Кокандского ханства. К середине XIX в. Кокандское ханство превратилось в одно из крупнейших государств в Средней Азии, в состав которого вошли обширные территории от Памирских высот на юге до бассейна реки Или на северо-востоке. В семидесятых годах XIX в. там происходили стычки между российскими войсками и жителями ханства. Ситуа­цией в стране воспользовался некий мулла Исхак, родом из Пскента (современный Бишкек — столица Кыргызста­на). Назвав себя царевичем Пулат-беком, он со своими сторонниками из кыргызов и кипчаков занял Коканд, где осенью 1875 г. был провозглашен ханом, в то время как настоящий хан находился в Ходженте. Но правление самозванца было недолгим: в январе 1876 г. власти Пулат-хана был нанесен решительный удар70.

Читайте также: