Административная ответственность за повреждение имущества рб

Обновлено: 17.05.2024

Судья Петровского районного суд Ставропольского края Ромась О.В.

при секретаре – Портянко А.С.,

с участием – представителя Борового Д.И. – ФИО2, действующего по доверенности,

старшего участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Петровскому району Ставропольского края ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Борового Д.И. на постановление старшего участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Петровскому району Ставропольского края ФИО3 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст.7.17 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

Ветки спиленных деревьев ответчик бросил рядом, а некоторые оставил на этих же деревьях, прислонив их к забору, свисающими на его территорию, что видно на фототаблице. Вывод участкового о том, что ФИО1 спилены только ветки с его стороны от забора опровергаются фотографиями, который были сделаны в день составления протокола осмотра места происшествия и спустя две недели, когда все спиленное им засохло и остались только столбы без кроны. Фактически указанные деревья уничтожены ФИО1 и не способны к дальнейшему росту и плодоношению.

Однако, обжалуемым определением отказано в возбуждении дела ввиду того, что заявителю якобы не причинен материальный ущерб, что не соответствует действительности.

В материалах проверки имеются объяснения заявителя Борового Д.И. от 22.08.2017г., в тексте которых упоминается об отсутствии имущественного ущерба как отражение в контексте отсутствия кражи или порчи имущества в результате не проникновения ФИО1 в жилой дом и хозпостройки заявителя. Несмотря на это, участковым уполномоченным полиции ФИО3 сделан вывод о якобы полном отсутствии какого-либо материального ущерба заявителю Боровому Д.И.

В связи с тем, что заявитель Боровой Д.И. не обладает достаточными познаниями в сфере юриспруденции и ему не было разъяснено, что отмеченный в объяснениях материальный ущерб касается в том числе спиленных плодовых деревьев, что и послужило причиной его обращения в полицию. Если бы в результате действий ФИО1 заявителю Боровому Д.И. не был причинен материальный ущерб, отсутствовалабы надобность вызова на место происшествия участкового, как и факт подачи в Петровский районный суд . Боровым Д.И. иска к ФИО1 о взыскании материального ущерба, упущенной выгоды и компенсации морального вреда (копия искового заявления прилагается).

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 7.17 КоАП РФ, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинениезначительного ущерба, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Объективная сторона правонарушения характеризуется совершением противоправных действий, направленных на уничтожение или повреждение чужого имущества, не повлекших причинение значительного ущерба.

С субъективной стороны данное правонарушение является умышленным, совершаемым только с прямым умыслом.

Согласно ст. 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

В своих объяснениях ФИО1 прямо указывает на совершение им умышленных действий по спилу крон деревьев, принадлежащих Боровому Д.И.

Под уничтожением чужого имущества имеется в виду приведение имущества в полную негодность, в результате чего оно утрачивает свою хозяйственно-экономическую ценность и не может быть использовано в соответствии со своим назначением.

Под повреждением чужого имущества имеется в виду приведение его в такое состояние, при котором оно становится непригодным к использованию без исправления.

Применение положений рассматриваемой нормы административного права возможно в случаях, если действиями виновного не причинен значительный ущерб.

Под значительным ущербом, в зависимости от характера имущества, может рассматриваться как денежное выражение ущерба, так и характер причиненного вреда. Размер ущерба определяется не только с точки зрения денежного выражения, но и значимости имущества для владельца, пользователя или собственника.

Разграничение между административным правонарушением, приведенным в данной статье, и преступлением, наказуемым по ст. 167 УК РФ, проводится по размеру причиненного вреда.

Вышеуказанные факты и обстоятельства свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, а также оснований для наложения административного штрафа.

Несмотря на это, заявление Борового Д.И. от *** ввиду аналогичности было присоединено к материалам вышеуказанной проверки КУСП --- от *** без надлежащей оценки доказательств и доводов заявителя о наличии материального ущерба.

2. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: - наличие события административного правонарушения; - лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; - виновность лица в совершении административного правонарушения; - обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; - характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; - обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; - иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Однако, действий по выяснению характера и размера ущерба, причиненного административным правонарушением, участковым уполномоченным полиции ФИО3 произведено не было, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Нарушение требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств данного дела, привело к вынесению незаконного и необоснованного определения.

Материалы данной проверки были предоставлены заявителю для ознакомления только ***, в связи с чем процессуальные сроки обжалования данного определения не пропущенны.

Согласно ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мотивируя свою жалобу, считает, что с учетом причиненного ему материального ущерба, в действиях ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.17 КоАП РФ либо уголовного наказуемого деяния, предусмотренного ст.167 УК РФ, так как в результате умышленных действий ФИО1 был повреждены деревья принадлежащие Боровому Д.И., чем был причинен материальный ущерб.

Изучив жалобу по материалам истребованного дела, прихожу к выводу об ее удовлетворении по следующим основаниям.

Статья 7.17 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, в виде административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

В соответствии со ст. 7.17 КоАП РФ, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.17 КоАП РФ выступает собственность в различных формах, предметом правонарушения является чужое имущество. Под чужим имуществом понимается имущество, не находящееся в пользовании и (или) владении, в собственности лица, причинившего ущерб любому чужому имуществу. Объективная сторона правонарушения выражается в противоправных действиях, приведших к уничтожению или повреждению чужого имущества, если они не повлеки причинение значительного ущерба. Под повреждением чужого имущества имеется в виду приведение его в такое состояние, при котором оно становится непригодным к использованию без исправления.

Приходя к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.17 КоАП РФ, старший участковый уполномоченный полиции ОМВД России по . ФИО3 в нарушение требований ст. 26.1 КоАП РФ не выяснил обстоятельства, при которых ФИО1 было совершено нарушение, достоверно не установил размер ущерба и не выяснил в ходе проверки степень ущерба для потерпевшего.

Допущенные старшим участковым уполномоченным полиции ОМВД России по . ФИО3 процессуальные нарушения не позволили ему полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, что в силу ст. 30.17 КоАП РФ является основанием для отмены вынесенного им постановления.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 30.17 КоАП РФ постановление старшего участкового уполномоченного полиции ОМВД России по . ФИО3 от *** подлежит отмене, а дело следует возвратить на новое рассмотрение, в соответствии с требованиями ст.30.7 ч.1 п.4 КоАП РФ.

Оснований для прекращения административного дела в настоящее время не имеется.

Руководствуясь ст.30.1- 30.3, 30.7 ч.1 п.4 КоАП РФ, суд

Постановление старшего участкового уполномоченного полиции ОМВД России по . ФИО3 от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.17 КоАП РФ, в отношении ФИО1, согласно которому отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ст.7.17 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения – отменить, дело об административном правонарушении возвратить ОМВД России по Петровскому району Ставропольского края для организации его нового рассмотрения в соответствии с требованиями КоАП РФ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОВРЕЖДЕНИЕ ИМУЩЕСТВА. ВАНДАЛИЗМ


Современная ситуация -->

Вандализм – бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей. Вандализм заключается в нанесении надписей, иероглифов, рисунков на фасадах зданий, сооружений, в подземных переходах, на стеклах автобусов, троллейбусов, электропоездов, в общественных местах, в зданиях, жилых помещениях, учебных заведениях и др.
В уголовном и административном законодательстве Республики Беларусь существует перечень статей, по которым нарушитель может быть привлечен к ответственности.
ст. 218 Уголовного Кодекса Республики Беларусь – умышленное уничтожение либо повреждение имущества;
1. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества, повлекшие причинение ущерба в значительном размере, -
наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет.
2. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества, совершенные общеопасным способом либо повлекшие причинение ущерба в крупном размере, -
наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.
ст. 339 Уголовного Кодекса Республики Беларусь – хулиганство;
1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), -
наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.
2. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), -
наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок от одного года до шести лет.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство) -
наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
ст. 341 Уголовного Кодекса Республики Беларусь – осквернение сооружений и порча имущества и другие.
Осквернение зданий или иных сооружений циничными надписями или изображениями, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах при отсутствии признаков более тяжкого преступления -
наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом.

Аналогия существует и в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях:
ст. 11.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях – умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества;
Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, -
влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин

Наибольший процент среди правонарушений, за которые законные представители несовершеннолетних привлекаются к административной ответственности, имеют следующие статьи КоАП Республики Беларусь:

Статья 17.6. Незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания.

  1. Приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, не превышающем пятидесяти граммов, – влекут наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
  2. Перевозка, пересылка, приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, а равно реализация таких некурительных табачных изделий при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности – влекут наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств, либо общественные работы с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств, либо административный арест с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.
  1. Изготовление некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности – влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, либо общественные работы с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, либо административный арест с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.

Примечание. Под некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, в настоящей статье понимаются изделия (снюс, насвай и другие), изготовленные из табака (очищенной табачной пыли) и щелочного компонента (мела, извести или прочих щелочных компонентов

Статья 19.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

  1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.
  2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
  3. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влекут наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.
  1. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влекут наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.
  1. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.

Статья 19.7. Хранение и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера

Хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино -, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера – влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин.

Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, - влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.

Статья 19.1. Мелкое хулиганство

Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, – влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Статья 11.4. Присвоение найденного имущества

Присвоение найденного заведомо чужого имущества или клада – влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.

Статья 11.3. Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имуществ

Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, – влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

Статья 11.2. Причинение имущественного ущерба

Причинение ущерба в незначительном размере посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана, злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной информации при отсутствии признаков мелкого хищения – влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

Статья 11.1. Мелкое хищение

Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, хищения путем использования компьютерной техники, а равно попытка такого хищения – влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

  1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
  2. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища – влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

Статья 19.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах

Курение (потребление) табачных изделий, использование электронных систем курения, систем для потребления табака в местах, где они в соответствии с законодательными актами запрещены, – влекут наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.


Администрация
Советского района г. Минска


220013, г.Минск, ул. Дорошевича, 8,


факс: +375 17 353-32-21, +375 17 379-25-75,


sovadm@minsk.gov.by
































О некоторых вопросах ответственности за нарушения общественного порядка

О некоторых вопросах ответственности за нарушения общественного порядка

Органы прокуратуры, выполняя важнейшую правозащитную функцию, стоят на страже интересов государства и общества и являются гарантом законных прав и свобод граждан. Надзорная деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, укрепление конституционных основ государства. За совершение деяний против государства, порядка управления и общественной безопасности предусмотрена уголовная ответственность.

Так, с 01.03.2021 вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП). Теперь ст.23.34 закреплена в новой редакции в ст.24.23 КоАП.

Статья 24.23. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

  1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, -

влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин (до 2900 рублей), или общественные работы, или административный арест (на срок до 15 суток).

  1. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные организатором таких мероприятий, -

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста пятидесяти базовых величин (от 580 до 4350 рублей), или общественные работы, или административный арест (на срок до 15 суток), а на юридическое лицо - от двадцати до двухсот базовых величин (от 580 до 5800 рублей).

  1. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин (от 580 до 5800 рублей), или общественные работы, или административный арест (на срок т 15 до 30 суток).

  1. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин (от 580 до 5800 рублей), или общественные работы, или административный арест на срок т 15 до 30 суток), а на юридическое лицо - от двадцати до двухсот базовых величин (от 580 до 5800 рублей.

  1. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, -

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин (от 870 до 5800 рублей), или общественные работы, или административный арест (на срок до 15 суток).

  1. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, -

влекут наложение штрафа в размере от сорока до двухсот базовых величин (от 1160 до 5800 рублей), или общественные работы, или административный арест (на срок до 15 суток), а на юридическое лицо - от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин (от 7250 до 14500 рублей).

Кроме того, КоАП предусматривает ответственность за незаконные использование и изготовление флагов, вымпелов, плакатов, эмблем и символов, а также незаконное использование наименований "Красный Крест", "Красный Полумесяц", "Красный Кристалл" (ст.24.26 КоАП):

  1. Использование запрещенных законодательными актами флагов, вымпелов, плакатов, эмблем или символов, а равно изготовление таких флагов, вымпелов, плакатов, эмблем или символов с целью их распространения -

влекут наложение штрафа от пяти до двадцати базовых величин (от 145 до 580 рублей), на индивидуального предпринимателя - от десяти до сорока базовых величин (от 290 до 1160 рублей), а на юридическое лицо - от двадцати до шестидесяти базовых величин (от 580 до 1740 рублей).

  1. Незаконное использование эмблем Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Кристалла или наименований "Красный Крест", "Красный Полумесяц", "Красный Кристалл" -

влечет наложение штрафа в размере от восьми до двадцати базовых величин (от 232 до 580 рублей).

Также КоАП предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение (cт. 19.4 КоАП):

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, - влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин (от 145 до 870 рублей).

Кроме того, положениями КоАП предусмотрена ответственность за умышленное блокирование транспортных коммуникаций (ст.18.1 КоАП), ответственность за невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движения, в частности, нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил пользования внешними световыми приборами или звуковыми сигналами, правил пользования звуковыми сигналами в месте проведения массового мероприятия (ст.18.13 КоАП).

За незаконные действия, связанные с проведением массовых мероприятий, предусмотрена также и уголовная ответственность.

Так, за организацию массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти по ч.1 ст.293 Уголовного кодекса Республики Беларусь может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет, за непосредственное участие в совершении таких действий – лишение свободы на срок до 8 лет (ч.2 ст.293 Уголовного кодекса Республики Беларусь), а за обучение или иную подготовку лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением указанных действий, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности – лишение свободы на срок до 3 лет (ч.3 ст.293 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Если при проведении массовых мероприятий с нарушением установленного порядка по неосторожности наступит гибель людей, причинение тяжких телесных повреждений одному или нескольким лицам, или причинение ущерба в крупном размере (крупным размером ущерба в данном случае признается размер ущерба, в пятьсот и более раз превышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления), то в соответствии со ст.369-3 Уголовного кодекса Республики Беларусь за такие деяния может быть назначено наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет.

За организацию, подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них, если они будут связаны с неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекут нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений и организаций, фигурантам уголовного дела грозит наказание по ч.1 ст.342 Уголовного кодекса Республики Беларусь вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет.

Уголовная ответственность за оказание сопротивления сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка, если эти действия сопряжены с применением насилия или угрозой его применения, предусмотрена ч.2 ст.363 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а насилие либо угроза его применения в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности влечет ответственность по ст.364 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Публичные призывы к захвату государственной власти. Насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, измене государству, совершению акта терроризма или диверсии, иные действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, являются основаниями для привлечения к уголовной ответственности по ст.361 Уголовного кодекса Республики Беларусь. За перечисленные действия, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

Базовым принципом в рамках взаимоотношений участников в имущественном обороте является то, что обязательства должны исполняться надлежащим образом . Реализация указанного принципа является основой стабильности имущественного оборота. Однако в рамках реальных экономических отношений должники часто либо не исполняют, либо ненадлежащим образом исполняют взятые на себя обязательства. В этом случае как любая национальная правовая система, так и международное право исходит из необходимости применения к таким должникам мер гражданско-правовой ответственности.

Виды мер гражданско-правовой ответственности

Гражданским правом Республики Беларусь, и, прежде всего, нормами ГК предусмотрено 3 базовых меры гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств.

Речь идет о взыскании:

2) неустойки (штраф, пеня) ;

3) процентов за пользование чужими денежными средствами .

Правовая природа убытков

Несмотря на то что с позиции гражданского законодательства Беларуси и иных государств, а также международного права взыскание убытков является основной мерой гражданско-правовой ответственности, но, как показывает судебная и арбитражная практика, субъекты хозяйствования не так активно пользуются данной мерой гражданско-правовой ответственности для защиты своих нарушенных прав. Указанное обстоятельство объясняется правовой природой убытков и достаточной сложностью определения их размера, особенно если речь касается упущенной выгоды.

Итак, под убытками в белорусской правовой системе понимаются :
реальный ущерб — расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества;
упущенная выгода — неполученные доходы, которые управомоченное лицо (лицо, чье право нарушено) получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

При этом законодательством предусмотрено, что:
— при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления ;
— при определении убытков принимаются во внимание цены, существующие в том месте, где обязательство должно быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, — в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование по возмещению убытков, принимая во внимание цены, существующие на день вынесения решения .

Необходимо учитывать, что по общему правилу, если за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (речь идет о так называемой зачетной неустойке) .

Однако законодательством или договором могут быть предусмотрены случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков: когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки (так называемая штрафная неустойка); когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки .

Кроме того, если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов за пользование чужими денежными средствами, то кредитор вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму (иными словами, указанные проценты являются зачетными по отношению к убыткам) .

При этом надо учитывать обстоятельство, что по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законодательством может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность) . Соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательства или за данное нарушение определен законом . Причем убытки, подлежащие взысканию в части, не покрытой неустойкой, либо сверх неустойки, либо вместо нее, могут быть взысканы до пределов, установленных таким ограничением .

Кроме того, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника; суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению; указанные выше правила соответственно применяются и в случаях, когда должник в силу законодательного акта или договора несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства независимо от своей вины .

Кроме того, нельзя не обратить внимание на то, что существует специальный порядок исчисления убытков, применяющийся в случае расторжения договора поставки вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по нему .

При этом удовлетворение требований о возмещении убытков при расторжении договора поставки исходя из альтернативных способов их исчисления не освобождает сторону, не исполнившую или ненадлежащее исполнившую обязательство, от возмещения иных убытков, причиненных другой стороне, на основании изложенного выше порядка определения реального ущерба и упущенной выгоды .

Читайте также: