Расписка от собственника квартиры о подтверждении жительства как написать

Обновлено: 01.05.2024

На рынке аренды недвижимости нередки случаи мошенничества как со стороны собственников, так и со стороны квартирантов.

Одним из документов, дающим гарантию безопасности сделки, является расписка на съем жилья.

Что это за документ, зачем нужен и как его составить?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Почему она должна дополнять договор найма жилого помещения?

Что такое расписка о съеме жилья, и обязательно ли ее составлять при заключении договора найма? Расписка – это документ, подтверждающий передачу денежных средств одним лицом другому. Она доказывает факт расчета жильца с собственником. Составление этого документа – дело добровольное. Инициатором подписания бумаги может быть как хозяин, так и наниматель помещения.

Преимущества:

  • на ее основании одна из сторон сделки может доказать в суде факт передачи денег;
  • инициатива нанимателя составить расписку отпугнет недобросовестных владельцев квартир;
  • в документе фиксируется сумма переданных средств, что защищает нанимателя от необоснованных претензий собственника.

Кто ее составляет?

Написанием документа занимается тот, кто получает деньги, то есть арендодатель.

Расписка составляется в двух экземплярах. Один остается у собственника, другой – у жильца. Документ в большей степени нужен нанимателю, чтобы избежать возможных недоразумений по поводу регулярности и порядка расчета с владельцем недвижимости.

Требования к оформлению

Для расписки нет строго установленной формы. Допускается:

  1. составление вручную (синими чернилами);
  2. печатный вариант.

Юристы рекомендуют первый способ оформления, так как в этом случае установить действительность документа легче – можно провести графологическую экспертизу. Советы по оформлению:

  • текст должен быть разборчивым;
  • любые помарки и исправления недопустимы;
  • данные о сторонах сделки должны совпадать с тем, что написано в паспорте.

Бумага составляется в произвольной форме. Чтобы она имела юридическую значимость, нужно соблюсти требования к содержанию текста, о которых будет сказано ниже. Если оплата проходит в безналичной форме, то документа о передаче денег не потребуется.

Содержание документа

Что должно быть указано в документе:

  1. Дата и место передачи денег.
  2. ФИО собственника и нанимателя, их паспортные данные и адрес регистрации.
  3. Сумма, переданная арендодателю (нужно указать цифрами и прописью).
  4. Адрес квартиры, за оплату которой передаются средства.
  5. Указание цели передачи денег.
  6. Подпись обеих сторон с расшифровкой.

О том, как правильно составить расписку, можно узнать в данном видео:

Нужны ли свидетели?

Наличие свидетелей не требуется. Но если они есть, то их данные также должны быть указаны в документе. Когда целесообразно подписывать расписку при свидетелях:

  • если наниматель передает собственнику крупную сумму денег на оплату аренды за несколько месяцев вперед;
  • если наниматель желает заручиться дополнительными гарантиями (доказать в суде факт передачи средств по расписке составленной в присутствии свидетелей, гораздо проще).

В иных случаях оформлять данный документ смысла нет. Расчет собственника и жильца происходит, как правило, ежемесячно, и каждый раз искать свидетелей для составления расписки будет проблематично.

Юридическая сила

Обязательным условием юридической значимости расписки являются подписи сторон сделки с расшифровкой и отсутствие исправлений.

Заверять у нотариуса документ не обязательно, так как он и так имеет юридическую силу. У нотариального заверения есть один плюс: перед подписанием бумаги он проверяет личность получателя средств, что впоследствии даст возможность без труда доказать, что в документе стоит именно его подпись.

Срок действия

Нанимателю, передающему арендную плату по расписке, следует знать, что срок давности расписки составляет 3 года. (гл.12 ГКРФ). Все документы, подтверждающие внесения арендной платы, рекомендуется хранить в течение 3 лет, чтобы при возникновении недоразумений с собственником можно было защитить свои интересы и права.

Кроме расписки, для найма понадобятся и другие документы. Но прежде всего, чтобы снять квартиру, нужно будет написать объявление, которое поможет найти выгодный вариант аренды.

Наличие расписки дает возможность при возникновении споров обращаться в суд. Это важный документ, который может обезопасить от мошенничества со стороны собственников.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Расписка — это документ, который подтверждает, что одна сторона передала определенную сумму денег другой. Расписку составляют не только при передаче денег между обычными людьми. Документ оформляют, когда проводят расчеты с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами. Если составить расписку неправильно, можно потерять деньги, не получить оговоренные проценты.

Рассказываем, как правильно составить расписку, в каких случаях оформляют документ и что нужно написать, чтобы доказать в суде свою правоту, если вторая сторона отказывается возвращать деньги.

Для чего нужна расписка — нюансы оформления документа

Расписку оформляют, чтобы подтвердить, что одна сторона приняла деньги от второй стороны. Кроме суммы, которая получена, расписка включает такую информацию:

для чего были переданы деньги;на каких условиях получены средства;как деньги должны возвращаться, если это предусмотрено.

Если между сторонами возникнут разногласия по любому вопросу — использование полученных денег, их возврат, процент за предоставление, они могут обратиться в суд. В суде именно расписка будет доказывать факт передачи денег и условия, о которых обе стороны договорились.

Когда пишут расписку

Поводов для оформления расписки о получении денег может быть несколько:

предоставление денег в долг;оплата аренды объекта: транспортного средства, техники, недвижимости;внесение задатка за покупку квартиры, дома, земельного участка и другого имущества;покупка имущества;получение выплат. Например, алиментов на содержание ребенка;внесение предоплаты или оплата за оказание услуг, выполнение работ.

Если деньги передают для временного пользования, чаще всего оформляют не расписку, а долговое обязательство. Такой документ включает больше информации о порядке передачи денег, особенностях их использования и правилах возврата. Закон не запрещает по желанию сторон оформлять расписку, но тогда нужно указать в ней все условия, которые были оговорены сторонами перед передачей денег.

Имеет ли расписка юридическую силу?

Расписка имеет юридическую силу — это документ, который подтверждает передачу денег. Она используется в качестве приложения к другим договорам или может оформляться как самостоятельный документ.

Законную силу расписка имеет даже при условии, что в ней есть грамматические ошибки. Но они не должны быть такими, которые не дают возможности установить существенные условия предоставления денег. Например, в качестве доказательства передачи денег могут не принять расписку, в которой из-за ошибок невозможно определить сумму, отраженную в документе прописью.

В качестве доказательства того, что деньги были переданы второй стороне, нужно хранить именно оригинал документа. Если возникнет необходимость для обратиться в суд, копия документа не подойдет — на заседаниях потребуют предоставить оригинал.

Кто пишет расписку

Расписку должен писать тот человек или официальный представитель физического или юридического лица, который принимает деньги.

В некоторых случаях допускается оформление расписки не тем, кто принимает деньги, а его официальным представителем. Но сначала пишут доверенность на получение денег другим человеком. Тогда в расписке обязательно указывают, что деньги приняты на основании доверенности, отражают номер доверенности и данные о том, где и когда ее выдали.

Что будет, если не оформлять расписку

Расписка не относится к обязательным документам, без которых невозможно дать деньги в долг, оставить предоплату, внести залог. Но если ее не будет, одной из сторон будет тяжело доказать, что деньги передавались.

Если стороны решили не оформлять расписку, но возникли какие-либо разногласия, доказательством передачи денег могут служить:

Как написать расписку на деньги — надо ли заверять у нотариуса

Как и оформление расписки, так и ее заверение у нотариуса не обязательны. Но стороны могут договориться и по собственному желанию подписать документ у нотариуса.

Поскольку обращение к нотариусу связано с дополнительными расходами, документ заверяют в случаях, когда речь идет о передаче крупных сумм.

Для чего нужны свидетели

Присутствие свидетелей не обязательно — достаточно оформления документа, свидетельствующего о передаче денег. Но если одна из сторон хочет, чтобы средства передавались в присутствии третьих лиц, закон не запрещает так делать.

В качестве свидетелей лучше приглашать незаинтересованных лиц — желательно, чтобы это не были родственники одной из сторон или друзья. Например, если оформляют предоплату за оказание услуг по ремонту дома, в качестве свидетелей можно пригласить соседей.

Если для передачи денег приглашают свидетелей, то сведения о них вносят в расписку. Свидетели должны быть готовы участвовать в судебном заседании, если потребуется подтвердить, что средства на самом деле передавали. Но свидетели не несут никакой ответственности за должника и не могут привлекаться для того, чтобы человек вернул деньги.

Как писать расписку на деньги

При передаче денег в документе нужно отразить информацию о том, кто передает деньги, кто их принимает, какая сумма передается, на каких условиях.

Документ можно напечатать на компьютере, но лучше написать расписку от руки. Одна из сторон может заявить, что денег не получала. В таком случае графологическая экспертиза подтверждает, что документ на самом деле написан человеком, чьи имя, фамилия и отчество указаны в расписке.

Расписку оформляют в одном экземпляре. Она хранится у того, кто передал деньги, и служит подтверждением факта получения средств.

Бывает, что расписка составляется в качестве дополнительного документа к договору. Например, при передаче денег по соглашению о задатке, которое оформляют перед продажей квартиры или дома. Пренебрегать составлением документа не нужно — договор о задатке свидетельствует только о намерении одной стороны передать деньги, а другой – получить их. А расписка уже подтверждает, что деньги переданы.

Требования к расписке о получении денег – что писать в документе?

В расписке должна быть такая информация:

место, где документ составлен. Не нужно указывать точный адрес, где передавались деньги — достаточно написать название города или населенного пункта;дата, на которую составлялся документ. Она совпадает с датой, на которую были переданы деньги;фамилия, имя и отчество человека, который передает деньги, его паспортные данные, адрес регистрации;фамилия, имя и отчество человека, который принимает деньги, его паспортные данные и адрес регистрации;информация о том, с какой целью передаются средства — предоставление денег в долг, внесение предоплаты за покупку квартиры, перечисление алиментов;указание реквизитов договора, по положениям которого должны быть переданы деньги. Это может быть предварительный договор купли-продажи дома, соглашение о задатке, договор займа или другой документ;сумма, которая была передана. Ее указывают цифрами и прописью — это исключает риск опечатки, когда указанная в расписке информация не будет соответствовать действительности;подпись человека, который принял деньги;подпись свидетелей, которые присутствовали при передаче денег, если они были.

При оформлении расписки дополнительно указываются:

ИНН и ОГРН, если одна из сторон — индивидуальный предприниматель;ФИО руководителя компании, занимаемая должность, полное наименование юридического лица, ИНН и ОГРН компании, если деньги передает или принимает юридическое лицо;курс на день получения средств, когда сумма передается в валюте;сроки возврата денег, если предусмотрен их возврат;сроки возврата средств в случае наступления определенных обстоятельств;размер штрафов и пени на случай, если деньги не будут возвращены в срок;способ возврата денег. Указывают, как человек должен вернуть деньги — наличными или переводом на банковскую карту. Если предусмотрен способ возврата в рассрочку, такую информацию тоже отражают. Еще при возврате в рассрочку дополнительно пишут график с суммами — когда и сколько денег нужно вернуть;если деньги предоставляли под проценты, это тоже нужно указать — прописать размер процентной ставки.

Если деньги передают по предварительно заключенному договору, то в расписке можно не писать все условия их использования или возврата. Такую информацию указывают в договоре. Например, в предварительном договоре купли-продажи дома пишут, что в случае его расторжения нужно вернуть задаток в течение 3 дней. Кроме этого указывают, как поступают с деньгами в зависимости от причины расторжания договора: задаток просто возвращают, не возвращают или возвращают в двойном размере.

Как назначать процент за пользование деньгами

Любой человек, физическое или юридическое лицо имеет право дать денег взаймы. В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ за использование денег сторона, которая их предоставляет, может установить процент. При отражении информации о процентах нужно учитывать законодательные нормы:

если установить слишком высокий процент, вторая сторона может потребовать их уменьшения через суд;если в расписке не была указана величина процентов, автоматически может быть использована ключевая ставка Центрального банка РФ на момент предоставления долга;если деньги были предоставлены в долг и должник вернет их раньше, то он может заплатить меньший процент. Например, одна сторона дала денег на год под 8%. Но если вторая сторона смогла вернуть их раньше — через 6 месяцев, то она имеет право заплатить только 4%.

Частые ошибки при составлении расписки

Ошибкой будет, если в расписке:

не указано название документа;нет полной информации о том человеке, который принял деньги. Например, указаны только фамилия, имя и отчество, но нет данных паспорта и адреса регистрации;на документе не расшифрована подпись — не указана фамилия, имя и отчество человека, который ее поставил;не указано, когда переданы деньги;не написано, когда нужно вернуть деньги. Это может быть конкретная дата или срок после того, как средства получены;не указана сумма штрафа или пени, которую должна выплатить вторая сторона в случае, если она не вернет деньги вовремя.

Еще при оформлении расписки нужно учитывать:

подпись в документе ставят только после того, как деньги будут получены. Если расписка будет составлена до передачи средств, одна из сторон может заявить, что деньги были получены, и требовать их возврата;если после оформления расписки в ней заметили ошибки, не нужно их исправлять. Лучше написать новый документ — в противном случае одна из сторон может заявить о том, что информация была изменена уже после того, как расписку подписали;если человек проживает не по месту регистрации, лучше в расписке указать информацию о месте его фактического пребывания. Так будет легче найти должника, если он вовремя не вернет деньги.

Что делают с распиской после того, как вернули деньги

Если деньги вернули назад, нужно забрать расписку у человека, который предоставлял средства. Если по каким-либо причинам нет возможности этого сделать, вторая сторона должна написать расписку о том, что получила деньги назад. В расписке указывают, за что предоставлялась сумма, в какие сроки она была возвращена и отражается информация об отсутствии претензий.

Человек, который возвращает деньги, полученные в рассрочку, вправе просить от кредитора оформления расписок, которые будут подтверждать проведение каждой выплаты. Если таких расписок не будет, кредитор может заявить, что не получал денег в оговоренные сроки, и требовать выплаты штрафа или пени.

Что делать, если не возвращают деньги

По закону тот, кто передал деньги и не получил их в оговоренный в расписке срок, имеет право требовать их возврата через суд. Сделать это можно на следующий день после просрочки.

Если в расписке не было указано, когда нужно вернуть деньги, по нормам Гражданского кодекса РФ вторая сторона имеет право это сделать в течение 30 дней после требования. Чтобы иметь доказательства того, что требование было направлено должнику, его лучше передавать заказным письмом.

Чтобы защитить свои права в суде:

Сторона, права которой были нарушены, пишет иск и передает его в суд.Суд направляет ответчику повестку для приглашения его на судебные заседания.Стороны участвуют в судебном разбирательстве.Суд выносит решение. Оно вступает в силу в течение 1 месяца при условии, что одна из сторон не решит обжаловать его в суде вышестоящей инстанции.

Расписка в получении денежных средств: что запомнить

Расписка – официальный документ, имеющий юридическую силу. Расписка подтверждает, что деньги были переданы одной стороной и получены другой.В расписке нужно указать данные о том, кто передает деньги, кто их получает, дате предоставления и сумме. Дополнительно отражают условия, на которых деньги переданы, и как их нужно возвращать.Расписку не нужно заверять у нотариуса. Но это можно сделать при желании одной из сторон.При необходимости деньги передают в присутствии свидетелей. Информацию о них тоже указывают в расписке.Оригинал расписки хранится у того, кто передал деньги.Если деньги должны быть возвращены, но одна из сторон этого не сделала, обращаются в суд. Суд может вынести решение о принудительном взыскании средств.

Расписка о получении денежных средств за квартиру – документ, который можно составить в произвольной форме. В законе по этому поводу нет никаких норм, именно поэтому в интернете вы можете встретить совершенно разные образцы. В нее можно добавлять какие угодно пункты или же убирать ненужные. Однако сама по себе расписка о получении денег за квартиру очень важна, а невольно допущенные неточности могут в будущем грозить судебными тяжбами. Например, в юридической практике есть случаи, когда продавец заявлял в суде, что не получал денег или ему отдали не всю сумму.

kak-sostavit-raspisku-o-poluchenii-denezhnykh-sredstv-za-kvartiru

Что учесть при составлении расписки

Здесь несколько важных нюансов:

  • Расписку при получении денег при покупке квартиры составляют на компьютере, распечатывают и ставят подписи. Но надежнее, если продавец напишет ее от руки – так покупателю потом проще будет отстоять свои права в суде.
  • Подстраховаться помогут также парочка свидетелей. Информацию из их паспортов нужно внести в расписку, а затем пригласить на сам акт подписания.
  • Расписку может составить от своего имени как продавец квартиры, так и покупатель. Более популярен, конечно, первый вариант. Но в некоторых случаях это выгодно сделать тому, кто приобрел квартиру. Если он соберется ее продавать, то сможет свести к минимуму налог на полученный доход.

как составить расписку о получении денежных средств

Образец расписки о получении денежных средств за квартиру

Предлагаем шаблоны типовых расписок, которые подойдут к любой сделке купли-продажи недвижимости.

образец расписки о получении денег за квартиру

Этот текст расписки можно написать от руки

расписка о получении денежных средств за квартиру

Типовая расписка в получении денег за квартиру, образец

как составить расписку

Образец фрагмента расписки, в которую добавлены свидетели

Еще один способ подстраховаться покупателю

Расписка – это хорошо. Однако ее может написать кто угодно. Покупателю стоит перепроверить продавца, а именно – за свою ли квартиру он получит деньги. В этом поможет выписка из ЕГРН. В справке указаны настоящие владельцы квадратных метров. Остается сверить ФИО с информацией в предоставленном свидетельстве о праве и в расписке.

Заказать выписку из ЕГРН можно на сайте ЕГРН.Реестр. Это проще, чем разбираться на портале госуслуг или идти в МФЦ, а потом ждать пять рабочих дней.

Заказывать справку, не выходя из дома и дешевле, чем в государственных структурах, ведь не придется платить госпошлину. Документ приходит в легко читаемом виде, можно распечатать или переслать кому-нибудь.

пример выписки

Теперь заказать выписку стало еще проще, с помощью телефона – у сервиса ЕГРН.Реестр появилось собственное приложение. Выписку можно оперативно заказать в любом месте и в любое время.

Расписка – один из самых популярных и вроде бы простых документов, который люди составляют при передаче друг другу денег. Однако вокруг нее всегда роится масса вопросов и опасений, причем, как у той стороны, что получает деньги, так и у той, что дает их. Эксперты объяснили читателям сайта "РИА Недвижимость", почему у расписки непростая репутация и стоит ли составлять этот документ, если речь идет о передаче денег в качестве задатка или аванса по договору купли-продажи недвижимости.

Расписка в получении денежных средств – это всего лишь один из письменных документов, подтверждающих факт их реального получения. И, пожалуй, как и любой документ, удостоверяющий наличную передачу денег, она не является надежной, поскольку есть возможность оспаривать ее по безденежности.

Конечно же, это не единственный вариант оформления факта передачи денег. Так, если деньги передаются в качестве задатка или аванса по договору купли-продажи недвижимости, то безопаснее составить предварительный договор купли-продажи или договор купли-продажи с рассрочкой платежа, но никак не расписку.

Во-первых, расписка только подтверждает факт передачи денег и подписывается одним лицом, все остальные договоренности, в том числе связанные с продажей квартиры, остаются "за бортом". Договор же предполагает волеизъявление всех сторон, соответственно, в нем прописываются условия сделки и последствия их невыполнения.

Во-вторых, при нотариальном удостоверении договор будет иметь повышенную доказательственную силу, давать возможность воспользоваться процедурой внесудебного взыскания долгов с помощью исполнительной надписи нотариуса. Нотариус гарантирует как законность всех условий договора, так и учет интересов всех сторон.

Наряду с распиской в рамках сделки по недвижимости можно составлять акт приема-передачи денежных средств или же ставить подпись в договоре в строке с записью о том, что денежные средства получены в определенном количестве.

Можно также переводить деньги на счет с обязательным указанием основания платежа, чтобы можно было достоверно установить, за что уплачены денежные средства.

Почему юристы часто говорят, что "расписка ничего не доказывает"? Откуда у этого документа такая плохая репутация?

Плохая репутация расписок в сделках купли-продажи вызвана расхождением между действительной ценой недвижимости и ценой, указанной в договоре. В отсутствии договора в ходе судебного процесса стороны не могут ссылаться на свидетельские показания. В подавляющем большинстве случаев расписка будет удостоверять только передачу денег. А дальше надо смотреть во исполнение какого обязательства они переданы.

Конкретно в случаях, связанных с куплей-продажей недвижимости, денежные средства будет достаточно сложно взыскать по расписке, оформленной на наличную часть, не предусмотренную договором, то есть при реализации схемы с занижением цены договора.

Также Гражданский кодекс предоставляет возможность оспаривать сделку по безденежности. И этим активно пользуются юристы в банкротных делах, где существует повышенный стандарт доказывания. И даже если суд общей юрисдикции взыщет деньги по расписке, в случае оспаривания ее по безденежности арбитражный суд может признать эту сделку незаключенной.

Кроме того, действительность расписки требуется подтверждать, в том числе путем проведения судебной экспертизы.

Существует ли утвержденная форма расписки, в которой она становится надежным подтверждением расчетов?

Определенной формы расписки не существует, за исключением расписок, выдаваемых государственными органами при получении документов (например, налоговыми или государственного реестра недвижимости).

Но чтобы расписка признавалась судом, нужно обязательно указывать в ней идентификационную информацию об участниках сделки: полные паспортные данные и место проживания лица, которое передает деньги, и лица, которое получает средства. Также помимо самой суммы следует отметить в документе сроки возврата, проценты и в счет какого обязательства оформляется расписка.

Законодательством не предусмотрены какие-либо требования о "заверении" расписок. Они представляют собой документ, который должен быть подписан, в отличие от договора займа, лишь заемщиком.

Очень часто граждане просят нотариуса "заверить" расписку вместо договора займа. Но законом запрещено свидетельствовать подлинность подписи на документах, представляющих собой содержание сделки, поэтому данный вариант исключается.

Для расчетов по каким договорам расписка подходит в качестве закрывающего документа? Например, нормально ли просить расписку в качестве подтверждения ежемесячной оплаты по договору аренды?

Если мы говорим об отношениях между гражданами, то расписка в получении средств служит доказательством получения платы за нанимаемое жилье и во всех иных случаях, когда требуется подтвердить передачу средств. Если же речь идет о юридических лицах, то расчеты ведутся безналично.

Упоминание расписки можно зачастую встретить в самых различных договорах: соглашениях об уплате алиментов, договорах купли-продажи с рассрочкой платежа, договорах аренды, договорах займа. Если участники сделки пришли к тому, что подтверждение исполнения обязательства возможно путем составления расписки – почему бы и нет.

В каких случаях расписку писать действительно необходимо? И может ли она служить подтверждением существования устно заключенного договора?

Расписку имеет смысл писать во всех случаях передачи наличных денежных средств другому лицу. Как минимум для фиксации факта передачи – и дальше можно будет в суде определяться с правовой квалификацией, так как факт уже есть.

Да, расписка может служить единственным документом, подтверждающим существование устной договоренности сторон о займе. Однако устный договор возможен только тогда, когда денежная сумма не превышает 10 тысяч рублей.

Если сумма займа более 10 тысяч рублей, то требуется уже письменная форма договора, которая считается соблюденной, если заемщик выдал заимодавцу расписку.

Расписка также может потребоваться для получения налогового вычета покупателем недвижимости. В налоговую инспекцию представляется пакет документов, в число которых, наряду с договором купли-продажи надо предоставить документ, подтверждающий факт оплаты. Для сделок на вторичном рынке таким документом является расписка в получении денежных средств, выданная продавцом покупателю.

Расписка должна содержать любые сведения, позволяющие полностью и однозначно идентифицировать участников сделки, дату составления, сумму или количество передаваемого имущества, сроки возврата, условие о процентах, условия возврата или любые иные, подпись.

В расписке обязательно указываются:

- Место и дата подписания документа;

- Личные данные как получившего денежные средства лица, так и передавшего, а именно: ФИО, паспортные данные, адрес.В отношении ЮЛ: ОГРН, ИНН, полное наименование ЮЛ, место нахождение ЮЛ;

- Сумма цифрами и прописью;

- Информация об основаниях и обязательствах, сроки и условия возврата денежных средств;

- Описание сделки, по которой передаются наличные денежные средства, дата заключения или удостоверения нотариусом, в отношении какого имущества заключалась сделка;

- Лицо, получившее деньги, проставляет свою подпись и полностью указывает свои ФИО.

Возможно указать, что расчет в такой-то сумме произведен полностью, претензии отсутствуют.

Подпись лучше ставить таким образом, чтобы между ней и текстом расписки невозможно было ничего дописать!

Расписку необязательно возвращать, если заимодавец напишет встречную расписку в получении долга и исполнении обязательств заемщика перед ним полностью. При этом количество экземпляров расписки может быть любым. Иногда это указывают в самой расписке, к примеру, что она составлена в двух экземплярах. Это вопрос трудолюбия сторон.

К слову, требовать встречной расписки об исполнении обязательств целесообразно всегда, даже если расписку в получении средств возвращают заемщику. Другой вариант – сделать на первоначальном документе пометку о выполнении обязательств.

При составлении расписки о получении денежных средств при заключении сделок по отчуждению недвижимого или другого имущества, расписку выдает и подписывает лицо, получившее деньги за имущество (продавец) и далее она хранится у покупателя, который уплатил наличные денежные средства за имущество.

Какие ошибки при составлении расписок чаще всего допускают люди? И какие риски следуют из этих ошибок?

Как уже было сказано, самое распространенное – отсутствие идентифицирующих признаков получателя документов и/или его подписи.

В целом неправильно составленная расписка о займе может повлечь за собой отказ суда во взыскании средств. Поэтому точность формулировок в расписке очень важна – когда, сколько денежных средств передано. Если это долговая расписка, то указываются порядок и сроки возврата. Если кредитор выдает деньги под проценты, нужно четко прописать, как рассчитывается их общая величина. В судебной практике случаются случаи, когда суд вообще отказывает во взыскании суммы займа. Например, когда из расписки усматривается лишь то, что деньги получены, но непонятны условия, на которых она передана, и что должник обязан вернуть деньги.

Не допускается составление расписки там, где нужен договор. Так, нельзя писать расписку вместо заключения договора о задатке при купле-продаже недвижимости.

Зачастую стороны, являясь юридически безграмотными, вместо предварительного договора составляют лишь расписку о передаче денег в качестве задатка. Это неправильно. Расписка не является предварительным договором купли-продажи квартиры, поскольку он должен быть заключен в форме, установленной законом. В случае, если сделка не состоится, задаток нельзя будет вернуть по правилам п. 2 ст. 381ГК РФ (например, в двойном размере при наличии вины продавца в невыходе на сделку).

Распиской нельзя принимать на себя заведомо незаконные обязательства. Например, обязаться выплачивать кредит за другого человека, поскольку отношения банка и заемщика не касаются третьих лиц, поэтому и расписка в данном случае не будет иметь правового значения.

Читайте также: