Проведение политики неоконсерватизма поощрение приватизации государственной собственности в сша

Обновлено: 15.06.2024

Внешнеполитические подходы неоконсерватизма на современном этапе

Внешнеполитические подходы неоконсерватизма на современном этапе

Для неоконсерватизма характерно наличие собственной внешнеполитической идеологии, исходя из которой выстраиваются и современные подходы этого течения. Её основные черты сформировались к началу 2000-х годов и с тех пор не претерпели серьёзных изменений. Неоконсерваторы традиционно полагают, что анархия является нормальным состоянием международных отношений. Следовательно, военная сила – это наиболее действенный инструмент мировой политики. Исходя из этого, они не склонны полагаться на гарантии международного права и скептически относятся к деятельности наднациональных организаций. Так, традиционным объектом их критики выступает ООН и в частности – деятельность её Совета Безопасности. Неоконсерваторы склонны полагать, что внутренняя форма правления определяет внешнюю политику государства. Демократии, в силу своей сосредоточенности на благополучии граждан и зависимости от электоральных циклов, более «миролюбивы», нежели страны с автократической формой правления. Последние же, будучи относительно свободными в принятии решений, способны к проведению более агрессивной внешней политики. Следовательно, они представляют угрозу для международной стабильности.

1. Kagan R. History's Back // The Weekly Standard, 25.08.2008. URL: >>>> (accessed 05.10.2017).

2. Podhoretz N. World War IV: How It Started, What It Means, and Why We Have to Win // Commentary, September 2004, p. 17-54. URL: >>>> (accessed 20.08.2018).

Характерной чертой нынешнего конфликта неоконсерваторы считают трансформацию автократических режимов, произошедшую за последние десятилетия: автократии научились совмещать относительную экономическую свободу с подавлением политических прав своих граждан 3 . Это позволяет им наращивать мощь и благосостояние, сохраняя жёсткий внутренний контроль. Значительно окрепнув, автократии, в первую очередь Китай и Россия, вступили в борьбу против американского лидерства с целью создания полицентричного миропорядка.

4. Kristol W. Conservatives Must Call for More Defense Spending // Foreign Policy Initiative, April 24, 2010. URL: >>>> (accessed 03.11.2017

Таким образом, неадекватность концептуальных подходов в совокупности с однобоким толкованием сути международных отношений, привели к современным внешнеполитическим трудностям. И созданы они были именно на ключевых направлениях: российском, китайском, иранском и в целом ближневосточном.

5. Kirchick J. So Don’t Call It a Cold War // Commentary, May 1, 2014. URL: >>>> (accessed 16.11.2017).

6. Kagan R. The United States Must Resist a Return to Spheres of Interest in the International System // The Brookings Institution, 19.02.2015. URL: >>>> (accessed 18.11.2017).

7. Time for a Strategic Reassessment of U.S. Policy Toward China // Foreign Policy Initiative, January 17.01.2011. URL: >>>> (accessed 01.11.2018).

8. Overcoming Obstacles to Accelerate the U.S.-India Strategic Partnership // Foreign Policy Initiative, June 11, 2012. URL: >>>> (accessed 11.11.2017); Christy P., Zarate R. Challenges Loom as Obama Visits Asia // Foreign Policy Initiative, April 21, 2014. URL: >>>> (accessed 12.11.2017).

В случае с Китаем неоконсерваторы также выступали против каких-либо элементов сотрудничества. Наоборот, они призывали к развитию диалога с Тайванем, поддержке сепаратистских настроений в Тибете и активной критике Пекина за нарушение прав человека 7 . Также неоконсерваторы призывали отстранить КНР от участия в решении международных проблем, для чего США стоило действовать в обход ООН, работая в непосредственной кооперации со своими союзниками. В пример они приводили переговоры по иранской ядерной программе в формате 5+1 (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия). Отмечалось, что подобный формат взаимодействия работает на пользу Кита. или России, поскольку позволяет затягивать решение проблемы и тем самым оказывать поддержку своим «клиентам» – Ирану или Северной Корее. Безусловно, неоконсерваторами отмечалась значимость развития союзнических отношений с Японией и Южной Кореей, в противовес китайскому влиянию. Важно было нарастить военную кооперацию с Индией и включить её в систему американских союзов 8 .

10. Moyar M. The Stability Operations Era // Foreign Policy Initiative, 8.11.2015. URL: >>>> (accessed 14.12.2017).

11. Foreign Policy Experts Urge President Obama to Reconsider Troop Drawdown in Iraq // Foreign Policy Initiative, 15.09.2011. URL: >>>> (accessed 14.12.2017).

Важным моментом в изменении неоконсервативных позиций стало признание переоцененности идеи о быстрой демократизации Ирака и Афганистана. Однако, как и в 2000-е годы, основной причиной неудачи им представлялась нехватка военной силы. Теперь же, значительное сокращение американского контингента только ухудшало ситуацию. В Афганистане это способствовало росту поддержки талибов и других повстанческих групп и подрывало работу легитимного правительства в Кабуле 10 . Вывод американских войск из Ирака так же ставил под угрозу существование созданных демократических институтов, появлялась опасность попадания Багдада в орбиту иранского влияния 11 .

12. Kristol W., Kagan F. What to Do in Iraq // The Weekly Standard, 16.06.2014. URL: >>>> (accessed 06.02.2017).

13. Rubin M. After Bin Laden // Commentary, 01.06.2011. URL: >>>> (accessed 15.12.2017).

14. Abrams E. Our Incoherence in the Face of Brutality // National Review, 19.04.2011. URL: >>>> (accessed 12.03.2018).

15. Bolton J. Putin Unleashed // The Weekly Standard, 12.10.2015. URL: >>> (accessed 13.03.2018).

Нельзя не отметить позиции неоконсерваторов по сирийской проблеме. Безусловно, они выступают в поддержку свержения правительства Башара Асада, с целью попытки создания демократического правительства по западному образцу. Как отмечал Д. Муравчик, вряд ли смена режима в Сирии могла сделать ситуацию хуже, нежели она была изначально. Но здесь выделяется и ещё одна важная предпосылка. Дамаск, как отмечает Элиотт Абрамс, остаётся единственным союзником Ирана в арабском мире. Сотрудничая с Сирией, Тегеран имеет возможность поставок оружия для «Хезболлы» и получает доступ к израильской границе 14 . Присутствие российских вооружённых сил на территории Сирии воспринимается как начало борьбы за Ближний Восток, и как ещё одна попытка Кремля оспорить американское лидерство в регионе. Более того, неоконсерваторы не исключают формирования новой «оси» в составе Ирана, России и Сирии. Так, советник президента по национальной безопасности Джон Болтон предполагал, что достижение определённого modus vivendi между этими тремя государствами и ИГИЛ вполне вероятно. По его мнению, это стало бы своеобразным ближневосточным «пактом Молотова-Риббентропа» 15 .

Современные ресурсы неоконсервативного влияния

Современные ресурсы неоконсервативного влияния

Нынешнее положение неоконсерватизма как политического течения было определено результатом выборов 2016 года. Как и многие другие сторонники Республиканской партии, неоконы не приняли кандидатуру Дональда Трампа и стали одними из наиболее активных участников внутренней оппозиции. Они отмечали, что внешнеполитическая повестка Трампа аналогична той, которой руководствовалась администрация Барака Обамы: «…национальное отступление, замаскированное воинственной риторикой о том, что Америка превыше всего» 16 . Прежде всего их смущали заявления президента о том, что НАТО «устарела», его умеренная симпатия к российскому президенту, слабая заинтересованность в отстаивании демократических свобод и защите «либерального миропорядка».

17. Kristol W. Twitter, 29.05.2016. URL: >>>> (accessed 11.01.2018).

18. Crowley M. Last Man Standing // Politico, July/August 2016. URL: >>>> (accessed 11.01.2018).

Неприятие Трампа привело к расколу среди неоконсерваторов. Часть из них стала выступать в поддержку кандидата от демократов Хилари Клинтон. В свою очередь другой лидер течения – Уильям Кристол, объявил о номинации своего собственного кандидата, «сильного, с крепкой командой и реальными шансами» на победу 17 . Это заявление на какое-то время привлекло внимание американской общественности, но разочарование оказалось сильнее. Кристолом была предложена кандидатура Дэвида Фрэнча, публициста из журнала «Нэшнл ревью» (National Review). Однако сам кандидат практически сразу отказался от идеи своего выдвижения. Эта шумная и совершенно неэффективная авантюра сильно ударила по репутации У. Кристола, который и так получил широкую «известность» за свои не сбывающиеся прогнозы 18 . Несмотря на этот крайне нелогичный поступок и последовавший за ним провал, примечательно другое. Технически, неоконсерватизм оказался способным предлагать и выдвигать своего собственного кандидата, привлекая к этому внимание средств массовой информации. Это же показывает, что неоконсерваторы по-прежнему сохраняют политические амбиции и по-прежнему способны привлекать общественное внимание.

19. Preble C. Will Hillary Clinton’s Foreign Policy Match Her Campaign Rhetoric? Or Her Record? // CATO at Liberty, 18.08.2016. URL: >>>> (accessed 15.01.2018); Landler M. How Hillary Clinton Became a Hawk // The New York Times, l 21.04.2016. URL: >>>> (accessed 15.01.2018).

Обращаясь к той части неоконсерваторов, которая предпочла Х. Клинтон, стоит заметить, что поддержка кандидата от другой партии в какой-то степени характерна для этого течения. Это отражает его политический оппортунизм, который преобладает над партийной солидарностью. Так, на выборах 1980 г. неоконсерваторы отдали предпочтение Рональду Рейгану, в то время как большинство из них ещё относилось к Демократической партии. Вслед за этим произошёл их переход в ряды Республиканской партии. Однако во время кампании 1992 г. многие сторонники течения выступили в поддержку демократа У. Клинтона, а в 2000 г. – его предполагаемого приемника А. Гора. Он представлялся им более подходящим кандидатом для достижения американского глобального лидерства, в отличие от казавшегося умеренным Дж. Буша-младшего. Аналогично, неприятие политических подходов Д. Трампа в 2016 г. направило их в сторону Х. Клинтон, которая в своих внешнеполитических подходах занимала значительно более жёсткие позиции, нежели Б. Обама. К тому же она была одним из тех демократов, которые выступали за проведение военных операций в Югославии в 1999 г., Афганистане в 2001 г. и в Ираке в 2003 г. В отличие от президента Обамы, стремившегося ограничивать применение военной силы, она была ближе к рейгановскому принципу «мир путём силы», и как следствие – имела поддержку неоконсервативного сообщества 19 .

Победа Трампа стала поражением для неоконсерватизма. Сторонники этого течения, не приняв его кандидатуру, по сути сами уничтожили перспективы для своего участия в работе новой администрации. При этом ещё в начале предвыборной кампании Трамп не исключал для себя сотрудничества с неоконсерваторами 20 . Сейчас непосредственное взаимодействие между ними и Белым домом отсутствует. Единственным исключением является назначение Джона Болтона на должность советника президента по национальной безопасности. Ещё с 1990-х годов он считается одним из наиболее заметных представителей неоконсерватизма. Однако его деятельность в администрации не способствует росту влияния этого политического течения.

21. Rubio M. Restoring America’s Strength. My vision for U.S. Foreign Policy // Foreign Affairs, September/October 2015. URL: >>>> (accessed 05.09.2018).

22. Johnson E. The Neocons Return // National Review, 6.10.2014. URL: >>>> (accessed 15.02.2018).

23. Hattem J., Wong K. Trump, Cruz to hold joint anti-Iran rally on Capitol Hill // The Hill, 27.07.2015. URL: >>>> (accessed 15.02.2018); Goodenough P. GOP Candidates Split Over Toppling Mideast Dictators; Trump, Cruz, Paul Oppose It // CNS News 16.12.2015. URL: >>>> (accessed 15.02.2018).

24. Purple M. Ted Cruz’s Fourth-Way Foreign Policy // The National Interest, 5.12.2015. URL: >>>> (accessed 15.02.2018); Zezima K. Cruz criticized for appointing anti-Muslim foreign policy advisers // The Washington Post, 17.03.2016. URL: >>>> (accessed 15.02.2018).

26. Advisory Council, Alliance for Securing Democracy. URL: >>>> (accessed 18.01.2018); Stuff, Alliance for Securing Democracy. URL: >>>> (accessed 18.01.2018).

В состав консультативного совета Альянса в защиту демократии вошли Майкл Чертофф – министр внутренней безопасности США в 2005–2009 гг. Тоомас Ильвес – президент Эстонии в 2006–2010 гг., Дэвид Крамер – известный американский эксперт по вопросам прав человека, Уильям Кристол – один из лидеров неоконсервативного течения, Майкл Морелл – исполняющий обязанности директора ЦРУ в 2011 и в 2012–2013 гг., Майкл Макфол – посол США в России в 2012–2014 гг. Также в составе этой организации числятся неоконсервативный идеолог Джеми Флай, консультировавший республиканца Марка Рубио по вопросам внешней политики во время выборов 2016 г. и Лора Росенбергер, оказывавшая аналогичные услуги для Хиллари Клинтон 26 .

28. Hamilton 68, Securing Democracy against Foreign Influence. URL: >>> (accessed 15.02.2018).

В рамках своей деятельности, «Альянс по защите демократии» также осуществляет мониторинговый проект «Гамильтон 68» (Hamilton 68). Его задача заключается в отслеживании активности «пророссийских» информационных агентств, аккаунтов в международной социальной сети Твиттер, российских министерств и ведомств. На сайте в режиме реального времени отображаются наиболее популярные темы обсуждений, наиболее активные интернет-сайты и отдельные персоны. Проект получил своё название в честь политического эссе Александра Гамильтона «Федералист №68», в котором он предупреждал о желании «иностранных держав достичь ничем не оправданного влияния в нашем [американском] руководстве». И отмечал наиболее вероятный способ: «протолкнуть своего собственного ставленника на пост высшего должностного лица Союза» 27 . Свою задачу проект «Гамильтон 68» видит в восстановлении доверия к демократическим институтам путём выявления и опровержения экстремистской деятельности, фальсификации данных и попыток организации насилия по религиозным, этническим, экономическим, социальным или политическим мотивам 28 .

Современные инструменты продвижения неоконсервативной повестки и проблемы их финансирования

Современные инструменты продвижения неоконсервативной повестки и проблемы их финансирования

Неоконсерваторы традиционно сотрудничают с американскими научными и экспертными организациями правого толка и выпускают собственные периодические издания. В предыдущие годы они также располагали своими «мозговыми центрами», которые на данный момент не функционируют. Однако нельзя исключать и появление новой организации, тем более в преддверии следующих президентских выборов (в 2020 г.). Сейчас сторонники неоконсерватизма в основном представлены в Американском институте предпринимательства (America Enterprise Institute), с которым они традиционно сотрудничают ещё с 1970-х годов. За два последних десятилетия он дважды выступал базовой площадкой для неоконсервативных организаций – «Проект нового американского века» (Project for the New American Century, 1997–2006 гг.) и «Внешнеполитической инициативы» (Foreign Policy Initiative, 2009–2017 гг.). С точки зрения целей, продвигаемых ими и использовавшихся для этого стратегий, обе организации были похожи. Они занимались выпуском аналитических докладов (с учётом принятой идеологии), проведением конференций и семинаров. Отдельным направлением работы считалась публикация открытых писем к президенту США и членам Конгресса.

Подпись к рисунку/медиа

29. About Us // Commentary. URL: >>>> (accessed 25.12.2017).

30. Board of Trustees // Manhattan Institute. URL: >>>> (accessed 25.12.2017).

31. Gray R. A Right-Leaning Foreign-Policy Think Tank Shuts Down // The Atlantic, 29.06.2017. URL: >>>> (accessed 21.12.2017).

Подпись к рисунку/медиа

32. David Carr, White House Listens when Weekly Speaks // The New York Times, March 11, 2003. URL: >>>> (accessed 16.08.2015).

34. Form 990, Commentary Inc. 2015.

35. Commentary Media Kit 2017. URL: >>>> (accessed 15.02.2018).

***

***

Таким образом, можно выделить несколько аспектов, характерных для современного неоконсерватизма. Во-первых, внешнеполитические подходы этого течения в некоторой степени отличаются от тех, которые существовали в начале 2000-х годов. Теперь неоконсерваторы видят основной целью Соединённых Штатов сохранение «либерального миропорядка», его защиту от усиливающегося давления со стороны автократий. В то же время идея распространения демократии и смены режимов силовым путём в качестве цели ими больше не ставится. Отказ от этой политики отмечается и в политической программе Республиканской партии 36 . Это, в свою очередь, приводит к тому, что в вопросах внешней политики неоконсерватизм постепенно теряет свои отличительные черты, сливаясь с другими «ястребами» обеих правящих партий.

Во-вторых, будущее неоконсерваторов в рядах Республиканской партии тоже остаётся неясным. С одной стороны, ещё с 1980-х годов неоконы – её важная идеологическая составляющая. С другой, в условиях общего кризиса американского консерватизма трудно предсказать их будущие позиции. Определённую роль в перспективах на будущее играют и противоречия с президентом Трампом, которые подталкивают неоконсерваторов к сотрудничеству с демократами.

Библиография

16. Kristol W. Donald J. Obama // The Weekly Standard, May 9, 2016. Vol. 21, Number 33. P. 7.

20. Crowley M. Op. cit.

Читайте также: