Произведение литературы это имущество

Обновлено: 19.05.2024

Елена Мехоношина

Если ваш бизнес строится на творческой работе сотрудников, нужно выкупать исключительные права. Звучит как серьёзная сделка с ворохом бумаг, но на деле условие о выкупе просто вписывают в трудовой договор. Рассказываем, как это сделать правильно.

🇷🇺 Часть 4 Гражданского кодекса про интеллектуальную собственность,

Что будет, если исключительное право не забрать

Делая творческую работу, сотрудник становится автором её итога. Штатный разработчик написал код — он навсегда его автор. Итог работы закон называет произведением и относит к нему фото, видео, рисунок, текст, программу, музыку. Полный список — в ст. 1225 ГК РФ.

Автор имеет право использовать произведение. А ещё продать или разрешить пользоваться за деньги. То есть продавать программу по лицензии изначально может только разработчик. Это называется исключительным правом — ст. 1229 ГК РФ.

Чтобы работодатель мог зарабатывать на произведении, у работника выкупают исключительное право. Какой именно пункт проверить в договоре с работником, расскажем ниже. А пока, вот три сценария, когда предприниматель теряет деньги, потому что не купил права.

Сотрудник сам заработает на произведении

Разработчик запустит продажу программы по лицензии и станет вашим конкурентом. Иллюстратор продаст рисунки другому заказчику, и ваш продукт потеряет уникальность. Дизайнер оформит в вашем фирменном стиле личный сайт и переманит покупателей. Неважно, что работник каждый месяц получал зарплату, а работодатель оплатил графический редактор для создания логотипа. Если исключительные права не выкуплены, не поможет даже суд.

Вот грустный пример про ошибку работодателя.

Штатный разработчик написал программу для переписки врачей с пациентами Medsenger. Потом уволился и программу унёс с собой. Дальше открыл фирму вместе с двумя коллегами, зарегистрировал программу в Роспатенте и начал продажи.

Работодатель пошёл в суд. Он требовал запрет продажи и компенсацию в 5 000 000 ₽. Программисту он платил зарплату, значит, права выкупил. А готовый продукт получился благодаря всему штату фирмы. Например, название придумал продакт-менеджер.

Но выяснился нюанс, которого хватило, чтобы работодатель проиграл суд. По трудовому договору разработчика брали на создание электронных медкарт, про другие программы речи не было. Формально мессенджер он создал не на работе. Поэтому исключительных прав у работодателя нет.

Работодатель не получит компенсацию за украденное произведение

За скопированные фото и программы без лицензии с нарушителя можно спросить от 10 000 до 5 000 000 ₽ по ст. 1301 ГК РФ. Размер компенсации определяет суд — она зависит от ценности произведения. Но в суде спросят: покажите документ, где сказано о покупке прав на произведение? Если окажется, что фирма не купила права, в компенсации откажут.

Представим, что программа Medsenger из предыдущего примера осталась у работодателя. Он успешно зарабатывает на ней. Но выясняется, что программу скопировали конкуренты и теперь тоже неплохо зарабатывают.

Правообладатель оригинальной программы идёт в суд. Просит 5 000 000 ₽ и запрет на торговлю. Но опять всплывает факт, что права не выкуплены. Правообладатель остаётся без компенсации. А вот конкурент без проблем дальше торгует подделкой.

Сотрудник спросит компенсацию с вас

Компенсацию может потребовать и работник. Он автор, и исключительные права никому не продавал. Зарплата не в счёт — это уже говорили. Ещё у сотрудника появится суперспособность запретить вам зарабатывать на произведении.

Если бы программа Medsenger осталась у работодателя, штатные программисты могли отсудить те же 5 000 000 ₽ и запретить дистрибуцию.

Как забрать исключительное право у работника

Произведение штатного работника считается служебным по ст. 1295 ГК РФ.

Выкуп прав на служебное произведение

Хорошая новость в том, что исключительные права работника автоматом переходят работодателю, даже если в трудовом договоре ни слова об этом. Плюс автор соглашается на обнародование: публикацию фотографий на сайте, передачу дизайна заказчику.

Главное, чтобы произведение было итогом трудовых обязанностей. Обязанности работника должны быть прописаны в одном из документов:

— техзадании на конкретный проект.

❗ Но если в трудовом договоре написано, что исключительные права не переходят, так оно и будет. Поэтому исправьте формулировки, особенно если творческая работа ваших сотрудников стоит дорого. С новыми работниками заключайте договоры с нужными условиями. Со старыми подпишите допсоглашения к трудовым договорам.

Формулировки для трудового договора

Для надёжности можно прямо указать в трудовом договоре, что работодатель получает исключительные права работника, а работник — вознаграждение за них.

Условие о покупке прав по трудовому договору выглядят примерно так:


А об оплате так:


Передача прав по акту

Для ещё большей подстраховки передачу исключительных оформляют актом. С актом работнику труднее доказать, что программу или фотосет он не продавал.

Три года, чтобы воспользоваться выкупленным произведением

У работодателя есть три года, чтобы начать использовать служебное произведение. Иначе исключительные права вернутся автору. К примеру, если работодатель так и не запустил в продажу ткань с картинками, через три года права снова у штатного художника. Теперь он может продать рисунок снова, хотя уже получил зарплату и авторский гонорар.

Статья актуальна на 28.01.2021

Литература

Термин литература

Синкретический характер ранних литературных памятников (см. Синкретизм) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций — Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. — образует своего рода фундамент мировой литературы.

История литературы

В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно — в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.

Форма литературы

Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.

Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.

Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции — общения, созидания и познания — равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности — переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.

Место литературы

Литературные, образы

Совокупность литературных произведений, созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.

Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) — поэзию и прозу, а также на три рода — эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей — характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.

Литературное произведение

Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз, которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь — чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).

В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.

Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.

Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной

Слово литература произошло от латинского litteratura — написанное и от littera, что в переводе означает — буква.

Литература

Термин литература

Синкретический характер ранних литературных памятников (см. Синкретизм) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций — Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. — образует своего рода фундамент мировой литературы.

История литературы

В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно — в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.

Форма литературы

Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.

Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.

Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции — общения, созидания и познания — равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности — переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.

Место литературы

Литературные, образы

Совокупность литературных произведений, созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.

Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) — поэзию и прозу, а также на три рода — эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей — характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.

Литературное произведение

Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз, которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь — чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).

В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.

Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.

Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной

Слово литература произошло от латинского litteratura — написанное и от littera, что в переводе означает — буква.

Читайте также: