Программа возмещения затрат на расчистку и введение земель в сельхозоборот

Обновлено: 13.05.2024

Если сельскохозяйственные угодья пришли в негодность, например, из-за весеннего половодья, то их необходимо восстановить. Иначе организации грозят серьезные штрафы, а земли могут быть изъяты из оборота. Привести угодья в порядок можно с помощью рекультивации или коренного улучшения. В каждом случае налоговый и бухгалтерский учет будут разными.

Работы по искусственному восстановлению плодородного слоя почвы называются рекультивацией. Она проводится на тех землях, которые нарушены и их невозможно использовать в сельском хозяйстве. Рекультивация проходит в два этапа. На первом – технологическом – восстанавливается рельеф, то есть засыпаются овраги, карьеры, уничтожаются отвалы горных пород и т. д. На втором этапе – биологическом – наносится плодородный слой почвы (ГОСТ 17.5.3.04-83).

Если работы не предполагают нанесения плодородного слоя, то это считается коренным улучшением земель. Это мелиорация, расчистка полей от кочек, пней, валунов, осушение, орошение и т. д. Мелиорация может проводиться и в рамках рекультивации. То есть в качестве отдельного вида работ по восстановлению плодородного слоя почвы.

В налоговом учете порядок следующий. Если земли пришли в негодность из-за освоения природных ресурсов, то расходы на рекультивацию необходимо учитывать в соответствии со статьей 261 Налогового кодекса РФ. То есть равномерно в течение пяти лет. Аналогичной точки зрения придерживаются специалисты Минфина России (письма от 28 марта 2007 г. № 03-03-06/1/177, от 13 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/754).

Если рекультивация не связана с освоением природных ресурсов, то затраты относятся к материальным расходам. Основание – подпункт 1 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Подтверждают это и арбитры (постановления ФАС Московского округа от 27 ноября 2009 г. № КА-А40/11724-09, от 23 июля 2009 г. № КА-А40/7049-09).

Организациям, которые уплачивают единый сельхозналог, также необходимо принимать во внимание, из-за чего проводится рекультивация. Если она не связана с освоением природных ресурсов, то расходы при расчете единого налога учитываются в составе материальных (подп. 5 п. 2, п. 3 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). В том случае, если речь идет об освоении природных ресурсов, то расходы на рекультивацию при расчете ЕСХН учесть нельзя.

Организовать бухгалтерский учет можно двумя способами.

Первый – сельхозпредприятие может выделить расходы на улучшение в качестве отдельного инвентарного объекта и учесть его в составе основных средств. Такой порядок предусмотрен пунктами 113–115 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств в сельскохозяйственных организациях. (Методические рекомендации утверждены приказом Минсельхоза России от 19 июня 2002 г. № 559.)

При этом следует составить акт по форме № ОС-1. Она утверждена постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Амортизацию коренных улучшений земли (как основных средств) относят на затраты по выращиванию сельскохозяйственных культур, которые возделываются на данном участке.

Каким из методов воспользоваться, должна решить сама организация, закрепив выбранный вариант в учетной политике.

Однако, на наш взгляд, первый способ более выгодный.

Дело в том, что в Налоговом кодексе РФ не сказано, как учитывать расходы на коренное улучшение земель для целей налогообложения прибыли – в составе основных средств или в качестве отдельного инвентарного объекта. Поэтому организация может самостоятельно выбрать вариант учета и закрепить его в налоговой учетной политике. Как правило, прописывают тот вариант, который предусмотрен для бухучета.

Однако если сельхозпредприятие увеличит на такие расходы первоначальную стоимость земельного участка, то уже не сможет воспользоваться амортизацией. Ведь затраты на приобретение участка можно списать на расходы только после его продажи (подп. 2 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ), поскольку земля не является амортизируемым имуществом (постановление Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г. № 14231/05, письмо Минфина России от 17 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/126).

А вот если расходы на коренное улучшение будут учтены в качестве отдельного объекта основных средств, то расходы в налоговом учете уже можно будет списать через амортизацию.

Аналогичная ситуация и с единым сельхозналогом. Когда расходы на коренное улучшение выделены в отдельный инвентарный объект, их учитывают как расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (подп. 1 п. 2, п. 4 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). То есть в течение года равными долями по итогам каждого отчетного периода с момента ввода объекта основных средств в эксплуатацию (письмо Минфина России от 2 февраля 2009 г. № 03-11-09/30).

ПРИМЕР 1
Из-за весеннего паводка в 2009 году часть сельскохозяйственных земель организации испорчена (размыта, потеряла свои плодородные функции).

На участке А потребовалось нанесение нового плодородного слоя почвы (рекультивация земли). Стоимость работ, выполненных силами подрядчика, составила 600 000 руб.

На участке Б организация собственными силами провела работы по осушению и расчистке территории от мусора. Затраты – 200 000 руб. Предположим, что участок будет введен в эксплуатацию в мае. При этом капитальные вложения в коренное улучшение земель были учтены как отдельный объект основных средств.

Отметим, что организация уплачивает ЕСХН. Рассмотрим, как отразить расходы.

Участок А. В целях исчисления ЕСХН расходы на рекультивацию земли в размере 600 000 руб. отражены в составе материальных. А в бухучете будут сделаны такие проводки (организация решила списывать расходы в течение пяти лет):
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60
– 600 000 руб. – отражена стоимость работ по рекультивации;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 600 000 руб. – оплачены работы подрядчика;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97
– 10 000 руб. (600 000 руб. : 5 лет : 12 мес.) – списана часть расходов по рекультивации земель, относящаяся к отчетному месяцу.

Участок Б. Организация включила в целях исчисления ЕСХН в расходы по 100 000 руб. (200 000 руб. : 2) по состоянию на 30 июня и на 31 декабря.

А в бухучете записано (норма амортизации – 12% годовых):
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 10 (69, 70 . )
– 200 000 руб. – отражены капвложения в работы по улучшению земельного участка, произведенные собственными силами;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
– 200 000 руб. – зачислены в состав основных средств капитальные вложения, связанные с улучшением земель;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
– 2000 руб. (200 000 руб. х 12% : 12 мес.) – начислена амортизация за отчетный месяц.

Чтобы предотвратить деградацию почв, земельные участки могут быть изъяты из оборота. Процедура консервации земель достаточно сложна. Она может проводиться как по решению собственника земли, так и по требованию Роскадастра.

Разрабатывается проект консервации, в котором оговаривают все вопросы, связанные с самой процедурой, и то, как изъятые земли будут использовать в дальнейшем. При этом земли, переведенные на консервацию, сохраняются за собственником.

В бухгалтерском учете земельный участок, переведенный на консервацию, отражается в размере первоначальной стоимости на отдельном забалансовом счете (например, на счете 012). При этом необходимо заполнить Справку о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.

В налоговом учете расходы, связанные с консервацией и расконсервацией земель сельскохозяйственного назначения, а также затраты на их содержание могут быть включены в состав внереализационных расходов. Об этом сказано в подпункте 9 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

Что касается плательщиков единого сельскохозяйственного налога, то учитывать такие расходы они не могут. Однако с 2010 года сельхозпроизводители имеют право принять к учету расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий (подп. 44 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). Поэтому если земли испорчены по этим причинам, то организация вправе включить понесенный ущерб в состав расходов.

В учете агрофирмы бухгалтер отразил следующее:
ДЕБЕТ 012
– 8 560 000 руб. – переведен земельный участок на консервацию;

При этом агрофирма может учесть 650 000 руб. в расходах в целях налогообложения прибыли.

Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №5, май 2010 г.

АКЦИЯ ГОДА

Если сельскохозяйственные угодья пришли в негодность, например, из-за весеннего половодья, то их необходимо восстановить. Иначе организации грозят серьезные штрафы, а земли могут быть изъяты из оборота. Привести угодья в порядок можно с помощью рекультивации или коренного улучшения. В каждом случае налоговый и бухгалтерский учет будут разными.

Работы по искусственному восстановлению плодородного слоя почвы называются рекультивацией. Она проводится на тех землях, которые нарушены и их невозможно использовать в сельском хозяйстве. Рекультивация проходит в два этапа. На первом – технологическом – восстанавливается рельеф, то есть засыпаются овраги, карьеры, уничтожаются отвалы горных пород и т. д. На втором этапе – биологическом – наносится плодородный слой почвы (ГОСТ 17.5.3.04-83).

Если работы не предполагают нанесения плодородного слоя, то это считается коренным улучшением земель. Это мелиорация, расчистка полей от кочек, пней, валунов, осушение, орошение и т. д. Мелиорация может проводиться и в рамках рекультивации. То есть в качестве отдельного вида работ по восстановлению плодородного слоя почвы.

В налоговом учете порядок следующий. Если земли пришли в негодность из-за освоения природных ресурсов, то расходы на рекультивацию необходимо учитывать в соответствии со статьей 261 Налогового кодекса РФ. То есть равномерно в течение пяти лет. Аналогичной точки зрения придерживаются специалисты Минфина России (письма от 28 марта 2007 г. № 03-03-06/1/177, от 13 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/754).

Если рекультивация не связана с освоением природных ресурсов, то затраты относятся к материальным расходам. Основание – подпункт 1 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Подтверждают это и арбитры (постановления ФАС Московского округа от 27 ноября 2009 г. № КА-А40/11724-09, от 23 июля 2009 г. № КА-А40/7049-09).

Организациям, которые уплачивают единый сельхозналог, также необходимо принимать во внимание, из-за чего проводится рекультивация. Если она не связана с освоением природных ресурсов, то расходы при расчете единого налога учитываются в составе материальных (подп. 5 п. 2, п. 3 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). В том случае, если речь идет об освоении природных ресурсов, то расходы на рекультивацию при расчете ЕСХН учесть нельзя.

Организовать бухгалтерский учет можно двумя способами.

Первый – сельхозпредприятие может выделить расходы на улучшение в качестве отдельного инвентарного объекта и учесть его в составе основных средств. Такой порядок предусмотрен пунктами 113–115 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств в сельскохозяйственных организациях. (Методические рекомендации утверждены приказом Минсельхоза России от 19 июня 2002 г. № 559.)

При этом следует составить акт по форме № ОС-1. Она утверждена постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Амортизацию коренных улучшений земли (как основных средств) относят на затраты по выращиванию сельскохозяйственных культур, которые возделываются на данном участке.

Каким из методов воспользоваться, должна решить сама организация, закрепив выбранный вариант в учетной политике.

Однако, на наш взгляд, первый способ более выгодный.

Дело в том, что в Налоговом кодексе РФ не сказано, как учитывать расходы на коренное улучшение земель для целей налогообложения прибыли – в составе основных средств или в качестве отдельного инвентарного объекта. Поэтому организация может самостоятельно выбрать вариант учета и закрепить его в налоговой учетной политике. Как правило, прописывают тот вариант, который предусмотрен для бухучета.

Однако если сельхозпредприятие увеличит на такие расходы первоначальную стоимость земельного участка, то уже не сможет воспользоваться амортизацией. Ведь затраты на приобретение участка можно списать на расходы только после его продажи (подп. 2 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ), поскольку земля не является амортизируемым имуществом (постановление Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г. № 14231/05, письмо Минфина России от 17 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/126).

А вот если расходы на коренное улучшение будут учтены в качестве отдельного объекта основных средств, то расходы в налоговом учете уже можно будет списать через амортизацию.

Аналогичная ситуация и с единым сельхозналогом. Когда расходы на коренное улучшение выделены в отдельный инвентарный объект, их учитывают как расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (подп. 1 п. 2, п. 4 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). То есть в течение года равными долями по итогам каждого отчетного периода с момента ввода объекта основных средств в эксплуатацию (письмо Минфина России от 2 февраля 2009 г. № 03-11-09/30).

ПРИМЕР 1
Из-за весеннего паводка в 2009 году часть сельскохозяйственных земель организации испорчена (размыта, потеряла свои плодородные функции).

На участке А потребовалось нанесение нового плодородного слоя почвы (рекультивация земли). Стоимость работ, выполненных силами подрядчика, составила 600 000 руб.

На участке Б организация собственными силами провела работы по осушению и расчистке территории от мусора. Затраты – 200 000 руб. Предположим, что участок будет введен в эксплуатацию в мае. При этом капитальные вложения в коренное улучшение земель были учтены как отдельный объект основных средств.

Отметим, что организация уплачивает ЕСХН. Рассмотрим, как отразить расходы.

Участок А. В целях исчисления ЕСХН расходы на рекультивацию земли в размере 600 000 руб. отражены в составе материальных. А в бухучете будут сделаны такие проводки (организация решила списывать расходы в течение пяти лет):
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60
– 600 000 руб. – отражена стоимость работ по рекультивации;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 600 000 руб. – оплачены работы подрядчика;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97
– 10 000 руб. (600 000 руб. : 5 лет : 12 мес.) – списана часть расходов по рекультивации земель, относящаяся к отчетному месяцу.

Участок Б. Организация включила в целях исчисления ЕСХН в расходы по 100 000 руб. (200 000 руб. : 2) по состоянию на 30 июня и на 31 декабря.

А в бухучете записано (норма амортизации – 12% годовых):
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 10 (69, 70 . )
– 200 000 руб. – отражены капвложения в работы по улучшению земельного участка, произведенные собственными силами;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
– 200 000 руб. – зачислены в состав основных средств капитальные вложения, связанные с улучшением земель;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
– 2000 руб. (200 000 руб. х 12% : 12 мес.) – начислена амортизация за отчетный месяц.

Чтобы предотвратить деградацию почв, земельные участки могут быть изъяты из оборота. Процедура консервации земель достаточно сложна. Она может проводиться как по решению собственника земли, так и по требованию Роскадастра.

Разрабатывается проект консервации, в котором оговаривают все вопросы, связанные с самой процедурой, и то, как изъятые земли будут использовать в дальнейшем. При этом земли, переведенные на консервацию, сохраняются за собственником.

В бухгалтерском учете земельный участок, переведенный на консервацию, отражается в размере первоначальной стоимости на отдельном забалансовом счете (например, на счете 012). При этом необходимо заполнить Справку о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.

В налоговом учете расходы, связанные с консервацией и расконсервацией земель сельскохозяйственного назначения, а также затраты на их содержание могут быть включены в состав внереализационных расходов. Об этом сказано в подпункте 9 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

Что касается плательщиков единого сельскохозяйственного налога, то учитывать такие расходы они не могут. Однако с 2010 года сельхозпроизводители имеют право принять к учету расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий (подп. 44 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). Поэтому если земли испорчены по этим причинам, то организация вправе включить понесенный ущерб в состав расходов.

В учете агрофирмы бухгалтер отразил следующее:
ДЕБЕТ 012
– 8 560 000 руб. – переведен земельный участок на консервацию;

При этом агрофирма может учесть 650 000 руб. в расходах в целях налогообложения прибыли.

Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №5, май 2010 г.

АКЦИЯ ГОДА

Подборка наиболее важных документов по запросу Расчистка земельного участка сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Расчистка земельного участка сельскохозяйственного назначения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 6 "Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки" Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и исходя из того, что проведение ответчиками работ по расчистке земельного участка от многолетних лесных насаждений осуществляется без проекта мелиорации земель, разработанного в соответствии с технико-экономическими обоснованиями, учитывающего экологические, санитарные нормы и правила, без принятия мер по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду, что приводит к уничтожению естественных мест обитания животных, произрастания растений, создает угрозу причинения вреда другим компонентам окружающей среды и микроорганизмам, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, создается угроза нарушения прав и законных интересов РФ, суд правомерно обязал приостановить проведение работ по расчистке от многолетних лесных насаждений земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 100 "Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам" ЛК РФ
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 100 Лесного кодекса РФ, арбитражные суды правомерно взыскали сумму ущерба, причиненного лесам, установив, что согласно заключению по результатам проведения работ по определению на местности границ вырубки зеленых насаждений относительно части границ земельного участка, входящего в состав земель лесного фонда, выявлено пересечение границ вырубки на участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения и границы участка лесного фонда; при этом государственным лесным инспектором выявлено, что при расчистке земель сельскохозяйственного назначения от древесно-кустарниковой растительности произведена незаконная рубка деревьев до степени прекращения роста, по данному факту составлен протокол о лесонарушении.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Расчистка земельного участка сельскохозяйственного назначения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Мелиорация земель: земельно-правовой, аграрно-правовой и цивилистический подходы: Монография"
(Пышьева Е.С.)
("Юстицинформ", 2018) Ярославский областной суд, рассматривая дело о захламлении земельного участка в результате проведения работ по расчистке от многолетних лесных насаждений земель сельскохозяйственного назначения, в Апелляционном определении от 14.04.2014 по делу N 33-2166/2014 оставил в силе решение районного суда Ярославской области о приостановлении работ по расчистке от многолетних лесных насаждений названных земель до разработки, согласования и утверждения проекта мелиорации земель, ликвидации последствий захламления земельных участков. Доказательствами по делу подтверждается, что ответчиком в значительных масштабах производилась заготовка древесины, выбирались для этого здоровые деревья хвойных пород, поваленные деревья оставались на вырубленных участках. При этом суд указал, что в силу ст. 8 Закона о мелиорации любая расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней, мха, независимо от ее целей, относится к мелиорации земель, поэтому доводы об устранении последствий ураганов на правильность принятого судом решения повлиять не могут.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
(постатейный)
(Майборода В.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018) Приказом Минсельхоза России от 28 декабря 2016 г. N 600 "Об утверждении порядка определения стоимости работ по культуртехнической мелиорации, необходимых для приведения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства" предусмотрено, что при определении стоимости таких работ учитываются следующие виды работ:

Нормативные акты: Расчистка земельного участка сельскохозяйственного назначения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Минсельхоза России от 13.02.2018 N 15/121
С учетом изложенного полагаем, что на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

Под залежными землями понимаются участки земли, ранее обрабатываемые как пахотные земли, но более трех лет не используемые под посев сельскохозяйственных культур.

Земли, которые не используются под посев сельскохозяйственных культур более трех лет, ранее обрабатываемые как пахотные земли, определяются при проведении обследования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения созданной органом местного самоуправления муниципального района комиссией.

Под вовлечением в оборот залежных земель понимается проведение одного или нескольких видов работ, необходимых для приведения их в состояние, пригодное для возделывания сельскохозяйственных культур:

а) расчистка от древесной и травянистой растительности;

б) расчистка от кочек, пней и мха;

в) расчистка от камней и иных предметов;

г) первичная обработка почвы.

Субсидии планируется предоставлять в размере 25% от фактических затрат на вовлечение в оборот залежных земель, но не более 10000 рублей на 1 гектар площади вовлеченных в оборот залежных земель. В случае если вовлекаемые в оборот залежные земли были приобретены заявителями на получение субсидий на публичных торгах по цене, уменьшенной на величину расходов, связанных с необходимостью проведения работ по культуртехнической мелиорации, субсидии предоставляются в размере 20% от фактических затрат на вовлечение в оборот залежных земель, но не более 8000 рублей на 1 гектар площади вовлеченных в оборот залежных земель.

Для получения субсидий необходимо в текущем году выполнить работы по вовлечению в оборот залежных земель и в срок до 15 ноября 2018 года представить в Департамент документы необходимые для выплаты субсидий:

- заявление на предоставление субсидии по установленной форме;

- справку-расчет на предоставление субсидии по установленной форме;

- выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в отношении земельного участка, на котором проведены работы по вовлечению в оборот залежных земель;

- акт проведения обследования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, подтверждающий неиспользование земельного участка по целевому назначению;

- копию проектно-сметной документации на выполнение работ по вовлечению в оборот залежных земель;

- копию акта выполненных работ по установленной форме;

- калькуляцию фактических затрат на 1 гектар площади залежных земель в произвольной форме;

- проект соглашения о предоставлении субсидий по установленной форме, в 2 экземплярах.

При выполнении работ подрядным способом заявителями дополнительно предоставляются:

- копия договора на выполнение работ по вовлечению в оборот залежных земель;

- копия платежного документа, подтверждающего перечисление денежных средств подрядной организации за выполненные работы по вовлечению в оборот залежных земель;

- копия акта приемки выполненных работ по вовлечению в оборот залежных земель по форме № КС-2;

- копия справки о стоимости выполненных работ по вовлечению в оборот залежных земель и затрат по форме № КС-3.

Одним из условий предоставления субсидии является наличие у заявителя инвестиционного проекта в сфере агропромышленного комплекса Ивановской области, для реализации которого необходимо расширение площади обрабатываемых пахотных земель, одобренного межведомственным советом по улучшению инвестиционного климата в Ивановской области в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2015 № 485-п. Кроме того, земельный участок, на котором проведены работы по вовлечению в оборот залежных земель, должен находиться у заявителя на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, или праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, или праве аренды, праве пользования земельным участком в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Затраты на вовлечение в оборот залежных земель должны быть произведены в текущем финансовом году.

Читайте также: