Процедура голосования является гласной выборы осуществляются на основании имущественного ценза

Обновлено: 07.05.2024

Во всех демократических странах политическая элита формируется посредством выборов, которые проводятся в соответствии с принятой в государстве избирательной системой.

Избирательная система — политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти. Другими словами, это совокупность принципов, норм и правил проведения выборов органов государственной власти
Избирательная система представляет собой основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени.
Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

  1. Избирательное право — комплекс правовых норм о порядке выборов. В узком смысле слова — политическое право граждан избирать (активное) и быть избранными (пассивное избирательное право);
  2. Избирательный процесс (избирательная процедура) — комплекс действий в процессе выборов:
  3. Подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);
  4. Выдвижение и регистрация кандидатов;
  5. Предвыборная агитация и финансирование выборов;
  6. Голосование и подведение итогов выборов ;
  7. Процедура отзыва депутатов.
  • Принцип равенства
  • Принцип всеобщности
  • Принцип тайного голосования
  • Принцип непосредственности
  • Принцип состязательности
  • Принцип гласности
  • Принцип свободы выборов
  • Принцип ограничения срока выборов

↑ Типы избирательных систем

  • абсолютного большинства
  • относительного большинства

1) Мажоритарная система
Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.

Согласно мажоритарной системе перед выборами территория государства или региона разбивается на территориальные единицы - избирательные округа, от каждого из которых избирается чаще один, а иногда два и более депутата. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве, хотя при этом может быть обозначено, какую партию или движение он представляет. Избирательные округа различаются по количеству предоставляемых им мандатов (мест в государственных органах власти).

Избирательный округ – территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица);
Избирательный округ единый (единый избирательный округ) – избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы;
Избирательный округ многомандатный (многомандатный избирательный округ) – избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально;
Избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) – избирательный округ, в котором избирается один депутат;

Достоинства: Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа
Недостатки: Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах

А) Абсолютного большинства

Избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50% + 1 голос.
Применяется при выборах президента в России и во Франции

Б) Относительного большинства
обязательный минимум участия избирателей, как правило, не устанавливается и избранным считается тот кандидат, который получил число голосов, больше, чем любой из его соперников. При этом выборы будут считаться действительными, даже если проголосует хотя бы один избиратель.

2) Пропорциональная система
Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах.
В отличие от мажоритарной системы в пропорциональной системе выдвижение кандидатов производится путем составления партийных списков. Избиратели голосуют за спи- сок, составленный партией, а не за конкретных людей, выдвинутых по округу. Выборы по пропорциональной системе проводятся по единому (общенациональному) избирательному округу.
Во многих странах есть проходной порог, выраженный в процентном соотношении относительно всех голосов. Например, в России проходной процент на выборах в Государственную думу на предпоследних выборах составлял 7%, а на выборах в 2016 году составлял 5%. Пятипроцентный барьер существует почти во всех странах, но в некоторых странах процент ниже. Например, в Швеции – 4%, в Аргентине – 3%, в Дании – 2%, а в Израиле – 1%.
Применяется при выборах в Израиле, Италии и др.
Достоинства: Представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства
Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий
Недостатки: Избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией
Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своём ему не известны. Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений

  • Выборы проводятся одновременно по партийным спискам в многомандатных округах по пропорциональной системе, а в одномандатных округах по мажоритарной.
  • Обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий.
  • Применяется при выборах депутатов российской Государственной Думы

↑ Избирательная кампания и избирательный процесс.

Выборы – это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемое при помощи голосования.

Выборы различаются:

По объекту: президентские, парламентские, местного самоуправления
По масштабу: федеральные, региональные, местные
По срокам: очередные, досрочные, повторные

Значение выборов:
-являются важным средством систематического обновления властных структур
-выявляют реальные интересы и потребности народа
-способствуют приобщению граждан к политике
-придают власти легитимны характер

Избирательная кампания – это комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий, которые проводятся с целью ознакомления избирателей с кандидатами, партиями и их политическими программами

Избирательная кампания — это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Чертков Александр

Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета, д.ю.н.

24 марта 2020 г. Конституционный Суд РФ принял Постановление № 12-П, в котором признал ч. 4 ст. 240 КАС РФ не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она предусматривает отказ в рассмотрении судом административного искового заявления в отношении решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, пропустившего десятидневный срок обращения в суд, в случае предварительного обжалования таким кандидатом решения об отказе в регистрации в вышестоящую избирательную комиссию.

Выявлена неконституционность нормы, на основании которой суды не стали рассматривать административный иск к избиркому

КС указал, что обжалование решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата не может быть основанием для отказа рассмотрения административного иска в суде по причине пропуска срока

Правовая позиция КС РФ направлена на защиту избирательных прав граждан страны и заслуживает самой положительной оценки. По сути, речь идет о праве на доступ к правосудию на конкретном примере судебной защиты избирательных прав.

Суды общей юрисдикции правомерно отметили, что обжалование кандидатом в депутаты в вышестоящую избирательную комиссию отказа в его регистрации на выборах не исключает судебного обжалования. При этом они проигнорировали тот факт, что действующий порядок обжалования зачастую исключает реальную возможность судебного оспаривания таких решений в силу ограниченности сроков.

В свою очередь, КС руководствовался императивом justitia nemine neganda est (нельзя никому отказывать в правосудии), а также международно-правовой и конституционной обязанностью государства обеспечить осуществление права на справедливую, компетентную и эффективную судебную защиту избирательных прав. В указанном постановлении Суд предложил установить процедуры, гарантирующие судебную защиту избирательных прав в подобных ситуациях.

Поправки Минюста предусматривают, что административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия вышестоящей избирательной комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения

В связи с этим Минюст России разработал проект федерального закона (далее – законопроект), устраняющий антиконституционное препятствие к реализации права на доступ к правосудию в связи с отказом в регистрации кандидата (кандидатов) на выборах (референдуме). Законопроектом предлагается дополнить ч. 4 ст. 240 КАС РФ следующей нормой: в случае обжалования решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) округам в вышестоящую избирательную комиссию административное исковое заявление может быть подано в течение 5 дней со дня принятия вышестоящей избирательной комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.

Предлагается также сократить до 5 дней срок на подачу в соответствующую избирательную комиссию жалобы на решение об отказе в регистрации или в заверении списка кандидатов и до 7 дней – срок, отведенный комиссии на ее рассмотрение.

Таким образом, из возможных путей решения проблемы в законопроекте избран компромиссный: досудебное первичное обжалование отказа в регистрации кандидатов сохраняется, но при этом запрещается обжалование в вышестоящие комиссии решений, принятых комиссиями по жалобам на решения об отказе в регистрации кандидата. Сохранен лишь судебный порядок обжалования. Такое решение, на мой взгляд, допустимо, поскольку именно судебная защита видится наиболее эффективной.

Сокращение срока рассмотрения комиссиями соответствующих жалоб до 7 дней представляется обоснованным. Более того, этот срок мог бы быть сокращен, например, до пяти дней или даже до трех. Вместе с тем сокращение сроков обжалования с 10 до 5 дней, на мой взгляд, является ограничением избирательных прав. В связи с этим целесообразнее, полагаю, сохранить 10-дневный срок обжалования, особенно первичного, когда заявителю необходимо проделать большую подготовительную работу. Такой срок в российской правовой системе является распространенным минимальным сроком обжалования (судебного и досудебного).

И все же сокращение сроков обжалования – не самая большая проблема избирательной сферы. Федеральным законом от 23 мая 2020 г. № 154-ФЗ внесен ряд существенных изменений в избирательное законодательство, в том числе в избирательный процесс внедрены новые технологии. В частности, ст. 81 Закона о выборах депутатов Госдумы дополнена нормой о том, что в случаях и порядке, установленных ЦИК, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования.

В Закон об основных гарантиях избирательных прав включена норма о дистанционном электронном голосовании (т.е. без бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе), с использованием специального программного обеспечения (ст. 2).

Именно ЦИК самостоятельно принимает решение о возможности дистанционного электронного голосования на территории РФ либо не менее чем 1/3 ее субъектов в отношении федеральных выборов, на территории РФ либо на территориях двух и более ее субъектов в отношении иных выборов, референдумов субъектов Федерации, местных референдумов (ст. 10.1).

Конституционный Суд в Постановлении от 15 апреля 2014 г. № 11-П указал, что нацеленное на достижение всеобщности избирательного права разумное увеличение доступных видов электоральных практик способствует росту числа граждан, принявших участие в голосовании, а также повышению гражданской активности. Вместе с тем, думается, что введенные в мае 2020 г. дополнительные способы голосования могут породить больше споров, нежели действующие.

С позиций защиты избирательных прав неизбежно возникает вопрос: если новые формы голосования пока весьма спорны, как обжаловать результаты их применения? Как доказать правильность или неправильность подсчета голосов, поданных дистанционно посредством компьютерной системы или по почте, и каким образом обжаловать решения комиссий в отношении подписей избирателей, поданных за выдвижение кандидата и через электронный портал?

Очевидно, на сегодняшний день основными задачами развития дистанционного электронного голосования видятся повышение транспарентности и прозрачности для избирателей процессов учета их голосов, а также сохранение тайны волеизъявления.

Читайте также: