Признаются ли доходами поступления которые связаны с вкладами собственников учредителей

Обновлено: 03.05.2024

2. Согласно договору аренды жилого помещения арендатор и арендодатель согласовали ежемесячную арендную плату в общей сумме, из которой большая часть уплачивается непосредственно арендодателю и часть суммы арендной платы как налог на доходы физических лиц исчисляется и уплачивается арендатором как налоговым агентом. Арендодатель (лицо, обязанное предоставлять сведения о доходах) часть арендной платы (налог на доходы физических) на руки или на расчетный счет не получает, арендатор сам перечисляет в налоговую службу.

В данной ситуации применяются те же правила, что и при определении размера дохода – он указывается с учетом суммы НДФЛ. Целесообразно информацию, предоставленную арендатором, сверить с информацией, которую он предоставил в налоговую инспекцию в виде справки НДФЛ в Вашем личном кабинете налогоплательщика.

Данные сведения заполняются на основании заключенного договора аренды, информации о поступивших арендных платежах, справки по форме 2-НДФЛ – если арендатор – юридическое лицо и перечислят за Вас НДФЛ в бюджет, или справки по форме 3-НДФЛ – которую Вы предоставляете в налоговый орган в случае, если арендатор за Вас налог не удерживает, в которой отражается сумма дохода. Кроме того, информация о сумме поступивших арендных платежей может быть подтверждена расписками в получении денежных средств или же зачислением денежных средств на Ваш банковский счет.

4. Считается ли доходом поступление денежных средств на карту ребенка от близких родственников, знакомых?

5. Является ли получение сертификата дополнительного образования на ребенка доходом? Если да, то в каком разделе необходимо отразить полученный доход, а также как его указывать на одного, на всех супругов или на ребенка?

7. Необходимо ли указывать сведения о денежных средствах, полученных от участия в программе софинансирования пенсии (доходы, полученные от инвестирования средств, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде, а также от участия в программе софинансирования пенсии);

Если данные суммы только начислены, но не еще выплачиваются, то отражать данные суммы не нужно.

Да, это прямо указано в подпункте 6 пункта 60 Методических рекомендаций.

Данная ситуация отражена в пунктах 84 и 86 Методических рекомендаций: не подлежит отражению информация о земельном участке и гараже в рамках гаражно-строительного и иных кооперативов в случае отсутствия прав собственности у лица, в отношении которого представляется справка. Сведения заполняются исключительно на основании правоустанавливающих документов.

10. Государственные гражданские служащие при обращении в банк за информацией о наличии счетов, вкладов сталкиваются с ситуациями, что банк предоставляет информацию о счетах, которые не были отражены в справках банка за предыдущий отчетный период. Какие действия необходимо предпринять служащему?

В пункте 55 Методических рекомендаций указано, что особое внимание следует уделить хранению документов, связанных с вкладами (счетами) в банке или иной кредитной организации. Так, при сохранении информации о счетах, полученной в прошлые годы, из которой следует, что банк неверно предоставил информацию, служащий не может быть привлечен к ответственности.

11. В каких случаях предоставленная субсидия (на приобретение жилого помещения, на приобретение транспорта и иные цели) должна указываться как доход и в каких случаях не должна указываться?

Согласно пункту 58 Методических рекомендаций указывается в доходах единовременная субсидия на приобретение жилого помещения (в случае если в отчетном периоде денежные средства перечислены на банковский счет служащего) Поскольку большинство субсидий на улучшение жилищных условий согласно условиям окружных программ перечисляются на счет продавца/застройщика/кредитора, мы считаем необходимым данные суммы отражать. Необходимо отметить, что указание суммы субсидии в доходах позволит снизить вероятность заполнения раздела 2 справки.

Да, нужно. Информацию о сумме можно получить в Ипотечном агентстве Югры или кредитной организации.

Нет, это по сути изменение размера и условий кредитных обязательств, то есть сведения о кредите будут отражаться на новых условиях.

14. Может ли муниципальный служащий быть самозанятым или это запрещено? В случае, если можно, есть ли необходимость направления уведомления о намерении выполнения иной оплачиваемой работы в комиссию по конфликту интересов?

При этом необходимо учитывать правоприменительную практику, в соответствии с которой сдача жилья в аренду в отдельных случаях может признаваться предпринимательской деятельностью. Например, когда происходит целенаправленная покупка жилой недвижимости для ее сдачи в аренду в коммерческих целях, посуточная (почасовая) сдача жилья в аренду, гостиничный бизнес и т.д. Подобные действия служащих в силу их правового статуса недопустимы.

Необходимости перед оформлением договора о сдаче имущества в аренду обращаться в комиссию по конфликту интересов нет.

15. Предоставляет ли муниципальный служащий сведения о доходах, если по состоянию на 31.12.2019 он замещал должность муниципальной службы в администрации района, которая не была включена в перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых муниципальным служащим предоставляются сведения о доходах, а 10.02.2020 он был переведен на другую должность муниципальной службы в администрации района, которая включена в перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых муниципальным служащим предоставляются сведения о доходах.

Нет, в пункте 14 Методических рекомендаций указано, что служащий (работник) не представляет сведения, если он назначен на должность, включенную в соответствующий перечень должностей, или временно замещает указанную должность после 31 декабря отчетного года

При этом, если страховщиком организован восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства по договору страхования, то эти сведения не указываются (пункт 59 Методических рекомендаций).

В отношении обязательств, возникающих исходя из условий договора со страховой компанией (а не пенсионным фондом), по договорам страхования жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события; пенсионного страхования; страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, по которым служащий (работник), его супруг (супруга), несовершеннолетние дети являются страхователями или выгодоприобретателями, необходимо руководствоваться пунктом 158 настоящих Методических рекомендаций, согласно которого доходом является положительный результат (разница между уплаченными страховыми премиями (взносами) и выплаченными в результате прекращения таких договоров страхования денежными суммами;

17. Гражданский служащий является председателем родительского комитета и собирает денежные средства на карту и расходует их тоже с карты. Нужно ли как-то отражать это в справке о доходах?

Государственные и муниципальные служащие должны избегать любых ситуаций, связанных с поступлением на их счета денежных средств, основания перечисления которых им сложно обосновать. Доходом данные суммы признать нельзя, поскольку служащий не может их израсходовать по собственному усмотрению, и полагаем, что указывать данные суммы не нужно. Но в этой ситуации в качестве подтверждения необходимо иметь протокол родительского собрания, из которого следует избрание служащего председателем родительского комитета и ежеквартальные отчеты родительского комитета о поступлении и расходовании денежных средств.

18. Согласно подпункту 6 пункта 107 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах с учетом целей антикоррупционного законодательства Российской Федерации в разделе 4 справки о доходах не указываются индивидуальные инвестиционные счета. Нужно ли при этом отражать доход по такому счету в справке о доходах?

В пункте 102 Методических рекомендации указано, что регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения (прекращения) на них права собственности. Таким образом, в случае, например, если служащий до 31 декабря 2019 года продал легковой автомобиль, а новый собственник зарегистрировал такое транспортное средство только в январе 2020 года, то данный объект не подлежит отражению в подразделе 3.2 раздела 3 справки служащего.

Для исключения проблемной ситуации при расхождении сведений целесообразно предоставить пояснения и договор продажи транспортного средства.

20 Как правильно указать доход, полученный от продажи имущества, находящегося в долевой (совместной) собственности муниципального служащего и членов его семьи, если в договоре купли - продажи продавцами являлись сам муниципальный служащий и члены его семьи (в том числе несовершеннолетние дети), при этом деньги были перечислены на счёт, открытый на имя муниципального служащего?

В целях соблюдения антикоррупционного законодательства принципиально важны сведения о доходе семьи, поэтому если доход от реализации совместного имущества будет указан у одного из супругов, на счет которого были зачислены денежные средства от продажи, нарушением это являться не будет.

21. Вопросы по справке БК:

Системой автоматически производится проверка адреса по классификатору адресов. Если адрес не найден в классификаторе, он выделяется цветом. Сохранять и использовать при заполнении справки такой адрес можно, однако рекомендуется, по возможности, указать адрес, соответствующий классификатору адресов.

Методические рекомендации не содержат информации об указании количества комнат в квартире.

Порядок выплаты дивидендов учредителям ООО в 2021 году

Выплата дивидендов в ООО в 2021 году происходит в строго установленном порядке, регулируемом законодательством. Несмотря на то, что учредители — это собственники компании, они не могут тратить прибыль на свое усмотрение, т.к любые расходы должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими документами. В статье мы расскажем: обязательно ли выплачивать дивиденды, как правильно оформить выплату дивидендов, как часто можно выплачивать дивиденды, познакомим с источником, правовой базой с наглядными примерами и образцами рабочих документов.

  • Как начисляются и выплачиваются дивиденды в ООО
    • Источник дивидендов
    • Правовая база
    • Как часто можно выплачивать дивиденды в ООО
    • Распределение дивидендов
    • Условия выплаты дивидендов
    • Порядок выплаты дивидендов: документальное оформление и отчетность
    • Выплата дивидендов единственному учредителю ООО в 2019 году
    • Дивиденды при ликвидации ООО

    Как начисляются и выплачиваются дивиденды в ООО

    Дивиденды — доход, полученный учредителями при распределении прибыли после уплаты налогов. Обеспечение доходами участников обществ с ограниченной ответственностью — основная задача выплаты дивидендов.

    Размер дивидендов может быть дополнительным показателем для инвесторов, т.к это косвенный показатель успешности предприятия.

    Подробнее о дивидендах мы рассказываем в этом видео:

    К дивидендам не относятся:

    1. Выкуп доли учредителя организации.
    2. Выплаты при ликвидации компании, если они равны той сумме, которая была внесена в уставный капитал.
    3. Платеж, который перечисляет некоммерческая организация на осуществление деятельности в соответствии с Уставом.

    Учредители сами принимают решение, выплачивать или нет дивиденды. Возможны такие варианты:

    Если собственники решили распределить прибыль, инициируется процедура выплаты дивидендов учредителям ООО.

    Далее рассмотрим подробнее источник дивидендов, какими нормативными актами регулируется выплата, условия и порядок выплат, периодичность распределения, документальное оформление и другие нюансы, связанные с начислением.

    Оформим вывод дивидендов.
    Стоимость услуги от 1666 рублей.

    Источник дивидендов

    Источник выплаты дивидендов — чистая прибыль организации. Это прибыль, оставшаяся после уплаты всех налогов: для режима ОСНО – налога на прибыль, для режима УСН – единого упрощенного налога, для ЕНВД – единого налога на вмененный доход.

    Основанием для расчета чистой прибыли (далее ЧП) считаются данные, указанные в бухгалтерской отчетности. За основу берется строка баланса (1370) с указанием нераспределенный прибыли или непокрытого убытка. Эта строка учитывает не только прибыль за последний период, но и нераспределенную прибыль прошлых лет.

    В отчете о финансовых результатах (форма 2) в строке 2400 содержатся данные для расчета ЧП за период:

    Стр. 2400 = стр. 2110 – стр. 2120 - стр. 2210 - стр. 2220 + стр. 2340 – стр. 2350 – стр. 2410

    Если у предприятия показан убыток, то пока он не будет перекрыт прибылью, полученной в последующие периоды, дивиденды выплачивать не из чего.

    Если при расчете прибыли были допущены ошибки, главный бухгалтер вносит изменения и исправляет показатели отчетности:

    • Если ЧП занижена, то после изменений в бухгалтерском балансе и отчетности появится дополнительная чистая прибыль, которую учредители могут распределить по своему решению.
    • Если размер ЧП завышен и дивиденды уже выплачены, то после исправления ошибок показатель будет занижен. Это значит, что в следующем периоде размер ЧП будет меньше и учредители получат дивиденды в меньшем объеме.

    Правовая база

    Порядок выплаты дивидендов регламентируется нормативными актами в таблице ниже.

    Нормативный акт Что регулирует
    Налоговый Кодекс РФ Расчет налогов
    ФЗ № 14 от 23.04.2018 Периодичность, пропорциональность,
    сроки выплаты дивидендов
    ФЗ № 409 от 28.12.2010 Дополняет ФЗ № 14 в части сроков выплаты
    дивидендов, если учредитель не
    воспользовался своим правом, а также
    дополняет порядок и сроки выплаты
    дивидендов
    ФЗ № 424 от 27.11.2018 Доходы при выходе учредителя из компании
    как дивиденды, которые облагаются налогом.
    ПБУ 7/98 Отражение дивидендов в бухгалтерском
    учете.
    Письма Минфина (N 03-03-06/1/133 от 20.03.2012,
    N 03-03-06/1/235 от 06.04.2010)
    Сроки уплаты налогов, возможность
    выплатить дивиденды за счет нераспределенной прибыли

    Таблица 1 Нормативная база, регламентирующая порядок выплаты дивидендов

    Как часто можно выплачивать дивиденды в ООО

    Федеральный Закон № 14 допускает выплату дивидендов:

    1. Раз в квартал.
    2. Раз в полгода.
    3. Раз в год.

    Но сроки выплат дивидендов определяют собственники.

    Согласно ст.28 ФЗ №14 учредитель должен получить дивиденды в течение срока, определенного уставом. Этот срок не должен превышать 60 дней от даты принятия решения о распределении прибыли.

    Распределение дивидендов

    Если в ООО один учредитель, проблем с распределением не возникает. Собственник получает всю выделенную сумму.

    Если участников несколько, распределение будет пропорциональным доле вклада в уставный капитал (см. формулу расчета ниже)

    Дву = СЧП * ПДУ, где
    Дву — дивиденды, причитающиеся участнику (акционеру) при пропорциональном распределении прибыли
    СЧП — Сумма чистой прибыли, направленная на выплату дивидендов
    ПДУ — Процентная доля участника в уставном капитале

    При распределении прибыли ООО учитывайте спорные моменты с контролирующими органами. Они возникают, если дивиденды выплачены без учета доли участника, даже если в уставе прописан этот нюанс. Суды трактуют такие споры в пользу налоговой.

    Условия выплаты дивидендов

    Выплата дивидендов категорически запрещена в таких случаях:

    • с выплачиваемой суммы не были рассчитаны и удержаны налоги;
    • получатель дивидендов не является учредителем предприятия, а уплаченный им взнос был возвращен ранее.

    Нельзя выплачивать дивиденды учредителям наличными из кассы предприятия, если по документам эти деньги не являются чистой прибылью. Часто бухгалтер так поступает на основании устного приказа директора.

    Правила выплаты дивидендов регулируются Федеральным законом ФЗ № 14.

    Ограничения для перечисления дивидендов

    Ограничения для перечисления дивидендов

    Чистые активы рассчитываются по формуле:

    Чистые активы организации составят 60 тыс. руб. (1080 тыс. руб. - 1020 тыс.руб.) Эта сумма меньше уставного капитала (далее УК). Следовательно, нельзя выделить 90 тыс. руб. чистой прибыли на дивиденды, ведь тогда чистые активы станут меньше уставного капитала.

    Если чистые активы меньше УК, компания обязана его уменьшить до размера чистых активов.

    Некоторые организации имеют минимально допустимый размер УК 10 тыс.руб. В этой ситуации возникает противоречие, потому что уменьшать его уже нельзя.

    Если предприятие допускает такую ситуацию, ему грозит ликвидация.

    Если ООО находится на грани банкротства, выплата дивидендов считается незаконной.

    Теоретически выплату дивидендов можно считать действием, которое направлено на причинение вреда кредиторам, даже если по данным отчетности компания платежеспособна.

    Рассмотрим ситуацию на примере реального дела № А50-20231/2013.

    Исходные данные: конкурсный управляющий заявил об оспаривании выплаты дивидендов, потому что за 1,5 года до подачи ответчику заявления о банкротстве учредителям выплатили дивиденды.

    Суд первой инстанции не удовлетворил требования управляющего, т.к на момент выплаты дивидендов компания была платежеспособной.

    Основания решения суда:

    • солидная сумма на расчетном счете,
    • данные баланса, в котором активы превышали кредиторскую задолженность.

    Но апелляция отменила решение суда первой инстанции, т.к на момент выплаты дивидендов 1 и 2 квартал ответчика закрыты с убытками. Кроме того, после выплаты дивидендов ответчик перестал выплачивать деньги по договору. Эти обстоятельства указывали на то, что выплата дивидендов учредителям была с целью причинить имущественный вред кредитору. Суд постановил вернуть деньги в компанию, а Верховный суд отказался передавать жалобу в соответствующую коллегию.

    При выплате дивидендов нужно обязательно проконтролировать, чтобы компания рассчиталась с выбывшими учредителями. Поэтому приоритетная задача ООО — выплатить долю бывшим участникам.

    ВАЖНО: С 1 января 2019 года, доходы учредителя при выходе из компании считаются дивидендами и подлежат налогообложению. Такие поправки внесены в Налоговый Кодекс Федеральным законом №424 от 27.11.2018.

    Расскажем, какие существуют законные варианты вывода прибыли из ООО и как собственнику не только получить доход от бизнеса, но и оставить средства на развитие компании.

    Когда ООО получило прибыль, его владелец не может просто так забрать эти деньги: нужно оформить необходимые документы и заплатить налоги. Собственники хотят получить свои средства как можно быстрее и с минимальными затратами. Кроме того, нередко учредители выводят не всю прибыль, а оставляют часть заработанных денег в обороте, чтобы расширить бизнес.

    Расскажем, какие существуют законные варианты вывода прибыли из ООО и как собственнику не только получить доход от бизнеса, но и оставить средства на развитие компании.

    Из этой статьи вы узнаете:

    1. Почему деньги компании — это не собственность ее владельцев
    2. Выплата, начисление, договор — три варианта законного вывода прибыли из ООО
    3. Выплата дивидендов
    4. Начисление зарплаты владельцам бизнеса
    5. Договор на управленческие услуги с ИП или самозанятым
    6. Как понять, какой вариант подходит для вашего бизнеса

    Почему деньги компании — это не собственность ее владельцев

    Многие учредители ООО думают, что деньги на счетах компании — это их личные средства. Особенно так считают единственные владельцы небольших компаний.

    Однако по закону имущество юридического лица обособлено (ст. 48 ГК РФ). Это значит, что все активы компании, в том числе денежные средства, принадлежат самой организации, а не ее учредителям. Поэтому, даже если компания получила прибыль, ее владельцы не могут просто перечислить себе оставшиеся на счете деньги.

    При выводе средств владельцы бизнеса должны заплатить налоги, а если выбран вариант с зарплатой — еще и страховые взносы.

    За неуплату налогов или взносов при любом варианте вывода придется заплатить штраф в размере 20% от суммы недоимки, а также пени.

    Выплата, начисление, договор — три варианта законного вывода прибыли из ООО

    Но это выяснится при проверке, и налоговики доначислят на всю сумму выплат НДФЛ и страховые взносы, а также взыщут пени и штрафы.

    1. Выплата дивидендов.
    2. Начисление зарплаты собственнику.
    3. Управляющий со статусом ИП или самозанятого.

    Выбор зависит от того, что для вас важнее: снижение налогов или защита от претензий налоговиков, поскольку есть нюансы использования вариантов.

    Выплата дивидендов

    Чтобы распределить прибыль ООО, нужно провести собрание участников и оформить решение протоколом. Если собственник один, то он оформляет решение единственного участника.

    1. Распределять прибыль можно не чаще, чем раз в квартал.
    2. Нельзя выдавать дивиденды, если не полностью выплачен уставный капитал или не проведены расчеты с участником, который выходит из общества.
    3. Не имеет права выплачивать дивиденды компания, у которой есть признаки банкротства, либо если эти признаки могут появиться после выплаты.
    4. Нельзя распределять прибыль, если чистые активы компании ниже суммы ее уставного капитала и резервного фонда, либо если станут ниже после выплаты.

    При получении дивидендов вам придется заплатить налог дважды: сначала за счет компании, а потом удержать НДФЛ из выплаты. Итоговая сумма, которая останется в вашем распоряжении, зависит от налогового режима.

    Рассмотрим расчет на примере ОСНО.

    Кроме того, со всей суммы прибыли (200 тыс. рублей) нужно заплатить налог на прибыль по ставке 20%. В данном случае неважно, будет ли затем чистая прибыль направлена на выплату дивидендов или останется в компании, — ставка налога не меняется.

    НПР = 200×20% = 40 тыс. рублей

    Общая налоговая нагрузка при ОСНО будет равна сумме НДФЛ с дивидендов и налога на прибыль:

    Н = 14,9 + 40 = 54,9 тыс. рублей

    После выдачи дивидендов собственнику и расчетов по всем налогам из 200 тыс. рублей в компании останется на развитие:

    Р = 200 — 100 — 54,9 = 45,1 тыс. рублей

    Начисление зарплаты владельцам бизнеса

    Владелец компании может занять в ней должность директора или другую по своему желанию. Тогда он может получать доход от своего бизнеса в виде зарплаты.

    Преимущество этого варианта перед дивидендами в том, что получить деньги намного проще. Зарплату можно начислять ежемесячно, и для этого не требуется оформлять дополнительные документы и проверять финансовое положение компании.


    С налогами ситуация сложнее. С одной стороны, с зарплаты нужно не только удержать НДФЛ, но еще и начислить на нее страховые взносы по ставке 30%. Но с другой стороны, зарплату и взносы можно включить в расходы, а затем уменьшить налог на прибыль или УСН.

    Рассмотрим расчет на примере ОСНО. При УСН принцип будет тот же, разница только в ставке налога.

    В = 114,9×30% = 34,5 тыс. рублей

    Зарплата и взносы — это расходы компании, поэтому они уменьшают налогооблагаемую прибыль, и в итоге налог на прибыль будет меньше, чем при выплате дивидендов:

    НПР = (200 — 114,9 — 34,5) х 20% = 50,6×20% = 10,1 тыс. рублей

    Общая налоговая нагрузка при этом варианте состоит из НДФЛ, страховых взносов и налога на прибыль:

    Н = 14,9 + 34,5 + 10,1 = 59,5 тыс. рублей

    На развитие в компании останется:

    Р = 200 — 100 — 59,5 = 40,5 тыс. рублей

    Но при обоих налоговых режимах выплата зарплаты собственнику будет менее выгодной для бизнеса, чем дивиденды: после уплаты налогов в компании останется меньше средств на развитие.

    Договор на управленческие услуги с ИП или самозанятым

    Также внешний управляющий может быть и самозанятым. Ст. 6 закона № 422-ФЗ не запрещает самозанятым деятельность по обычному текущему управлению компанией. Запрещена только деятельность по арбитражному управлению в рамках процедуры банкротства.

    Для самозанятых есть еще одно ограничение: они не могут в течение двух лет заключать договоры со своими бывшими работодателями. Поэтому, если собственник ранее был штатным директором или занимал в компании другую должность, стать самозанятым управляющим он сможет только через два года.

    Представим, что вознаграждение управляющего составляет 30 тыс. рублей в месяц, то есть его годовой доход равен 360 тыс. рублей.

    УСН = 360 000×6% = 21 600 рублей

    При этом взносы составят:

    В = 40 874 + (360 000 — 300 000) х 1% = 41 474 рублей

    Взносы больше налога — платить его не нужно. Но взносы составляют около 11% от годового дохода. Если бы они были меньше налога, заплатить пришлось бы сумму, равную 6% от дохода, — то есть как будто только один налог без взносов. Такое становится возможным, когда доход равен 800 тыс. рублей в год или превышает его.

    При доходе в 800 тыс. рублей в год сумма УСН будет равна:

    УСН = 800 000×6% = 48 000 рублей

    При этом взносы составят:

    В = 40 874 + (800 000 — 300 000) х 1% = 45 874 рублей

    Налог больше взносов, поэтому после вычета взносов из суммы налога останется 2 126 рублей к уплате. Вместе со взносами они составят сумму в 48 тыс. рублей — такую же, как УСН в 6%.

    Таким образом, при годовом доходе ИП от 800 тыс. рублей установится минимальная налоговая нагрузка в 6% и станет такой же, как у самозанятых при любом уровне годового дохода.


    А для предприятия, которое выплачивает вознаграждение ИП или самозанятому, сумма выплаты — это расходы. Поэтому компания может снизить налог на прибыль или УСН.

    Рассмотрим пример для общей налоговой системы.

    Чтобы у владельца бизнеса в статусе внешнего управляющего после уплаты налога осталось 100 тыс. рублей, нужно начислить ему 106,4 тыс. рублей вознаграждения. Тогда за вычетом 6% налога (106,4×6% = 6,4 тыс. рублей) у него останется ровно 100 тыс. рублей.

    Вся сумма начисленного управляющему вознаграждения (106,4 тыс. рублей) — это расходы компании. Поэтому организация может уменьшить на эту сумму налогооблагаемую прибыль. В итоге налог на прибыль будет равен:

    НПР = (200 — 106,4) х 20% = 18,7 тыс. рублей

    Общая налоговая нагрузка при выводе средств через управляющего будет более чем в два раза ниже по сравнению с выплатой дивидендов или выдачей зарплаты:

    Н = 6,4 + 18,7 = 25,1 тыс. рублей

    На развитие в компании останется:

    Р = 200 — 100 — 25,1 = 74,9 тыс. рублей

    Но налоговики знают эту схему не хуже, чем бизнесмены. При проверке инспекторы будут стремиться доказать, что договор с управляющим фиктивный и на деле имеют место трудовые отношения.

    Если им это удастся, то компании придется заплатить за все время действия договора НДФЛ, страховые взносы, а также штрафы и пени. Кроме того, организацию оштрафуют и по п. 4 ст. 5.27 КоАП на сумму до 100 тыс. рублей.

    Чтобы обезопасить себя, ответственно подойдите к оформлению документов. Подробно описывайте в договоре и ежемесячных отчетах обязанности управляющего и порядок формирования цены на его услуги.

    Как понять, какой вариант подходит для вашего бизнеса


    Составили для вас сравнительную таблицу. Варианты отсортированы по уменьшению налоговой нагрузки.

    Когда организация процветает, она приносит владельцам доход. А когда денег мало, компания развивается медленно или даже рискует обанкротиться. В этой ситуации учредители задумываются, как ей помочь и спасти свой будущий доход. Мы расскажем о четырёх способах.

    Вы единственный учредитель или обладатель доли больше 50%: подарите деньги организации

    Когда доля учредителя в уставном капитале больше 50%, он может передавать организации любые суммы денег. Оформите договор дарения и напишите, что организация получает помощь безвозмездно. Передайте сумму наличными или переведите на счёт организации. ООО подтверждают каждое действие документами, поэтому оформите приходный кассовый ордер или сохраните платёжку.

    Этот способ не подходит для учредителей, доля которых — 50% или меньше. В этом случае организация заплатит налог УСН с суммы дара.

    Ваша доля в организации — 50% или меньше: скиньтесь с учредителями

    Вариант 1. Оформите вклад имуществом

    Когда учредителей несколько, они определяют, какая сумма денег поможет организации взлететь или не обанкротиться. Потом каждый платит часть суммы, которая соответствует его доле.

    Например, Макс владеет 50% фирмы, Саша — 30%, Олег — 20%. Они решили, что сумма помощи компании — 300 000 рублей. Тогда Макс переведёт организации 150 000, Саша — 90 000, а Олег — 60 000 рублей.

    Перед оформлением взноса имуществом проверьте устав. Если в нём ничего не сказано об этой возможности, сделку проводить нельзя — налоговая признает её недействительной и потребует от организации вернуть деньги. Поэтому сначала подготовьте новую версию устава и зарегистрируйте его в налоговой.

    Вариант 2. Увеличьте уставный капитал

    Во время запуска бизнеса вы оплачивали уставный капитал. Чтобы помочь организации, это можно сделать снова. Когда все учредители вкладываются пропорционально своей доле, организация получает деньги, а доли остаются прежними. А если вы решили изменить их, платите непропорционально.

    Уставный капитал можно изменить, только если он полностью оплачен. Если организация создана недавно и учредители не успели рассчитаться, придётся подождать или оформить вклад имуществом.

    Учредители редко выбирают этот способ, потому что он предполагает много бюрократии. Уставный капитал прописан в уставе, поэтому его тоже придётся изменить. А все изменения устава регистрируют в налоговой.

    30 дней Эльбы в подарок

    Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

    Как принять решение учредителей, чтобы оформить взнос имуществом и увеличение уставного капитала

    Чтобы увеличить уставный капитал и имущество организации, учредители тоже проводят собрание. Как это сделать:

    — Сообщите участникам время и повестку за 30 дней до собрания.
    — На собрании предложите увеличить уставный капитал или вложиться в имущество организации.
    — Проведите голосование. В обоих случаях вам понадобятся 100% голосов.
    — Запишите решение собрания в протоколе и отправьте копию всем учредителям не позже, чем через 10 дней.
    — Распечатайте протокол и сшейте с другими. Любой учредитель в любое время имеет право ознакомиться с ними.

    Когда вы меняете уставный капитал, после собрания сделайте вот что: — Заверьте протокол собрания у нотариуса.

    — Дождитесь, когда учредители заплатят взносы в уставный капитал, и проведите второе собрание.
    — На новом собрании примите решение об изменении устава.
    — Заверьте устав в налоговой: подайте заявление по форме Р13 001, устав, протокол собрания и платёжку об оплате госпошлины 800 рублей.

    Вы хотите одолжить деньги организации: оформите беспроцентный заём

    Необязательно дожидаться даты возврата, которую вы указали в договоре. Организация может вернуть деньги в любое время. Главное, чтобы у неё хватало средств для нормальной работы после выплаты займа.

    Когда учредитель даёт в долг организации, оба не платят налог. Учредитель — потому что не получает выгоды от беспроцентного займа. Организация — потому что возвращает всю сумму обратно. По Налоговому кодексу, никто из них не получает доход.

    Если вы передумали возвращать долги, подарите их организации. Для этого оформите договор дарения. Организация заплатит с суммы прощённого долга налог, но только если ваша доля в компании — 50% или меньше.

    Как собственнику ООО воспользоваться прибылью, чтобы после уплаты налогов остались средства на развитие

    Когда ООО получило прибыль, его владелец не может просто так забрать эти деньги: нужно оформить необходимые документы и заплатить налоги. Собственники хотят получить свои средства как можно быстрее и с минимальными затратами. Кроме того, нередко учредители выводят не всю прибыль, а оставляют часть заработанных денег в обороте, чтобы расширить бизнес.

    Расскажем, какие существуют законные варианты вывода прибыли из ООО и как собственнику не только получить доход от бизнеса, но и оставить средства на развитие компании.

    Из этой статьи вы узнаете:

    Почему деньги компании — это не собственность ее владельцев

    Многие учредители ООО думают, что деньги на счетах компании — это их личные средства. Особенно так считают единственные владельцы небольших компаний.

    Однако по закону имущество юридического лица обособлено (ст. 48 ГК РФ). Это значит, что все активы компании, в том числе денежные средства, принадлежат самой организации, а не ее учредителям. Поэтому, даже если компания получила прибыль, ее владельцы не могут просто перечислить себе оставшиеся на счете деньги.

    При выводе средств владельцы бизнеса должны заплатить налоги, а если выбран вариант с зарплатой — еще и страховые взносы.

    За неуплату налогов или взносов при любом варианте вывода придется заплатить штраф в размере 20% от суммы недоимки, а также пени.

    Выплата, начисление, договор — три законных варианта вывода прибыли из ООО

    Но это выяснится при проверке, и налоговики доначислят на всю сумму выплат НДФЛ и страховые взносы, а также взыщут пени и штрафы.

    Законных вариантов три:

    1. Выплата дивидендов.
    2. Начисление зарплаты собственнику.
    3. Управляющий со статусом ИП или самозанятого.

    Выбор зависит от того, что для вас важнее: снижение налогов или защита от претензий налоговиков, поскольку есть нюансы использования вариантов.

    Выплата дивидендов

    Чтобы распределить прибыль ООО, нужно провести собрание участников и оформить решение протоколом. Если собственник один, то он оформляет решение единственного участника.

    У выплат дивидендов в ООО есть несколько ограничений (ст. 29 закона № ):

    1. Распределять прибыль можно не чаще, чем раз в квартал.
    2. Нельзя выдавать дивиденды, если не полностью выплачен уставный капитал или не проведены расчеты с участником, который выходит из общества.
    3. Не имеет права выплачивать дивиденды компания, у которой есть признаки банкротства, либо если эти признаки могут появиться после выплаты.
    4. Нельзя распределять прибыль, если чистые активы компании ниже суммы ее уставного капитала и резервного фонда, либо если станут ниже после выплаты.

    При получении дивидендов вам придется заплатить налог дважды: сначала за счет компании, а потом удержать НДФЛ из выплаты. Итоговая сумма, которая останется в вашем распоряжении, зависит от налогового режима.

    Выплата дивидендов в сумме 100 тыс. рублей

    Рассмотрим расчет на примере ОСНО.

    Кроме того, со всей суммы прибыли (200 тыс. рублей) нужно заплатить налог на прибыль по ставке 20%. В данном случае неважно, будет ли затем чистая прибыль направлена на выплату дивидендов или останется в компании, — ставка налога не меняется.

    НПР = 200×20% = 40 тыс. рублей

    Общая налоговая нагрузка при ОСНО будет равна сумме НДФЛ с дивидендов и налога на прибыль:

    Н = 14,9 + 40 = 54,9 тыс. рублей

    После выдачи дивидендов собственнику и расчетов по всем налогам из 200 тыс. рублей в компании останется на развитие:

    Р = 200 — 100 — 54,9 = 45,1 тыс. рублей

    Начисление зарплаты владельцам бизнеса

    Владелец компании может занять в ней должность директора или другую по своему желанию. Тогда он может получать доход от своего бизнеса в виде зарплаты.

    Преимущество этого варианта перед дивидендами в том, что получить деньги намного проще. Зарплату можно начислять ежемесячно, и для этого не требуется оформлять дополнительные документы и проверять финансовое положение компании.

    С налогами ситуация сложнее. С одной стороны, с зарплаты нужно не только удержать НДФЛ, но еще и начислить на нее страховые взносы по ставке 30%. Но с другой стороны, зарплату и взносы можно включить в расходы, а затем уменьшить налог на прибыль или УСН.

    Выплата зарплаты учредителю в сумме 100 тыс. рублей

    Рассмотрим расчет на примере ОСНО. При УСН принцип будет тот же, разница только в ставке налога.

    В = 114,9×30% = 34,5 тыс. рублей

    Зарплата и взносы — это расходы компании, поэтому они уменьшают налогооблагаемую прибыль, и в итоге налог на прибыль будет меньше, чем при выплате дивидендов:

    НПР = (200 — 114,9 — 34,5) х 20% = 50,6×20% = 10,1 тыс. рублей

    Общая налоговая нагрузка при этом варианте состоит из НДФЛ, страховых взносов и налога на прибыль:

    Н = 14,9 + 34,5 + 10,1 = 59,5 тыс. рублей

    На развитие в компании останется:

    Р = 200 — 100 — 59,5 = 40,5 тыс. рублей

    Но при обоих налоговых режимах выплата зарплаты собственнику будет менее выгодной для бизнеса, чем дивиденды: после уплаты налогов в компании останется меньше средств на развитие.

    Договор на управленческие услуги с ИП или самозанятым

    Также внешний управляющий может быть и самозанятым. Ст. 6 закона № не запрещает самозанятым деятельность по обычному текущему управлению компанией. Запрещена только деятельность по арбитражному управлению в рамках процедуры банкротства.

    Для самозанятых есть еще одно ограничение: они не могут в течение двух лет заключать договоры со своими бывшими работодателями. Поэтому, если собственник ранее был штатным директором или занимал в компании другую должность, стать самозанятым управляющим он сможет только через два года.

    Представим, что вознаграждение управляющего составляет 30 тыс. рублей в месяц, то есть его годовой доход равен 360 тыс. рублей.

    УСН = 360 000×6% = 21 600 рублей

    При этом взносы составят:

    В = 40 874 + (360 000 — 300 000) х 1% = 41 474 рублей

    Взносы больше налога — платить его не нужно. Но взносы составляют около 11% от годового дохода. Если бы они были меньше налога, заплатить пришлось бы сумму, равную 6% от дохода, — то есть как будто только один налог без взносов. Такое становится возможным, когда доход равен 800 тыс. рублей в год или превышает его.

    При доходе в 800 тыс. рублей в год сумма УСН будет равна:

    УСН = 800 000×6% = 48 000 рублей

    При этом взносы составят:

    В = 40 874 + (800 000 — 300 000) х 1% = 45 874 рублей

    Налог больше взносов, поэтому после вычета взносов из суммы налога останется 2 126 рублей к уплате. Вместе со взносами они составят сумму в 48 тыс. рублей — такую же, как УСН в 6%.

    Таким образом, при годовом доходе ИП от 800 тыс. рублей установится минимальная налоговая нагрузка в 6% и станет такой же, как у самозанятых при любом уровне годового дохода.

    А для предприятия, которое выплачивает вознаграждение ИП или самозанятому, сумма выплаты — это расходы. Поэтому компания может снизить налог на прибыль или УСН.

    Расчеты с управляющим ИП или самозанятым с вознаграждением в 100 тыс. рублей

    Рассмотрим пример для общей налоговой системы.

    Чтобы у владельца бизнеса в статусе внешнего управляющего после уплаты налога осталось 100 тыс. рублей, нужно начислить ему 106,4 тыс. рублей вознаграждения. Тогда за вычетом 6% налога (106,4×6% = 6,4 тыс. рублей) у него останется ровно 100 тыс. рублей.

    Вся сумма начисленного управляющему вознаграждения (106,4 тыс. рублей) — это расходы компании. Поэтому организация может уменьшить на эту сумму налогооблагаемую прибыль. В итоге налог на прибыль будет равен:

    НПР = (200 — 106,4) х 20% = 18,7 тыс. рублей

    Общая налоговая нагрузка при выводе средств через управляющего будет более чем в два раза ниже по сравнению с выплатой дивидендов или выдачей зарплаты:

    Н = 6,4 + 18,7 = 25,1 тыс. рублей

    На развитие в компании останется:

    Р = 200 — 100 — 25,1 = 74,9 тыс. рублей

    Но налоговики знают эту схему не хуже, чем бизнесмены. При проверке инспекторы будут стремиться доказать, что договор с управляющим фиктивный и на деле имеют место трудовые отношения.

    Если им это удастся, то компании придется заплатить за все время действия договора НДФЛ, страховые взносы, а также штрафы и пени. Кроме того, организацию оштрафуют и по п. 4 ст. 5.27 КоАП на сумму до 100 тыс. рублей.

    Чтобы обезопасить себя, ответственно подойдите к оформлению документов. Подробно описывайте в договоре и ежемесячных отчетах обязанности управляющего и порядок формирования цены на его услуги.

    Как понять, какой вариант вывода денег подходит для вашего бизнеса

    Составили для вас сравнительную таблицу. Варианты отсортированы по уменьшению налоговой нагрузки.


    Варианты законного вывода прибыли из ООО

    1. Если собственнику выплачивается зарплата, проблем с проверяющими не будет, но этот способ самый невыгодный с точки зрения налоговой нагрузки. Зато зарплату можно выплачивать каждый месяц и при этом не нужно оформлять никаких документов.
    2. При получении дивидендов налоговая нагрузка немного ниже, чем при зарплате, и вопросов у налоговиков тоже не возникнет. Но дивиденды можно выдавать не чаще чем раз в квартал, и они требуют соблюдения ряда условий и специального оформления.
    3. Вывод через управляющего в статусе ИП или самозанятого позволит существенно сэкономить, но у инспекторов, скорее всего, появятся вопросы. Здесь нужно обратить особое внимание на оформление документов.

    Читайте также: