Приказ о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества в 2018 году

Обновлено: 16.06.2024

Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные акты, регулирующие проведение государственной кадастровой оценки

Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) государственная кадастровая оценка - совокупность установленных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ)

3) кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса - сумма кадастровых стоимостей объектов недвижимости, указанных в статье 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации и объединенных в такой единый недвижимый комплекс, которые определяются с учетом функционирования в составе единого недвижимого комплекса данных объектов недвижимости. (Пункт введен - Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ)

2. Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Статья 4. Принципы проведения государственной кадастровой оценки

Государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.

Статья 5. Регулирование в сфере государственной кадастровой оценки

1. Государственное регулирование проведения государственной кадастровой оценки в части нормативно-правового регулирования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (далее - федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки).

2. Федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, осуществляет:

1) выработку государственной политики в сфере государственной кадастровой оценки;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере государственной кадастровой оценки;

3) разработку и утверждение методических указаний о государственной кадастровой оценке, внесение изменений в методические указания о государственной кадастровой оценке;

4) иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Порядок проведения государственной кадастровой оценки

1. Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

2. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).

3. Государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры:

1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки (далее - отчет);

3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

4. Для определения кадастровой стоимости осуществляется подготовка, включающая в себя в том числе сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.

Статья 7. Полномочия бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки

(Наименование в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ)

1. Полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются: (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ)

1) определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;

2) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ)

3) предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;

4) рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ)

5) сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения;

51) рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним; (Пункт введен - Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ)

6) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

2. Бюджетное учреждение не вправе заключать договоры на проведение оценки в качестве исполнителя в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, а также привлекать иных лиц, кроме работников соответствующего бюджетного учреждения, для проведения работ и (или) оказания услуг непосредственно по определению кадастровой стоимости. Для целей установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не могут использоваться отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, составленные работниками бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен соответствующий объект недвижимости. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ)

3. За нарушение требований настоящего Федерального закона бюджетное учреждение несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ)

4. Убытки, причиненные в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ)

5. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с возмещением убытков, причиненных в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением, при недостаточности имущества бюджетного учреждения в случаях, предусмотренных гражданским законодательством. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ)

Статья 8. Обязанности бюджетного учреждения

Бюджетное учреждение обязано:

1) соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных актов, регулирующих отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки;

2) исследовать документацию, необходимую для определения кадастровой стоимости;

3) хранить отчеты и иные документы, формируемые в ходе определения кадастровой стоимости, на электронном носителе в форме электронных документов; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ)

4) хранить копии документов и материалов, которые использовались при определении кадастровой стоимости, на бумажном или электронном носителе либо на электронном носителе в форме электронных документов в течение не менее восьми лет со дня их составления;

5) представлять в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, копии хранящихся отчетов и документов, сформированных в ходе определения кадастровой стоимости, а также документов и материалов, которые использовались при определении кадастровой стоимости, правоохранительным, судебным и иным уполномоченным государственным органам по их требованию;

6) представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (далее - орган регистрации прав), имеющуюся в распоряжении бюджетного учреждения информацию, необходимую для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

7) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ)

8) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Государственный мониторинг проведения государственной кадастровой оценки

1. Предметом мониторинга проведения государственной кадастровой оценки являются правильность, полнота и своевременность исполнения полномочий, возложенных настоящим Федеральным законом на уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, бюджетное учреждение.

2. Мониторинг проведения государственной кадастровой оценки осуществляется органом регистрации прав.

3. Периодом, за который проводится мониторинг проведения государственной кадастровой оценки, является календарный год.

4. Мониторинг проведения государственной кадастровой оценки осуществляется посредством анализа сведений и материалов о деятельности либо действиях уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, бюджетного учреждения, поступивших и (или) подлежащих направлению в орган регистрации прав, а также подлежащих размещению на официальных сайтах уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При осуществлении мониторинга проведения государственной кадастровой оценки орган регистрации прав вправе истребовать у уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, бюджетного учреждения необходимые сведения, материалы и пояснения, связанные с правильностью, полнотой и своевременностью исполнения ими полномочий, возложенных на них настоящим Федеральным законом.

5. Сведения, материалы и пояснения, которые были истребованы в соответствии с частью 4 настоящей статьи при осуществлении мониторинга проведения государственной кадастровой оценки, представляются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, бюджетным учреждением в течение пятнадцати дней со дня получения соответствующего требования.

6. В случае, если при осуществлении мониторинга проведения государственной кадастровой оценки органом регистрации прав установлен факт, свидетельствующий о неправильном, неполном или несвоевременном исполнении полномочий, в отношении которых осуществляется мониторинг, органом регистрации прав составляется мотивированное мнение.

7. Мотивированное мнение отражает позицию органа регистрации прав по вопросам правильности, полноты и своевременности исполнения полномочий, возложенных настоящим Федеральным законом на уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, бюджетное учреждение. Мотивированное мнение направляется в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, бюджетное учреждение в течение пяти дней со дня его составления.

8. Мотивированное мнение является обязательным для исполнения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, бюджетным учреждением при осуществлении мониторинга проведения государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, если указанное мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, представленной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, бюджетным учреждением, или нормы законодательства и нормативных правовых актов, на основании которых составлено мотивированное мнение, утратили силу (изменены), или при направлении в соответствии с частью 10 настоящей статьи возражений в связи с несогласием с мотивированным мнением.

9. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, бюджетное учреждение учитывают изложенную в мотивированном мнении позицию органа регистрации прав в тридцатидневный срок со дня его получения.

11. Орган регистрации прав в десятидневный срок со дня получения возражений, предусмотренных частью 10 настоящей статьи, обязан:

1) с учетом доводов, приведенных в таких возражениях, внести изменения в мотивированное мнение, отказаться от мотивированного мнения либо оставить мотивированное мнение без изменений;

2) уведомить уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, бюджетное учреждение, направившие возражения, о принятом решении с приложением мотивированного мнения в случае внесения в него изменений.

12. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, бюджетное учреждение в соответствии с частью 9 настоящей статьи учитывают изложенную в мотивированном мнении позицию в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 2 части 11 настоящей статьи.

13. Порядок осуществления мониторинга проведения государственной кадастровой оценки, в том числе форма и требования к составлению мотивированного мнения, и перечень полномочий, возложенных настоящим Федеральным законом на уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, бюджетное учреждение, в отношении которых осуществляется мониторинг, устанавливаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

14. В целях предупреждения неправильного, неполного и несвоевременного исполнения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, бюджетным учреждением полномочий, возложенных на них настоящим Федеральным законом, орган регистрации прав ежегодно до 1 марта формирует и направляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, бюджетное учреждение уведомления о полномочиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, подлежащих исполнению в соответствующем календарном году, а также о предельных сроках их исполнения.

15. Орган регистрации прав ежегодно не позднее 31 января размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о результатах мониторинга проведения государственной кадастровой оценки за истекший календарный год, включая информацию о правильности, полноте и своевременности исполнения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, бюджетным учреждением полномочий, в отношении которых осуществляется мониторинг, а также о направленных мотивированных мнениях и об их исполнении.

(Статья в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

Статья 10. Основные требования к работникам бюджетного учреждения

1. Работники бюджетного учреждения, привлекаемые к определению кадастровой стоимости, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование и (или) профессиональную переподготовку в областях, перечень которых устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки;

2) не иметь непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

2. Работники бюджетного учреждения, непосредственно осуществляющие определение кадастровой стоимости, подписывающие отчет, должны иметь основное место работы в таком бюджетном учреждении, являться гражданами Российской Федерации, отвечать требованиям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также отвечать одному из следующих основных требований:

1) иметь опыт работы, связанный с определением кадастровой и (или) иных видов стоимости объектов недвижимости, не менее трех лет на день приема на работу в бюджетное учреждение и осуществлять профессиональную деятельность, связанную с определением стоимости объектов недвижимости, в течение трех лет на день приема на работу в бюджетное учреждение;

2) иметь опыт работы в бюджетном учреждении, связанный с определением кадастровой стоимости, не менее трех лет.

21. Лицо, осуществляющее руководство бюджетным учреждением, должно отвечать требованиям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также не должно иметь фактов расторжения трудового договора с ним по основанию, предусмотренному частью 31 настоящей статьи, в течение трех лет, предшествовавших дню его назначения на должность руководителя бюджетного учреждения или возложения на него обязанностей руководителя бюджетного учреждения. (Часть введена - Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ)

3. Порядок подтверждения соответствия предусмотренным настоящей статьей требованиям, предъявляемым к работникам бюджетного учреждения, привлекаемым к определению кадастровой стоимости, устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

31. Помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и трудовым договором, трудовой договор с лицом, осуществлявшим руководство бюджетным учреждением в течение календарного года, подлежит расторжению по инициативе работодателя в случае принятия судом в соответствующем календарном году ста и более решений, вступивших в законную силу, которыми были удовлетворены заявления об оспаривании решений бюджетного учреждения об отказе в пересчете кадастровой стоимости в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона, при условии, что доля таких решений бюджетного учреждения превышает двадцать процентов от общего количества решений этого учреждения, принятых в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона, в указанном календарном году. (Часть введена - Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ)

4. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к работникам бюджетного учреждения, привлекаемым к определению кадастровой стоимости.

Статья 11. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки

1. Государственная кадастровая оценка проводится:

1) одновременно в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории субъекта Российской Федерации зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи;

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.

о границах кадастровых кварталов, включая сведения об учетных номерах кадастровых кварталов;

о границах населенных пунктов;

о границах муниципальных образований;

о границах земельных участков, включая сведения о кадастровых номерах земельных участков (в случае проведения государственной кадастровой оценки земельных участков);

о контурах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках, включая сведения о кадастровых номерах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (в случае проведения государственной кадастровой оценки зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства);

о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, территорий опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях;

о береговых линиях (границах водных объектов).

3. Установить, что подпункт 1 пункта 2, пункт 4 и пункт 8 Порядка, утверждаемого настоящим приказом, вступают в силу с 1 января 2021 г.

от 6 августа 2020 г. N П/0283

ФОРМИРОВАНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЕРЕЧНЕЙ

I. Общие положения

2. Для целей определения кадастровой стоимости перечни объектов недвижимости подразделяются на:

1) предварительный перечень объектов недвижимости, соответствующих принятому решению о проведении государственной кадастровой оценки, формируемый в соответствии со статьей 11 Закона о государственной кадастровой оценке;

2) перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируемый в соответствии со статьей 13 Закона о государственной кадастровой оценке;

3) перечень вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости соответствующих видов (категорий земель) до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, формируемый в соответствии со статьей 15 Закона о государственной кадастровой оценке;

4) перечень вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, формируемый в соответствии со статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке.

3. Формирование и предоставление перечней объектов недвижимости для целей определения кадастровой стоимости осуществляется подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (далее - орган регистрации прав), федеральным государственным бюджетным учреждением (далее - подведомственное органу регистрации прав учреждение).

II. Основания и сроки формирования и предоставления

перечней объектов недвижимости

4. Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 1 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется в течение двадцати рабочих дней со дня включения органом регистрации прав копии решения о проведении государственной кадастровой оценки в фонд данных государственной кадастровой оценки.

5. Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки в течение двадцати рабочих дней с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, указанного в решении о проведении государственной кадастровой оценки, включенном в фонд данных государственной кадастровой оценки.

6. Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения соответствующей государственной кадастровой оценки.

7. Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 4 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется в течение трех рабочих дней со дня их государственного кадастрового учета (в том числе государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений ЕГРН о них), внесения в ЕГРН сведений о них как о ранее учтенных объектах недвижимости.

III. Объекты недвижимости, подлежащие включению

в перечни объектов недвижимости, и состав сведений перечней

8. В перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 1 пункта 2 настоящего Порядка, включаются сведения ЕГРН обо всех объектах недвижимости, актуальные по состоянию на день принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки и соответствующие такому решению.

9. В перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 настоящего Порядка, включаются сведения ЕГРН обо всех объектах недвижимости (за исключением сведений об объектах недвижимости, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют отдельные сведения, предусмотренные пунктом 13 настоящего Порядка), актуальные по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки и соответствующие такому решению.

11. В перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 4 пункта 2 настоящего Порядка, включаются сведения ЕГРН о вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектах недвижимости, в сведения ЕГРН о которых, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации, за исключением сведений, указанных в пунктах 2, 4 - 8, 20 - 22, 25 - 27 части 4 и в пунктах 1, 13 - 15, 19, 20, 22, 23 части 5 указанной статьи, внесены изменения (за исключением сведений об объектах недвижимости, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения хотя бы об одной из характеристик, указанных в пункте 13 настоящего Порядка), актуальные по состоянию на день формирования такого перечня.

12. В перечни объектов недвижимости, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 2 настоящего Порядка, включаются также сведения о датах возникновения оснований для включения сведений о соответствующих объектах недвижимости в такие перечни.

13. В перечни объектов недвижимости, предусмотренные подпунктами 2 - 4 пункта 2 настоящего Порядка, не включаются сведения об объектах недвижимости, в отношении которых на дату, по состоянию на которую формируется соответствующий перечень, в ЕГРН отсутствуют актуальные сведения хотя бы об одной из следующих характеристик:

назначение объекта недвижимости (в отношении зданий, помещений);

площадь (в отношении земельных участков, зданий, помещений, машино-мест).

14. В перечни объектов недвижимости включаются сведения ЕГРН об объектах недвижимости, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации, за исключением сведений, указанных в пунктах 4, 7, 20, 21, 22, 25 части 4 и в пунктах 13, 14, 19, 20, 22, 23 части 5 указанной статьи.

15. В перечни объектов недвижимости также включаются следующие сведения ЕГРН:

1) для помещений, машино-мест:

кадастровый номер объекта недвижимости, в котором расположено помещение, машино-место;

вид объекта недвижимости, в котором расположено помещение, машино-место;

назначение здания или сооружения, в котором расположено помещение, машино-место;

количество этажей (этажность) здания или сооружения, в том числе подземных этажей (при наличии этажности у здания или сооружения), в котором расположено помещение, машино-место;

материал наружных стен здания, в котором расположено помещение, машино-место;

год ввода в эксплуатацию здания, сооружения, в котором расположено помещение, машино-место, по завершении строительства указанных здания, сооружения или год завершения данного строительства;

2) для объектов недвижимости, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса:

кадастровый номер предприятия как имущественного комплекса;

наименование предприятия как имущественного комплекса;

назначение предприятия как имущественного комплекса (основной вид деятельности, осуществляемый собственником с использованием данного предприятия, либо (при наличии) коммерческое обозначение, используемое собственником предприятия для индивидуализации предприятия);

3) для объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса:

кадастровый номер единого недвижимого комплекса;

наименование единого недвижимого комплекса;

назначение единого недвижимого комплекса;

кадастровый номер предприятия как имущественного комплекса, если единый недвижимый комплекс (имущественное право на него) входит в состав предприятия как имущественного комплекса.

IV. Формирование и удостоверение перечней

16. Перечни объектов недвижимости формируются в электронном виде в виде файлов в формате XML, созданных с использованием актуальных на дату формирования перечня XML-схем, размещаемых на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

17. Из файлов, сформированных в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка, формируются упакованные (архивированные) пакеты, которые подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица подведомственного органу регистрации прав учреждения в формате, обеспечивающем просмотр и копирование указанных электронных документов без использования специальных программных средств.

Новый закон изменит периодичность переоценки кадастровой стоимости недвижимости. В случае ошибки заявление о ее исправлении придется подать сначала в учреждение, сотрудники которого ее допустили. Но стоимость смогут не только понизить, но и повысить. При этом вопрос о начале применения пересмотренной стоимости остается открытым

Определение и пересмотр кадастровой стоимости – по новым правилам

Правовое регулирование вопросов определения и пересмотра кадастровой стоимости в условиях меняющегося законодательства

Изменение процедуры определения кадастровой стоимости

Определение кадастровой стоимости – процедура трудоемкая. На нее уполномоченные организации тратят не меньше полугода. Законодатель выделяет три основных этапа ГКО:

1. Принятие решения о проведении ГКО.

2. Проведение оценки, подготовка отчета (с учетом подачи замечаний на предварительный отчет и согласовательных процедур).

3. Утверждение результатов ГКО.

Текущее законодательство устанавливает, что переоценка должна проводиться не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет. Новый закон предусматривает иную периодичность проведения ГКО – один раз в четыре года (в городах федерального значения – один раз в два года). Это правило вступит в силу с 1 января 2022 г. в отношении земельных участков и с 1 января 2023 г. в отношении иных объектов недвижимости. Отмена максимальных и минимальных сроков периодичности проведения ГКО призвана уравнять все субъекты, так как в некоторых одинаковых по статусу субъектах оценка проводится чаще, чем в других.

В действующем законодательстве отсутствует ответственность за нарушение сроков проведения ГКО, и в некоторых субъектах они серьезно нарушаются. Так, в Самарской области последняя переоценка объектов капитального строительства была проведена еще в 2013 г. Справится ли новый закон с данной проблемой – покажет время.

Полномочия по определению кадастровой стоимости все так же возложены на специально созданные бюджетные учреждения, подотчетные Росреестру. Но новый закон существенно расширяет полномочия ГБУ как на стадии проведения ГКО, так и при пересмотре кадастровой стоимости.

Новые положения вводят персональную ответственность руководителя бюджетного учреждения за принимаемые учреждением решения. Тем не менее эта норма является своего рода полумерой, так как персональная ответственность привязана только к принятию решений об исправлении ошибок при проведении ГКО и не касается решений по пересмотру стоимости на основании установления кадастровой стоимости в размере рыночной.

Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости: как есть и как будет

Ошибки, допущенные при проведении ГКО, – явление частое. Это подтверждается в том числе огромным количеством споров по пересмотру кадастровой стоимости. Но даже несмотря на наличие в законодательстве классификации ошибок (технические и методологические), нередко доказать их проблематично. В случае технической ошибки (учтены неверные характеристики объекта, допущена опечатка, арифметическая ошибка) сложностей при исправлении не возникает – кадастровая стоимость пересчитывается бюджетным учреждением. Но доказать методологическую ошибку крайне сложно из-за специфики проведения ГКО. Ожидаемого результата порой проще добиться через установление кадастровой стоимости в размере рыночной в судебном порядке, так как именно в этом случае учитываются все индивидуальные особенности объекта.

Сегодня с заявлением об исправлении ошибки могут обратиться физические и юридические лица, права которых затронуты определением кадастровой стоимости. В случае обнаружения ошибки стоимость может изменяться только в сторону понижения.

Согласно новым правилам с заявлением может обратиться любое лицо. Также ошибка может быть исправлена без заявления – по инициативе уполномоченного органа. Кроме того, с момента вступления в силу новых положений кадастровая стоимость может быть пересчитана в сторону не только понижения, но и повышения. В первом случае стоимость будет применяться с начала действия первоначальной кадастровой стоимости, во втором – со следующего года. Также при выявлении ошибок у ГБУ появляется обязанность проверить иные (смежные, соседние, однотипные) объекты на наличие подобных ошибок. Эта обязанность, в случае если механизм исправления методологических ошибок будет работать, может усовершенствовать данную процедуру. Но для правообладателей объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых будет автоматически пересчитана, этот опыт может быть как позитивным – в случае снижения стоимости, так и негативным – в случае ее повышения.

Установление кадастровой стоимости в размере рыночной: ГБУ или суд?

В процессе разработки и принятия законопроекта самым дискуссионным был вопрос о процедуре установления кадастровой стоимости в размере рыночной, которая в первоначальной редакции была полностью делегирована сотрудникам ГБУ. Предусматривалась возможность оспорить в суде решение учреждения об отказе в пересмотре кадастровой стоимости по формальным основаниям – без заявления требований об установлении стоимости в размере рыночной. Конечная редакция законопроекта предоставила заявителю право на пересмотр стоимости в суде, но только после рассмотрения соответствующего заявления ГБУ.

Для применения нормы о делегировании полномочий по рассмотрению заявлений об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной сотрудникам ГБУ установлен переходный период – до 1 января 2023 г. В течение этого периода высший исполнительный орган субъекта может принять решение о переходе на новые правила оспаривания кадастровой стоимости. Если такое решение он не примет – до 1 января 2023 г. будет действовать порядок, предусмотренный текущим законодательством (т.е. оспаривание кадастровой стоимости в комиссии и/или суде).

Разработчики законопроекта административный механизм пересмотра кадастровой стоимости по исправлению ошибок и установлению ГБУ кадастровой стоимости в размере рыночной позиционируют как более совершенный и эффективный. Как будет работать новый механизм – пока неясно. Но, учитывая, что решения по заявлениям о пересмотре кадастровой стоимости будут принимать сотрудники того же бюджетного учреждения, что проводит ГКО и несет ответственность за допущенные при ее проведении ошибки, вопрос об эффективности, беспристрастности и объективности подобного административного механизма остается открытым.

Тонкости применения пересмотренной кадастровой стоимости

Более того, авторы законопроекта решили пойти дальше. В документе разъяснен период действия оспоренной стоимости для арендаторов государственного и муниципального имущества, арендная плата за которое исчисляется исходя из его кадастровой стоимости: при установлении стоимости в размере рыночной арендная плата за предшествующие периоды не изменяется.

Предлагаю вашему вниманию практический обзор основных изменений в сфере государственной кадастровой оценки (ГКО), недавно принятых Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части изменений в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (ФЗ о ГКО).

1. Периодичность ГКО.

Было - не чаще 1 раза в 3 года, не реже 1 раза в 5 лет.

Стало - четко через 4 года с года проведения последней (ч. 4 ст. 11 ФЗ о ГКО).

Т.е. теперь гарантированный срок жизни КС – 5 лет. Например: провели ГКО в 2022, результаты применяются с 2023, новая ГКО проводится в 2027, новые результаты применяются с 2028 г.

1.1. При этом, независимо от действующей в регионе текущей периодичности, первая ближайшая ГКО должна быть проведена: по всем ЗУ – в 2022 г., по всем зданиям, помещениям, сооружениям, объектам незавершенного строительства, машино-местам (для краткости именую их далее "ОКСы") – в 2023 г. (ч. 5, 6 ст. 6 269-ФЗ). Соответственно, вторая ближайшая ГКО будет проведена: по ЗУ – в 2027 г. (начнет применятся в 2028 г.), по ОКСам – в 2028 г. (начнет применятся в 2029 г.) (ч. 5 ст. 7 269-ФЗ). (Для простоты буду называть далее эти императивно объявленные по всей РФ ГКО "общефедеральными".)

1.2. Тут нужно учитывать уже проводимые или объявленные в регионе ГКО. Например, в Краснодарском крае проводится ГКО ЗУ в 2020 г. и объявлена ГКО ОКСов на 2021 г. Соответственно, срок жизни новой КС по результатам уже проводимой ГКО ЗУ составит всего 2 года (2021-2022), т.к. в 2022 будет проведена уже общефедеральная ГКО, вступающая в силу с 2023 г.

2. Решение о проведении ГКО.

Более четко указали, что можно проводить только два вида кампаний по ГКО: одновременно по всем ОКСам либо одновременно по всем ЗУ (ч. 1 ст. 11 ФЗ о ГКО).

В части ЕНК ГКО не проводится, т.к. их КС определяется Федеральной кадастровой палатой (ФКП) путем простого суммирования КС входящих в их состав объектов (п. 3 ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 17 ФЗ о ГКО).

3. Определение КС в ходе ГКО.

С 2021 г. (ч. 2 ст. 7 269-ФЗ) ст. 14 изложили в новой редакции, но важных изменений, на мой взгляд, не много. Разве что, срок представления замечаний к проекту отчета сократится с 60 до 30 календарных дней + по 15 календ. дней для каждой обновленной версии проекта (ч. 13, 26 ст. 14).

4. Процедура исправления КС путем подачи в бютжетное учреждение (БУ) заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении КС (ст. 21 ФЗ о ГКО).

Эти изменения вступают в силу с 2021 г. (ч. 2 ст. 7 269-ФЗ).

4.1. Заявление на исправление теперь можно будет подать лишь после внесения КС в ЕГРН (ч. 6 ст. 21 ФЗ о ГКО), а не после утверждения в регионе результатов ГКО, как сейчас (ч. 4 ст. 21 ФЗ о ГКО в ред. до 269-ФЗ).

В итоге, с одной стороны, их должны рассматривать АСы на основании п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК как дела "об оспаривании решений и действий организаций, наделенных федеральным законом отдельными публичными полномочиями" - здесь это те самые БУ субъекта РФ, наделенные полномочиями по определению КС на основании ч. 2 ст 6 ФЗ о ГКО. Правда, формальный момент состоит в том, что полномочиями их буквально наделяет не федеральный закон, а уполномоченный орган субъекта на основании федерального закона.

С другой стороны, их должны рассматривать СОЮ как дела "об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями" (п. 3 ч. 2 ст. 1 КАС). Грамматически это толкование вроде точнее, хотя его значимость в такого рода вопросах и сомнительна. Сомнительность эта проявляется и в том, что, даже рассматриваемые СОЮ, эти дела не попадают в прямо поименованные в КАСе споры о КС, а стало быть, должны рассматриваться не СОЮ субъекта РФ по первой инстанции (п. 15 ч. 1 ст. 20), а - по остаточному принципу - районными СОЮ (ст. 19 КАС).

До ВС РФ даже недавно дошло (точнее, пыталось дойти) дело, связанное с этой проблемой (А32-31966/2019).

Как бы то ни было, добавкой об оспаривании решений БУ "в порядке административного судопроизводства" на самом деле ничего не уточнили, т.к. АСы тоже рассматривают эти дела в порядке именно административного судопроизводства.

4.3. Если суд признал незаконными 100 и более отказов БУ в исправлении ошибок, и такие отказы составят более 20% от всех его решений по исправлению ошибок, руководитель БУ практически автоматически увольняется (ч. 3.1 ст. 10 ФЗ о ГКО).

С одной стороны, это повышает привлекательность процедуры исправления ошибок, так как БУ, вероятно, будет более сговорчиво во внесудебных исправлениях ввиду рисков последствий

С другой стороны, это, видимо, сильно снизит шансы выиграть у БУ в суде, особенно с учетом компетенции СОЮ (см. п. 4.2 выше), т.к. наверняка им будет задействован административный ресурс создавшего его органа власти субъекта РФ.

Кроме того, бросается в глаза, что данная мера распространяется только на оспаривание решений БУ по заявлениям об ошибках (ст. 21 ФЗ о ГКО). Т.е. незаконные отказы БУ в установлении рыночной стоимости по новой процедуре (ст. 22.1 ФЗ о ГКО, см. п. 5 ниже) страшить его руководителя не будут.

5. Процедура установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости (КС=РС).

5.1. С 2023 г. (или раньше, если региональной властью будет принято решение о досрочном переходе к новой процедуре) процедуру пересмотра КС=РС в региональной комиссии или суде (ст. 22 ФЗ о ГКО) меняют на процедуру установления КС=РС самим БУ по заявлению (ст. 22.1 ФЗ о ГКО, ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 7 269-ФЗ).

Т.е. теперь по новой процедуре прямое обращение в суд (как по ч. 1 ст. 22 ФЗ о ГКО) исключено, сначала надо идти в БУ.

5.2. Upd. Довольно революционно поменяли основной методологический подход к вопросу даты определения РС. Ранее краеугольным камнем этой процедуры было незыблемое правило сопоставимости дат: РС определялась на ту же дату, на которую определялась КС (ч. 7 ст. 22 ФЗ о ГКО). Например, по ГКО 2018 г. КС определялась на 01.01.2018, стало быть, и отчет о РС нужно было составлять на 01.01.2018, даже если за пересмотром РС=КС идем в 2020 г.

Теперь же такого требования нет, наоборот, указано, что заявление в БУ можно подать не позднее 6 месяцев с даты определения РС и приложить соответствующей свежести отчет (ч. 7, п. 2 ч. 8 ст. 22.1 ФЗ о ГКО). С учетом правила о том, что заявление об установлении КС=РС можно подавать в течение всего времени существования объекта в кадастре (ч. 2 ст. 22.1 ФЗ о ГКО), получаем, что можно обновлять РС=КС неограниченное число раз на любую новую дату!

По этой же логике, видимо, если имел место отказ БУ в установлении КС=РС и мы не только обжалуем сам отказ, но и просим суд установить КС=РС (ч. 15 ст. 22.1 ФЗ о ГКО), то суд установит КС=РС на некую дату экспертизы, которая не факт, что будет выгодна заявителю. Отсюда вытекает то, что, иногда, похоже, имеет смысл не просить суд установить КС=РС, а обжаловать только сам отказ БУ в установлении КС=РС на дату отчета, представленного в БУ.

Из этого также должны следовать серьезные изменения в датах начала применения КС=РС, поскольку определение КС=РС на произвольную дату должен влечь и отказ от ретроспективности применения КС=РС с даты начала применения изначальной КС (см. посл. абз. п. 6.1 ниже).

5.3. Оценщик не должен быть работником БУ на дату составления отчета или на дату заявления (ч. 2 ст. 7, п. 3 ч. 8 ст. 22.1 ФЗ о ГКО). Соответственно я бы рекомендовал предусматривать в договоре с оценщиком ответственность на случай, если он станет сотрудником БУ на дату заявления в БУ, чем причинит убытки заказчику.

6. Даты начала применения КС.

Систематизировали их все в одном месте (ч. 2 ст. 18 ФЗ о ГКО).

6.1. Для новой процедуры установления КС=РС по ст. 22.1 ФЗ о ГКО (см. п. 5 выше) сохранен порядок, аналогичный действовавшему в старой процедуре пересмотра КС=РС: КС=РС применяется с 1 января года обращения в БУ с заявлением о пересмотре (п. 6 ч. 2 ст. 18 ФЗ о ГКО).

Однако, напомню, с 2019 г. в отношении налога на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц в Налоговом кодексе действует более льготный режим – с даты начала применения первоначальной (оспоренной) КС (абз. 4 п. 15 ст. 378.2, абз. 4 п. 1.1 ст. 391, абз. 4 п. 2 ст. 403 НК).

Казалось бы, все нормально. Однако, нет.

Дело в том, что в указанных нормах НК говорится об установлении КС=РС по решению региональной комиссии или суда, но не БУ (что естественно, ведь установление через решение БУ появилось только сейчас)!

Конечно, этот шанс ФНС не могла упустить, и вот уже в Письме ФНС России от 07.08.2020 N БС-4-21/12820@ "О применении сведений о кадастровой стоимости в целях налогообложения объектов недвижимости после вступления в силу Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ" говорится, что

Налоговым кодексом не предусмотрен порядок применения сведений о кадастровой стоимости в случае установления уполномоченным бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение) кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости в соответствии со статьей 22.1 Закона N 237-ФЗ.

Исходя из части 2 статьи 6 Закона N 269-ФЗ полагаем, что в переходный период со дня, указанного в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ, применение для целей налогообложения объектов недвижимости кадастровой стоимости, установленной в соответствии со статьей 22.1 Закона N 237-ФЗ, осуществляется в соответствии с пунктом 6 частью 2 статьи 18 Закона N 237-ФЗ (в редакции Закона N 269-ФЗ), т.е. с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

Да и после 2023 г. радости мало - если законодатель, конечно, не проявит последовательности и сознательности и не поправит НК в ответ оседлавшим свой формалисткий конек крепким государственникам из ФНС.

Самое смешное, что по логике ФНС, добиться желаемой ретроспективы довольно просто - всего лишь пойти в суд с оспариванием решения БУ об установлении КС=РС, даже если это решение налогоплательщика полностью устраивает, суд принимает решение об установлении КС=РС даже точно в том размере, в каком установило БУ, и мы получаем желанное совпадение замка и ключика - КС=РС установлена решением суда, стало быть, применяется с начала применения оспоренной КС.

Так вот, одним небрежным письмом ФНС грозит обессмыслить всю новую процедуру внесудебного установления КС=РС и повысить нагрузку на суды!

Upd. Впрочем, логика ФНС могла заключаться как раз в том, что дата определения РС может быть любой в пределах 6 мес. до обращения в БУ (см. п. 5.2 выше). По этому подходу действительно нет никаких оснований применять КС=РС с даты изначальной КС, поскольку РС не определялась на эту дату. Более того, в этой ситуации применение КС=РС с 1 января года заявления об установлении КС=РС может даже выглядеть как льгота, если дата определения РС была позднее 1 января этого года - получится, что эту КС=РС распространят на период до ее определения.

6.2. При исправлении ошибок применение уменьшенной КС происходит задним числом (с начала применения первоначальной КС), а увеличенной – передним, со следующего года (п. 2, 3, 5 ч. 2 ст. 18 ФЗ о ГКО). Здесь положение налогоплательщиков ухудшается, т.к. раньше увеличение КС в рез. исправления тех. ошибок вообще не могло произойти до следующей ГКО (ч. 8 ст. 20, ч. 16 ст. 21 ФЗ о ГКО в прежней ред.). Отсюда – при обращении за исправлением ошибки нужно учитывать риск увеличения КС со след. года. А с учетом права региональных властей самостоятельно пересчитывать КС в связи с обнаруженными ошибками (ч. 25 ст.21), риск увеличения КС со следующего года имеется даже без такого обращения.

7. Мониторинг рынка недвижимости.

Вместо внеочередной государственной кадастровой оценки (ст. 19 ФЗ о ГКО), ввели процедуру ежегодного мониторинга рынка недвижимости и автоматического уменьшения КС (задним числом с начала года), если индекс рынка недвижимости падает более чем на 30 % по сравнению с первым годом действия результатов ГКО (п. 8 ч. 2 ст. 18, ст. 19.1 ФЗ о ГКО).

Индексы рассчитываются ФКП отдельно по видам объектов, категориям земель и видам назначения зданий и помещений.

И хотя вероятность подобного глобального падения сравнима с вероятностью падения на Землю метеорита уровня Тунгусского, все же не мешает каждый год проверять динамику индексов по своим объектам.

Порядок ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений, включенных в этот фонд (приложение N 1);

Перечень иных сведений о кадастровой стоимости, о порядке и об основаниях ее определения, требования по их включению в фонд данных государственной кадастровой оценки (приложение N 2).

к приказу Росреестра

от 6 августа 2020 г. N П/0278

ВЕДЕНИЯ ФОНДА ДАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ

И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ЭТОТ ФОНД

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает правила ведения фонда данных государственной кадастровой оценки (далее - Фонд данных) и предоставления сведений, включенных в Фонд данных, в том числе включения сведений и материалов, используемых при проведении государственной кадастровой оценки и формируемых в результате ее проведения, сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о порядке и основаниях определения кадастровой стоимости.

2. В Фонд данных включаются сведения и материалы, используемые при определении кадастровой стоимости и формируемые в результате ее определения, сведения о порядке и основаниях определения кадастровой стоимости, поступающие в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), за исключением сведений и материалов, содержащих информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

II. Ведение Фонда данных

3. Фонд данных ведется на электронных носителях.

4. Ведение Фонда данных осуществляется с использованием автоматизированных информационных систем.

5. Ведение Фонда данных осуществляется с применением стандартизированных технических и программных средств, удовлетворяющих требованиям законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и обеспечивающих автоматизированный ввод сведений и размещение материалов в Фонде данных.

6. В Фонд данных включаются сведения и материалы, предусмотренные статьями 11, 13 - 16, 19.1, 22, 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке):

1) копия решения о проведении государственной кадастровой оценки;

2) сведения об объектах недвижимости, содержащиеся в сформированном подведомственным Росреестру федеральным государственным бюджетным учреждением перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

3) сведения и материалы, содержащиеся в проекте отчета об итогах государственной кадастровой оценки (далее - проект отчета), обновленной версии проекта отчета в следующем объеме:

основная часть указанных проекта отчета, обновленной версии проекта отчета в форме электронного документа;

сведения об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых определяется, содержащиеся в файлах в формате XML, сформированных в соответствии с требованиями к отчету об итогах государственной кадастровой оценки, утвержденными приказом органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о государственной кадастровой оценке (далее - требования к отчету);

4) справка, содержащая информацию обо всех учтенных замечаниях, связанных с определением кадастровой стоимости (далее - замечания к проекту отчета), и неучтенных замечаниях к проекту отчета, обновленной версии проекта отчета с обоснованием отказа в их учете или об отсутствии замечаний;

5) сведения о месте размещения проекта отчета, обновленной версии проекта отчета на официальном сайте бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации и наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее - бюджетное учреждение), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

6) информация о порядке и сроках представления замечаний к проекту отчета;

7) отчет об итогах государственной кадастровой оценки (далее - отчет), составленный в форме электронного документа;

8) копия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу;

9) копия акта о внесении изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости;

10) копия акта об определении кадастровой стоимости, составленного в соответствии со статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке;

11) индексы рынка недвижимости, рассчитанные в соответствии со статьей 19.1 Закона о государственной кадастровой оценке;

12) копия решения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и составленный в форме электронного документа отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости.

7. Также в Фонд данных включаются сведения о соответствии проекта отчета и обновленной версии проекта отчета требованиям к отчету и методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденным приказом органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о государственной кадастровой оценке, или об их несоответствии с указанием требований к отчету и критериев проверки соблюдения методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с частью 5 статьи 9 Закона о государственной кадастровой оценке, которым не соответствуют проект отчета и обновленная версия проекта отчета.

8. При поступлении в Фонд данных проекта отчета, обновленной версии проекта отчета указанные материалы анализируются в части возможности просмотра, извлечения и копирования содержащихся на электронном носителе файлов в составе проекта отчета, обновленной версии проекта отчета.

9. В случае невозможности просмотра, извлечения и копирования содержащихся на электронном носителе файлов в составе проекта отчета, обновленной версии проекта отчета, отчета, такие проект отчета, обновленная версия проекта отчета, отчет не подлежат включению в Фонд данных.

10. Сведения и материалы включаются Росреестром в Фонд данных в течение пяти рабочих дней с даты их поступления, если иное не предусмотрено Законом о государственной кадастровой оценке.

III. Предоставление сведений из Фонда данных

11. Сведения и материалы, содержащиеся в Фонде данных, являются открытыми и общедоступными.

12. Сведения, содержащиеся в Фонде данных, предоставляются путем обращения заинтересованных лиц к информационным ресурсам Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

к приказу Росреестра

от 6 августа 2020 г. N П/0278

ИНЫХ СВЕДЕНИЙ О КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ, О ПОРЯДКЕ

И ОБ ОСНОВАНИЯХ ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ ПО ИХ ВКЛЮЧЕНИЮ

В ФОНД ДАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ

1. В состав фонда данных государственной кадастровой оценки (далее - Фонд данных) включаются:

1) сведения и материалы, предусмотренные Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке);

2) сведения, содержащиеся в решении о проведении государственной кадастровой оценки:

сведения о наименовании субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены объекты недвижимости, в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки;

сведения о годе проведения государственной кадастровой оценки;

сведения о виде или видах объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки;

3) сведения о кадастровой стоимости, в том числе со статусом записи "погашенная", в отношении каждого объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), включая:

значение кадастровой стоимости;

дату внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН;

дату начала применения кадастровой стоимости;

реквизиты документа, на основании которого сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН.

2. Иные сведения о кадастровой стоимости включаются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в Фонд данных в течение пяти рабочих дней с даты их поступления, если иное не предусмотрено Законом о государственной кадастровой оценке.

Читайте также: