Причины имущественного неравенства в первобытном обществе

Обновлено: 25.06.2024

Со временем привычным явлением становилось создание различных союзов: мужских и женских. Число последних было незначительным. Мужские союзы были открытые, куда принимали всех, и тайные – закрытые (в них приём ограничивался).
Члены союзов уплачивали взносы, а союзы устраивали празднества, пиры и т. д. Они также всячески защищали интересы своих членов, их преимущество и привилегии, выводили из-под власти общинно-родовых отношений. Так формировалась прослойка привилегированных людей. Они считали себя благородными, имевшими родословную, и подчеркивали свою исключительность. Бедных же считали простолюдинами, чернью. Низшую ступень занимали зависимые люди – должники, взявшие имущество в долг и не вернувшие его, арендаторы скота, инвентаря и др. Взятых в плен перестали убивать как лишних людей, нахлебников и оставляли в общине в качестве младших членов, слуг, а потом как рабов.

Так формировались классы бедных и богатых, рабов и хозяев. Между ними возникали напряженность, конфликты и борьба за экономические интересы. Чтобы подавлять эту борьбу и сглаживать конфликты, чтобы классы не уничтожили друг друга, чтобы урегулировать их отношения и возникло государство. Таков один из путей возникновения государства. Функция урегулирования конфликтов – одна из основных в деятельности этого нового учреждения, причем урегулирование часто сводилось к подавлению выступлений и протестов низших слоёв населения. Но не менее важной была и функция организации хозяйственной жизни в регионах с мощными оросительными
системами. Неслучайно поэтому первые в истории государства появились в Передней Азии, на севере Африки, в долинах крупных рек Азии.

Возникает вопрос: почему так долго в течение сотен тысяч лет в разных частях нашей планеты существовало первобытное общество, не было имущественного неравенства, классов и государства? Потом вдруг и сравнительно недавно это все появилось. Очевидно, следует ответить, что эволюция человеческого общества шла очень медленно. Получаемых от природы готовых средств существования едва хватало для физического выживания людей. Избыточный продукт, остававшийся после
удовлетворения элементарно необходимых потребностей, впервые стал появляться у высокоспециализированных так называемых высших охотников и рыболовов. У них возникло обособление разных видов деятельности (охота, рыбная ловля, собирательство), что позволяло получать больше средств к жизни.

Получаемый высокоорганизованными охотниками избыточный продукт был не регулярным и не таким большим, чтобы возникли крупные поселения и города. Отсутствовало и значительное имущественное расслоение, классы и цивилизация вообще с присущими ей письменностью, государством и правом.
Избыточный продукт систематически и в значительных объёмах люди стали получать тогда, когда перешли к регулярному, постоянному выращиванию полезных растений и плодов, приручили диких животных, сделав их домашними, стали использовать тягловую силу животных для вспашки земли и для передвижения. Эти процессы происходили относительно медленно (в течение столетий и даже тысячелетий) и получили название – неолитическая революция.
Большая замедленность процессов обусловлена тем, что это было ещё в каменном веке, точнее в последней стадии его развития, называемой неолитом (новым (нео)каменным (литом). Люди использовали каменные орудия труда и соответствующие технологии, получали средства существования в незначительных объёмах, которых едва хватало для выживания.

Стимулы к переходу от собирательства к производству и необходимость этого перехода появились тогда, когда, с одной стороны, стали появляться совершенные орудия из камня (шлифованные и полированные топоры, ножи, орудия с просверленными отверстиями), а с другой – могли подействовать различные природные катаклизмы: засухи и неурожайные годы для дикорастущих растений, массовый падеж диких животных и т. п.
И люди вынуждены были приспосабливаться к изменившимся условиям: постепенно переходили от собирательства к выращиванию полезных растений и приручению диких животных.
Указанные процессы – появление производящей экономики, формирование новых общин и племен, союзов племен и, наконец, возникновение классов, государств – важно исследовать учёным и специалистам разных направлений. Почему появлявшийся избыточный продукт первоначально расходовался на формирование даров и развитие дарообмена? Почему стало престижно делать подарки и чем крупнее и ценнее подарок, тем престижнее? Для создания вещей-даров в определенный период даже возникла престижная экономика. Люди трудились, чтобы сделать подарок. Но через некоторое время избыточный продукт стал постепенно присваиваться отдельными лицами, они
начали богатеть и стали привилегированным слоем общества, а затем и правящим классом, взявшим политическую власть в свои руки. Причем, аналогичные процессы происходили во многих частях: в долинах рек Тигр и Евфрат, в Северной Африке, на территории современных Индии, Китая и др.

Избыточный продукт использовался не только для формирования подарков соседним общинам. Какая-то его часть могла использоваться на поощрение за очень успешный труд. Это было дополнительным трудовым распределением наряду с обычным, традиционным уравнительным. Применение новой формы распределения расширялось. Количество успешно работающих увеличивалось, и они со временем старались отделиться от общины, создать своё хозяйство, семью, чтобы самостоятельно
получать и распоряжаться избыточным продуктом.

Были и такие общины, где выделялись умельцы, у которых получался хороший результат в создании орудий труда, производстве домашней утвари, предметов одежды и т. д. Деятельность таких умельцев называлась домашним промыслом. Они со временем могли стать ремесленниками и тоже выйти из общины. Некоторые из них, наиболее успешные, имели возможность, обособившись, стать зажиточными. Но это очень долгий путь. Больше возможностей получать часть избыточного продукта, создаваемого общиной, имелось у глав родов, лидеров общин и их помощников. Во-первых, за работу по формированию дара, организацию обмена они получали определенное вознаграждение. Во-вторых, другая община что-то дарила первой, и этот ответный дар использовался в общинах. При этом главы родов и общин имели больше возможностей получения увеличенной доли. В-третьих, формирование даров, осуществление обменных операций приносило главам родов и общин дополнительный доход.

Первобытно-общинный строй достиг своего расцвета при матриархате. Патриархальный род уже таил в себе зачатки разложения первобытно-общинного строя.

Производственные отношения первобытно-общинного строя до известного периода находились в соответствии с уровнем развития производительных сил. На последней ступени патриархата, с появлением новых, более совершенных орудий производства (железный век), производственные отношения первобытного общества перестали соответствовать новым производительным силам. Узкие рамки общинной собственности, уравнительное распределение продуктов труда стали тормозить развитие новых производительных сил.

Раньше обработать поле можно было лишь совместным трудом десятков людей. В таких условиях общий труд являлся необходимостью. С развитием орудий производства и ростом производительности труда уже одна семья оказывалась в состоянии обработать участок земли и обеспечить себе необходимые средства существования. Таким образом, совершенствование орудий производства создавало возможность перехода к индивидуальному хозяйству, как более производительному в тех исторических условиях. Необходимость совместного труда, общинного хозяйства всё более отпадала. Если общий труд требовал общей собственности на средства производства, то индивидуальный труд требовал частной собственности.

Возникновение частной собственности неразрывно связано с общественным разделением труда и с развитием обмена. На первых порах обмен производился главами родовых общин — старейшинами, патриархами. Они выступали в меновых сделках в качестве представителей общин. То, что они обменивали, являлось достоянием общины. Но по мере дальнейшего развития общественного разделения труда и расширения обмена родовые вожди постепенно начинали относиться к общинному достоянию, как к своей собственности.

Вначале главным предметом обмена был скот. Пастушеские общины имели большие стада овец, коз, крупного рогатого скота. Старейшины и патриархи, уже обладая большой властью в обществе, привыкали распоряжаться этими стадами, как своими собственными. Их фактическое право распоряжаться стадами признавалось и остальными членами общины. Таким образом, раньше всего частной собственностью становился скот, затем постепенно все орудия производства. Дольше всего сохранялась общая собственность на землю.

Появление частной собственности вело к разложению рода. Род распадался на большие патриархальные семьи. Затем внутри большой патриархальной семьи стали выделяться отдельные семейные ячейки, превратившие орудия производства, утварь и скот в свою частную собственность. С ростом частной собственности родовые связи ослабевали. Место родовой общины стала занимать сельская община. Сельская, или соседская, община в отличие от рода состояла из людей, не связанных обязательно родственными отношениями. Дом, домашнее хозяйство, скот — всё это находилось в частной собственности отдельных семей. Лес, луг, вода и прочие угодья, а в течение определённого периода и пашня составляли общинную собственность. Первоначально пашня периодически переделялась между общинниками, а позднее перешла в частную собственность.

Возникновение частной собственности и обмена явилось началом глубокого переворота во всём строе первобытного общества. Развитие частной собственности и имущественных различий привело к тому, что внутри общин у различных групп общинников возникли разные интересы. В этих условиях лица, занимавшие в общине должности старейшин, военных руководителей, жрецов, использовали своё положение в целях обогащения. Они завладевали значительной долей общинной собственности. Носители этих общественных должностей всё более отделялись от массы общинников, образуя родовую знать и всё чаще передавая свою власть по наследству. Знатные семьи становились вместе с тем наиболее богатыми семьями. Масса общинников постепенно попадала в ту или иную экономическую зависимость от богатой и знатной верхушки.

С ростом производительных сил труд человека, применённый п скотоводстве и земледелии, стал давать больше средств существования, чем было необходимо для поддержания жизни человека. Появилась возможность присвоения прибавочного труда и прибавочного продукта, то есть излишка труда и продукта сверх того, что требуется для прокормления самого работника. В этих условиях оказалось выгодным не убивать взятых в плен людей, как это делалось раньше, а заставлять их работать, превращая в рабов. Рабов захватывали более знатные и богатые семьи. В свою очередь рабский труд вёл к дальнейшему росту неравенства, так как хозяйства, использовавшие рабов, быстро богатели. В условиях роста имущественного неравенства богачи стали превращать в рабов не только пленных, но и своих обедневших и задолжавших соплеменников. Так возникло первое классовое деление общества — деление на рабовладельцев и рабов. Появилась эксплуатация человека человеком, то есть безвозмездное присвоение одними людьми продуктов труда других людей.

Производственные отношения первобытно-общинного строя разлагались, гибли и уступали место новым производственным отношениям, отвечавшим характеру новых производительных сил.

Общий труд уступил место индивидуальному труду, общественная собственность — частной собственности, родовой строй — классовому обществу. Начиная с этого периода вся история человечества вплоть до построения социалистического общества стала историей борьбы классов.

Буржуазные идеологи изображают дело так, будто бы частная собственность существовала извечно. История опровергает эти измышления и убедительно свидетельствует о том, что через стадию первобытно-общинного строя, основанного на общей собственности и не знавшего частной собственности, прошли все народы.

Разложение феодализма

Разложение феодализма Наиболее существенным моментом реставрации Мэйдзи и последующих лет является стремительность превращения феодального общества в общество буржуазное. Это отмечали уже журналисты и путешественники того времени, но никто из них не пытался дать

Тенденция к установлению частной собственности на землю

Тенденция к установлению частной собственности на землю Присвоение земли новым классом помещиков негласным путем происходило еще при феодальном режиме; после же реставрации Мэйдзи оно было узаконено. В результате освобождения от феодальной зависимости крестьяне

Разложение банковской системы

Разложение банковской системы В наши дни у любой страны, богатой или бедной, независимой или находящейся под контролем иностранного правительства, есть Центральный банк, который обязан следить за ее финансовым здоровьем и регулировать его.Именно Центральный банк

Разложение рикардианства

Разложение рикардианства Сочинения Джемса Милля и Мак-Куллоха представляли собой в 20-х и 30-х годах самое старательное воспроизведение и популяризацию буквы учения Рикардо. Что касается духа этого учения, то они его не понимали и не могли развивать. Убожество ближайших

16. Методы изучения социальных классов

16. Методы изучения социальных классов Существует огромное количество методов для измерения и описания социальных классов. Такие методы создавались для того, чтобы связать зависимые переменные (имидж компании, отношение к ее продукту и т. д.) с независимыми переменными

ГЛАВА I ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

ГЛАВА I ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА Возникновение человеческого общества Возникновение человека относится к началу нынешнего, четвертичного периода в истории Земли, насчитывающего, как полагает паука, немногим менее миллиона лет. В разных областях Европы,

Возникновение рабовладельческого строя

Возникновение рабовладельческого строя Рабство есть первая в истории и самая грубая форма эксплуатации. Оно существовало в прошлом почти у всех народов. Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому впервые в истории человечества произошёл в странах

5. РАЗЛОЖЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

5. РАЗЛОЖЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ После распада Варшавского Договора и Советского Союза, казалось, неизбежным будет и распад самой России. То есть той России, какой она была в Советском Союзе, а именно республикой, в которой проживали подавляющее

2) РАЗЛОЖЕНИЕ МЕНОВОЙ СТОИМОСТИ У СМИТА НА v+m

Частной собственности больше не существует

Частной собственности больше не существует Близок капиталистический конец света. Пять крупнейших американских инвестбанков испарились за считанные дни, а их коммерческие собратья подвергаются огосударствлению в масштабах, и не снившихся большевикам. На самом

Разложение рикардианства

Разложение рикардианства Сочинения Джемса Милля и Мак-Куллоха представляли собой в 20-х и 30-х годах самое старательное воспроизведение и популяризацию буквы учения Рикардо. Что касается духа этого учения, то они его не понимали и не могли развивать. Убожество ближайших

РАЗЛОЖЕНИЕ РАБОТЫ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

РАЗЛОЖЕНИЕ РАБОТЫ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ Метод разложения работы на составные части подразумевает анализ ее по отдельным операциям, процессам или заданиям, которые можно выделить, а их выполнение – отследить в целях обучения.В стандартной форме результаты такого анализа

Главa III Отношения двух полов. Возникновение сознания Основы политического строя

Главa III Отношения двух полов. Возникновение сознания Основы политического строя Мне кажется до сих пор еще, что женщина не слишком дурно наделена природою. Если б ангелы, не имеющие, по мнению ученых теологов, пола, получили бы приказание спуститься на землю и облечься в

Разложение на атомы

Разложение на атомы ЦЕЛЬ ИГРЫПришло время заглянуть вглубь. В основу нашей исследовательской работы мы положим, как это делается в науке, разбиение крупной структуры на составные части. Это позволит понять суть происходящего и сгенерировать новые идеи.Упражнение

Читайте также: