Кто несет расходы по содержанию государственного имущества

Обновлено: 12.05.2024

Статья 210. Бремя содержания имущества

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Бремя содержания своей вещи может проявляться в нескольких аспектах. Прежде всего – и, по всей видимости, именно этот смысл изначально вкладывался в комментируемую норму, – бремя содержания имущества означает, что по общему правилу именно собственник несет риск негативных последствий небрежения вещью. Именно собственник обязан заботиться о сохранности своего имущества, осуществлять уход за ним, а если это не будет сделано, то он и будет пожинать плоды своего нерадения, и не сможет требовать от кого-то возмещения своих потерь. Например, если собственник вовремя не производит ремонт принадлежащего ему индивидуального дома, вследствие чего тот разрушается, он не сможет потребовать от государства или муниципального образования, чтобы те отремонтировали ему дом.

В случае с общей собственностью бремя содержания имущества распределяется между ее участниками. В частности, участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ). Если кто-либо из участников общей собственности уклоняется от несения расходов на содержание общей вещи, понесшие такие расходы собственники вправе требовать с него неосновательное обогащение.

1.1. Развитие практики применения комментируемой нормы привело к постепенному расширению ее смысла по сравнению с буквально понимаемым, и сейчас бремя содержания уже не понимается лишь как определение того, на кого возлагаются последствия небрежения физическим состоянием вещи.

2. Строго говоря, понимаемое в буквальном смысле бремя содержания вещи не может считаться обязанностью собственника, ведь по общему правилу никто не может заставить его заботиться о своей вещи – в конце концов, он как собственник вправе совершать в отношении своей вещи любые действия, а потому вправе и пренебрегать ей.

Однако хотя по общему правилу собственник реализует свое право своей волей и в своем интересе, в некоторых случаях закон в целях обеспечения общественных интересов может превратить необходимость заботиться о своей вещи и в обязанность собственника, когда уклонение от содержания вещи приведет не просто к фактическому ухудшению ее состояния, но и к санкциям.

Например, собственник земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не просто несет обязанность не использовать свой участок иначе как по его целевому назначению, но и обязан это делать: неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством, в течение срока, установленного законом, является административным правонарушением (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ). Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, также влечет наложение административного штрафа (ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ).

Статья 13 ЗК РФ возлагает на собственника земельного участка в целях охраны земель обязанность проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (ч. 2).

Широко известным примером обязанности собственника по содержанию своего имущества можно считать лежащее на собственнике бремя содержания принадлежащего ему жилья. В отечественной правовой традиции принято считать, что жилые помещения представляют собой особо значимые для общества объекты. Поэтому собственники обязаны принимать меры, обеспечивающие сохранность жилища. В соответствии со ст. 30 ЖК собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним. Согласно ст. 293 ГК РФ если собственник бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения; если собственник после предупреждения продолжает использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

2.1. Ярким примером сочетания правил ст. 210 ГК, норм об общей собственности и специальных правил жилищного законодательства можно считать правила о финансировании капитального ремонта многоквартирного дома.

Если вещь является объектом налогообложения, соответствующий налог, по общему правилу, уплачивается собственником. Иное может быть установлено законом – например, земельный налог уплачивается лицами, обладающими земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения; в отношении же земельных участков, входящих в имущество паевого инвестиционного фонда, налогоплательщиками признаются управляющие компании (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Поскольку такие обязанности часто устанавливаются в рамках публично-правового регулирования, они могут устанавливаться и на региональном, и на местном уровне. Например, Областной закон Ленинградской области об административных правонарушениях в ст. 4.10 устанавливает ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления Ленинградской области требований по скашиванию и уборке дикорастущей травы, корчеванию и удалению дикорастущего кустарника на принадлежащем лицу земельном участке.

4. Собственник не просто несет бремя содержания своей вещи в указанных выше смыслах, но и обязан заботиться о том, чтобы эта вещь не стала причиной нарушения прав и интересов других лиц. Например, французское гражданское право содержит норму об ответственности собственника за вред, причиненный его имуществом (согласно ст. 1242 ФГК собственник отвечает за вред, причиненный принадлежащей ему вещью; в частности, собственник животного отвечает за причиненный животным вред (ст. 1243 ФГК)).

Отсутствие подобной нормы в российском гражданском праве не препятствует претворению этого правила в жизнь отечественной судебной практикой.

В частности, Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что право собственности предполагает несение собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества, в том числе в целях предотвращения причинения вреда другим лицам (постановления от 31.05.2005 № 6-П, от 22.04.2011 № 5-П, определения от 16.04.2009 № 495-О-О, от 24.12.2012 № 2353-О и др.).

5. Законом или договором бремя содержания вещи может быть переложено на другое лицо.

5.1. Необходимо помнить о том, что договорное возложение бремени содержания вещи на иное лицо имеет значение лишь в отношениях сторон этого договора.

Это обстоятельство необходимо учитывать и в целях привлечения к деликтной ответственности за причиненный вещью вред.

Возлагаемое законом на несобственника бремя содержания вещи может и не иметь свойства обязанности его перед собственником. Например, ст. 13 ЗК РФ предусматривает обязанность землепользователей, землевладельцев и арендаторов производить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами и т.д. Если говорить, например, о лице, обладающем земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, вряд ли можно полагать, что это его частноправовая обязанность по отношению к публичному собственнику.

5.2.1. Возложение законом обязанностей по содержанию имущества на несобственника может привести к возникновению его обязанностей и перед третьими лицами.

Например, Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 11 июня 2013 г. № 15066/12 указал на то, что жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Собственник этих жилых помещений несет эти расходы только до заселения жилых помещений. Этот вывод позднее подтвержден и ВС РФ, отметившим, что по общему правилу при передаче квартир, находящихся в собственности муниципального образования, гражданам по договору социального найма обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2(2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015).

Может ли бюджетное учреждение нести расходы по содержанию здания, находящихся у него в оперативном управлении, которое не используется для выполнения муниципального задания, а учредитель отказывается его принимать.

Ответы на вопрос:

Не может. Потому что содержать имущество должен собственник.

Здание находится в оперативном управлении. Права учреждения, также как и обязанности ограничены.

ГК РФ Статья 296. Право оперативного управления

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Государственные и муниципальные учреждения получают деньги от своих учредителей, в том числе на содержание имущества.

Бюджетные и автономные учреждения получают в рамках финансирования государственного (муниципального) задания средства на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, кроме (ч. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях, п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях):

приобретенного на доходы от коммерческой деятельности этих учреждений;

того, которое учреждения сдают в аренду.

Казенные учреждения получают деньги из бюджета на всю свою деятельность, включая содержание любого имущества (ст. 161 БК РФ).

Казенные предприятия сами зарабатывают на содержание имущества, поскольку они являются коммерческими организациями и не выполняют государственное или муниципальное задание (ст. 2 Закона об унитарных предприятиях).

Бюджетные и автономные учреждения и казенные предприятия могут также получать специальные субсидии на капитальные вложения в недвижимость (ст. 78.2 БК РФ).

Однако ни субсидии, ни финансирование не снимают с учреждения или казенного предприятия бремени содержания имущества (ст. ст. 210, 296, 298 ГК РФ).

Обратите внимание: суды удовлетворяют иски к обладателям права оперативного управления, связанные с тем, что они не оплатили содержание общего имущества.

Да, может и должно.

По смыслу Раздела 2 "Право собственности и другие вещные права" ГК РФ, а также статья 124, 125 ГК РФ, бремя содержания имущества должны нести не тол ко собственники, но и но и юридические лица, которым соответствующее имущество принадлежит на праве оперативного управления.

Это неоднократно подтверждено судебной практикой.

Суды приходят к выводу, что ст.ст. 296, 298 ГК РФ не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущество. Таким образом, собственник передав в оперативное управление бюджетному учреждению имущество передал и обязанности по содержанию такого имущества.

Вообще расходы по содержанию своей собственности несет собственник данного имущества. Выход видимо такой, что надо официально отказываться от данного здания, направив соответствующее письмо, что в данном здании у Вашего учреждения нет необходимости, уставными документами сдача в аренду не предусмотрена, как вид деятельности, финансирование на содержание данного обьекта не получаете и т.д.

ГК РФ Статья 210. Бремя содержания имущества

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Нет не несет бюджетное учреждение расходы по содержанию здания т.к. бюджетное учреждение владеет и пользуется имуществом

в соответствии с целями своей деятельности, а если деятельность не ведется бремя содержания здания лежит на собственнике имущества

ГК РФ Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника

В соответствии со ст.296 ГК Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

 Правовые условия распоряжения бюджетным учреждением своим имуществом.

Проведем обзор и анализ правовых условий, определяющих и влияющих на решение таких вопросов, как право собственности на имущество бюджетных учреждений, использование учреждением имущества, изъятие имущества учредителем, особенности пользования и распоряжения земельным участком, списание имущества, пределы самостоятельности учреждения в распоряжении имуществом, продажа и сдача имущества в аренду.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ИМУЩЕСТВО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Следует помнить о двух основополагающих условиях: в соответствии с федеральным законодательством собственником любого имущества бюджетного учреждения является его учредитель (РФ, субъект РФ или муниципальное образование) и любое имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним собственником этого имущества на праве оперативного управления.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Согласно гражданскому законодательству использовать любое имущество бюджетное учреждение может только в соответствии с целями своей деятельности (ч. 1 ст. 296 ГК РФ).

Целями деятельности (создания) бюджетного учреждения считается выполнение работ и (или) оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и в иных сферах (ч. 1 ст. 9.2 Закона об НКО). Данные полномочия установлены в федеральном законодательстве.

Таким образом, любое использование учреждением своего имущества (и, опять же, любого имущества независимо от источника его появления) будет считаться неправомерным, если это использование не будет осуществляться ради реализации того или иного установленного полномочия учредителя бюджетного учреждения (РФ, субъекта РФ, муниципального образования). Например, если помещение пищеблока и кухонное оборудование государственного дома-интерната для престарелых и инвалидов субъекта РФ будет использоваться учреждением для изготовления на продажу населению пищевых полуфабрикатов, то подобное использование имущества не может быть соотнесено ни с одним из установленных в настоящий момент полномочий органов государственной власти субъекта РФ (у субъектов РФ нет полномочия по организации на территории региона розничной торговли продуктами питания для населения).

ИЗЪЯТИЕ ИМУЩЕСТВА У БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Собственник имущества вправе изъять у бюджетного учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (ч. 2 ст. 296 ГК РФ).

На первый взгляд речь здесь идет об имуществе, которое бюджетное учреждение приобрело за счет средств, полученных от оказания платных услуг или выполнения платных работ. Но это не так, поскольку любое имущество учреждения принадлежит данному собственнику (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления (см. выше) – оно фактически тоже относится к имуществу, которое может быть изъято у учреждения его учредителем (собственником имущества), если он сочтет, что данное имущество является для учреждения излишним, не используется или используется не по назначению (например, не в рамках реализации полномочий учредителя).

Порядок изъятия имущества устанавливается в нормативных правовых актах, регулирующих управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципалитета).

Например, в Кировской области принятие решения об изъятии имущества, закрепленного за областными государственными учреждениями на праве оперативного управления, возложено на областной орган по управлению государственной собственностью. Это решение должно приниматься с учетом мнения соответствующего органа исполнительной власти отраслевой компетенции (государственного органа, выполняющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения). Но примечательно, что больше никаких правил здесь не установлено и ссылок ни на какие иные подзаконные нормативные правовые акты не дается. Вообще довольно часто встречаются ситуации, когда правила очень лаконичные – например, в Ленинградской области они ограничиваются только тем, что решение о таком изъятии принимается областным правительством.

Но правила могут быть прописаны и более подробно. Например, в г. Ангарске (Иркутская область), где решение тоже принимает соответствующий орган городской администрации (Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ангарского городского округа), правила изъятия имущества прописаны сравнительно подробно и заключаются в следующем:

1. Излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество изымается из оперативного управления муниципального учреждения по распоряжению комитета с момента поступления заявления от учреждения или с момента выявления неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.

2. Изъятое имущество должно быть передано учреждением и принято комитетом по акту приема-передачи. Это имущество после прекращения на него права оперативного управления поступает в состав муниципальной казны.

3. Прекращение права оперативного управления учреждения на недвижимое имущество подлежит госрегистрации.

4. Оплата расходов на подготовку документов для госрегистрации, оплата госпошлины за проведение регистрации, а также представление документов в соответствующий орган осуществляются учреждением.

5. Учреждение обязано представить в комитет копию документа, выданного регистрирующим органом и подтверждающего прекращение права оперативного управления на недвижимое имущество, не позднее одного месяца со дня подписания акта приема-передачи недвижимого имущества.

В Хабаровске при выявлении излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества дается определенный срок на устранение проблемы – до принятия решения об изъятии имущества у учреждения Департамент муниципальной собственности не позднее 10 дней со дня обнаружения такого имущества направляет в отраслевое структурное подразделение городской администрации и учреждению требование о принятии мер по устранению нарушений. Требование подлежит рассмотрению в течение 10 дней со дня его получения, решение же об изъятии имущества принимается департаментом и оформляется его распоряжением не позднее одного месяца со дня выявления указанных нарушений в случае неустранения учреждением этих нарушений.

А вот в Темрюкском районе Краснодарского края порядок изъятия у муниципальных учреждений имущества напоминает процедуру строгих следственных действий и состоит из таких этапов:

1. Выявление излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением, осуществляется в процессе проведения администрацией муниципального образования соответствующих контрольных мероприятий.

2. В случае выявления названного имущества в акте, составляемом по окончании проверки, указывается следующая информация:

  • соответствие фактического наличия объектов и их характеристик учетным данным реестра муниципальной собственности муниципального образования и данным бухотчетности;
  • вид выявленного имущества, его технические характеристики и индивидуализирующие признаки (площадь, количество этажей, объем, мощность, номера силовых агрегатов и узлов, инвентарный номер и т. д.);
  • период неиспользования или использования не по назначению учреждением имущества (с указанием способа использования);
  • расходы учреждения, связанные с неиспользованием или использованием не по назначению имущества;
  • причины неиспользования или использования не по назначению учреждением имущества;
  • предложения по повышению эффективности использования имущества;
  • срок, предлагаемый для устранения выявленных нарушений.

3. В ходе проведения контрольных мероприятий разрешается фото- и видеосъемка имущества.

4. Руководитель учреждения либо уполномоченное им должностное лицо обязан присутствовать при проведении контрольных мероприятий и составлении акта, а также давать пояснения о причинах неиспользования или использования не по назначению имущества.

5. При непринятии учреждением в установленный срок мер по устранению выявленных нарушений администрация муниципального образования готовит предложения о соответствующих мерах воздействия (расторжение трудового договора с руководителем, реорганизация юрлица, направление материалов в правоохранительные органы и др.).

6. Решение об изъятии имущества из оперативного управления учреждения принимается главой муниципального образования в форме постановления, где указываются причины изъятия имущества, а также определяются виды его дальнейшего использования.

7. Не допускается изъятие у учреждения закрепленного за ним имущества, если это приведет или может привести к невозможности осуществления учреждением уставных функций (управленческих, социально-культурных или пр.).

КАКОЕ ИМУЩЕСТВО СЧИТАЕТСЯ ИЗЛИШНИМ, НЕИСПОЛЬЗУЕМЫМ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМЫМ НЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ?

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, какое же имущество в этих нормативных правовых актах считается излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению, хотя вообще такие определения можно встретить нечасто (как правило, они остаются без уточнений).

Например, в Новосибирской области используются следующие определения:

  • излишнее имущество – закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, сверх того имущества, без которого учреждение не может осуществлять свою уставную деятельность;
  • неиспользуемое имущество – закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, и не задействованное в уставной деятельности учреждения;
  • используемое не по назначению имущество – закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, и используемое не в соответствии с уставной деятельностью учреждения.

РАСПОРЯЖЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ ИМУЩЕСТВОМ БЕЗ СОГЛАСИЯ СОБСТВЕННИКА.

Также отметим, что иногда основанием для изъятия имущества у учреждения может быть установленный факт самостоятельного распоряжения учреждением имуществом в тех случаях, когда в соответствии с законодательством учреждение для этого должно предварительно получить согласие собственника имущества (учредителя). Например, данное основание среди прочих установлено в г. Кировске (Мурманская область), причем осуществление изъятия здесь определено не как право собственника имущества, а как его обязанность.

ИЗЪЯТИЕ ИМУЩЕСТВА ПО ИНИЦИАТИВЕ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Вместе с тем изъятие излишнего и неиспользуемого имущества может происходить по доброй воле и даже инициативе самих учреждений. Например, если ненужное имущество трудно выгодно сдать в аренду, то даже когда затраты на его содержание покрывает учредитель, административные заботы по его содержанию тоже могут быть обременительными.

Процедура данного изъятия тоже может устанавливаться в соответствующих нормативных правовых актах. Например, в Красноярском крае она заключается в следующем:

1. Учреждение, заинтересованное в изъятии закрепленного за ним имущества, подает в краевое агентство по управлению госимуществом соответствующее заявление, в котором в числе прочего должны содержаться:

  • перечень объектов недвижимого (за исключением земельных участков) и (или) движимого имущества, подлежащего изъятию с указанием их характеристик (вид, назначение, технические характеристики, балансовая стоимость, для недвижимого имущества – местонахождение);
  • причины изъятия имущества (является излишним, не используется, используется не по назначению);
  • техническое состояние имущества;
  • предложение о дальнейшем использовании имущества.

2. К заявлению прилагается ряд документов (в том числе согласие учредителя на изъятие).

3. В течение одного месяца со дня поступления заявления агентство принимает одно из решений: изъять имущество, отказать в изъятии имущества, доработать заявление и (или) прилагаемые к нему документы.

4. Решение об изъятии имущества оформляется в виде приказа агентства. В трехдневный срок со дня издания приказа его заверенная копия направляется учреждению и учредителю.

5. Иные решения агентства оформляются в виде письма, которое в трехдневный срок со дня подписания направляется в учреждение.

6. Основания для отказа в изъятии имущества:

  • изъятие имущества лишит учреждение возможности осуществлять его уставную деятельность;
  • неудовлетворительное техническое состояние имущества;
  • выявление нарушений использования по назначению и сохранности имущества, требующих устранения их учреждением;
  • отсутствие заявления краевого государственного учреждения или унитарного предприятия о предоставлении им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имущества, подлежащего изъятию, в случае, если изъятие имущества предлагается для последующего предоставления иному краевому госучреждению или унитарному предприятию.

Вопросы, связанные с распоряжением бюджетным учреждением имуществом, занимают важное место в практике деятельности этих учреждений. Ведь имущество, с одной стороны, может быть источником получения учреждением дополнительных доходов, а с другой – обременяющей статьей расходов. Также содержание имущества и управление им налагает серьезную ответственность на руководителей учреждений. Кроме того, законодательные нормы, касающиеся имущественных вопросов, отличаются заметными противоречиями.

Бремя содержания имущества в ГК РФ и ЖК РФ. Понятие, обязанности и ответственность собственника за ненадлежащее содержание имущества

  1. Определение понятия "бремя содержания имущества"
  2. Какие обязанности включает в себя "бремя содержания имущества"?
  3. Какими документами могут быть установлены обязанности по надлежащему несению бремени содержания имущества
  4. Бремя содержания общего имущества многоквартирного дома и нежилого здания
  5. Ответственность за неисполнение обязанности собственника имущества по его надлежащему содержанию
  6. В каких случаях бремя содержания имущества несет лицо, не являющееся собственником?
  7. Пример причинения вреда в результате ненадлежащего содержания имущества собственником (органом местного самоуправления)

Собственность – это не только социальное и личное благо, но и бремя, возлагаемое на носителя права собственности.

Право собственности подразумевает наличие у собственника не только прав, но и обязанностей, связанных с принадлежащим ему объектом.

Во многих случаях решение вопроса о содержании имущества относится на усмотрение собственника, поскольку предполагается, что сохранение имущества в надлежащем состоянии служит главным образом его интересам. Однако в отношении некоторых категорий имущества установлено юридически обязывающее бремя его содержания. Так, например, собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения обязан принимать меры к недопущению ухудшения плодородия почвы.

1. Определение понятия "бремя содержания имущества"

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Однако в Гражданском кодексе РФ понятие бремени содержания имущества отсутствует.

О том, какие обязанности включает в себя "бремя содержания имущества" было указано, например, в определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 444-О:

"Именно собственник, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, что предполагает наряду с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (капитальный и текущий ремонт, страхование, регистрация, охрана и т.д.) и выполнения других требований, исходящих от уполномоченных законом органов государства и местного самоуправления (по техническому, санитарному осмотру и т.п.), и обязанность платить установленные законом налоги и сборы".

Словари и юридическая литература предлагают следующие варианты определения данного понятия:

Бремя содержания имущества - денежные расходы, затраты нестоимостного характера на содержание имущества, которые несет, как правило, собственник имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. (Большой экономический словарь. - М.: Институт новой экономики. А.Н. Азрилиян. 1997.).

Бремя содержания имущества можно определить как обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии, оплачивать предусмотренные законом налоги и сборы, страховать имущество в случае необходимости.

Под бременем содержания имущества в гражданском праве понимается гражданско-правовая обязанность субъекта права совершать определенные действия (а равно воздерживаться от совершения некоторых действий), а также нести расходы, обусловленные и связанные с обладанием имуществом, пользованием или в некоторых случаях с возможностью распоряжения им.

2. Какие обязанности включает в себя
"бремя содержания имущества"

Как указывалось выше, на собственника возлагается обязанность нести бремя содержания своей вещи, т.е. осуществлять расходы, необходимые для поддержания вещи в надлежащем состоянии и ее эксплуатации, что, в частности, предполагает необходимость исполнения обязанностей:

  • по поддержанию пригодности имущества для эксплуатации, включая несение расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (включая текущий и капитальный ремонт; контроль состояния имущества; технический санитарный осмотр и т.д.);
  • по содержанию имущества в безопасном состоянии, которое исключает возможность причинения вреда третьим лицам, т.е. соблюдение в отношении имущества норм и правил пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности и т.п.
  • по уплате предусмотренных законом налогов, сборов, связанных с обладанием имуществом (обязанность по уплате налогов на имущество является "бременем" если налоговое законодательство рассматривает тот или иной вид имущества в качестве объекта обложения);
  • по обеспечению сохранности имущества (охрана, хранение в условиях, соответствующих свойствам и особенностям имущества, страхование имущества и т.п.);
  • по внесению иных обязательных платежей (например, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плату необходимо исчислять и перечислять за негативное воздействие на окружающую среду);
  • по регистрации имущества (например, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 8 Закона N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в РФ…" владелец транспортного средства обязан подать заявление в госавтоинспекцию для постановки на учет транспортного средства в течение 10 дней со дня, когда приобретены права владельца).
  • по страхованию риска ответственности за вред, который может быть причинен другим лицам при использовании имущества. Например, владелец транспортного средства обязан застраховать свой риск гражданской ответственности, которая может наступить в результате его использования (ст. 4 Закона об ОСАГО).

3. Какими документами могут быть установлены
обязанности по надлежащему несению
бремени содержания имущества?

Конкретный круг обязанностей собственника по содержанию имущества, а также порядок исчисления расходов на содержание может определяться законодательством. Конкретные меры попечения об имуществе могут быть предусмотрены:

  • в технических стандартах и регламентах;
  • правилах эксплуатации отдельных видов имущества;
  • правилах ведения отдельных видов деятельности.

Обязанности по содержанию имущества могут быть установлены законами, правительственными актами, ведомственными инструкциями, а также инструкциями производителя конкретного имущества (вещи).

При отсутствии нормативного регулирования подобного рода в случае спора о том, исполнил ли собственник свою обязанность по несению бремени содержания имущества надлежащим образом, данный вопрос должен решаться применительно к конкретному случаю, с учетом особенностей как самого имущества, так и способов введения его в хозяйственный оборот.

4. Бремя содержания общего имущества
многоквартирного дома и нежилого здания

Собственник жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме должен нести бремя содержания не только своего помещения, но и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт. Собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества (ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, ст. 39 ЖК РФ, п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019; п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).

Собственник помещения в нежилом здании также в силу закона является собственником доли в праве общей собственности на общее имущество здания, поэтому должен участвовать в расходах по содержанию и сохранению общего имущества, уплате налогов, сборов и иных платежей по нему соразмерно своей доле. Собственники могут определить порядок содержания общего имущества - решить, как будут участвовать в расходах на его содержание, делать ремонт и т.д. (ст. 249 ГК РФ, п. п. 1, 2, 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания").

Конституционный Суд РФ о бремени содержания общего имущества в многоквартирном доме

"Исходя из того что участники общей долевой собственности обязаны соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ), несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК РФ), но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом" (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П).

5. Ответственность за неисполнение
обязанности собственника имущества
по его надлежащему содержанию

Статья 210 ГК РФ действует в интересах неограниченного круга лиц либо в государственных или общественных интересах, поскольку обязывает собственника поддерживать имущество в надлежащем состоянии в тех случаях, когда это необходимо для предотвращения вреда жизни и здоровью, имуществу окружающих собственника лиц и общественной безопасности. Возможность вредоносных последствий увеличивается, когда безответственно, небрежно используются вещи, эксплуатация которых в силу их технических свойств требует особого усердия (например, источники повышенной опасности).

Надлежащее несение собственниками бремени содержания их имущества в особо значимых ситуациях законодатель стимулирует рядом мер. К их числу относится, в частности:

  • установление деликтной ответственности за вредное воздействие вещи на имущество другого лица, в результате чего причиняется вред (ст. 1064 ГК РФ);
  • установление повышенных оснований для гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный деятельностью, представляющей повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ).

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (ст. 236 ГК РФ). Соответственно, собственник несет ответственность за вред, причиненный вещью в связи с отказом собственника от права собственности до приобретения права на имущество другим лицом.

Кроме того, законом установлены случаи, когда собственник должен исполнять свои обязанности по содержанию имущества под угрозой утраты самого права собственности. Неисполнение обязанности по надлежащему содержанию имущества, бесхозяйственное отношение к нему могут повлечь в установленных законом случаях принудительное прекращение права собственности на это имущество. Так, например, Гражданский кодекс РФ предусматривает следующие случаи прекращения права собственности по указанному основанию:

  • выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (п. 1 ст. 240 ГК РФ). В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов;
  • выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними (ст. 241 ГК РФ). В случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд;
  • изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ (ст. 285 ГК РФ). Земельный участок может быть изъят у собственника, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в пункте 2 статьи 222 ГК РФ, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями;
  • прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение (ст. 293 ГК РФ). Если собственник жилого помещения использует его не по назначению или систематически нарушает права и интересы соседей, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения. В тех случаях, когда, несмотря на предупреждение, собственник продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

6. В каких случаях бремя содержания имущества
несет лицо, не являющееся собственником?

Законом или договором бремя расходов на содержание имущества может нести лицо, не являющееся собственником.

Примерами отличного от установленного статьей 210 ГК РФ распределения бремени содержания имущества служат, в частности нормы законов об обязанностях по содержанию имущества сторон договора аренды найма, залога, ссуды.

  • Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ). Вместе с тем, "в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения" ("Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2(2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015).
  • Арендодатель транспортного средства с экипажем в течение всего срока договора аренды обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).
  • Арендатор транспортного средства без экипажа в течение всего срока договора аренды обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта (ст. 644 ГК РФ).
  • Арендатор предприятия. Расходы на содержание имущества (текущий и капитальный ремонт, страхование), по общему правилу, возлагаются на арендатора предприятия (ст. 661 ГК РФ).
  • Наниматель жилого помещения обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии (ст. 678 ГК РФ). Текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения (ст. 681 ГК РФ).
  • Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 3 ст. 67 ЖК РФ).
  • Залогодержатель. Риски и бремя, связанные с предметом залога, распределяются между сторонами залоговой сделки в зависимости от того, у кого находится предмет залога. Например, если имущество находится у залогодержателя, он по общему правилу обязан принимать меры для обеспечения сохранности заложенного имущества (пп. 3 п. 1 ст. 343 ГК РФ).
  • Ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 695 ГК РФ).
  • Хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи (ст. 891 ГК РФ).

7. Пример причинения вреда
в результате ненадлежащего содержания имущества
собственником (органом местного самоуправления)

Потерпевшая обратилась с иском к администрации городского округа о возмещении ущерба, причиненного пожаром. Судом было установлено, что загорание жилого дома истицы произошло вследствие возгорания расположенных в непосредственной близости деревянных сараев, находившихся между домами, пламя с которых перешло на дом истицы. Земельный участок, на котором расположены заброшенные сараи, относится к государственным землям, собственность на которые не разграничена.

Судами двух инстанций в иске было отказано. Верховный Суда РФ, направляя дело на новое рассмотрение, указал, что согласно ст. 210 ГК РФ ответственность за надлежащее и безопасное содержание имущества несет собственник, а соответственно, ущерб, причиненный вследствие ненадлежащего содержания имущества, в таком случае подлежит возмещению собственником, если он не докажет, что вред причинен не по его вине. При этом бремя содержания имущества предполагает в том числе принятие разумных мер по предотвращению пожароопасных ситуаций. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования. Полномочия собственника земельного участка в данном случае осуществлялись органом местного самоуправления.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Непринятие органом местного самоуправления мер к устранению пожарной опасности в отношении бесхозного имущества является основанием для возложения на него ответственности за ущерб, причиненный гражданину пожаром (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.10.2017 N 5-КГ17-150).

Читайте также: