Прекращение права постоянного бессрочного пользования земельным участком в бюджетном учете

Обновлено: 16.05.2024

С учетом изменений, внесенных в Инструкцию N 157н Приказом Минфина России от 29.08.2014 N 89н, земельные участки, используемые государственными (муниципальными) учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования, должны быть учтены на балансе учреждения. Напомним, что до внесения названных изменений учет таких объектов осуществлялся за балансом. Подробнее о новом порядке учета указанных земельных участков расскажем в данной статье.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Правовые основы использования земельных участков государственными (муниципальными) учреждениями

В силу п. 1 ст. 20 ЗК РФ государственным (муниципальным) учреждениям земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования. Такое право пользования земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, предоставляется учреждению на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (п. 1 ст. 268 ГК РФ, ст. 29 ЗК РФ).

Учреждения, которым предоставлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляют владение и пользование этими участками в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участков в пользование. Кроме того, указанные учреждения вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участки в целях, для которых они предоставлены, включая возведение для названных целей на участках зданий, сооружений и другого недвижимого имущества (ст. 269 ГК РФ).

Основаниями для прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками являются (ст. 45 ЗК РФ):

  • отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
  • ненадлежащее использование земельных участков;
  • изъятие земельных участков для государственных (муниципальных) нужд;
  • иные случаи, предусмотренные федеральными законами.

Учреждения, использующие земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими участками (п. 4 ст. 20 ЗК РФ).

Общий порядок учета земельных участков

Согласно новой редакции п. 71 Инструкции N 157н земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем аналитическом счете счета 103 00 "Непроизведенные активы" на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельными участками, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельными участками, расположенными за пределами территории РФ).

Таким аналитическим счетом является счет 103 11 000 "Земля - недвижимое имущество учреждения".

Первоначальной стоимостью земельных участков, находящихся на праве бессрочного пользования у учреждений, признается их кадастровая стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 23 Инструкции N 157н).

Стоит отметить, что установление кадастровой стоимости земельных участков осуществляется путем проведения государственной кадастровой оценки земель. Данная стоимость указывается в кадастровом паспорте земельного участка. Также узнать кадастровую стоимость участка можно, запросив у органа кадастрового учета справку о стоимости объекта (ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ ). Ее форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 01.10.2013 N 566.

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Обратите внимание! До внесения изменений в Инструкцию упомянутым ранее Приказом Минфина России N 89н стоимость земельных участков отражалась на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".

Новый порядок учета земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования (то есть отражение их на счете 0 103 11 000), применяется при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 г., если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения (п. 2 Приказа Минфина России N 89н). Исходя из этого, по состоянию на 31 декабря 2014 г. стоимость земельных участков, используемых учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования, должна быть переведена с забалансового учета на баланс.

Порядок такого перевода установлен Письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918.

Каждому земельному участку, как и иному объекту непроизведенных активов, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета. Указанный инвентарный номер сохраняется за ним на весь период его учета. Следует отметить, что инвентарные номера выбывших (списанных) объектов непроизведенных активов вновь принятым к учету объектам нефинансовых активов не присваиваются (п. п. 80, 81 Инструкции N 157н).

Аналитический учет земельных участков как объектов непроизведенных активов ведется в инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031). В целях контроля соответствия учетных данных по земельным участкам, числящимся на счете 103 11, их фактическому наличию составляется оборотная ведомость по нефинансовым активам (ф. 0504035) (п. 82 Инструкции N 157н).

Согласно п. 83 Инструкции N 157н учет операций по выбытию и перемещению непроизведенных активов, в том числе земельных участков, используемых на праве постоянного (бессрочного) пользования, ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Корреспонденция счетов по поступлению и передаче земельных участков

Корреспонденция счетов для государственных (муниципальных) учреждений определяется в соответствии с Инструкциями N N 162н , 174н , 183н , разработанными специально для отдельных типов таких учреждений: казенных, бюджетных и автономных соответственно.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Поскольку названные Инструкции не могут противоречить нормам Инструкции N 157н, в них планируется внести изменения, предусматривающие отражение операций по поступлению и выбытию земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования, с использованием счета 0 103 11 000. Соответствующие проекты приказов размещены на официальном сайте Минфина.

Рассмотрим предлагаемую данными проектами корреспонденцию счетов по отражению указанных земельных участков.

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 06.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.12.2021) > Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю > Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при:

использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;

3) утратил силу с 1 апреля 2015 года. - Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Судебная практика и законодательство — Земельный кодекс РФ. Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Правовые основания для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками установлены пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, который также предусматривает возможность расширения федеральным законодателем перечня таких оснований. Пункт 3 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому решение о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками принимается судом, за исключением случаев, установленных федеральными законами, допускает тем самым возможность введения для таких случаев внесудебного порядка лишения данного права.

    Куда обратиться?
      Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Казани. Местонахождение: Казань, ул.Баумана, д.52/7; ул.Груздева, д.5.

    График работы: ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 9.00 до 18.00, обед с 12.00 до 13.00, приемные дни: вторник, четверг, с 14.00 до 17.00.

    График приема граждан и представителей юридических лиц сотрудником Комитета, осуществляющим консультацию граждан и представителей юридических лиц по вопросам прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и прием заявлений: с понедельника по пятницу, с 9.00 до 12.00 и с 13.00 до 17.30, по адресу: Казань, ул.Баумана, д.52/7, каб.12; ул.Груздева, д.5, каб.103а.

    1) Заявление в одной из форм:

    - в электронной форме, подписанное (заверенное) простой электронной подписью посредством учетной записи ЕСИА, через портал муниципальных услуг муниципального образования города Казани;

    - по форме, сгенерированной информационной системой, принимающей заявление;

    2) копия документа, удостоверяющего личность, или его скан-копия (при заполнении электронной формы);

    3) копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия представителя (если от имени заявителя действует представитель), или их скан-копии (при заполнении электронной формы).

    Заявление на предоставление муниципальной услуги и прилагаемые документы могут быть представлены (направлены) заявителем одним из следующих способов:

    - лично (лицом, действующим от имени заявителя на основании доверенности);

    - в электронной форме, подписанное (заверенное) простой электронной подписью посредством учетной записи ЕСИА, через портал муниципальных услуг муниципального образования города Казани, портал государственных и муниципальных услуг Республики атарстан или единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

    • Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины
      • Муниципальная услуга предоставляется на безвозмездной основе.

      1) Подача документов ненадлежащим лицом;

      2) представление документов в ненадлежащий орган;

      3) несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в регламенте;

      4) в заявлении и прилагаемых к заявлению документах имеются неоговоренные исправления, серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание;

        Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги

        Основания для приостановления предоставления муниципальной услуги:

        - наличие судебного спора в отношении земельного участка;

        - в случае необходимости направления запросов в органы, указанные в регламенте;

        - выявление структурными подразделениями Исполнительного комитета Казани в процессе предоставления муниципальной услуги наличия недостоверных сведений, представленных заявителем, либо отсутствия каких-либо сведений.

        Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги:

        1) отсутствие каких-либо сведений или наличие недостоверных сведений в документах, представляемых заявителем;

        2) поступление ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;

        3) земельный участок не относится к муниципальной собственности либо не относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена;

        4) несоответствие сведений, указанных в заявлении, сведениям, содержащимся в документах, прилагаемых к заявлению

        Срок предоставления муниципальной услуги приостанавливается:
        - при наличии судебного спора в отношении земельного участка до вступления в силу судебного акта;

        - при необходимости направления запросов в органы, указанные в регламенте, до получения ответа;

        [О правовой позиции по вопросу переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в Санкт-Петербурге]

        Запрос
        депутата ЗС Ольховского А.С. Губернатору Санкт-Петербурга Матвиенко В.И.

        от 22 апреля 2010 года N 003054-3

        Уважаемая Валентина Ивановна!

        На моем контроле с 2007 года стоит обращение членов гаражно-строительного кооператива "Дачное-2" (далее - ГСК "Дачное-2") по вопросу переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся по адресу: пр.Народного Ополчения, участок 1 (севернее дома 22, литера К, по пр.Народного Ополчения).

        В соответствии с актом о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 18.10.1971 N 7760/7027, изданного на основании решения Исполнительного комитета Кировского районного Совета депутатов трудящихся от 28.11.1968, ГСК "Дачное-2" был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 2,37 га. В соответствии с решением Исполкома Ленсовета от 11.04.1988 N 277, ГСК "Дачное-2" разрешена прирезка дополнительного земельного участка для строительства гаражей. Общая площадь - 3,45 га. На указанной территории в настоящий момент располагаются 834 гаража.

        С декабря 2005 года ГСК "Дачное-2" безуспешно пытается выполнить требование Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", согласно которому право бессрочного пользования земельным участком должно быть переоформлено на право аренды или право собственности (по выбору правообладателя земельного участка). На протяжении пяти лет кооперативу под различными предлогами отказывают в выдаче необходимых документов, в проведении межевания и кадастрового учета земельного участка. По данным фактам я и мои коллеги неоднократно обращались к Вам в депутатских запросах (N 803826-3 от 17.04.2008, N 805515-3 от 05.06.2008, N 900360-3 от 22.01.2009, N 900756-3 от 05.02.2009).

        Основной причиной отказа является то, что, по мнению исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, ГСК "Дачное-2" должно подтвердить право собственности на строения, расположенные на занимаемом земельном участке.

        Так, согласно последнему ответу Комитета по градостроительству и архитектуре от 08.04.2010 N 1-4-18404/3 на обращение ГСК "Дачное-2", пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распространяется только на те юридические лица, которым одновременно предоставлены земельные участки на праве бессрочного пользования и которые являются собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.

        Такое толкование норм Федерального закона вызывает недоумение.

        Вышеупомянутый пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" предусматривает, что юридические лица, за исключением указанных в п.1 ст.20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность. Такое переоформление осуществляется по правилам ст.36 Земельного кодекса РФ. При этом указанная норма закона не предусматривает какого-либо ограничения. Все юридические лица, которые не имеют права в силу требований ст.20 Земельного кодекса РФ обладать земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны осуществить переоформление прав на данные земельные участки. Данная норма не требует, чтобы на таком земельном участке обязательно находились здания, строения или сооружения. Отсылка к положениям ст.36 Земельного кодекса лишь указывает, что переоформление производится в порядке, установленном указанной статьей.

        Аналогичная позиция высказана и в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" и в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 14711/05. Данные судебные акты указывают на следующее:

        - "лица, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса РФ, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным ст.36 Земельного кодекса РФ независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки".

        - "Отсутствие на спорном земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего истцу на праве собственности, не может служить препятствием для переоформления им права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности". Насколько мне известно, аналогичной позиции в отношении земельных участков, право постоянного (бессрочного) пользования на которые подлежат переоформлению, придерживается и Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга.

        Однако Комитет по градостроительству и архитектуре, как видно из ответа на обращение ГСК "Дачное-2", имеет свое толкование норм федерального законодательства, отличное не только от позиции ведущего имущественного комитета Санкт-Петербурга, но и от позиции высших судебных органов, давно разъяснивших, как следует применять нормы Земельного кодекса.

        На основании изложенного прошу Вас сообщить:

        1. Существует ли в Санкт-Петербурге единая правовая позиция по вопросу переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками?

        2. Является ли позиция по применению норм ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", высказанная в письме Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, верной и единой для всех исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга?

        3. Как в Санкт-Петербурге ведется работа по упорядочению правоприменительной практики, и, в частности, правоприменительной практики по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и доводится ли данная информация до всех исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга?

        Ответ
        Губернатора Санкт-Петербурга Матвиенко В.И. депутату ЗС Ольховскому А.С.

        от 5 мая 2010 года N 003054-3

        Уважаемый Александр Сергеевич!

        Рассмотрев Ваш запрос от 22.04.2010 N 003054-3, сообщаю следующее.

        В Санкт-Петербурге существует единая правовая позиция по вопросу переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Практика применения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга соответствующих положений Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не противоречит сложившейся судебной практике и позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

        Пунктом 2 статьи 3 указанного Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

        Указанные юридические лица, в том числе гаражно-строительные кооперативы, которым ранее были предоставлены земельные участки не под цели возведения объектов недвижимости (на которых отсутствуют объекты недвижимости), имеют право на оформление аренды или права собственности на занимаемые земельные участки только в случае, если ранее данные земельные участки были предоставлены им на праве постоянного (бессрочного) пользования решением уполномоченного исполнительного органа государственной власти. Право постоянного (бессрочного) пользования должно быть подтверждено надлежащим документом установленной формы. Подтверждение ранее возникшего права также возможно в судебном порядке.

        Если юридическому лицу земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставлялся, то оформление аренды или права собственности возможно в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии на земельном участке объектов недвижимости и подтверждении прав юридического лица на данные объекты.

        Гаражно-строительный кооператив "Дачное-2" (далее - кооператив) не располагает документами, подтверждающими надлежащее предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, и документами, подтверждающими нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, которыми кооператив владеет на каком-либо праве, предоставление копий которых предусмотрено действующим порядком утверждения границ фактически используемых земельных участков, утвержденным распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка".

        По информации, представленной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, обладающим на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 N 640, полномочиями по утверждению границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством и в установленном порядке, определить границы земельного участка, предоставленного кооперативу актом от 18.10.1971 N 7760/7027 о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации, не представляется возможным, поскольку кооперативом не представлен план землепользования с обозначением границ земельного участка, являющийся неотъемлемой частью указанного акта.

        Электронный текст документа
        подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
        "Вестник Законодательного Собрания
        Санкт-Петербурга", N 17,
        17 мая 2010 года

        О правовой позиции по вопросу переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в Санкт-Петербурге

        Информацию о значении атрибутов документа см. "Юридическая справка"

        О порядке вступления в силу документа см. раздел "Вступление в силу"

        Читайте также: