Прекращение церковной собственности в государственную это

Обновлено: 03.05.2024

Во всех государствах, в которых, предпринята была секуляризация, частью при самой же секуляризации, частью в силу позднейших конкордатов и окружных булл, государство приняло на себя обязанность обеспечить существование церковных учреждений оставлением за ними известного количества недвижимости и постоянным денежным жалованьем, а также чрезвычайными пособиями в случаях надобности. Жалованьем же заменены, или даже без вознаграждения уничтожены десятины, получавшиеся католической церковью с землевладельцев. У нас, при обращении церковных имений в собственность государства, оставлено было за архиереями и монастырями известное количество земли и угодий, которое впоследствии было увеличено, и назначено было ежегодное денежное жалованье из государственной казны. Государством отпускаются потребные денежные суммы на устройство и обеспечение новых епархий, на духовно-учебное дело, на церковно-приходские школы и на сложную администрацию по заведованию этими последними и проч. Насколько обеспечением материального быта духовенства обеспечивается существование самых церковных учреждений, при которых оно состоит, можно сказать, что государственные же дотации есть главный источник для имущественного обеспечения массы приходских церквей (сельских) вместе с их духовенством (о средствах содержания духовенства см. ниже § 121). Кроме государственной дотации, земельной и денежной, церковь может приобретать имущество разными способами, как безмездными (пожертвование, отказ по завещанию), так и возмездными (купля и мена); но существуют и известные ограничения в смысле амортизационных законов. Именно приобретение недвижимых имений в церковную собственность утверждается совершением узаконенных крепостных актов не иначе, как по исходатайствовании на то каждый раз через св. синод, но без посредства каких-либо государственных учреждений, высочайшего соизволения. Однако, если недвижимость должна поступить в собственность церковных учреждений в силу завещания, завещание все-таки должно быть утверждаемо к исполнению окружным судом прежде испрошения высочайшего соизволения на принятие завещанного имущества. Самое право на обладание завещанным имуществом и на доходы с него, по разъяснению сената, приобретается церковным учреждением с момента смерти завещателя, а не с момента воспоследования высочайшего соизволения. В отношении к духовно-учебным заведениям существует исключение: укрепление в их собственность недвижимых имуществ разрешается самим св. синодом, без испрошения высочайшего соизволения. Кроме того, по разъяснению правит. сената, не требуется предварительного испрошения высочайшего соизволения для приобретения недвижимости в церковную собственность по давности владения. Другие христианские церкви, существующие в России, подлежа тому же ограничительному правилу в отношении приобретения недвижимости (предварительное испрошение надлежащего разрешения), ограничены и в отношении к приему денежных пожертвований: на принятие пожертвований свыше известной цифры требуется разрешение то церковных же административных учреждений данного вероисповедания, то департамента духовных дел иностранных исповеданий и министра внутренних дел (см. т. XI, ч. I св. зак. изд. 1896 г. ст. 113 и 114, 714, 718, 1214). Прекращение церковной собственности путем отчуждения, как скоро дело идет о недвижимом имуществе, возможно не иначе, как с высочайшего соизволения. Только ненужные церковные имущества могут быть отчуждаемы с разрешения разных правительственных органов, без испрошения высочайшего соизволения. И затем продажа и обмен недвижимых имуществ, принадлежащих православным духовно-учебным заведениям, а также отчуждение церковных земель при экспроприации под железную дорогу разрешаются св. синодом. По вопросу о возможности утраты церковной собственности силой давности стороннего владения, прав. сенат, после многих колебаний, разъяснил в 1902 г. что церковные земли подлежат общей земской десятилетней давности. Этот взгляд сената находит себе подтверждение в восточном каноническом праве. Правда, в законодательстве римских христианских императоров был установлен принцип неотчуждаемости церковных имуществ, причем понятие отчуждения понималось в самом широком смысле, именно не только в смысле продажи, мены, дарения, но и в смысле всяких юридических сделок, вредных для имущественных интересов церкви, как отдача в бессрочный эмфитевзиз, обременение сервитутами, специальный залог (генеральная гипотека допускалась) и даже приобретение убыточного имения. Но принцип неотчуждаемости ослаблялся массой исключений. Во-первых, за императором самим оставалось право изъять имущество из собственности церковной, и не только в смысле современной экспроприации на общеполезные цели, но и по прошениям частных лиц, желавших купить и получить церковное имущество в свою собственность. Во-вторых, отчуждение возможно было и по договорным сделкам, отчасти требовавшим императорского утверждения, отчасти не предполагавшим такового, напр. для возведения новых или для восстановления упавших церковных строений, для приобретения необходимых церковных сосудов, для уплаты долгов, на выкуп пленных и проч. Что касается бессрочного эмфитевзиса, он сделался даже обычной формой утилизирования церковью ее земельных имуществ, как об этом можно заключать из 12 правила VII всел. собора, оговорившего лишь, что церковные земли должны отдаваться не лицам властным и сильным, а духовным лицам и земледельцам. Затем, при всей принципиальной широте понятия об отчуждении, императоры даже и не пытались никогда подвести под это понятие утрату церковной собственности силой давности стороннего владения. Исковое право церковных учреждений, отыскивающих свою собственность из стороннего владения, погашалось прескрипцией, срок которой в нов. CXXXI гл. 6 определен был в 40 лет. А что касается узукапирования сторонним владельцем церковного имущества, то не допускалась, правда, ординарная или обыкновенная узукапия (3 года для движимости, 10 или 20 лет для недвижимости, смотря по тому, inter praesentes или inter absentes происходило дело), но допускалась чрезвычайная 40 л. узукапия. Что эта идея усвоена была и каноническим правом, видно ясно из толкования Аристина к 17 правилу халкидонскому, где допускается применение давности в спорах о недвижимом имуществе как между двумя церквами, так и между церковью и частным лицом; в последнем случае исковое право церкви погашается 40 л. прескрипцией, в первом 30-ти летней. Закон о 40-летней погасительной давности вошел в 42 гл. печатной кормч., и на него ссылался патриарший разряд при Никоне (Акты, относ. до гражд. расправы, изд. Феодотовым Чеховским т. II, N 122). В духовной литературе заявлено, что допущение возможности приобретения церковных недвижимостей по давности посторонними владельцами будет иметь своим последствием утрату церковью массы земель. Трудно понять, каким образом возможно подобное явление. Церковные земли предписано обозначать в клировых ведомостях, которые проверяются благочинными и консисториями. Исчезновение церковных земель могло бы быть объяснено единственно недобросовестностью администраторов и небрежностью надзирающих властей. А против недобросовестности и небрежности нужно бороться иными средствами, но не колебанием общих юридических принципов.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.


Секуляризационная реформа 1764 года — изъятие церковных владений, упразднение части монастырей, и определение содержания для епархий и некоторых обителей, проведенные правительством Российской империи в 1764 году.

Причины и подготовка реформы

Кроме того, в наследие от XVI и XVII веков Российской империи досталось непомерное количество монастырей, многие из которых к середине XVIII века оказались с минимальным числом монашествующих или совсем обезлюдели.

О подготовке реформы распорядилась в 1757 году богомольная императрица Елизавета Петровна, а её преемник Пётр III потребовал ускорить подготовку манифеста. За три месяца до своего свержения он успел подписать указ, предусматривавший передачу недвижимых церковных имуществ вместе с Коллегией экономии в ведомство Сената, а также прекращение дотирования монастырей, не способных обеспечить себя самостоятельно. Этот указ предельно обострил отношения императора, вообще не особо уважительно относившегося к православию, с Русской церковью.

Секуляризация: суть и возникновение

Термин возник в XVII веке, однако страны Европы начали конфискацию имущества церквей и монастырей гораздо раньше: при Реформации, во время первых буржуазных революций. В XVI веке процесс обращения государством церковной земельной собственности в светскую начался в Нидерландах и Англии. По причине Английского переворота середины XVII века вовсе были уничтожены архиепископства, епископства, а их имущество перешло к джентри.

Еще более масштабная секуляризация происходила в XVIII веке. Во Франции земли духовенства были национализированы после окончания Великой французской революции. Наполеоновские войны положили начало всеобщей западноевропейской конфискации храмового имущества в пользу государства.

Что касается Российской империи, то ограничить владения духовенства власть безуспешно пыталась еще с XV века. Но большую часть своих владений РПЦ начала терять из-за реформы, которая была проведена в годы правления Петра I. Он считал, что монастырские земли не используются должным образом, приносят мало пользы. Император уничтожил льготные права обителей, а в 1701 году возобновил деятельность монастырского приказа. С этого времени хозяйство, доходы обителей перешли под контроль светской власти.

Елизавета Петровна, а также ее преемник Петр III подготавливали радикальную церковную реформу, однако секуляризация церковных земель при Екатерине II превзошла все предыдущие проекты.

Предпосылки реформы и историческая обстановка

Инициатором реформы стала императрица Екатерина II. Причиной этого послужило огромное количество беломестных земель — это церковные вотчины, освобожденные от всех налогов. Подобная ситуация не устраивала правительство, так как значительно снижало доходы в государственную казну. Согласно официальным данным во владениях церкви располагалось почти 9 млн. десятин земли и чуть менее 1 млн. крепостных крестьян мужского пола (это без учета женщин и детей).

Ещё в 1757 году императрица Елизавета Петровна издала распоряжение о подготовке реформы. Продолжателем её трудов стал наследник Пётр III. Незадолго до своего свержения им был подписан указ о прекращении выплаты дотаций тем монастырям, которые не могли содержать себя сами и передачи их в собственность Коллегии экономии. Такие решения были восприняты как историческая закономерность среди дворянства, но вызвали волну враждебности от представителей духовенства.

Содержание Манифеста о секуляризации монастырских земель

Ход реформы

  • 1 класс: 15 мужских, 4 женских
  • 2 класс: 41 мужской, 18 женских
  • 3 класс: 100 мужских, 45 женских

Через два года, 31 марта (11 апреля) 1764 года, вышло следующее дополнительное распоряжение: монастыри за штатом (заштатные) должны быть также разделены на 3 класса:

  • 1 класс — 20 монастырей
  • 2 класс — 56
  • 3 класс — 85

Итого 161 монастырь с 1247 монашествующими. Остальные 149 монастырей упразднялись. Оставшиеся заштатные монастыри должны были существовать либо на добровольные приношения, либо за счёт расположенной около обителей земли, обрабатываемой монахами собственными силами. Таким образом, в Великороссии оставалось всего 387 монастырей.

Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии. В 1786 году аналогичная ситуация установилась в Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях, а в 1788 году — в Курской, Екатеринославской, Харьковской и Воронежской губерниях.

Итоги и результаты церковной реформы Екатерины II

  • Упразднено 567 из 954 монастырей.
  • 9 млн. га земли перестали быть монастырской и церковной собственностью и были переданы Коллегии экономии.
  • Около 1 млн податных душ (здоровое мужское население, вместе с детьми и женщинами — около 2 млн.) больше не принадлежало монастырям и перешло под налогообложение государством в 1,5 рубля оклада — из этих денег и финансировалась церковь, напрямую государством.
  • Ликвидирована способность церкви к самостоятельному существованию.

Церковная реформа Екатерины II поставила окончательную точку в многовековом споре русских патриархов и российских монархов. Последних заботило то, что огромные церковные угодья не облагались налогами и не могли быть использованы для нужд государства. Теперь, после проведения реформы, настоятели заботились о вопросах содержания храмов, а часть земель передавалась в руки крестьян, которые до этого на ней же и работали.

Русская церковь XIX века

В начале следующего столетия Александр I несколько ослабил контроль за деятельностью духовенства. С позволения государя монастыри получили право покупать пустующие земли. При Николае I улучшилось их материальное положение за счет отведенных под обители лесных участков. Открылись некоторые закрытые, а также были построены новые храмы и обители. К 1896 году было окончено строительство известного Ново-Афонского монастыря.

Важными центрами паломничества до сих пор остаются Оптинская пустынь и Дивеевский монастырь. При Александре II было разрешено строительство без испрашивания воли императора. Благодаря уступкам со стороны государства именно в XIX веке было заложено большое количество новых особножитий.

Сегодня уже нет никаких сомнений в том, что разрешить подобные коллизии способен только адекватный закон о реституции церковного имущества. Вопрос лишь в том, каким образом сделать так, чтобы возвращение имущества не его непосредственному владельцу, но его преемникам той или иной степени легитимности, не привело к еще большим проблемам и неурядицам, нежели существуют сегодня в условиях отсутствия подобных механизмов.

В итоге Правительственная комиссия под руководством Президента Медведева утвердила концепцию передачи в собственность церкви имущества религиозного назначения, согласно которой Церкви предлагается передать в собственность имущество, уже сейчас находящееся в ее безвозмездном бессрочном пользовании. Речь идет не только о культовых зданиях и сооружениях с относящимися к ним земельными участками, но и о внутреннем убранстве церквей, включая предметы, необходимые для совершения богослужения. И вот сегодня концепция наконец может стать правительственным законопроектом, а, соответственно, практически автоматически и законом. Во всяком случае, известно, что Владимир Путин поручил кабинету министров доработать проект уже к февралю 2010 года.

В итоге Церковь стала крупнейшим землевладельцем и лишь петровская и екатерининская секуляризации монастырских угодий несколько сократили масштаб церковной экономической влиятельности. Российской империи была нужна не столько духовная, сколько военная мощь, а потому факт переплавки Петром I церковных колоколов на пушки сегодня уже никого не удивляет, хотя в те годы это казалось явным кощунством. Именно поэтому советская эпоха стала лишь наиболее грубым и агрессивным продолжением тех процессов, которые начались еще в XVII столетии. В конечном же итоге Церковь оказалась лишена фактически всего, в том числе, и собственных храмов, которые, как уже было сказано ранее, до сих пор находятся лишь в церковном пользовании, а не собственности.

Еще один немаловажный камень преткновения – вопрос налогообложения церковного имущества. Даже если предположить тот факт, что государство пойдет навстречу Церкви и примет целый комплекс новых законов, предоставляющих беспрецедентные налоговые льготы, нельзя предположить, что новоявленный крупный собственник будет полностью освобожден от этой повинности. И не возникнет ли ситуация, когда Церкви ради того, чтобы сохранить малое, придется жертвовать большим, как минимум, сдавая в аренду только что обретенную собственную недвижимость, а, возможно, даже начать распродажу ее части.

Следует также отметить, что в соответствии с правительственной концепцией в собственность Церкви не смогут поступить особо ценные памятники архитектуры, включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (например, храм Василия Блаженного или храмовый ансамбль Московского Кремля). Однако, по всей видимости, в сегодняшней ситуации Церковь вполне устраивает возможность совершения в подобных храмах более или менее регулярных богослужений, не претендуя на приобретение их в непосредственную собственность.

Действительно, Церковью уже несколько лет назад был создан специальный Центр инвестиционных программ и уже разработан целый ряд инвестиционных проектов общероссийского значения. Однако это отнюдь не значит, что, как утверждают некоторые критически настроенные по отношению к Церкви СМИ, данные проекты чуть ли не в первую очередь будут направлены на строительство коммерческих объектов – офисных, торговых и жилых комплексов. Хотя и в данном случае не совсем ясно, почему Церковь, формально отделенная от государства и являющаяся столь же свободным субъектом рыночных отношений, как и любой другой независимый институт, не имеет права на реализацию собственных коммерческих инвестиционных проектов. По всей видимости, здесь мы имеем дело исключительно с эмоциональной составляющей.

Однако подошла пора подвести дебеты с кредитами и расставить все точки надо всеми “i”. Так кто же все-таки приобретет, а кто потеряет в результате процесса церковной реституции? И вот здесь мы сталкиваемся с целым рядом антиномий, которые не присущи имущественному переделу, проходящему между светскими институтами.

Во-первых, возвращение церковного имущества даже в том объеме, в котором это определила правительственная комиссия, вызывает закономерное возрастание как экономического, так и политического рейтинга Церкви. И если до уже упоминавшегося воссоединения РПЦ и РПЦЗ церковные власти субординационно находились на несколько ступеней ниже власти светской, то в случае удачного распоряжения предоставившейся ей собственностью (что, в принципе, несложно, поскольку даже среди священнослужителей Московского патриархата немало выдающихся экономистов) Церковь вполне может стать фактическим государством в государстве со всеми плюсами и минусами подобного положения.

И, наконец, в-четвертых, Церковь, а, точнее, некоторые ее деятели, действительно, могут не выдержать соблазна собственностью и настолько обмирщиться в процессе коммерческой деятельности, что в результате этой работы Церковь может потерять свой фактически непререкаемый на сегодняшний момент духовный авторитет.

1. Средства Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений образуются из:

а) пожертвований при совершении богослужений, Таинств, треб и обрядов;

б) добровольных пожертвований физических и юридических лиц, государственных, общественных и иных предприятий, учреждений, организаций и фондов;

в) пожертвований при распространении предметов православного религиозного назначения и православной религиозной литературы (книг, журналов, газет, аудиовидеозаписей и т.п.), а также от реализации таковых предметов;

г) доходов, получаемых от деятельности учреждений и предприятий Русской Православной Церкви, направляемых на уставные цели Русской Православной Церкви;

д) отчислений синодальных учреждений, епархий, епархиальных учреждений, миссий, подворий, представительств, а также приходов, монастырей, братств, сестричеств, их учреждений, организаций и др.;

е) отчислений от прибыли предприятий, учрежденных каноническими подразделениями Русской Православной Церкви самостоятельно или совместно с иными юридическими или физическими лицами;

ж) иных не запрещенных законодательством поступлений, в том числе доходов от ценных бумаг и вкладов, размещенных на депозитных счетах.

2. Общецерковный план расходов формируется за счет средств, отчисляемых епархиями, ставропигиальными монастырями, приходами города Москвы, а также поступающих целевым назначением из источников, упомянутых в статье 1 настоящей главы.

3. Распорядителем общецерковных финансовых средств является Патриарх Московский и всея Руси и Священный Синод.

4. Русская Православная Церковь может иметь в собственности здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения деятельности Русской Православной Церкви, в том числе отнесенное к памятниками истории и культуры, или получать таковое в пользование на иных законных основаниях от государственных, муниципальных, общественных и иных организаций и граждан в соответствии с законодательством страны нахождения этого имущества.

Русская Православная Церковь имеет собственное движимое и недвижимое имущество в дальнем зарубежье.

5. Имущество, принадлежащее каноническим подразделениям Русской Православной Церкви на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, в том числе культовые здания, здания монастырей, общецерковные и епархиальные учреждения, духовные учебные заведения, общецерковные библиотеки, общецерковные и епархиальные архивы, иные здания и сооружения, земельные участки, предметы религиозного почитания, объекты социального, благотворительного, культурно-просветительного и хозяйственного назначения, денежные средства, литература, иное имущество, приобретенное или созданное за счет собственных средств, пожертвованное физическими и юридическими лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также переданное государством и приобретенное на других законных основаниях, является имуществом Русской Православной Церкви.

6. Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим Русской Православной Церкви на правах собственности, пользования и на иных законных основаниях определяется настоящим Уставом, правилами, утвержденными Священным Синодом, и Положением о церковном имуществе.

7. Право распоряжения имуществом Русской Православной Церкви принадлежит Священному Синоду.

Владение и пользование указанным имуществом осуществляется каноническими подразделениями на основе канонической, юридической и материальной подотчетности вышестоящему каноническому подразделению Русской Православной Церкви.

Право частично распоряжаться данным имуществом, за исключением культовых зданий, зданий монастырей, епархиальных учреждений, духовных учебных заведений, общецерковных, епархиальных и иных архивов, общецерковных библиотек, предметов религиозного почитания, имеющих историческое значение, Священный Синод делегирует каноническим подразделениям, владеющим этим имуществом и использующим его на основе подотчетности соответствующему вышестоящему каноническому подразделению Русской Православной Церкви.

8. Автономные и Самоуправляемые Церкви, Экзархаты и Митрополичьи округа используют для своих нужд земельные участки, здания, в том числе культовые, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, включая отнесенные к памятникам истории и культуры, а также любое другое имущество, необходимое им для обеспечения своей деятельности, предоставляемое государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством страны нахождения Автономной и Самоуправляемой Церкви, Экзархата и Митрополичьего округа, или имеют его в собственности.

9. Автономные и Самоуправляемые Церкви, Экзархаты и Митрополичьи округа принадлежащее им имущество используют в порядке, установленном Положением о церковном имуществе.

10. Московская Патриархия и синодальные учреждения вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания, в том числе культовые, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, включая отнесенные к памятникам истории и культуры, а также любое другое имущество, необходимое им для обеспечения своей деятельности, предоставляемое государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с действующим законодательством, или иметь его в собственности.

11. Московская Патриархия и синодальные учреждения принадлежащее им имущество используют в порядке, установленном Положением о церковном имуществе.

12. Распорядителем денежных средств Московской Патриархии является Патриарх Московский и всея Руси.

13. Синодальные учреждения финансируются из общецерковных средств и путем самофинансирования за счет средств, поступающих из источников, упомянутых в статье 1 настоящей главы.

14. Распорядителями средств синодальных учреждений в пределах плана расходов являются их руководители.

15. Епархиальные бюджеты формируются из источников, упомянутых в статье 1 настоящего раздела.

16. Распорядителем общеепархиальных средств является епархиальный архиерей.

17. Епархия вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания, в том числе культовые, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, включая отнесенные к памятникам истории и культуры, а также любое другое имущество, необходимое им для обеспечения своей деятельности, предоставляемое государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством страны нахождения епархии, или иметь его в собственности.

18. Имущество, принадлежащее епархии на правах собственности, в том числе здания, сооружения, предметы религиозного назначения, объекты социального, благотворительного, культурно-просветительного и хозяйственного назначения, земельные участки, денежные средства, литература, иное имущество, приобретенное или созданное за счет собственных средств, пожертвованное физическими и юридическими лицами — предприятиями, учреждениями и организациями, переданное государством, а также приобретенное на других законных основаниях, является имуществом Русской Православной Церкви.

19. В случае ликвидации епархии как юридического лица ее движимое и недвижимое имущество религиозного назначения, принадлежащее ей на правах собственности, переходит в собственность Русской Православной Церкви, в том числе в лице Московской Патриархии. Иное имущество реализуется для удовлетворения обязательств перед кредиторами, а также для исполнения договорных и иных законных требований юридических и физических лиц. Остальное имущество после удовлетворения законных претензий кредиторов переходит в собственность Русской Православной Церкви, в том числе в лице Московской Патриархии.

20. При ликвидации епархии все имущество, полученное ею на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, пользования и на иных законных основаниях, в порядке и на условиях, установленных законом страны нахождения епархии, переходит в распоряжение Русской Православной Церкви, в том числе в лице Московской Патриархии.

21. Финансовые ресурсы прихода, монастыря, духовного учебного заведения, братства и сестричества формируются из источников упомянутых в статье 1 настоящей главы.

Смета расходов духовных учебных заведений утверждается епархиальным архиереем, а при наличии общецерковного финансирования представляется епархиальным архиереем на утверждение Патриарха Московского и всея Руси с предварительным рассмотрением ее Учебным комитетом.

22. Распорядителями финансовых средств прихода, монастыря, духовного учебного заведения, братства и сестричества, на основе подотчетности епархиальному архиерею в пределах утвержденных им бюджетов, являются, соответственно, председатель приходского совета на основе подотчетности приходскому собранию и с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Уставом и уставом прихода, игумен (игумения) или наместник монастыря, ректор духовного учебного заведения, председатель братства или сестричества совместно с членами совета братства и совета сестричества.

23. Приход, монастырь, духовное учебное заведение, братство и сестричество вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания, в том числе культовые, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, включая отнесенные к памятникам истории и культуры, а также любое другое имущество, необходимое им для обеспечения своей деятельности, предоставляемое государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством страны нахождения прихода, монастыря, духовного учебного заведения, братства или сестричества, или иметь его в собственности.

24. Приход дополнительно к основному церковному зданию может по благословению епархиального архиерея иметь приписные храмы и часовни, в том числе в больничных учреждениях, в домах-интернатах, в домах для престарелых, в воинских частях, в местах лишения свободы, на кладбищах, а также в других местах — при соблюдении законодательства.

25. В установленном порядке приход, монастырь, духовное учебное заведение, братство или сестричество могут арендовать, а также строить или покупать в собственность дома и помещения для своих нужд, равно как и приобретать в собственность другое необходимое имущество.

26. Имущество, принадлежащее приходу, монастырю, духовному учебному заведению, братству или сестричеству на правах собственности, в том числе здания, сооружения, предметы религиозного назначения, объекты социального, благотворительного, культурно-просветительного и хозяйственного назначения, земельные участки, денежные средства, библиотеки, литература, иное имущество, приобретенное или созданное за счет собственных средств, пожертвованное физическими и юридическими лицами - предприятиями, учреждениями и организациями, переданное государством, а также приобретенное на других законных основаниях, является имуществом Русской Православной Церкви.

27. В случае ликвидации прихода, монастыря или духовного учебного заведения как юридического лица их движимое и недвижимое имущество религиозного назначения, принадлежащее им на правах собственности, переходит в собственность епархии. Иное имущество реализуется для удовлетворения обязательств перед кредиторами, а также для исполнения договорных и иных законных требований юридических и физических лиц. Остальное имущество после удовлетворения законных претензий кредиторов переходит к епархии.

28. При ликвидации прихода, монастыря или духовного учебного заведения все имущество, полученное ими на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, пользования и на иных законных основаниях, в порядке и на условиях, установленных законом страны нахождения прихода, монастыря, духовного учебного заведения, переходит в распоряжение епархии.

29. В случае ликвидации братства или сестричества как юридического лица их движимое и недвижимое имущество религиозного назначения, принадлежащее им на правах собственности, переходит в собственность прихода, при котором они созданы. Иное имущество реализуется для удовлетворения обязательств перед кредиторами, а также для исполнения договорных и иных законных требований юридических и физических лиц. Остальное имущество после удовлетворения законных претензий кредиторов переходит к вышеуказанному приходу.

30. При ликвидации братства или сестричества все имущество, полученное ими на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, пользования и на иных законных основаниях, в порядке и на условиях, установленных законом страны нахождения братства и сестричества, переходит в распоряжение прихода, при котором они созданы.

31. Зарубежные учреждения обеспечивают себя средствами в соответствии со своими возможностями и законами тех стран, на территории которых они находятся.

32. Зарубежные учреждения могут получать дотации из общецерковных средств. Размер этих дотаций утверждается Патриархом Московским и всея Руси.

33. Церковные суммы вносятся на хранение в банк на имя соответствующего заграничного учреждения и получаются по чекам за подписью распорядителей кредитов.

34. Зарубежные учреждения используют принадлежащее им имущество в порядке, установленном Положением о церковном имуществе.

35. Священный Синод имеет право финансовой ревизии общецерковных и епархиальных средств. Для осуществления такой ревизии им создается специальная синодальная комиссия.

36. Финансовая ревизия ставропигиальных монастырей осуществляется ревизионной комиссией, назначаемой Патриархом Московским и всея Руси.

37. Финансовая ревизия епархиальных монастырей, епархиальных учреждений и приходов проводится по указанию епархиального архиерея ревизионной комиссией, назначаемой епархиальной властью.

38. Приходские ревизионные комиссии действуют в соответствии со статьями 55-59 главы XVI настоящего Устава

39. Управление и учет церковного имущества производится материально ответственными лицами в соответствии с законом страны нахождения, требованиями настоящего Устава и Положения о церковном имуществе.

40. Употребление в храмах свечей и иных предметов церковного обихода, приобретенных и произведенных вне Церкви, не допускается.

Читайте также: