Предварительное согласование предоставления земельного участка краснодарский край

Обновлено: 17.05.2024

Ответственным исполнительным органом государственной власти города Севастополя за предоставление государственной услуги является Департамент.

При предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с МФЦ, Управлением государственной регистрации права и кадастра по г. Севастополю , Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя.

Круг заявителей

От имени заявителя при предоставлении государственной услуги вправе действовать его представитель при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, удостоверяющего представительские полномочия, оформленного в соответствии со статьями 185, 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Государственная услуга может быть предоставлена при обращении заявителя:

- лично (либо через представителя заявителя) - по месту нахождения МФЦ;

- почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в адрес Департамента. При этом подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Результат предоставления государственной услуги

Результатом предоставления государственной услуги является:

распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности (в случае завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия федерального конституционного закона, осуществляющегося на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года, - распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории) (далее - Распоряжение);

письменный мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.


Срок предоставления государственной услуги

Срок предоставления государственной услуги составляет 25 календарных дней с даты поступления заявления в адрес Департамента и всех необходимых документов.

Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе в электронной форме

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем:

2) документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица;

3) документ, удостоверяющий полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;

4) в случае направления заявления о приобретении прав на земельный участок посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя, а в случае направления такого заявления представителем юридического или физического лица - копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации в целях жилищного строительства;

6) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

7) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;

8) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, в том числе предусмотренные Приказом N 1;

9) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

10) инвестиционная декларация и договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне в случае, если заявителем является участник свободной экономической зоны.

В случае завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия федерального конституционного закона, осуществляющегося на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года, заявитель предоставляет следующие документы:

1) заявление (в случае направления заявления о приобретении прав на земельный участок посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя, при этом подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке)

2) документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, и личность представителя физического лица;

3) документ, удостоверяющий полномочия представителя физического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации) (в случае направления заявления представителем юридического или физического лица);

4) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

5) заверенные копии решений органа местного самоуправления или решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (в случае подачи документов через МФЦ копии заверяются сотрудником МФЦ, принимающим документы).


Нормами действующего земельного законодательства предусмотрена возможность предоставления земельных участков, находящихся в собственности государства или муниципального округа, гражданам или юридическим лицам при проведении открытых аукционов (торгов, конкурсов).

При этом, некоторые статьи Земельного кодекса позволяют приобретать земельные участки без проведения торгов – в отдельных предусмотренных законом случаях. Для таких ситуаций предварительное согласование является обязательной процедурой.

Что представляет собой эта процедура?

Такое согласование регулируется Земельным кодексом РФ, точнее – Статьёй 39.15. Положения, которые могут стать основанием для отказа в передаче земли ответственными органами содержатся в Статье 39.16 упомянутого ранее источника законов.

Данная процедура согласования должна проводиться, если земля, которая принадлежит государству, выделяется и предоставляется без проведения торгов.

На деле предварительное согласование – это экспертиза правовых оснований для выделения земли без проведения конкурса, включающая в себя выявление ограничений по передаче участка в собственность или аренду (его оборотоспособность, является ли он свободным) и проверку соблюдения всех необходимых строительных, санитарных, экологических стандартов в процессе согласования.

Когда нужно проводить?

Чтобы оформить права на земельный участок, он должен состоять в государственном кадастровом учёте. Постановку на учёт осуществляют с помощью кадастрового инженера, который приезжает на участок и составляет его паспорт.


Предварительное согласование должно быть проведено до приезда кадастрового инженера.

Чтобы идентифицировать земельный участок и определить его характеристики, необходимо утвердить его расположение на схеме кадастрового плана. Утверждение расположения проводят одновременно с предварительным согласованием.

Все затраты по оформлению прав и документов на участок возлагаются на лицо, имеющее намерение приобрести участок.

Процедура подачи заявления

Чтобы избежать проблем в процессе проведения процедуры и, соответственно, потери времени, следует внимательно отнестись к подготовке необходимых бумаг и изучить некоторые ключевые моменты по их оформлению.

Документы, оформленные не по установленному стандарту могут стать причиной отказа по предоставлению услуги.

Подготовка схемы

Схема расположения ЗУ может быть представлена в бумажном либо в электронном виде. Сайт Росреестра предоставляет платную услугу для её подготовки в электронном виде. Чтобы оформить схему на бумаге самостоятельно можно воспользоваться специальными компьютерными программами (например, АРГО, которая предоставляет бесплатный пробный период). Другой вариант – обратиться к кадастровому инженеру.

Самостоятельно создать схему ЗУ можно, но это несёт в себе определённый риск, т.к. существуют специальные требования к её оформлению, несоблюдение которых может повлечь отказ в приёме документов. Поэтому рекомендуется доверить этот важный этап специалисту.


В процессе подготовки важно учитывать:

  • правила застройки и использования земли;
  • документы территориального планирования;
  • существующие проекты по планировке территории;
  • документацию землеустройства;
  • ЗУ и территории общего пользования, красные линии;
  • местоположение границ земельных участков;
  • местоположение различных сооружений, недостроенных объектов.

Эту информацию можно получить в администрации или на её сайте.

Заполнение заявления

Говоря простым языком, заявление – это просьба закрепить конкретный участок за заявителем. Требования к его форме, содержанию и структуре изложены в Статье 39.15 Земельного кодекса РФ. В заявлении должна быть представлена следующая информация:

Сбор документов

К заявлению должны быть приложены:


  • копия решения об утверждении схемы расположения земельного участка – наличие этого документа значит, что распорядитель земли (местная администрация) одобряет предоставление земли заявителю;
  • схема расположения земельного участка;
  • документы, подтверждающие право заявителя на получение им участка.

Подача в местную администрацию или через Госуслуги

Собрав полный пакет документов заявитель может обратиться в местную администрацию для подачи заявления. Чиновники должны рассмотреть документы на их соответствие законным основаниям в течение 10 дней.

Если были обнаружены ошибки – документы возвращаются заявителю с указанием недочётов, которые должны быть исправлены.

Другой вариант подачи документов – сайт Госуслуги. Всё, что необходимо сделать – зайти на сайт, в поисковую строку ввести наименование услуги, затем:

Вынесение решения о принятии или отказе


Законодательством установлен срок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка исполнительным органом – он составляет 30 дней. По итогам рассмотрения чиновники принимают решение – одобрить проведение предварительного согласования или отказать.

В случае положительного решения составляется итоговый документ – акт, где содержится изображение участка в масштабе, а также указываются следующие данные о нём:

  • местоположение;
  • координаты;
  • форма;
  • информация о коммуникациях и прочие данные.

Уполномоченные органы имеют право отказать заявителю в предоставлении земли в установленных законодательством случаях. Основанием для отказа могут стать следующие обстоятельства:

  • Рассматриваемый участок занят объектами недвижимости.
  • Заявитель не имеет права претендовать на землю без организации торгов.
  • Схема расположения земельного участка содержит нарушения норм Земельного кодекса РФ.
  • Участок изъят из оборота или ограничен в нём.
  • Участок зарезервирован для нужд государства или муниципалитета.
  • Участок уже выставлен на аукцион.
  • Участок уже принадлежит кому-то на праве бессрочного пользования, пожизненного владения или аренды.

Результаты рассмотрения заявления должны быть отправлены заявителю в установленные сроки в виде извещения. Если муниципалитет примет решение об отказе, то в извещении перечисляют все основания, согласно законодательным нормам, послужившие причиной отклонения запроса о выделении земли.

При вынесении отрицательного решения по согласованию власти могут предложить другой участок земли, расположенный поблизости, категория земли которого, соответствует планам заявителя.

Решение властей может быть обжаловано в судебном порядке в течение 24 месяцев – это его срок действия, согласно законодательству.

Из специальных публикаций наших экспертов, посвященных вопросам получения и пользования земельным участком, вы сможете узнать:

  • Что такое личное право на пользование ЗУ?
  • Что считается неосновательным обогащением за пользование землей?
  • Куда обращаться, если администрация отказала в предоставлении надела?
  • Из-за чего можно утратить право пользования? ?
  • Как определяется порядок пользования участком при долевой собственности? ?

Действия после получения разрешения


Результатом проведения процедуры предварительного согласования ЗУ для заявителя может стать разрешение властей на последующее оформление участка либо отказ в предоставлении земельного надела.

В случае положительного решения необходимо продолжить оформление участка – заняться составлением договора купли-продажи либо аренды, проконтролировать выполнение всех кадастровых моментов (проведение межевания и постановку на кадастровый учёт), после чего осуществить регистрацию документов в Росреестре. На то, чтобы уладить все формальности, у заявителя есть 24 месяца.

Подводя итог, отметим, что предварительное согласование предоставления земельного участка – обязательная процедура проверки правомерности выделения земли заинтересованному гражданину или юридическому лицу при условии, что передача надела происходит без организации торгов, аукциона либо конкурса. При условии наличия соответствующих прав, заинтересованное лицо может получить земельный участок, выполнив предусмотренные действующим законодательством процедуры.

Читайте также: