Предоставление земельного участка в безвозмездное пользование

Обновлено: 18.05.2024

Безвозмездное срочное пользование землей - разновидность права на владение наделом, предусмотренная ЗК РФ.

С 2014 г. государством реализуются меры по развитию сельского хозяйства и увеличению занятости населения в аграрной сфере. Так, был принят ряд законов, который упрощал процедуру получения надела физическими лицами и организациями в срочное пользование или аренду.

Чтобы работать на земле, необязательно ее покупать. Можно бесплатно получить участок, заключив договор безвозмездного пользования.

Понятие безвозмездного пользования земельным участком

Безвозмездное срочное пользование землей - разновидность права на владение наделом, предусмотренная ЗК РФ. Собственник передает участок ссудополучателю со всеми документами и вещами, относящимися к нему, а тот, в свою очередь, возвращает его в срок в том же виде и состоянии.

В соглашении указывается, что может, а что не имеет права пользователь делать на участке. Если этого не оговорено, ссудодержатель распоряжается землей в соответствии с ее хозяйственным и техническим назначением.

Особенности права безвозмездного пользования таковы:

  • обязательность: условия, прописанные в договоре, должны быть соблюдены участниками, иначе к ним будут применены меры гражданско-правовой ответственности;
  • срочность: договор заключается на определенное время. Бессрочное пользование допустимо для отдельных категорий ссудодержателей;
  • безвозмездность: владелец не получает вознаграждение за передачу земли.

Безвозмездное пользование отличается от аренды тем, что:

  • собственник не получает платы за предоставление земли в чужое пользование;
  • ссудодержатель пользуется, но не владеет землей, то есть не имеет права, например, принимать меры владельческой защиты, сносить здания на участке (если это не разрешено договором).

Правовое регулирование безвозмездного пользования земельным участком

Безвозмездное срочное пользование землей регулируется нормами Гражданского и Земельного кодексов РФ, отдельными законодательными актами, принимаемыми на федеральном и местном уровнях, в частности:

Форма владения наделом в виде пожизненного наследуемого пользования для частных лиц предусмотрена лишь в отношении участков, приобретенных до 21.10.2001 г. Право бессрочного получения земли сейчас доступно лишь для государственных и муниципальных органов власти и учреждений.

Субъекты безвозмездного пользования земельным участком

Субъектами права безвозмездного использования наделов могут выступать государство и муниципалитеты, юридические и физические лица. На основании ст. 690 ГК РФ ссудодателем может быть только владелец земли, его представитель или уполномоченное на это лицо.

Ссудодателем может выступать государство и органы местного самоуправления, передающие землю в безвозмездное срочное пользование:

  • государственным и муниципальным органам власти, предприятиям, казенным учреждениям — на срок до года;
  • работникам предприятий транспорта, лесного и охотничьего хозяйств, бюджетных организаций в виде служебных наделов — на время действия трудового договора (на основании п. 2 ст. 24 ЗК РФ);
  • религиозным организациям — на срок до 10 лет;
  • лицам, работающим по государственному контракту, на строительство и реконструкцию построек за счет федерального бюджета и т.д.

Полный список ссудодержателей государственных наделов приведен в ст. 39.10 ЗК РФ.

Государство может отдать участок в бессрочное (пожизненное) пользование только органам власти и относящимся к ним организациям (на основании ст. 39.9 ЗК РФ).

Ссудодателем может выступать юридическое лицо, передающее право на срочное пользование наделом сотруднику в форме служебного надела по трудовому договору. При этом земледержателем не может выступать руководитель, учредитель или представитель контролирующих органов этого юридического лица (на основании ст. 690 ГК РФ).

Ссудодателем могут выступать граждане, заключившие договор безвозмездного пользования земельным участком с другим физическим или юридическим лицом.

Условия передачи участка в безвозмездное пользование

Передача земельного участка в безвозмездное пользование проводится на основании договора и законодательных норм. Ссудодатель обязан предоставить надел со всем относящимися к нему документами и предметами, ссудодержатель — вернуть его в срок в том же виде и состоянии с учетом предполагаемого нормального износа.

По ст. 42 гл. 6 ЗК РФ земледержатель обязан:

  • использовать участок только по его целевому назначению;
  • сохранять все знаки геодезического и межевого делания надела;
  • не проводить действий, ухудшающих состояние окружающей среды;
  • следовать нормам пожарной, экологической и санитарной безопасности, охранять земельные, водные и лесные ресурсы;
  • проводить освоение земли в соответствии с договором;
  • не допускать ухудшения плодородия почвы;
  • не сдавать землю в аренду, если это не разрешено собственником.

Передача надела в безвозмездное пользование не исключает прав третьих лиц, например, сервитуариев.

Договор безвозмездного пользования земельным участком

Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в письменной свободной форме. Образец выложен на сайте Росреестра и в сети Интернет. В соглашении обязательно следует отразить такие детали:

1. Наименование сторон:

  • ФИО и паспортные данные участников-физических лиц;
  • полное наименование компании, адрес, ФИО уполномоченного должностного лица для организаций;
  • ФИО и данные представителя, если стороны действуют через них.

2. Информацию о наделе: кадастровый номер, площадь, целевое назначение, адрес и категорию.

3. Условия предоставления участка в безвозмездное владение.

4. Опись строений, предметов и документов, которые передаются ссудодержателю;

5. Срок действия договора: точное количество лет или период, например, длительности государственного контракта. В случае передачи государственного надела в пожизненную аренду юридическим лицом указывается бессрочный срок действия договора.

6. Ответственность сторон в случае неисполнения условий соглашений.

7. Условия прекращения действия договора и возможность его пролонгации.

Договор, заключенный на срок более года, подлежит обязательной регистрации в Росреестре.

На его официальном сайте можно найти образец типового договора на безвозмездное предоставление земли в пользование.

Передача земельного участка в безвозмездное пользование

Договор со сроком менее года необязательно регистрировать. В этом случае соискатель подает прошение о безвозмездном пользовании руководителю организации-владельца, частнику или уполномоченному государственному органу. Собственник и потенциальный ссудодержатель обговаривают все условия и особенности предоставления участка устно.

Владелец может созвать комиссию для рассмотрения дела. В случае удовлетворения просьбы составляется договор с свободной форме или по образцу из Интернета.

Для оформления соглашения сроком более 1 года следует собрать следующий пакет документов:

  • договор в 3-х экземплярах;
  • паспорта сторон, оригиналы учредительных документов для юридических лиц;
  • квитанция об уплате государственной пошлины (2000 для частников, 22000 для организаций);
  • кадастровый паспорт надела;
  • сопутствующие договору документы: акт приема-передачи строений, протокол согласования разногласий, дополнительные соглашения.

Договор безвозмездного пользования наделом может быть продлен по взаимному согласию после прекращения его действия.

Порядок пролонгации тот же: составление договора по образцу, госпошлина и регистрация.

В договоре прописывается ответственность сторон за несоблюдение обязательств. Помимо этого, есть риск случайной порчи земли и имущества. Вина за это накладывается на пользователя, в случае если:

  • надел сдавался в аренду без разрешения владельца;
  • будет доказано, что ссудодержатель знал о возможном риске и не предпринял ничего, чтобы его предотвратить;
  • участок использовался не по его целевому назначению.

Прекращение действия договора, досрочное расторжение договора безвозмездного пользования земельным участком

Если в договоре не указан срок его действия, стороны вправе расторгнуть его по своей инициативе, уведомив другого участника не менее, чем за месяц.

Досрочное расторжение по инициативе земледержателя может произойти в случае, если:

  • были обнаружены недостатки объекта или затронуты права третьих лиц, о которых владелец не уведомил до заключения договора;
  • в случае наступления не зависящих от него форс-мажорных обстоятельств;
  • ссудодатель не передал землю в установленный срок или не обеспечил условия ее беспрепятственного использования.

Основаниями для прекращения действия договора по инициативе владельца могут выступать:

  • нецелевое использование надела ссудодержателем;
  • сдача участка в субаренду третьим лицам;
  • действия пользователя, которые приводят к истощению земли или наносят вред окружающей среде.

Основания для признания договора недействительным (в случае, если он был заключен менее чем на год и не проходил регистрацию) могут быть следующие:

Автоматическое расторжение договора происходит в случае смерти землепользователя или ликвидации организации-ссудодержателя.

Смерть или ликвидация владельца, продажа/дарение участка не служат основанием для досрочного прекращения договора. В этом случае стороной-ссудодателем будет выступать наследник или правопреемник бывшего собственника.

Причиной досрочного расторжения договора, не зависящей от обоих участников, станут стихийное бедствие или война.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

от 11 сентября 2020 года N 261

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

в Министерстве юстиции

14 сентября 2020 года,

регистрационный N 59820

УТВЕРЖДЕН
приказом Федерального агентства по
управлению государственным имуществом
от 11 сентября 2020 года N 261

Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов

I. Общие положения

Предмет регулирования Административного регламента

1.1. Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов (далее соответственно - Административный регламент, государственная услуга), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Росимущества, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений и должностных лиц, порядок взаимодействия Росимущества, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений и должностных лиц с Заявителями, указанными в пункте 1.2 Административного регламента, а также порядок взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными организациями при предоставлении государственной услуги.

Круг заявителей

1.2. Заявителями являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица либо их уполномоченные представители, обратившиеся с заявлением о предоставлении в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов (далее - Заявитель, заявители).

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

Информирование осуществляется бесплатно.

Доступ к информации о сроках и порядке предоставления государственной услуги осуществляется без выполнения Заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства Заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию Заявителя, или предоставление им персональных данных.

При личном обращении консультации предоставляются в часы приема заявлений, в иных случаях - в рабочее время, в том числе, когда прием заявлений на предоставление государственной услуги не осуществляется.

Для предоставления государственной услуги Заявителем указываются наименование - для юридических лиц, фамилия, имя, отчество (при наличии) - для индивидуальных предпринимателей, а также дата представления документов для оказания государственной услуги.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

2.1. Государственная услуга по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов.

Наименование органа, предоставляющего государственную услугу

2.2. Государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.

2.3. При предоставлении государственной услуги поступившее в адрес территориального органа Росимущества заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов (далее - заявление) с приложенным к нему полным комплектом документов, предусмотренным статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2016, N 27, ст.4269), направляется непосредственно в Росимущество территориальным органом Росимущества с одновременным уведомлением Заявителя.

Описание результата предоставления государственной услуги

2.5. Результатом предоставления государственной услуги является:

- осуществление подготовки проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направление проектов указанных договоров для подписания Заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

- принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направление принятого решения Заявителю;

- принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 30.06.2001, N 44, ст.4147; 2018, N 32, ст.5135) и направляет принятое решение Заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Срок предоставления государственной услуги

2.6. Срок предоставления государственной услуги не должен превышать тридцати дней со дня поступления заявления в Росимущество или в территориальный орган Росимущества.

В случае необходимости проведения оценки рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст.3821; 2020, N 9, ст.1189) срок оказания услуги может превышать срок, установленный настоящим Административным регламентом, на срок указанный в соответствующем договоре о проведении оценки).

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги

2.7. Перечень нормативных правовых актов представлен на Сайте, в Федеральном реестре и на Портале.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, способы их получения, в том числе в электронной форме, порядок их представления

2.8. Для получения государственной услуги по предоставлению земельного участка без проведения торгов заявитель представляет следующие документы (далее - Заявительные документы):

1) заявление в письменной форме или в форме электронного документа, содержащее следующую информацию:

- фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

- наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

- кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

- основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации оснований;

- вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

- реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

- цель использования земельного участка;

- реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

- реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

- почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем;

2) документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом Росимущества или территориального органа Росимущества и приобщается к поданному заявлению;

3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства;

5) к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

2.9. Заявление заполняется при помощи средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво (печатными буквами) чернилами черного или синего цвета.

2.10. Заявитель имеет право лично либо через своих представителей представить заявление с приложением копий документов в Росимущество и территориальные органы Росимущества:

- в письменном виде по почте (с описью вложения и с уведомлением о вручении) или на почтовый адрес Росимущества или соответствующего территориального органа Росимущества;

- в электронной форме, подписанных действительной усиленной квалифицированной электронной подписью Заявителя или представителя Заявителя;

- посредством личного обращения через многофункциональный центр при предъявлении Заявителем или представителем Заявителя документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия представителя.

- посредством личного обращения в Росимущество или территориальные органы Росимущества в приемные дни, согласно расписанию, размещенному на Сайте.

2.11. Заявление, которое подается через многофункциональный центр, подписывается Заявителем в присутствии специалиста многофункционального центра.

2.12. Заявитель вправе подать заявление об оставлении запроса без рассмотрения.

Предоставление, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в безвозмездное пользование.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в безвозмездное пользование на основании договора безвозмездного пользования (пункт 1 статьи 39.1 Кодекса, пункт 1 статьи 39.10 Кодекса).

Перечень случаев предоставления земельных участков в безвозмездное пользование
(статья 39.10 Кодекса)

1. Представляемые заявителем в уполномоченный орган:

  • заявление о предоставлении земельного участка;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя юридического в соответствии с законодательством РФ;
  • документы, предусмотренные Перечнем, подтверждающие право заявителя на предоставление земельного участка в соответствии с целями использования земельного участка.

2. Запрашиваются уполномоченным органом, посредством межведомственного информационного взаимодействия:

  • Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке);
  • Выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

1. Представляемые заявителем в уполномоченный орган:

  • заявление о предоставлении земельного участка;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя юридического в соответствии с законодательством РФ;
  • документы, предусмотренные Перечнем, подтверждающие право заявителя на предоставление земельного участка в соответствии с целями использования земельного участка.

2. Запрашиваются уполномоченным органом, посредством межведомственного информационного взаимодействия:

  • выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке;
  • выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

1. Представляемые заявителем в уполномоченный орган:

  • заявление о предоставлении земельного участка;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя юридического в соответствии с законодательством РФ;
  • документы, предусмотренные настоящим Перечнем, подтверждающие право заявителя на предоставление земельного участка в соответствии с целями использования земельного участка.

2. Запрашиваются уполномоченным органом, посредством межведомственного информационного взаимодействия:

  • выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке);
  • выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителе;
  • выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

1. Представляемые заявителем в уполномоченный орган:

  • заявление о предоставлении земельного участка;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя юридического в соответствии с законодательством РФ;
  • документы, предусмотренные Перечнем, подтверждающие право заявителя на предоставление земельного участка в соответствии с целями использования земельного участка.

2. Запрашиваются уполномоченным органом, посредством межведомственного информационного взаимодействия:

  • выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке);
  • выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

1. Представляемые заявителем в уполномоченный орган:

  • заявление о предоставлении земельного участка;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя юридического в соответствии с законодательством РФ;
  • документы, предусмотренные Перечнем, подтверждающие право заявителя на предоставление земельного участка в соответствии с целями использования земельного участка.

2. Запрашиваются уполномоченным органом, посредством межведомственного информационного взаимодействия:

  • выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке);
  • выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

1. Представляемые заявителем в уполномоченный орган:

2. Запрашиваются уполномоченным органом, посредством межведомственного информационного взаимодействия:

  • выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке);
  • выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о здании и (или) сооружении, расположенном(ых) на испрашиваемом земельном участке (не требуется в случае строительства здания, сооружения);
  • выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

1. Представляемые заявителем в уполномоченный орган:

2. Запрашиваются уполномоченным органом, посредством межведомственного информационного взаимодействия:

  • выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке);
  • выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о здании и (или) сооружении, расположенном(ых) на испрашиваемом земельном участке);
  • Выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

1. Представляемые заявителем в уполномоченный орган:

  • заявление о предоставлении земельного участка;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя юридического в соответствии с законодательством РФ;
  • гражданско-правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета.

2. Запрашиваются уполномоченным органом, посредством межведомственного информационного взаимодействия:

  • выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке);
  • выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

1. Представляемые заявителем в уполномоченный орган:

  • заявление о предоставлении земельного участка;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя юридического в соответствии с законодательством РФ;
  • соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства в случае, если фермерское хозяйство создано несколькими гражданами (в случае осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности).

2. Запрашиваются уполномоченным органом, посредством межведомственного информационного взаимодействия:

  • выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке);
  • выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем;
  • выписка из ЕГРИП об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.

1. Представляемые заявителем в уполномоченный орган:

  • заявление о предоставлении земельного участка;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя юридического в соответствии с законодательством РФ.

2. Запрашиваются уполномоченным органом, посредством межведомственного информационного взаимодействия:

  • утвержденный в установленном Правительством РФ порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд;
  • выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке);
  • выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем;
  • выписка из ЕГРИП об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.

1. Представляемые заявителем в уполномоченный орган:

  • заявление о предоставлении земельного участка;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя юридического в соответствии с законодательством РФ;
  • подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов.

2. Запрашиваются уполномоченным органом, посредством межведомственного информационного взаимодействия:

  • выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке);
  • выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

Земельный участок, предназначенный для жилищного строительства в случаях и на срок, которые предусмотрены федеральными законами.

1. Представляемые заявителем в уполномоченный орган:

  • заявление о предоставлении земельного участка;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя юридического в соответствии с законодательством РФ;
  • решение о создании некоммерческой организации.

2. Запрашиваются уполномоченным органом, посредством межведомственного информационного взаимодействия:

  • выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке);
  • выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

1. Представляемые заявителем в уполномоченный орган:

  • заявление о предоставлении земельного участка;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя юридического в соответствии с законодательством РФ;
  • государственный контракт.

2. Запрашиваются уполномоченным органом, посредством межведомственного информационного взаимодействия:

  • выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке);
  • выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

1. Представляемые заявителем в уполномоченный орган:

  • заявление о предоставлении земельного участка;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя юридического в соответствии с законодательством РФ;
  • решение субъекта РФ о создании некоммерческой организации.

2. Запрашиваются уполномоченным органом, посредством межведомственного информационного взаимодействия:

  • выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке);
  • выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

1. Представляемые заявителем в уполномоченный орган:

  • заявление о предоставлении земельного участка;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя юридического в соответствии с законодательством РФ;
  • соглашение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд или решение суда, на основании которого земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд.

2. Запрашиваются уполномоченным органом, посредством межведомственного информационного взаимодействия:

  • выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке);
  • выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

* Документы представляются (направляются) в подлиннике (в копии, если документы являются общедоступными) либо в копиях, заверяемых должностным лицом органа, принимающего заявление о приобретении прав на земельный участок.

Заявитель вправе представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок документы и информацию, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Сокращения, применяемые в тексте:

  • Кодекс — Земельный кодекс Российской Федерации;
  • ЕГРН — Единый государственный реестр недвижимости;
  • ЕГРЮЛ — Единый государственный реестр юридических лиц;
  • ЕГРИП — Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
  • Перечень — утвержденный приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Связаться с нами

График приема заявлений:
пн–пт: с 9:00 до 13:00

График выдачи документов:
пн–чт: с 14:00 до 16:55
пт: с 14:00 до 15:50

Прием заявлений и выдача документов осуществляется по предварительной записи по тел.

Безвозмездное срочное пользование земельными участками представляет собой вид права на бесплатное пользование землей. О том, на основании чего возникает это право и как оно осуществляется, мы расскажем подробно в нашей статье.

Плотников Виталий Николаевич — автор статьи

Безвозмездное срочное пользование земельными участками

С юридической точки зрения право безвозмездного срочного пользования, предусмотренное Земельным кодексом РФ, является обязателственным правом. Земельные участки при безвозмездном срочном пользовании предоставляются владельцам на срок, который может быть установлен законом – для участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, договором – для участков, находящихся в частной собственности, на период трудовых отношений – в порядке служебных наделов.

Важно! Коммерческие организации не могут передавать имущество в безвозмездное пользование лицам, которые являются их участниками, учредителями, руководителями или членами ее органов контроля или управления – п. 2 статьи 690 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, земельное законодательство РФ выделяет три вида безвозмездного срочного пользования землей:

  1. когда земельный участок принадлежит государству – участки передаются в безвозмездное пользование только муниципальным или государственным учреждениям, органам государственной власти и местного самоуправления, иные участники могут получить эти участки только в аренду;
  2. когда земельный участок принадлежит организациям разных отраслей;
  3. когда земля принадлежит юридическим или физическим лицам - участки передаются в безвозмездное пользование другим гражданам или организациям на основе договора.

Договор безвозмездного пользования

Важно! Применение гражданского правового договора безвозмездного пользования к правоотношениям, которые вытекают их права срочного безвозмездного пользования земельных участков, регулируются ст.ст. 689-701 ГК РФ.

В соответствии с нормами гражданского законодательства, договор безвозмездного пользования предполагает, что одна из сторон договора берет на себя обязательство по передаче земельного участка в безвозмездное временное пользование другой стороне договора, при этом, последняя сторона обязуется возвратить полученный участок в предусмотренный договором срок, в том же состоянии, в котором он ему был передан владельцем, с учетом вычета нормального износа. Следовательно, по договору вторая сторона выступает в качестве землепользователя и имеет следующие обязанности:

  • использовать отмеченный в договоре земельный участок в строгом соответствии с указанным в документации целевым назначением земли и ее принадлежности к отдельной категории земель;
  • сохранять межевые, геодезические и другие знаки специального значения, которые установлены на участках согласно законодательных правил;
  • применять только разрешенные способы использования земли, которые не наносят вред окружающей среде;
  • реализовывать мероприятия, предусмотренные для охраны земель, водных и лесных объектов и других природных ресурсов, в том числе, выполнять меры пожарной безопасности;
  • когда сроки освоения земли предусмотрены договором, обеспечивать своевременное использование полученных участков;
  • выполнять все требования санитарно-гигиенических, градостроительных, экологических и иных правил и норм, установленных законом;
  • не допускать деградации, загрязнения и иных ухудшений плодородия почвы;
  • выполнять другие требования, предусмотренных земельным законодательством РФ и иными Федеральными законами.

Важно! К главным правовым особенностям договора пользования земли можно отнести его безвозмездность и срочность. После окончания срока, названного в договоре, земельный участок должен быть возращен его первоначальному владельцу.

В договоре безвозмездного пользования земельным участком большое значение имеет предмет соглашения, которым выступает земельный участок или его часть, сведения о котором занесены в государственной кадастр недвижимости. В документе обязательно указывается информация и необходимые сведения, позволяющие осуществить определенную и точную идентификацию земельного участка, это:

  • категория земель, к которой относиться данный участок;
  • кадастровый номер предмета договора;
  • вид разрешаемого пользования участком;
  • площадь земли, передаваемой второй стороне;
  • местоположение участка (его точный адрес).

Важно! В случае, если в договоре отсутствуют указанные сведения, условия сделки считаются не согласованными, следовательно, договор считается не заключенным.

Документы, необходимые для регистрации договора безвозмездного пользования землей:

  1. документ, удостоверяющий личность собственника передаваемого участка либо его представителей;
  2. доверенность на представителя, если он действует от лица собственника земли;
  3. кадастровый паспорт участка земли;
  4. копию и оригинал учредительных документов организации с приложением всех дополнений;
  5. платежный документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за регистрацию договора.

Важно! В соответствии со статьей 26 Земельного кодекса РФ договор безвозмездного использования земли, который имеет срок действия менее одного года, не подлежит регистрации в Росреестре, тогда как соглашение со сроком действия более одного года, напротив, обязательно к регистрации.

Расторжение договора: когда документ прекращает действовать, досрочное расторжение

Если в договоре не прописан конкретный период действия, каждая из сторон, как и в любой другой сделке, имеет право провести досрочное расторжение договора в любое время, заранее поставив в известность вторую сторону о своем намерении. Причины досрочного расторжения могут быть разными:

  • первоначальный владелец земельного участка может расторгнуть договор если:
    • земля плохо содержится, что приводит к ухудшению ее состояния;
    • земля используется не по назначению;
    • земельный участок передан третьей стороне без разрешения собственника;
    • возникли форс-мажорные обстоятельства, которые от него не зависят;
    • были обнаружены скрытые недостатки объекта, которые мешают нормальному использованию;
    • собственник не исполнил своевременно своих обязанностей по передаче участка пользователю либо не исполнил иные обязанности, предусмотренные договором;
    • присутствуют права третьих лиц, которые не были зафиксированы договором.

    Полное прекращение действия договора безвозмездного пользования землей происходит в случае смерти землепользователя либо ликвидации юридического лица, которая выступала в качестве землепользователя. В случае смерти собственника земли, его обязанности по договору переходят к его наследникам, а при реорганизации юридического лица – к правопреемнику.

    Условия передачи земли в безвозмездное срочное пользование

    Как уже упоминалось выше, пользователь может получить в безвозмездное срочное использование землю, которая принадлежит муниципалитету, государству, юридическим или физическим лицам. Исчерпывающий список ситуаций предоставления земель в безвозмездное пользование определен в статье 24 Земельного кодекса РФ. Это:

      находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 ЗК РФ, в том числе в виде служебного надела;

    находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

    Отличие безвозмездного пользования от аренды

    Схожесть с правовым отношением аренды права безвозмездного пользования очевидна - в обоих случаях установлено обязательственное право на участки земли. Кроме того, в обоих случаях земля передается новому пользователю для использования, однако, в случае аренды – это возмездное пользование, а в другом, соответственно, безвозмездное. Принципиальным отличием аренды от безвозмездного пользования земельными участками можно назвать тот факт, что при аренде участок передается арендодателю не только в пользовании, но и во владение, что позволяет ему использовать комплекс мер владельческой защиты объекта, чего полностью лишен пользователь земли в порядке безвозмездного использования.

    Читайте также: