Предоставление земельного участка гражданам и юридическим лицам как правовая процедура

Обновлено: 08.05.2024

Юридические лица, имеющие в постоянном (бессрочном) пользовании земельные участки, расположенные на территории Санкт‑Петербурга, могут получить их в собственность по договору купли‑продажи.

Земельный участок передается в собственность в соответствии с решением Комитета имущественных отношений Санкт‑Петербурга (Комитет).


Полное наименование:

Принятие решений о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, и земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам в собственность без проведения торгов, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации

Результат предоставления

  1. Выдача заявителю трех экземпляров подписанного проекта договора купли‑продажи земельного участка по форме на бумажном носителе.
  2. Выдача заявителю решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов по форме с указанием причин отказа на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Срок предоставления

  1. 30 календарных дней со дня поступления заявления.
  2. При этом решение о возврате заявления принимается в течение 10 календарных дней с даты поступления заявления.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Юридические лица, в том числе иностранные, с учетом ограничений, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами, на предоставление в собственность земельных участков указанным категориям лиц, владеющие земельными участками, находящимися в государственной собственности Санкт‑Петербурга, или земельными участками, расположенными на территории Санкт‑Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, на праве постоянного (бессрочного) пользования, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), обратившиеся в Комитет с заявлением о предоставлении государственной услуги.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Лица, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Уполномоченные представители получателей государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация заявления

II. Проверка содержания заявления и комплекта приложенных документов

Специалист УОУиРИ ГКУ в день поступления заявления и приложенных к нему документов:

III. Подготовка и направление межведомственных запросов, иных запросов о представлении документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении иных государственных органов и организаций

Специалист УОУиРИ ГКУ:

IV. Рассмотрение заявления, подготовка проекта решения по результатам рассмотрения заявления

Специалист УОУиРИ ГКУ:

V. Принятие решения по результатам рассмотрения заявления

Специалист Организационного управления (ОУ):

Специалист УПиКО:

VI. Подписание договора купли‑продажи земельного участка

Сотрудник УОУиРИ ГКУ:

VII. Выдача заявителю результата предоставления государственной услуги

Специалист ОУ в случае поступления решения об отказе:

  • В случае оформления договора купли‑продажи земельного участка обеспечивает направление заявителю посредством почтовой связи либо вручает заявителю (его уполномоченному представителю) под расписку уведомление с подписанными экземплярами проекта договора купли‑продажи земельного участка.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

II. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

III. Дополнительные документы ( в случае обращения представителя получателя государственной услуги):

  • Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя — доверенность, договор, содержащий полномочия представителя, документ, содержащий указание закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Основания для возврата заявления:

  • заявление подано в иной уполномоченный орган;
  • к заявлению не приложены обязательные к представлению документы;
  • если в заявлении не указаны:
    • наименование и место нахождения заявителя, а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
    • кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
    • основание предоставления земельного участка без проведения торгов;
    • вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
    • цель использования земельного участка;
    • реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
    • реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
    • почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

    Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, действующим законодательством не предусмотрено.

    Документы, выдаваемые заявителю

    1. 3 экземпляра договора купли-продажи земельного участка по форме.
    2. Уведомление о направлении проекта договора купли-продажи земельного участка по форме.
    3. Передаточное распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербург по форме.
    4. Решение Комитета об отказе в предоставлении земельного участка по форме.
    5. Уведомление о возврате заявления о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов по форме.

    Организации, участвующие в предоставлении

    Организации, принимающие документы

    Организации, принимающие решение по предоставлению

    Организации, выдающие конечные документы

    Другие организации, участвующие в предоставлении

    Порядок обжалования

    Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

    В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

    Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета подаются в Комитет.

    При подаче жалобы:

    1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    2. В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется. Заполнение заявления о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА. Возможность подать жалобу посредством Портала обеспечивается для заявителей, которые подавали заявление о предоставлении государственной услуги через Портал.

    Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

    Жалоба на работника подведомственного Комитету учреждения (организации) либо на порядок оказания услуги подведомственным Комитету учреждением (организацией) рассматривается Комитетом.

    Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

    В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

    В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.

    Жалоба должна содержать:

    Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

    Жалоба, поступившая в Комитет либо вышестоящий орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

    В случае обжалования отказа Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

    По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

    • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
    • в удовлетворении жалобы отказывается.

    В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых КИО в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.

    В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.

    Указанное решение принимается в форме акта Комитета.

    По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.

    При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

    В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

    • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
    • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется; фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя; основания для принятия решения по жалобе; принятое по жалобе решение;
    • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги; сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

    Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.

    По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы Комитета, наделенного полномочиями по рассмотрению жалоб, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

    В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо Комитета, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

    Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

    • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
    • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

    Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

    • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
    • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе. Под отсутствием возможности прочитать понимается случай, при котором часть текста жалобы и (или) ФИО и (или) почтовый адрес заявителя не поддаются прочтению.

    В случае оставления жалобы без ответа Комитет в течение 3 (трех) рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

    Порядок обжалования решения по жалобе

    Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (Смольный, Санкт‑Петербург, 191060, тел. (812) 576‑41‑42), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

    Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

    Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

    Земельный кодекс > Глава V.1 Земельного кодекса. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ > Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно

    Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:

    1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор;

    2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;

    3) земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации;

    4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;

    5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;

    6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;

    7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

    8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

    9) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

    10) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

    11) земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

    Принят Государственной Думой 15 июня 2021 года

    Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

    Внести в Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 18, ст. 2495; 2017, № 1, ст. 43; № 31, ст. 4796; 2018, № 53, ст. 8429; 2019, № 29, ст. 3861; 2020, № 50, ст. 8058; 2021, № 1, ст. 33; № 15, ст. 2446) следующие изменения:

    1) наименование изложить в следующей редакции:

    "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

    2) статью 1 изложить в следующей редакции:

    "Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях (частях территорий) следующих субъектов Российской Федерации:

    1) Республика Бурятия;

    2) Республика Карелия: муниципальное образование "Беломорский муниципальный район", муниципальное образование "Калевальский национальный муниципальный район", Кемский муниципальный район, муниципальное образование "Костомукшский городской округ", Лоухский муниципальный район, муниципальное образование "Сегежский муниципальный район";

    3) Республика Коми: муниципальное образование городского округа "Воркута", муниципальное образование городского округа "Инта", муниципальное образование городского округа "Усинск", муниципальный район "Усть-Цилемский";

    4) Республика Саха (Якутия);

    5) Забайкальский край;

    6) Камчатский край;

    7) Красноярский край: муниципальное образование город Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, муниципальное образование Туруханский район, сельское поселение "Поселок Суринда", сельское поселение "Поселок Тура", сельское поселение "Поселок Нидым", сельское поселение "Поселок Учами", сельское поселение "Поселок Тутончаны", сельское поселение "Поселок Ессей", сельское поселение "Поселок Чиринда", сельское поселение "Поселок Эконда", сельское поселение "Поселок Кислокан", сельское поселение "Поселок Юкта" Эвенкийского муниципального района;

    8) Приморский край;

    9) Хабаровский край;

    10) Амурская область;

    11) Архангельская область: муниципальное образование "Город Архангельск", муниципальное образование "Мезенский муниципальный район", муниципальное образование городской округ "Новая Земля", муниципальное образование "Город Новодвинск", муниципальное образование "Онежский муниципальный район", муниципальное образование "Приморский муниципальный район", городской округ "Северодвинск", муниципальное образование "Лешуконский муниципальный район", муниципальное образование "Пинежский муниципальный район";

    12) Магаданская область;

    13) Мурманская область;

    14) Сахалинская область;

    15) Еврейская автономная область;

    16) Ненецкий автономный округ;

    17) Чукотский автономный округ;

    18) Ямало-Ненецкий автономный округ.";

    а) часть 1 после слов "на основании его заявления однократно" дополнить словами "(за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи)";

    б) дополнить частью 11 следующего содержания:

    "11. Гражданину, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом земельный участок предоставлен в аренду, в собственность бесплатно или в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 9 и пунктом 2 части 10 статьи 10 настоящего Федерального закона, в собственность за плату, в том числе в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, дополнительно однократно может быть предоставлен в соответствии с настоящим Федеральным законом в безвозмездное пользование земельный участок, площадь которого не превышает одного гектара.";

    в) в части 3 слова "статье 1" заменить словами "пунктах 1, 4 - 6, 8 - 10, 12, 14, 15 и 17 статьи 1";

    г) дополнить частями 35 - 37 следующего содержания:

    "35. В субъектах Российской Федерации (частях территорий субъектов Российской Федерации), указанных в пунктах 2, 3, 7, 11, 13, 16 и 18 статьи 1 настоящего Федерального закона, земельные участки могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом только на территориях, которые определены законами соответствующих субъектов Российской Федерации (за исключением территорий, земель, зон, земельных участков, указанных в статье 7 настоящего Федерального закона, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом).

    36. Высшее должностное лицо соответствующего субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) вносит проект указанного в части 35 настоящей статьи закона субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

    37. Предусмотренный частью 36 настоящей статьи проект закона субъекта Российской Федерации должен содержать согласованные с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации, а также с общественным советом Арктической зоны Российской Федерации описание местоположения территорий, в границах которых земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, и площадь таких территорий. Предметом указанного согласования с общественным советом Арктической зоны Российской Федерации является учет интересов жителей территорий, указанных в пунктах 2, 3, 7, 11, 13, 16 и 18 статьи 1 настоящего Федерального закона, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.";

    4) в части 31 статьи 3 слова "частью 3" заменить словами "частями 3 и 35", слова "в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом," исключить;

    5) в пункте 5 части 2 статьи 5 слова "частями 1 и 2" заменить словами "частями 1, 11 и 2";

    6) часть 41 статьи 6 после цифр "1 - 24" дополнить словами ", 26 и 27";

    а) пункт 211 изложить в следующей редакции:

    "211) испрашиваемый земельный участок является земельным участком из состава земель лесного фонда и на таком земельном участке расположены особо защитные участки лесов или защитные леса, относящиеся к следующим категориям защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; леса, расположенные в зеленых зонах; леса, расположенные в лесопарковых зонах; леса, имеющие научное или историко-культурное значение; запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов; нерестоохранные полосы лесов; городские леса;";

    б) пункт 25 дополнить словами "либо если земельный участок, ранее предоставленный гражданину на основании договора безвозмездного пользования, предоставлен этому гражданину в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность или аренду";

    в) дополнить пунктом 27 следующего содержания:

    "27) испрашиваемый земельный участок расположен на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования, указанных в пунктах 2, 3, 7, 11, 13, 16 и 18 статьи 1 настоящего Федерального закона, вне границ территорий, определенных в соответствии с частью 35 статьи 2 настоящего Федерального закона.";

    а) в части 1 слова "в статье 1 настоящего Федерального закона (за исключением Республики Бурятия и Забайкальского края)" заменить словами "в пунктах 4, 6, 8 - 10, 12, 14, 15 и 17 статьи 1 настоящего Федерального закона";

    б) в части 11 слова "Республики Бурятия и Забайкальского края," заменить словами "субъектов Российской Федерации, указанных в пунктах 1 и 5 статьи 1 настоящего Федерального закона,";

    в) дополнить частью 12 следующего содержания:

    "12. Положения настоящего Федерального закона о предоставлении гражданам в безвозмездное пользование земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и расположены на территориях (частях территорий), указанных в пунктах 2, 3, 7, 11, 13, 16 и 18 статьи 1 настоящего Федерального закона, применяются с 1 августа 2021 года.";

    г) в части 3 слова "частями 4, 41 и 42" заменить словами "частями 4 - 43";

    д) дополнить частью 43 следующего содержания:

    "43. До 1 февраля 2022 года земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и расположены на территориях (частях территорий) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, указанных в пунктах 2, 3, 7, 11, 13, 16 и 18 статьи 1 настоящего Федерального закона, предоставляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в безвозмездное пользование только гражданам Российской Федерации, имеющим регистрацию по месту жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или соответствующего муниципального образования.";

    е) часть 5 после слов "до 1 августа 2020 года," дополнить словами "или подано гражданином, не соответствующим требованию, предусмотренному частью 43 настоящей статьи, и поступило в уполномоченный орган до 1 февраля 2022 года,";

    ж) часть 71 после слов "и законами субъектов Российской Федерации," дополнить словами "или о территориях, определенных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 35 статьи 2 настоящего Федерального закона, в границах которых земельные участки могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом,";

    з) дополнить частями 73 и 74 следующего содержания:

    "73. До 1 августа 2021 года законами субъектов Российской Федерации, указанных в пунктах 2, 3, 7, 11, 13, 16 и 18 статьи 1 настоящего Федерального закона, определяются территории, указанные в части 35 статьи 2 настоящего Федерального закона.

    74. До 1 июля 2021 года федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанных в пунктах 2, 3, 7, 11, 13 16 и 18 статьи 1 настоящего Федерального закона, органы местного самоуправления обязаны предоставить оператору информационной системы сведения о территориях, землях, зонах, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, и о земельных участках, которые не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также о зонах с особыми условиями использования территорий, об охотничьих угодьях, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Оператор информационной системы обеспечивает внесение поступивших от указанных органов государственной власти, органов местного самоуправления сведений в информационную систему и размещение их на официальном сайте.";

    и) дополнить частью 82 следующего содержания:

    "82. До 1 сентября 2021 года органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, расположенных на территориях, определенных в соответствии с частью 73 настоящей статьи, обязаны:

    к) дополнить частью 92 следующего содержания:

    л) в части 10 слова "частях 9 и 91" заменить словами "частях 9 - 92";

    м) в части 11 слова "частях 9 и 91" заменить словами "частях 9 - 92";

    н) дополнить частью 161 следующего содержания:

    "161. До 1 августа 2021 года высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в пунктах 2, 3, 7, 11, 13, 16 и 18 статьи 1 настоящего Федерального закона, обязаны представить в орган регистрации прав сведения о местоположении границ земельных участков, указанных в пункте 10 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона и расположенных на территориях, определенных в соответствии с частью 73 настоящей статьи, в порядке, установленном частью 15 настоящей статьи. Орган регистрации прав обеспечивает размещение сведений о таких земельных участках в информационной системе.".

    Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2008, № 30, ст. 3597; 2014, № 26, ст. 3377; № 30, ст. 4218, 4225; 2015, № 1, ст. 40; № 10, ст. 1418; № 27, ст. 3997; № 29, ст. 4339, 4350, 4378; 2016, № 18, ст. 2495; № 26, ст. 3890; № 27, ст. 4269, 4282, 4294, 4298, 4306; 2017, № 27, ст. 3938; № 31, ст. 4765, 4766; 2018, № 1, ст. 90; № 27, ст. 3947, 3954; № 28, ст. 4139; № 32, ст. 5133, 5135; № 53, ст. 8411; 2019, № 26, ст. 3317; № 31, ст. 4442; № 52, ст. 7820; 2020, № 29, ст. 4504, 4512; № 42, ст. 6505; № 52, ст. 8581; 2021, № 1, ст. 33; № 17, ст. 2878) следующие изменения:

    1) пункт 4 статьи 113 изложить в следующей редакции:

    "4. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях их предоставления гражданам в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.";

    2) подпункт 11 пункта 2 статьи 393 изложить в следующей редакции:

    "11) земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".";

    3) подпункт 9 статьи 395 изложить в следующей редакции:

    "9) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";";

    4) подпункт 34 пункта 2 статьи 396 изложить в следующей редакции:

    "34) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";";

    5) подпункт 18 пункта 2 статьи 3910 изложить в следующей редакции:

    "18) гражданину в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";";

    6) подпункт 7 пункта 7 статьи 3914 изложить в следующей редакции:

    "7) предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".".

    В статье 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохо

    Прокурор Белгородской области обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Белгородской области ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит положениям ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права многодетных семей на бесплатное приобретение земельного участка в собственность.

    Решением Белгородского областного суда от 24.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

    Отказывая в удовлетворении апелляционного представления прокурора Белгородской области, Верховный Суд Российской Федерации исходил из следующего.

    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

    Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (под. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

    Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы ст. 28 ЗК РФ, согласно п. 2 которой предоставление таких земельных участков в собственность осуществляется за плату.

    Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.

    Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма принята законодательным органом субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий и не противоречит положениям федерального законодательства и не содержит каких-либо ограничений в установлении порядка предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно.

    Поскольку в ЗК РФ отсутствуют обязательные предписания о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным гражданам на основании п. 2 ст. 28 ЗК РФ, суд правомерно сделал вывод о том, что установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте указанных условий являются элементами порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.

    Довод апелляционного представления о том, что оспариваемая норма лишает возможности бесплатного получения участков тех граждан, кто ранее приобрел земельные участки у организаций (участником, акционером) которых является Белгородская область или муниципальное образование, и осуществляет строительство на данных участках и создает неравные условия в получении льготы для граждан одной социальной категории, основан на произвольном толковании норм и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления (определение Верховного Суда РФ от 21.05.2014 № 57-АПГ14-1).

    Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

    Генеральная прокуратура
    Российской Федерации

    Генеральная прокуратура Российской Федерации

    9 июля 2014, 10:51

    Определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям является прерогативой законодателя субъекта Российской Федерации

    Прокурор Белгородской области обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Белгородской области ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит положениям ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права многодетных семей на бесплатное приобретение земельного участка в собственность.

    Решением Белгородского областного суда от 24.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

    Отказывая в удовлетворении апелляционного представления прокурора Белгородской области, Верховный Суд Российской Федерации исходил из следующего.

    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

    Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (под. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

    Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы ст. 28 ЗК РФ, согласно п. 2 которой предоставление таких земельных участков в собственность осуществляется за плату.

    Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.

    Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма принята законодательным органом субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий и не противоречит положениям федерального законодательства и не содержит каких-либо ограничений в установлении порядка предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно.

    Поскольку в ЗК РФ отсутствуют обязательные предписания о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным гражданам на основании п. 2 ст. 28 ЗК РФ, суд правомерно сделал вывод о том, что установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте указанных условий являются элементами порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.

    Довод апелляционного представления о том, что оспариваемая норма лишает возможности бесплатного получения участков тех граждан, кто ранее приобрел земельные участки у организаций (участником, акционером) которых является Белгородская область или муниципальное образование, и осуществляет строительство на данных участках и создает неравные условия в получении льготы для граждан одной социальной категории, основан на произвольном толковании норм и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления (определение Верховного Суда РФ от 21.05.2014 № 57-АПГ14-1).

    Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

    Читайте также: