Предоставление сыну особого имущества еще при жизни отца в древнем риме

Обновлено: 02.05.2024

1. Дигесты Юстиниана
2. законные способы отпущения раба на волю
3. различие между правоспособностью и дееспособностью физического лица
4. Взрослые сыновья потребовали у отца раздела имущества на том основании, что оно является коллективной собственностью. Отец возразил, ссылаясь на то, что дети, являясь подвластными лицами, не являются субъектами права, а следовательно, не вправе выдвигать подобное требование. Так ли это?

Работа содержит 1 файл

Кон_Римское право.doc

7) Во время эпидемии некая погребальная коллегия, истощив собственные средства, обратилась к банкиру за помощью. Получив заем, она не смогла вернуть его в установленный срок. Каким образом банкир сможет получить назад свои деньги? Может ли он, в частности, обратить взыскание на отдельных членов коллегии?

Если заемщик не возвращал в срок сумму займа, то заимодавцу давались иски строгого права, то есть судья при рассмотрении спора был связан буквой договора и не мог принимать возражения ответчика, если, они были основаны на требованиях справедливости. Первоначально (по цивильному праву) заимодавцу давался цивильный иск о возврате неосновательного обогащения.

Корпорация может рассматриваться в сфере частного права так же, как рассматривается физическое лицо. Гай говорит: civitates enim privatomm loco habentur - общины рассматриваются как частные лица (D. 50. 16. 1Ь). Юридическое существование корпорации не прекращается и не нарушается выходом отдельных членов из состава объединения: in decurionibus vel aliis universitatibus nihil refert, utrum omnes iidem maneant, an pars maneat, vel omnes immutati sint - для местных сенатов и других объединений безразлично, остаются ли прежними все члены, либо часть членов, либо всех заменили другие (D. 3. 4. 7. 2). Имущество корпорации обособлено от имущества ее членов, притом это не совместно всем членам корпорации принадлежащее имущество, а имущество корпорации, как целого, как особого субъекта прав: si quid universitati debetur, singulis non debetur, nec quod debet universitas singuli debent, т.е., если мы что-нибудь должны корпорации, то мы не должны ее отдельным членам; того, что должна корпорация, не должны ее отдельные члены (D.3.4.7. 1).

8) Взрослые сыновья потребовали у отца раздела имущества на том основании, что оно является коллективной собственностью. Отец возразил, ссылаясь на то, что дети, являясь подвластными лицами, не являются субъектами права, а следовательно, не вправе выдвигать подобное требование. Так ли это?

Согласно частному праву семью образует совокупность лиц, естественно или юридически подчиненных одному лицу. Согласно общему праву семью образовывали все агнаты. Фамилия в римском праве - совокупность всего принадлежащего семье. Глава семьи обладал широкой личной и имущественной властью в отношении жены и детей. Против его воли никто ни мог не войти в семью, ни выйти из нее. Власть главы семьи над личностью жены и детей соотносилась с имущественными отношениями, так как все являлось достоянием главы семьи и никто не имел право иметь самостоятельное имущество. Власть домовладыки прекращалась только его смертью. Таким образом, отец прав.

9) С разрешения отца сын поступил на военную службу. Со временем он достиг определенного положения и состояния и приобрел на свое жалование имение. Отец же, вовлеченный в неудачную сделку, разорился. Вправе ли он расплатиться с кредиторами имением сына?

В древнейший период в имущественном отношении, будучи подвластными, дети, хотя и обладали гражданской правоспособностью (имели ius commcrcii и ius conubii), все, что они приобретали на основании своих прав, становилось собственностью отца. Они имели правоспособность не для себя, а для своего отца.

Император Траян издает указ, согласно которому в случае злоупотребления отцом своими правами сын мог быть освобожден от отцовской власти. Со временем расширяется имущественная самостоятельность сыновей . Для экономической деятельности отцы стали выделять сыновьям имущество - пекулий (peculium), собственником которого оставался paterfamilias. Постепенно за сыновьями имущество стало закрепляться в собственность. Имущество, которое сын приобретал на военной службе или в связи с военной службой ( военная добыча, жалованье, подарки), стало называться военным пекулием.

Сын мог им свободно пользоваться и распоряжаться, в том числе и завещать. Если сын не завещал его, то в случае смерти сына военный пекулий наследовал отец. В период империи правила о военном пекулии стали распространяться на все имущество, полученное на государственной или духовной службе , от юридической деятельности в качестве адвоката и так называемый квазивоенный пекулий.

Т.о., если дело происходило до принятия указа Траяна, то отец был вправе расплатиться с кредиторами имуществом сына, если после – не мог этого сделать.

10) Не имея средств, чтобы расплатиться с кредиторами, отец семейства предложил им в качестве батрака собственного (уже женатого, ведущего собственное хозяйство, но еще пребывающего под его властью) сына. Вправе ли он так поступить? Является ли такое решение отца основанием для сына потребовать эмансипации?

Pater patestas- отцовская власть, абсолютная и пожизненная власть над всеми членами семьи. Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи, включающую право жизни и смерти, отказа от новорожденного, продажи в рабство, телесных наказаний, изгнания из дома. Он полностью обладал так же имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотрению.

Хотя сын и обладал всеми публичными правами, однако в семье он был всецело подчинен отцу. В связи с этим имущественная правоспособность наступала для римского гражданина часто много позже политической - только после смерти отца.

Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, однако управлять и распоряжаться им мог только домовладыка. Поэтому, хотя сын и имел право самостоятельно совершать имущественные сделки, однако все полученное им по этим сделкам автоматически шло в распоряжение отца. При этом сам домовладыка не становился обязанным по сделкам своего сына, кроме случаев причинения сыном вреда.

Законами XII таблиц предусматривался запрет продажи детей в рабство, а отдача в кабалу ограничивалась троекратной манципацией, после чего сын освобождался от отцовской власти - эмансипировался. Если отец в рамках задачи предложил сына в батраки менее, чем в третий раз, то это не является основанием для сына требовать эмансипации.

Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей в Древнем Риме, дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям. Расширение самостоятельности сыновей, выделение им имущества - пекулия - для экономической деятельности.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.01.2017
Размер файла 31,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской

по дисциплине: Римское право

на тему: Положение детей в римском праве

Автор работы: студент 1 курса

Проверил: профессор д.ю.н.

Содержание

1. Отношения между родителями и детьми

Специфический институт именно римского семейного права составляла так называемая отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей (patria potestas paterfamiliae). Как отмечали сами римские юристы, "ни один народ не имеет такой власти над детьми, как римляне". Исключительность положения детей определялась двумя обстоятельствами: они не только были в чисто семейной по основаниям власти родителя, но и состояли "под властью" особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.

По римскому праву родительская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака; объем власти в отношении усыновленных был несколько иным. Внебрачные дети не пользовались особым статусом: власть над ними считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак. Власть отца семейства предполагала следующие права в отношении детей:

1) право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета;

2) право оставить новорожденного безнадзорным (это право отмирает только с христианской эпохой);

3) право-обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми; ответственность могла быть личной или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой;

4) право продать сына или дочь в рабство - в силу имущественных интересов семьи или в наказание; однако эта продажа не была длительной, а также не могла (в древнейшую эпоху) осуществляться более 3 раз;

5) право на виндикационный иск в отношении лиц удерживающих его детей (таким образом, похищение детей приравнивалось к краже собственности с соответствующими последствиями).

Дети, в общем принципе, не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом. Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка. Так, все приобретенное подвластным сыном на войне считалось только его личной собственностью. На таком же положении были приобретения на гражданской службе. Самостоятельным имуществом детей (как дочерей, так и сыновей) считалось то, что получено по наследству от матери или из ее семьи.

Отцовская власть над детьми прекращалась только со смертью домовладыки или посредством особого высвобождения из-под власти. Высвобождение было или добровольным актом домовладыки (manumissio), который приравнивался по форме к освобождению раба на свободу; или принудительно-правовым (за нарушения обязанностей родителя в отношении детей, троекратную продажу в рабство, при утрате родителем своего статуса); или по силе частного права (сын имел право выкупиться из-под власти - или реально, или путем символического судебного процесса, если отец отказывал в добровольной manumissio). Дочери ни в коем случае не приобретали личной и имущественной самостоятельности: они могли только перейти под власть другого домовладыки - их брата, племянника, не говоря уже о старших родственниках.

2. Пекулий и его виды

В Институциях Гая указывается, что такой власти над детьми, как у римлян, нет почти ни у каких других народов. Он отмечает это как "особенность (исключительное достояние) римских граждан" (Гай, 1.55)*(28).

В древнейший период эта власть над детьми была абсолютной, безграничной. Ей подлежали дети независимо от своего возраста, общественной должности и вида брака родителей. Абсолютное право отцовской власти распространялось как на личность детей, так и на приобретаемое ими имущество.

В имущественном отношении, будучи подвластными, дети, хотя и обладали гражданской правоспособностью (имели ius commcrcii и ius conubii), все, что они приобретали на основании своих прав, становилось собственностью отца. Они имели правоспособность не для себя, а для своего отца. Причем отец не отвечал по обязательствам из сделок подвластных сыновей, отвечая только по деликтам детей. Однако позже претор стал предоставлять иски против paterfamilias по сделкам подвластных. Ответственность на самих подвластных стала возлагаться тогда, когда они становились persona sui iuris.

Постепенно абсолютный характер власти ослабевает: в области личных отношений права paterfamilias ограничиваются, а в области имущественных подвластные дети становятся более независимыми в связи с признанием за ними некоторой правоспособности и дееспособности.

Постепенно абсолютный характер власти ослабевает: в области личных отношений права paterfamilias ограничиваются, а в области имущественных подвластные дети становятся более независимыми в связи с признанием за ними некоторой правоспособности и дееспособности. Положение подвластных детей меняется с конца республики. Сначала было запрещено право выбрасывать новорожденных детей, затем право продажи детей (остаются случаи крайней нужды и только новорожденных). Согласно Законам XII Таблиц, право продажи сыновей в кабалу ограничивалось троекратной продажей, после чего сыновья освобождались от отцовской власти. Покровский И.А. История Римского Права. Издание 3-е, исправленное и дополненное. 1917. с. 168

Убийство детей стало резко ограничиваться, за него стали карать, а император Константин исключил это право. Император Траян издает указ, согласно которому в случае злоупотребления отцом своими правами сын мог быть освобожден от отцовской власти.

Со временем расширяется имущественная самостоятельность сыновей. Для экономической деятельности отцы стали выделять сыновьям имущество - пекулий (peculium), собственником которого оставался paterfamilias.

Постепенно за сыновьями имущество стало закрепляться в собственность. Имущество, которое сын приобретал на военной службе или в связи с военной службой (военная добыча, жалованье, подарки), стало называться военным пекулием. Сын мог им свободно пользоваться и распоряжаться, в том числе и завещать. Если сын не завещал его, то в случае смерти сына военный пекулий наследовал отец.

В период империи правила о военном пекулии стали распространяться на все имущество, полученное на государственной или духовной службе, от юридической деятельности в качестве адвоката и такназываемый квазивоенный пекулий.

Позже в собственность детей стало переходить имущество по наследству от матери, которым отец не мог распоряжаться, а обладал лишь правом пожизненного пользования.

По Юстинианову праву отцу принадлежало только то имущество, которое сын приобрел, используя имущество отца. Все остальное имущество являлось собственностью сына, на которое отец имел только право пожизненного пользования (хотя мог быть лишен и этого).

3. Правовые отношения родителей и детей

1) Отношения между матерью и детьми.

Мать, состоящая в браке cum manu, вместе с детьми подчинена власти мужа (или его главе семейства), на равных с детьми началах она наследует после мужа; взаимное право наследование соединяет ее, в качестве агнатки детей с теми из них, которые вышли из под власти отца, ее мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над ней опеку после смерти мужа.

Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она - агнатка своих старых агнатов, член своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку. Стечением времени юридическая разобщенность в отношениях между матерью и детьми, рожденными от брака sine manu была почти устранена. Когнатическая кровная связь стала постепенно служить основанием права матери на совместное проживание с нею несовершеннолетних детей, находившегося под опекой постороннего лица или даже находившихся под отцовской властью мужа, с которым мать была в разводе, позднее даже на осуществление матерью опеки. Матери было представлено право на алименты от детей, детям было запрещено предъявлять к матери инфамирующие иски, приводить ее к суду без разрешения магистрата. Были расширены взаимные права наследования детей и матери, состоящей в браке sine manu.

2) Отношения между отцом и детьми.

Независимо от вида брака дети всегда находятся под властью отца. Эта власть первоначально безграничная, постепенно смягчалась. Уже в древнейшее время власть отца над личностью детей умерялась воздействием семейного совета, суждения которого не были юридически обязательны, но и не могли игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний. Позже был введен ряд прямых ограничений прав отца семейства на детей. Право продавать детей было ограничено случаями крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей. Упразднено было право выбрасывать детей. За подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату с жалобами на отца, а также право требовать алименты. домовладыка родитель имущество пекулий

В сфере имущественных отношений подвластные дети были допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок возникали для главы семейства, обязанности же из этих сделок для него не возникали. Совершение подвластным деликта влекло для отца семейства обязанность возмещения вреда или выдачу подвластного потерпевшему для отработки причиненного им вреда.

Со временем осуществлялся процесс постепенного признания имущественного право- и дееспособности подвластных. Появились определенные группы имущества, права на которые стали возникать в лице не отца семейства, а подвластного сына. Таким имуществом была признана военная добыча, а равно и все имущество, приобретенное сыном в связи с его военной службой: сын не только свободно пользуется этим имуществом, он вправе и распоряжаться им, в частности завещать. Данные правила были позже перенесены и на имущество, приобретенное сыновьями на гражданской службе.

С признанием права наследования детей после матери, состоявшей в браке sine manu, унаследованное имущество объявлялось принадлежащим детям с правом отца семейства на пожизненное пользование и управление им.

В итоге отец семейства сохраняет право собственности лишь на то состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено на его средства, либо получено от третьего лица, желающего создать известную выгоду для домовладыки, а также на имущество, которое отец передал подвластным, желая подарить его, но которое оставалось собственностью отца вследствие недействительности сделок между ним и подвластными детьми.

Власть отца семейства прекращалась его смертью. При его жизни и независимо от его воли она прекращалась только приобретением сыном одной из высших жреческих должностей, дочерью - звания весталки; позднее ее прекращало приобретение сыном таких званий как консула, епископа и др.

Глава семейства мог сам положить конец своей власти над сыном и дочерью по правилам законов XII таблиц. Согласно этим правилам посредством троекратной манципации подвластного прекращается отцовская власть над ним: отец трижды манципирует подвластного доверенному лицу, которое трижды отпускает подвластного на волю. После третьего раза подвластный выходит из под власти отца семейства. Позже процедура была упрощена, достаточно было заявления перед судом.

3) Узаконение.

Над детьми, рожденными вне брака, отцовская власть могла быть установлена только путем узаконения. Однако узаконение появилось лишь в период империи и допускалось только в отношении детей, рожденных от конкубината (внебрачного сожительства между лицами, не имеющим возможности заключить правильный брак). Постепенно сложились три способа: путем представления внебрачного сына в собрание местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; путем последующего брака родителей; путем издания специального императорского указа. Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). М.: Юристъ, 2003.-235с.

4) Усыновление.

Над чужими детьми отцовская власть могла быть установлена путем усыновления. Существовало два вида усыновления, совершавшегося в разных формах.

Древнейший вид усыновления adrogatio заключался в переходе одного домовладыки во власть другому. С соответствующим поглощением его семьи семейством усыновителя, когда дети усыновленного становились внуками усыновителя. Акт разворачивался в куриатных комициях и утверждался всем коллективом квиритов.

Другой вид усыновления adoptio - усыновление чужого подвластного, который таким образом переходил из своего семейство в семейство усыновителя. Подобное усыновление совершалось путем использования правил законов XII таблиц о троекратной манципации. После третьей манципации, прекращавшей власть главы семейства, усыновитель заявлял свои права на подвластного. Для усыновления внука или дочери достаточно было одной манципации. Позже данная процедура была заменена простым заявлением перед судом. Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). М.: Юристъ, 2003.-235с.

5) Опека и попечительство.

Неподвластное лицо в связи с возрастом, состоянием здоровья или некоторым особым положением может нуждаться в помощи и охране при осуществлении своей гражданской правоспособности. Этим целям в римском праве служили опека над несовершеннолетними, над расточителями и женщинами, а также попечительство над безумными, над лицами, не достигшими 25 лет и над расточителями. Различие между опекой и попечительством выражалось в разнице деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия придает юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный не способен; попечитель же выражает свое согласие неформально, возможно даже не одновременно со сделкой.

В древнейшее время опека устанавливалась в интересах не подопечного, а лиц, которые были его ближайшими наследниками по закону. Ее основной задачей была охрана имущества подопечного в интересах его наследников. Поэтому порядок призвания к опеке (если опекун не был назначен в завещании) совпадал с порядком призвания к наследованию, т.е., опекуном являлся ближайший агнат подопечного

В древнейшее время опека представляла собою не обязанность опекуна, а его право, точнее - власть опекуна над имуществом и личностью подопечного, близкую по содержанию к власти отца семейства.

Однако постепенно права опекуна начинают пониматься как средство осуществления его обязанностей. Это изменение, тесно связанное с последовательным ослаблением родовых связей, постепенно превращают понятие опеки, как власти, в понятие опеки, как общественной повинности.

В связи с этим, наряду с двумя указанными выше порядками установления опеки (в силу агнатического родства с подопечными и по завещанию главы семейства) возникает третий порядок: назначение опекуна государством.

Вместе с тем, постепенно развился и контроль государством деятельности опекунов. Развивается система исков к опекуну в случаях непредставления им отчета о ведении дел подопечного, и в случаях не только растраты, но и нерадивого ведения дел. Затем входит в обычай требовать от опекуна при вступлении его в должность представления обеспечения, а в период империи вводится законная ипотека подопечного на все имущество опекуна.

Брак sine manu мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и односторонним волеизъявлением как мужа, так и жены. Обратная ситуация в случае с браком cum manu, при котором юридическая личность жены поглащалась личностью мужа и развод мог иметь место только по его инициативе.

Приданое представляло собой имущество, выделенное невестой, ее отцом семейства или третьим лицом с целью облегчения мужу бремени семейных расходов. В эпоху брака cum manu, а также а также до широкого распространения брака sine manu, оно составляло собственность мужа и не подлежало возврату. Однако было немало случаев, когда недобросовестные мужья, получив приданое, разводились с женами. Поэтому было выработано правило, в соответствии с которым муж обязался вернуть приданое при расторжении брака. Исключением были случаи, когда жена брала на себя инициативу развода или развод был вызван ее поведением.

В целях охраны интересов жены было запрещено во время брака отчуждение без согласия жены (а иногда даже с ее согласия) недвижимости из состава приданого.

Заключение

Значение римского права проявилось и проявляется до сих пор в самом явлении его рецепции во всем мире. По меткому выражению Э. Гиббона, законам Римской империи доныне повинуются многие народы, никогда не зависевшие от нее. То есть, сегодня еще на самых высоких законодательных трибунах мы можем услышать слова "деликт", "сервитут". Следовательно римское право - стало одним из главных источников современной юридической науки.

В Римском государстве власть отца была абсолютной. Гай в Институции Гая (II-I век до нашей эры, 3-я книга, пар. 1) называет институт отцовской власти "ius proprium civium romanorum" (строго национальным институтом римских граждан). Римское частное право: Учебник / Под. ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского, - М.: Дело, 2004.-347с.

Ребенок в семье является собственностью отца. Самостоятельным лицом был только отец (personas ui iuris, pater familias); сыновья и дети были лицами чужого права (persona ealieni iuris). Власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям.

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (iusvitae ас necis), которое оставалось в силе весь классический период (17 год до нашей эры - 235 год нашей эры). В личном отношении от воли отца зависело прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство, или в рабство внутри государства. Конечно, фактическое положение детей могло быть иным, но юридически отец признавался неограниченным властелином самой личности ребенка.

Библиографический список

2. Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). М.: Юристъ, 2003.

3. Косарев А.И. Основы Римского права: Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов - М.: Инфра-М, 2004.

4. Новицкий И.Б. Римское право - М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 2004.

5. Покровский И.В. История римского права. - Спб.: Питер, 2004.

6. Римское частное право: Учебник / Под. ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского, - М.: Дело, 2004.

Древний Рим отличался высокой консервативностью в семейных отношениях
и большой строгостью к месту женщины и детей в семье. А ещё римляне
обожали правила и законы, принимали и записывали их в огромных
количествах. И кое-что из традиционного и официального семейного права
римлян может шокировать современного человека.

Главой римской семьи был так называемый Pater familias, самый старший
представитель семьи мужского рода. Только отцу семьи разрешалось
владеть землёй и представлять семью в суде и экономических сделках. Даже
взрослый сорокалетний мужчина был лишён этих прав, пока был жив его
отец.

Любой родившийся в семье ребёнок становился новым членом семьи только
после того, как старший мужчина признавал его. По традиции, младенца
клали возле ног отца семейства. Если он брал ребёнка на руки, у него
появлялись сын, дочь, внук или внучка. Непризнанный ребёнок не считался
римским гражданином, даже если его не выкидывали умирать.

Кроме того, очень долго отцы имели право торговать своими детьми и
убивать их. Даже мать ребёнка не имела права потом требовать отмщения.
Ребёнок – собственность мужчины, и точка. Временной продажей в рабство и
убийствами, кстати, регулировалось количество детей в семье – даже в
Древнем Риме знали, что меньше детей легче прокормить. Только средства
контрацепции не применяли. Зачем, если от ребёнка нетрудно избавиться
после рождения?

Зато за убийство отца полагалась одна из самых жестоких смертных
казней. Отцеубийце завязывали глаза, вывозили за город, раздевали догола
и били палками до полусмерти. После этого заколачивали в одной бочке со
змеёй, собакой, обезьяной и петухом и бросали в море. Обезумевшие
животные нападали друг на друга и на человека, терзая его, пока он не
умрёт.

Отец также имел право убить любого человека, которого заставал во
время полового акта со своей незамужней дочкой. Даже если дочке было за
тридцать и у неё была любовь. Если отец убивал любовника дочери, то
обязан был убить и дочь.

Нельзя сказать, что закон никак не защищал детей от произвола отцов.
Во-первых, законы Октавиана Августа запретили убийство детей (это уже в
последних годах до нашей эры). Во-вторых, отец имел право продать во
временное рабство ребёнка не больше трёх раз. После третьего раза он
лишался родительских прав на этого ребёнка, потому что больше двух
продаж считалось жестоким обращением. Так что предприимчивые папаши
продавали детей по очереди.

Признанные дети римского гражданина помечались специальными
амулетами: буллами мальчики и лунулами девочки. Это было нужно для того,
чтобы любой прохожий мог без труда понять, каких детей можно бить и
насиловать, а за каких засудят. А то мало ли, шёл, развлёкся, а тебя в
суд тащат или на месте убивают. Неприятно.

Играющие дети. Барельеф

Брачный возраст для римлян начинался с 12 лет для девочек и 14 – для
мальчиков. Жениться для мальчика, впрочем, не значило стать полноправным
гражданином. С этим ему надо было подождать до 25 лет, а если вспомнить
о правах отцов семейств, то и ещё дольше.

На свадьбе вместо поцелуя молодые пожимали друг другу руки.
Во-первых, нежность считалась признаком слабости для мужчины, и её не
стоило демонстрировать. Во-вторых, брак вообще не был связан с любовью,
это была сделка двух семейств. Так что пожатие рук выглядело очень
логичным. Европейцы до сих пор так делают при заключении сделки.
Конечно, официально брачное рукопожатие было знаком сердечного единения,
но стоит помнить, что часто молодожёны впервые видели друг друга на
свадьбе – какое уж там единение.

Хотя традиционные законы всячески закабаляли женщин, жёны всё равно
со временем научились их обходить. Например, чтобы вещь стала
собственностью римлянина, он должен был владеть ею не меньше года.
Женщины, которыми не хотелось стать собственностью мужчин, должны были
сбегать каждый год и скрываться от мужа три дня. Ну да, женщины были
вещью. Потому закон на них так и действовал.

В наиболее традиционные времена замужняя женщина подлежала смерти, если кто-либо видел её пьяной.

Джон Уильям Годвард. Римская матрона. Павлин – любимая птица Юнона, покровительницы замужних римлянок

Со временем законы Рима смягчались, науки и философия развивались и
шли вперёд и влюблённость уже не казалась чем-то странным и недостойным
мужчин. Кроме того, стало гораздо свободнее с половой жизнью (мужчины в
ней, впрочем, с самого начала мало ограничивались). Одному из
императоров, Октавиану Августу, всё это не нравилось, и он издал
множество законов ради укрепления семьи и восстановления традиционной
нравственности.

Например, император пресёк практику мужского мошенничества, когда
какой-нибудь проходимец женился на женщине, забирал её приданое,
наслаждался с ней в постели, а года через два под надуманным предлогом
давал развод (оспорить который у неё права не было) и возвращал женщину
отцу, оставив у себя всё, что она принесла с собой после свадьбы.
Император учредил закон, по которому в случае развода приданое
возвращалось в родную семью вместе с женщиной. Правда, его интересовала
защита не жён, а экономических интересов тестей.

Он также законодательно сделал брак обязательным для всех мужчин
младше 60 лет и женщин младше 50 лет из сословий сенаторов и всадников.
Мужчинам при этом запрещалось жениться на дочерях вольноотпущенников во
имя чистоты крови римской элиты. Холостяки ограничивались в правах,
например, им запрещалось получать по наследству какое-либо имущество.
Женатые, но без признанных детей получали только половину от завещанных
им денег. Впрочем, холостяками не считались помолвленные мужчины, так
что многие римляне фиктивно, на время, обручались с незрелыми девушками и
дальше “ждали” её совершеннолетия. По закону, помолвка считалась
действительной ровно два года; через два года разрывали одну и объявляли
другую.

Скульптурный портрет Октавиана Августа

Октавиана Августа очень волновала низкая рождаемость. Он вменил в
обязанность заводить детей каждому свободному римлянину под угрозой
штрафа. Надо отметить, что в то время, как император начал борьбу за
деторождение, по факту Рим был перенаселён. Тем не менее, один из его
законов в пользу рождения детей работал на освобождение женщины от
власти мужа: она становилась свободной гражданкой, дав жизнь третьему
ребёнку.

Чтобы поощрить вступления в брак, Октавиан Август разрешил юношам и
девушкам обращаться за разрешением в магистрат, если их отцы были против
свадьбы. А вообще, надо сказать, в Древнем Риме было несколько видов
брака, которые регулировались разными законами: cum manu (передача
полной власти над женщиной от опекуна мужу), sine manu (власть над
замужней женщиной оставалась за опекуном) и конкубинат (фактическое
сожительство в браке без свадьбы). Брак cum manu мог заключаться через
традиционные обряды или через покупку невесты. Последняя форма была
больше популярна у простолюдинов.

Только в пятом веке до нашей эры стали возможны браки между знатью
(патрициями) и простолюдинами (плебеями). Если при этом патрицианкой
была жена (такое было возможно только при богатстве жениха), она всё
равно считалась принадлежащей отцу. а не мужу. Вообще долгое время отцы
по своей воле могли разводить дочерей с мужьями. Только во втором веке
до нашей эры появился запрет на подобное проявление отцовской власти,
кроме случаев, когда брак неудачен и отец таким образом спасает свою
дочь.

Некоторое время отпущенная на волю рабыня, ставшая женой своего
бывшего господина, могла, как римлянки, подавать на развод, но Октавиан
Август лишил вольноотпущенниц такого права. И, кстати, рабынь. Рабам
стало возможно вообще вступать в брак официально. Но даже при Августе не
могли жениться и признавать детей римские солдаты. Семья, как полагали в
Риме, лишает мужчину боевого духа. Вокруг этого запрета и родилась
легенда о Святом Валентине как о пострадавшем за венчание солдат с их
любимыми девушками.

Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода, для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения нередко также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви.

Глава семейства – отец беспредельно властвовал в семье, и власть его в семье была оформлена законодательно. В состав семьи входили не только мать и отец, но и незамужние дочери, сыновья, их жены и дети.Фамилия включала в себя и рабов и все домашнее имущество.
Власть отца распространялась на всех членов фамилии.
Практически все решения относительно членов семьи отец принимал сам.
При рождении ребенка он определял судьбу новорожденного; он либо признавал ребенка, либо приказывал умертвить, либо бросал без всякой помощи.
От начала древнего Рима и до падения империи глава фамилии имел право осуществлять телесные наказания, иногда оканчивавшиеся смертью провинившегося. Он же мог выгнать на улицу нежеланных детей, обвинив их, например, в уродстве. Супруга не имела права голоса и перед лицом закона не могла оспаривать решения мужа.

Отец единолично владел всем имуществом семьи. Даже достигнув совершеннолетия и женившись, сын оставался бесправным в фамилии. Он не имел права владеть какой-либо недвижимой собственностью при жизни отца. Лишь после смерти отца, в силу завещания, получал его имущество по наследству. Беспредельное господство отца существовало на протяжении всей римской империи, как и право, распоряжаться судьбой близких. В поздний период существования Римской Империи от неугодных детей отцы освобождались из-за экономических трудностей и общего упадка моральных устоев общества.

В римских семьях женщина имела большие права, так как на неё возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйство. Она была полновластная хозяйка в своем доме. Считалось хорошим тоном, когда женщина хорошо налаживала семейный быт, освобождая время мужа для более важных государственных дел. Зависимость женщины от мужа ограничивалась, в сущности, имущественными отношениями; владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла.

Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приемах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не полагалось присутствовать на собраниях народа.

Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12 летнего возраста, а юношу с четырнадцатилетнего.
Римское право предусматривало две формы заключения брака:
Когда женщина переходила из-под власти отца под власть мужа, то есть её принимали в семью супруга.
Женщина после замужества оставалась членом старой семьи, при этом претендовала на наследство семьи. Этот случай не был основным и больше походил на сожительство, чем на брак, так как жена практически в любой момент могла покинуть своего мужа и вернуться домой.

Независимо от того, какую форму предпочитали молодые люди, браку предшествовало обручение между молодыми.

На свадьбах все дела по организации свадебного торжества передавались распорядительнице – женщине, которая пользовалась общим уважением. Распорядительница выводила невесту в зал и передавала её жениху. Передача сопровождалась религиозными ритуалами, в которых женщина исполняла роль жрицы домашнего очага. После пиршества в доме родителей проходили проводы новобрачной в дом её мужа. Невеста должна была театрально сопротивляться и плакать. И распорядительница прекращала упорство девушки, взяв её из объятий матери и передав супругу…

Торжества, связанные с появлением нового члена семьи, начинались на восьмой день после родов и продолжались три дня. Отец поднимал ребенка с земли и давал имя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью. После этого приглашенные гости дарили младенцу подарки, как правило, амулеты, назначение которых было беречь ребенка от злых духов.

Регистрировать ребенка было долгое время не обязательно. Лишь когда римлянин достигал совершеннолетия и надевал белую тогу, он становился гражданином римского государства. Его представляли перед должностными лицами и вносили в список граждан.

Мальчика и девочку начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучить для обучения раба-грека.

Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию для получения высшего образования.
На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения об истории, праву и литературных произведениях.

В Высшей Школе обучение проходило по ораторскому искусству. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни.
За границей образование получали преимущественно в Афинах , на острове Родос, где также совершенствовались в ораторском искусстве, получали представление о различных философских школах.
В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.

Римляне заботились и о том, чтобы получили образование женщины в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте.
Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почетным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В римском государстве уже в 1 веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть все более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.

Грамотный раб стоял дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы.
Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Не имея за душой ничего, кроме жажды власти и наживы, они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемленными и проявляли упорство в борьбе за свое место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.

Читайте также: