Как подать заявление на землю через егов

Обновлено: 16.05.2024

Срок приема и регистрации заявления 1 день. Ответственным за исполнение данного административного действия является специалист администрации муниципального образования город Алексин.

Результатом исполнения административного действия является регистрация заявления о предоставлении земельного участка.

Категории получателей

Основания для оказания услуги, основания для отказа

Основание для оказания услуги

Обращение гражданина с заявлением "О предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для ведения садоводства и огородничества"

Основание для отказа

Результат оказания услуги

Постановление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно

Документы

Документы, необходимые для получения услуги

Способ получения

Варианты предоставления

Описание

Заполняется в электронном виде

Способ получения

Варианты предоставления

Описание

предоставляется в электронном виде

Способ получения

Варианты предоставления

Способ получения

Варианты предоставления

Описание

предоставляется в электроном виде

Способ получения

Варианты предоставления

Описание

предоставляется в электронном виде

Документы, предоставляемые по завершению оказания услуги

Положительный результат предоставления услуги/исполнения функции

Постановление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно

Количество экземпляров

Способ получения

Варианты предоставления

Дополнительная информация

Сведения о государственной услуге

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно

Реестровый номер услуги

Идентификатор цели

Дата размещения сведений в Федеральном реестре государственных услуг

Дата последнего обновления сведений в Федеральном реестре государственных услуг

Порядок обжалования

Возникли проблемы с получением услуги?

Подать жалобуОтказали в приеме документов или предоставлении услуги, нарушили сроки, требуют дополнительные документы или оплату? На нашем портале вы можете пожаловаться на некачественное предоставление услуги.

5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) АМО, ее должностных лиц, муниципальных служащих, работников, а также решений и действий (бездействия) МФЦ, их должностных лиц, работников

Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления услуги

79. При предоставлении услуги заявитель и иные заинтересованные лица имеют право подать жалобу на действие (бездействие) и (или) решение АМО, его должностных лиц, муниципальных служащих, работников, а также на решение, действие (бездействие) МФЦ, его должностных лиц, работников (далее - жалоба).

Органы власти, организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

80. Органом власти, в который может быть направлена жалоба, является АМО.

81. Жалобы на решения и действия (бездействие) главы АМО подаются заместителю Губернатора Тульской области в соответствии с распределением обязанностей, утвержденным в установленном порядке.

82. Жалоба на решения и действия (бездействие) АМО, главу АМО, должностного лица, муниципальных служащих, работников АМО может быть подана заявителем при личном обращении, по электронной почте, посредством Единого портала, через МФЦ.

Жалобы на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подаются руководителю МФЦ. Жалобы на решения и действия (бездействие) МФЦ подаются учредителю МФЦ или уполномоченному в соответствии с действующим законодательством должностному лицу.

Способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы, в том числе с использованием Единого портала

83. Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы размещается на официальном сайте министерства, официальном сайте МФЦ, на Едином портале, а также предоставляется должностными лицами АМО по почте, по электронной почте, посредством факсимильной связи, по телефону, при личном обращении.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) АМО, его должностных лиц, муниципальный служащих, работников, а также решений и действий (бездействия) МФЦ, их должностных лиц, работников

84. Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) АМО, его должностных лиц, муниципальных служащих, работников, решений и действий (бездействия) МФЦ, его должностных лиц, работников регулируется следующими нормативными правовыми актами:

Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации;

Информация, указанная в данном разделе, размещается на Едином портале.

Межведомственное взаимодействие

Услуга предполагает межведомственное взаимодействие

Участвующие организации

  • Администрация муниципального образования город Алексин (Консультирование, Контроль исполнения, Ответственный, Предоставление услуги/исполнение функции, в т.ч. и по переданным полномочиям, Прием жалоб)
  • Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Алексин (Консультирование, Контроль исполнения, Межведомственное взаимодействие, Ответственный, Предоставление услуги/исполнение функции, в т.ч. и по переданным полномочиям, Прием жалоб)

Кто предоставляет услугу

  • Администрация муниципального образования город Алексин
  • Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Алексин

Нормативно-правовые акты

Федеральный закон от 25 октября 2001

Регистрационный номер

Ссылка на источник официального опубликования

Конституция от 10 декабря 1993

Регистрационный номер

Ссылка на источник официального опубликования

Федеральный закон от 27 июля 2010

Регистрационный номер

Ссылка на источник официального опубликования

Административный регламент

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно

Регламент от 29 сентября 2021

Регистрационный номер

Административные процедуры

Основания для начала

Критерии принятия решения для административной процедуры

Наличие полного пакета документов
Наличие полного пакета документов

Соответствие документов установленным требованиям
Соответствие документов установленным требованиям

Соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством
Соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством

Порядок передачи результата оказания

лично в руки, через МФЦ

Результат

Основания для начала

Критерии принятия решения для административной процедуры

Наличие полного пакета документов
Наличие полного пакета документов

Соответствие документов установленным требованиям
Соответствие документов установленным требованиям

Порядок передачи результата оказания

Результат

Основания для начала

Критерии принятия решения для административной процедуры

Наличие полного пакета документов
Наличие полного пакета документов

Соответствие документов установленным требованиям
Соответствие документов установленным требованиям

Соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством
Соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством

Порядок передачи результата оказания

Результат

Основания для начала

Критерии принятия решения для административной процедуры

Наличие полного пакета документов
Наличие полного пакета документов

Соответствие документов установленным требованиям
Соответствие документов установленным требованиям

Соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством
Соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

Некоторые категории россиян могут получить земельные наделы от государства бесплатно для реализации определенных законодательно разрешенных целей. Список претендентов широкий и постоянно пополняется. Однако власти проверяют, как используется выделенная земля. А если владелец нарушает правила, то он может лишиться надела. Кроме этого в России действуют региональные программы, которые не зависят от очереди льготников. Участники таких программ получают господдержку по другим правилам.

  1. Кто может получить
  2. Программы переселения
  3. Для каких целей дают землю
  4. Как оформить землю очереднику
  5. Выдают ли наделы вне очереди
  6. Что проверить до подачи заявки и как подать заявление
  7. Разрешат ли льготнику поменять надел

Как получить от государства земельный участок бесплатно и куда подавать документы претенденту, разобрался сервис Бробанк.

Кто может получить

В Земельном Кодексе РФ предусмотрена возможность получить землю от государства бесплатно. Такое право установлено в статье 39.5. В ней указаны варианты, когда и кто может получить участок на бесплатной основе в соответствии с нормативами по определенному региону. Кроме того в России разработаны областные и краевые программы.

Федеральное законодательство выделяет несколько категорий россиян, которые смогут претендовать на преференции от государства в виде земельного надела:

  1. герои России, СССР и труда РФ.
  2. обладатели орденов Славы всех степеней, а также герои соцтруда.

Тем лицам, которые заслужили вышеуказанные награды, выдают участки размером от 8 соток в городской черте и 25 соток в сельской местности.

Региональное законодательство дает право оформить землю в безвозмездное пользование:

  • детям-сиротам;
  • молодым родителям с одним ребенком или без детей;
  • служащим бюджетной сферы;
  • пенсионерам на некоторых основаниях;
  • военным;
  • многодетным семьи, у которых 3 и более детей, находящимся на полном обеспечении родителей;
  • членам семей погибших героев России;
  • семьям, где один член семьи инвалид или ветеран, находящийся на иждивении;
  • членам семьи кормильца, который погиб при боевых действиях;
  • гражданам, которые поставлены на учете как нуждающиеся в наделе;
  • служащим в ОВД;
  • религиозным организациям;
  • гражданам, которые проходят службу в армии на контрактной основе;
  • ветеранам ВОВ и участникам других вооруженных конфликтов;
  • инвалидам I,II и III группы, а также семьям, у которых ребенок инвалид;
  • специалистам после завершения обучения в вузе;
  • лицам, принимавшим участие в ликвидации аварии на ЧАЭС;
  • жителям сел, которым исполнилось 35 лет, которые отучились и работают в сфере медицины, культуры, образования, сельского хозяйства.

Обладатели орденов Славы всех степеней, а также герои соцтруда имеют право получить от государства участок земли бесплатно

Периодически этот список пополняют и корректируют. Появились поправки к категории семей с 3 и более детей. Получить земельный участок по закону смогут только те семьи, которые получили статус и встали на учет как нуждающиеся в земле или соответствуют установленным параметрам. На выбор им предлагают участок или господдержку в другой форме.

Программы переселения

Жители некоторых регионов, которые принимают участие в программе по предоставлению надела, могут обратиться в МФЦ, чтобы бесплатно получить участок из публичной собственности. Очередь для участников таких программ отдельная от основных категорий льготников. Но срок ожидания может затянуться до года и больше.

Региональные программы действуют по:

  • участкам для крымских жителей;
  • участкам для переселившихся из районов Крайнего Севера;
  • садовым участкам для жителей Калининграда.

Участки отдают в безвозмездное пользование на определенный срок, а через время вы сможете оформить их в собственность. Главное требование к участнику — не нарушать правила программы. Если земля выдана под застройку, подсобное хозяйство, предпринимательскую или фермерскую деятельность, то вы обязаны этим заниматься, чтобы не лишиться участка.

Кроме того существует 5 федеральных программы по предоставлению земли:

  1. Волгоградский гектар.
  2. Костромской гектар.
  3. Дальневосточный гектар.
  4. Ленинградский гектар.
  5. Родовое поместье.

Вы можете написать заявление на получение участка, если хотите стать участником одной из этих программ. По некоторым программам предусмотрен конкурс, а землю получает тот претендент, который предложит лучшую идею использования надела. Либо самый перспективный бизнес-план будущего владельца.

Для каких целей дают землю

Все льготники и участники программ по переселению, могут претендовать на получение участка земли на бесплатной основе. Но использовать полученные гектары можно будет только в определенных целях:

Предусмотрены бесплатные участки от государства и для переселившихся из районов Крайнего Севера

  1. Ведение огородничества, садоводства.
  2. Предпринимательство.
  3. Индивидуальное жилищное строительство.
  4. Ведение личного подсобного хозяйства.
  5. Ведение сельскохозяйственной деятельности из земель сельхозназначения.

Некоторые построенные здания на участке будут облагаться налогом. А если земля не используется по назначению или будет заброшена, за это могут налагать штрафы или забрать участок.

Как оформить землю очереднику

Тем, кто относится к категории льготников или участвует в одной из программ по переселению, для получения земельных преференций понадобится:

  1. Подать заявку в письменном виде о постановке в очередь на выдачу бесплатного участка в МФЦ. Бланк для заявления выдают сотрудники центра.
  2. Прийти в администрацию для участия в розыгрыше, как только наступит очередь. Там предложат вытащить один из билетов, в которые вписан кадастровый номер земельных наделов. Если выпавший участок не подойдет, можно от него отказаться. Тогда понадобится заново стоять в очереди и участвовать в новом розыгрыше.

Ориентировочное время ожидания своей очереди составляет 2-3 года. Поэтому заранее подавайте документы, если появились планы и возможности для из реализации.

Ведение сельскохозяйственной деятельности - допустимо на участках, которые были бесплатно получены от государства

Выдают ли наделы вне очереди

Чтобы не стоять в общей очереди на получение земли, можно самостоятельно найти подходящий участок и заполнить заявку на его получение. При определенных обстоятельствах выдачу земли одобрят, и получить желаемые гектары во владение можно будет уже через пару месяцев.

Поиск подходящей территории удобнее начать с кадастровой карты на сайте Rosreestr. Открывайте карту, наводите курсор на интересующий участок и изучайте сведения по нему. Если земля свободная, никто ею не владеет, можно приступать к оформлению:

После этого автоматически формируется заявка.

Что проверить до подачи заявки и как подать заявление

Еще до подачи заявки убедитесь в том, что земля находится в свободном статусе. Справку с такими сведениями Росреестр выдает за деньги. Выписку можно получить за несколько часов в электронном варианте. Она имеет такую же юридическую силу, как и бумажная справка. В разделе №2 в выписке обозначена информация о статусе участка. Если им никто не владеет, данные в этом разделе будут отсутствовать.

Когда все вопросы по статусу земли решатся, можно подавать письменное заявление в МФЦ или госадминистрацию. В заявлении укажите такие данные:

  • ФИО заявителя;
  • серию, номер, дату выдачи паспорта и орган его выдавший;
  • адрес прописки и место жительства;
  • личный номер телефона или адрес эл. почты;
  • содержание обращения;
  • адрес земельного участка;
  • его кадастровый номер;
  • список прилагаемых к заявлению обоснований.

В предоставленном пакете должны быть справки, которые подтверждают право на выдачу бесплатных гектаров земли. Документацию рассматривают в течение 30 дней, после этого администрация присылает уведомление с положительным или отрицательным решением. При отказе вы можете обжаловать решение администрации в суде.

После всех этапов согласования и оформления договора, регистрации прав на аренду через Росреестр гражданин получает статус владельца участка (правда, иногда земля остается во владении государства)

Если администрация одобряет выдачу, то заявитель заключает договор с властями. Договор оформляют на срок от 3 до 49 лет в зависимости от вида использования гектаров. После оформления договора и регистрации прав на аренду через Росреестр гражданин получает статус владельца участка. Но собственником при этом может оставаться государство.

Разрешат ли льготнику поменять надел

Льготник может поменять участок земли без отстаивания повторной очереди только в том случае, когда выбранная территория непригодна для целей заявителя. К примеру, если участок брали под строительство дома, но жилье там построить невозможно по каким-либо причинам, не зависящим от застройщика. В этих обстоятельствах землю обязательно поменяют, на другой надел, пригодный для целей, указанных в заявлении.

В основном граждане, получившие территорию, недовольны ее рыночной ценой или местоположением. Но такие причины не служат основанием для обмена участка. В таком случае можно оформить землю, а потом заключить договор обмена или купли-продажи. Или можно отказаться от участка и опять встать в очередь.

Если нет возможности получить льготную землю под застройку, а собственное жилье нужно, то можно оформить ипотеку на эти цели. Все тонкости оформления прописаны в ФЗ №102.

Как бесплатно получить земельный участок под ИЖС в Казахстане.

Право граждан РК на получение бесплатного земельного участка закреплено в ст.50 Земельного Кодекса РК. Кодексом предусматривается предоставление земель как под сельскохозяйственные нужды, так и под строительство.

Помимо граждан РК право на участки имеют также кандасы (оралманы).

П.2 ст.50 ЗК РК регламентирует предоставление гражданам земель несельскохозяйственного назначения:

  • для ЛПХ в сельской местности -0,25 га (25 соток) неорошаемых земель и 0,15 га (15 соток) орошаемых земель;
  • для ИЖС -0,1 га (10 соток);
  • для садоводства и дачного строительства -0,12 га (12 соток).

Участки несельскохозяйственного назначения предоставляются:

  • на период освоения –на праве временного возмездного землепользования (аренды);
  • после освоения – в частную собственность.

П.2-1 ст.50 ЗК РК закрепляет право граждан на участки для ведения огородничества. Участки предоставляются на праве временного безвозмездного землепользования (бесплатно), в размере до 1 га. (100 соток). Но в частную собственность такие участки получить нельзя (за исключением случаев, когда они реализуются государством на аукционах, конкурсах и т.д.).

Как производится выделение участков?

Наибольшим спросом среди населения пользуются участки под ИЖС. Особенно граждан интересуют участки, расположенные в непосредственной близости или в черте населенных пунктов. Как же происходит выделение участков и чем регламентируется процедура?

Предоставление гражданам земельных участков под ИЖС регламентируется Правилами, утвержденными приказом МНЭ №255 от 27.03.2015 г.

Акиматы городов и районов проводят ревизию имеющихся земель и готовят списки участков, которые допустимо выделять гражданам. Списки периодически публикуются на сайтах акиматов, либо их можно уточнить в акимате или Управлении или отделе земельных отношений.

Перейдя по ссылкам, можно попасть в соответствующий раздел сайта акиматов, в ведении которых находятся участки по всем регионам страны.

Отметим, что согласно законодательству, выделять участки акиматы вправе только, если участок подготовлен: к нему подведены электросети и прочие коммуникации. Если участки не подготовлены, в перечне их не будет.

Также граждане вправе самостоятельно выбрать приглянувшийся участок и обратиться в акимат с заявлением о возможности его предоставления.

Согласно п.5 Правил для получения участка под ИЖС граждане РК и кандасы подают заявление в произвольной форме в акимат по месту нахождения участка (не по месту своей регистрации!):

  • если участок находится в границах г.Нур-Султан, Алматы, или Шымкента –в городской акимат;
  • если участок находится в пределах областного города –в акимат соответствующего города;
  • в пределах границ села, поселка – в акимат села, сельского округа, поселка.

К заявлению прилагается копия удостоверения личности заявителя.

  • предполагаемые размеры участка;
  • местоположение;
  • отметить, что ранее право на получение участка под ИЖС заявителем не использовалось;
  • указать просьбу о предоставлении информации о наличии других свободных участков.

На портале Egov.kz постановка на очередь на получение земельного участка не автоматизирована –обращаться в акимат следует лично. Услуга бесплатная.

Отметим, что наличие у заявителя других участков или недвижимости в собственности не лишает его права на получение положенных по закону 10 соток под ИЖС или участков под огородничество и т.д. Но важно понимать, что использовать свое право на получение бесплатного участка можно только один раз. Если ранее участок гражданину уже выделялся, повторно его получить будет нельзя.

Сколько будет рассматриваться заявление?

После получения заявления от гражданина, акимат направляет его в Управление земельных отношений для того, чтобы определить возможность использования испрашиваемого участка. Срок рассмотрение заявления – до 10 рабочих дней.

Далее заявление рассматривает земельная комиссия (2 рабочих дня).

Если участок допустим к использованию, заявитель получит уведомление и перечень документов, которые необходимо предоставить для оформления права на возмездное землепользование.

Если участок занят, а других подготовленных участков в качестве альтернативы акимат предложить не может, заявление принимается на специальный учет и ставится в очередь. В течение 2 рабочих дней заявитель получит уведомление с указанием номера своей очереди в общем списке ожидающих.

Как только появится свободный участок, заявитель получит уведомление о том, что нужно подать заявление на получение (со дня готовности участка они распределяются в течение месяца).

Итого, по самому оптимистичному сценарию ожидать выделения участка придется около 2 месяцев. На практике, в границах крупных городов свободных к выделению участков нет, либо крайне мало. Реализовать свое право на получение земли граждане смогут, если рассмотрят земли, относящиеся к сельским округам и поселкам.

Как оформить право возмездного землепользования?

Если испрашиваемый участок оказался свободен и пригоден для выделения, либо если подошла очередь заявителя, необходимо оформить право возмездного землепользования на него.

Для этого необходимо обратиться в ЦОН или заказать онлайн-услуги через портал Egov.kz.:

  • оформить акт на право временного возмездного землепользования;
  • подать заявление на установление границ участка и получить техпаспорт на объект недвижимости.

В течение 6 месяцев с даты получения акта на землепользование заявитель обязан:

  • либо сдать готовый объект (построенный дом), подписав акт о вводе дома в эксплуатацию, а затем получить акт на право частной собственности на участок;
  • либо обратиться в акимат с заявлением о продлении срока временной аренды до 1 года.


Как оформить право частной собственности на участок?

После введения дома в эксплуатацию следует оформить право частной собственности на участок.

Таким образом, стать собственником участка гражданин сможет только после постройки и сдачи дома в эксплуатацию. До этого момента участок считается находящимся в аренде.

Если участок не используется по назначению в течение 2 лет (дом не введен в эксплуатацию или не ведется строительство) участок может быть изъят (ст.92 ЗК РК), а получатель должен будет возместить государству ущерб (ст.93 ЗК РК).

Таким образом, несмотря на то, что право на получение бесплатного участка есть у каждого гражданина РК, не всегда можно получить участок в приглянувшемся месте. Также процедура получения и оформления участка требует времени и большого количества бюрократических процедур, к чему следует быть готовыми.

Мужчина держит в руках модель дома

Каждый гражданин Казахстана имеет возможность получить в личное пользование 10 соток земли бесплатно.

Участок выдается под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) и переходит в личное владение получателя как частная собственность.

При этом не имеет значения, есть ли у казахстанца в имуществе другое жилье или земельные участки. Об этом сообщает портал Электронного правительства.

Как получить 10 соток земли

Казахстанцы, желающие получить земельные участки, могут обратиться с соответствующим заявлением в местные акиматы.

То есть можно написать заявление в местные исполнительные органы:

  • городов республиканского значения и столицы,
  • городов областного значения,
  • городов районного значения,
  • поселков или аулов (сел).

Все зависит от места проживания.

Люди подписывают жилищный договор

Также вместе с заявлением казахстанцы должны предоставить удостоверение личности и его копию.

В тексте заявления подробно указываются цель получения участка (ИЖС), площадь и расположение.

При этом нужно обозначить и другой свободный земельный участок, который может устроить заявителя в качестве альтернативного варианта.

Следует отметить, что рассматривается заявление в течение двух месяцев. В результате заявитель становится в очередь на получение земли.

Расходы при получении участка

Как только наступит очередь, нужно оформить следующие документы:

  • право временного пользования, или аренды – через местный акимат,
  • идентификационные данные об участке и его границах (техпаспорт).

При этом получатель участка будет сам оплачивать работы по подготовке актов и устройству земли.

Как только документы будут готовы, необходимо начать строительство жилья.

Все дело в том, что казахстанцам дается полгода с момента получения акта на землепользование.

За этот срок нужно потсроить жилье и оформить подписание акта о вводе собственного жилого дома в эксплуатацию. Только с этого момента земля переходит из аренды в частное владение.

Следует помнить, что если за полгода не удается построить жилье, то аренду можно продлить на срок до 1 года в местном акимате.

Пара обсуждает перепланировку квартиры

Иллюстративное фото: Freepik / pressfoto

Когда дом будет построен и сдан в эксплуатацию, нужно оформить частную собственность на земельный участок. Для этого потребуются:

  • заявление,
  • удостоверение личности с копией,
  • акт приемки в эксплуатацию построенного дома,
  • идентификационный документ на полученный участок.

В течение 7 рабочих дней будет рассмотрено заявление. Далее потребуется только оформить регистрацию прав на недвижимость.

В итоге казахстанцы становятся полноправными владельцами земли с площадью 10 соток.

Важно! Государство может отобрать земельный участок, если в течение трех лет не будет идти стройки и не будет построено жилье, согласно 92 статье Земельного кодекса.

При этом также придется заплатить государству за причиненный ущерб, если среди неисполнения сроков не было причин, связанных с неопреодолимыми обстоятельствами.

Срок на пострйоку дома может оказаться больше, если это предусмотрено проектно-сметной документацией.

Также, если выделенный казахстанцу участок не имел соответствующей инфраструктуры (коммунальной), то срок на постройку жилья будет отсчитываться с момента обеспечения инженерой инфраструктуры.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Иллюстративное фото: unsplash.com

Как получить 10 соток под индивидуально-жилищное строительство в Казахстане, рассказал эксперт по земельным вопросам Бакытжан Базарбек, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Каждый гражданин Казахстана имеет право получить на бесплатной основе 10 соток земли (0,10 гектара) для строительства индивидуального жилого дома. При этом абсолютно неважно, имеет ли претендент недвижимость (квартиру, дом, гараж).

Претендовать на свои 10 соток под ИЖС имеют право все члены семьи, даже если ранее участок под ИЖС уже получали другие ее члены. Право на получение земли по одному целевому назначению предоставляется лишь один раз. Поэтому если претендент ранее получал бесплатный участок земли в другом регионе, повторно получить 10 соток он не сможет.

Нужно учитывать, что собственником земельного участка вы становитесь только после освоения земельного участка, то есть после подписания и государственной регистрации акта о вводе жилого дома в эксплуатацию.

Подаем заявление

Подавать заявление необходимо по месту нахождения земельного участка. То есть писать заявление нужно в акимат конкретного населенного пункта. Если участок в пределах города - в акимат города; в поселке - акиму поселка; в ауле - акиму аула, аульного округа.

Заявление заполняется в произвольной форме. В нем нужно указать, что человек хочет получить земельный участок на бесплатной основе. Целевое назначение: земельный участок под ИЖС. Также нужно указать конкретный населенный пункт и его примерное местоположение, указать площадь в 0,10 гектара.

Заявление подкрепляется двумя документами - копией удостоверения личности и справкой о наличии либо отсутствии другого земельного участка. Другие документы требовать акимат не имеет права.

Если чиновник акимата будет требовать другие документы, то он может быть привлечен к ответственности, заверил эксперт Бакытжан Базарбек.

Заявление-ходатайство рассматривается в течение 60 календарных дней. Формируется земельная комиссия, и если есть свободные участки, то комиссия удовлетворяет заявление и выносит положительное заключение. Если удовлетворить ходатайство нет возможности - нет свободных участков, в этом случае гражданина ставят на специальный учет (очередь).

В течение семи рабочих дней после решения земельной комиссии вас поставят в очередь на получение земельного участка. Выдадут уведомление-справку с указанием сайта, на котором можно будет отслеживать номер очереди на получение земельных участков. Уведомление нужно будет сохранить.

Встаем в очередь

Спецучет - сформированный список всех очередников, которые желают получить земельные участки под ИЖС бесплатно. В этом списке не дается приоритет кому-либо по каким-либо признакам. То есть даже многодетные матери или инвалиды различных категорий преимуществами в этом списке не обладают. В списке фиксируются такие данные, как ФИО, ИИН, место жительства, адрес.

По последним данным, всего в очереди на получение 10 соток от государства стоит 1 456 379 человек. Из них в первом полугодии 2018 года земельные участки получили только 5 142 человека.

В каких случаях может быть отказано в заявлении

1. Если гражданин уже получал бесплатный участок земли под ИЖС на территории страны, но скрыл этот факт. Согласно статье 50, пункту 2 Земельного кодекса повторное выделение земельного участка по одному целевому назначению запрещается.

2. Если человек не достиг совершеннолетия.

3. Если человек не является гражданином Казахстана или оралманом.

В Казахстане на сегодня нет единого списка очередников, он разрабатывается Комитетом по управлению земельными ресурсами совместно с госкорпорацией "Правительство для граждан".

Когда очередь подошла

Когда очередь на земельный участок подошла, вопрос передается на рассмотрение комиссии. Она снова рассматривает ходатайство и выносит заключение о предоставлении земельного участка.

"Если человек ранее купил на аукционе землю, где-то дом с земельным участком купил - это не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка на бесплатной основе", - пояснил эксперт.

Земельные участки распределяет акимат в порядке очередности, сам человек не может выбирать участок. Если человек отказывается от предложенного участка, то должен написать письменный отказ. И тем самым он отказывается от своей очереди.

После положительного заключения комиссии аким по месту нахождения земельного участка выносит решение о предоставлении ему земельного участка. После решения акима гражданин заключает договор аренды с отделом (управлением) земельных отношений соответствующего района или города.

Затем гражданин должен освоить данный участок, то есть построить дом. Если же в течение двух лет земельный участок не будет использован по назначению - не будет идти стройка или эксплуатация индивидуального жилья, государство вправе возвратить землю и передать другим гражданам ниже по очереди.

Таким образом, получая земельный участок от государства, полноправным хозяином участка вы можете стать только тогда, когда построите и "сдадите" дом.

Получение земли в частную собственность

Согласно Закону об архитектурно-градостроительной деятельности нужно ввести это домостроение по акту приемки самостоятельно. Владелец составляет акт: берет форму этого акта, заполняет ее, прилагает фотографии дома и потом направляет этот акт приемки дома на учетную регистрацию в отдел (управление) архитектуры и градостроительства. Там документ регистрируют и отправляют на госрегистрацию. С июля 2018 года государственной регистрацией занимается корпорация "Правительство для граждан".

О хитростях при оформлении земли

"Граждане идут на различные ухищрения. Например, люди строят маленькие домишки, а по эскизному проекту там двухэтажный коттедж. Они строят их для того, чтобы получить право частной собственности, вводят в эксплуатацию, а потом продают этот земельный участок. Есть факты в регионах, когда вообще ничего не строили. То есть составляли акт приемки в эксплуатацию, заполняли и фотографировали чужой дом, прилагали эти фотографии к акту и подавали на комиссию", - отметил Бакытжан Базарбек.

"А сотрудники акиматов не имеют права выехать на место и проверить, построен ли на самом деле дом. Такой функции нет в законе, поэтому акимату приходится верить документам. Мы сейчас готовим такие поправки, чтобы акимат выезжал на частную территорию и проверял. Люди этим пользуются, узаконивают землю как частную собственность и продают третьим лицам", - добавил Базарбек.

Еще одна проблема - наличие "мертвых душ" в списках очередников на 10 соток земли, о которых говорилось ранее. Также на сайтах акиматов не всегда публикуют полный список очередников.

Читайте также: