Предоставление разрешения на установку ограждения земельного участка

Обновлено: 04.05.2024

Порядок отражения в учете расходов на благоустройство территории зависит от вида выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом соответствующего контракта (договора). На какие КВР и статьи КОСГУ они могут быть отнесены? Как отразить такие расходы в бухгалтерском учете? Надо ли облагать объекты благоустройства налогом на имущество? Ответы на эти вопросы – далее.

Благоустройство территории – это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная (п. 36 ст. 1 ГрК РФ):

на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан;

на поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории;

на содержание территории населенных пунктов и расположенных на ней объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Объектами благоустройства являются территории различного функционального назначения, на которых проводятся мероприятия по инженерной подготовке к озеленению, по устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленные на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка (п. 3.12, 3.2 СП 82.13330.2016, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 16.12.2016 № 972/пр).

Правила благоустройства территории устанавливают органы местного самоуправления, а в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) – органы госвласти субъектов РФ (пп. 19 п. 1 ст. 14, пп. 25 п. 1 ст. 16, пп. 10 п. 1 ст. 16.2, п. 1.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Исполнение этих правил возлагается на всех без исключения владельцев, пользователей имущества и земель, в том числе на государственные (муниципальные) учреждения.

В рамках благоустройства территории могут проводиться следующие работы:

уборка территории от грязи, мусора, снега, льда, их вывоз и утилизация;

озеленение (разбивка газонов, цветников, клумб, посадка саженцев);

ремонт тротуаров (асфальтирование, укладка тротуарной плитки);

возведение различных видов ограждений, установка беседок, скамеек, фонтанов, различных архитектурных форм, фонарей уличного освещения;

содержание элементов внешнего благоустройства зданий и сооружений, объектов инженерной инфраструктуры;

обустройство игровых, детских, спортивных, танцевальных площадок;

ремонт памятников, обелисков и др.

Выбор КВР и статьи КОСГУ

В настоящее время правила применения КВР и статей КОСГУ регулируются Порядком № 85н и Порядком № 209н соответственно.

В силу положений Порядка № 85н расходы на благоустройство территории следует относить на КВР:

Особенности учета расходов на благоустройство

Рассмотрим на примерах особенности учета отдельных видов расходов на благоустройство территории.

Капремонт фасада здания

Пример 1.

В ходе реализации мероприятий по благоустройству территории автономным учреждением культуры был заключен с подрядчиком контракт на проведение работ по капитальному ремонту фасада здания на сумму 1 200 000 руб. Размер аванса по контракту составил 360 000 руб., сумма окончательного платежа – 840 000 руб. Расходы по оплате работ произведены за счет целевой субсидии, выделенной из областного бюджета. Согласно учетной политике они относятся к общехозяйственным.

Работы выполнены в полном объеме, сторонами подписан акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103).

Расходы по оплате заключенного с подрядчиком контракта на проведение работ по капитальному ремонту фасада здания необходимо отразить по КВР 243 в увязке с подстатьей 225 КОСГУ.

Согласно Инструкции № 183н указанные операции должны быть оформлены в бухгалтерском учете следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс подрядчику

5 206 25 564

5 201 11 610
Забалансовый счет 18

360 000

Отражена стоимость выполненных работ по капитальному ремонту фасада здания на основании акта (ф. 0504103)*

5 109 80 225

5 302 25 734

1 200 000

Зачтен ранее перечисленный аванс

5 302 25 834

5 206 25 664

360 000

Произведен окончательный расчет с подрядчиком

5 302 25 834

5 201 11 610
Забалансовый счет 18

840 000

* Информацию о капремонте здания следует отразить в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), открытой на объект недвижимого имущества.

Возведение спортивной площадки

Пример 2.

Бюджетное учреждение культуры и отдыха (парк) заключило с подрядчиком контракт на выполнение работ по возведению (строительству) на его территории многофункциональной спортивной площадки на сумму 1 800 000 руб. Оплата работ произведена за счет средств субсидии на цели осуществления капитальных вложений.

Построенная спортивная площадка принята к учету как отдельный инвентарный объект недвижимого имущества (код ОКОФ 220.41.20.20.900). Срок ее полезного использования – 15 лет (180 мес.).

В соответствии с учетной политикой учреждения амортизационные отчисления по указанному объекту признаются прямыми затратами и относятся на себестоимость оказываемых государственных (муниципальных) услуг. Для начисления амортизации применяется линейный метод.

Расходы на оплату работ по возведению спортивной площадки – объекта капитального строительства, произведенные бюджетным учреждением, необходимо отразить по КВР 407 в увязке со статьей 310 КОСГУ.

На основании Инструкции № 174н в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены вложения в объект основных средств – спортивную площадку

6 106 11 310

6 302 31 734

1 800 000

Погашена задолженность перед подрядчиком

6 302 31 834

6 201 11 610
Забалансовый счет 18

1 800 000

Отражен перевод капвложений на возведение спортивной площадки с кода вида деятельности 6 на код вида деятельности 4

6 304 06 832

6 106 11 310

1 800 000

4 106 11 310

4 304 06 732

Принята к учету спортивная площадка в составе основных средств по факту государственной регистрации прав на нее

4 101 12 310

4 106 11 310

1 800 000

Отражено увеличение расчетов с учредителем в сумме балансовой стоимости поступившего недвижимого имущества

4 401 10 172

4 210 06 661

1 800 000

Отражено ежемесячное начисление амортизации в течение всего срока эксплуатации спортивной площадки
(1 800 000 руб. / 180 мес.)

4 109 60 271

4 104 12 411

10 000

Уборка территории

Пример 3.

Казенное учреждение культуры заключило с физическим лицом договор гражданско-правового характера (ГПХ) на очистку его территории от грязи и мусора. Вознаграждение по договору в размере 20 000 руб. выдано из кассы учреждения. Вычеты по НДФЛ физическому лицу не предоставляются.

Расходы по оплате заключенного с физическим лицом договора ГПХ на очистку территории от грязи и мусора необходимо отразить по КВР 244 и подстатье 225 КОСГУ.

На основании Инструкции № 162н указанные операции должны быть оформлены в бюджетном учете с применением следующих корреспонденций счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислено вознаграждение физическому лицу по договору ГПХ

1 401 20 225

1 302 25 737

20 000

Удержан НДФЛ с суммы вознаграждения
(20 000 руб. x 13%)

1 302 25 837

1 303 01 731

2 600

Начислены страховые взносы:

– на ОМС
(20 000 руб. x 5,1%)

1 401 20 225

1 303 07 731

1 020

– на ОПС
(20 000 руб. x 22%)

1 401 20 225

1 303 10 731

4 400

Выдано вознаграждение физическому лицу из кассы учреждения
20 000 – 2 600) руб.

1 302 25 837

1 201 34 610
Забалансовый счет 18

17 400

Установка скамеек и урн для мусора

Обложение объектов благоустройства налогом на имущество

В силу ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество, которое учитывается на балансе в качестве основных средств.

Государственные (муниципальные) учреждения рассчитывают и уплачивают налог на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости облагаемого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Обратите внимание: порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, установленный ст. 378.2 НК РФ, на объекты недвижимого имущества, принадлежащие государственным (муниципальным) учреждениям на праве оперативного управления, не распространяется (см. письма Минфина РФ от 14.08.2020 № 03-05-05-01/71386, от 31.03.2020 № 03-05-05-01/25436, от 25.03.2020 № 03-05-05-01/23473).

Не облагаются налогом на имущество организаций:

любое движимое имущество (пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ);

имущество, которое не является объектом налогообложения на основании п. 4 ст. 374 НК РФ (например, земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы));

льготируемое имущество учреждения (п. 2 ст. 372, ст. 381 НК РФ).

На основании ст. 130 и 131 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, водные и воздушные суда и иные объекты. При этом вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом, регистрация прав на которое не требуется (например, машины и оборудование, наземные транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и иные объекты).

Кроме того, согласно ст. 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Для создания объектов капитального строительства необходимы подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство объекта и на ввод его в эксплуатацию (ст. 48, 48.1, 49, 51, 55 ГрК РФ).

В то же время в силу ст. 135 ГК РФ по общему правилу вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежностью), следует судьбе главной вещи.

По мнению Росреестра (см. Письмо от 20.10.2020 № 11-9273-АБ/20), оборудование, которое неразрывно связано физически или технологически с капитальным сооружением, зданием или земельным участком, с момента присоединения к соответствующей недвижимости становится ее составной частью, при этом данное оборудование не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта недвижимости.

Таким образом, созданные в ходе выполнения работ по благоустройству территорий объекты недвижимого имущества подлежат обложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Что касается элементов благоустройства, неразрывно связанных с объектами капстроительства или земельными участками, например малых архитектурных форм (фонарей, скамеек, урн и т. д.), заасфальтированной площадки, покрытого гравием земельного участка, они этим налогом не облагаются (см. письма Минфина РФ от 25.02.2021 № 02-05-10/13814, от 04.02.2020 № 03-05-05-01/6848, от 14.02.2020 № 03-05-05-01/10366, от 01.04.2020 № 03-03-07/26051).

В статье рассмотрены особенности учета отдельных видов расходов, которые имеют место при благоустройстве территорий учреждений культуры. В зависимости от вида выполняемых работ соответствующие расходы подлежат отражению:

при проведении капитального ремонта фасада здания – по КВР 243 и подстатье 225 КОСГУ;

при возведении (строительстве) на территории бюджетного учреждения спортивной площадки, учитываемой в качестве объекта недвижимости, – по КВР 407 в увязке со статьей 310 КОСГУ;

при уборке территории от грязи и мусора – по КВР 244 и подстатье 225 КОСГУ;

при приобретении скамеек, урн и оплате работ по их установке в рамках отдельных договоров – по статье 310 КОСГУ (в части расходов на покупку указанных объектов) и подстатье 228 КОСГУ (в части затрат на их установку) в увязке с КВР 244.

Элементы благоустройства, являющиеся неотъемлемой частью капитального сооружения, здания или земельного участка, не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов недвижимости, поэтому облагать их налогом на имущество организаций не нужно.


Какие объекты можно разместить

Схема

Перечень объектов, на которые может быть выдано разрешение о размещении, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации.

В частности, в него входят:

- малые архитектурные формы;

- ограждения во дворах многоквартирных домов;

- пункты охраны правопорядка, стационарные посты ДПС, пункты весового контроля автомобилей, лодочные станции, пункты приема вторсырья (не требующие разрешения на строительство);

- спортивные и детские площадки;

- площадки для выгула и дрессировки собак, голубятни;

- платежные терминалы для оплаты услуг и штрафов;

- нестационарные общественные туалеты;

- зарядные станции для электрического транспорта;

- некоторые сооружения связи и др.

На каких участках можно разместить объект

Строительство путепровода в Реутове

Строительство путепровода в Реутове

Разрешение на размещение объектов выдается в отношении земельных участков, находящихся в собственности Московской области. Узнать, кому принадлежит интересующий земельный участок, можно двумя способами:

- сделать письменный запрос в Министерство имущественных отношений Московской области;

- обратиться с письменным запросом в управление Росреестра по Московской области.

Если интересующий земельный участок находится в частной собственности или предоставлен третьим лицам, то для размещения на нем объектов необходимо заключить сервитут.

Необходимые документы


Запросить разрешение можно с помощью регионального портала госуслуг (РПГУ).

Для получения разрешения на размещение объектов на земельных участках Московской области необходимо представить заявление со следующими сведениями:

- ФИО, место жительства, данные паспорта (для физических лиц);

- наименование, место нахождения, организационно-правовая форма, сведения из ЕГРЮЛ (для юридических лиц);

- почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона;

- виды объектов, предполагаемых к размещению;

- кадастровый номер земельного участка, если планируется его использование, или кадастровый номер квартала;

- желаемый способ получения разрешения или отказа;

- срок, на который требуется получение разрешения.

При размещении антенно-мачтовых сооружений связи в заявлении следует дополнительно указать:

- тип объекта (антенно-мачтовое сооружение связи);

- высоту объекта в метрах;

- заглубление подземной части в метрах;

- наличие или отсутствие санитарно-защитных зон (СЗЗ), создаваемых размещаемым объектом;

- наличие или отсутствие охранных зон, создаваемых размещаемым объектом.

К заявлению необходимо приложить:

- схему границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории.

Как составить схему границ земель

Подписание документов

Источник: РИАМО, Николай Корешков

Для составления схемы границ существует типовая форма. Такая схема должна содержать:

- описание границ (смежные землепользователи, обеспеченность подъездными путями, наличие охраняемых объектов: природных, культурных и т.д.);

- характеристики поворотных точек, дирекционных углов, длин линий;

- характеристики и расположение существующих инженерных сетей, коммуникаций

- охранные (для размещения линейных объектов), санитарно-защитные (при наличии)

и иные зоны (в том числе проектируемые);

- принятые условные обозначения.

Схема границ составляется в системе координат МСК-50 с использованием материалов инженерно-геодезических изысканий в масштабе 1:500 и сведений государственного кадастра недвижимости.

Условия получения услуги

Стопка бумаг

Услуга по выдаче разрешения на размещение объектов на земельных участках Московской области предоставляется бесплатно.

Результат рассмотрения заявления можно получить в МФЦ, в личном кабинете РПГУ или по электронной почте. Максимальный срок оказания услуги – 8 рабочих дней.


Выдача разрешения на использование земель или земельного участка

Стоимость услуги:

Услуга предоставляется бесплатно

Как получить услугу?

  • Электронная услуга
  • Личное посещение

Наименование ответственного органа, предоставляющего

Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области

Основания для приостановления предоставления либо отказа в предоставлении

    земельный участок, на котором предполагается размещение объектов, уже предоставлен другому физическому или юридическому лицу

Описание:
земельный участок, на котором предполагается размещение объектов, уже предоставлен другому физическому или юридическому лицу

Описание:
в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению объекта

Описание:
в отношении испрашиваемого для использования с целью размещения Объектов земельного участка Уполномоченным органом другому физическому или юридическому лицу уже выдано разрешение на его использование

Описание:
в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты (объект), не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года № 130

Описание:
представление заявителем документов, содержащих ошибки, подчистки, приписки, зачёркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание

Описание:
при обращении с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка для благоустройства с целью озеленения, в том числе придомовой территории (земельный участок, прилегающий к земельному участку с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства), организации мест и площадок открытого хранения материалов, веществ, размещения временных сооружений или временных конструкций, предназначенных для оказания услуг по организации общественного питания не соблюдены следующие условия:
а) земельный участок, на котором предполагается разместить Объект, находится в непосредственной близости или примыкает к земельному участку, принадлежащему заявителю на определенном праве и занимаемому принадлежащим заявителю объектом капитального строительства;
б) испрашиваемый для использования земельный участок не может быть использован как самостоятельный для строительства объектов капитального строительства, что должно быть подтверждено соответствующей информацией органа архитектуры по месту расположения земельных участков;
в) цель использования земель или земельных участков соответствует назначению объекта, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года № 1300;
г) размещаемые Объекты ухудшают экологическую обстановку и качественные характеристики земель или земельного участка;
д) внешний вид размещаемых Объектов не согласован с органом местного самоуправления по месту расположения Объекта (при использовании земель или земельного участка с целью размещения временных сооружений или временных конструкций, предназначенных для оказания услуг по организации общественного питания);
е) при использовании земель или земельного участка не соблюдены требования санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной безопасности, экологического надзора и иные требования, установленные действующим законодательством

Описание:
размещаемые Объекты не соответствуют утвержденным документам территориального планирования

Описание:
размещение Объекта приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием

Описание:
представление неполного пакета документов, таких как:
- копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя;
- схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости)

Читайте также: