Предоставление лесного участка для заготовки древесины

Обновлено: 25.05.2024

В настоящее время отмечается повышение цен на все строительные материалы, в том числе и на продукцию из древесины. Основной причиной повышения цен является резкое увеличение индивидуального строительства, как в России, так и за рубежом. Повышенный спрос на часть продукции лесопереработки провоцирует и рост цен на них.
Правительством РФ принимаются меры по стабилизации ситуации на внутреннем рынке лесопродукции.
С 1 июля текущего года введены таможенные пошлины на вывоз лесоматериалов с уровнем влажности превышающим 22 %.
Также прорабатывается возможность введения временных ограничений на экспорт пиломатериалов и плитной продукции из древесины.
Считаем, что повышенный спрос на лесопродукцию имеет кратковременный характер, цены на лесоматериалы, в том числе и с учетом принимаемых мер, в ближайшее время стабилизируются.

Дорога, соединяющая населенные пункты …, не относится к категории дорог общего пользования и не предназначена для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Вышеуказанная дорога является лесной, проходит через лесной фонд. Лесная дорога является объектом лесной инфраструктуры и предназначена для использования в лесохозяйственных целях для охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Департамент осуществляет переданные полномочия по контролю за соблюдением требований лесного законодательства исключительно на землях лесного фонда Вологодской области. Указанная в обращении территория находится за пределами границ лесного фонда.

Действующим законодательством гражданам предоставлено право ежегодно заготовить до 25 м 3 древесины для отопления жилых домов, квартир при отсутствии центрального и газового отопления.

Для топки бани граждане могут воспользоваться нормативом для ремонта или реконструкции хозяйственных строений и сооружений и иных хозяйственных нужд - до 10 куб. м древесины.

К заявлению прилагаются следующие документы:

-копия паспорта или временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации;

-правоустанавливающий документ на земельный участок, расположенный в пределах области, на котором планируется осуществить ремонт, реконструкцию хозяйственных строений и сооружений либо использовать древесину на иные хозяйственные нужды.

Действующим законодательством гражданам предоставлено право ежегодно заготовить до 25 м 3 древесины для отопления жилых домов, квартир при отсутствии центрального и газового отопления.

Предоставление лесных насаждений гражданам осуществляется на платной основе на основании письменного заявления.

Подать заявление Вы можете в течение всего года путем обращения в территориальный отдел – государственное лесничество либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) того района, где планируете заготавливать древесину.

К Заявлению прикладываются следующие документы:

- копия паспорта заявителя;

- документ, подтверждающий право собственности на жилой дом, квартиру, – для гражданина, являющегося собственником жилого дома (квартиры);

- документ, подтверждающий право пользования жилым домом, квартирой, – для гражданина, являющегося нанимателем жилого дома, квартиры государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда;

- выписка из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства – для гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, в случае отсутствия документа, подтверждающего право собственности на жилой дом;

- документ, подтверждающий отсутствие в жилом доме, квартире центрального и газового отопления;

- письменное соглашение всех собственников жилого дома (квартиры) о согласии на получение заявителем древесины в полном объеме без учета долей в праве собственности на жилой дом (квартиру) – в случае подачи заявления на весь объем древесины на отопления жилого дома (квартиры), находящегося в общей собственности.

- справку об инвалидности, (если гражданин является инвалидом и претендует на применение коэффициента 0,5 при расчете платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан).

По вопросам, связанным с предоставлением лесных насаждений гражданам для собственных нужд, Вы можете обратиться по телефону горячей линии Департамента лесного комплекса области (817-2) 56-37-55.

С 1 января 2021 года внесены изменения в действующее законодательство по обеспечению граждан древесиной для собственных нужд, в рамках которых предусмотрено ведение списков граждан, нуждающихся в древесине: для целей строительства жилых домов, ремонта жилых домов, строительства и ремонта хозяйственных строений и отопления, для погорельцев.

Каждому заявлению присвоен уникальный номер, согласно которому, в зависимости от цели получения древесины, а также даты и времени подачи заявления, граждане будут включены в соответствующий список. Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений с гражданами будет осуществляться по каждому списку в порядке очередности в пределах расчетной лесосеки (ежегодного допустимого объема изъятия древесины).

Списки граждан, по заявлениям которых принято решение об удовлетворении, за 1 квартал 2021 года будут опубликованы до 20 апреля 2021 года.

В целях получения государственной услуги заявитель подает заявление о принятии решения о подготовке договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан (далее – Заявление) следующими способами:

- путем обращения в территориальный отдел - государственное лесничество или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ);

- посредством почтовой связи;

- по электронной почте.

В случае подачи Заявления по электронной почте оно направляется на адрес электронной почты территориального отдела – государственного лесничества.

По всем вопросам, связанным с предоставлением лесных насаждений для собственных нужд, Вы можете обратиться по телефону горячей линии Департамента лесного комплекса области (817-2) 56-37-55.

Статьями 21, 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) определены виды использования лесов на землях лесного фонда для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Нормами действующего законодательства установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от соответствующего вида использования лесов, могут быть предоставлены на правах, предусмотренных законодательством, в том числе и в аренду. Порядок использования лесов при каждом виде регламентирован ЛК РФ.

Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 45 ЛК РФ.

Согласно частям 2 и 3 статьи 20 ЛК РФ право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии, в том числе со статьей 45 ЛК РФ, принадлежит Российской Федерации.

Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 604 утверждены Правила реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ (далее – Правила реализации).

Данными Правилами реализации определены полномочия уполномоченного органа исполнительной власти в области лесных отношений, которым является Департамент, а также полномочия Федерального агентства по управлению государственным имуществом как продавца древесины, полученной на землях лесного фонда в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ.

На основании изложенного, у Департамента отсутствуют полномочия в предоставлении вырубленной при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов древесины для собственных нужд населению.

В соответствии со статьей 34 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса.

К пищевым лесным ресурсам, заготовка которых осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса.

Также отмечаем, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, прошедшие государственный кадастровый учет.

Постановка лесных ресурсов на государственный кадастровый учет в данном случае осуществляется органом государственной власти, уполномоченным в осуществлении отдельных полномочий в области лесных отношений. Привлечение финансовых средств заинтересованных лиц не допускается.

За единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) к ставкам платы применяется в 2021 году коэффициент индексации – 2,35.

Объем изъятия чаги зависит от наличия на лесных участках приспевающих, спелых и перестойных березовых насаждений. Определить ориентировочную площадь лесного участка, на котором возможна заготовка березовой чаги в объеме 14 тонн, не представляется возможным.

Договоры аренды лесных участков, переданные в пользование, содержат сведения о допустимом виде использования лесов. Включение дополнительных видов в такие договоры законодательством не допускается.

По всем вопросам, связанным с получением лесных насаждений гражданам для собственных нужд, Вы можете обратиться по номеру телефона горячей линии Департамента (817-2)56-37-55.

Заготовка древесины в Вологодской области ведется в пределах установленной расчетной лесосеки - ежегодного допустимого объема изъятия лесных ресурсов, обеспечивающего неистощительное использование лесов, сохранение их биоразнообразия.

Расчетная лесосека в Вологодской области составляет 30,1 млн. м³, ежегодное освоение которой, за последние 3 года, составляет около 60 %.

Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом.

При отсутствии жизнеспособного поколения главных лесных древесных пород лесных насаждений (подрост), осуществляется искусственное или комбинированное лесовосстановление путем посадки сеянцев или посева семян лесных растений.

Контроль лесовосстановления в лесничествах осуществляется регулярно. Кроме проверок, проводимых Департаментом лесного комплекса, ежегодно в плановом порядке часть лесничеств проверяется в ходе государственной инвентаризации лесов, а также государственного мониторинга воспроизводства лесов.

За последние 10 лет объем лесовосстановления в области увеличился в 2,5 раза - с 31 до 78 тысяч гектаров.

Вышеуказанная дорога расположена на землях лесного фонда и проходит через лесной участок, переданный предприятию на основании договора аренды. Лесная дорога является объектом лесной инфраструктуры и предназначена для использования в лесохозяйственных целях, в том числе для охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также вывозки древесины.

Повреждения дороги произошли вследствие неблагоприятных погодных условий и применения тяжелой лесовозной техники.

Арендатором лесного участка принимаются меры по поддержанию дороги в проезжем состоянии на сколько позволяют погодные условия.

По указанному факту территориальным отделом – государственным лесничеством возбуждено дело об административном правонарушении в отношении неустановленного лица.

В соответствии с Лесным кодексом РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, развития лесной промышленности, а также для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

Заготовка древесины в Вологодской области ведется в пределах установленной расчетной лесосеки - ежегодного допустимого объема изъятия лесных ресурсов, обеспечивающего неистощительное использование лесов, сохранение их биоразнообразия.

Ежегодная расчетная лесосека в Вологодской области составляет 30,1 млн. м 3 , освоение которой, за последние 3 года, составляет около 60 %. Таким образом, лес растет значительно быстрее, чем вырубается.

Заготовка древесины арендаторами лесных участков осуществляется на основании проектов освоения лесов, которые проходят государственную экспертизу.

Вследствие роста объемов заготовки древесины были созданы тысячи новых рабочих мест, в основном - в районах области, в настоящее время в лесном комплексе трудится около 20 тыс. человек.

Плата за использование лесов идет в федеральный и областной бюджеты и составила в 2019 году 2,6 млрд. рублей. Кроме того, в 2019 году предприятиями лесного комплекса Вологодской области перечислено в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды 9,7 млрд. рублей. Данные средства из федерального и областного бюджетов затем идут на выполнение социальных обязательств, строительство дорог, больниц, детских садов и т.д.

В соответствии со ст. 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.

Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент) уделяет особое внимание вопросам воспроизводства лесов. Все планы по лесовосстановлению ежегодно выполняются. За последние 10 лет объем лесовосстановления увеличился в 2,5 раза - с 31 до 78 тыс. га.

Территориальным отделом — государственным лесничеством Департамента лесного комплекса области проведено патрулирование территории лесного фонда. В ходе патрулирования установлено, что на территории лесного фонда самовольно размещен шлагбаум. Лицо, самовольно разместившее шлагбаум, установлено. В отношении виновного лица назначено административное наказание по статье 7.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 50 тыс. рублей.

Кроме того, территориальным отделом государственным лесничеством Департамента лесного комплекса области правонарушителю вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. В случае невыполнения указанного представления, территориальный орган исполнительной власти обратится с иском в суд о понуждении ликвидировать шлагбаум.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование лесов на территории Российской Федерации является платным.

Ставки платы по договору купли - продажи лесных насаждений для собственных нужд устанавливаются с коэффициентом 0,5:

- для граждан, потерявших жилье в результате документально подтвержденного пожара или стихийного бедствия, которое повлекло утрату или повреждение жилого помещения;

- для инвалидов, для отопления жилых домов.

Бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд имеют право только лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, ведущие традиционный образ жизни.

В соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, а так же недревесных лесных ресурсов.
Согласно статье 32 Кодекса к недревесным лесным ресурсам относятся валежник, пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловые, пихтовые, сосновые лапы, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.
Порядок заготовки и сбора бересты для собственных нужд установлен в статьях 4 и 5 закона Вологодской области от 12.01.2007 №1551-ОЗ.

Предоставление гражданам лесных насаждений для заготовки древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки (ежегодно допускаемого объема изъятия древесины, обеспечивающего неистощимое использование лесов, сохранение их биоразнообразия).
9 января 2020 года в _______ территориальный отдел – государственное лесничество поступило 347 заявлений. Исходя из имеющейся расчетной лесосеки, приняты решения об удовлетворении 107 заявлений на объем 18,4 тыс. куб.м древесины по хвойному хозяйству по нормативам на строительство жилых домов и хозяйственных строений и сооружений , из них 43 заявления поданы льготной категорий граждан и были рассмотрены вне очереди.
По остальным заявлениям было отказано в удовлетворении в связи с отсутствием лесных насаждений, достаточных для заготовки объемов древесины в кварталах, закрепленных лесохозяйственным регламентом лесничества для удовлетворения собственных нужд граждан в древесине.
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства области от 19 марта 2007 года № 363 рассмотрение заявлений осуществляется в порядке очередности их поступления в уполномоченный орган и многофункциональный центр.
Вне очереди рассматриваются заявления:
- для целей заготовки древесины для строительства жилого дома, поступившие от граждан, являющихся членами многодетной семьи;
- для целей заготовки древесины для строительства жилого дома в случае документального подтверждения пожара или стихийного бедствия;
- поступившие от граждан, являющихся членами молодой семьи.
Молодая семья – семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет на момент обращения, либо не полная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет на момент обращения и одного и более детей (закон области от 12 января 2007 года №1551-ОЗ).

Разъяснение прав граждан и юридических лиц

на заключение договоров аренды лесных участков в Республике Саха (Якутия)

Полномочия Минэкологии РС (Я).

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрены ст.ст. 82, 83 Лесного кодекса РФ.

Положением о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я), утвержденным Указом Главы РС (Я) от 03.10.2018 №39, предусмотрено, что Министерство является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, экологической экспертизы, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, водных отношений, лесных отношений, в том числе полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обладает основными функциями в области лесных отношений, в том числе, правом предоставления лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, установление сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.

Права граждан и юридических лиц на определенные виды использования лесов.

На сегодняшний день физические и юридические лица проявляют большую заинтересованность в освоении земель лесного фонда, которые находятся исключительно в федеральной собственности.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков, и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации, а лесные участки, входящие в состав земель иных категорий, определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно Лесному Кодексу Российской Федерации, правами на пользование лесными ресурсами обладают все граждане Российской Федерации, включая предпринимателей, юридических и физических лиц (гл. 1 ст. 4 Лесной Кодекс РФ).

Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ (п.п. 2, 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ.

При этом, объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Статья 25 Лесного кодекса РФ предусматривает следующие виды использования лесов:

1) заготовка древесины (граждане, ЮЛ – ч. 8 ст. 29 ЛК РФ);

2) заготовка живицы (граждане, ЮЛ – ч. 3 ст. 31 ЛК РФ);

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (граждане, ЮЛ - ч. 3ст. 32 ЛК РФ);

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (граждане – ст. 35 ЛК РФ);

5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (ИП, ЮЛ - ч. 3 ст. 36 ЛК РФ);

6) ведение сельского хозяйства (граждане, ЮЛ – ч. 3 ст. 38 ЛК РФ);

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (государственные и муниципальные учреждения, и другие научные организации, образовательные организации – ч. 2 ст. 40 ЛК РФ);

8) осуществление рекреационной деятельности (государственные и муниципальные учреждения, и другие – ч. 4 ст. 41 ЛК РФ);

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация (граждане, ЮЛ – ч. 4 ст. 42 ЛК РФ);

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (граждане, ЮЛ – ч. 3 ст. 39 ЛК РФ);

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) (государственные и муниципальные учреждения, и другие - ч. 3 ст. 39.1 ЛК РФ);

11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых (граждане, ЮЛ, - п. 4 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27 декабря 2010 г. N 515);

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (граждане, ЮЛ - ч. 3 ст. 44 ЛК РФ);

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (граждане, ЮЛ - ч. 3 ст. 45 ЛК РФ);

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов (граждане, ЮЛ - ч. 2 ст. 46 ЛК РФ);

15) осуществление религиозной деятельности (религиозные организации – ч. 3 ст. 47 ЛК РФ);

16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

Исходя из анализа ст. 25 Лесного кодекса РФ следует, что граждане имеют столько же прав на определенные виды использования лесов, сколько и юридические лица.

Заготовка древесины.

Как указывалось выше, виды использования лесов определены в статье 25 Лесного кодекса РФ, к их числу отнесена заготовка древесины.

Согласно ст.ст. 25, 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.

Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

Кроме этого, Правилами заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 сентября 2016 г. № 474 (далее – Правила) предусмотрен ряд ограничений при заготовке древесины.

Согласно п. 12 Правил при заготовке древесины:

а) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;

б) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах;

в) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, осушительной сети, дорожных, гидромелиоративных и других сооружений, русел рек и ручьев;

г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.

д) запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков;

е) запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев;

ж) не допускается заготовка древесины по истечении разрешенного срока (включая предоставление отсрочки), а также заготовка древесины после приостановления или прекращения права пользования лесным участком;

з) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке;

и) не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ;

к) не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки;

л) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.

При заготовке древесины на лесосеках не допускается рубка жизнеспособных деревьев ценных древесных пород (дуба, бука, ясеня, кедра, липы, граба, ильма, ольхи черной, каштана посевного), произрастающих на границе их естественного ареала (в случаях, когда доля площади насаждений с долей соответствующей древесной породы в составе лесов не превышает одного процента от площади лесничества, лесопарка).

При заготовке древесины не допускается проведение рубок спелых, перестойных лесных насаждений с долей кедра 3 и более единиц в породном составе древостоя лесных насаждений.

Это основные ограничения, предусмотренные Правилами.

Также Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 декабря 2011 г. № 513 утвержден Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается.

Права граждан и юридических лиц.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

По общему правилу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Учитывая, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, заготовка древесины в порядке осуществления предпринимательской деятельности может осуществляться только гражданами, которые прошли государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, заготовка древесины гражданами может осуществляться для собственных нужд для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Заготовка древесины гражданами для собственных нужд регулируется ст. 30 ЛК РФ.

При этом согласно ч. 3 ст. 77 Лесного кодекса Российской Федерации, граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случае осуществления гражданами предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в целях заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, гражданин (индивидуальный предприниматель) имеет на равных правах с юридическими лицами принять участие в аукционе.

Правила аукциона одни для всех участников.

Порядок подготовки, организации и проведения на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется ст. 79 Лесного Кодекса РФ.

При этом, законодательство предусматривает, что в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причинам, указанным в пунктах 2 и 3 части 6 ст. 79 Лесного кодекса РФ, заявитель, подавший единственную заявку на участие в аукционе (далее - единственный заявитель), или единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договор купли-продажи лесных насаждений, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о проведении аукциона, не вправе отказаться от заключения с одним из указанных лиц соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона.

Проект освоения лесов.

Согласно пункту 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 89 Кодекса).

Согласно части 1 статьи 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.

Лесоустройство.

В соответствии с п. 2 ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли лесного фонда, порядок использования и охраны которых согласно статье 101 ЗК РФ регулируется названным кодексом и лесным законодательством.

Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

При этом, придание земельному участку статуса лесного участка производится при осуществлении лесоустройства по правилам гл. 5 ЛК РФ.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.

Лесоустройство представляет собой инвентаризацию лесного фонда с обоснованием отнесения лесов к группам и категориям защитности в результате выполнения топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов.

Отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Таким образом, законодательством предусмотрено, что лесные участки, которые по итогам аукционов передаются в аренду, пригодны для ведения лесного хозяйства, в том числе заготовки древесины.

Ответственность лиц при аренде лесных участков.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу пунктов 2, 3 и 8 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации к основным принципам лесного законодательства относятся сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 99 Лесного кодекса РФ).

Кроме привлечения виновных лиц к ответственности, законодательство предусматривает обязательство возмещения виновными лицами вреда, причиненного лесам.

Так, согласно ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Таким образом, чтобы не допустить нарушение норм права лица обязаны в обязательном порядке соблюдать требования природоохранного законодательства.

В случае заключения договоров аренды лесного участка, все мероприятия, связанные с использованием лесов, в первую очередь, осуществляются лицами, которым данные леса предоставлены, с соблюдением и законодательства, и установленных договором условий.

Приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 539 утверждены Порядок и форма заполнения и подачи лесной декларации.

Документ вступил в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Лесная декларация подается в одном экземпляре не менее чем за 5 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов.

Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов и может быть продлен в случаях, установленных правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах.

В лесной декларации отражается информация:

о лице, подавшем лесную декларацию;

о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов;

о местоположении лесного участка;

об объеме использования лесов;

о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.

Лесная декларация и приложения (утверждены настоящим приказом) к ней подписываются руководителем юридического лица, гражданином либо иным уполномоченным лицом.

Лесная декларация и приложения к ней подлежат регистрации в день поступления в уполномоченный орган. Уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверности указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в уполномоченном органе и не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение о приеме лесной декларации или извещение об отказе в приеме лесной декларации.

Извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.

Внесение изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода осуществляется в случаях:

изменения условий договора аренды или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов;

внесения в установленном порядке изменений в проект освоения лесов;

продления сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины согласно правилам заготовки древесины;

исключения отдельных лесосек, объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры и (или) их замены на другие до начала рубки лесных насаждений;

внесения изменений в материалы отвода и таксации лесосек при обнаружении ошибок до начала рубки лесных насаждений.

В случае внесения изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода лицо, подавшее лесную декларацию, направляет в уполномоченный орган письменное заявление в произвольной форме с указанием информации о вносимых изменениях, с обоснованием необходимости внесения таких изменений.

К письменному заявлению прилагаются документы, обосновывающие необходимость вносимых изменений.

Изменения в лесную декларацию являются неотъемлемой частью лесной декларации, в которую вносятся изменения.

Документы по внесению изменений в лесную декларацию подлежат регистрации в день поступления в уполномоченный орган.

Лесная декларация в форме электронного документа может быть сформирована на Едином портале или представлена в виде файлов в формате XML или в электронных форматах DOC или XLS.


    Вы здесь: ГлавнаяЗаготовка древесины гражданами для собственных нужд

mineconom

Заготовка древесины гражданами для собственных нужд

В соответствии с частью 1 с татьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
Согласно части 4 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Для заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд необходимо обратиться с заявлением в лесничество, в границах которого предполагается осуществить заготовку древесины. В заявлении указывается объём древесины, предполагаемое место её заготовки (наименование лесничества) и срок действия договора купли - продажи лесных насаждений (нужно определить в какие сроки гражданин сможет заготовить древесину).
К заявлению прилагаются:
1) Копия паспорта гражданина или копия документа, заменяющий паспорт;
2) Документ, удостоверяющий полномочия и личность представителя заявителя.
В случае подачи заявления для заготовки древесины в целях строительства индивидуального жилого дома к заявлению дополнительно может быть приложена копия правоустанавливающего документа на земельный участок и копия разрешения на строительство индивидуального жилого дома на этом участке, оформленные на имя заявителя. В случае подачи заявления для заготовки древесины в целях ремонта индивидуального жилого дома к заявлению дополнительно могут быть приложены копия документа, подтверждающего право собственности на индивидуальный жилой дом, или копия документа, подтверждающего право пользования индивидуальным жилым домом (частью индивидуального жилого дома) по договору найма помещения государственного или муниципального жилищного фонда, оформленные на имя заявителя.
Согласно пункту 10 Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, в случае подачи заявления для заготовки древесины для строительства индивидуального жилого дома или ремонта индивидуального жилого дома в целях устранения последствий пожаров, в результате которых был уничтожен или повреждён индивидуальный жилой дом, к заявлению, помимо документов, указанных в пунктах 7, 9 настоящего Порядка, заявителем дополнительно может быть приложена справка о пожаре, выданная уполномоченным органом.

Вопрос: Возможно ли получение бесплатной древесины, в том числе многодетным семьям, погорельцам и иным категориям граждан?


Вопрос: Возможно ли одновременное получение древесины для строительства индивидуального жилого дома и для строительства садового и дачного дома с хозяйственными постройками?

Ответ: Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан определяет необходимость обращения гражданина с заявлением в лесничество, в границах которого предполагается осуществить заготовку древесины, с указанием необходимого объёма древесины, предполагаемого места её заготовки (лесничество) и предполагаемого срока действия договора купли - продажи лесных насаждений.
В целях заготовки древесины для строительства жилого дома гражданин должен быть наделён правоустанавливающим документом на земельный участок и разрешением на строительство жилого дома на этом участке, оформленным на его имя.
В целях заготовки древесины для строительства садового и дачного дома с хозяйственными постройками гражданин должен быть наделён правоустанавливающим документом на земельный участок, где планируется строительство дома, оформленным на его имя.
В целях заготовки древесины для ремонта индивидуального жилого дома гражданин должен быть наделён документом, подтверждающим право собственности на жилой дом или документом, подтверждающим право пользования жилым домом (частью жилого дома) по договору найма помещения государственного или муниципального жилищного фонда, оформленным на его имя.
При наличии всех вышеуказанных документов, действующее законодательство не ограничивает гражданина в одновременном оформлении договоров купли-продажи лесных насаждений для строительства индивидуального жилого дома, строительства садового и дачного дома и строительства хозяйственных построек.

Вопрос: Можно ли подать заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений с гражданами для собственных нужд, если участок под ИЖС находится в Завьяловском районе, а древесину хотелось бы заготовить в Селтинском районе?

Вопрос: Возможна ли бесплатная заготовка сухостойной древесины без оформления документов?

Вопрос: Возможно ли получение сырорастущей (зеленой) древесины?

Ответ: В соответствии со статьями 29, 30 Лесного кодекса Российской Федерации для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие и повреждённые лесные насаждения. В настоящее время, в связи с массовым усыханием елово-пихтовых лесных насаждений, и с необходимостью первоочерёдного проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, а также для улучшения пожароопасной и санитарной обстановки в лесах Удмуртской Республики, выделение древесины осуществляется, в первую очередь, при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий (выборочная санитарная рубка и сплошная санитарная рубка). В связи с этим, сырорастущие деревья Вам могут отвести для вырубки в пределах делянок, отведённых под сплошные санитарные рубки, но при этом необходимо учитывать, что Вам отведут в рубку и сухостойные деревья, так как при сплошной рубке деревья вырубаются сплошь, а не выборочно. При этом выход деловой древесины при рубке сухостойных лесных насаждений как правило не превышает 50%.

Читайте также: