Что такое имущественный ценз в избирательном праве приведите примеры его использования

Обновлено: 16.06.2024

Круг лиц, за кот. конституция и избиратель­ные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или иных поли­тических прав.

Возрастной ценз означает признание за лицом избира­тельных прав по достижению определенного возраста. В 109 странах активное избирательное право признавалось за ли­цами старше 18 лет: напр., с 18 лет - в США, Великоб­ритании, Германии, Италии, Для пассивного избира­тельного права возрастные цензы выше. Напр., прези­дентом Италии можно стать по достижении 50 лет. Президентом РФ-45 лет . Верхний возрастной предел для избрания в гос-ные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демокра­тических государствах не устанавливается.

Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время. Напр., во. Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой Зеландии - 3 месяца, кот-е нужно прожить на территории избиратель­ного округа. В России для активного избират. Права ценз оседлости отсутствует. Для активного – требования к кандидату на должность президента РФ – пост. Проживание в РФ не менее 10 лет

Ценз гражданстваозначает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длитель­ностью проживания в стране и не требуетсам по себе этого проживания. Напр., по Конституции США членом палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не Менее 7 лет, а сенатором - не менее 9 лет.

Ценз грамотности и образовательный ценз

Предполагают допуск к выборам лиц, обладающих установленным объе­мом образования. В настоящее время он почти не встреча­ется. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда понимать и истолковы­вать конституцию страны. Применяется данный ценз в основ­ном тогда, когда речь идет о пассивном избирательном пра­ве. Напр., согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны неграмотные.

Имущественный ценззаключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на опре­деленную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенно­го размера. В XX в. этот ценз практически везде был отме­нен.

Моральный цензпредполагает опр. нравствен­ные требования к избирателю. Напр., в Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах - лишенные родительских прав и т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свобо­ды по приговору суда (Великобритания, Россия).

Религиозный цензпредполагает принадлежность избира­теля к опр. религии. Напр., в иранский парла­мент могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.

Ценз пола предполагал недопущение к выборам женщин. До конца XIX в. он существовал почти во всех странах. Сегод­ня повсеместно отменен. Расовый ценз в настоящее время отсутствует. Рассмотренные цензы представляют собой ограничения как активного, так и пассивного избирательного права. К ограничениям пассивного избирательного права относятся несовместимость и неизбираемость.

Несовместимость заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять). Напр., во Франции депутат и сенатор не могут осуществлять руководящие ф-ции в частных компаниях, предприятиях, если их деят-ть как-то связана с правами государства, не допускается совме­щение более двух выборных мандатов, кадровые военнослу­жащие не могут быть депутатами Национального собрания и т. п.

Неизбираемость - это достаточно специальные случаи. Так, во Франции генеральные инспекторы административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои ф-ции или выполняли их в последние три года до выборов.

Законодательством закрепляется за гражданами избирательное право. Это значит, что субъекты имеют возможность участвовать в голосовании за кандидатов в госорганы и структуры местного управления. Кроме того, при соблюдении ряда условий граждане могут сами быть избранными. Нормами разрешено участие лиц в наблюдении за голосованием, работой комиссий, в том числе в определении результатов кампаний. Граждане могут выражать свою волю в ходе референдумов и прочих мероприятий, установленных законодательством страны, юридическими актами регионов.

избирательные цензы это

Принцип свободы выборов

Законодательство разделяет избирательное право на пассивное и активное. Последнее предполагает непосредственное участие в голосовании, т. е. – выражение воли населения. Пассивное право – возможность стать кандидатом, которого будут избирать. Участие населения в голосовании является добровольным и свободным. Никто не может оказывать на людей давление для принуждения их к выражению своей воли или воздержанию от этого. Не допускается создание каких бы то ни было препятствий для свободного участия в кампаниях. Депутаты Госдумы выбираются на основе равного, всеобщего, прямого, тайного голосования.

Нормативная база

Законодательство, регулирующее выборы президента страны, формируется в первую очередь конституцией. Ее положения конкретизируются в ФЗ № 67. Этот закон регламентирует основные гарантии избирательного права и участия в референдумах граждан РФ. Региональные власти могут принимать и иные нормативные акты в данной сфере, не противоречащие Конституции и ФЗ.

Понятие избирательного ценза

Как выше было сказано, участие граждан в голосовании, волеизъявлении осуществляется при соблюдении ряда условий. Ими являются избирательные цензы. Понятие и виды этих условий закрепляются нормативно. Все они разделяются на 2 крупные группы. Первыми являются естественные, а вторыми – произвольные условия. Рассмотрим, какие избирательные цензы предусмотрены действующим законодательством.

возрастной ценз избирательного права

Естественные условия

К этой категории относят возрастной ценз избирательного права . Он предполагает, что гражданин может участвовать в голосовании, только если ему исполнилось определенное количество лет. Такие цензы активного избирательного права в разных странах различны. Например, в России участвовать в голосовании можно с 18 лет. Надо сказать, что этот порог установился далеко не сразу. До середины 60-х г. прошлого столетия в большинстве государств гражданин мог участвовать в голосовании только с 21 года. Считалось, что это возраст полной правосубъектности, абсолютного совершеннолетия. Достигнув 21 года, человек могут вступать в наследство, самостоятельно осуществлять разного рода сделки и так далее. Однако с течением времени этот порог стал восприниматься как неестественный, ненормальный. Обуславливалось это тем, что в начале 60-х годов существенно изменились реалии жизни. В особенности это было заметно в США. Америка в то время участвовала во вьетнамской войне. В стране действовала воинская обязанность. По факту сложилась весьма противоречивая ситуация. Молодые люди, призываемые в ряды войск с 18 лет, гибли в боях за идеалы государства, не могли участвовать в его политической жизни. Возникла необходимость снизить избирательные цензы. Это и произошло в 60-е годы. В Великобритании порог снизился к 70-м годам. Однако и сегодня в некоторых странах установлены более высокие избирательные цензы. Это , в частности, отмечается в Швейцарии и Японии. В этих странах участвовать в голосовании можно с 20 лет.

Выдвижение кандидатуры

Существуют естественные цензы пассивного избирательного права . Как правило, порог для выдвижения своей кандидатуры на голосование выше, чем на участие в процедуре волеизъявления. Обуславливается это следующим. Устанавливая цензы избирательного права , законодатель предполагает, что человек, предлагающий свою кандидатуру на какой-либо пост (депутата, мэра, сенатора, Президента, в конце концов), имеет определенный опыт. Порог может быть 25, 35 лет и так далее. В Италии, к примеру, гражданин может выдвигаться в сенаторы только по достижении 40 лет. А участвовать в голосовании за членов Сената только с 25.

цензы пассивного избирательного права

Образованность и грамотность

В некоторых странах установлены и такие виды избирательных цензов. В ряде государств уровень образованности проверяется при регистрации участников голосования. В некоторых американских штатах, к примеру, действовало правило, по которому гражданин получал конституцию страны. Ему нужно было прочить несколько строк из нее и пояснить их своими словами. Так определялся уровень не только обычной, но и политической грамотности человека. Обязательным условием участия в голосовании в некоторых государствах выступает умение писать и читать на языке страны, в которой живет избиратель. В ряде случаев от гражданина требуют документ, подтверждающий наличие среднего образования. Для выдвижения кандидатуры на высокие посты иногда необходим диплом об окончании вуза.

Специфика некоторых стран

Образовательные цензы избирательного права устанавливаются в зависимости от особенностей населения. В ряде государств высок процент неграмотных граждан. Их допускают к голосованию безо всяких условий и даже облегчают им процедуру выбора. По конституции Эквадора, умеющие писать и читать обязательно участвуют в избирательных мероприятиях. Для неграмотных реализация их возможности факультативна (желательна). После принятия конституции Перу (в 1980-м) к выборам было допущено около миллиона необразованных людей. В Индии процедура для неграмотных упрощена. В этой стране у каждой партии и каждого кандидата есть свой символ. Это может быть лотос, голубь, колос и пр. Избиратели во время выступлений кандидатов видят их символы и впоследствии ставят галочку напротив знака в бюллетене.

какие избирательные цензы предусмотрены действующим

Оседлость

В некоторых случаях устанавливаются специфические избирательные цензы. Это также обуславливается спецификой местности. К примеру, в Ирландии гражданин не допускается до участия в голосовании, если не имеет места для сна. Представляется, что не могут воспользоваться избирательным правом и бродяги, которые живут под мостами. Формально запрещено участвовать в голосовании наемным сельскохозяйственным работникам, которые расселяются на чужих фермах. Эти люди проживают не в собственных домах, поэтому им отказано в активном избирательном праве. В ряде стран в качестве обязательного условия выступает нахождение на местности, в которой проходит голосование, постоянно в течение определенного периода. Этот срок может быть разным. Например, в большинстве американских штатах постоянно нужно прожить 1-2 мес., в ФРГ – 3 мес., во Франции – полгода, а в Канаде – год. Существуют вполне логичные причины, по которым устанавливаются такие избирательные цензы. Это в первую очередь связано с тем, что человеку, прежде чем участвовать в голосовании, нужно узнать специфику местности, почувствовать себя членом общины. Данное обстоятельство особенно актуально при выборах в территориальные структуры власти. Следует сказать, что даже из-за непродолжительного периода пребывания на местности многие не участвуют в голосовании. К примеру, в Америке очень много сезонных работников. Они переезжают с одного места на другое во время уборки урожая. Эти люди в выборах не участвуют. Не реализуют свое избирательное право граждане, которые живут в трейлерах (передвижных домах). По некоторым данным, таких людей насчитывается порядка 6 млн. Они практически не принимают участия в политической жизни государства.

цензы активного избирательного права

В современном мире в большинстве стран отсутствуют гендерные ограничения. Однако такая ситуация была не всегда. До Первой мировой, например, женщинам разрешалось участвовать в голосовании только в некоторых государствах. В основном это были скандинавские страны (Исландия, Финляндия, Норвегия, Дания), Новая Зеландия и Австралия. Первыми возможность голосовать получили голландские женщины. В Великобритании половой ценз был снят в 1918 г., в Германии – годом позже, а в США – в 1920-м. После Второй мировой снятие ограничений прошло почти повсеместно в мире. В 1944 г. во Франции женщины были допущены к голосованию. В Японии ограничения были сняты в 1946, в Италии – в 1945. Дольше всего просуществовал половой ценз в Швейцарии – вплоть до 1971 г. Хотя впервые в этой стране вопрос о предоставлении женщинам возможности участвовать в голосовании поднимался еще в 1919 г. Решение его затянулось на достаточно долгий период. В течение почти 50-ти лет проводилось несколько опросов и референдумов. Но в них участвовали только мужчины, выступавшие против уравнивания женщин в правах. Поэтому решение вопроса так затянулось. В некоторых ближневосточных государствах не только женщинам, но и мужчинам нельзя голосовать. Это обусловлено тем, что в таких странах вообще выборы не предусмотрены. Например, такая ситуация в ОАЭ, Саудовской Аравии. В Кувейте в выборах участвуют только мужчины. В ряде государств и сегодня действуют нормы, которые ущемляют права женщин. К примеру, на Гаити они могут голосовать только за кандидатов в местные структуры. В Гватемале существовало правило, по которому избирательным правом могут пользоваться исключительно грамотные женщины. А мужчин до голосования допускают вне зависимости от образования, умения читать/писать. В Сальвадоре и Коста-Рике действовало предписание о том, что замужние женщины могли участвовать в выборах с 25-ти, а незамужние – с 30-ти лет.

имущественный избирательный ценз

Имущественный избирательный ценз

Он существовал достаточно продолжительное время во всех государствах, имевших парламент. В этих странах до участия в избирательных кампаниях допускались лица, сегодня называемые средним классом. Определялись они довольно просто – по сумме уплаченного налога. В литературе отмечалось, что те граждане, которые не имеют имущества, не добились определенного положения в обществе, не могут допускаться к управлению делами государства. Пролетариат, как правило, был аполитичен и безграмотным. Трудящиеся слишком много работали, чтобы адекватно понимать происходящее вокруг. Однако с совершенствованием техники и развитием цивилизации, сокращением длительности рабочих смен, расширением профсоюзного движения, ограничения по имущественному статусу стали неприличными. После окончания Первой мировой они были практически повсеместно устранены. В настоящее время в открытом виде имущественный ценз почти не существует. В ряде государств, однако, ограничения по материальному положению установлены для кандидатов в депутаты. К примеру, для регистрации выдвиженцев в президенты Аргентины нужно предоставить доказательства о наличии определенной суммы годовой прибыли. Этим кандидат подтверждает, что стремится занять пост не для собственного обогащения, а во имя служения народу. Такое требование и сегодня присутствует в законодательствах Коста-Рики, Новой Зеландии, Мексики, Колумбии, Австралии.

Дополнительные ограничения

В некоторых странах предусматривается ценз для военнослужащих. Мнения по поводу его справедливости разделились. С одной стороны, армии многих стран сегодня формируются на профессиональной основе, и их численность невелика. Соответственно, участие либо неучастие солдат в голосовании существенно не повлияет на результаты. Вместе с тем чаще всего военнослужащие лишены пассивного права. По мнению ряда авторов, это представляется справедливым. Служба в ВС не должна обременяться политикой. Если гражданин желает участвовать в государственном управлении, ему придется отказаться от карьеры военного. В некоторых странах действуют религиозные цензы. К примеру, в Иране для выдвижения кандидатуры в парламент гражданин должен быть мусульманином, активно проповедующим ислам. В этой стране около 90% членов правления являются служителями культа.

избирательные цензы понятие и виды

Ситуация в России

Заключение

Всего в мире насчитывается порядка пятидесяти цензов. Все они связаны со спецификой культурного развития конкретного государства, историческими особенностями. Многие из них вполне обоснованы. К примеру, образовательный или возрастной ценз для лиц, выдвигающих свои кандидатуры на высокие государственные должности. Несомненно, человек, который стремится занять пост главы страны, должен обладать определенным управленческим опытом, знаниями. Пассивным избирательным правом в России не могут пользоваться иностранцы. Это также вполне обоснованно, поскольку управлять делами государства могут только его граждане, которые постоянно проживают в нем и знают его внутреннее устройство. Между темв некоторых странах до сих пор действуют нормы, ущемляющие свободы некоторых людей, проживающих на их территориях. В основном это касается женщин, которым участие в голосовании разрешено далеко не всегда или с определенными оговорками.

Круг лиц, за кот. конституция и избиратель­ные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или иных поли­тических прав.

Возрастной ценз означает признание за лицом избира­тельных прав по достижению определенного возраста. В 109 странах активное избирательное право признавалось за ли­цами старше 18 лет: напр., с 18 лет - в США, Великоб­ритании, Германии, Италии, Для пассивного избира­тельного права возрастные цензы выше. Напр., прези­дентом Италии можно стать по достижении 50 лет. Президентом РФ-45 лет . Верхний возрастной предел для избрания в гос-ные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демокра­тических государствах не устанавливается.

Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время. Напр., во. Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой Зеландии - 3 месяца, кот-е нужно прожить на территории избиратель­ного округа. В России для активного избират. Права ценз оседлости отсутствует. Для активного – требования к кандидату на должность президента РФ – пост. Проживание в РФ не менее 10 лет

Ценз гражданстваозначает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длитель­ностью проживания в стране и не требуетсам по себе этого проживания. Напр., по Конституции США членом палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не Менее 7 лет, а сенатором - не менее 9 лет.

Ценз грамотности и образовательный ценз

Предполагают допуск к выборам лиц, обладающих установленным объе­мом образования. В настоящее время он почти не встреча­ется. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда понимать и истолковы­вать конституцию страны. Применяется данный ценз в основ­ном тогда, когда речь идет о пассивном избирательном пра­ве. Напр., согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны неграмотные.

Имущественный ценззаключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на опре­деленную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенно­го размера. В XX в. этот ценз практически везде был отме­нен.

Моральный цензпредполагает опр. нравствен­ные требования к избирателю. Напр., в Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах - лишенные родительских прав и т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свобо­ды по приговору суда (Великобритания, Россия).

Религиозный цензпредполагает принадлежность избира­теля к опр. религии. Напр., в иранский парла­мент могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.

Ценз пола предполагал недопущение к выборам женщин. До конца XIX в. он существовал почти во всех странах. Сегод­ня повсеместно отменен. Расовый ценз в настоящее время отсутствует. Рассмотренные цензы представляют собой ограничения как активного, так и пассивного избирательного права. К ограничениям пассивного избирательного права относятся несовместимость и неизбираемость.

Несовместимость заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять). Напр., во Франции депутат и сенатор не могут осуществлять руководящие ф-ции в частных компаниях, предприятиях, если их деят-ть как-то связана с правами государства, не допускается совме­щение более двух выборных мандатов, кадровые военнослу­жащие не могут быть депутатами Национального собрания и т. п.

Неизбираемость - это достаточно специальные случаи. Так, во Франции генеральные инспекторы административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои ф-ции или выполняли их в последние три года до выборов.

Искусственность предположений, на которых строится система имущественного ценза, и неприложимость их к русской действи­тельности обнаруживаются не менее ярко и по отношению к глав­ной массе нашего населения — к крестьянству. Правда, существую­щий у нас порядок крестьянского землевладения дает возможность отнести к числу землевладельцев и следовательно лиц, обладающих известным имущественным цензом, огромное большинство народа. Ho не следует упускать из виду, что имущественный ценз крестьян­ской массы, по существу дела, есть не более как фикция. Формально можно считать крестьян классом обеспеченным, но в действитель­ности, несмотря на земельный надел, этот класс постоянно стоит на границе нищеты и живет в худших материальных условиях, чем рабочий пролетариат западных государств. Можно ли серьезно гово­рить об обеспеченности населения, которое постоянно нуждается в продовольственной помощи со стороны государства, среди которо­го неурожай вызывает голод? Наш крестьянин с формальной точки зрения — не пролетарий, но он, конечно, не обладает ни возмож­ностью приобрести образование на свои средства, ни независимо­стью, если только признавать, что независимость обусловливается всецело материальным положением. Установление имущественного ценза, соединенное с признанием среднего крестьянского надела за достаточный ценз, не дает таким образом тех преимуществ, которые связываются с имущественным цензом в глазах его сторонников, и вместе с тем приводит к тому, что исюіючает из политической жизни наиболее развитую часть нашего простонародья, именно городское рабочее население. C точки зрения тех доводов, которые приводят­ся в пользу имущественного ценза, бьшо бы более последовательно поставить норму этого ценза выше среднего уровня крестьянского достатка, но это значило бы оставить за оградой представительства почти всю народную массу, иными словами, установить олигархию. B пользутакого решения вопроса не раздается голосов даже со сторо­ны наиболее консервативных партий. Всем очевидно, что крестьян­ство должно быть призвано к участию в представительстве. Ho это должно быть сделано не в силу фиктивного имущественного ценза крестьян, а по иным, более глубоким основаниям, о которых будет сказано ниже.

B некоторых государствах, напр., в Англии, имущественный ценз применяется в смягченной форме квартирного ценза. Сущность этой системы заключается в том, что активное избирательное право пре­доставляется лишь лицам, занимающим целый дом или особое поме­щение в доме. Такое ограничение имеет главной целью устранить от участия в выборах лиц, экономически несамостоятельных, живущих у родственников или хозяев, а также бродячие элементы населения. B этом ослабленном виде имущественный ценз вызывает менее воз­ражений, чем в чистом и последовательном своем проведении, HO тем не менее и система квартирного ценза, по крайней мере с точки зрения условий русской жизни, не может быть признана отвечающей требованиям справедливости и целесообразности. Для правильной политической оценки ее нужно установить, какие именно элемен­ты населения были бы лишены избирательного права в случае вве­дения ее в России. Во-первых, в деревне квартирный ценз имел бы последствием предоставление политических прав лишь домохозяе­вам и устранил бы от участия в выборах неотделенных членов семьи. Ha первый взгляд такой порядок может показаться соответствующим мировоззрению и укладу жизни сельского населения. Ho если при­нять во внимание, что патриархальный строй деревенской жизни на­ходится в процессе разложения, что устранение от выборов младших членов семей приведет во многих местностях к понижению процен­та грамотности избирателей и даст несправедливое преимущество разделяющимся семьям в ущерб многосемейным дворам, то нельзя не придти к отрицательному заключению относительно указанных результатов квартирного ценза. Во-вторых, в городах и фабричных центрах введение рассматриваемой формы ценза лишит избира­тельных прав значительную часть рабочих, т. e. наиболее развитую часть народной массы, местами уже пробуждающуюся к политиче­ской жизни и требующую политических прав. В-третьих, наконец, при квартирном цензе крестьянское население, живущее отхожими промыслами, если не бьшо бы принципиально лишено права участия в выборах, то было бы поставлено в невозможность осуществить это право во всех тех случаях, когда срок выборов не совпал бы с време­нем пребывания таких лиц на родине. Между тем крестьяне, живущие отхожими промыслами, составляют значительную часть населения России, отнюдь не уступающую в отношении качеств, желательных для избирателей, чисто земледельческому населению, а, напротив, обыкновенно обладающую большей широтой кругозора. Перед всеми этими нежелательными последствиями системы квартирного ценза совершенно отступают на задний план те сравнительные выгоды, которые могут быть ею достигнуты (устранение бродяг и нищенству­ющих, большинство которых может быть лишено избирательного права и иным путем, например, в силу судебного приговора за бро­дяжничество или профессиональное нищенство).

Образовательный ценз, требование хотя бы грамотности для пра­ва участия в выборах, так же не может быть применено в России. При введении его пришлось бы лишить избирательных прав слишком большое количество населения; вместе с тем образовательный ценз привел бы к крайне неравномерному представительству, устранив от участия в выборах крестьянство тех многочисленных, к сожалению, местностей, где мало открыто школ и образование недоступно для населения. Затем требование грамотности может привести к таким нарушениям этого правила и прямым злоупотреблениям, которые трудно проверить и предупредить. Для сельского населения такое требование пойдет вразрез со всеми укоренившимися обычаями и будет совершенно непонятно. Ha сельских сходах принимают уча­стие старшие домохозяева, и устранение их вследствие неграмот­ности и замена грамотною молодежью вызовет общее недовольство, благодаря чему установленные правила прямо будут нарушаться, как противные укоренившемуся обычаю. Наконец, в губерниях со сме­шанным населением русское крестьянство вследствие неграмотно­сти бьшо бы устранено от участия в выборах, а всем преимуществом по образовательному цензу воспользовалось бы инородческое насе­ление, еврейское и польское в юго-западных губерниях.

Парламентская монархия или парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При парламентской монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Отчуждение имущества (имущественных прав) — передача вещей в собственность другого лица, а равно передача права собственности или любого имущественного права (включая права, выраженные ценными бумагами) его обладателем другому лицу.

Делегати́вная демокра́тия — полиархия, в которой исполнительная власть на практике не ограничена другими институтами, и в частности, не подотчётна другим ветвям власти. Концепцию делегативной демократии ввёл в 1994 году аргентинский политолог Гильермо О’Доннелл для описания одной из разновидностей имитационной демократии. Для делегативной демократии характерно сильное централизованное государство во главе с харизматичным президентом, избранным в результате честных свободных выборов и удерживающим.

Обязательное голосование (англ. compulsory voting), реже обязательный вотум — юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.

Упоминания в литературе

Исключительно важное значение для обеспечения всеобщности избирательных прав граждан и гарантируемых законом пределов их реализации имеет вопрос об избирательных цензах , представляющих собой установленные законодательством ограничения активного и пассивного избирательного права, обусловленные теми или иными обстоятельствами. Современное российское избирательное законодательство допускает существование только возрастного ценза и ценза оседлости. Поэтому в тех случаях, когда законы субъектов РФ и уставы муниципальных образований предусматривают в качестве обязательных условий обладания избирательным правом на региональных и муниципальных выборах языковые, образовательные и иные избирательные цензы, такие действия противоречат принципиальным установкам федерального законодательства, вследствие чего порождаемые ими ограничения всеобщего избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не должны подлежать применению.

• всеобщности избирательного права – принцип, согласно которому все взрослые дееспособные граждане обладают правом участия в выборах. Пределы всеобщности определяются по наличию избирательных цензов . Существуют следующие избирательные цензы:

В Великобритании до парламентских реформ основную массу депутатов составляли представители мелких городов и местечек, в разное время получивших это право. Известен случай, когда на выборах 1831 г. в одном из округов графства Бьют лишь один житель удовлетворял избирательному цензу . Несмотря на это выборы проводились с соблюдением всех формальностей. Этот единственный избиратель явился на собрание, выбрал самого себя председателем, устроил сам себе перекличку, предложил сам себя кандидатом, поддержал свою кандидатуру, а затем единогласно избрал сам себя кандидатом. Это – курьез, но остается фактом чрезвычайная узость электорального круга. В среднем на одно местечко приходилось 12 избирателей и по 2 депутата. К тому же множество местечек являлись собственностью крупных землевладельцев, которые прямо указывали жителям, за кого им следовало голосовать. В то же время новые города, выросшие на волне промышленной революции, либо вообще не выбирали, либо имели представительство, не соответствовавшее численности населения. Двухмиллионный Лондон избирал 4 депутатов, а 165 тыс. населения графства Корнуэллс посылало 44 своих представителя. Поэтому городская промышленная буржуазия настойчиво добивалась реформирования избирательной системы [см. более подробно: 27; 67; 547; 549; 974; 1060].

Связанные понятия (продолжение)

Принцип невмешательства — международное обязательство не вмешиваться в вопросы, относящиеся исключительно к внутренней компетенции независимой страны. Эта обязанность соотносится с понятием суверенитета и выражает основные практические последствия суверенитета для других государств.

Общая собственность — собственность нескольких лиц на одно и то же имущество. В общей собственности может находиться, как неделимая вещь, так и делимая вещь, а также совокупность делимых и неделимых вещей, составляющих единое целое. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность)

Судоустро́йство (но́рмы) — совокупность правовых норм, определяющих задачи и принципы организации и деятельности, структуру и компетенцию судов.

Акти́вное избира́тельное пра́во — право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и так далее) в качестве избирателя. Сегодня во многих странах мира активным избирательным правом обладают все совершеннолетние граждане, независимо от рода занятий, социального положения, образования и др. В некоторых государствах имеются ограничения активного избирательного права (например, возрастной ценз: в Греции — 20 лет, в Малайзии, Боливии и.

Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных, логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона. Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или, в широком толковании термина, совпадать с этим понятием, обозначая деятельность по подготовке и принятию законов.

Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Активное избирательное право принято обозначать еще как "право избирателей", а пассивное избирательное право как "право кандидатов".

Правовой статус личности — юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качествам человека и гражданина.

Пассивное избирательное право — право граждан быть избранными в органы власти. Наряду с активным избирательным правом — часть субъективного избирательного права. Закреплено (наряду с активным избирательным правом) статьёй 25 МПГПП, статьёй 3 протокола № 1 к ЕКПЧ. Однако, в отличие от активного избирательного права, пассивное избирательное право может быть ограничено более высоким возрастным или имущественным цензом. Также, оно может быть ограничено в ходе люстрации для конкретных личностей, а также.

Право на охрану здоровья (термин российской Конституции), право на медицинский уход (термин ВДПЧ) или право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (термин МПЭСКП) — одно из прав человека второго поколения. Закреплено также в Европейской социальной хартии (статья 11).

Права меньшинств — правовой термин, касающийся соблюдения прав человека в отношении определенного меньшинства. Другое значение касается системы коллективного права в отношении группы меньшинства. Изначально под меньшинствами имелись в виду исключительно национальные меньшинства.

Пропорциона́льное налогообложе́ние (англ. Flat tax) — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода (плоская шкала налогообложения, в отличие от прогрессивной).

Нелиберальная демократия (англ. illiberal democracy; также фиктивная демократия) — политическая система, имеющая некоторые формальные признаки демократии, например выборы, но исключающая реальные механизмы и институты народовластия, такие как свобода слова, свобода собраний, независимый суд, разделение законодательной и исполнительной ветвей власти и др. В таких системах граждане не имеют реальных гражданских прав и свобод. Общество в таких странах не является открытым. Зачастую конституции в странах.

Императивный мандат — ограничение в действиях выборного должностного лица какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, образовавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований. Она может представлять.

Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.

Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.

Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны. Относительно понимания объективного избирательного права следует выделить четыре основные точки зрения: 1) избирательное право является институтом конституционного права; 2) избирательное.

Федеративная республика — федерация с республиканской формой правления. В федеративной республике действует разделение властных полномочий между федеральными и республиканскими органами.

Антифедерализм — политическое движение в США, выступавшее за конфедеративное устройство страны и против Конституции 1787 года. Предыдущий конституционный документ, известный как Статьи Конфедерации, предоставлял штатам больше автономии. Антифедералисты считали, что после принятия Конституции и утверждения централизованного правительства будут ущемляться права штатов и права личности, а президент получит власть, сопоставимую с тиранической властью британского короля перед Войной за независимость.

Стату́тное право (англ. Statutory law или statute law, от слова стату́т) — в странах англосаксонской правовой системы совокупность норм права, создаваемых законодательными органами (законы). В статутное право также включаются акты органов местного самоуправления (local ordinance). В статутном праве существует иерархия правовых актов: акты законодательных органов обладают большей юридической силой, чем акты исполнительных органов; акты государственных органов обладают большей юридической силой, чем.

Парламентский контроль — контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.

Правящая партия — политическая партия, которая в условиях парламентской республики и пропорциональной избирательной системы получила право на создание (формирование) правительства.

Надгосударственность, наднациональность — правовое качество международной организации, позволяющее ей, в соответствии с утверждённой государствами-членами процедурой, принимать решения обязательного характера, в том числе без прямого согласия на то заинтересованного государства.

Парламентская демократия — форма демократии, при которой правительство назначается депутатами парламента, в противоположность президентскому правлению. В парламентской демократии законодательный орган власти делегирует своих представителей в исполнительные министерства и осуществляет надзор над ними. В некоторых разновидностях этой системы предусмотрена пожизненная или передаваемая по наследству должность главы государства, чьи полномочия крайне ограничены и который играет представительскую или церемониальную.

Реставрация (лат. restavratio — восстановление) в политике — восстановление существовавшего ранее общественного строя.

Общественное участие (англ. public participation) — это непрерывный процесс взаимодействия между учреждением (организацией), ответственным за принятие решения, и гражданами, чьи интересы могут быть затронуты прямыми или косвенными последствиями планируемого решения, а также государственными органами различного уровня, регулирующими данный вид деятельности. Концепция общественного участия появилась в процессе развития демократии как системы государственного управления. Но истинной причиной её развития.

Либертарный муниципализм (иногда либертарный коммунализм) — идея политической организации, основанной на системе общих собраний и практике прямой демократии. Термин был введен теоретиком либертарного социализма Мюрреем Букчиным, и с тех пор используется для описания системы, в которой либертарные учреждения прямой демократии должны быть противопоставлены государству, а впоследствии и заменить его конфедерацией свободных муниципалитетов, или свободных коммун.

Клубы времён революции — французские политические клубы эпохи революции; собрания нового типа — народные общества, где граждане рассуждали о политических делах.

Уголовная политика — деятельность государства по защите граждан и общества от преступных посягательств и преступлений в целом. Содержанием уголовной политики является разработка целей и задач, а также выработка средств и методов борьбы с преступностью.

Всео́бщее избира́тельное пра́во — принцип избирательного права, в соответствии с которым все граждане страны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, достигшие совершеннолетия, вправе избирать органы государственной власти и местного самоуправления. В отдельных случаях подразумевает предоставление избирательного права детям и негражданам. Хотя избирательное право как таковое имеет два.

Политический капитал — политический термин, который означает доверие, репутацию и влияние, которыми располагает политик в своих отношениях с обществом и другими политическими деятелями. Репутация (гудвилл) — это своего рода валюта, которую политики могут использовать для мобилизации электората или на проведение политических реформ.

Сою́з госуда́рств, Коали́ция — политический, военно-политический или экономический союз нескольких государств, создаваемый для защиты общих интересов, обеспечения совместной безопасности, коллективной обороны или для согласованной подготовки и ведения коалиционной войны. Образуется на основе двусторонних или многосторонних соглашений, договоров, пактов.

Иск о признании представляет собой иск, предмет которого характеризуется способами защиты, связанными с констатацией наличия или отсутствия спорных прав или законных интересов, т.е. спорного материального правоотношения. Поскольку иски о признании всегда направлены на установление наличия или отсутствия спорного правоотношения, они именуются ещё установительными исками.

Коллегия выборщиков — система непрямых выборов, при которой делегируемые по должности или специально избираемые выборщики образуют не имеющую иных обязанностей коллегию, избирающую высших должностных лиц. Кроме этого, в ряде стран по разным причинам традиционно практикуется институт непропорционального распределения голосов избирателей между регионами для повышения представительства в избранных органах власти небольших сельских округов, национальных, религиозных и прочих меньшинств. Данный феномен.

Демократия участия — это политическая теория и политический проект, которые стремятся к прямой демократии, экономической демократии в безгосударственной, безденежной и безрыночной экономике, самоуправлению (демократия в социальной сфере) и экологической демократии. Теоретический проект Демократии участия (ДУ; пример политического проекта, который является частью демократических и автономистских традиций) зародился в работе политического философа, давнего академика и активиста Такиса Фотопулоса «Towards.

Контрасигнатура, контрасигнация, контрасигиляция (лат. contrasignatura — министерская скрепа, подпись) — порядок, при котором утверждённые главой государства или парламентом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этому акту юридической силы.

Кумулятивное голосование — вид голосования при одновременном выборе группы лиц в органы управления компаний (советы, комитеты).

Позитивная свобода в политической философии характеризуется как возможность и наличие ресурсов для реализации своего собственного потенциала (это может подразумевать и свободу от внутренних барьеров); используется в качестве противопоставления негативной свободе, которая является свободой от внешних ограничений и насильственного вмешательства других людей.

Суде́бная пра́ктика — руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, обеспечивающие правильное и единообразное применение законов судами Российской Федерации, а также множественность судебных актов, образуемых в процессе деятельности судебных органов Российской Федерации по гражданским, административным, уголовным делам с конкретным применением норм права, регулирующих схожие отношения.

Читайте также: