Право постоянного бессрочного пользования земельным участком предоставляется на основании

Обновлено: 17.05.2024

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Переоформление на право собственности, предоставление земельных участков, прекращение права

  • Предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования до и после 30.10.2001
  • Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования
  • Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками гражданами
  • Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридическими лицами
  • Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в садовом, огородном некоммерческом объединении
  • Порядок прекращения постоянного (бессрочного) пользования

Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком является ограниченным вещным (имущественным) правом (ст. ст. 216, 268 ГК РФ).

Лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования, ЗК РФ называет землепользователями (абз. 3 п. 3 ст. 5 ЗК РФ). Землепользователь вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

Предоставление земельных участков на праве
постоянного (бессрочного) пользования до и после 30.10.2001

Как и право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не может возникнуть у физического лица после введения в действие Земельного кодекса РФ (30.10.2001г.), но сохраняют силу ранее возникшие права в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Изначально право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком могло предоставляться гражданам и юридическим лицам. Однако с момента введения в действие Земельного кодекса круг субъектов данного права был ограничен. С 30 октября 2001 г. земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование гражданам не предоставляются. Согласно ч. 2 ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Владение и пользование земельными участками, предоставленными до 30.10.2001г. на праве постоянного (бессрочного) пользования сохранено до настоящего момента (ст. 3 закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ").

Владение и пользование землей
на праве постоянного (бессрочного) пользования

Субъект права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком наделен правомочиями владения и пользования земельным участком в пределах, установленных нормативными правовыми актами, а также индивидуальным актом о предоставлении земельного участка. Возможности субъекта установлены ст. 41 ЗК РФ, согласно которой лица, не являющиеся собственниками земельных участков, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ для собственников.

Землевладельцы, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не могут распоряжаться ими, в том числе передавать их в аренду или безвозмездное срочное пользование даже при наличии согласия на это собственника земельного участка, за исключением двух случаев, установленных п. 3 ст. 269 ГК РФ:

  • заключения соглашения об установлении сервитута (в этом случае земельный участок не выбывает из сферы хозяйственного господства землепользователя и продолжает им использоваться по назначению);
  • передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с п. 2 ст. 24 ЗК РФ.

Переоформление права
постоянного (бессрочного) пользования
земельными участками гражданами

Граждане вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения в действие ЗК РФ (30 октября 2001 г.) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства.

Срок переоформления не ограничен законом. В соответствии с п. 3 ст. 3 закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям, сроком не ограничиваются.

Право собственности на такие участки могут зарегистрировать также граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) в порядке наследования или по иным основаниям.

Исключением являются случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте (например, земельные участки из состава земель лесного фонда).

Переоформление права
постоянного (бессрочного) пользования
земельными участками юридическими лицами

Юридические лица, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ юридических лиц, были обязаны переоформить земельные участки по своему желанию в аренду или в собственность до января 2012 г., а земельные участки, на которых находятся линейные объекты (линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги и железнодорожные линии и др.), - до января 2016 г. (п. 2 ст. 3 закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ"). То есть юридические лица имели возможность выбора права на землю: собственность или аренда.

С одной стороны, принудительная процедура переоформления права на земельный участок предполагает выбор лицом приобретаемого права (собственность или аренда). С другой стороны, законодательством предусмотрены негативные последствия за невыполнение обязанности по переоформлению такого права в форме административной ответственности, а также необходимости уплаты арендной платы в обычном размере, без льгот:

  • в соответствии со ст. 7.34 КоАП РФ использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный срок обязанности по переоформлению такого права, является наказуемым. Данное правонарушение является длящимся, вследствие чего срок давности привлечения к ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Такая правовая позиция была определена в п. 37 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 5 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017);
  • если лицо приобрело в собственность здание, расположенное на земельном участке, предоставленном продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, и не переоформило до 1 июля 2012 г. данное право на право собственности или право аренды, оно обязано платить за фактическое пользование земельным участком в размере арендной платы на основании нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (п. 17 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018). Это значит, что льготная ставка арендной платы на таких лиц не распространяется.

Право постоянного (бессрочного) пользования не прекращается после 1 июля 2012 г. Это следует из ст. 45 ЗК РФ, в которой перечислены основания для прекращения права.

В случае если в срок, указанный в законе, право постоянного (бессрочного) пользования переоформлено не было, это можно сделать и в настоящее время.

Переоформление права
постоянного (бессрочного) пользования
земельными участками в садовом, огородном
некоммерческом объединении

После 1 января 2019 года с вступлением в силу закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…" право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками указанных организаций также подлежит переоформлению в срок до 1 января 2024 года в порядке, установленном законом N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ". Причем в процессе переоформления земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, до 1 марта 2022 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества, пропорционально площади их личных земельных участков. Если же земельный участок ограничен в обороте, то он предоставляется в аренду членам садовой или огородной некоммерческой организации с множественностью лиц на стороне арендатора.

Таким образом, земельный участок общего назначения в садовом, огородном некоммерческом объединении при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования до 1 марта 2022 года перейдет из обладания объединения в обладание граждан - членов этого объединения. В каком порядке должно переоформляться право постоянного (бессрочного) пользования садовой или огородной некоммерческой организации после указанной даты, закон не устанавливает.

Порядок прекращения
постоянного (бессрочного) пользования

В соответствии с п. 1 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования может быть прекращено в добровольном порядке путем подачи землевладельцем заявления об отказе от права с приложением документов, предусмотренных ст. 53 ЗК РФ в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков (для граждан - копии документа, удостоверяющего личность; для юридических лиц и государственных и муниципальных предприятий - документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком), иные основания прекращения права могут быть установлены законодательством РФ.

В п. 2 ст. 45 ЗК РФ установлен закрытый перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, а именно в связи с использованием земельного участка с нарушением требований законодательства РФ (использование участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порча земель; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в установленные сроки) и при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; создание или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей по сносу подобной постройки (ч. 11 ст. 55.32 ГрК РФ).

Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в пп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ (при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства РФ), осуществляется исключительно на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания в виде штрафа) (п. 3 ст. 45, ст. 54 ЗК РФ).

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 06.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.12.2021) > Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

2. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.

4. В случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 5 статьи 39.5 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность должно быть подано до дня прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком и одновременно с заявлением о прекращении этого права.

5. В случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3, подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.

6. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.

Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.

7. Положения настоящей статьи не применяются в случае:

1) предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса;

2) заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заявителем, признанным единственным участником аукциона, или единственным принявшим участие в аукционе его участником;

3) заключения договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии со статьей 39.21 настоящего Кодекса;

4) предоставления земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;

5) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для комплексного развития территории, с победителем торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, иным лицом, имеющим право на заключение данного договора в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо юридическим лицом, созданным Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и обеспечивающим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории;

6) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договором об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

7) предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

8. Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

9. При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов. Предоставление земельных участков осуществляется с учетом результатов данных сходов или референдумов.

10. Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Государственной компании "Российские автомобильные дороги" осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Также было отложено и применение санк­ций за непереоформление права постоянного бессрочного пользования. С 1 января 2013 года (вместо 1 января 2011 года). Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше­ниях будет дополнен статьей 7.34, устанавли­вающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участ­ками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных учас­тков в собственность (штраф дл юридического лица от двадцати тысяч до ста тысяч рублей).

На данный момент существует несколько вопросов, которые прямо не урегулированы законодательством, но практика, по которым уже сложилась.

Первый вопрос связан с правовым регули­рованием переоформления права постоянного бессрочного пользования на земельный учас­ток без объекта недвижимости.

Ссылка в указанной статье на необходи­мость переоформления прав на земельные участки в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ вызвала некоторую неопределенность от­носительно того, права на какие земельные участки подлежат переоформлению. Так, ста­ть 36 Земельного кодекса посвящена приоб­ретению права на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципаль­ной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения .

Одинаковый пор док (административная процедура) предоставления прав на соответс­твующие земельные участки не означает, что пунктом 2 статьи 3 Закона №1 37-ФЗ и стать­ей 36 Земельного кодекса Российской Феде­рации регулируются одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.

Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие условия приобретения земли в собственность - на­личие титула права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный харак­тер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимо­го дл эксплуатации объекта недвижимости.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25. 1 0.2001 №1 37-ФЗ предусмотрены специ­альные условия приобретения земли в частную собственность - наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограниче­ние по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования.

С у д ебная практика:

Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.03.2006 г. №14711/05;

Постановление ДААС от 18.07.2008 г. по делу №А41-К2-987/08;

Постановление ФАС ПО от 17.12.2008 г. по делу №А65-8180/2008;

Постановление ФАС ПО от 03.02.2009 г. по делу №А55-7789/2008;

Постановление ФАС ПО от 28.01.2009 г. по делу №А65-8169/2008;

Постановление ФАС ПО от 27.01.2009 г. по делу №А55-7788/2008;

Постановление ФАС ЦО от 10.11.2008 г. по делу №А14-624-2008/16-1 3;

Постановление ФАС СЗО от 22.01.2007 г. по делу №А56-2593/2006;

Постановление ФАС СЗО от 28.08.2006 г. по делу №А56-28207/2005;

Постановление ФАС СКО от 03.04.2009 г. по делу №А15-1 042/2008;

Таким образом, благодаря судебной практике, по первому вопросу сложилась однозначная позиция, суть которой в том, что правообладатели земельных участков вправе переоформить право постоянного бессрочного пользования на право арены или выкупить земельные участки независи­мо от наличия объектов недвижимости на данных земельных участках.

Второй вопрос заключается в том, как оп­ределить выкупную цену на земельный участок без объектов недвижимости.

Согласно ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположен­ных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1 ) земельных участков, находящихся в фе­деральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации феде­ральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федера­ции или государственная собственность на кото­рые не разграничена, - органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в му­ниципальной собственности, - органами мест­ного самоуправления.

Цена земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления упол­номоченным Правительством Российской Фе­дерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъек­та Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены зе­мельного участка эта цена устанавливается в раз­мере его кадастровой стоимости.

Таким образом, необходимым условием для применения порядка определения цены земель­ного участка, указанным в пункте 2, 3 статьи 2 названного закона является наличие на земель­ном участке здания, строения, сооружения (Пос­тановление ФАС МО от 28.04.2008 г. по делу №КГ-А41/3044-08 по делу №А41-К2-10493/07). Указанная позиция поддержана ВАС РФ 30.06. 2008 г. по делу №6545/08 (Определение об от­казе в передаче дела в Президиум ВАС РФ).

Ясность в данный вопрос внесло письмо Министерства экономического развития Рос­сийской Федерации от 19.05.2009 г. №Д23-1462 по вопросу определения стоимости вы­купа земельного участка, принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования.

Выкупная цена земельных участков в разме­ре, не превышающем кадастровую стоимость земельных участков, применяется непосредс­твенно к собственникам зданий, сооружений, расположенных на этих земельных участках (п. п. 1 .1 и 1 .2 ст. 36 Земельного кодекса).

Таким образом, можно сделать вывод, что правообладателям земельных участков без объектов недвижимости придется вы­купать их по рыночной стоимости.

Это далеко не все вопросы, которые вол­нуют правообладателей земельных участ­ков. Продление сроков переоформления прав на земельные участки, безусловно, радует всех. Однако, сама процедура не ускорилась и не стала прозрачной. Более того, на мес­тах по-прежнему существуют административ­ные барьеры, бумажная волокита и банальное бездействия компетентных органов. Сроки, установленные законодательством, на местах не соблюдаются, что растягивает процедуру переоформления на годы.

Право бессрочного пользования земельным участком — это право на использование земли, которая находится в муниципальной и государственной собственности, без ее приобретения.

Одним из видов вещных (имущественных) прав на землю являеется право постоянного бессрочного пользования земельным участком; 2020 год никаких изменений в порядок применения этого права не принес, однако есть нюансы, о которых не знают не только обычные граждане, но и руководители коммерческих организаций. В частности, такое вещное право является ограниченным и пользователи земли должны знать обо всех ограничениях. Поэтому выясним, как в соответствии с законодательством происходит предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование, а также на кого оно распространяется.

Что можно передать в постоянное пользование

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются, только если они находятся в государственной или муниципальной собственности. То есть юридические лица или граждане не могут таким образом передавать свои наделы. Основанием для выделения земли на таком основании является соответствующее решение государственного или муниципального органа, уполномоченного на управление земельными отношениями и собственностью государства, региона РФ или муниципалитета. Форма такого решения утверждена распоряжением Минимущества РФ от 02.09.2002 N 3070-р. Она является рекомендованной.

Землепользователи и условия использования земли

В п. 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ сказано, что гражданам земельные участки в постоянное бессрочное пользование не выделяются, равно, как и юридическим лицам. Это было возможно только до вступления в силу самого Земельного кодекса РФ в 2002 году. Однако за физлицами сохраняется земля, выделенная им на этих условиях до вступления в силу этих ограничений. А вот организации были обязаны переоформить землю на аренду или приобрести ее в собственность до 1 января 2012 года. Что большинство организаций успешно и сделали.

Таким образом, постоянное бессрочное пользование земельным участком 2020 возможно на законных основаниях только для:

  • органов государственной власти;
  • органов местного самоуправления;
  • государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных);
  • казенных предприятий;
  • центров исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.

В соответствии с п. 1 статьи 269 Гражданского кодекса РФ лицо, которому участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и использование им в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Все землепользователи имеют возможность в силу статьи 40 ЗК РФ самостоятельно использовать землю в целях, для которых он предоставлен, а значит, возводить на нем здания, сооружения и другую недвижимость. Также его можно использовать в других целях — для сельхозработ, высадки лесов, строительства дорог и т.д.

При этом здания, сооружения и прочее недвижимое имущество, возведенные на такой земле, являются собственностью землепользователя. Однако в силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ , а также статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются только на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Открытый перечень возможных способов использования земли на таких условиях приведен в п. 1 статьи 40 ЗК РФ .

Главная же особенность, которую имеет постоянное бессрочное пользование земельным участком, — это его необоротоспособность. Это значит, что землепользователи не могут распоряжаться такой землей в полной мере, так как существует запрет на:

  • передачу в аренду или безвозмездное срочное пользование даже при наличии согласия на это собственника;
  • продажу или дарение;
  • передачу по наследству.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается по тем же основаниям, что и пожизненного наследуемого владения. Кроме того, землепользователь может переоформить его в соответствии с законодательством.

Переоформление в аренду или собственность

Хотя использование земли на таких условиях является бессрочным и для граждан тоже, которые получили его до 2002 года, существует Концепция развития гражданского законодательства РФ (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009), которой предусмотрено, что такое право не должно возникать в будущем. Поэтому были разработаны механизмы, создающие стимулы для трансформации этого права в другие вещные права, предусмотренные Гражданским кодексам РФ. В частности, землепользователи могут переоформить:

Тем более что если право собственности на здание, строение или прочую недвижимость на такой земле уже оформлено на землепользователя, законодательство обязывает его по своему выбору переоформить отношения с землевладельцем на аренду участка или приобрести его в собственность.

С этой целью уже давно были созданы и функционируют некоммерческие организации для ведения садоводства и огородничества, а также гаражные потребительские кооперативы, которые переоформляют права на участки, предоставленные ранее в постоянное (бессрочное) использование государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Читайте также: