Право постоянного бессрочного пользования земельным участком основания возникновения

Обновлено: 04.07.2024

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации.

3. В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства .

Комментарий к статье 268 ГК РФ

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется как гражданам, так и юридическим лицам. Однако, как отмечалось (см. коммент. к ст. 264), в соответствии с ЗК гражданам земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются (о коллизиях норм ГК и ЗК см. коммент. к ст. 267). Такая же норма содержалась и в ЗК РСФСР.

В качестве одного из оснований возникновения указанного права комментируемая статья предусматривает решение государственного или муниципального органа.

Предоставление земельных участков из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа государственной власти, осуществляющего от имени Российской Федерации право собственности на землю; из земель субъектов РФ - по постановлению уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющего право собственности субъекта РФ на землю; из земель, находящихся в муниципальной собственности, - на основании решения органа местного самоуправления. Но на основании п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляют органы местного самоуправления, если законодательством не установлено иное. Порядок распоряжения такими землями может быть определен Правительством РФ. Правительство РФ приняло Постановление от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" (в ред. от 21.11.2003) . В данном Постановлении обращается особое внимание на роль Минимущества России (его территориальных органов), призванного осуществлять от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в случаях: предоставления земельных участков органу государственной власти РФ, государственному учреждению, федеральному казенному предприятию; предоставления земельного участка, на котором находятся объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности, и т.д. В настоящее время эти функции возложены на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом .

--------------------------------
СЗ РФ. 2002. N 32. Ст. 3189; 2003. N 48. Ст. 4677.
СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4897.

2. Вторым способом возникновения права постоянного (бессрочного) пользования является приобретение указанного вещного права при переходе права собственности на здания, сооружения и иное недвижимое имущество, расположенные на земельном участке, принадлежащем прежнему собственнику недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования (см. коммент. к п. 2 ст. 271).

3. В порядке правопреемства право постоянного (бессрочного) пользования на основании п. 1 ст. 20 ЗК может перейти только к государственным и муниципальным предприятиям и к федеральным казенным предприятиям. При преобразовании юридического лица путем изменения его организационно-правовой формы, не подпадающей под указанные выше, право постоянного (бессрочного) пользования на основании п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" должно быть переоформлено на право аренды либо земельный участок может быть приобретен в собственность по желанию нового юридического лица до 1 января 2006 г.

Другой комментарий к статье 268 Гражданского Кодекса РФ

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может возникнуть у обладателей земельных участков только при наличии двух условий: в соответствии с п. 1 комментируемой статьи оно предоставляется строго определенному кругу субъектов; в п. 3 данной статьи говорится о переходе такого права в порядке правопреемства, причем субъектный состав строго не определен. Таким образом, в первом случае речь идет о первоначальном способе приобретения вещного права, а во втором - о производном.

2. В п. 1 комментируемой статьи содержится исчерпывающий перечень субъектов, которым может быть предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; кроме того здесь указано, что основанием приобретения данного права является административный акт - решение государственного или муниципального органа.

В ранее действовавшей редакции статьи говорилось о том, что данное право могло предоставляться гражданам и юридическим лицам, причем не уточнялось - каким конкретно юридическим лицам. Эта норма противоречила положениям п. п. 1 и 2 ст. 20 ЗК РФ, в соответствии с которыми с момента введения в действие Земельного кодекса РФ (25 октября 2001 г.) в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки должны предоставляться только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, а гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование уже предоставляться не могут.

Достаточно определенно по этому поводу была изложена позиция Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства": "Ненормативные акты полномочных органов о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам, не указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями, изданные после введения в действие ЗК РФ (30.10.2001), должны признаваться недействительными в силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо не подлежащими применению в соответствии со статьей 12 ГК РФ как противоречащие закону".

3. Если юридическое лицо, обладавшее земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, было реорганизовано, то вновь созданному в порядке такой реорганизации юридическому лицу переходит право постоянного (бессрочного) пользования на этот земельный участок. Это, впрочем, вовсе не означает, что организация может и далее владеть земельным участком на указанном титуле.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридическое лицо, не попадающее в перечень организаций, содержащийся в п. 1 комментируемой статьи, обязано переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Последняя редакция этого Закона (от 5 февраля 2007 г.) определила крайний срок - 1 января 2008 г. Таким образом, юридическое лицо, ставшее в результате реорганизации обладателем такого титула, обязано переоформить данное право на право собственности либо взять участок в аренду.

Непереоформление этого права не влечет его утрату, но может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 7.1 КоАП, в виде наложения штрафа. Никаких действий распорядительного характера с участком такое юридическое лицо совершать не сможет.

Комментарии и консультации юристов по ст 268 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 268 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Читайте также: