Право пользования землей проведения их регистрации

Обновлено: 01.05.2024

Договора аренды земли регистрируются в соответствии с Временным порядком ведения Государственного земельного кадастра и регистрации прав пользования земельными участками, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 №17-16 (с изменениями) (далее – Временный порядок).

Для государственной регистрации договора аренды земли заявителю (арендодателю или арендатору) необходимо обратиться в территориальный орган Госкомзема ДНР по местонахождению земельного участка с заявлением о регистрации договора аренды земли с документами, указанными в пункте 9.22 Временного порядка, а именно:

копия документа, удостоверяющего личность заявителя, а в случае подачи заявления уполномоченным им лицом — также документ или нотариально заверенную копию документа, подтверждающего его полномочия действовать от имени такого лица;

копия идентификационного номера (кода), согласно Единому государственному реестру для физических и юридических лиц, кроме лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия номера, при наличии соответствующей отметки в паспорте;

документ, подтверждающий оплату республиканской пошлины или копия документа, подтверждающего освобождение от оплаты республиканской пошлины;

соответствующее количество экземпляров договоров аренды (для арендодателя, арендатора, территориального органа Госкомзема ДНР по одному экземпляру);

копия извлечения о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (земельный участок) или информационная справка из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество (в случае передачи в аренду земельного участка, находящегося в частной собственности).

Оплата республиканской пошлины осуществляется на расчетные счета, открытые по ведомственному признаку Госкомзема ДНР.

для физических лиц – 400 рос. руб.,

для юридических лиц – 800 рос. руб.**

Государственная регистрация договора аренды земли или принятие решения об отказе в государственной регистрации договора аренды земли осуществляется в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с момента принятия заявления.

Форма типового договора аренды земли утверждена приложением №1 к Временному порядку предоставления в постоянное пользование и передачи в аренду земельных участков на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 №17-15. Неотъемлемыми частями договора аренды земельного участка являются: план границ земельного участка, или копия государственного акта на право собственности на земельный участок, или копия кадастрового плана земельного участка; акт приема-передачи межевых знаков (в случаях, установленных законодательством); расчет размера арендной платы за земельный участок. Копия государственного акта на право собственности на земельный участок или копия кадастрового плана земельного участка прикладываются к договору аренды земли в случаях заключения договора аренды земли на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности граждан. Указанные копии заверяются территориальным органом Госкомзема ДНР.

Арендаторы земельных участков государственной и муниципальной формы собственности обязаны в пятидневный срок после государственной регистрации договора аренды земельного участка предоставить копию договора аренды в орган доходов и сборов Донецкой Народной Республики.

Государственная регистрация права постоянного пользования земельным участком

Право постоянного пользования земельным участком регистрируются в соответствии с Временным порядком ведения Государственного земельного кадастра и регистрации прав пользования земельными участками, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 №17-16 (с изменениями) (далее – Временный порядок).

Для государственной регистрации государственного акта на право постоянного пользования земельным участком заявителю (юридическому лицу, которому передали земельный участок в постоянное пользование) необходимо обратиться в территориальный орган Госкомзема ДНР по местонахождению земельного участка с заявлением о регистрации государственного акта на право постоянного пользования земельным участком с документами, указанными в пункте 9.22 Временного порядка, а именно:

копия документа, удостоверяющего личность заявителя, а в случае подачи заявления уполномоченным им лицом — также документ или нотариально заверенную копию документа, подтверждающего его полномочия действовать от имени такого лица;

копия идентификационного номера (кода), согласно Единому государственному реестру для физических и юридических лиц, кроме лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия номера, при наличии соответствующей отметки в паспорте;

документ, подтверждающий оплату республиканской пошлины или копия документа, подтверждающего освобождение от оплаты республиканской пошлины.

Заполнение бланков государственных актов на право постоянного пользования земельным участком осуществляется разработчиками документации по землеустройству.

Оплата республиканской пошлины осуществляется на расчетные счета, открытые по ведомственному признаку Госкомзема ДНР.

для юридических лиц – 800 рос. руб.

Государственная регистрация государственного акта на право постоянного пользования земельным участком или принятие решения об отказе в государственной регистрации осуществляется в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с момента принятия заявления.

Государственная регистрация права собственности на земельный участок

Вещные права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу вышеуказанного Закона Донецкой Народной Республики и приобретенные способом, не противоречащим законодательству Донецкой Народной Республики, признаются действительными и не подлежат обязательной государственной регистрации в органах государственной регистрации вещных прав при таких условиях:

1) если государственная регистрация вещных прав была проведена в соответствии с законодательством, которое действовало на момент их возникновения;

2) если на момент возникновения вещных прав на недвижимое имущество действовало законодательство, которое не предусматривало обязательной регистрации таких прав.

Государственная регистрация права собственности на земельный участок осуществляется структурными и территориальными подразделениями Государственной Регистрационной Палаты Министерства юстиции Донецкой Народной Республики по местонахождению земельного участка.

Государственная регистрация права собственности на земельный участок и сроки ее проведения осуществляются в соответствии с Порядком.

Также для осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок необходимо предоставить извлечение из Государственного земельного кадастра о земельном участке, порядок его получения определен разделом 10 Временного порядка ведения Государственного земельного кадастра и регистрации прав пользования земельными участками, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 №17-16 (с изменениями).

для физических лиц – 400 рос. руб.,

для юридических лиц – 800 рос. руб.

В подтверждение Государственной Регистрационной Палатой Министерства юстиции Донецкой Народной Республики собственнику земельного участка выдается Извлечение о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

ЗАЯВЛЕНИЕ для регистрации договора аренды земли/ государственного акта на право постоянного пользования земельным участком и государственного акта на право собственности на земельный участок (Образец)

Предоставление сведений из Государственного земельного кадастра о земельных участках

Сведения о земельных участках предоставляются территориальными органами Госкомзема ДНР по местонахождению земельного участка в соответствии с Временным порядком ведения Государственного земельного кадастра и регистрации прав пользования земельными участками, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 №17-16 (с изменениями) (далее-Временный порядок).

Извлечение из Государственного земельного кадастра о земельном участке, форма которого утверждена Временным порядком, выдаются по заявлению:

собственника, землепользователя земельного участка, наследника (правопреемника — для юридических лиц) или уполномоченного ими лица;

лица, в интересах которых установлены ограничения в использовании земель, или уполномоченные ими лица;

органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных и судебных органов для осуществления полномочий, определенных законодательством;

разработчика документации по землеустройству, который имеет лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по выполнению работ по землеустройству и/или оценки земель (по поручению собственника, землепользователя или приобретателя права на земельный участок);

нотариуса по поручению собственника земельного участка при совершении гражданско-правового соглашения (сделки) с земельным участком.

Для получения извлечения из Государственного земельного кадастра о земельном участке заявителю необходимо обратиться в территориальный орган Госкомзема ДНР по местонахождению земельного участка с заявлением о предоставлении сведений из Государственного земельного кадастра с документами, указанными в пункте 10.3 Временного порядка, а именно:

копию документа, удостоверяющего личность заявителя, а в случае подачи заявления уполномоченным им лицом — также копию документа, подтверждающего его полномочия действовать от имени таких лиц;

копию регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, идентификационного кода, кроме лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия номера, при наличии соответствующей отметки в паспорте;

документ, подтверждающий оплату соответствующих услуг* или копию документа, подтверждающего освобождение от оплаты за оказание услуг, согласно действующему на территории Донецкой Народной Республики законодательству;

копию правоустанавливающего документа на земельный участок.

В случае подачи заявления соответствующим органам исполнительной власти в заявлении указываются основания для предоставления соответствующей информации со ссылкой на норму закона, которая предусматривает право соответствующего органа запрашивать такую информацию, а также реквизиты дела, в связи с которой возникла потребность в получении информации.

Извлечение из Государственного земельного кадастра о земельном участке или мотивированный отказ предоставляются в течение десяти рабочих дней с момента принятия заявления.

* До утверждения Советом Министров Донецкой Народной Республики перечня услуг, предоставляемых Госкомземом ДНР и его территориальными органами, внесение и предоставление сведений из Государственного земельного кадастра осуществляется на бесплатной основе.

ЗАЯВЛЕНИЕ о предоставлении сведений из Государственного земельного кадастра (Образец)

Государственная регистрация земельного участка (присвоение кадастрового номера земельному участку)

Государственная регистрация земельного участка осуществляется в соответствии с Временным порядком ведения Государственного земельного кадастра и регистрации прав пользования земельными участками, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 №17-16 (с изменениями) (далее – Временный порядок).

Для проведения государственной регистрации земельного участка заявителю необходимо обратиться в территориальный орган Госкомзема ДНР по местонахождению земельного участка с заявлением о регистрации земельного участка и документами, указанными в пункте 4.5 Временного порядка.

Заявителем может быть:

лицо, которому по решению соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления предоставлено разрешение на разработку документации по землеустройству, которое является основанием для формирования земельного участка в случае его предоставления в собственность или пользование из земель государственной или муниципальной собственности, или уполномоченного им лица;

собственник земельного участка, землепользователя земельного участка государственной или муниципальной собственности (в случае раздела или объединения ранее сформированных земельных участков) или уполномоченного им лица;

разработчик документации по землеустройству, если это предусмотрено договором на выполнение соответствующих работ (при предоставлении соответствующей копии договора);

соответствующий орган исполнительной власти (в случае формирования земельных участков соответственно государственной или муниципальной собственности);

К заявлению прилагаются:

копия паспорта или при его отсутствии документа заменяющего его и удостоверяющего личность заявителя, а в случае подачи заявления уполномоченным им лицом — документ или заверенную копию документа, согласно действующего на территории Донецкой Народной Республики законодательства, подтверждающего его полномочия действовать от имени такого лица;

копия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, идентификационного кода, кроме лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия номера, при наличии соответствующей отметки в паспорте.

оригинал согласованной, в соответствии с действующим на территории Донецкой Народной Республики законодательством, документации по землеустройству, которая является основанием для формирования земельного участка, предназначенный для территориального органа (структурного подразделения) вместе с актами приема-передачи документации в Государственный фонд документации по землеустройству;

экземпляр документации по землеустройству, согласованный в соответствии с действующим на территории Донецкой Народной Республики законодательством, предназначенный для заявителя;

электронный документ на магнитном носителе в формате xml;

документ, подтверждающий оплату услуг государственной регистрации земельного участка** или копия документа, подтверждающего освобождение от оплаты за оказание услуг, согласно действующему на территории ДНР законодательству.

Государственная регистрация земельного участка или принятие решения об отказе в государственной регистрации земельного участка осуществляется в срок, не превышающий четырнадцати рабочих дней с момента принятия заявления.

** До утверждения Советом Министров Донецкой Народной Республики перечня услуг, предоставляемых Госкомземом ДНР и его территориальными органами, внесение и предоставление сведений из Государственного земельного кадастра осуществляется на бесплатной основе.

Получение государственного акта на право собственности на земельный участок, в том числе взамен утраченного (поврежденного) или в случае добровольной замены

Государственная регистрация государственных актов на право собственности на земельный участок осуществляется в соответствии с Временным порядком ведения Государственного земельного кадастра и регистрации прав пользования земельными участками, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 №17-16 (с изменениями) (далее – Временный порядок).

Государственная регистрация государственных актов на право собственности на земельный участок осуществляется территориальными органами Госкомзема ДНР по местонахождению земельного участка после государственной регистрации земельных участков в Государственном земельном кадастре, а также после принятия решения соответствующим органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, согласно их полномочиям, об утверждении документации по землеустройству и передаче земельных участков в собственность или в случае утери (повреждении) государственного акта, а также в случае добровольной замены.

Для государственной регистрации государственного акта на право собственности на земельный участок заявителю (лицу, которому передан в собственность земельный участок) необходимо обратиться в территориальный орган Госкомзема ДНР по местонахождению земельного участка с заявлением о регистрации государственного акта на право собственности на земельный участок с документами, указанными в пункте 9.22 Временного порядка, а именно:

копия документа, удостоверяющего личность заявителя, а в случае подачи заявления уполномоченным им лицом — также документ или нотариально заверенную копию документа, подтверждающего его полномочия действовать от имени такого лица;

копия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, идентификационного кода, кроме лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия номера, при наличии соответствующей отметки в паспорте.

Государственная регистрация государственного акта на право собственности или принятие решения об отказе в государственной регистрации осуществляется в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с момента принятия заявления.

Заполнение бланков государственных актов на право собственности на земельный участок осуществляется разработчиками документации по землеустройству, а в случаях получения государственных актов взамен утерянных (поврежденных) или получаемых при добровольной замене заполнение осуществляется территориальными органами Госкомзема ДНР по местонахождению земельных участков.

Для получения нового государственного акта на право собственности на земельный участок взамен утраченного (поврежденного), а также в случае добровольной замены собственник земельного участка обращается в территориальный орган Госкомзема ДНР по местонахождению земельного участка с письменным заявлением, в котором указывается где и когда утерян государственный акт.

К заявлению (ходатайству) прилагаются:

копия акта приемки-передачи межевых знаков на хранение (при его наличии);

копия акта переноса в натуру (на местность) границ охранных зон, зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон и зон особого режима использования земель при их наличии;

копия документа, на основании которого приобретено право на землю.

При выдаче нового государственного акта на право собственности в случае добровольной замены, бланк старого образца возвращается в территориальный орган Госкомзема ДНР.

Выдача нового государственного акта на право собственности на земельный участок взамен утраченного (поврежденного), а также в случае добровольной замены осуществляется на платной основе* в течение тридцати рабочих дней.

*До утверждения Советом Министров Донецкой Народной Республики перечня услуг, предоставляемых Госкомземом ДНР и его территориальными органами, данная услуга осуществляется на бесплатной основе.

ТИПОВОЙ ДОГОВОР АРЕНДЫ ЗЕМЛИ (Образец)

Реквизиты счетов для отплаты республиканской пошлины за проведение государственной регистрации производного вещного права на земельный участок.

И Н С Т Р У К Ц И Я
9 марта 1992 г.

О порядке выдачи (замены) государственных актов
на право собственности на землю, пожизненного
наследуемого владения, бессрочного (постоянного)
пользования землей

Настоящая Инструкция разработана специалистами Роскомзема во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 и определяет порядок составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов.

При подготовке Инструкции были использованы предложения Краснодарского комитета по земельной реформе и земельным ресурсам (А.С.Виднов), РосНИИземпроекта (И.Н.Чепурнов), ЦентрНИИгипрозема (В.В.Талялев), Московского института инженеров землеустройства (В.П.Троицкий), Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (В.Н.Голубев).

Инструкция одобрена Научно-техническим советом и утверждена Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации 9 марта 1992 года.

Инструкция вводится в действие взамен "Инструкции о порядке составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов на право пользования землей", утвержденной Министерством сельского хозяйства СССР 7 сентября 1976 г.

I. Общие положения

1.1. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР (статья 31) право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование земельными участками удостоверяется государственным актом.

1.3. Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей* выдается:

по форме N 1 - гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей, для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, а также предпринимательской деятельности;

по форме N 2 - предприятиям, учреждениям, организациям, которым предоставляются земельные участки для сельскохозяйственного производства или для несельскохозяйственных нужд, а также гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

*В дальнейшем именуется "государственный акт".

1.4. Государственные акты по утвержденным формам выдаются органами местной администрации всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям при предоставлении им в установленном порядке земель в собственность, владение, пользование, а также при перерегистрации прав на предоставленный ранее земельный участок.

1.5. Перерегистрация прав на земельный участок с выдачей нового государственного акта производится в связи с:

изменением правового статуса земельного участка (предоставлением в собственность, владение, пользование);

укрупнением или разукрупнением землевладения, землепользования;

внесением в площадь или расположение земельного участка значительных изменений;

внесением в государственный акт большого количества изменений, затрудняющих его чтение и понимание границ на чертеже;

переходом прав на земельный участок к другому собственнику, землевладельцу, землепользователю.

1.6. Перерегистрация прав на земельный участок существующих землепользований предприятий, учреждений, организаций и граждан производится по ходатайству предприятий, учреждений, организаций, личному заявлению граждан или по инициативе местных комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам на основании ранее выданных документов, удостоверяющих право пользования земельным участком. При отсутствии таких документов оформление прав на земельный участок производится после проведения необходимых землеустроительных работ по установлению границ в натуре с учетом фактического использования земель.

При перерегистрации прав на земельный участок новые госакты выдаются при условии, что его расположение, размеры и границы не являются спорными. В противном случае спор должен быть рассмотрен местной администрацией, на основании решения которой, если одна из сторон не обжалует его в суд в установленном порядке, выдается государственный акт.

1.7. Собственникам земли, землевладельцам и землепользователям, имеющим несколько чересполосных земельных участков, государственный акт выдается:

один, если все чересполосные земельные участки расположены в пределах территории, находящейся в ведении одного Совета народных депутатов (районного, городского, поселкового, сельского);

на каждый земельный участок (группу участков), если они расположены на территориях, находящихся в ведении нескольких Советов народных депутатов или предоставленных для разных целей.

1.8 К государственному акту в качестве приложения выдаются:

список собственников при передаче земельных участков в коллективно-долевую собственность граждан земель колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в т.ч. созданных на базе государственных предприятий (при выдаче государственного акта по форме N 2);

список земельных участков с особым режимом использования земель, предоставляемых в собственность, владение и пользование гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Право собственников на земельную долю удостоверяется справкой по форме приложения 1, выдаваемой в необходимых случаях.

1.9. Государственный акт составляется на государственном (национальном) языке, принятом в данной республике в составе Российской Федерации, автономном образовании с подстрочным русским текстом.

1.10. Бланк государственного акта изготовляется на офсетной бумаге N 1. Размеры бланков: по форме N 1 - 150 х 210 мм на 6 страницах,по форме N 2 - 210 х 300 мм на 8 страницах.

1.11. Государственный акт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой местной администрации и скрепляется гербовой печатью.

Первый экземпляр государственного акта выдается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации.

1.12. Обеспечение проведения землеустроительных работ,связанных с составлением и выдачей государственных актов, возложено на Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований и Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации.

Работы по составлению государственных актов проводятся районными, городскими комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам с привлечением организаций, имеющих право на проведение указанных работ.

II. Порядок составления государственных актов

2.1. При составлении государственного акта проводится подбор ранее выданных документов, удостоверяющих право собственности, пользования, владения земельным участком, материалов по изъятию и предоставлению земель, планово-картографических материалов, проектов землеустройства, генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов, геодезических и других данных о границах участка, уточнение данных о наличии посторонних землепользователях, а также сведений об установленных на предоставленной территории режимах использования земель. На основании изучения и анализа подобранных материалов устанавливаются виды и объемы землеустроительных работ, связанных с выдачей государственного акта, необходимость установления или восстановления границ, уточнения площадей земельных угодий.

2.2. При выдаче государственного акта о порядке перерегистрации прав на землю, с целью уточнения площадей, фактического состояния, полноты, эффективности и целевого использования земель, при необходимости, проводятся контрольные измерения или сличение границ земельного участка в натуре. При наличии споров и отсутствии документов, удостоверяющих право пользования земельным участком, в обязательном порядке производится контрольный обмер и уточнение фактически сложившихся границ используемого земельного участка.

В случае установления фактов, когда часть земель не используется или используется неэффективно, не по целевому назначению, по предложению районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам местная администрация может исключить ее из площади, на которую перерегистрируются права на землю, и зачислить в земли запаса или в специальный фонд земель для последующего перераспределения. В земли запаса зачисляются также земли ликвидированных предприятий, учреждений, организаций, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан, которым в установленном порядке отказано в перерегистрации их прав на землю.

2.3. Границы земельных участков, установленные утвержденным проектом землеустройства, а также уточненные в порядке перерегистрации прав на земельный участок, переносятся в натуру (на местность) с закреплением их внешних границ межевыми знаками.

Установление и закрепление границ в натуре производится в соответствии с действующими техническими требованиями.

2.4. Границы земельных участков устанавливаются в натуре (на местности) специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или по их поручению организациями, имеющими право на проведение указанных работ, с участием граждан или представителей собственников земли, землевладельцев или землепользователей, за которыми закрепляются земельные участки, и смежных землепользователей.

Заинтересованные собственники земли, землевладельцы и землепользователи о предстоящих землеустроительных действиях по установлению границ в натуре извещаются повестками, которые должны быть вручены не позднее, чем за два дня. В случае неявки (при своевременном вручении повестки) представителей смежных землепользователей об этом составляется протокол и землеустроительные действия не прекращаются.

При определении границ на местности составляется акт их установления (восстановления), в котором дается описание положения границ на местности и делается запись о передаче собственникам земли, землевладельцам и землепользователям межевых знаков под наблюдение за сохранностью и об их ответственности за уничтожение знаков.

2.5. После установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы.

2.6. В решении о выдаче государственного акта указывается:

наименование или фамилия, имя, отчество собственника, владельца, пользователя земли и его местонахождение или адрес;

основание для выдачи государственного акта (номер и дата решения Совета народных депутатов или местной администрации о предоставлении земельного участка);

общая площадь предоставленных земель, в том числе по угодьям;

цель предоставления земель;

правовое положение земельного участка (собственность, владение, пользование);

особые условия использования земель на предоставленном участке.

2.7. Заполнению государственного акта предшествует составление чертежа границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании*. Чертеж границ размещается в государственном акте: по форме N 1 - на 4-й странице, по форме N 2 - на 4-й и 5-й страницах.

Масштаб чертежа выбирается в зависимости от размера и конфигурации землевладения и землепользования и с таким расчетом, чтобы на нем можно было показать все поворотные точки границ земельных участков.

__________________
* В дальнейшем именуется "чертеж границ".

2.8. Чертеж границ составляется на основании натурных измерений, имеющихся планово-картографических материалов или при наличии планов границ землепользований, прилагаемых к ранее выданным документам, удостоверяющим право на землю.

2.9. На чертеже границ показываются:

поворотные точки границ земельного участка, в т.ч. закрепленные в натуре межевыми знаками;

линейные объекты (дороги, валы, лесополосы, каналы, другие урочища), элементы гидрографической сети (реки, озера), являющиеся границами земельного участка;

границы и номера земельных участков других собственников, владельцев и пользователей, арендаторов, земель запаса, населенных пунктов, расположенных в границах земель, предоставляемых по государственному акту (земли постороннего пользования);

границы и номера участков (зон) с особым режимом использования земель;

границы земель, предоставляемых в собственность, из них - бесплатно, во владение или пользование;

номера поворотных точек, меры линий и румбы внешних границ.

В случаях, когда размеры земельных участков устанавливались по данным натурных обмеров, без определения координат поворотных точек, на чертеже границ показываются только линейные промеры между точками.

На чертеже показываются границы всех чересполосных участков.

Все элементы чертежа земель вычерчиваются в условных знаках, принятых в землеустройстве.

2.10. Если государственный акт по форме N 2 выдается на крупное по площади землевладение (землепользование), то чертеж границ составляется в необходимом масштабе отдельно и вручается вместе с государственным актом в качестве приложения. В таких случаях на 3-й странице государственного акта, в перечне приложений, приводится название этого чертежа.

2.11. При заполнении 3-й страницы государственного акта указывается наименование Совета народных депутатов или органа местной администрации, принявшего решение о предоставлении земли.

При заполнении строк на этой же странице, где указывается правовое положение земель, а также на 6-й странице в "Экспликации земель. " проставляются площади земельных участков, предоставляемых в собственность, владение, пользование. При отсутствии таких площадей ставится прочерк.

На 3-й странице также приводятся номера и наименования всех приложений, выдаваемых вместе с государственным актом.

2.12. На странице 7 государственного акта по форме N 2 в таблице "Земли других собственников, владельцев,пользователей и т.д." записываются наименования всех собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, чьи земельные участки расположены внутри закрепляемого земельного массива, площади и номера этих участков на чертеже. Земли запаса и земли, переданные в ведении сельских (поселковых) Советов народных депутатов, показываются в этой таблице как земли постороннего пользования. В этом случае в таблице приводятся название местного Совета народных депутатов, общие площади земель в разрезе населенных пунктов и участков земель запаса, находящихся в его ведении.

2.13. Одновременно составляются и изготовляются приложения к государственному акту.

Приложение N 1 "Список собственников. " составляется при передаче земель колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, в коллективно-долевую собственность граждан. В нем указывается фамилия, имя, отчество гражданина-собственника (без сокращений) и средний размер земельной доли каждого (сельскохозяйственных угодий, в т.ч. пашни, в гектарах).

В приложении N 2 "Список земельных участков с особым режимом использования" указывается номер участка на чертеже границ, наименование территории с особым режимом использования земель, общая площадь, площадь сельскохозяйственных угодий и пашни на участке, установленный режим использования земель. В графе "Установленный режим использования земель" приводится нормативный документ, которым установлен режим на данной территории.

Указанное приложение подписывается председателем районного (межрайонного) комитета по экологии и природопользованию.

2.14. При заполнении таблиц государственного акта и приложений к нему, при наличии чересполосных участков данные заполняются в разрезе каждого чересполосного участка и в целом по землевладению (землепользованию).

2.15. Все таблицы и приложения к государственному акту, чертеж границ подписываются председателем районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.

2.16. Материалы по выдаче государственного акта формируются в землеустроительное дело, которое должно содержать:

а) копию или выписку из решения местного Совета народных депутатов или местной администрации о предоставлении земельного участка в собственность, владение, пользование, а также выдаче государственного акта;

б) выписку из Государственной земельной кадастровой книги;

в) план границ земель, ранее предоставленных в пользование;

г) ведомость вычисления координат точек границ земель или абрис с результатами обмера земельных участков;

д) ведомость вычисления площадей земель, предоставленных в собственность, владение, пользование, и экспликации;

е) перечень нормативных документов, на основании которых установлен особый режим использования земель;

Так или иначе – догма везде устоялась.

А у нас – нет. Точнее так: она почти устоялась в практике ВАС РФ (запись, соединенная с действительным правовым основанием – сделкой и проч. – порождает право), основанной на дореформенном тексте Кодекса. Затем она была отражена в поправках в Кодекс (знаменитая ст. 8.1 ГК).

2. Однако спор о правопорождающей и правоподтверждающей функции регистрации права в реестре важен не только для определения момента перехода права. Выбор регистрационной модели также принципиален для определения момента, с которого недвижимая вещь как объект гражданских прав, как вещь.

К чему такой подход привел в налоговых спорах о налоге на недвижимое имущество, думаю, подробно рассказывать не надо. К катастрофе.

Теперь, видимо, нужно уделить внимание вопросу о том, с какого момента возникает земельный участок как недвижимая вещь.

3. Какие есть подходы к определению этого момента?

Их всего три. Земельный участок как недвижимая вещь сможет считаться возникшим:

А. С момента установления его фактических границ (огораживание, устройство пограничной канавы и проч.);

Б. С момента юридического установления границ (через описание их кадастровым инженером и последующее внесение в кадастр);

В. С момента внесения информации об участке в реестр прав на недвижимые вещи путем регистрации первого права собственности на участок.

(Жаль, что это не понимает гражд.коллегия нашего верх.суда, которая несколько раз высказывалась в том смысле, что раз в ст. 130 ГК нет указания на такой признак недвижимой вещи как установленные границы, то и для появления земельного участка как вещи установление границ не нужно. В этом суждении нет ни юридической логики, ни здравого смысла).

Да, это временной промежуток может быть довольно коротким. Однако это не повод для того, чтобы отмахнуться от вопроса о собственности на участок.

Во-вторых, даже в этот – потенциально короткий промежуток может произойти масса юридически значимых событий, для которых ответ на вопрос о том, кому принадлежит учтенный в кадастре участок будет принципиальным (например, будут наложены аресты, предъявлены вещные иски и проч.).

Базовый ответ для нашего права на этот вопрос должен быть такой.

Кодекс недвусмысленно говорит в п. 2 ст. 8.1 о том, что по общему правилу права на недвижимые вещи возникают с момента внесения записи о праве в реестр. Применение этой нормы вместе с подходом (Б) приводят к парадоксальному ответу. Если участок – недвижимая вещь с момента установления границ, то тогда это … бесхозяйная вещь. Ведь никто же не записан в реестре как собственник участка, следовательно, у него нет собственника. Это абсурдное последствие, и поэтому – неверное. Следовательно, и сам подход (Б) – о том, что участок как вещь возникает с момента кадастрового учета границ – неверный.

Остается вариант (В) – участок приобретает правовой режим недвижимой вещи с момента внесения в реестр прав первой записи о праве собственности на участок. Это, разумеется, может произойти при обязательном условии предварительного кадастрового учета участка, то есть, установления его границ. Следовательно, все рассуждения К.И. Скловского и В.С. Костко о значении границ для существования вещи являются более чем справедливыми.

Однако, разумеется, следует оговориться о том, что являются недвижимыми вещами те земельные участки, права на которые были приобретены до 30.01.1998, то есть, до введения в нашей стране системы правоустанавливающей регистрации в сфере недвижимости. Для того, чтобы такие участки приобрели режим недвижимых вещей у них должны быть установлены границы. Это могут быть как нынешние правила межевания, так и правила, которые действовали ранее; кроме того, граница может быть установлена в результате фактически сложившегося землепользования, длящегося более 15 лет.

Кстати, очевидно, что принятие подхода (В) в качестве верного, требует некоторой модификации взглядов на учтенный в кадастре участок. Он безусловно является объектом правоотношений по кадастровому учету и потому может считаться объектом кадастрового учета, но не объектом вещных прав (вещью).

5. Для того, чтобы более точно разобраться в моменте возникновения участка как вещи, следует также обсудить то, как возникает земельный участок. Возможно, как и в случае с участками, права на которые возникли до введения системы регистрации прав, мы обнаружим исключения из подхода (В).

Навскидку есть четыре случая возникновения участков.

(а) Из публичных земель.

(б) Из частных земель

(в) Путем естественного возникновения

(г) Путем создания

(а) Первый случай – это когда публичное образование (РФ, субъект или муниципалитет) из состава своих земель (то есть, из своего природного ресурса, который не является вещью в смысле частного права, а представляет собой элемент публичного домена, публичной собственности) выделяет некоторую их часть, определяет границы выделенного, регистрирует свое право собственности на вновь образованный участок и затем либо передает право собственности частному лицу, либо заключает обязательственные сделки по поводу участка (договор аренды и проч.).

Напомню, что возникновение права собственности на земельные участки в ходе разграничения земель между тремя уровнями публичных образований – это случай, составляющий исключения из принципа обязательности внесения записи в реестр для целей возникновения права. Это исключение следует из положения ст. 3.1 Вводного закона к Земельному кодексу и признано судебной практикой (известное дело город Сызрань против России, рассмотренное Президиумом ВАС).

Получается, что регистрация права собственности публичного образования в анализируемом случае – не правоустанавливающая, а правоподтверждающая, так как оно к моменту внесения записи уже является собственником – в силу положения закона. Следовательно, аргумент о бесхозяйности, приведенный выше, в описанном случае оказывается неверным. И это означает, что в отношении таких участков подход (Б) – участок это вещь с момента установления границ – вполне применим.

(в) Любопытный случай еще одной возможности для появления участка – это его естественное возникновение при обмелении рек, озер, изменении береговой линии моря или русла реки.

С учетом того, что наше право исходит из принципиального соображения о том, что земли, покрытые водами общего пользования (озера, реки, моря, океаны) это всегда только публичные земли, то здесь будут применимы правила, описанные выше, в пункте (а).

(г) Наконец, вопреки известной шутке Марка Твена, земельный участок можно создать путем искусственного намыва. Если это было сделано публичными образованием, то применяются правила о разграничении земель и, следовательно, релевантным будут правила из пункта (а). А если это сделано частное лицо, то его право на такой участок возникнет только с момента регистрации права в реестре, стало быть, верным будет подход (В).

Таким образом, общий вывод таков: земельный участок приобретает правовой режим недвижимой вещи с момента первой регистрации права собственности на него. Это однако не касается земельных участков, право собственности на которые было приобретено до введения в России системы государственной регистрации прав на недвижимые вещи, а также в отношении земельных участков, находящихся в публичной собственности.

Возможно, я упустил какие-то аргументы в пользу подхода (Б) и (В) и против них. Буду рад вашим комментариям!

При приобретении земельного участка собственники недвижимости могут столкнуться с ситуацией, когда для обеспечения прохода или проезда к своему участку, прокладки и эксплуатации линий электропередачи и других нужд необходимо воспользоваться соседним участком. Возникшую проблему поможет решить установление сервитута. Эксперты Кадастровой палаты рассказали, что такое право ограниченного пользования, как заключить соглашение о частном сервитуте и как его зарегистрировать.

Что такое сервитут?

Сервитут – это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком. Существует два вида сервитута: публичный и частный.

Публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Например, если попасть к водоему общественного пользования и его береговой полосе, к роднику или иному социально значимому объекту можно только через ваш участок, он может быть обременен правом прохода или проезда к этим объектам.

Зачем нужен сервитут?

· для индивидуального доступа к жилищу, когда проход или проезд возможен только через соседний земельный участок;

· для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов;

· для обеспечения других нужд землевладельца.

Таким образом, ограничение на объект недвижимости устанавливается в интересах конкретных лиц.

Как заключить соглашение о сервитуте?

Как правило, сервитут устанавливается по добровольному соглашению сторон или по судебному решению, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Предоставление сервитута на земельный участок требует документального оформления. В этом заинтересован, в первую очередь, будущий обладатель сервитута.

Прежде чем заключать такое соглашение, необходимо определить, установлены ли границы земельного участка, в пределах которых регистрируется ограничение (обременение) в виде частного сервитута. Если сервитут будет установлен на часть земельного участка, и такая часть земельного участка не поставлена на кадастровый учет, необходимо выполнить соответствующие кадастровые работы (межевание). Если же сервитут будет установлен на весь земельный участок, и он стоит на кадастровом учете, то проведение кадастровых работ не требуется.

Чтобы оформить межевой план, содержащий необходимые для государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Если собственник земельного участка согласен установить сервитут, нужно заключить с ним соглашение о сервитуте с указанием:

· кадастрового номера земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут;

· сведений о сторонах соглашения с паспортными данными;

· цели и основания установления сервитута;

· срока действия сервитута (если сервитут не бессрочный);

· размера платы (если сервитут устанавливается за плату);

· прав и обязанностей сторон соглашения, в том числе вашей обязанности после прекращения сервитута привести участок в состояние, соответствующее разрешенному использованию (например, при прокладке коммуникаций засыпать траншею, восстановить плодородный слой почвы и т. д.).

Стоит отметить, что размер платы за сервитут определяется сторонами соглашения об установлении сервитута. Если соглашение не достигнуто – вопрос об установлении сервитута решается в судебном порядке. Как правило, размер платы зависит от множества факторов, поэтому для его определения целесообразно обратиться к специалисту (оценщику).

После завершения регистрационных действий заявитель получит выписку из ЕГРН, содержащую сведения об обременениях, наложенных на земельный участок.

Однако в случае заключения соглашения об установлении сервитута сроком до трех лет, законом допускается установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения кадастровых работ (межевания), без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Добавим, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Читайте также: