Права и обязанности собственника тп в отношении субабонентов

Обновлено: 04.05.2024

Статья о том, как "Правила функционирования розничных рынков электроэнергии. " регламентируют взаимоотношения потребителей и субабонентов.

Проблема отношений между потребителем электроэнергии и субабонентом (потребляющим электроэнергию за счет присоединения к энергоустановкам первого) долго оставалась вне интересов законодателя. Однако с принятием Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики [1] ситуация изменилась. Теперь законодательство пусть и далеко не идеально, но помогает разрешить некоторые вопросы взаимоотношений "потребитель - субабонент".

Прежде всего, необходимо отметить, что подключение субабонента несет для основного потребителя немало отрицательных моментов. Это и зависимость от платежной дисциплины последнего, как следствие — кассовые разрывы по платежам за потребленную энергию, и невозможность взимать с субабонента плату за содержание либо пользование энергообъектом, к которому он присоединен, и отсутствие четкого порядка введения для субабонента ограничений по потреблению электроэнергии и т.д.

Произвольное отключение субабонента является нарушением п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг [2]. Согласно этой норме, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Правомерно ограничить доступ субабонента к электроэнергии можно только в случае, если он либо является бездоговорным потребителем либо нарушает свои обязанности по срокам оплаты по договору с самим потребителем или поставщиком энергии.

Чтобы юридически грамотно выстроить отношения основного потребителя электроэнергии с субабонентом, необходимо найти ответ на вопрос о юридической природе их отношений. Не решив этот вопрос, основной потребитель электроэнергии и его юристы не смогут минимизировать финансовые риски и защититься от кассовых разрывов.

Купля-продажа или неосновательное обогащение? Интересную позицию по этому вопросу выработал Научно-консультационный совет при Федеральном арбитражном суде Уральского округа [3]. Согласно этой позиции, между абонентом продавца электрической энергии и субабонентом не возникает договорных отношений купли-продажи электрической энергии. Потребитель, энергопринимающее устройство которого опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации, приобретает электрическую энергию непосредственно у энергосбытовой организации или гарантирующего поставщика. При потреблении субабонентом электрической энергии, приобретенной абонентом, взыскание стоимости электрической энергии производится по правилам о неосновательном обогащении (гл.60 Гражданского кодекса РФ), если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Несмотря на определенную недосказанность, внутреннюю противоречивость и системную несогласованность с иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в электроэнергетике, данную рекомендацию, скорее всего, суды будут использовать на практике. Если следовать ей, то необходимо понять, в чем же суть отношений по оплате основному потребителю объема энергии, которую потребил субабонент.

Таким образом, агентская схема вряд ли соответствует существу соглашений основного потребителя и субабонента.

Однако если субабонент отказывается урегулировать отношения на условиях основного потребителя, выставившего счет, то от ответа по поводу природы данных отношений не уйти. Ведь подавая иск в арбитражный суд о взыскании долга, основному потребителю необходимо указать основание возникновения долга, что невозможно без определения юридической природы взаимоотношений.

Если это не является отношениями по купле-продаже электрической энергии, значит, это либо договор энергоснабжения, либо соглашение по возврату (компенсации) неосновательного обогащения.

В первом случае (договор энергоснабжения) решение проблемы с кассовым разрывом для основного потребителя энергии становится нерешаемым в принципе. Так как данные отношения не урегулированы специальными нормативными актами, следует, согласно п.4 ст.529 ГК РФ, руководствоваться ст.546 ГК РФ, позволяющей расторгать договор только за неоднократное нарушение сроков оплаты. Правда, если допустить аналогию о календарном месяце как расчетном периоде, то неплатежи за 2 месяца дадут основание прекратить эти фактические договорные отношения.

То есть существование иных первичных договорных конструкций, опосредствующих потребление энергии, Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики не признают. Таким образом, формально, какой бы договор ни лег в основу отношений между основным потребителем и субабонентом, последний всегда будет бездоговорным потребителем.

А значит, здесь применимы нормы о неосновательном обогащении, предусматривающие обязанность для лица, без договора получившего энергию за счет другого лица, возместить ее стоимость.

Так можно ли отключить субабонента?

К сожалению, в отсутствие четкого и прямого законодательного регулирования этого вопроса, приведенная точка зрения автора в некоторых моментах может показаться спорной с позиции деловой практики. Однако юридически и формально-логически, на наш взгляд, она представляется наиболее верной.

Как законно получить от субабонента плату за использование энергообъекта?

Необходимо рассмотреть еще одну проблему в отношениях с субабонентом — фактическую безвозмездность использования последним энергоустановок, к которым он подключился. В существующей конфигурации рынка и законодательства задачу для основного потребителя энергии следует обозначить не как прекращение фактического использования энергообъекта другим лицом, а как законное взимание платы с субабонента в возмещение расходов на содержание своих объектов.

Напрямую законодательно предусмотрен только один вариант для такого возмещения — защита тарифа на передачу энергии через свои энергоустановки. Однако экономически этот вариант часто не оправдывает себя (особенно если электросетевой комплекс потребителя невелик), учитывая вероятный размер тарифа в силу ограничений предельных уровней цен на электрическую энергию.

Как разновидность такого решения, может быть вариант с заключением договора аренды с субабонентом, который был бы выведен на прямой договор с энергосбытовой организацией, либо передача ему доли в праве собственности на электроустановки основного потребителя. Стимулом для субабонента для избрания такой схемы может быть возможность увеличения фактического уровня напряжения и экономия в разнице тарифов, дифференцированных в зависимости от уровня напряжения электрической сети, на котором присоединена энергоустановка. Разница в тарифе (ее часть) может быть установлена как арендная плата. Но вариант со сдачей сетей в аренду или передачей в собственность осложнен, в основном, отсутствием контрагента, готового предложить приемлемую цену договора.

Возможны и другие варианты, но важно, что каждый из них надо коррелировать с требованиями не только гражданского законодательства, но, в первую очередь, законодательства о защите конкуренции и о ценообразовании.

Конечно, нет универсального способа получения средств от субабонентов, удовлетворяющего требованиям сразу всех собственников электросетевого хозяйства. Каждый из таких вариантов требует не только детальной юридической проработки, но и экономического анализа.

Автор статьи Иван Елисеев, бывший сотрудник ИНТЕЛЛЕКТ-С.

Статья опубликована в журнале "ИНТЕЛЛЕКТ-ПРЕСС" (№16/2010 г.)

[1] Утв. Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006.

[2] Утв. Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004.

[3] См. Рекомендации, разработанные по итогам заседания Научно-консультационного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа, состоявшегося 13-14 мая 2008 г.

Несмотря кажущуюся урегулированность вопросов выявления и постановки на учет бесхозяйных инженерных коммуникаций, эта проблема решается очень непросто. Признавать сети бесхозяйными имеет право орган местного самоуправления, однако часто он это делать отказывается, максимально затягивая процедуру. Результат - небезопасная эксплуатация никем не обслуживаемых инженерных коммуникаций и общая безнадзорность. С 02.07.2021 изменился порядок выявления таких объектов.

В чем суть проблемы с бесхозяйными объектами теплоснабжения

Сам подход, что в земле может лежать труба теплоснабжения, у которой нет хозяина – выглядит странным и необоснованным, поскольку проложению труб как линейных объектов предшествуют процедуры получения и согласования технических условий на подключение. То есть, нельзя сказать, что сети инженерно-технического обеспечения (далее – сети ИТО) выявляются в земле сами собой и появляются там случайно. Поэтому в большинстве случаев, проблемы с бесхозяйными объектами теплоснабжения имеют рукотворный характер и создаются вследствие некомпетентной градостроительной политики органов местного самоуправления.

Чтобы построить дом, нужно подвести под него сеть теплоснабжения (и другие сети ИТО). После того, как застройщик строит сеть, он подключает дом к сетям ИТО и получает разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Между тем, орган местного самоуправления и застройщик в большинстве муниципальных образований, как правило устраняется от регистрации права собственности на подводящие к дому сети и последующему отказу от права собственности на них. В дальнейшем управляющая организация или ТСЖ устанавливают в договоре ресурсоснабжения границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по стене многоквартирного дома, после чего кусок подводящей трубы оказывается брошенным и никем не обслуживаемым.

Чем больше новых домов с непереданными внешними сетями, тем больше бесхозяйных объектов теплоснабжения в городе. Если данная проблема не решается десятилетиями, то число таких участков в каждом крупном городе уходит за несколько сотен, однако детонировать (создавать проблемы) они начинают лишь спустя некоторое время по мере износа (пока сеть новая, будучи брошенной, она не создает никому проблем). Конечно, по такой практике рукотворного создания проблемы с бесхозом идут не все города, однако в десятках муниципальных образований ситуация по бесхозяйным сетям укладывается в приведенное выше описание и ничего не меняется годами.

1. Теплоснабжающие организации получили возможность закладывать в тариф затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию такого объекта теплоснабжения. Это значит, что эксплуатация бесхозяйных сетей будет осуществляться не бесплатно. Ранее ряд теплоснабжающих организаций имели проблемы по установлению тарифов на бесхозяйные сети по причине того, что не могли подтвердить право собственности на эти объекты (п. 1).

2. В течение 60 дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления обязан:

- обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики;

- провести проверку наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения;

- обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения;

- обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.

Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления (п. 6).

Данный алгоритм носит понятный характер, прежде всего, по действиям органа местного самоуправления. Однако мы сталкиваемся с ситуациями, когда местные власти отказываются считать тепловые сети бесхозяйными объектами (например, указывая, что тепловые сети являются общим имуществом через ст. 36 ЖК РФ или имуществом застройщика через ст. 218 ГК РФ). В таком случае реализовать описанную выше процедуру будет невозможно.

С учетом того, что до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения (п. 6.1) сценарий затягивания местными властями решения данного вопроса – очень вероятен.

Между тем, с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения и до определения организации по содержанию и обслуживанию именно местные власти отвечают за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения (п. 6.5).

3. Кроме того, орган местного самоуправления:

- организует приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями безопасности и (или) подготовку и утверждение документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе с привлечением на возмездной основе третьих лиц (п. 6.2);

- направляет в Ростехнадзор заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения (п. 6.3).

4. После принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения (но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения) орган местного самоуправления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой соединены с бесхозяйным участком сети.

Такие действия осуществляются только в том случае, если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в экспл

уатацию указанных объектов теплоснабжения. При этом сам бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения (п. 6.4).

Датой определения организации по содержанию и обслуживанию считается дата вступления в силу решения об определении организации по содержанию и обслуживанию, принятого органом местного самоуправления (п. 6.5).

Почему местные власти будут решать последствия, а не устранять причину бесхоза

Нововведения Закона №348 связаны с тем, что количество бесхоза по тепловым сетям становится все больше и это создает угрозу для стабильного теплоснабжения в рамках утвержденных схем теплоснабжения. Между тем, нововведения Закона № 348 – это устранение следствий проблемы, а не причины бесхоза, которая кроется в том, что застройщики новых домов не регистрируют право собственности на сети ИТО и не передают их в муниципальную казну в установленном порядке (справедливости ради отметим, что и муниципалитет не особо рад принимать сети ИТО на свой баланс).

Механизм решения проблемы с бесхозяйными сетями мог бы быть выстроен следующим образом:

1. В отношении вновь возводимых объектов в муниципальном образовании необходимо утвердить Порядок приема сетей инженерно-технического обеспечения (далее – сети ИТО) от застройщиков в орган местного самоуправления при строительстве новых объектов капитального строительства.

В таком случае в отношении каждого вновь построенного многоквартирного дома сеть от точки подключения (врезки) до внешней стены будет передаваться в муниципальную казну для последующей передачи этих сетей ресурсоснабжающим организациям.

Для того, чтобы передать эти сети, все застройщики должны регистрировать право собственности на застройщика по сетям ИТО (ст. 218 ГК РФ), чтобы в дальнейшем отказываться от них в пользу муниципалитета (который не должен препятствовать полноценной передаче такого рода объектов). Эти простые действия способны уменьшить количество имеющегося бесхоза по сетям ИТО.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся утверждение правил землепользования и застройки городских округов (пп. 3 п. 3 ст. 8 ГК РФ).

Таким образом, Порядок приема сетей инженерно-технического обеспечения (далее – сети ИТО) от застройщиков в орган местного самоуправления при строительстве новых объектов капитального строительства можно или включить в Правила землепользования и застройки города или принять в виде отдельного документа. Задавать правила игры по застройке и не допускать бесхоза – прямые полномочия органа местного самоуправления.

Безусловно, для проработки данных вопросов необходимы совместные консультации между застройщиками, органом местного самоуправления, управляющими организациями, РСО и тарифным органом (поскольку данные сети нужно будет заложить в тарифе на обслуживание). Очевидно, что ЖКХ-цеху нужно понимание, как будет работать механизм передачи сетей ИТО по новым домам.

2. В отношении уже построенных (сданных) в последние 10-15 лет объектов – проблему решить сложнее, потому что заставить застройщика что-то сделать после того, как дом построен и много лет эксплуатируется – непросто (тем более, что многие застройщики могли перестать существовать, а зарытые в земле сети – остались).

На первый взгляд, есть два варианта решения бесхозяйных сетей по уже построенным МКД (помимо алгоритма, который установлен в Законе № 348):

- принимать сети на основании решения судов и прописать это в нормативном акте (например, по решениям судов по преддоговорным спорам РСО или по решениям судов с органом местного самоуправления).

Решить проблему с бесхозяйными объектами теплоснабжения крайне непросто, но жизненно необходимо. Эти сети – самые опасные и ненадлежащее их содержание способно привести к беде и человеческим жертвам.


У большинства предприятий, которые возводились еще в советское время, схемы электроснабжения выглядят примерно так:

схемы электроснабжения

Раньше, ещё до реформирования электроэнергетики, было всё равно кто и в каком количестве запитан от сетей предприятия. Так что предприятия массово подключали к своим сетям тех, кто находился в непосредственной близости.

Зачастую, подключившийся к сетям предприятия потребитель (не важно, юридическое лицо, общежитие или гаражный кооператив) заключал договор поставки электроэнергии с самим предприятием, а не с энергосбытом. Таких потребителей стали называть субабонентами, то есть абонентами абонентов энергосбытов.

абоненты абонентов энергосбыта

Важно! Отключить субабонента от своих сетей возможно только в единственном случае — если сам субабонент принял такое решение.

То есть, собственник объектов электросетевого хозяйства (предприятие) при подключении иных потребителей ограничен в праве распоряжения этими объектами. Он не может их демонтировать (ведь если нет электрических сетей, то нет и перетока через них), а также не может отключить субабонетов, не важно платят они или нет.

Законодательство и в этом отношении также не на стороне собственников объектов электросетевого хозяйства, к которым подключены иные потребители. Денежные средства за переток через свои сети предприятие может получать только в случае, если у него есть статус сетевой организации. Иначе заключение любых договоров, по которым субабоненты оплачивают потребителями, к чьим сетям подключены, денежные средства за обслуживание сетей, не законно.

Получить статус сетевой организации тоже не просто. Нужно, чтобы предприятие соответствовало критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Наиболее трудновыполнимые из которых это:

  • Владение трансформаторными или иными подстанциями суммой номинальных мощностей не менее 10 МВА.
  • Владение линиями электропередач, непосредственно подключенным к подстанциям, суммой протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 уровней напряжения.

Критерии введены Правительством РФ для сокращения числа сетевых организаций.

Позиция законодателя, когда:

  • от сетей предприятия запитаны сторонние потребители;
  • отключить их нельзя, так как это будет препятствием перетоку электроэнергии;
  • невозможно компенсировать затраты на обслуживание сетей и потери в сетях, так как предприятие не соответствует критериям, установленным для сетевых организаций

мягко говоря, не нравится многим потребителям.

Один из таких потребителей в 2019 году обратился в Конституционный суд РФ за отстаиванием своих интересов и добился того, что вышеописанное положение дел было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации. Было принято решение, что Правительству РФ надлежит установить правовой механизм возмещения расходов собственникам объектов электросетевого хозяйства.

Многие потребители с субабонентами возлагали на это решение большие надежды, однако принципиально ничего не изменилось. Во-первых, компенсации теперь подлежат только потери электроэнергии и не подлежит содержание электрических сетей (основная часть расходов на обслуживание субабонентов).

Во-вторых, на компенсацию потерь могут рассчитывать только субъекты электроэнергетики, одновременно выполняющие все нижеперечисленные условия:

  • Владелец объектов электросетевого хозяйства в настоящее время не оказывает услуги по передаче электроэнергии;
  • Ранее имел статус территориальной сетевой организации;
  • Во время функционирования в качестве сетевой организации подключил к своим сетям потребителя в ходе процедуры технологического присоединения в соответствии с правилами технологического присоединения;
  • Подключенные электроустановки не являются генерирующим оборудованием;
  • Подключенные электроустановки не расположены внутри зданий с напряжением ниже 1 кВ.

Таким образом, решение Конституционного суда было формально выполнено. Однако, требования к владельцу объектов электросетевого хозяйства, который желает компенсировать затраты на обслуживание субабонентов, являются практически невыполнимыми.

Что же делать с субабонентами, которые не желают отключаться от сетей предприятия?

Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

Передавать электроэнергию в смысле оказывать услугу по передаче электроэнергии потребитель не может, так как в этом случае он будет выступать в качестве сетевой организации. То есть, однозначно не должен спрашивать ни у кого разрешения на передачу электроэнергии, так как это его основная деятельность и объект, по которому осуществляется передача электроэнергии, включен в тарифное регулирование.

Таким образом, целесообразно называть подключенных к сетям предприятия потребителей электрической энергии следующим образом:

  • Субабонент — потребитель, подключенный к сетям предприятия, имеющий заключенный с предприятием договор поставки электроэнергии.
  • Транзитный потребитель — потребитель, подключенный к сетям предприятия, НЕ имеющий заключенный с предприятием договор поставки электроэнергии (договор заключен с третьими лицами)

Транзитный потребитель

Путь первый. Передать в аренду питающую подстанцию, от которой запитаны иные потребители.

выгодная схема энергоснабжения

Такая схема является самой выгодной для предприятия, так как:

  • Субабоненты и транзитные потребители больше не подключены к сетям предприятия.
  • Предприятие больше не оплачивает денежные средства за обслуживание подстанции, а также за потери в сданных в аренду объектах электросетевого хозяйства. То есть, оплачиваемый объем потребления уменьшается.
  • Сетевая организация оплачивает предприятию денежные средства по договору аренды.

В каждом регионе РФ помимо основной электросетевой организации, которая образовалась в результате разделения акционерных обществ энергетики и электрификации, функционируют от 3-5 до нескольких десятков электросетевых организаций, которые заинтересованы в том, чтобы взять в аренду у потребителей объекты электросетевого хозяйства.

При передаче питающей подстанции сетевой организации в аренду специалистам предприятия нужно отследить, чтобы предприятие не перешло на расчеты за услуги по передаче электроэнергии по более низкому уровню напряжения. Ведь в этом случае значительно увеличатся затраты на электроснабжение.

Путь второй. Организовать свою энергосбытовую организацию.

Но есть категория предприятий, которые на перепродаже электроэнергии субабонентам организовали отдельный энергосбытовой бизнес. Для этих целей зачастую они регистрируют отдельное юридическое лицо – энергосбытовую организацию.

еще одна схема энергоснабжения

Продать электроэнергию дешевле, чем приобрели они не могут. Следовательно, к цене купленной электроэнергии они прибавляют свою надбавку. Очень часто такая надбавка скрыта от субабонента и составляет разницу в тарифах на услуги по передаче электроэнергии по разным уровням напряжения. Субабонент опосредовано подключен к сетям сетевой организации через электроустановки предприятия, а значит должен оплачивать услуги по передаче по такому же уровню напряжения, что и само предприятие. Например, по уровню напряжения ВН. Но, поскольку субабоненты подключены по сетям, скажем, 10 кВ, что соответствует уровню напряжения СН2 – по этому уровню напряжения предприятие и выставляет субабонентам отчетные документы по договорам энергоснабжения. А разница в тарифах на услуги по передаче электроэнергии по уровням напряжения – это сотни рублей за МВтч.

С одной стороны, предприятие или дочерняя энергосбытовая организация не нарушает действующее законодательство, так как не является гарантирующим поставщиком и, соответственно, продает электроэнергию по свободным нерегулируемым ценам. Прописано в договоре СН2 – так и выставляет.

С другой стороны, субабонент может перейти на электроснабжение к гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого находится, а гарантирующий поставщик обязан принять его на электроснабжение и выставить конечную стоимость электроснабжения по уроню напряжения ВН в рассматриваемом случае.

Кроме того, субабоненты, которые понимают, что могли бы платить меньше за электроэнергию, зачастую обращаются в суд за компенсацией затрат в размере разницы уровней напряжения.

Предприятие не является квалифицированным участником рынка электроэнергетики, всё-таки основная его деятельность – это выпуск продукции, а не энергосбытовая деятельность. В результате не редки случаи, когда по результатам судебных разбирательств предприятие вынуждено компенсировать субабоненту разницу в уровнях напряжения за последние 3 года.

Кроме того, с 1 июля 2020 года планировалось введение лицензирования энергосбытовой деятельности. В настоящее время дата перенесена на год и ожидается, что в дальнейшем эту инициативу отменят вовсе. Однако, не исключено, что лицензирование энергосбытовой деятельности все-таки будет введено.

Так что ведение энергосбытовой деятельности требует от персонала предприятия владения соответствующими компетенциями, отсутствие которых может привести к существенным правовым рискам.

Предприятие не может отключить субабонентов. Но если оно не хочет формировать у себя энергосбытовую организацию и выстраивать бизнес-процессы по работе с субабонентами, в том числе по оплате задолженности, предприятие может расторгнуть с субабонентами договорные отношения и перевести их в транзитные потребители. В этом случае согласие субабонентов не обязательно.

транзитные потребители

Между предприятием и субабонентом заключен договор поставки электроэнергии. Предприятие может расторгнуть этот договор согласно его условиям или не пролонгировать на новый период. В этом случае субабонент должен обратиться за заключением договора к гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого находится, а гарантирующий поставщик обязан принять такого потребителя на электроснабжение и заключить с ним соответствующий договор.

Во-первых.

Но эта проблема решается сравнительно просто. Если субабонент не заключит с гарантирующим поставщиком соответствующий договор, для него наступают обстоятельства бездоговорного потребления. Другими словами, его должны отключить от внешней электрической сети, а если нет, то потребление будет рассчитываться как бездоговорное – по токовой нагрузке вводного провода/кабеля. Нужно в понятной форме донести это до субабонента, и тогда процесс заключения договора между гарантирующим поставщиком и субабонентом значительно ускоряется.

В крайнем случае придется уведомить сетевую организации о бездоговорном потреблении после расторжения договора с субабонентом и, может быть, отключить его от внешней электрической сети. Не очень приятная процедура, но закон здесь на стороны предприятия.

Во-вторых.

у субабонента в Акте об осуществлении технологического присоединения или Акте разграничения балансовой принадлежности могут отсутствовать данные о величине максимальной мощности, а зачастую и вовсе отсутствуют данные акты. То есть, субабонент фактически подключен к внешней электрической сети через предприятие, а юридически нет.

В этом случае технологическое присоединение субабонента нужно узаконить. В настоящее время для этого чаще всего используется соглашение о перераспределении максимальной мощности.

Для гарантирующего поставщика, с которым у предприятия заключен договор поставки электроэнергии, да и для сетевой организации, к сетям которой подключено предприятие, до момента расторжения договорных отношений между предприятием и субабонентами, последние как правило не представляют какого-либо интереса.

Есть предприятие, у которого в документах о технологическом присоединении указана величина максимальной мощности. Превышение максимальной мощности контролируется. Но если предприятие приобретает электрическую энергию в пределах максимальной мощности, квалифицированным участникам розничного рынка электроэнергии все равно, куда идет потребляемая электроэнергии – на производственные нужны предприятия или передается субабонентам.

Между предприятием с субабонентом заключается соглашение о перераспределении максимальной мощности. Сетевая организация, к сетям которой подключено предприятие, оформляет Акты об осуществлении технологического присоединения для предприятия (уменьшает объем его максимальной мощности) и для субабонента.

Соглашение о перераспределении максимальной мощности не может быть заключено, если технологическое присоединение предприятия было осуществлено после 1 января 2009 года. Кроме того, не могут отдавать мощность для перераспределения следующие группы потребителей:

  • юридические лица и индивидуальные предприниматели имеющие максимальную мощность до 150 кВт (включительно) и 3 категорию надежности;
  • потребители, технологическое присоединение которых осуществлено по временной схеме электроснабжения;
  • физические лица с максимальной мощностью до 15 кВт (включительно);
  • лица, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения объектов к единой национальной (общероссийской) электрической сети;
  • лица, не внесшие плату за технологическое присоединение либо внесшие плату за технологическое присоединение не в полном объеме

После завершения процедуры перераспределения максимальной мощности субабонент становится опосредованно подключенным к сетям сетевой организации через энергопринимающие устройства предприятия. А значит субабонент может заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Выводы

Если у предприятия есть субабоненты и они подключены к питающей подстанции, от которой запитано само предприятие, то подстанцию можно сдать в аренду сетевой организации. Это самый выгодный путь, так как предприятие не просто забудет о существовании субабонентов, но и получит снижение своего потребления в объеме потерь в подстанции, перестанет обслуживать подстанцию – это будет делать персонал сетевой организации, а также получать арендную плату за сданную в аренду подстанцию.

Если технологическое присоединение субабонента надлежащим образом не оформлено, можно заключить соглашение о перераспределении максимальной мощности, по которому предприятие передаст часть своей максимальной мощности субабоненту.

В случае, когда у предприятия отсутствуют субабоненты и поступило предложение о технологическом присоединении к его сетям, советую крепко подумать. Ведь подключив субабонента или транзитного потребителя, отключить его потом от своих сетей будет уже невозможно.

Так что доброта или сиюминутная выгода могут впоследствии обернуться проблемами, которые в действующих правилах полностью решить нельзя. Можно только минимизировать негативный эффект от них.

Каждое предприятие для того чтобы иметь возможность получать энергоснабжение должно быть подключено к электрическим сетям. Оно может быть подключено напрямую к сетям электросетевой организации или подключено через сети другого предприятия. Второй вариант подключения называется опосредованным присоединением.

Под опосредствованным присоединением понимают присоединение потребителя к электрическим сетям сетевой организации через электросетевые объекты других потребителей.

Такая схема была распространена раньше когда, строились гигантские заводы, которые требовали больших мощностей. каждое такое предприятие имело свое сетевое оборудование. К сетям предприятия обычно подключались все более мелкие предприятия в округе.

Опосредованное присоединение. Субабоненты и транзитные потребители

Участники схемы опосредованного присоединения к электрическим сетям

Предприятие, которое владеет объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей и не оказывающее услуг по передаче электроэнергии (т.е. не имеющая статуса сетевой организации) называется Иной владелец сетей (ИВС).

Подключение к такому предприятию и называется опосредованным.

Предприятия, подключенные к сетям ИВС могут быть субабонентами или транзитными потребителями.

Субабоненты – предприятия которые подключены к ИВС и не имеют прямого договора с энергоснабжающей организацией. Счета за электроэнергию им перевыставляет предприятие, к которому они подключены, путем вычитания объема потребления субабонентов из общего объема.

Транзитные потребители – предприятия, подключенные к ИВС, но находящиеся на прямом договоре с энергоснабжающей компанией. Оплачивают счета они напрямую поставщику электроэнергии.

Какие проблемы могут возникать у субабонентов и транзитных потребителей:

Переплата за электроэнергию

Транзитные потребители

Наиболее часто встречающаяся проблема – это расчеты за энергоснабжение с применением более низкого уровня напряжения.

По правилам, если предприятие подключено к электрической сети опосредованно, то энергоснабжение должно осуществляться по тому же уровню что и у ИВС.

  • Транзитный потребитель может не знать о том, что его рассчитывают по неправильному уровню напряжения и будет каждый месяц переплачивать
  • Предприятие ИВС может не выдавать свой акт о технологического присоединения, по которому можно доказать уровень, по которому он подключен к сети, соответственно расчеты также будут проводиться исходя из информации, которая есть в акте технологического присоединения транзитного потребителя по уровню ниже.

Также бывает ситуации, когда ИВС отказывается от статуса сетевой компании. Транзитные потребители должны перейти на уровень ИВС, но они об этом не знают и продолжают переплачивать за электроэнергию.

“Зарабатывает” в этом случае энергосбытовая компания и это не законно.

В этом случае необходимо провести проверку правильности расчетов за электроэнергию.

Выявив несоответствие, по законодательству можно вернуть переплату за три года.

  • Поставщик электроэнергии: независимая энергосбытовая компания ООО “НЭТ”
  • Технологическое присоединение осуществлено от Иного владельца сетей (ИВС)
  • Среднемесячный объем потребления: 250 000 кВтч
  1. Потребителя рассчитывали по более низкому уровню напряжения СН2. Правильный уровень тарифного напряжения-ВН, т.к. уровень напряжения источника питания ИВС ПС-110/6/6 кВ и граница балансовой принадлежности находится в РП в этой ПС
  2. Клиент переплачивал 300000 руб. в месяц

Субабоненты

Субабонентам счета перевыставляет сам ИВС. Законодательством этот вопрос не регулируется. Поэтому ИВС может покупать электроэнергию по своему уровню напряжения, а перевыставлять счета по более низкому уровню.

Тем самым субабонент будет переплачивать, то есть платить больше, чем если бы он платил являясь транзитным потребителем.

Выход из этой ситуации – перейти на энергоснабжение на прямой договор с гарантирующим поставщиком.

Но для того, чтобы это сделать необходимо иметь акт о технологическом присоединении. У субабонентов его как правило нет. Акт может выдать сам ИВС, “перераспределив” свою мощность и тут все зависит от собственника предприятия.

Если предприятию выгодно избавиться от лишней мощности, то проблем не возникнет. Уже несколько лет планируется утвердить постановление об оплате резервируемой (неиспользуемой) мощности. В конце концов это постановление утвердят и держать у себя лишнюю мощность может стать не выгодно.

Также некоторым предприятием выгодно перейти на первую ценовую категорию, а использовать ее могут только предприятия с максимальной мощностью до 670 кВт.

В остальных случаях все зависит от того, как получится договорится с ИВС.

Для перераспределения мощности подписывается трехстороннее соглашение или выдается акт о технологическом присоединении подписанный тремя сторонами.

Но в случае, если ИВС откажется – повлиять на него вы никак не сможете. Остается вариант получать новое технологическое присоединение к электрическим сетям.

В зависимости от ситуации с сетевым хозяйством в регионе будет зависеть цена и сроки технологического присоединения.

  1. Предприятие розничной торговли. Арендует помещение в торговом центре.
  1. Сеть магазинов розничной торговли в 10 регионах Российской Федерации. Многие из магазинов находились в аренде в торговых центрах.

Аварийные ситуации

Если на сетях предприятия произойдет авария и оборудование выйдет из строя, предприятие может не иметь финансовых возможностей или желания восстанавливать их. Таких обязательств оно не имеет.

В этом случае субабонент/транзитный потребитель останется без электроэнергии.

Ситуация патовая, выходом из нее является получение нового технологического присоединения с подключением к сетевой организации.

Пример

Производственное предприятие в Челябинской области.

Предприятие было запитано опосредованно через сети обанкротившегося предприятия.

Постоянно происходили аварии на питающем кабеле, были простои, все транзитные потребители за свой счет восстанавливали кабель.

Энергомарт провел работу и помог получить предприятию новое технологическое присоединение с увеличением максимальной мощности, которой так же предприятию не хватало.

Расторжение договора энергоснабжения

Субабоненты

ИВС может захотеть избавить себя от необходимости перевыставлять счета и заниматься сбором денег и расторгнуть договор.

В этом случае субабонент должен будет перейти на обслуживание к гарантирующему поставщику.

Для того чтобы заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком понадобиться акт о технологическом присоединении.

Пример

Предприятие розничной торговли арендовало помещение в торговом центре.

Счета за электроэнергию перевыставлял арендодатель. Собственнику торгового центра надоело заниматься расчетами, решать вопросы энергоснабжения и устранять аварийные ситуации и он предложил предприятию перейти на прямой договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Собственник выделил мощность и выдал акт о технологическом присоединении для беспрепятственного заключения договора.

Навязывание договора обслуживания сетевого оборудования

ИВС не являясь сетевой организацией, не может компенсировать свои затраты на обслуживание оборудования. Но и также у него нет обязанности следить за этим оборудованием.

Поэтому если сети предприятию не очень то и нужны, может сложиться ситуация когда они приходят в негодность а предприятие их не восстанавливает.

Также неудивительно желание предприятия разделить свои затраты на обслуживание со всеми предприятиями, которые пользуются данным оборудованием.

Бывают случаи когда ИВС предлагает подписать договор обслуживания.

Такие договора не являются законными но субабоненты и транзитные потребители могут идти на это, чтобы не остаться в конце концов без электроэнергии.

Более законным способом является соглашение об оплате потерь, которые также ложаться на плечи ИВС.

Пример:

Производственное предприятие было запитано от бесхозной линии.

У линии появился собственник и предложил подписать договор техобслуживания. Предприятие отказалось и собственник отключил его.

На текущий момент Энергомарт и сопровождает технологическое присоединение нового к сетям сетевой организации и к сетям ИВС.

Субабоненты и транзитные потребители сталкиваются с разными неприятными ситуациями. В каждой ситуации следует разбираться индивидуально, чтобы не навредить (не оставить производство без энергоснабжения) и получить оптимальные условия энергоснабжения (не переплачивать за электроэнергию).


Автор: Тамилла Унщикова

Руководитель офиса продаж. Эксперт по вопросам связанным с технологическим присоединением и электроснабжением потребителей. Одно из направлений деятельности - сопровождение технологического присоединения к электросетям с оптимальными условиями. Прямой телефон: 8 800 500 10 25 доб. 270

Читайте также: